Научная статья на тему 'Оценка значимости профессионально важных качеств техниками автотранспорта на различных этапах трудовой деятельности'

Оценка значимости профессионально важных качеств техниками автотранспорта на различных этапах трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES TECHNICIAN VEHICLES / ТЕХНИК АВТОТРАНСПОРТА / НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ / RELIABLE DRIVER / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / PROFESSIONAL SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бебинов С.Е., Жигадло А.П., Зуева Л.В., Угрюмов С.В.

Представлены результаты изучения оценки значимости профессионально важных качеств техниками автотранспорта в зависимости от трудового стажа. Выявлено, что эксперты с малым профессиональным стажем отдают предпочтение развитию физических качеств и свойств внимания. Как важные опытные специалисты рассматривают качества, позволяющие улучшить прогноз и оценку структуры дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuing professionally important qualities techniques vehicles in various stages of work

The results of the study assessing the significance of professionally important qualities of techniques vehicles depending on seniority. It was revealed that the experts with little professional experience favored the development of physical qualities and properties of attention. As experienced professionals consider important quality that improve the prognosis and assessment of the structure of the road.

Текст научной работы на тему «Оценка значимости профессионально важных качеств техниками автотранспорта на различных этапах трудовой деятельности»

9. Бабичева, И. В. Задачи оптимального управления на транспорте : учеб. пособие к курсу лекций «Исследование операций» / И. В. Бабичева, В. Ф. Гавловская. — Омск : СибАДИ, 2006. - 120 с.

10. Бабичева, И. В. Применение вариационного исчисления при решении задачи минимизации средних затрат до обнаружения отказа / И. В. Бабичева, Е. С. Денисов // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации : материалы Междунар. конгр. — Омск : СибАДИ, 2013. — № 1, кн. I. — С. 44 — 48.

11. Жуковский, А. Н. Использование среды МаШСАБ при расчете оптимальных сроков проведения профилактических проверок технической системы / А. Н. Жуковский, А. С. Лавров // Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. — Омск : ОАБИИ, 2015. — С. 249 — 253.

12. Гараева, Е. А. Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе университета / Е. А. Гараева // Университетское образование. Культура и наука : материалы Междунар. молодеж. форума. — Ульяновск, 2012. — Ч. I. — С. 75 — 81.

13. Бабичева, И. В. К методике преподавания прикладной математики в военно-инженерном вузе / И. В. Бабичева, Б. К. Нартов // Вестник Омского университета. — 1999. — № 3. — С. 136 — 139.

БАБИЧЕВА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физико-математических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ). Адрес для переписки: ivbabicheva@mail.ru ЛАВРОВ Александр Сергеевич, курсант гр. Т-322 факультета № 3 ОАБИИ. Адрес для переписки: ivbabicheva@mail.ru БОЛДОВСКАЯ Татьяна Ерофеевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики Сибирской автомобильно-дорожной академии. Адрес для переписки: teb73@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2015 г. © И. В. Бабичева, А. С. Лавров, Т. Е. Болдовская

УДК 37.042

С. Е. БЕБИНОВ А. П. ЖИГАДЛО Л. В. ЗУЕВА С. В. УГРЮМОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омс к

Омский колледж профессиональных технологий

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ТЕХНИКАМИ АВТОТРАНСПОРТА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты изучения оценки значимости профессионально важных качеств техниками автотранспорта в зависимости от трудового стажа. Выявлено, что эксперты с малым профессиональным стажем отдают предпочтение развитию физических качеств и свойств внимания. Как важные опытные специалисты рассматривают качества, позволяющие улучшить прогноз и оценку структуры дорожного движения.

Ключевые слова: профессионально важные качества, техник автотранспорта, надежность водителя, профессиональный отбор.

При всем многообразии научных исследований существующих профессий определенный интерес вызывает трудовая деятельность, связанная с обслуживанием и эксплуатацией автотранспорта. По мнению ряда авторов [1, с. 53; 2, с. 189; 3, с. 206], режим осуществления трудовых операций позволяет отнести эту группу профессий к первому типу. Условия труда при реализации такой профессиональной деятельности имеют свои специфические

особенности и требуют развития определенных не-компенсируемых профессионально важных качеств (ПВК) у специалистов.

ФГОС СПО специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» [4] предполагает получение профессии «Техник автотранспорта». В круг трудовых обязанностей этих специалистов входят как умения по эксплуатации автотранспорта (вождение

о

от

Е

Т

грузовых, легковых автомобилей и других дорожных машин в различных условиях), так и обслуживание и ремонт транспортных средств. В условиях трудовой деятельности выполняемые операции носят строго регламентируемый характер, как правило, реализуемый в условиях дефицита времени (при управлении транспортными средствами). Выполняя такую работу, специалист должен обладать, в первую очередь, достаточной физической подготовленностью. В частности, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность при ремонте и вождении автомобиля [5, с. 11].

Определенную роль в успешной реализации профессиональной деятельности техников автотранспорта играют психофизиологические качества (устойчивость внимания, его переключение, распределение и объем; быстрота восприятия ситуации и т.п.) [6, с. 59 — 74]. Важными являются такие особенности, как высокая сенсомоторная координация, точность реакции на движущийся объект (РДО), своевременность корректирующих действий органами управления (при вождении автомобиля) [6, с. 52-58].

Уровень профессионально важных качеств специалистов автотранспортной отрасли не только способствует безопасности автоперевозок, но и является критерием профессиональной ориентации и дальнейшего отбора специалистов. В связи с этим нами проведено исследование, целью которого было ранжирование профессионально важных качеств, проявляемых у техников автотранспорта.

Организация исследования. Исследование проводилось методом экспертных оценок, учитывающим мнения специалистов с различным профессиональным стажем [7, с. 71], и состояло из двух этапов. На первом этапе осуществлялось ранжирование ПВК с привлечением в качестве экспертов студентов 1-4 курсов БПОУ Омской области «Омский колледж профессиональных технологий» (л = 100). Оценки определялись отдельно по каждому курсу.

Во втором этапе исследования в качестве экспертов приняли участие специалисты техники автотранспорта (л = 75). Стаж непрерывной трудовой деятельности специалистов по избранной специальности составил от 3 до 25 лет. Тестируемые нами лица были разделены на три группы: первая группа (20 человек) — стаж работы до 10 лет; вторая группа (27 человек) — стаж от 11 до 20 лет; третья группа (28 человек) — стаж более 20 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная деятельность техника автотранспорта характеризуется проявлением значительных физических усилий, связанных с выполнением трудоемких и продолжительных операций по ремонту автомобиля, вождению транспортного средства в различных дорожных условиях, управлению автомобилем в сложных городских условиях с возникновением различных экстремальных ситуаций. Кроме этого, необходимо проявление ловкости и определенных психофизиологических особенностей.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой оценке значимости физических и психофизиологических качеств в профессиональной деятельности техника автотранспорта (рис. 1). Наиболее важными являются проявление силы и уровень свойств внимания.

Рис. 1. Оценка значимости ПВК техниками автотранспорта с различным стажем трудовой деятельности (%):

....... — трудовой стаж до 10 лет;

— — — — трудовой стаж 11—20 лет;

— — трудовой стаж более 21-го года; 1 — уровень силы; 2 — уровень выносливости; 3 — уровень быстроты; 4 — гибкость; 5 — проявление свойств внимания; 6 — величина ошибки реакции на движущийся объект;

7 — периферическое зрение; 8 — глубинное зрение; 9 — решительность; 10 — эмоциональная устойчивость

Сила необходима для выполнения множества операций, связанных с ремонтом автомобиля, поднятием и перемещением грузов и др. Количество респондентов со стажем работы до 10 лет, считающих необходимым проявление силовых способностей, составляет 95 %. Число специалистов со стажем работы от 11 до 20 лет — 90 %. Доля опрошенных со стажем свыше 21-го года составляет 87 %. Отмечено, что наиболее развитыми должны быть мышцы плечевого пояса (89 %), мышцы кистей рук (92 %), мышцы спины (96 %), мышцы брюшного пресса (58 %).

В свою очередь, проявление свойств внимания имеет большое значение в процессе вождения автомобиля. Это отмечается и в других исследованиях профессионально важных качеств водителей автотранспортных средств [7, с. 74].

Во время управления автомобилем водитель должен удерживать в поле зрения ряд объектов, распределять свое внимание между ними и уметь быстро переключаться с одного действия на другое. Низкий уровень развития функций внимания, как правило, приводит к развитию аварийно опасных дорожных ситуаций.

С увеличением стажа трудовой деятельности происходит некоторое снижение оценки необходимости проявления свойств внимания. Так, доля лиц с трудовым стажем до 10 лет составляет 98 %, количество тех, кто имеет трудовой стаж от 11 до 20 лет, — 95 %. Наиболее низкая оценка наблюдается у профессионалов со стажем работы свыше 21-го года (92 %).

Структура оценки важности ПВК студентами колледжа отличается от мнения специалистов со стажем (рис. 2).

Исследование показало, что наиболее важными физическими качествами, сопутствующими

Рис. 2. Оценка значимости ПВК студентами колледжа, обучающимися на различных курсах (%): .......... — студенты 1-го курса;

— — — — студенты 2-го курса;

— — — — студенты 3-го курса;

— — студенты 4-го курса; 1 — уровень силы; 2 — уровень выносливости; 3 — уровень быстроты; 4 — гибкость; 5 — проявление свойств внимания; 6 — величина ошибки реакции на движущийся объект;

7 — периферическое зрение; 8 — глубинное зрение; 9 — решительность; 10 — эмоциональная устойчивость

осуществлению трудовой деятельности для студентов, являются сила и выносливость.

Лица, обучавшиеся на первом курсе, оценивают важность проявления этих качеств в 45 % и 47 % соответственно. Обучаемые второго курса считают необходимость проявления рассматриваемых качеств в 53 % и 56 %. На третьем курсе показатель составляет 60 % и 63 %. Четверокурсники

оценивают значимость силы и выносливости в 67 % и 68 %. При этом нами отмечена тенденция повышения значимости в процессе обучения специальности.

Вероятно, это происходило вследствие получения студентами опыта вождения автомобиля и специальных знаний.

Важными качествами для вождения автомобиля студенты считают свойства внимания — объем, распределение, переключение, устойчивость. Если среди студентов первого курса таковых 48 %, то на четвертом курсе их значительно больше — 72 % (р < 0,05).

Полученные нами данные отражают изменение оценки ПВК с увеличением рабочего стажа. Более опытные специалисты придают большее значение профессионально важным качествам, позволяющим выстраивать тактическую программу управления автомобилем.

На наш взгляд, эти характеристики лежат в основе оценки развития дорожной обстановки и своевременного, опережающего принятие решений в условиях дефицита времени.

Это подтверждается сравнительным анализом оценок профессионально важных качеств студентами колледжа и профессионалами, имеющими определенный опыт работы по специальности (табл. 1).

Студенты занижают значимость ПВК в будущей деятельности. Это объясняется тем, что они еще не сталкивались в достаточной мере в своей практике с вождением и ремонтом автотранспортных средств.

Специалисты же имеют достаточный профессиональный опыт и оценивают необходимость проявления ПВК значительно выше, чем студенты.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о повышении оценки ПВК по мере увеличения профессионального опыта.

Результаты исследования позволяют повысить эффективность профессионального отбора на автопредприятиях, что является важной предпосылкой к снижению аварийности и повышению надежности водителей автотранспортных средств.

Сравнительная оценка значимости проявления ПВК экспертами

Таблица 1

№ п/п Двигательные качества и психофизиологические особенности Значимость проявления ПВК, % Р

специалисты п = 75 студенты п = 100

1 Сила 87 67 <0,05

2 Выносливость 78 68 >0,05

3 Быстрота 38 40 >0,05

4 Гибкость 15 23 >0,05

5 Свойства внимания 92 72 <0,05

6 РДО 75 42 <0,05

7 Периферическое зрение 67 34 <0,05

8 Глубинное зрение 69 32 <0,05

9 Решительность 45 35 >0,05

10 Эмоциональная устойчивость 60 30 <0,05

о

от

Е

Т

Библиографический список

1. Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика : избран. тр. / К. М. Гуревич. — СПб. : Питер, 2008. — 336 с.

2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 464 с.

3. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 384 с.

4 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки [от 22.04.2014 г. № 383]. — Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_14/ m383.pdf. — Заглавие с экрана (дата обращения: 23.06.2015).

5. Глемба, К. В. Влияние пертинентности информационного поля на безопасность дорожного движения / К. В. Глемба // Вестник ЧГАА. — Челябинск. — 2014. — Т. 68. — С. 7 — 13.

6. Романов, А. Н. Транспортная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Романов. — М. : Издат. центр Академия, 2002. — 224 с.

7. Гладышева, Д. В. Определение профессионально значимых качеств водителя с помощью метода экспертных оценок /

Д. В. Гладышева, Ю. Я. Комаров // Известия ВолгГТУ. гоград, 2014. — Т. 8, № 3 (130). — С. 71 — 74.

Вол-

БЕБИНОВ Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), г. Омск.

Адрес для переписки: bebinov.ru@gmail.com; ЖИГАДЛО Александр Петрович, доктор педагогических наук, доцент (Россия), декан факультета автомобильного транспорта СибАДИ, г. Омск. ЗУЕВА Лилиана Владимировна, аспирантка кафедры эксплуатации и ремонта автомобилей СибАДИ, г. Омск.

УГРЮМОВ Сергей Викторович, директор Омского колледжа профессиональных технологий. Адрес для переписки: bebinov.ru@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.07.2015 г. © С. Е. Бебинов, А. П. Жигадло, Л. В. Зуева, С. В. Угрюмов

УДК 378.147.88:519.86

П. В. КИЙКО

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ И ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ_

В связи с реформой российского образования перед вузами стала проблема конкуренции на глобальном рынке образовательных и исследовательских программ. В статье рассмотрены критерии, которые в той или иной мере влияют на конкурентоспособность вуза. Для того чтобы определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на конкурентоспособность вузов, автор предлагает студентам исследовать рынок образовательных услуг и в междисциплинарном сотрудничестве, либо на этапе обучения, или в качестве научно-исследовательской работы, курсового проекта построить математическую модель повышения конкурентоспособности вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность вузов, анализ математической модели, дорожная карта.

Вхождение России в Болонский процесс и раз- В настоящее время подход к оценке конкурен-

витие рыночных отношений коренным образом из- тоспособности ориентирован на проведение са-

менили условия функционирования системы выс- моаттестации вузов, которым предстоит государ-

шего образования. ственная аттестация или аккредитация. Если для

Эти условия характеризуются нестабильностью ведущих российских вузов, согласно реформам РАН

и неопределенностью внешней среды, существен- 2013 года, ставится задача войти в топ-100 мирового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной нехваткой бюджетного финансирования выс- рейтинга университетов, то для остальных вузов —

шей школы, усилением конкуренции на рынке об- не быть реорганизованными в ПТУ или вовсе ока-

разовательных услуг. заться закрытыми [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.