Научная статья на тему 'Формирование надежности выполнения двигательных действий как условие профессиональноприкладной физической подготовки'

Формирование надежности выполнения двигательных действий как условие профессиональноприкладной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукутин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование надежности выполнения двигательных действий как условие профессиональноприкладной физической подготовки»

является организация в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД комплексной подготовки в целях поддержания готовности сил и средств при эпидемиях и эпизоотиях, проведения командно-штабньгх учений и тренировок по отработке практических действий личного состава в конкретной чрезвычайной ситуации (эпидемии или эпизоотии).

К главным элементам такой подготовки можно отнести:

- изучение основных разделов плана;

- отработку действий отдельных групп, создаваемых для работы в условиях эпидемии, эпизоотии;

- отработку действий всей группировки сил и средств в условиях перед реальным наступлением эпидемии, эпизоотии в условиях их наступления и в период ликвидации последствий эпидемии, эпизоотии;

- отработку действий по сбору личного состава по сигналу оповещения, приведению его в готовность к действиям в реальной обстановке.

В связи с изложенным можно отметить, что для поддержания высокой степени готовности сил и средств ОВД к немедленному реагированию на ЧС, вызванные эпидемиями и эпизоотиями, возникает необходимость включения мораль-но-психологической подготовки личного состава в программу подготовки для работы в этих условиях.

Задачи морально-психологической подготовки заключаются в том, чтобы сформировать психологическую устойчивость сотрудников ОВД к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел, а также развить у них нужные психологические качества для эффективной реализации профессиональной деятельности в любых сложных и опасных условиях, совершенствовать показатели профессиональной деятельности путем формирования особых навыков и умений (поведения, сплочения коллектива).

Психологическая устойчивость сотрудников к неожиданным ситуациям в оперативной обстановке вырабатывается путем применения на занятиях элементов неясности, новизны, неизвестности, непредвиденности. С этой целью информация об обстановке, которая выдается обучаемым, намеренно делается противоречивой, неточной, устаревшей, неясной, недостаточной. Места проведения занятий следует постоянно менять. Создаются трудности, делающие невозможным успешное применение хорошо отработанных приемов, намеренно нарушается известный обучаемым план учения, ставятся необычные задачи.

Опасность, риск, ответственность, включенные в процесс обучения, развивают у сотрудников смелость, мужество, стойкость. Речь идет об опасности не только для здоровья и жизни, но и для сохранности оружия, специальной техники, о возможности лишиться высокой оценки за боевую подготовку, потерять авторитет в глазах начальников, товарищей,

В психологической подготовке следует придерживаться общих правил последовательности в наращивании трудностей. Сначала личный состав обучается выполнению действий в простых условиях, которые затем все больше и больше усложняются. При выборе степени сложности для очередного занятия следует исходить из правила: выбирать максимально сложные, но доступные при данном уровне подготовки сотрудников условия, по сложности условия данного занятия всегда должны быть выше, чем предыдущего.

В заключение укажем на необходимость изучения основ эпидемиологии и инфекционных болезней, особенностей конкретных видов инфекционных заболеваний (определение степени опасности инфекционного заболевания, длительности инкубационного периода, механизма передачи и т. п.), проведения разъяснительной работы и инструктажей мер безопасности работниками санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб как среди населения, так и среди личного состава, привлекаемого к действиям на карантинизированной территории.

Кроме того, для повышения эффективности деятельности и предотвращения потерь среди личного состава, обеспечивающего режимно-карантинные мероприятия, обязательны проверка наличия средств индивидуальной защиты, проведение вакцинаций и периодических медицинских осмотров.

Таким образом, подготовка сотрудников органов внутренних дел для обеспечения режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий, эпизоотий обширна, сложна и требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая медицинская энциклопедия. - М., 1979.

2. Романович Г. Г., Юстицкий В. В. Психологические особенности действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: лекция. - Минск, 1988.

3. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. -Washington, 1980.

ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

А. Л. Лукутин

Нижегородская академия МВД России

По оценкам многих российских экспертов, современная система отечественного профессионального образования нуждается сегодня в качественном пересмотре и глубоких преобразованиях, соответствующих не только социально-экономической ситуации, но и культурно-историческим традициям и достижениям фундаментальных исследований в области пед агогики и психологии профессионализма. В этом контексте становление всего спектра необходимых профессиональных, в том числе и двигательно-физичес-ких, качеств курсантов вузов МВД России предстает как весьма актуальная гаучная и педагогическая задача.

В нашей статье кратко представлены результаты экспериментальной части исследования, посвященного попытке ее решения средствами специализированных педагогических моделей и технологий организации их физической подготовки. Автор солидарен со взглядами ученых, которые рассматривают использование психологической теории деятельности в обучении в качестве одной из методологических основ выявления и использования закономерностей и механизмов педагогического управления процессом профессиональной подготовки специалиста. Как известно, открытый ими психологический закон усвоения знаний, умений и навыков состоит в том, что они формируются в процессе применения их на практике, т. е. обучающийся лучше всего запоминает знания, которые использовал в собственных действиях, практически опробовал и применил к решению реальных проблемных задач (5; 6; 7; 11; 18). В этом случае усвоение знаний является не целью обучения, а средством формирования профессиональных умений, в том числе двигательных.

Анализ многочисленных источников по актуальным проблемам теории и практики высшего профессионального образования свидетельствует о нарастании в последнее десятилетие противоречия между уровнем теоретических знаний выпускников вузов и умением применять их при решении конкретных профессиональных задач в условиях реальной деятельности. Эго говорит о том, что на современном этапе на одно из первых мест в развитии дидактической системы профессионального образования выходит тенденция системной профессионализации обучения, кардинального укрепления связей образования с будущей трудовой деятельностью (1; 8; 9).

Специалисты в области психологии труда считают, что преимущественно только под воздействием требований предстоящей трудовой деятельности у обучаемого формируются именно те профессионально важные качества и умения, кото-

рые ему потребуются в предстоящей профессиональной деятельности. Ряд исследователей прямо отмечают, что учебнопознавательная деятельность будущего специалиста должна воспроизводить в себе существенные черты той деятельности, которая кристаллизирована, аккумулирована в данном предмете или явлении (11; 13), а при организации различных видов учебной, в нашем случае - учебно-тренировочной деятельности, будущим специалистам необходимо создавать такие условия, которые максимально приближены к реальным условиям выполнения профессиональных обязанностей (4).

Основные положения психологической теории деятельно с-ти и контекстного обучения применительно к учебному процессу по физической подготовке будущих специалистов ОВД позволили автору сформировать гипотезу о преимуществах такого подхода к повышению его эффективности, основу которого составляет концепция формирования на занятиях надежности выполнения боевых приемов борьбы (далее - БПБ), гарантирующей успешность их применения в названных условиях.

Изучение литературы по проблемам надежности выявило, что ее теоретические постулаты первоначально формировались в сфере технических наук. Под надежностью при этом понималась способность технических устройств безотказно (исправно) работать в заданных условиях и в течение определенного отрезка времени (10). В теории и методике физического воспитания важнейшим критерием надежности выполнения отдельного двигательного действия выступает уже его результативность, которая во многом обусловливается устойчивостью к воздействию всех сопутствующих ему сбивающих факторов (16).

Исследуя проблемы и возможные пути совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вуза МВД, автор исходил из того, что в последнее время все большее понимание среди специалистов находит идея конверсии (адаптации) технологий спортивной подготовки в интересах совершенствования методик физического воспитания учащейся молодежи (2; 14). Согласно этим технологиям основу методики и организации физической подготовки курсантов должны составлять концепция и принципы спортивной тренировки. Действительно, на сегодня это единственный научно обоснованный подход к управлению развитием физического потенциала человека. Выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности.

Вместе с тем в результате анализа научно-методической литературы и анкетного опроса практических работников милиции было определено, что, например, наряду с присущими спортивным единоборствам факторами, влияющими на результативность технических действий (различия в весе ее участников; выполнение приемов на фоне утомления и т. п.), не меньшие, а порой и булыние затруднения в процессе силового задержания или самозащиты вызывали факторы, присущие исключительно профессиональной деятельности. Так, сотрудники оценивали необходимость контролировать поведение и состояние третьих лиц (реальных и возможных сообщников, гражданских лиц и других сотрудников и т. п.). При этом большинство из них отмечали, что в условиях предстоящей или начавшейся силовой схватки с правонарушителем успешность применения отдельных приемов, выполняемых в сочетании с другими видами деятельности (вербально-распо-рядительной, ориентировочной и пр.), напрямую предопределял уровень мобилизации, развитости и качества использования такого свойства психического процесса, как «внимание» (объем, интенсивность, скорость переключения и т. д.). Если в спортивной борьбе выполнение той или иной части приема, входящего в состав комбинации, но не приведшего к достижению конечной цели поединка (чистая победа), может быть оценено определенным баллом и считаться частично успешным, то при попытке задержания правонарушителя данная ситуация фактически означает, что она полностью сотрудником не решена. Его подготовительным действиям к силовому захвату в реальной обстановке нередко предшествует

фаза сокращения дистанции до правонарушителя, которая может варьироваться от двух-трех до пяти и более метров.

Таким образом, модельные характеристики (структура, состав и приоритеты различных компонентов), определяющие успешность выполнения сотрудником боевых приемов борьбы в рамках служебно-боевой деятельности во многом и очевидно отличаются от тех же составляющих выполнения приемов борьбы в ходе спортивного состязания.

В качестве принципиальной модели выполнения сотрудником ОВД двигательных действий в условиях профессиональной деятельности автором была взята комбинация, состоящая из приема «передняя подножка» и последующего контроля «правонарушителя» (болевого приема на конечность). Соответственно, фазная структура выбранной комбинации действий включала: сближение; подготовительные действия; выведение из равновесия; бросок (полет); контроль (выполнение приема на конечность).

Количественные показатели ритмовой структуры исследуемой комбинации приемов определялись при анализе видеозаписи выполнения, которая была произведена при помощи цифровой видеокамеры (с частотой 29 кадров в секунду), установленной на штативе. Объектив камеры располагался на высоте 1,1 м от пола и на расстоянии 10 м от демонстрантов. Испытуемые, находясь на расстоянии двух метров от другого, по сигналу проводящего эксперимент выполняли БПБ. Определение длительности фаз «выведения из равновесия» и полета осуществлялось на основе распечатки видеозаписи, на которой графическим способом были определены общий центр масс тела (ОЦМТ) и общий центр масс системы (ОЦМС), представленной в виде находящихся в захвате испытуемых. Для этого у испытуемых маркерами были отмечены оси лучезапястного, локтевого, плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопного суставов.

Выявленное изменение под воздействием того или иного сбивающего фактора времени выполнения фаз указанной комбинации действий (выраженное в процентном соотношении ко времени выполнения в стандартных условиях) рассматривалось нами как степень его воздействия. Различия в весе между испытуемыми начинают оказывать воздействие, которое достоверно может быть определено при условии, если разница между испытуемыми составляет от 15% и выше (табл. 1). Более существенное воздействие на качество выполнения БПБ оказывает фактор утомления, но наибольшее затруднение у испытуемых вызывала уже отмеченная выше необходимость контролировать в процессе их применения действия третьих лиц.

На основе полученных в процессе констатирующего эксперимента данных автором были разработаны четыре опытные методики формирования надежности выполнения БПБ на занятиях по физической подготовке курсантов вузов МВД. В целях выявления их эффективности и определения оптимальной проведен формирующий эксперимент. Были укомплектованы пять опытных групп курсантов - контрольная и четыре экспериментальных. Планирование и проведение учеб-но-тренировочных занятий в контрольной группе осуществлялось в соответствии с примерной программой по физической подготовке для высших учебных заведений МВД (19). Для каждой экспериментальной группы, согласно данным констатирующего эксперимента, были разработаны методики нивелирования воздействия сбивающих факторов. Каждая из них состояла из этапов ознакомления, закрепления и совершенствования, которые отличались друг от друга как частными задачами, так и особенностями организации учеб-но-тренировочных занятий, применением различных средств и методов формирования двигательных умений (далее - ФДУ) и развития физических качеств (далее - РФК).

Цель первого этапа (ознакомление) - овладение основой техники БПБ. Главные задачи ФДУ: сформировать смысловое и зрительное представления о БПБ и способе его выполнения в целом и по частям; создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам) действия путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия; добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне пер-

Соотношение времени выполнения фаз технического действия в стандартных условиях и при воздействии сбивающих факторов

Стат. измер. Условия выполнения ПБ

1 фаза 2 фаза 3 фаза 4 фаза 5 фаза

I. В стандартных условиях

М 1,12 0,34 0,37 0,69 1,53

=1т ±0,06 ±0,01 ±0,02 ±0,03 ±0,08

% 27,59 8,53 9,24 17,12 37,52

II. С разницей в весе 10%

М 1,12 0,35 0,37 0,61 1,56

=1т ±0,06 ±0,01 ±0,02 ±0,03 ±0,08

% 27,85 8,86 9,28 15,19 38,82

г 0,002 0,02 0,09 1,74 0,29

р1 >0,05 >0,05 > 0,05 > 0,05 >0,1

III. С разницей в весе 15%

М 1,01 0,32 0,50 0,68 1,64

=1т ±0,05 ±0,01 ±0,02 ±0,03 ±0,08

% 24,30 7,82 12,10 16,34 39,61

г 1,51 1,92 4,79 0,35 0,99

Р2 >0,05 >0,05 < 0,001 > 0,05 <0,1

IV. При совмещении видов деятельности

М 1,58 0,42 0,37 0,76 1,66

=1т ±0,08 ±0,02 ±0,02 ±0,04 ±0,08

% 32,55 8,86 7,93 15,92 34,74

г 4,39 2,58 0,09 1,14 1,08

рз <0,001 < 0,05 >0,05 > 0,05 >0,05

V. При совмещении видов деятельности повышенной сложности

М 1,58 0,43 0,35 0,56 2,17

=1т ±0,08 ±0,02 ±0,01 ±0,03 ±0,11

% 31,03 8,55 6,84 11,02 42,56

г 4,43 2,99 0,98 2,81 4,54

р4 < 0,001 <0,01 > 0,05 < 0,01 < 0,001

VI. На фоне утомления

М 1,31 0,55 0,42 0,51 1,61

=1т ±0,07 ±0,03 ±0,02 ±0,02 ±0,08

% 29,75 12,62 9,54 11,54 36,55

г 2,05 5,96 1,49 4,07 0,71

Р5 <0,05 < 0,001 >0,05 < 0,001 >0,05

Примечание. Р - достоверность различий фаз выполнения ТД в стандартных условиях (Р^ и при воздействии сбивающих факто-ров (Р2, Р3, Р4, Р5)/

воначального умения); предупредить или устранить значимые искажения в технике приемов, обеспечивающих каждую комбинацию. Решение этих задач осуществлялось поочередно.

Основными средствами решения поставленных зад ач на данном этапе выступали: пробное выполнение разучиваемых приемов; имитационные упражнения; выполнение отдельных частей приемов; повторные выполнения приемов в целом, атакже технические средства обучения и наглядные пособия. Здесь преобладал объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, расчлененный, целостный и комбинированный методы обучения. В зависимости от каждой конкретной задачи тренировочного занятия формами организации учебных занятий были: фронтальная групповая, работа в парах и самостоятельная работа. По результатам данного этапа были сформированы зрительносмысловой образ разучиваемого технического действия и способность выполнять его в общих чертах на уровне умения.

На этом этапе методика формирования двигательных умений и развития физических качеств во всех четырех опытных группах особых отличий в применении средств и методов

не имела. Основными средствами физической подготовки на данном этапе являлись традиционные общеразвивающие упражнения и упражнения общей физической подготовки, а также подвижные и спортивные игры. Из всего разнообразия названных упражнений предпочтение отдавалось тем, которые по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма имели наибольшее сходство с упражнениями в борьбе.

Основными методами развития физических качеств являлись повторно серийный и круговой. В то же время, в зависимости от задач, поставленных перед опытными группами, учебные часы в них были распределены по-разному (табл. 2).

Целью второго этапа (разучивание и закрепление БПБ) являлось формирование полноценного представления о нем (кинестетический образ) путем осмысленного и многократного его выполнения, основанного на созданном зрительно-смыс-ловом образе. Основные задачи, решаемые на этом этапе ФДУ: добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик при выполнении БПБ; уст-

Соотношение средств физической подготовки в опытных группах

Таблица 2

Виды физической ПОДГОТОВКИ в опытных группах Количество часов Соотношение, %

К 1 2 3 4 К 1 2 3 4

Развитие абсолютной силы 8 12 6 8 12 25 37,5 18,75 25 37,5

Развитие взрывной силы 8 8 6 8 4 25 25,0 18,75 25 12,5

Развитие общей выносливости 8 6 8 8 4 25 18,75 25,0 25 12,5

Развитие специальной выносливости 8 6 12 8 12 25 18,75 37,5 25 37,5

Общее количество 32 32 32 32 32 100 100 100 100 100

ранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене; апробировать выполнение целостного БПБ при воздействии различных сбивающих факторов (в первой группе -различия в весе, во второй - утомление, в третьей и четвертой - совмещение видов деятельности (далее - СВД)). Первые две задачи решались и одновременно, и последовательно, так как они тесно взаимосвязаны. Третья задача служила переходным звеном к задачам следующего этапа и была призвана определить особенности выполнения БПБ при минимальном воздействии сбивающего фактора. Основными средствами ФДУ в опытных группах на этом этапе стали многократное выполнение БПБ в стандартных условиях, в различных вариантах, а также их пробное выполнение под воздействием фактора СВД. Закрепление БПБ на данном этапе осуществлялось в основном расчлененным, целостным и комбинированным методами обучения. Формы организации учебных занятий были теми же, что и на предыдущем этапе. В результате у обучаемых должен был сформироваться полноценный кинестетический образ о БПБ.

Средствами РФК на этом этапе выступали общеразвивающие упражнения, упражнения общей физической подготовки, подвижные и спортивные игры, а также специально разработанные комплекс силовых упражнений и полоса препятствий.

В зависимости от задач РФК в опытных группах применялись следующие методы: в первой - круговой метод и метод «до отказа»; во второй - круговой и метод увеличения времени; в третьей и четвертой группах, соответственно, метод увеличения времени и нарастающего темпа.

Совершенствование БПБ традиционно предполагает переведение сформированного ранее двигательного умения в двигательный навык, что и стало целью следующего этапа эксперимента. Его результатом должна была стать способность курсантов выполнять изучаемое двигательное действие с учетом требований профессиональной деятельности. Ввиду значительной трудности поставленной задачи этап был разделен по степени сложности и строгой последовательности их решения на четыре условных уровня - учебный, учеб-но-тренировочный, тренировочный и учебно-профессиональ-ный (цикл учебной служебно-боевой практики). Так, в первой опытной группе задачей тренировочного уровня являлось стабильное выполнение БПБ с партнером более тяжелой весовой категории (с разницей в весе от 15,0% и выше). Средством ее решения стало выполнение БПБ с партнером более тяжелой весовой категории и выполнение разучиваемого БПБ в учебных схватках. Учебные схватки были направлены на формирование у курсантов тактического умения выполнять по заданию преподавателя заранее обусловленный БПБ. Партнер (условный правонарушитель) оказывал частичное сопротивление и в ходе схватки периодически создавал благоприятные условия для выполнения определенного приема. Учебные схватки выполнялись в первой половине основной части тренировочного занятия.

Задачами второго уровня сложности в рамках этого этапа являлось обеспечение: стабильности вариативного выполнения БПБ; способности его вариативного выполнения с партнером более тяжелой весовой категории. Для их решения БПБ выполнялись в учебных схватках, проводимых с партнером более тяжелой весовой категории и в учебно-тренировочных схватках. Учебно-тренировочные схватки в процессе эксперимента применялись в целях дальнейшего закрепления тех-нико-тактических действий, совершенствования вариантов и способов выполнения БПБ, а также совершенствования защитных и ответных действий.

Задачами следующего уровня в первой опытной группе являлось обеспечение: стабильности вариативного выполнения БПБ с партнером более тяжелой весовой категории; способности целевого выполнения БПБ. Для решения поставленных задач БПБ отрабатывались в учебно-тренировочных схватках с партнером более тяжелой весовой категории и в тренировочных схватках. Они использовались в целях совершенствования технико-тактических действий в условиях близких к соревновательным. В зависимости от частных задач учебно-тре-нировочного задания тренировочные схватки выполнялись как с определенным заданием, так и без него (вольная схватка).

Учебно-профессиональный уровень заключительного этапа формирования надежности выполнения БПБ был призван обеспечить: стабильность целевого использования БПБ; способности целевого выполнения БПБ с партнером более тяжелой весовой категории. Средствами решения поставленных задач в этом случае стало выполнение БПБ в тренировочных схватках с партнером более тяжелой весовой категории и в соревновательных схватках. Целью применения соревновательных схваток стало дальнейшее совершенствование технико-тактического мастерства курсантов. Тренирующимся ставилась задача: используя свои технические, тактические, физические и волевые возможности, добиться преимущества перед соперником при помощи ранее изученных технических действий.

Задачей РФК третьего этапа формирования надежности выполнения БПБ в первой опытной группе являлось акцентированное развитие силовых качеств, обеспечивающее целевое использование БПБ. Основные средства РФК на данном этапе - комплексы силовых упражнений (далее - КСУ), а также тесты и контрольные упражнения, реализуемые методами «до отказа» и кратковременных предельных напряжений.

Основная задача во второй опытной группе на тренировочном уровне - добиться стабильности выполнения БПБ на фоне утомления, вызываемого многократным выполнением специально разработанных КСУ или прохождением специализированной полосы препятствий. Средством решения указанной задачи было выбрано выполнение БПБ на фоне утомления и разучиваемого в учебных схватках БПБ.

Задачами второго уровня сложности на этом этапе стало обеспечение стабильности вариативного выполнения БПБ и способность их вариативного выполнения на фоне утомления. Основными средствами достижения поставленных задач было выполнение БПБ в учебных схватках на фоне утомления и в учебно-тренировочных схватках.

На следующем уровне во второй опытной группе решались задачи обеспечения стабильности вариативного выполнения БПБ на фоне утомления и способности целевого выполнения БПБ. Средствами решения поставленных задач было выполнение БПБ в учебно-тренировочных схватках на фоне утомления и в тренировочных схватках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На учебно-профессиональном уровне заключительного этапа формирования надежности выполнения БПБ в этой опытной группе было необходимо добиться стабильности целевого использования БПБ второго этапа и способности целевого выполнения БПБ на фоне утомления. Средствами решения поставленных задач стало выполнение БПБ в тренировочных схватках на фоне утомления и в соревновательных схватках. Задача РФК на этом этапе - акцентированное развитие специальной выносливости, обеспечивающей целевое использование БПБ. Основными средствами РФК служили тесты и контрольные упражнения, комплексы силовых упражнений и специализированная полоса препятствий, реализуемые методами круговой тренировки и нарастающего темпа.

В соответствии с рассмотренными выше положениями деятельностного и контекстного подходов к обучению в ходе эксперимента оно реализовывалось как активное и поэтапное освоение курсантами первого, хотя и учебного, но целостного опыта профессионального применения навыков выполнения БПБ в «реальных условиях». Находясь на стыке многих разделов и проблем прикладного знания, этот опыт предъявляет более жесткие требования к системе его педагогического и методического обеспечения. Это предполагает, что при обучении определенной профессиональной деятельности оно (обучение) должно строиться по специфической методике, в контексте будущей профессиональной деятельности. Ввиду этого в третьей опытной группе задачей тренировочного уровня стало формирование стабильности выполнения БПБ при минимальном воздействии сбивающего фактора «совмещение видов деятельности» (далее - СВД). Средством решения данной задачи выступало выполнение БПБ при минимальном воздействии СВД и осваиваемого БПБ в учебных схватках. Выполнение БПБ проводилось за тридцать минут до заключительной части учебно-тренировочного занятия. Курсанты

делились на подгруппы по две пары в каждой. Первой паре («выполняющие») ставилась задача при поочередном выполнении БПБ определить количество поднятых флажков и их последовательность. Задача второй пары («ассистенты») заключалась в том, чтобы, находясь на расстоянии семи метров спереди и сзади от «выполняющих», имитировать поднятием флажка «опасность», причем поднятый вверх флажок должен был находиться в этом положении не менее шести секунд, т. е. того времени, которое необходимо для сближения шагом из естественной (основной) стойки и атаки. По команде преподавателя через каждые пять минут сформированные пары курсантов менялись заданиями. Критерием стабильности выполнения БПБ и условием перехода на следующий уровень служило 75,0% положительных попыток выполнения БПБ.

Задачами второго учебно-тренировочного уровня сложности на заключительном этапе в третьей опытной группе стало достижение стабильности вариативного выполнения БПБ и способности выполнения БПБ при умеренной степени воздействия фактора СВ Д. Основными средствами достижения поставленных задач стало выполнение БПБ при умеренной степени воздействия фактора СВД и в учебно-трениро-вочных схватках. Выполнение БПБ при указанном уровне воздействия фактора СВД предполагало, так же как и на предыдущем уровне, за тридцать минут до заключительной части учебно-тренировочного задания разделение курсантов на группы, по три пары в каждой. Двум парам «ассистентов», расположившимся спереди слева и справа, сзади слева и справа от выполняющего прием, была поставлена задача, аналогичная задаче предыдущего уровня. Выполняющему БПБ, как и на первом уровне, ставилась задача определить уже в два раза возросшее возможное количество и последовательность возникновения «опасности». По команде преподавателя через каждые пять минут по круговому методу происходила смена заданий. Критерием стабильности выполнения БПБ на этом уровне и условием перехода на следующий служило 75,0%) правильного выполнения БПБ.

Задачи следующего уровня в этой группе: достижение стабильности вариативного выполнения БПБ при умеренной степени воздействия фактора СВД и способности выполнения БПБ при достаточно высокой степени его воздействия. Основными средствами решения поставленных задач выступало выполнение БПБ при высокой степени воздействия фактора СВД и выполнение БПБ в тренировочных схватках. Выполнение БПБ при достаточно высокой степени воздействия фактора СВД организовывалось по той же схеме, что и на предыдущем уровне, но с некоторыми дополнениями. Двумпарам «ассистентов», расположившимся спереди слева и справа, сзади слева и справа от выполняющего прием, в дополнение к синим флажкам были розданы красные, обозначавшие высокую степень опасности, тогда как синие - вероятное ее возникновение. Выполняющему БПБ ставилась задача определить не только количество и последовательность замеченных поднятых флажков, но и при появлении красного закончить двигательное действие лицом к «опасности». По команде руководителя учебно-тре-нировочного занятия через каждые пять минут по круговому методу происходила смена заданий. Критерием стабильности выполнения БПБ и условием перехода на следующий также являлись правильные действия (75,0%) в группе.

На учебно-профессиональном уровне заключительного этапа формирования надежности выполнения БПБ в этой опытной группе ставились задачи достижения стабильности целевого использования БПБ и способности целевого выполнения БПБ на фоне утомления. Средствами решения поставленных задач стало выполнение БПБ в тренировочных схватках на фоне утомления и в соревновательных схватках.

Задача РФК на данном этапе - это акцентированное развитие специальной выносливости, обеспечивающей целевое использование БПБ. Основными средствами РФК на данном этапе были снова выбраны тесты и контрольные упражнения, комплексы силовых упражнений и специализированная полоса препятствий, реализуемые методами круговой тренировки и нарастающего темпа.

Добиться стабильности выполнения БПБ при достаточно высокой степени воздействия фактора СВД было основной задачей третьего уровня данного этапа формирования надежности выполнения БПБ. Основными средствами реализации упомянутой задачи выступало выполнение технических действий в учебно-тренировочных и тренировочных схватках при этом уровне воздействия исследуемого фактора.

Стабильность выполнения БПБ при высокой степени воздействия фактора СВД и обеспечение вариативного использования БПБ в зависимости от особенностей учебной обстановки (ситуации) - задачи учебно-профессионального уровня третьего, заключительного этапа формирования надежности выполнения БПБ.

Основными средствами реализации перечисленных задач выступало выполнение приемов в учебно-тренировочных и соревновательных схватках, а также выполнение БПБ при решении учебно-тренировочного задания, которое представляло собой ключевое звено в формировании надежности разучиваемых БПБ и их устойчивости к воздействию фактора СВД. В конце каждого учебного семестра на трех учебных занятиях испытуемые при решении учебно-тренировочного задания выполняли БПБ. Данные задания, через частичное моделирование предстоящей оперативно-служебной деятельности, были направлены на формирование способности гарантированного выполнения БПБ в условиях, приближенных к реальным.

Содержание учебно-тренировочных, а затем и контрольных заданий включало:

- банк типовых (базовых) задач и условий развития учебной ситуации, моделирующей ту или иную частную оперативную обстановку служебно-боевой деятельности (разработаны на основе изучения более 2 тыс. реальных случаев);

- набор основных и дополнительных заданий (вводных), определяющих направления, ее развитие и наращивание (на фоне «реальных» событий).

В процессе целостного выполнения этих заданий обучаемый ставился в условия, в которых от него требовалось максимально проявить физические качества и продемонстрировать освоенные профессионально-прикладные умения и навыки, в том числе необходимые для применения специальных средств и физической силы в ситуациях, предусматривающих крайне интенсивное воздействие фактора СВД (необходимость непрерывного профессионально-психологического взаимодействия с «правонарушителями», «другими сотрудниками», «свидетелями», «потерпевшими» и др.).

Сравнение исходных и итоговых показателей всех модельных характеристик участников предварительного эксперимента показало наибольшую положительную динамику у курсантов четвертой опытной группы. Эго позволило убедиться в том, что повышение качества процесса формирования надежности выполнения БПБ курсантов вузов МВД России в целом обеспечивается акцентированным развитием силовых качеств и выносливости и путем умелого использования при их обучении двигательным действиям указанных выше приоритетов (учет специфики отдельных сбивающих факторов) и методических приемов.

Как показал дальнейший, констатирующий, эксперимент, наибольший эффект в формировании надежности выполнения БПБ в напряженной обстановке достигается только посредством параллельного и поэтапного развития не только физических, но и иных профессионально важных качеств в контексте всех аспектов служебно-боевой составляющей оператив-но-служебной деятельности ОВД, моделируемой на занятиях с помощью активного применения методов проблематизации (так-тико-правовых, ситуативно-ролевых и иных профессиональ-но-психологических междисциплинарных тренингов и испытаний (учений и экзаменов) в условиях одновременного воздействия как минимум трех рассмотренных выше факторов (19).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г. Д. Структура творческой деятельности тренера// Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 9.

2. Балъсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Там же. - 1993. -№ 4.

3. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: учебное пособие. - СПб., 1996.

4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

5. Выготский J1. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

6. Гальперин П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения. - М., 1968.

7. Давыдов В. В. Виды общения в обучении (логико-психоло-гические проблемы построения учебных предметов). - М., 1972.

8. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельностьи. - М., 1987.

9. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1974.

10. Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач// Теория и практика физической культуры: научно-теоре-тический журнал. - 1997. - № 10.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. - 1974. - № 4.

12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. - Т. 1, 2.

13. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М., 1981.

14. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6.

15. Макаров В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников охранных предприятий на основе конверсии спортивной тренировки боксеров: дис. ... канд. пед. наук. -Краснодар, 2002.

16. Мошанов А. В. Моделирование соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов в структуре интервальной мышечной тренировки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.

17. Новиков А. А. Основы спортивного мастерства. - М., 2003.

18. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3.

19. Устюжанин Н. Н., Лукутин А. А. Ситуативный тренинг как повышение эффективности служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД // Профессионал. - 2005. - № 1-4.

20. Физическая подготовка: программа для высших учебных заведений МВД России. - М., 2000.

21. Шустин Б. Н. О разработке моделей сильнейших спортсменов // Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов. - JL, 1976.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СЛЕДОВАТЕЛЕМ И УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Канд. психол. наук, профессор В. М. Шевченко

Новгородский филиал СПбУ МВД России

Совершенствование тактических приемов установления деловых отношений с участниками процессуальных действий является одной из актуальнейших задач, стоящих перед криминалистической наукой. Налаживание делового контакта между указанными субъектами находится в прямой зависимости от управляющих воздействий следователя, производящего расследование. Под управляющим воздействием следователя мы понимаем такое построение взаимоотношений с участниками уголовного процесса, когда четкое распределение и осознание прав и обязанностей сторон и их психологический настрой способствуют деловому и активному доказыванию по уголовному делу.

Следователь, осуществляя управление поведением участников процессуальных действий, должен решить три задачи: во-первых, оказывать положительное воздействие, применяя свои лучшие профессиональные качества, и формировать деловые, инициативные отношения с лицами, оказыва-

югцими помощь и содействие в доказывании; во-вторых, воздерживаться от отрицательного влияния (применения незаконных и неэтичных методов, использования высказываний, отражающих стереотипы и предубеждения, и пр.); в-третьих, не поддаваться негативному воздействию со стороны участников уголовного судопроизводства и иных лиц, воспринимать положительный опыт.

Следователь должен устанавливать с оперативными работниками, специалистами и иными лицами, призванными оказать содействие осуществлению процесса доказывания в установленной законом форме, деловой контакт, под которым следует понимать построение таких отношений, когда каждый участник процесса расследования проявляет инициативу и активное участие в оказании помощи по собиранию, исследованию, оценке и использованию криминалистически значимой информации. Следует также отметить, что деловой контакт не приемлет сугубо личных мотивов в содействии следствию. Отношения делового контакта строятся исключительно на основе высоких профессиональных качеств и требовательности к участвующим во взаимодействии лицам.

В криминалистической литературе широко отражены различные формы взаимодействия следователя и оперативных работников (дача отдельных поручений и указаний, расследование преступления группой, состоящей из следователей и оперативных работников и др.), достаточно полно раскрыты также необходимость определения содержания названных поручений (указаний) и роль следователя в данных взаимоотношениях. Однако сам психологический механизм создания деловой обстановки сотрудничества в рамках форм взаимодействия в криминалистической литературе, как нам представляется, раскрыт далеко не в полной мере.

Современные требования психологии делового общения и управления необходимо приспособить к нуждам криминалистической тактики. Так, по данным анкетирования следователей, 35,0% респондентов отметили, что всегда находят взаимопонимание и приходят к деловому сотрудничеству с работниками уголовного розыска; 48,0%) проанкетированных заявили, что часто находят подобное взаимопонимание, в то же время 4,0%о следователей редко достигают таких взаимоотношений, а 3,0%о опрошенных отметили, что никогда не находят взаимопонимания и не приходят к деловому сотрудничеству с работниками уголовного розыска. Думается, что следователи нередко испытывают трудности в установлении делового контакта с сотрудниками уголовного розыска. Поэтому представляются необходимыми разработка и совершенствование тактики организации взаимодействия следователя и лиц, на которых возложена обязанность содействовать наиболее полному, объективному и всестороннему исследованию всех обстоятельств расследуемого события.

Одним из необходимых элементов эффективного управления коллективом является формирование следственно-оперативной группы (далее - СОГ). С позиций психолого-кри-миналистического исследования следственно-оперативную группу можно определить как формальную группу компетентных сотрудников правоохранительных органов, целью создания которой является объединение усилий для достижения объективной истины по расследуемому уголовному делу.

В следственно-оперативной группе руководитель не только должен занимать позицию лидера, но и быть талантливым управляющим. Здесь необходимы знания в области психологии управления, и это поможет дать ответ на многие сложные вопросы, встречающиеся в процессе координирования совместной деятельности по расследованию и раскрытию преступления.

Все факторы, которые препятствуют нормальной деятельности СОГ, можно классифицировать в зависимости от сферы и вида деятельности. Первую группу составляют личностные факторы, вторую - внутригрупповые, третью -объективные.

Определяя руководителя СОГ, необходимо исходить из следующих критериев, предъявляемых к эффективному управляющему: 1) социально-биографические требования (высшее образование, опыт работы, безупречная репутация и авторитет у коллег); 2) требования к управленческим способностям (высокий интеллектуальный уровень, навыки и уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.