Научная статья на тему 'Профессионально важные качества социального работника как основная детерминанта в развитии профессиональной деформации специалиста'

Профессионально важные качества социального работника как основная детерминанта в развитии профессиональной деформации специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A SOCIAL WORKER / PROFESSIONAL DEFORMATION / BURNOUT / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тегенцев Максим, Сверкунова Татьяна

В статье представлен иной, по сравнению с общепринятым, взгляд на влияние профессионально важных качеств социального работника на личность профессионала. Проанализирована теория о корреляции развития таких профессионально важных качеств социального работника, как эмпатичность, гуманность, ориентированность на людей с уровнем выраженности профессиональной деформации специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тегенцев Максим, Сверкунова Татьяна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A SOCIAL WORKER AS THE MAIN DETERMINANT IN THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL DEFORMATION SPECIALIST

The article presents a different, in comparison with the generally accepted, view of the influence of the professionally important qualities of a social worker on the personality of a professional. The theory of the correlation of the development of such professionally important qualities of a social worker as empathy, humanity, focus on people with the level of severity of professional deformation specialist is analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества социального работника как основная детерминанта в развитии профессиональной деформации специалиста»

Максим Тегенцев,

Бакалавр Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, E-mail: maks.tegentsev.97@mail.ru

Татьяна Сверкунова,

Кандидат исторических наук, доцент департамента социальных наук,

Дальневосточный федеральный университет E-mail: sverkunova.tn@dvfu.ru

Maxim Tegentsev,

Bachelor of School of Arts and Humanities Far Eastern Federal University E-mail: maks.tegentsev.97@mail.ru

Tatyana Sverkunova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences Far Eastern Federal University E-mail: sverkunova.tn@dvfu.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК ОСНОВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A SOCIAL WORKER AS THE MAIN DETERMINANT IN THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL DEFORMATION SPECIALIST

Аннотация. В статье представлен иной, по сравнению с общепринятым, взгляд на влияние профессионально важных качеств социального работника на личность профессионала. Проанализирована теория о корреляции развития таких профессионально важных качеств социального работника, как эмпатичность, гуманность, ориентированность на людей с уровнем выраженности профессиональной деформации специалиста.

Ключевые слова: профессионально важные качества социального работника, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, социальная работа.

Abstract. The article presents a different, in comparison with the generally accepted, view of the influence of the professionally important qualities of a social worker on the personality of a professional. The theory of the correlation of the development of such professionally important qualities of a social worker as empathy, humanity, focus on people with the level of severity of professional deformation specialist is analyzed.

Key words: professionally important qualities of a social worker, professional deformation, burnout, social work.

Проблема профессиональной деформации специалистов социальной работы является актуальной веткой современного научного развития.

В отечественной науке под этим социально-трудовым феноменом, которым обозначают процесс негативного влияния профессии на личность человека, часто понимается «...Изменения сложившейся

структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса» [3].

Многие исследователи дают общие, развернутые концепции детерминант видов профессиональных деформаций, ошибочно пытаясь затронуть все аспекты деятельности специалистов социальной сферы.

32 _

На наш взгляд, стоит уделить пристальное внимание и сделать акцент на профессионально важных качествах социального работника, так как именно они вызывают наибольшее подозрение в вопросе психологической безопасности личности.

Исследователи разделяют профессионально важные качества (далее - ПВК) социального работника на следующие категории: когнитивные, эмоционально-волевые, аналитические, психофизиологические, социальные, эстетические.

Когнитивные ПВК видятся в способности к восприятию и анализу возникшей ситуации, переработке большого количества информации, хорошей памяти, внимании и воображении, структурному мышлению.

Эмоционально-волевые особенности личности - это сдержанность, индифферентность (равнодушие, отстраненность, хладнокровность) настойчивость, последовательность в своих словах, решениях и действиях.

Аналитические характеристики личности профессионала выражаются в самокритичности, способности к рефлексии, т.е. оценке своих действий и поступков.

Психофизиологические качества личности специалиста социальной работы проявляются в выносливости, на случай долгого рабочего дня и большого количества предстоящей работы, стрессоустойчивости, способности к самовнушаемости.

К социальным ПВК социального работника относят: коммуникативность, красноречивость, эмпатичность, а именно способность «ставить себя на место другого человека», смотреть «из чужого окна», улавливать настроение клиента, сопереживать его нуждам, толерантность.

Эстетические качества профессионала заключаются во внешней привлекательности, опрятности.

Поверхностный анализ ПВК социального работника наводит на несколько мыслей.

1. Пример специалиста в области помогающих профессий во многом идеализирован и сказочен, а также слишком требователен, а потому «слишком велика опасность возникновения профессиональных деструкций при жестком следовании всем требованиям, предъявляемым к врачам, педагогам, социальным работникам, психотерапевтам и т.д» [2].

2. Рекомендуемые личностные черты, такие как «эмпатичность», «коммуникативность», «толерантность» являются преморбидом к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Более глубокий анализ подтверждает суждение о спорности ПВК социального работника.

Во-первых, противоречия в профессиональной деятельности приводят к дезориентации специалиста, что может привести к профессиональной деформации [1]. Заметив, что к личностным качествам социального работника исследователи относят индифферентность, то есть умение от-страненно воспринимать проблемы клиентов, являющуюся одной из психологических профессиональных защит, вместе с тем теоретики активно защищают идею эмпатичности, сочувственности социального работника, что предполагает наличие эмоций в деятельности профессионала.

Следовательно, уже на данной стадии анализа структуры ПВК социального работника существует потенциальное противоречие, имеющее перспективу к дезориентации профессионала в своей деятельности, что предполагает плодотворную почву для возникновения профессиональной деформации.

Во-вторых, потенциально опасные личностные афферентные качества, имеющие перспективу привести к эмоциональному выгоранию, приветствуются в структуре ПВК социального работника.

К таковым можно отнести гуманность, мягкость, эмпатичность, ориентированность на людей, сочувственность [6].

Данные личностные качества человека приветствуются в такой профессиональной деятельности, как социальная работа, но, как отмечает Х.Фрейденберг, велика вероятность того, что именно этот «чувственный» набор приведет к возникновению синдрома эмоционального выгорания, который видится многим авторам как «...Синдром физического и эмоционального истощения, для которого характерно развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрата понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам» [5].

Отсюда следует, что, несмотря на то, что данные личностные качества, по мнению многих исследователей, способствуют продуктивному труду, морально развивающему специалиста, дающему возможность эффективно выполнять должностные обязанности и развиваться в профессиональной деятельности, существует факт того, что выделенные ПВК социального работника до конца необдуманные, противоречивые и приводят к профессиональным деструкциям специалиста.

Данную проблему на эмпирическом уровне изучили такие признанные исследователи в сфере психологии труда, в особенности социальной работы, как В.Б. Никишина, Т.А. Ушакова, Л.Н. Молчанова.

Данные специалисты, основываясь на опыте практических исследований 2005 -2008 годов путем количественного анкетирования выявили следующие внутрилич-ностные детерминанты, стимулирующие формирование тех или иных деструкций: эмпатия, гуманность, ориентированность на людей, интровертированность, ценности личности, агрессия, соперничество, трудоголизм [4].

Как видно, первые три причины, приводящие к более острому переживанию профессиональных стрессов, что приводит к различного рода профессиональным деформациям и деструкциям, входят в необходимый набор ПВК социального работника.

_ 33

Тем не менее без данных личностных характеристик вряд ли возможна социальная работа как таковая, так как если ориентированность на людей может вызывать сомнения, т.к. данный феномен может иметь двойственный смысл: с одной стороны, подразумевается коммуникативность, умение и желание налаживать контакт с людьми, с другой, зависимость от людей, экстраверсия, выражающаяся в неумении без посторонней помощи принимать решения, зависимость от ситуации и от других людей, то гуманность, выражающаяся в уважительном, толерантном отношении к человеку, признании его как личности со своими правами, точкой зрения и желаниями, стоит базисной чертой характера человека, реализующего свою профессиональную деятельность в сфере социальной работы.

Данное противоречие не решено ни на теоретическом, ни на практическом уровне.

Ситуацию еще более усложняют практически подтвержденные выводы специалистов, полученные в исследовании работников социальной сферы Курской области, в котором были выявлены основные психологические детерминанты профессиональных деформаций и эмоционального выгорания специалистов социальной работы и социальных работников.

Детерминанты профессиональных де-струкций, непосредственно связанные с ПВК социального работника и подтвержденные в исследовании следующие: компромисс (как тип поведения), универсализм, безопасность, доброта (как ценности личности).

Компромисс может выражаться в неумении человека конструктивно решать конфликтные вопросы, отстаивать точку своего зрения, если это необходимо. Постоянные уступки ведут к внутреннему неудовлетворению человека своими действиями, что и приводит к психологическим деструкциям.

Универсализм может пониматься как

34 _

попытка быть максимально разносторонним на работе и выполнять задания различного рода.

Данная черта многими видится как безоговорочно позитивная, но стоит отметить, что именно эта ценность личности побуждает людей к деятельности в поливариативных карьерах, формирует профессиональный разброс внимания.

Поливариативные карьеры понимаются как параллельная работа в разных организациях по разным профессиям, а также получение различных дипломов на случай, если придется менять профессию.

Пытаясь успеть во многих сферах деятельности, человек рассеивает свою энергию, порой доходя до состояния эмоционального опустошения, чему сопутствует переутомление, ощущение безразличия к собственной работе, негативному отношению к клиентам, коллегам и т.д.: «К сожалению, в условиях явного снижения заботы о здоровье многих работников, когда в моде «патологический трудоголизм», при интенсивной работе и профессиональном «разбросе» сил и внимания специалиста в разных видах деятельности и в разных организациях возрастают риски «эмоционального выгорания», а часто риски нервных срывов и соответствующих неадекватных действий и установок, что соответствует профессиональным деформациям» [7].

Доброта, как личностная черта профессионала, реализующего свою деятельность в сфере социальной работы, безусловно, социально одобряема и даже

требуема, но она формирует благоприятную почву для развития таких качеств, как чувствительность, сенизитивность, эмпатичность, которые, согласно Х.Фрей-денбергу, резко ускоряют сроки формирования эмоционального выгорания у человека в профессиональной деятельности.

В сфере образования профессионально важные качества социального работника рассматривают как само собой разумеющееся, не всегда проводится анализ их влияния на психику человека, редко устанавливается корреляция ПВК с профессиональными деформациями, что неудивительно, ведь они кажутся напрашивающимися и базовыми требованиями к личности профессионала в сфере социальной работы.

В заключение необходимо сказать, что выделенная нами проблема корреляции формирования аффективных ПВК специалиста социальной работы и развития уровня профессиональной деформации является хорошим теоретическим подспорьем.

Выводы и новые знания, которые получат исследователи в области психологии труда, безусловно, дадут необходимые рекомендации практикующим специалистам, в чем видится информационно-превентивная функция науки.

Вопросы о том, насколько актуальны общепризнанные профессионально важные качества, какое влияние они оказывают на личность человека остаются противоречивыми и требуют осмысленной оценки специалистов.

Список литературы

1. Воробьёва, М.А. Профессиональная деформация специалистов и её профилактика // [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/professionalnaya-deformatsiya-spetsialistov-i-ee-profilaktika // (дата обращения 17.07.2019);

2. Воронцова М.В Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы / М.В. Воронцова, Т.В. Бюндюгова, Л.М. Деточенко, Л.А. Кайгородова, М.А. Никулина. - Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2013. - 272 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий // [Электронный ресурс] // URL: http://kirovipk.ru/sites/ default/files/dokumenty/zeer_e.f._psihologiya_professiy.pdf // (дата обращения 17.07.2019);

4. Никишина В.Б., Ушакова Т.А. Внутренние детерминанты «профессионального выгорания» у специалистов социальной работы // [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/

catalog/pdf2txt/913/78913/59670?p_page=12 // (дата обращения 17.07.2019);

5. Орлов Д.Н., Подсадный С.А., Шойгу Ю.С. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «Burnout» // [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/913/78913/59670?p_page=13 // (дата обращения 17.07.2019);

6. Пеникер О.В. Синдром профессионального выгорания и его профилактика // [Электронный ресурс] // URL: https://docplayer.ru/30849593-Psihologiya-sindrom-professionalnogo-vygoraniya-i-ego-profilaktika.html // (дата обращения 17.07.2019);

7. Пряжников Н.С., Камнева М.В., Полевая Е.В. Парадоксы в понимании профессиональных деформаций личности// [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/paradoksy-v-ponimanii-professionalnyh-deformatsiy-lichnosti // (дата обращения 17.07.2019).

Фанзиля Ямалеева,

аспирант кафедры педагогики и психологии им З. Т. Шарафутдинова ФГБОУ ВО НГПУ Набережночелнинский государственный

педагогический университет, E-mail: tylpantik@mail.ru

Наиля Хакимова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии им З. Т. Шарафутдинова ФГБОУ ВО НГПУ Набережночелнинский государственный

педагогический университет E-mail: 340268@mail.ru

Fanzilya Yamateeva,

post-graduate student pedagogy and psychology named Z. T. Sharafutdinova FSBEINSPU Naberezhnye Chelny state University pedagogical University,

Nailya Khakimova,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor pedagogy and psychology named Z. T. Sharafutdinova FSBEI NSPU Naberezhnye Chelny state University pedagogical University

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ C НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

DIAGNOSTICS OF FORMATION OF COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH VIOLATION OF SPEECH

Аннотация. В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном работать с различными категориями детей. Анализ теоретических публикаций и наблюдений практикующих специалистов позволяет говорить о том, что в последние годы происходят как количественные, так и качественные изменения контингента младших школьников с общим недоразвитием речи, обучающихся в общеобразовательных школах, поэтому возникает необходимость формирования специальных профессиональных компетенций педагогов по работе с детьми с нарушением речи, не имеющих специального дефектологического образования - учителей начальных классов.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты, социальная значимость, учитель-профессионал.

Abstract. Currently, teachers have to work with a diverse contingent of children. The real practice of education needs a professional teacher who is able to work with different categories of children. Analysis of theoretical publications and observations of practitioners suggests that in recent years there are both quantitative and qualitative changes in the contingent ofprimary school children with General underdevelopment of speech, enrolled in secondary schools. Therefore, there is a needfor the formation of special professional competences of teachers to work with children with speech disorders, without special defectological education - primary school teachers.

Key words: professional competence, students, social significance, professional teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.