Научная статья на тему 'Прикладные виды спорта в самостоятельной физической подготовке слушателей заочной формы обучения'

Прикладные виды спорта в самостоятельной физической подготовке слушателей заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладные виды спорта в самостоятельной физической подготовке слушателей заочной формы обучения»

3 Григоренко Д.Н. Построение специальной подготовки спортсменов-спасателей: пособ. / Д.Н. Григоренко, К.К. Бондаренко, А.И. Грищенков. -Минск: РЦСиЭ, 2009. - 38 с.

4 Кабанов М.Л., Трещев А.И. Пожарно-прикладной спорт. Учеб. пособ. для спортсменов, тренеров и секций коллективов физической культуры. - Киев: Здоровья, 1967. - 136 с.

5 Величко В.М., Тимошенко С.И., Панков Ю.И. Современный пожарно-прикладной спорт. - М.: Стройиздат, 1983. - 167 с.

ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ

Т.Е. Могилевская, доцент, к.пед.н., Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

Качество образования, эффективность заочной подготовки инженерно-технических кадров для МЧС - эти вопросы сейчас актуальны как никогда. Чтобы вклад в качество был весомее, преподавателям необходимо поддерживать интерес у слушателей к учебе, к дисциплине, стимулировать их к работе, а, следовательно, искать и применять наиболее эффективные методы и приемы на всех этапах заочного обучения [1]. Ведь сегодня, как никогда, востребованность в грамотном специалисте, его профессиональный рост, зависят от умения оперативного управления состоянием своего здоровья, которое, в свою очередь, зависит от приобретения индивидуальных знаний, умений и навыков [2].

В значительной степени это относится и к дисциплине «Физическая культура», которая, несомненно, максимально и надёжно способствует воспитанию прикладных психофизических качеств для обеспечения высокой работоспособности в условиях лимита времени, как это диктуют возникшие чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и пожары [3].

Самостоятельное изучение учебной дисциплины «Физическая культура» слушателями заочной формы обучения по специальности 20.05.01 (280705) Пожарная безопасность (квалификация «специалист») в Уральском институте ГПС МЧС России составляет 382 часа или 95,5 %. При этом возникает ряд проблем. В первую очередь это недостаточная теоретическая и методическая подготовленность обучающихся, их недостаточный опыт применения средств физической культуры, и, как следствие, низкий уровень физической подготовленности и работоспособности.

Все это указывает на педагогическую значимость поставленной проблемы, которая требует поиска путей, методов и средств интенсификации самостоятельной физической подготовки слушателей, а также мониторинг их физической подготовленности на протяжении всего периода обучения в вузе.

Таблица

Прикладные вида спорта в формировании психофизических качеств _и прикладных навыков_

№ Прикладные виды спорта

Прикладные навыки Психофизические качества Воздействие на функциональные системы

1 Пожарно-прикладной спорт

Умения и навыки индивидуальных и коллективных оперативных действий, умение преодолевать горизонтальные и вертикальные преграды Общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать силовые напряжения, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, решительность, чувство коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность Обеспечивают высокий уровень общей работоспособности, функционирования ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, тактильного, анализаторов

2 Спасательный спорт

Навыки выполнения двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной деятельности. Навыки в лазании, в работе на высоте, в страховке и самостраховке, овладение приемами саморегуляции эмоционального состояния Общая, силовая и статическая выносливость, координация движений, двигательная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, гипоксии, чувство пространства, движения, наблюдательность, объем, распределение, переключение внимания, оперативные память, мышление, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, самообладание, смелость, решительность, стойкость, чувство коллективизма Обеспечивают высокую общую физическую работоспособность, высокий уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, анаэробных механизмов, вестибулярного аппарата, общей резистентности организма

3 Многоборье спасателей

Умение переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро восстанавливаться и мобилизоваться Общая и силовая выносливость, сила, координация и быстрота движений, сенсомоторная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, переключение и распределение внимания, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание, стойкость Обеспечивают высокую общую работоспособность, высокий уровень функционирования и надежности сердечнососудистой и дыхательной систем, систем терморегуляции, зрительного и двигательного анализаторов

Самостоятельная физическая подготовка (внеаудиторная работа) обучающихся по специальности 20.05.01 (280705) Пожарная безопасность (квалификация «специалист») является обязательной внеурочной формой занятий физическими упражнениями и регламентируется Приказом МЧС России от 26.04.2010 № 199 «Об организации проведения ежедневных

спортивных занятий в образовательных учреждениях МЧС России, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны».

На наш взгляд интенсификация самостоятельной физической подготовки может быть достигнута за счет элементов состязательности, сопряженной с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяющими широко использовать спорт, который является эффективным средством комплексного формирования психофизических качеств и прикладных навыков специалиста ГПС МЧС России. Изучение литературных источников и обобщение полученных данных позволило нам систематизировать прикладные виды спорта и выявить воздействие каждого из них на функциональные системы организма сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России. Приведем характеристику действенности прикладных видов спорта (табл.).

Виды спорта, рекомендованные для самостоятельной физической подготовки слушателям заочной формы обучения по специальности 20.05.01 (280705) Пожарная безопасность (квалификация «специалист»), являются прикладными и содействуют воспитанию прикладных физических качеств. Помимо воспитания физических качеств самостоятельная физическая подготовка создает благоприятные условия для формирования положительных черт характера, закладывает нравственные основы личности, осуществляет воспитание волевых качеств, прививает эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Список использованной литературы

1. Аганов С.С., Сапаров Б.М. Роль текущего контроля знаний при заочной форме обучения // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Матер. междунар. науч.-практ. конф. СПбИ ГПС МЧС России, 2006.

2. Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в подготовке спасателей. - Омск, 2006. - 119 с.

3. Могилевская Т.Е. Теория и практика физической подготовки будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России: Учеб. пособ. для курсантов, студентов вузов ГПС МЧС России / Т.Е. Могилевская, Э.Ю. Башмаков, С.А. Марчук. - Екатеринбург: Уральский ин-т ГПС МЧС России, 2012. - С. 85-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.