Научная статья на тему 'Индийский классический танец как нетрадиционное средство физического воспитания студенток вуза'

Индийский классический танец как нетрадиционное средство физического воспитания студенток вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рохкина Е. Л.

Исследование литературы показало, что отношение студентов к физической культуре является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса в высшей школе. На основании проведенного педагогического эксперимента мы выявили, что использование индийского танца как средства физического воспитания позволило повысить уровень развития физических качеств и интерес к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Indian classical dance as an untraditional means of the physical education of the students of higher education establishments

After the analysis of the literature it is possible to draw to a conclusion that the student's attitude to physical culture is one of actual social-pedagogical problems of the educational process at high school. In our study we have defined the possibility of using the Indian classical dance as a means of the physical education of the students of higher education establishments with healthful directivity and have motivated the way of its use in the physical culture.

Текст научной работы на тему «Индийский классический танец как нетрадиционное средство физического воспитания студенток вуза»

УДК 378.73

Е. Л. РОХКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ИНДИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК НЕТРАДИЦИОННОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗА

Исследование литературы показало, что отношение студентов к физической культуре является одной из актуальных социально-педагогически* проблем учебно-воспитательного процесса в высшей школе. На основании проведенного педагогического эксперимента мы выявили, что использование индийского танца как средства физического воспитания позволило повысить уровень развития физических качеств и интерес к занятиям физической культурой.

На основании анализа литературы можно сделать вывод о том, что отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в высшей школе.

Предварительный анализ теоретических исследований, собственный практический опыт и результаты поискового эксперимента позволили сформулировать гипотезу исследования:использование индийского классического танца как нетрадиционного средства физической культуры позволит повысить эффективность процесса физического воспитания студенток вуза.

В нашем исследовании мы определили возможность применения индийского классического танца как средства физического воспитания студенток вуза оздоровительной направленности и обосновали пути его применения в практике физической культуры.

В специальной литературе, посвященной танцу, считают, что эта форма выразительного движения предшествует всем прочим. Ритм, по существу, — синоним танца, один из источников его появления наряду со стремлением к самовыражению. То, что танец родился раньше спорта, даже раньше атлетики миноиского и микенского периодов культуры, не подлежит сомнению. Но и в спорте мы видим (иногда лишь с тремимся увидеть) ритмичность движений и примеры самовыражения человека. Однако есть коренное различие между спортом и танцем в ритмическом и эмоциональном отношении. Танец пронизан ритмом, ритм — неотъемлемая часть самовыражения в танце, выражение чувств и эмоций [4).

Основываясь на статистических данных о неудовлетворительном состоянии здоровья широких слоев населения, многие врачи, преподаватели физической культуры и прочие специалисты пришли к выводу, что необходимо разработать разумную программу физического развития и осуществлять её ! в размере всей страны. Однако идея физического • совершенства преподносится в таком виде, что в I сознании большинства людей здоровье связывается | с бурной деятельностью. Дело же в том, что относи-I тельно небольшая часть населения способна разви-'Л вать себя путём интенсивной и регулярной физи-

ческой работы. Поэтому программа физического воспитания должна быть разносторонней и охватывать все слои населения, а также помогать развивать и совершенствовать все системы организм.

Если обратиться к опыту Востока, то мы можем найти и в йоге и в танцах серию упражнений, которая сообщает организму дополнительную энергию, обеспечивает расслабление, когда необходимо, и делает фигуру крепкой и стройной [3].

Используя элементы йоги и индийского классического танца, в 1997 году мы создали новую комплексную гимнастику для женщин (авторы Е Л. Рох-кинамО.Г. Павлова). Методика состоит из теоретической и практической частей. В практическую часть включены асаны йоги (специально для женщин) и движения индийского классического танца (адаву).

В задачи комплекса входит борьба с гиподинамией, избыточным весом, улучшение осанки, совершенствование координаторных функций и удовлетворение потребности к самовыражению посредством танца. Активизация двигательного режима способствует повышению нервно-психического тонуса, улучшает функциональное состояние организма.

Упражнения танцевальной части комплекса формируют пространственное представление, которое тесно связано с воспитанием мышечно-суставного чувства. Традиционные жесты (хасты, мудры) рук индийского классического танца вызывают активизацию ассоциативных зон коры головного мозга, способствуют повышению её тонуса.

Для полной и здоровой жизни большое значение имеет правильное функционирование каждого органа нашего тела. Глаза являются одним из самых важных органов ощущения: весь лежащий вокруг нас мир мы познаём при помощи глаз. «Взгляд должен следовать за рукой, рука за мыслью» — таково правило индийского классического танца. Выражая различные чувства, глаза принимают различные положения, подобные упражнениям йоги глаз, которые развивают мускулатуру, изменяющую фокусное расстояние линз [2].

«Практически все средства гимнастики (элементы хореографии, танцевальные движения, прыжки, ОРУ) способствуют выработке культуры движений, формированию правильной осанки, разработке подвижности суставов, гармоничному развитию мы-

шечной системы, совершенствованию двигательного анализатора. Всё это характеризует гимнастику как ценное средство в физическом воспитании» (5].

В Индии танцуют с незапамятных времён все и всегда. Индийцы учатся танцевать с малолетства, когда тело сохраняет природную гибкость, а кости отличаются мягкостью. Из такого тела гуру (учитель) может вылепить всё что угодно и воспитать виртуозность движений. Индийский танец отличают выразительные жесты, похожие на взмахи крыльев птиц, отточенные движения ног, сравнимые с лёгким бегом лани.

Экспрессивное искусство танцевальной драмы Индии требует совершенного владения телом. Каждый танцевальный стиль отличается острой динамичностью и точностью движений. Большое разнообразие телодвижений подчёркивается отбиваемым об пол ритмом, при этом бубенчики браслетов на щиколотках должны звучать в такт музыке. В основе индийского классического танца застывшие на момент позы, много прыжков и поворотов. Ему присущи сложные движения ног, быстрые пируэты, чувство равновесия, гармоничность иточность жестов и движений.

Во всем мире люди проявляют интерес к восточным системам оздоровления. Они привлекают своей духовностью и возможностью удовлетворить потребность в двигательной активности нетрадиционным способом. Упражнения, составляющие основу восточных систем оздоровления, отличаются выраженной координацией, пластикой и сопровождаются осмысленностью и концентрацией внимания. Многие танцевальные коллективы нашей страны и за рубежом пытаются освоить индийский классический танец в целом, не прибегая к подводящим для этого вида двигательной активности упражнениям. Но надо учитывать, что некоторые танцевальные позы трудно выполнимы для девушек «западного типа», отличающихся от индийских сверстниц как по уровню физического, так и психического развития (Л. Самсон). Следовательно, проблема обучения основам техники требует разработки и научного обоснования.

Система воспитания девочек в индийских школах помимо традиционных форм включает обязательные занятия йогой, танцами, музыкой, кулинарией и народными ремеслами. Анализируя систему индийских классических танцев можно увидеть, что она в полной мере отвечает потребностям и возможностям женского организма.

Не оспаривая приоритет программы общего физического воспитания, мы предлагаем занятия гимнастикой с элементами индийского классического танца и индийским классическим танцем студенткам вуза.

Методологическую основу нашего исследования составляют концепция единства культуры и целостности человека И.М, Быховской, теория обучения двигательным действиям М.М. Богена, СВ. Дмитриева, концепция обучения танцам, представленная в исследованиях A.C. Фомина, Д.Г. Журкиной, Б. Лоу, Л. Самсон.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования решались следующие задачи:

— обосновать эффективность применения индийского классического танца как нетрадиционного средства физической культуры, имеющего оздоровительную направленность и соответствующего интересам занимающихся; отобрать и систематизировать базовые упражнения индийского классического танца, доступные для начального этапа обучения и

определи ть рациональную последовательность обучения различным стилям индийского классического танца и процессе дальнейшего обучения;

— разработать и экспериментально обосновать методику обучения основным стилям индийского классического ганца;

— определить влияние занятий индийским классическим танцем на физическую подготовленность, координационные способности, психофизическое состояние-самочувствие, активность, настроение, показатели внимания занимающихся.

Для решения конкретных задач, обусловленных целями исследования, основной гипотезой, были использованы следующие методы:

— теоретический анализ и обобщение источников зарубежной и отечественной литературы;

— анкетирование;

— педагогическое наблюдение;

..... тестирование;

— экспертная оценка;

— педагогический эксперимент;

— методы математической с татистики.

Исследования проходили на базе Омского государственного аграрного университета с сентября 1999 года по май 2002 года. Организация исследования осуществлялась в два этапа с учетом особенностей каждой из решаемых в работе задач.

На этапе научно-исследовательской работы (199В-7999 гг.) мы определили основные направления совершенствования физическог о образования студенток путем целенаправленной реализации методики обучения базовым элементам индийского классического танца. На этом этапе были отобраны и систематизированы базовые упражнения техники стилей индийского классическог о танца, доступные для первого года обучения, определена рациональная последова тельность обучения, составлены комплексы упражнений.

В 1999-2002 гг. проведен педагогический эксперимент, позволивший проверить эффективность разработанной методики обучения студенток вуза индийскому классическому танцу, выявить эффективность комплексов упражнений, обобщи ть результаты исследования и сделать выводы.

В педагогическом эксперименте приняли участие 30 с туденток 1 курса ОмГАУ в возрасте от 18-19 до 21 -22 лег. Среди студенток первого курса на первом занятии был проведен опрос, результаты которого позволили отобрать экспериментальную группу в количестве 15 человек, На начальном этапе образованные группы имели средний уровень подготовленности в своей возрастной группе. Достоверных различий в физической подготовленности участниц опытной и контрольной группы не наблюдалось, Контрольная группа в количестве 15 человек занималась на уроках по программе Министерства образования РФ для вузов. Экспериментальная группа в количестве 15 человек — видом по выбору (основное средство - индийский классический танец). Занятия проходили 2 раза в неделю по 90 минут. Студентки обеих групп принимали участие во всех физкуль-турно-спортивных мероприятиях вуза.

К положительным моментам методики освоения основ техники индийского классического танца во время занятий со студентками вуза можно отнести: согласование методики как элемента системы современного образования в вузе с внутренними источниками саморазвития личности; у студенток появляется осознанная активная мотивация к здоровому образу жизни; вводная часть методики может яв-

литься самостоятельной формой производственной гимнастики; индивидуальный подход к занимающимся; методика не требует дополнительных снарядов и оборудования, специализированных залов.

К сложностям методики освоения основ техники индийского классического танца во время занятий со студентками вуза можно отнести; отсутствие информации о двигательных стереотипах народов Индии; заинтересованным занимающимся трудно найти методическую и популярную литературу на русском языке.

Последовательность занятий варьировалась в зависимости от времени изучения. Схема занятий выстраивалась следующим образом; на первых занятиях: вводная лекция — диагностика уровня развития физических качеств (контрольные нормативы по физической подготовленности для студентов основного отделения) — специфические тесты — разучивание гимнастических упражнений — разучивание жестов рук (хасты, мудры).

В случае обучения индийскому классическому ганцу мы выбрали следующую динамику занятий.

Первый год — обучение вводной гимнастике с элементами индийского классического танца, разучивание жестов (мудр и хает) рук, изучение теоретической основы классического индийского танца; обучение стилю бхарата-натьям, который является «азбукой», прародителем всех классических стилей танца; обучение стилю Одисси, отличительной особенностью которого является повышенное требование к гибкости, равновесию при принятии статических поз; обучение стилю Мохини-атгам, — повышенные требования к гибкости и вестибулярной устойчивости после многочисленных вращательных движений.

В результате нашего исследования теоретически и экспериментально обосновано применение индийского классического танца как средства физического воспитания студенток вуза, определена рациональная последовательность обучения стилям индийского классического танца, обоснована возможность использования данной методики в факультативных и обязательных занятиях по физической культуре в вузе. Изучены социокультурные и психолого-педагогические аспекты расширения арсенала средств физического воспитания на основе аккультурации ценностей древних культур в отечественной системе физического воспитания. Впервые разработана оздоровительная гимнастика для женщин с элементами индийского классического танца, защищенная свидетельством об интеллектуальной собственности № 73200100078, зарегистрированным ВНТИЦ 10.04.2001 г. В 2001 т. названная методика получила Диплом III степени в конкурсе г Омска «Оздоровительная программа года». Данная методика может применяться для занятий в физкультурно-оздоровительных клубах.

Оценка эффективности разработанной методики обучения индийскому классическому танцу, как нетрадиционному средству физического воспитания j студенток определялась с помощью сравнения дина' мики сдвигов уровня развития физических качеств i и психофизического состояния в контрольной и экс-J периментальной группах; по изменению сдвигов по-| казателей уровня развития физических качеств и i психофизического состояния студенток экспери-j ментальной группы за период педагогического экс! перимента.

Проведенные исследования позволили сделать Л следующие выводы:

1. Изучение мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой показало, что у девушек-студенток вузов не достаточно сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. Применение индийского классического танца дает возможность повысить интерес студенток в процессе физического воспитания.

2. Факторами, обусловившими интерес к индийскому классическому танцу, являются стремление к развитию собственной личности, духовному и физическому совершенствованию, экзотичность танца, его эстетичность и использование музыкального сопровождения.

3. В качестве базовых упражнений освоения индийского классического танца следует использовать элементы стиля бхарата-натьям, который является основой всех стилей индийского классического танца.

4. Занятия по экспериментальной методике в течение трех лет оказали положительное влияние на уровень развития физических качеств. Значительный прирост наблюдался в показателях силы мышц брюшного пресса на 49,7% (1 = 2,05; р< 0,05), силы мышц разгибателей плеча 78,7% (1 = 2,05; р< 0,05), подвижности в суставах при наклоне вперед на 118,6% (1 = 2,05; р< 0,05) и скоросгтно-силовых качеств на 13,5% (1 = 2,05; р< 0,05). Координационные способности, оцениваемые по точности воспроизведения пространственных и временных параметров танцевальных элементов, за период эксперимента возросли на 164 % (1 = 2,05; р< 0,05).

5. Включение в процесс физического воспитания элементов индийского классического танца оказало положительное влияние на показатели психических функций и эмоциональное состояние занимающихся. Так, коэффициент продуктивности внимания возрос на 20,2%, коэффициент точности на 20,2%, коэффициент концентрации внимания на 17,9%. Результаты теста САН свидетельствуют о достоверном улучшении показателей самочувствия на 15,4%; активности на 21,6% и настроения на 15%.

6. Индийский классический ганец может использоваться как средство физического воспитания студенток вуза. Методика применения индийского классического танца как средства физического воспитания женского контингента, отвечающего индивидуальным потребностям занимающихся, может быть использована в различных формах занятий в физкультурно-оздоровительных клубах и других учреждениях оздоровительной направленности.

Практические рекомендации

На основе результатов исследования нам представляется возможным дать практические рекомендации преподавателям физической культуры, педагогам дополнительных учреждений по вопросам организации занятий индийским классическим танцем.

1. При составлении плана занятий целесообразно учитывать общую структуру занятий физическими упражнениями, в которую входят части (подготовительная, основная, заключительная), основанную на принципе постепенного повышения нагрузки.

2. С целью комплексного развития физических качеств занимающихся в одном занятии необходимо сочетать гимнастику с элементами индийского классического танца, обучение упражнениям различных стилей танца (со второго года), выполнение мудр рук для развития мелкой моторики пальцев.

3. Мы предлагаем следующую последовательность в обучении стилям индийского классического танца: первый год - обучение вводной гимнастике с элементами индийского классического танца, разучивание мудр и хает для рук, изучение теоретической основы классического индийского танца, второй год - обучение стилю бхарата-натьям, третий год - обучение стилю одисси, стилю мохини-аттам.

4. Для достижения оздоровительного эффекта необходимо заниматься два раза в неделю по 90 минут. С целью педагогического контроля за формированием двигательных навыков, рекомендуем использовать постановку короткого танца в конце каждого года обучения.

5. Для занятий гимнастикой с элементами индийского классического танца и индийским классическим танцем оптимальными являются помещения площадью не менее 1 м2 на человека, желательно наличие аудиомагнитофона и видеоматериалов. Занятия проходят под непосредственным руководством тренера (учителя). Целесообразно проводить занятия с группой в составе 10-15 человек. Такой количественный состав группы позволяет наиболее эффективно использовать средства физического воспитания при обучении индийскому классическому танцу и создать благоприятный эмоциональный климат, способствующий достижению задач, пос тавленных в обучении.

7. Составляя фонограммы для занятий, необходимо учитывать музыкальный темп, характерный для каждого классического танцевального стиля, и набор музыкальных инструментов, соответствующий данному стилю.

Библиографический список

1. Гоникмап, Э. И. Волшебные ладони Будды возвращают молодость / Э. И. Гоникман. ■ Минск. Сянгана, 1998. - 256 с.

2. Журкина, Д Г Самоучитель для начинающих бхарата -натьям. - М.: Васаита, '.939.-125 с.

3 Красулин, И.А. Пять стихий / И.А. Красулин. - М.: Васаита, 1091,- 192 с.

4. Лоу, Б. Красота порта: междисциплинарное исслед. / пер. с англ. И.Л. Мокичрва. М.: Радуга, 1984. - 256 с.

5. Михайлович, Б.Г. Художественная гимнастика в физическом воспитан!..', уча щихся вспомогательных школ / В.Г. Михайлович, С.Ж. Сыздыкова // Проблемы и перспективы деятельности региональных центров специальной олимпиады России: материалы междунар. науч.-практ.конф. 22-27 января 2001 г., г. Омск. - Омск, 2001- С. 33.

РОХКИНА Екатерина Львовна, соискатель кафедры теории и истории.

Статья поступила в редакцию 22.09.06. © Рохкина Е. Л.

УДК 159.9:656.1 С. В. УГРЮМОВ

Омский государственный колледж профессиональных технологий

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

В работе представлена значимость психофизических качеств в деятельности техника автотранспорта. Данные результаты получены при опросе специалистов со стажем работы более 10 лет и студентов, обучающихся профессии техника автотранспорта. Впервые в исследовании показана значимость следующих психофизических качеств: силы отдельных мышечных групп, выносливости, быстроты, внимания (объем, расположение, переключение, установка), реакция на движущийся объект, зрительная ориентировка, решительность и эмоциональная устойчивость.

В исследованйи выявлено неадекватное влияние выше перечисленных качеств, что может негативно влиять на их отношение к психофизической подготовке.

Актуальность исследования. В системе подготовки специалистов различного профиля все шире внедряется профессионально-прикладная физическая подготовка, направленная на развитие физических способностей, входящих в структуру профессиональных качеств; 2) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых для конкретной профессии; 3) повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию условий профессиональной деятельности; 4) развитие средствами физической культуры волевых и других психических качеств, требующихся в избранной профессии [6].

Выявление профессионально важных качеств в деятельности специалистов конкретного профиля является важной и первостепенной задачей в плане разработки содержания профессионального образования. В последние годы данная проблема находит свое разрешение в ряде работ [1; 2; 3; 4; 5 и др.]. В большей своей части исследования проводились в системе высшего профессионального образования и в меньшей степени среднего специального образования. Исследований, посвященных выявлению профессионально важных психофизических качеств в деятельности водителя автомобиля, недостаточно для разработки содержания и методики про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.