Научная статья на тему 'Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению режимно-карантинных мероприятий при эпидемиях'

Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению режимно-карантинных мероприятий при эпидемиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1904
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федоров Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению режимно-карантинных мероприятий при эпидемиях»

Уровень развития физической подготовленности курсантов и пожарников

Группы обследованных Быстрота, с (бег на 30 м) Скоростная сила, см (прыжок в длину с места) Динамическая сила, кол-во раз Выносливость, с (бег 1000 м) Гибкость, см

Сгибание рук в упоре лежа Подтягивание на перекладине

1-я группа 0=24) 5,б±0,03 209,0±4,73 29,8±1,53 12,4±0,53 310,б±5,0 9,3±0,69

У 0,17 23,2 7,5 2,6 24,1 3,4

2-я группа (п=2б) 5,4±0,0б 202,1±2,5 32,1±2,1 10,9±0,72 313,2±б,3 8,5±0,б

У 0,3 12,6 11,5 3,6 31,6 3,1

3-я группа (п=25) 5,7±0,04 201,8±3,3б 30,3±1,бб 9,4±0,5б 321,5±5,1 9,5±0,48

У 0,2 16,8 8,3 2,8 25,3 2,4

Специалисты (п = 25) 5,1±0,0б 212,4±2,24 39,5±1,96 1 б,5±0,42 301,4±4,2б 8,2±0,42

У 0,3 11,2 9,8 2,1 21,3 2,1

Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 > 0,05

Примечание. 1-я, 2-я, 3-я группы - курсанты Учебного центра ГПС.

Таблица 4

Уровень развития профессионально важных психофизических качеств курсантов и специалистов

Группы обследованных Реакция на движущийся объект, см Частота движений ногами, кол-во раз за 5 с Скоростная выносливость мышц тела, кол-во раз за 30 с Силовая выносливость мышц тела, кол-во раз Ловкость, с (челночный бег, 4 х 10 м)

1-я группа 0=24) х*^ 12,2±0,67 21,0±0,46 23,0±0,52 32,б±2,48 10,8±0,07

У 3,3 2,3 2,5 12,2 0,34

2-я группа (п=2б) х*^ 14,2±0,94 22,8±0,8 24,4±0,47 31,5±1,9 10,6±0,12

У 4,7 4,0 2,4 10,0 0,6

3-я группа 0=25) х*^ 13,б±0,9 21,б±0,9б 22,4±0,5б 30,б±0,94 9,8±0,08

У 4,5 4,8 2,8 4,7 0,4

Специалисты (п =25) х*^ 9,5±0,28 22,3±0,32 24,5±0,36 35,4±0,76 11,3±0,1б

У 1,4 1,6 1,8 3,8 0,8

Р < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05

Анализ психофизической подготовленности курсантов -будущих пожарников - свидетельствует о том, что в процессе обучения по существующей программе физической подготовки у них не происходит достаточного развития профессионально важных психофизических качеств. Это указывает на необходимость пересмотра содержания и структуры физической подготовки и разработки дополнительного содержания программы физической подготовки в русле профессио-нально-прикладной физической подготовки курсантов Учебных центров ГПС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кыхов Н.А. Организация и проведение трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности в подразделениях ГПС МВД России: учебное пособие. - СПб., 1996.

2. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях: курс лекций. - Новогорск, 2001. - Ч. 1, 2.

3. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. - Минск, 1999.

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМНО-КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЭПИДЕМИЯХ

Р. И. Федоров

Академия управления МВД России, г. Москва

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на земном шаре переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд человек, т. е. около 20,0% населения планеты. В России регистрируется 25-30 млн случаев инфекционных заболеваний, экономический ущерб от которых составляет около 90 млрд. рублей. Чрезвычайные ситуации (далее -ЧС), обусловленные эпидемиями и эпизоотиями, стали более частыми, масштабными и опасными.

Массовые вспышки инфекционных заболеваний на территории России показали, что и в мирное время возможно возникновение очагов катастроф, по своим медико-тактичес-ким характеристикам вполне сопоставимых с последствиями, возникающими в результате применения современных видов оружия, в том числе и оружия массового поражения.

Любые инфекции опасны, но есть среди них такие, которые выделены в отдельную группу - особо опасные, а именно «карантинные болезни»: чума, холера, натуральная оспа, желтая лихорадка. Карантинные болезни - условное название группы инфекционных болезней, характеризующихся

большой заразительностью и высокой летальностью, по отношению к которым применяются международные карантинные ограничения (правила) (1). Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям: чума, холера, натуральная оспа, тиф. Другие поражают животных отдельных видов, например чума крупного рогатого скота, свиней, птиц. Существуют общие для людей и животных инфекционные заболевания: сап, сибирская язва, ящур, птичий грипп.

Эпидемии и эпизоотии являются факторами резкого осложнения обстановки, возникновения чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, требует повышения готовности органов внутренних дел как функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для оказания содействия учреждениям здравоохранения, санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службам в осуществлении ими режимно-ка-рантинных мероприятий.

Обеспечивая режимно-карантинные мероприятия, органы внутренних дел по заранее разработанным оперативным планам в соответствии с нормативными актами осуществляют комплекс мер, включающих:

- охрану общественного порядка;

- изоляцию очагов инфекционного заболевания;

- охрану лечебных учреждений (обсерваторов), госпиталей, больниц, бактериологических лабораторий, объектов хранения продуктов питания;

- усиленную охрану водозаборников, очистительных сооружений, водохранилищ и других важных объектов;

- досмотры транспортных средств, грузов, багажа;

- содействие органам здравоохранения в принудительной госпитализации инфекционных больных;

- эвакуацию иногородних граждан, прошедших обсер-ваторы;

- принудительно-профилактические мероприятия (совместно с ветеринарной службой) по защите хозяйств от заноса инфекции, по отлову и уничтожению (отстрелу) бродячих и больных животных;

- проведение разъяснительной работы среди населения;

- установление личности погибших;

- надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических правил.

Экстренные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях организуются и проводятся исходя из общих принципов охраны здоровья людей, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Эти принципы представляют собой научно обоснованные положения, правила, рекомендации для практической деятельности органов управления РСЧС по подготовке, организации, управлению и действиям сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций. К этим принципам относятся:

- принцип заблаговременной подготовки органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- принцип поддержания высокой готовности сил к действиям в чрезвычайной ситуации;

- принцип быстрого реагирования органов управления и сил при возникновении чрезвычайной ситуации;

- принцип рационального использования сил и средств, соблюдение мер безопасности личным составом, участвующим в спасательных и других неотложных работах.

Практика ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций последних лет вскрыла ряд серьезных недостатков в подготовке сил и средств органов внутренних дел к действиям в условиях эпидемий и эпизоотий, в частности: низкую готовность к решению внезапно возникающих задач (запаздывание в принятии необходимых решений, несвоевременный ввод сил в район эпидемии, эпизоотии), недостаточно отработанные тактику действий и технологии проведения режимно-каран-тинных мероприятий.

В руководящих документах МВД России и в научных трудах неоднократно указывалось на необходимость прове-

дения специальной подготовки сотрудников ОВД и аппаратов управления, позволяющей им в любое время организованно и четко выполнять поставленные задачи в условиях ЧС различного характера. В специальную подготовку сотрудников ОВД входит много составляющих, одним из которых является психологическая подготовка. Под ней понимается процесс целенаправленного формирования у сотрудников психологической устойчивости и готовности к успешным действиям в экстремальных условиях.

Для разработки конкретных рекомендаций по психологической подготовке необходимо понять, что же влияет на психику человека и как он реагирует на возникающие в условиях ЧС факторы и их последствия.

Некоторыми исследованиями (2) показано, что психологические реакции человека в экстремальных условиях квалифицируются как положительные и отрицательные. В первую группу входят мобилизация психологических возможностей; активизация деловых мотивов, долга, ответственности; возникновение делового возбуждения, проявление интереса, энтузиазма; возникновение азарта, радости или ненависти; активизация и оптимизация познавательной деятельности; актуализация творческих возможностей; повышение готовности к решительным и смелым действиям; повышение выносливости, неприхотливости; снижение порогов ощущений, ускорение реакций; понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости, беспечности.

Вторая группа включает проявления беспокойства, неуверенности, тревоги; обострение чувства самосохранения; проявление страха, боязнь за дело и за себя; острую борьбу мотивов долга и личной безопасности; проявления растерянности (фрустрация, оцепенение и др.); непонимание происходящего, дезорганизация; разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе; недостаточную мобилизованность; несобранность в действиях; утрату самоконтроля, проявление истерических реакций, панических действий; возникновение чувства слабости, усталости, крайней изнуренности; острые психозы.

Необходимо также отметить и то, что в условиях чрезвычайной ситуации возникают неблагоприятные факторы, влияющие на личный состав ОВД. К ним можно отнести: внезапность наступления сложной (экстремальной) обстановки; скоротечность и непредсказуемость развития ЧС и, как правило, дефицит времени, недостаток сил и средств при слежении за оперативной обстановкой и адекватном реагировании на ее изменения; значительные физические и психические нагрузки на личный состав ОВД; повышенную ответственность сотрудников в связи с введением особого правового положения (например, чрезвычайного положения).

Кроме того, в условиях эпидемии и эпизоотии среди личного состава, привлекаемого к проведению и обеспечению режимно-карантинных мероприятий вырабатывается боязнь и в то же время недооценка возможности заражения и летального исхода ввиду непосредственного контакта с инфицированными лицами.

Есть основание полагать, что реакции людей на любую опасную для жизни и здоровья ситуацию имеют двойственный характер. В соответствии со своими нравственно-психо-логическими установками некоторые люди обнаруживают усугубленные отрицательные свойства личности (трусость, эгоизм, малодушие), хотя в обычных условиях эти качества у них могут не проявляться. Индивиды же, обладающие реакцией нравственно-психологической мобилизации, могут проявлять такие мужество, собранность и силу духа, которые в обычных условиях незаметны (3).

Для повышения эффективности деятельности ОВД в условиях чрезвычайной ситуации возникает необходимость заблаговременной разработки оперативных планов действий при эпидемиях и эпизоотиях, согласования их с взаимодействующими службами и должностными лицами системы предупреждения и ликвидации ЧС. Другим важным направлением

является организация в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД комплексной подготовки в целях поддержания готовности сил и средств при эпидемиях и эпизоотиях, проведения командно-штабньгх учений и тренировок по отработке практических действий личного состава в конкретной чрезвычайной ситуации (эпидемии или эпизоотии).

К главным элементам такой подготовки можно отнести:

- изучение основных разделов плана;

- отработку действий отдельных групп, создаваемых для работы в условиях эпидемии, эпизоотии;

- отработку действий всей группировки сил и средств в условиях перед реальным наступлением эпидемии, эпизоотии в условиях их наступления и в период ликвидации последствий эпидемии, эпизоотии;

- отработку действий по сбору личного состава по сигналу оповещения, приведению его в готовность к действиям в реальной обстановке.

В связи с изложенным можно отметить, что для поддержания высокой степени готовности сил и средств ОВД к немедленному реагированию на ЧС, вызванные эпидемиями и эпизоотиями, возникает необходимость включения мораль-но-психологической подготовки личного состава в программу подготовки для работы в этих условиях.

Задачи морально-психологической подготовки заключаются в том, чтобы сформировать психологическую устойчивость сотрудников ОВД к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел, а также развить у них нужные психологические качества для эффективной реализации профессиональной деятельности в любых сложных и опасных условиях, совершенствовать показатели профессиональной деятельности путем формирования особых навыков и умений (поведения, сплочения коллектива).

Психологическая устойчивость сотрудников к неожиданным ситуациям в оперативной обстановке вырабатывается путем применения на занятиях элементов неясности, новизны, неизвестности, непредвиденности. С этой целью информация об обстановке, которая выдается обучаемым, намеренно делается противоречивой, неточной, устаревшей, неясной, недостаточной. Места проведения занятий следует постоянно менять. Создаются трудности, делающие невозможным успешное применение хорошо отработанных приемов, намеренно нарушается известный обучаемым план учения, ставятся необычные задачи.

Опасность, риск, ответственность, включенные в процесс обучения, развивают у сотрудников смелость, мужество, стойкость. Речь идет об опасности не только для здоровья и жизни, но и для сохранности оружия, специальной техники, о возможности лишиться высокой оценки за боевую подготовку, потерять авторитет в глазах начальников, товарищей,

В психологической подготовке следует придерживаться общих правил последовательности в наращивании трудностей. Сначала личный состав обучается выполнению действий в простых условиях, которые затем все больше и больше усложняются. При выборе степени сложности для очередного занятия следует исходить из правила: выбирать максимально сложные, но доступные при данном уровне подготовки сотрудников условия, по сложности условия данного занятия всегда должны быть выше, чем предыдущего.

В заключение укажем на необходимость изучения основ эпидемиологии и инфекционных болезней, особенностей конкретных видов инфекционных заболеваний (определение степени опасности инфекционного заболевания, длительности инкубационного периода, механизма передачи и т. п.), проведения разъяснительной работы и инструктажей мер безопасности работниками санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб как среди населения, так и среди личного состава, привлекаемого к действиям на карантинизированной территории.

Кроме того, для повышения эффективности деятельности и предотвращения потерь среди личного состава, обеспечивающего режимно-карантинные мероприятия, обязательны проверка наличия средств индивидуальной защиты, проведение вакцинаций и периодических медицинских осмотров.

Таким образом, подготовка сотрудников органов внутренних дел для обеспечения режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий, эпизоотий обширна, сложна и требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая медицинская энциклопедия. - М., 1979.

2. Романович Г. Г., Юстицкий В. В. Психологические особенности действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: лекция. - Минск, 1988.

3. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. -Washington, 1980.

ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

А. Л. Лукутин

Нижегородская академия МВД России

По оценкам многих российских экспертов, современная система отечественного профессионального образования нуждается сегодня в качественном пересмотре и глубоких преобразованиях, соответствующих не только социально-экономической ситуации, но и культурно-историческим традициям и достижениям фундаментальных исследований в области пед агогики и психологии профессионализма. В этом контексте становление всего спектра необходимых профессиональных, в том числе и двигательно-физичес-ких, качеств курсантов вузов МВД России предстает как весьма актуальная гаучная и педагогическая задача.

В нашей статье кратко представлены результаты экспериментальной части исследования, посвященного попытке ее решения средствами специализированных педагогических моделей и технологий организации их физической подготовки. Автор солидарен со взглядами ученых, которые рассматривают использование психологической теории деятельности в обучении в качестве одной из методологических основ выявления и использования закономерностей и механизмов педагогического управления процессом профессиональной подготовки специалиста. Как известно, открытый ими психологический закон усвоения знаний, умений и навыков состоит в том, что они формируются в процессе применения их на практике, т. е. обучающийся лучше всего запоминает знания, которые использовал в собственных действиях, практически опробовал и применил к решению реальных проблемных задач (5; 6; 7; 11; 18). В этом случае усвоение знаний является не целью обучения, а средством формирования профессиональных умений, в том числе двигательных.

Анализ многочисленных источников по актуальным проблемам теории и практики высшего профессионального образования свидетельствует о нарастании в последнее десятилетие противоречия между уровнем теоретических знаний выпускников вузов и умением применять их при решении конкретных профессиональных задач в условиях реальной деятельности. Эго говорит о том, что на современном этапе на одно из первых мест в развитии дидактической системы профессионального образования выходит тенденция системной профессионализации обучения, кардинального укрепления связей образования с будущей трудовой деятельностью (1; 8; 9).

Специалисты в области психологии труда считают, что преимущественно только под воздействием требований предстоящей трудовой деятельности у обучаемого формируются именно те профессионально важные качества и умения, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.