Научная статья на тему 'Профессионально важные психофизические качества пожарных'

Профессионально важные психофизические качества пожарных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2533
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные психофизические качества пожарных»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПОЖАРНЫХ

Ю. В. Селезнев, начальник Учебного центра ГПС

г. Надым

Как показывает изучение специальной литературы (1-3; и др.), данных о содержании психофизической подготовки пожарников не имеется. В то же время практика подготовки таких специалистов нуждается в подобных рекомендациях. В этой связи возникает проблема разработки содержания про-фессионально-прикладной психофизической подготовки курсантов учебных центров Государственной противопожарной службы (ГПС).

Анализ учебной документации Учебных центров ГПС, ведущих подготовку специалистов этого направления, показал, что в процессе физических занятий курсантов не уделяется должного внимания специфическим особенностям профессии. Поэтому можно предполагать наличие проблемной ситуации, которая заключается в недостаточной психофизической подготовленности специалистов, что ведет к негативным профессиональным последствиям и обусловлено отсутствием научно-методических разработок.

Профессиональная деятельность пожарника связана с приложением максимальных мышечных усилий (подъем, переноска грузов и т. п.); выполнением технических действий продолжительное время; перемещением в затрудненных условиях, связанных с падением; работой на высоте и малой опоре; продолжительным статическим напряжением; недостатком кислорода; внезапным появлением на пути движения падающих предметов; высокой ответственностью за жизнь спасаемых людей; координацией совместных действий с сотрудниками, работающими в группе; высокой степенью психического напряжения.

Выполняя такую работу, специалист должен обладать достаточно высоким уровнем развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости) при тушении пожара, спасении пострадавших, переноске грузов и т. п., а также развитием психофизиологических качеств (устойчивости, переключения, распределения, объема внимания; быстроты восприятия ситуации; решительности, смелости; эмоциональной и вестибулярной устойчивости и т. п.). Важное значение в работе пожарника имеют такие качества, как совершенная сенсомо-торная координация, способность к широкому распределению и быстрому переключению внимания, быстрота реакции и быстрота микро действий.

Как показывают результаты наших наблюдений, физическая подготовка курсантов не обеспечивает достаточной психофизической подготовленности. В то же время профессия пожарника предъявляет высокие требования к психофизической и функциональной готовности будущего специалиста.

По нашему мнению, задачами профессионально-приклад-ной физической подготовки при подготовке специалистов, чья деятельность аналогична деятельности пожарника, должны быть следующие:

- развитие общей и скоростной выносливости, ловкости и силы мышц рук, ног, спины, динамической выносливости кистей, рук, плечевого пояса и спины;

- формирование чувства пространства, времени, объема усилий; зрительной ориентации, слуха, вестибулярной устойчивости, координации движений;

- развитие быстроты и точности восприятия окружающей обстановки, высокой скорости и точности сенсомотор-ных реакций, распределения, высокой интенсивности, переключения и устойчивости внимания;

- воспитание высокой эмоциональной устойчивости, самообладания, дисциплинированности, настойчивости, решительности, смелости; быстроты и точности определения скорости движения и пространственных отношений движущихся предметов;

- повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности.

Учитывая перечень этих задач, на основе логического анализа мы выделили основную группу профессионально важных психофизических качеств, необходимых для специа-листов-пожарников. К таким качествам относятся: сила, выносливость, быстрота, внимание (объем, устойчивость, переключение, распределение); быстрота реакции на движущийся объект, вестибулярная устойчивость, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность.

В утвержденной программе физической подготовки недостаточно уделяется внимания содержанию и организации ППФП выпускаемых специалистов-пожарников. Исходя из этого можно предположить, что курсанты Учебного центра -будущие пожарники - не имеют адекватного представления о требованиях профессии к их психофизической подготовке, а сами они не обладают необходимым уровнем психофизической подготовленности для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Для проверки этих предположений было проведено три поисковых исследования: первое предполагало проведение опроса специалистов - пожарников в целях выявления мнения о значимости в их деятельности психофизических качеств; второе направлено на выявление представления курсантов о значимости психофизических качеств в выбранной профессии; третье предполагало оценку уровня развития психофизических качеств у курсантов, заканчивающих обучение.

В целях выяснения значимости психофизических качеств в деятельности специалистов-пожарников было опрошено 75 специалистов со стажем работы от 3 до 25 лет. В данной группе взято три выборки: первая группа (20 человек) со стажем работы до 10 лет; вторая группа (27 человека) со стажем от 11 до 20 лет; третья группа (28 человек) - стаж более 20 лет. Результаты обработки анкетного материала свидетельствуют о высокой значимости выделенных психофизических качеств в профессиональной деятельности пожарных.

Почти все опрошенные (от 87,0 до 90,0%) считают силу важным для работы пожарника физическим качеством. При этом наиболее развитыми должны быть мышцы плечевого пояса (в среднем 90,0%), мышцы кистей рук (86,0%о), мышцы спины (92,0%), мышцы ног (85,0%), мышцы брюшного пресса (68,0%)). Таким образом, на основе полученных результатов можно утверждать высокую значимость в профессиональной деятельности пожарника физического качества силы, необходимой для выполнения множества действий, связанных с тушением пожара, разбором завалов, спасением людей и др.

Придавая большое значение силе, специалисты считают важным также и такое качество, как выносливость. Работа пожарника, сопряженная с проявлением силы, требует и выносливости. Как нам представляется, именно силовая выносливость в большей степени необходима для выполнения работы, связанной с тушением пожара, передвижением, переноской грузов и т. п. При этом отмечается значительное повышение уровня значимости выносливости в соответствии с повышением стажа работы.

Высока значимость, особенно у пожарников с длительным стажем работы, такого качества, как быстрота, особенно в ряде действий. Таковыми действиями являются быстрота реагирования при возникновении внезапных препятствий, ситуаций, связанных с быстрым движением к намеченному месту. В исследовании выявлены существенные различия между группами специалистов с разным стажем работы в понимании значимости таких физических качеств, как выносливость и быстрота (Р < 0,05): по мере увеличения стажа работы повышается значимость качества быстроты.

Опрос специалистов относительно их физической подготовленности к работе показал следующее. Большая часть опрошенных специалистов (88,0%), особенно третьей группы, указали, что они достаточно физически подготовлены для своей работы, а 12% их - что они физически подготовлены недостаточно. Среди представителей первой и второй групп, считающих себя достаточно физически подготовленными, значительно (Р < 0,05) меньше (44,0%ои 50,0%о соответственно).

Работа пожарника характеризуется выполнением множества физических действий, вследствие чего значительная часть специалистов (90,0%) испытывают высокую степень утомления, 10,0%о- среднюю. По мере увеличения стажа работы наблюдается повышение числа лиц, испытывающих высокую степень утомления. Это можно объяснить проявлением психического пресыщения работой и старением организма.

В качестве основных причин наступления утомления пожарники считают: недостаточную физическую подготовку в процессе обучения (78,0%о); работу в неудобной позе, особенно при спасении людей (47,0%); подъемы тяжестей и переноску грузов (55,0%о и 62,0%о соответственно); продолжительное время тушения пожара и ликвидация последствий (60,0%о); высокое и постоянное психическое напряжение при выполнении профессиональных обязанностей (75,0%); недостаточная психофизическая подготовленность (68,0%о).

Анализ результатов опроса специалистов показывает, что качество внимания является весьма значимым в их деятельности. Все его свойства - объем, переключение, распределение, устойчивость имеют значительное место в деятельности пожарника. При тушении пожаров и спасении людей пожарники должны удерживать в поле зрения ряд объектов, распределять свое внимание между ними и уметь быстро переключаться с одного действия на другое. Низкий уровень их развития может способствовать возникновению необратимых явлений. Почти все опрошенные (до 98,0%о) придают высокое значение вниманию.

В процессе тушения пожаров на пути передвижения пожарника различные препятствия и предметы требуют быстрого реагирования на возникающий объект. Не случайно этому качеству пожарники придают также большое значение, причем с повышением стажа работы значимость этого качества повышается. Так, если среди специалистов первой группы 54,0%о считают это качество важным для работы, то специалистов второй и третьей группы таковых значительно больше (68,0 и 75,0%о соответственно).

Значимость психофизических кач

Определенный уровень значимости в деятельности пожарника имеют и зрительные функции - периферическое и глубинное зрение. Периферическое позволяет удерживать в поле зрения наиболее важные объекты, возникающие на пути передвижения. Глубинное зрение позволяет правильно оценить расстояние до объекта (внезапно возникшего предмета). Далее имеет место проявление реагирования на возникший объект.

Возникновение различных ситуаций при тушении пожаров требует уравновешенного поведения, а также быстрого и адекватного принятия решения, что обеспечивается развитыми волевыми качествами - решительностью, смелостью и эмоциональной устойчивостью. Пожарник должен быстро оценить возникшую ситуацию, найти правильное решение и своевременно выполнить соответствующие действия. Многие специалисты (от 37,0%о до 60,0% в зависимости от стажа работы) придают этим качествам важное значение в своей деятельности.

Действия пожарников происходят нередко на большой высоте, на ограниченной опоре, что предъявляет высокие требования к вестибулярной устойчивости. Большая часть опрошенных лиц (от 67,0 до 70,0%) указали на высокую значимость в их профессии вестибулярной устойчивости.

На основе анализа специфики профессиональной деятельности пожарника и результатов опроса специалистов-пожар-ников следует заключить, что содержание профессионально-прикладной психофизической подготовки по развитию профессионально важных психофизических качеств у курсантов может быть в следующем соотношении: сила - 25,0%о; выносливость - 20,0; быстрота - 15,0; гибкость - 5,0; внимание -10,0; быстрота реагирования - 10,0; волевые качества (смелость, решительность, эмоциональная устойчивость) - 5,0; вестибулярная устойчивость - 5,0; пространственная ориентированность - 5,0%о.

Следующей задачей было выяснить представление обучающихся на курсах пожарников относительно профессионально важных психофизических качеств и то, насколько они готовы по окончании курсов физически к выполнению выбранной ими деятельности. С помощью разработанной нами анкеты было опрошено 110 курсантов, обучающихся в группах разного набора (2003 и 2004 гг.) (табл. 1).

Из физических качеств значительная часть курсантов наибольшую значимость придают силе (45,0-52,0%), вынос-

Таблица 1

ств в деятельности пожарника, %

Профессионально важные качества Число обследуемых в учебных группах (п)

1-я (п = 30) 2-я (п = 28) 3-я (п =27) 4-я (п = 25)

Сила 45 50 52 48

Выносливость 47 52 39 58

Быстрота 29 31 34 31

Гибкость 21 17 18 20

Внимание: 38 44 45 42

- объем; 36 38 30 40

- распределение; 50 49 42 55

- переключение; 34 42 48 47

- устойчивость 36 40 46 45

Реакция на движущийся объект 29 28 30 36

Периферическое зрение 22 24 30 32

Глубинное зрение 32 35 25 28

Решительность 40 41 38 39

Смелость 28 34 38 33

Эмоциональная устойчивость 25 27 30 31

Вестибулярная устойчивость 28 25 22 26

ливости (39,0-52,0%), свойствам внимания (35,0-50,0%). При этом отмечается тенденция незначительного расхождения в значимости психофизических качеств у курсантов различного набора, что может свидетельствовать о достоверности полученных результатов

Значимыми для пожарника качествами курсанты считают свойства внимания - объем (36,0-40,0% указало на его значимость), распределение (42,0-55,0%), переключение (34,0-48,0%), устойчивость (36,0-46,0%). Недостаточно высоко курсанты оценивают такие качества, как реакцию на движущийся объект, периферическое и глубинное зрение, смелость, решительность, эмоциональную и вестибулярную устойчивость. Проявление этих качеств имеет место при наличии экстремальных ситуаций, в которых курсанты еще не находились. Видимо, отсюда и низкая оценка значимости перечисленных выше психофизических качеств.

Далее нам предстояло выявить, насколько адекватно курсанты оценивают значимость профессионально значимых психофизических качеств в своей будущей деятельности. Для решения этой задачи нами проведен сравнительный анализ результатов опроса курсантов и специалистов-пожарников. В качестве сравниваемых групп были взяты группы курсантов 2003-2004 гг. набора в количестве 110 человек и специа-листы-пожарники со стажем работы более 20 лет в количестве 75 человек (табл. 2).

Таблица 2

Оценка значимости профессионально важных качеств пожарника специалистами и курсантами, %

Сравнительный анализ результатов опроса курсантов и специалистов показал следующее. Курсанты занижают значимость в будущей деятельности таких качеств, как смелость, сила, выносливость, внимание, реакция на движущийся объект, пространственная ориентировка (периферическое зрение и глубинное зрение), эмоциональная и вестибулярная устойчивость (Р < 0,05).

Такое расхождение можно объяснить тем, что курсанты еще не сталкивались в своей практике с тушением пожара и с поведением в подобных ситуациях. Специалисты-пожарники имеют достаточно продолжительный профессиональный опыт (до 20 лет работы) и оценивают значимость перечисленных выше качеств значительно (Р < 0,05) выше, чем курсанты. Оценки курсантов и специалистов других качеств (быстроты, гибкости переключения внимания, решительности) не имеют существенных различий.

Таким образом, проведенное исследование уровня значимости профессионально важных психофизических качеств выявило их важность для деятельности пожарника (по мнению специалистов) и недостаточно адекватное представление

об этом у курсантов - будущих пожарников. Можно предположить, что содержание физической подготовки курсантов Учебного центра ГПС недостаточно полно способствует развитию профессионально важных психофизических качеств. Д ля проверки этого предположения было проведено исследование, результаты которого представлены ниже.

Для решения означенной выше задачи осуществлено тестирование по ряду тестов, в котором приняли участие курсанты трех учебных групп набора 2004-2005 гг. в количестве 75 человек и 25 пожарников со стажем работы от 3 до 10 лет (табл. 3 и 4).

Сравнительный анализ развития физической подготовленности групп разного набора показал, что данные группы не имеют существенных различий по регистрируемым показателям физической подготовленности. Сравнивая показатели курсантов учебных групп с показателями специалистов, отметим следующее. По всем регистрируемым показателям, кроме гибкости, курсанты продемонстрировали более низкие показатели, чем специалисты (Р < 0,05).

Путем сравнительного анализа результатов физической подготовленности курсантов и специалистов установлено, что по некоторым показателям (частота движений, ловкость, скоростная выносливость) курсанты (как более молодые) превосходят специалистов. Данное явление можно объяснить возрастом курсантов. По остальным показателям (реакция на движущийся объект, силовая выносливость) курсанты уступают специалистам (Р < 0,05).

Нам необходимо было выяснить, насколько развиты у курсантов необходимые профессионально важные психофизические качества и как они развиваются при традиционном обучении. При этом за ориентир необходимого уровня развития были взяты показатели специалистов, проработавших успешно более пяти лет. Анализируя результаты, показанные курсантами различных групп, можно сказать, что наблюдается незначительное расхождение регистрируемых показателей. Однако различия недостоверны, что свидетельствует о недостаточном влиянии используемых на занятиях по физическому воспитанию упражнений на развитие профессионально важных качеств у курсантов.

Сравнивая результаты исследования уровня развития психофизических качеств специалистов-пожарников и курсантов, овладевающих профессией пожарника, можно видеть существенные различия, свидетельствующие о более высоком уровне развития рассматриваемых психофизических качеств у специалистов-пожарников. Не выявлено достоверных различий лишь по показателям силы кисти у курсантов и специалистов. Можно считать, что данный показатель у курсантов соответствует необходимому уровню развития для овладения профессией.

Опрос специалистов-пожарников позволил нам выявить особенности этой деятельности и мнение специалистов о значимости психофизических качеств, способствующих эффективному выполнению своих обязанностей. Профессионально значимыми физическими качествами для пожарника являются: сила, выносливость, быстрота, гибкость (качества перечислены в порядке значимости). Значимыми для деятельности пожарника психофизическими качествами являются: внимание (объем, переключение, распределение, устойчивость), реакция на движущийся объект, периферическое и глубинное зрение, решительность, эмоциональная устойчивость, способность к воспроизведению усилия.

Опрос курсантов Учебного центра ГПС относительно значимости профессионально важных психофизических качеств свидетельствует о недостаточно полном их представлении об этом, что, естественно, сказывается на отношении их к физической подготовке и подготовленности, о чем свидетельствуют результаты оценки уровня развития психофизических качеств у курсантов.

Качества Специалисты (п = 75) Курсанты (п = 110) Р

Сила 87 50 < 0,05

Выносливость 78 51 < 0,05

Быстрота 38 32 > 0,05

Гибкость 15 19 > 0,05

Внимание: 92 42 < 0,05

- объем; 68 35 < 0,05

- распределение; 75 52 < 0,05

- переключение; 59 45 > 0,05

- устойчивость 68 43 < 0,05

Реакция на движущийся объект 75 32 < 0,05

Периферическое зрение 67 32 < 0,05

Глубинное зрение 69 30 < 0,05

Решительность 45 40 > 0,05

Смелость 60 32 < 0,05

Эмоциональная устойчивость 60 28 < 0,05

Вестибулярная устойчивость 70 25 < 0,05

Уровень развития физической подготовленности курсантов и пожарников

Группы обследованных Быстрота, с (бег на 30 м) Скоростная сила, см (прыжок в длину с места) Динамическая сила, кол-во раз Выносливость, с (бег 1000 м) Гибкость, см

Сгибание рук в упоре лежа Подтягивание на перекладине

1-я группа 0=24) ^=Шх 5,б±0,03 209,0±4,73 29,8±1,53 12,4±0,53 310,б±5,0 9,3±0,69

У 0,17 23,2 7,5 2,6 24,1 3,4

2-я группа (п=2б) 5,4±0,0б 202,1±2,5 32,1±2,1 10,9±0,72 313,2±б,3 8,5±0,б

У 0,3 12,6 11,5 3,6 31,6 3,1

3-я группа (п=25) 5,7±0,04 201,8±3,3б 30,3±1,бб 9,4±0,5б 321,5±5,1 9,5±0,48

У 0,2 16,8 8,3 2,8 25,3 2,4

Специалисты (п = 25) 5,1±0,0б 212,4±2,24 39,5±1,96 1 б,5±0,42 301,4±4,2б 8,2±0,42

У 0,3 11,2 9,8 2,1 21,3 2,1

Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 > 0,05

Примечание. 1-я, 2-я, 3-я группы - курсанты Учебного центра ГПС.

Таблица 4

Уровень развития профессионально важных психофизических качеств курсантов и специалистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группы обследованных Реакция на движущийся объект, см Частота движений ногами, кол-во раз за 5 с Скоростная выносливость мышц тела, кол-во раз за 30 с Силовая выносливость мышц тела, кол-во раз Ловкость, с (челночный бег, 4 х 10 м)

1-я группа 0=24) х*^ 12,2±0,67 21,0±0,46 23,0±0,52 32,б±2,48 10,8±0,07

У 3,3 2,3 2,5 12,2 0,34

2-я группа (п=2б) х*^ 14,2±0,94 22,8±0,8 24,4±0,47 31,5±1,9 10,6±0,12

У 4,7 4,0 2,4 10,0 0,6

3-я группа 0=25) х*^ 13,б±0,9 21,б±0,9б 22,4±0,5б 30,б±0,94 9,8±0,08

У 4,5 4,8 2,8 4,7 0,4

Специалисты (п =25) х*^ 9,5±0,28 22,3±0,32 24,5±0,36 35,4±0,76 11,3±0,1б

У 1,4 1,6 1,8 3,8 0,8

Р < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05

Анализ психофизической подготовленности курсантов -будущих пожарников - свидетельствует о том, что в процессе обучения по существующей программе физической подготовки у них не происходит достаточного развития профессионально важных психофизических качеств. Это указывает на необходимость пересмотра содержания и структуры физической подготовки и разработки дополнительного содержания программы физической подготовки в русле профессио-нально-прикладной физической подготовки курсантов Учебных центров ГПС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кыхов H.A. Организация и проведение трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности в подразделениях ГПС МВД России: учебное пособие. - СПб., 1996.

2. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях: курс лекций. - Новогорск, 2001. - Ч. 1, 2.

3. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. - Минск, 1999.

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМНО-КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЭПИДЕМИЯХ

Р. И. Федоров

Академия управления МВД России, г. Москва

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на земном шаре переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд человек, т. е. около 20,0% населения планеты. В России регистрируется 25-30 млн случаев инфекционных заболеваний, экономический ущерб от которых составляет около 90 млрд. рублей. Чрезвычайные ситуации (далее -ЧС), обусловленные эпидемиями и эпизоотиями, стали более частыми, масштабными и опасными.

Массовые вспышки инфекционных заболеваний на территории России показали, что и в мирное время возможно возникновение очагов катастроф, по своим медико-тактичес-ким характеристикам вполне сопоставимых с последствиями, возникающими в результате применения современных видов оружия, в том числе и оружия массового поражения.

Любые инфекции опасны, но есть среди них такие, которые выделены в отдельную группу - особо опасные, а именно «карантинные болезни»: чума, холера, натуральная оспа, желтая лихорадка. Карантинные болезни - условное название группы инфекционных болезней, характеризующихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.