РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС
Н. Ю. Веденеева
ТОГБОУ СПО «Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова»,
г. Мичуринск, Тамбовской области
Физическое воспитание является органической частью профессиональной подготовки будущих специалистов спасателей МЧС. Теоретический и практический курс учебной дисциплины осуществляется с использованием разнообразных форм урочных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и спортивно-массовая работа во внеурочное время.
Никакая совершенная техника во многих аварийных ситуациях не может заменить человека, что предъявляет повышенные требования, как к специальным знаниям, так и к физической и психофизиологической подготовке личного состава спасательных отрядов Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России. Эти требования обусловливаются также и целым рядом неблагоприятных факторов, действующих на организм спасателя во время аварийно-спасательных работ, большим потоком информации, которая поступает в чрезвычайных ситуациях, острым дефицитом времени для принятия решения, повышенным нервно-психическим напряжением, связанным с ответственностью за принятие решения. Все это настоятельно требует улучшения качества подготовки спасателя, повышения физических и психофизиологических возможностей специалистов служб спасения. Немалая роль в решении этой проблемы отводится физическому воспитанию.
От каждого спасателя, пожарного требуется не только хорошее здоровье и разностороннее физическое развитие, но и владение навыками сознательного и правильного применения средств физической культуры и спорта в режиме профессионального труда и отдыха с целью повышения и сохранения на высоком уровне работоспособности. Кроме того, специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» требует воспитания специфических физических и психофизических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Особенно важными профессиональными качествами выпускников нашего колледжа являются сила, выносливость, внимание, быстрота ceнсомоторныx реакций, быстрота оперативного мышления, точность и координация движений, устойчивость к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Для воспитания этих качеств необходимо использовать в комплексе виды физических упражнений. Наиболее эффективными из них являются спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт.
С целью изучения значимости физического воспитания в профессиональной деятельности спасателей, выявления профессионально важных психофизических качеств во время проведения поисково-спасательных работ и учебно-тренировочных занятий были проведены наблюдения. Они показали, что боль-
шинство передвижений спасатели вынуждены совершать в довольно высоком темпе, в условиях задымленности или различных видов загазованности в респираторах, часто по завалам, крутым лестницам, уклонам и скатам. Поисково-спасательные работы при этом могут проходить и в местах, где невозможен проезд машин и применение авиационной техники. Это свидетельствует о том, что одним из основных требований к спасателям является высокий уровень развития общей и силовой выносливости динамического характера, а также скоростных способностей. Непосредственно у очага возникновения аварии приходится передвигаться на расстояния 100 - 150 м с максимальной скоростью. Высокий темп спасательных работ, наличие большого количества опасных ситуаций предъявляют повышенные требования к развитию и других психофизиологических качеств спасателя: переключению, распределению, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления.
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Под физической подготовленностью понимается процесс и результат физической активности, который обеспечивает развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, повышение уровня работоспособности и преимущественно выражающуюся в двигательной деятельности человека. На занятиях по физической подготовке формируются и совершенствуются многие физические и психофизиологические качества.
Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.
На каждом практическом занятии студенты выполняют разнообразные физические упражнения, которые в сумме создают определенную физическую нагрузку. В систему упражнений, которые от занятия к занятию повторяются, постепенно вводятся новые, затем уровень сложности повышается, а физическая нагрузка возрастает - это общеразвивающие и специальные, подготовительные и подводящие упражнения.
Различный уровень знаний, умений и физической подготовленности студентов, многообразие их интересов предполагают дополнительно использовать разнообразие форм самостоятельных внеурочных занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом. Физическое воспитание во внеурочное время создает условия для наиболее полного обеспечения всестороннего развития личности, решает задачу непосредственного вовлечения студентов в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, содействует развитию его творческой индивидуальности и способствует более полному удовлетворению интересов молодежи.
Процесс занятий физической культурой предусматривает решение не только воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, но и дает
понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Грузных Г. М. Учёт и планирование учебно-тренировочного процесса в подготовке спасателей. - Омск, 2006. - 119с.
2. Основы теории и методики физической культуры; Учеб. для техн. Физической культуры. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт. 1986. - 352с
3. Юшков О. П. Система подготовки резерва спасателей МЧС РФ. - М, 2006. - 213 с
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ
О. В. Дорохова
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В начале 90-х годов прошлого века, в период бурного реформирования общества, боясь воспоминания о так называемом коммунистическом воспитании, воспитание перестало восприниматься в качестве одной из задач системы образования. Давайте попробуем представить реальную «модель практика». Нужны ему знания? Несомненно. Но большую часть своих знаний он сейчас получает не из книг, а из той же практики, за которой книжки порой не успевают. Значит - нужны фундаментальные основы знаний, без которых невозможно грамотное профессиональное мышление, и ярко выраженная способность работать собственной головой, искать информацию, обмениваться ею с коллегами, анализировать её, делать выводы, принимать решения, просчитывать на несколько шагов вперед последствия хотя бы своих собственных поступков. Иными словами, нужен профессиональный здравый смысл.
Другое крайне необходимое практику качество - способность к самостоятельному поведению в условиях самых разных воздействий, при недостатке информации и времени, при отсутствии команды. Нужна уверенность в себе и даже, разумный профессиональный скептицизм. Все большее значение приобретает также способность контактировать с самыми разными людьми в самых разных условиях, быстро ориентироваться в ситуации, в том числе, экстремальной.
Профессионал становится профессионалом только в практической работе. Но вот создать выпускнику лучшие «стартовые условия», мы можем. И прежде всего, необходимо приблизить стиль жизни к практике, то есть поставить его в условия большей самостоятельности, большей ответственности, большей необходимости самостоятельных решений и самостоятельных поступков.