Научная статья на тему 'Профессионально важные психофизические 305 качества для управления автомобилем'

Профессионально важные психофизические 305 качества для управления автомобилем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угрюмов С. В.

В работе представлена значимость психофизических качеств в деятельности техника автотранспорта. Данные результаты получены при опросе специалистов со стажем работы более 10 лет и студентов, обучающихся профессии техника автотранспорта. Впервые в исследовании показана значимость следующих психофизических качеств: силы отдельных мышечных групп, выносливости, быстроты, внимания (объем, расположение, переключение, установка), реакция на движущийся объект, зрительная ориентировка, решительность и эмоциональная устойчивость. В исследовании выявлено неадекватное влияние выше перечисленных качеств, что может негативно влиять на их отношение к психофизической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally important psycho-physical qualities for car driving

The importance of psycho-physical qualities in auto transport technician's activity is represented in the article. The outputs given were got through the survey of specialists with more than 10 years work experience and the students mastering the profession of an auto transport technician. For the first time the importance of the following psycho-physical qualities is demonstrated in the research; strength of the separate muscular groups, endurance, speed, attention (volume, arrangement, change-over, setting), reaction to a moving object, visual orientation, determination, and emotional steadiness. Inadequate influence of the abovementioned qualities is revealed in the research. It might affect negatively their attitude to the psycho-physical training.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные психофизические 305 качества для управления автомобилем»

3. Мы предлагаем следующую последовательность в обучении стилям индийского классического танца: первый год - обучение вводной гимнастике с элементами индийского классического танца, разучивание мудр и хает для рук, изучение теоретической основы классического индийского танца, второй год - обучение стилю бхарата-натьям, третий год - обучение стилю одисси, стилю мохини-аттам.

4. Для достижения оздоровительного эффекта необходимо заниматься два раза в неделю по 90 минут. С целью педагогического контроля за формированием двигательных навыков, рекомендуем использовать постановку короткого танца в конце каждого года обучения.

5. Для занятий гимнастикой с элементами индийского классического танца и индийским классическим танцем оптимальными являются помещения площадью не менее 1 м2 на человека, желательно наличие аудиомагнитофона и видеоматериалов. Занятия проходят под непосредственным руководством тренера (учителя). Целесообразно проводить занятия с группой в составе 10-15 человек. Такой количественный состав группы позволяет наиболее эффективно использовать средства физического воспитания при обучении индийскому классическому танцу и создать благоприятный эмоциональный климат, способствующий достижению задач, пос тавленных в обучении.

7. Составляя фонограммы для занятий, необходимо учитывать музыкальный темп, характерный для каждого классического танцевального стиля, и набор музыкальных инструментов, соответствующий данному стилю.

Библиографический список

1. Гоникмап, Э. И. Волшебные ладони Будды возвращают молодость / Э. И. Гоникман. ■ Минск. Сянгана, 1998. - 256 с.

2. Журкина, Д Г Самоучитель для начинающих бхарата -натьям. - М.: Васаита, '.939.-125 с.

3 Красулин, И.А. Пять стихий / И.А. Красулин. - М.: Васаита, 1091,- 192 с.

4. Лоу, Б. Красота порга: междисциплинарное исслед. / пер. с англ. И.Л. Мокичрва. М.: Ралуга, 1984. - 256 с.

5. Михайлович, Б.Г. Художественная гимнастика в физическом воспитан!..', уча щихся вспомогательных школ / В.Г. Михайлович, С.Ж. Сыздыкова // Проблемы и перспективы деятельности региональных центров специальной олимпиады России: материалы междунар. науч.-практ.конф. 22-27 января 2001 г., г. Омск. - Омск, 2001- С. 33.

РОХКИНА Екатерина Львовна, соискатель кафедры теории и истории.

Статья поступила в редакцию 22.09.06. © Рохкина Е. Л.

УДК 159.9:656.1 С. В. УГРЮМОВ

Омский государственный колледж профессиональных технологий

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

В работе представлена значимость психофизических качеств в деятельности техника автотранспорта. Данные результаты получены при опросе специалистов со стажем работы более 10 лет и студентов, обучающихся профессии техника автотранспорта. Впервые в исследовании показана значимость следующих психофизических качеств: силы отдельных мышечных групп, выносливости, быстроты, внимания (объем, расположение, переключение, установка), реакция на движущийся объект, зрительная ориентировка, решительность и эмоциональная устойчивость.

В исследованйи выявлено неадекватное влияние выше перечисленных качеств, что может негативно влиять на их отношение к психофизической подготовке.

Актуальность исследования. В системе подготовки специалистов различного профиля все шире внедряется профессионально-прикладная физическая подготовка, направленная на развитие физических способностей, входящих в структуру профессиональных качеств; 2) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых для конкретной профессии; 3) повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию условий профессиональной деятельности; 4) развитие средствами физической культуры волевых и других психических качеств, требующихся в избранной профессии [6].

Выявление профессионально важных качеств в деятельности специалистов конкретного профиля является важной и первостепенной задачей в плане разработки содержания профессионального образования. В последние годы данная проблема находит свое разрешение в ряде работ [1; 2; 3; 4; 5 и др.]. В большей своей части исследования проводились в системе высшего профессионального образования и в меньшей степени среднего специального образования. Исследований, посвященных выявлению профессионально важных психофизических качеств в деятельности водителя автомобиля, недостаточно для разработки содержания и методики про-

фессионально-прикладной физической подготовки студентов среднего профессионального образования автотранспортного профиля.

Профессиональная деятельность водителя автотранспорта характеризуется проявлением значительных физических усилий, связанных с выполнением трудоемких и продолжительных операций по ремонту автомобиля, вождению автомобиля в различных географических условиях, управлению автомобилем в сложных городских условиях с проявлением различных экстремальных ситуаций. Согласно профессио-грамме, для выполнения рабочих операций водителю автотранспорта необходимы следующие психофизические качества: сила, выносливость, ловкость, быстрота, свойства внимания (объем, переключение, распределение, устойчивость), реакция на движущийся объект, простая и сложная двигательная реакция, самообладание, решительность, пространственное зрение (периферическое) и глубинное зрение.

Методика исследования. Для того чтобы выяснить, насколько значимы эти качества в деятельности специалистов — водителей автотранспорта — было опрошено 75 специалистов со стажем работы от 3 до 25 лет. В данной группе было взято три выборки: первая группа (20 человек) со стажем работы до 10 лет; вторая группа (27 человек) со стажем от 11 до 20 лет; третья группа (28 человек) — стаж более 20 лет. Вторую группу обследованных составили 100 студентов 1 -4-го курсов Омского государственного колледжа профессиональных технологий по специальности «техник автотранспорта с правом вождения автомобиля». Для опроса специалистов и студентов нами были разработаны анкеты.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты обработки анкетного материала свидетельствуют о высокой значимости выделенных нами психофизических качеств в профессиональной деятельности водителя автотранспорта (таблица 1).

Анализируя значимость качества силы, отметим следующее. Почти все опрошенные (от 87 до 90%) считают силу важным физическим качеством. При этом должны быть наиболее развиты мышцы плечевого пояса (в среднем 89%), мышцы кистей рук (92%), мышцы спины (96%), мышцы брюшного пресса (58%). На основании полученных результатов можно утверждать о высокой значимости в профессиональной деятельности водителя автотранспорта физического качества силы, необходимой для выполнения множества операций, связанных с ремонтом автомобиля, поднятием и переноской грузов и др.

Представляется, что выполнение профессиональных обязанностей водителя автотранспорта (ремонт автомобиля, вождение автомобиля в различных условиях) способствует развитию у специалистов качества силы. Но для этого необходима определенная база силовой подготовленности, которая должна быть создана в период профессионального обучения, как наиболее благоприятный период в развитии этого качества.

Придавая большое значение силе, специалисты считают важным также и такое качество, как выносливость. Работа водителя автотранспорта, сопряженная с проявлением силы, требует и наличия выносливости. Как нам представляется, именно силовая выносливость в большей степени необходима для выполнения работы, связанной с ремонтом автомобиля, а общая выносливость — в процессе длительного вождения автомобиля.

Рассматривая значимость физического качества быстроты в работе водителя автотранспорта, следует

отметить, что это качество, по сравнению с силой, менее значимо (Р < 0,01). На основании этого можно заключить, что в большей части работы водителя наиболее важными качествами являются сила и выносливость, а быстрота имеет значимость в некоторых действиях. Таковыми действиями являются быстрота реагирования при возникновении внезапных препятствий, ситуаций, связанных с быстрым движением рук (например, поворот руля) или ног (например, выполнение резкого торможения). Таковых операций в профессиональной деятельности значительно меньше, чем действий, не требующих экстренного реагирования (например, ремонт автомобиля в дороге).

Менее значимым качеством в профессиональной деятельности водителя автотранспорта является гибкость.

Существенных различий между группами с разным стажем работы в понимании значимости физических качеств не отмечается.

Большая часть опрошенных (78%), особенно третьей группы, считает, что они достаточно физически подготовлены для своей работы и 22% считают, что они физически подготовлены недостаточно. Среди представителей первой и второй групп, считающих себя достаточно физически подготовленными, рачительно (Р < 0,05) меньше (47% и 59%, соответственно).

Работа специалиста — водителя автотранспорта характеризуется выполнением множества физических действий, вследствие чего значительная часть специалистов (68%) испытывают высокую степень утомления, 32% — среднюю. По мере увеличения стажа работы наблюдается повышение числа лиц, испытывающих высокую степень утомления. Это можно объяснить проявлением психического пресыщения работой и старением организма.

Рассматривая причины наступления утомления, можно отметить следующее. В качестве основных причин специалисты считают: недостаточную физическую подготовку в процессе обучения (68%); работу в неудобной позе, особенно при ремонте автомобиля (47%); подъемы тяжестей и переноску грузов (35% и 42%, соответственно); длительное передвижение на автомобиле (69%); постоянное психическое напряжение при поездке на автомобиле (75%); не регулярное питание (45%); недостаточная физическая подготовленность (58%).

Таким образом, на основе анализа результатов опроса специалистов — водителей автотранспорта, следует заключить, что содержание профессионально-прикладной физической подготовки по развитию физических качеств у студентов может быть в следующем соотношении: 50% — сила; 30% — выносливость; 15% — быстрота; 5% — гибкость.

Рассмотрим значимость психических качеств в работе водителя автотранспорта (внимание, быстрота реакции на движущийся объект, периферическое и глубинное зрение, решительность). Вполне естественным будет полагать, что значимость этих качеств проявляется в процессе вождения автомобиля при возникновении различных ситуаций на пути движения.

Из таблицы 1 видно, что качество внимания является весьма значимым. Все его свойства — объем, переключение, распределение, устойчивость имеют значительное место в процессе вождения автомобиля. При вождении автомобиля водитель должен удерживать в поле зрения ряд объектов, распределять свое внимание между ними и уметь быстро пе-

Значимость психофизических качеств в деятельности водителя автотранспорта (кол-во случаев в %)

Профессионально важные качества Стаж работы

До 10 лет( п= 20) 11-20 лет (п = 27) 21 и более (п = 28)

1. Сила 95 90 87

2. Выносливость 57 73 78

3. Быстрота 37 42 38

4. Гибкость 25 21 15

5. Внимание: 98 95 92

- объем 74 70 68

- распределение 85 72 75

- переключение 74 6Р 59

- устойчивость 64 70 68

6. Реакция на движущийся объект 54 68 75

7. Периферическое зрение 37 47 67

8. Глубинное зрение 43 57 69

9. Решительность 39 48 45

10. Самообладание 37 57 60

реключаться с одного действия на другое. Низкий уровень их развития может способствовать развитию утомления и возникновению аварийных ситуаций. Почти все опрошенные (до 98%) придают высокое значение вниманию.

В процессе вождения автомобиля на пуги встречаются различные препятствия, требующие быстрого реагирования водителя на возникающий объект. Не случайно этому качеству водители придают также большое значение. Причем с повышением стажа работы значимость этого качества повышается. Так, если среди специалистов первой группы 54% считают это качество важным для работы, то специалистов второй и третьей группы таковых значительно больше (68% и 75%, соответственно).

Определенный уровень значимости имеют и зрительные функции — периферическое и глубинное зрение. Периферическое зрение позволяет удерживать в поле зрения наиболее важные объекты, возникающие на пути движения автомобиля. Глубинное зрение позволяет правильно оценить расстояние до объекта (внезапно возникшего предмета на дороге, ухабаит.п.).

В работе водителя имеет место проявление реагирования на возникший объект. Налаженное взаимодействие зрительного и двигательного анализаторов позволяет водителю быстро реагировать на внезапные препятствия и не создавать аварийных ситуаций.

Возникновение различных ситуаций при вождении автомобиля требует быстрого и адекватного принятия решения, что обеспечивается развитым качеством решительности и самообладания. Водитель должен быстро оценить возникшую ситуацию, найти правильное решение и своевременно выполнить соответствующие действия. Многие специалисты (от 37% до 60% в зависимости от стажа работы) придают этим качествам важное значение в деятельности техника автотранспорта.

Рассматриваемые психические качества можно развивать и совершенствовать средствами физической культуры и различными психотехническими играми. При этом соотношение средств и времени

для развития психических качеств представляется (на основе результатов опроса специалистов) следующим образом: свойства внимания — 40%; реакция на движущийся объект — 30%; решительность и самообладание — 20%; зрительные функции — 10%.

Проведенный опрос специалистов — водителей автотранспорта позволяет определиться с содержанием и структурой профессионально-прикладной физической подготовки студентов — будущих специалистов автотранспортного профиля.

Следующей задачей нашего исследования было — выяснить представление студентов о профессионально значимых психофизических качествах и насколько они готовы физически к выполнению выбранной профессиональной деятельности. Результаты опроса представлены в таблице 2.

Анализ табличного материала показывает следующее Из физических качеств студенты наибольшую значимость придают с иле и выносливости .При этом отмечается тенденция повышения их значимости в процессе обучения специальности. Это происходит под влиянием накопления опыта вождения автомобиля и получения специальных знаний.

Значимыми для вождения автомобиля качествами студенты считают свойства внимания — объем, распределение, переключение, устойчивость. Если среди студентов первого курса таковых от 34% до 55%, то на четвертом курсе их значительно (Р < 0,05) больше от 59% до 72%.

Недостаточно высоко студенты оценивают такие качества как реакцию на движущийся объект, периферическое и глубинное зрение, решительность. Проявление этих качеств связано с наличием экстремальных ситуаций, в которых, по-видимому, студенты еще не находились, Отсюда низкая значимость этих качеств.

Рассматривая влияние занятий физической культурой на студентов, отметим следующее. Студенты (независимо от курса - взято среднее значение) считают, что занятия физической культурой способствуют сохранению и укреплению здоровья (указало 45%); поддержанию высокой работоспособности (36%); всестороннему физическому развитию (65%);

Значимость психофизических качеств в деятельности водителя автотранспорта (кол-во случаев в %)

Профессионально важные качества Курс

1 (п = 27) 2(п =25) 3(п =24) 4(п = 24)

1. Сила 45 53 60 67

2. Выносливость 47 56 63 68

3. Быстрота 27 31 45 40

4. Гибкость 20 17 19 23

5. Внимание: 48 54 65 72

- объем 34 46 60 70

- распределение 55 59 62 65

- переключение 44 52 58 59

- устойчивость 34 48 60 65

6. Реакция на движущийся объект 27 38 40 42

7. Периферическое зрение 25 27 37 34

8. Глубинное зрение 30 31 35 32

9. Решительность 45 42 40 35

10. Самообладание 28 31 34 30

Таблица 3

Значимость профессионально важных психофизических качеств водителя автотранспорта в представлении специалистов и студентов |%)

Качества Опрошенные Р

Специалисты (п = 75) Студенты (п= 100)

1. Сила 87 67 <0,05

2, Выносливость 78 68 >0.05

3. Быстрота 38 40 >0,05

4. Гибкость 15 23 >0,05

5. Внимание: 92 72 < 0,05

- объем 68 70 > 0,05

- распределение 75 65 >0,05

- переключение 59 59 >0.05

- устойчивость 68 65 > 0,05

6. Реакция на движущийся объект 75 42 <0,05

7. Периферическое зрение 67 34 <0,05

8. Глубинное зрение 69 32 <0,05

9. Решительность 45 35 >0,05

10. Самообладание 60 30 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитию необходимых для будущей работы физических качеств (37%); формированию необходимых двигательных навыков (35%); развитию профессионально важных психических качеств — внимания, зрения, скорости реагирования, решительности (28%). На основании этих ответов студентов можно I говорить, что физическая подготовка студентов боль-| ше носит общефизическую направленность и в | меньшей степени профессионально-прикладную направленность, что указывает на необходимость пересмотра содержания физической подготовки студентов — будущих механиков автотранспорта.

Физическая подготовка в колледже поставлена на высоком уровне, вследствие чего большая часть студентов (83%) удовлетворены занятиями физической культурой, Можно говорить, что на основании

этого студенты (81%) считают, что занятия физической культурой способствуют подготовке их к будущей профессии, хотя они недостаточно адекватно представляют себе особенности будущей профессии и ее требования к психофизическим качествам.

Оценивая свою физическую подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности, большая часть студентов (79%) считают, что они физически готовы, 21 % считают, что они почти готовы. Этому, на наш взгляд, способствуют их дополнительные занятия избранным видом спорта (волейбол, футбол, баскетбол и др.). Более 50% опрошенных занимаются спортом в сформированных при колледже группах и самостоятельно в домашних условиях (упражняясь с гирями, штангой, гантелями, эспандером и др.).

Следующей задачей исследования было выявить, насколько адекватно студенты оценивают значимость профессионально значимых психофизических качеств в будущей профессиональной деятельности. Для этого нами проведен сравнительный анализ результатов опроса студентов и специалистов. В качестве сравниваемых групп были взяты студенты 4-го курса и специалисты со стажем работы более 20 лет. Результаты приведены в таблице 3.

Сравнивая результаты опроса студентов и специалистов, отметим следующее. Студенты занижают значимость в будущей деятельности качества силы. Это объясняется тем, что они еще не сталкивались в своей практике с вождением и ремонтом автомобиля в нестандартных условиях. Специалисты же имеют достаточный профессиональный опыт и оценивают значимость качества силы значительно (Р < 0,05) выше, чем студенты. Оценки студентов и специалистов других качеств (выносливости, быстроты, гибкости) не имеют существенных различий.

Такие психофизические качества, как внимание, реакция на движущийся объект, периферическое и глубинное зрение оцениваются специалистами значительно (Р < 0,05) выше, чем студентами. Проявление этих качеств связано с длительным вождением автомобиля, чего еще не было у студентов. В этой связи студенты не придают высокой значимости этим психофизическим качествам.

Таким образом, проведенное исследование значимости профессионально важных психофизических качеств выявило их значение в деятельности механика автотранспорта (по мнению специалистов) и недостаточно адекватное представление об этом у студентов — будущих механиков. Содержание физической подготовки студентов недостаточно полно способствует развитию психофизических качеств.

В этой связи возникает предположение о недостаточном для будущей работы уровня развития психофизических качеств у студентов на выяснение этого предположения и направлено наше дальнейшее исследование.

Библиографический список

1.Али, Мохаммед Галаль Эль-Дин. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся ПТУ по специальности «слесарь по ремонту автомобиле,;»: чвтореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Г.Э-Д. Али.- М., 1981 - 18 с.

2. Атаов, P.A. Формирование общей и профессиональной физической культуры в системе профессионально-технического обучения: автореф дис. ... канд. пед. наук / P.A. Атаов. — Майкоп, 1094. - 26 с.

3. Борисов, В.Я. Педагогические основы профессионально-ориентированно!..- фи-,.ческого воспитания студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Я. Борисов. - Минск, 2001. -23 с.

4. Жидких, В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов — строителей: автороф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Жидких. — Омск, 1999. - 48 с.

5. Кабачков, В.А. Основы физического воспитания в учебных заведениях профтехобразования: автореф дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Кабачков. - М., 1996. - 63 с.

6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физической культуры /Под ред. А.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е. испр. и доп. — Т. 2. — М.: Физкультура и спорт, 1976, - С. 71-88.

УГРЮМОВ Сергей Викторович, директор.

Статья поступила в редакцию 11.10.00. © Угрюмов С. В.

Книжная полка

Уэсиба К., Уэсиба М. Лучшее айкидо: Основы / Пер. - М.: Астрель, 2007. - 19 с.

Шестаков М.П. Использование стабилометрии в спорте. - М.: ТВТ Дивизион, 2007. - 112 с.

Мартишина Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога: Монография. - М.: Изд. дом Рос. академии образования, Моск. психолого-соц. ин-т, 2006. - 264 с.

Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / Пер.с англ. - 2-е изд. - М.:Теревинф, 2007. - 240 с.

Никитина М. Ребенок за компьютером. - М.: Эксмо, 2006. - 288 с. (Настольная книга молодой мамы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.