Научная статья на тему 'Диагностика формирования компетенций у будущих педагогов к работе с детьми c нарушением речи'

Диагностика формирования компетенций у будущих педагогов к работе с детьми c нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / УЧИТЕЛЬ-ПРОФЕССИОНАЛ / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENTS / SOCIAL SIGNIFICANCE / PROFESSIONAL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямалеева Фанзиля, Хакимова Наиля

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном работать с различными категориями детей. Анализ теоретических публикаций и наблюдений практикующих специалистов позволяет говорить о том, что в последние годы происходят как количественные, так и качественные изменения контингента младших школьников с общим недоразвитием речи, обучающихся в общеобразовательных школах, поэтому возникает необходимость формирования специальных профессиональных компетенций педагогов по работе с детьми с нарушением речи, не имеющих специального дефектологического образования учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF FORMATION OF COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH VIOLATION OF SPEECH

Currently, teachers have to work with a diverse contingent of children. The real practice of education needs a professional teacher who is able to work with different categories of children. Analysis of theoretical publications and observations of practitioners suggests that in recent years there are both quantitative and qualitative changes in the contingent of primary school children with General underdevelopment of speech, enrolled in secondary schools. Therefore, there is a need for the formation of special professional competences of teachers to work with children with speech disorders, without special defectological education primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Диагностика формирования компетенций у будущих педагогов к работе с детьми c нарушением речи»

N 5. Август 2019 г. 35

catalog/pdf2txt/913/78913/59670?p_page=12 // (дата обращения 17.07.2019);

5. Орлов Д.Н., Подсадный С.А., Шойгу Ю.С. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «Burnout» // [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/913/78913/59670?p_page=13 // (дата обращения 17.07.2019);

6. Пеникер О.В. Синдром профессионального выгорания и его профилактика // [Электронный ресурс] // URL: https://docplayer.ru/30849593-Psihologiya-sindrom-professionalnogo-vygoraniya-i-ego-profilaktika.html // (дата обращения 17.07.2019);

7. Пряжников Н.С., Камнева М.В., Полевая Е.В. Парадоксы в понимании профессиональных деформаций личности// [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/paradoksy-v-ponimanii-professionalnyh-deformatsiy-lichnosti // (дата обращения 17.07.2019).

Фанзиля Ямалеева,

аспирант кафедры педагогики и психологии им З. Т. Шарафутдинова ФГБОУ ВО НГПУ Набережночелнинский государственный

педагогический университет, E-mail: tylpantik@mail.ru

Наиля Хакимова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии им З. Т. Шарафутдинова ФГБОУ ВО НГПУ Набережночелнинский государственный

педагогический университет E-mail: 340268@mail.ru

Fanzilya Yamaleeva,

post-graduate student pedagogy and psychology named Z. T. Sharafutdinova FSBEINSPU Naberezhnye Chelny state University pedagogical University,

Nailya Khakimova,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor pedagogy and psychology named Z. T. Sharafutdinova FSBEI NSPU Naberezhnye Chelny state University pedagogical University

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ C НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

DIAGNOSTICS OF FORMATION OF COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH VIOLATION OF SPEECH

Аннотация. В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном работать с различными категориями детей. Анализ теоретических публикаций и наблюдений практикующих специалистов позволяет говорить о том, что в последние годы происходят как количественные, так и качественные изменения контингента младших школьников с общим недоразвитием речи, обучающихся в общеобразовательных школах, поэтому возникает необходимость формирования специальных профессиональных компетенций педагогов по работе с детьми с нарушением речи, не имеющих специального дефектологического образования - учителей начальных классов.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты, социальная значимость, учитель-профессионал.

Abstract. Currently, teachers have to work with a diverse contingent of children. The real practice of education needs a professional teacher who is able to work with different categories of children. Analysis of theoretical publications and observations of practitioners suggests that in recent years there are both quantitative and qualitative changes in the contingent ofprimary school children with General underdevelopment of speech, enrolled in secondary schools. Therefore, there is a needfor the formation of special professional competences of teachers to work with children with speech disorders, without special defectological education - primary school teachers.

Key words: professional competence, students, social significance, professional teacher.

36 _

Становится очевидной необходимость внесения изменений в подготовку педагогов различного профиля в условиях интеграции детей с нарушением речевого развития в образовательную среду. В ФГОС ВО 3++ требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров формулируется в виде компетенций как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной.

У выпускников педагогического профиля необходимо сформировать универсальные инвариантные к области деятельности компетенции, а также предметно-специализированные компетенции, которые позволят решать задачи речевого развития обучающихся параллельно с решением других образовательных задач.

Учитель-профессионал непосредственно должен не только в совершенстве владеть знаниями в области педагогики и смежных с нею наук, но и уметь организовывать деятельность учащихся-логопатов, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью. В связи с этим особую актуальность принимает вопрос подготовки будущих педагогов - учителей начальных классов, которые смогут организовать свою деятельность в контексте грамотной коррекции нарушений речи обучающихся [1].

В связи с этим проблема обеспечения детей с нарушением речи грамотным и квалифицированным педагогическим сопровождением в разных условиях обучения обусловливает специфику профессиональной подготовки будущих педагогов - учителей начальных классов и необходимость разработки новых инструментальных модулей, входящих в состав образовательных программ, расширяющих их компетенции в организации работы с обучающимися с нарушением речи.

Целью диагностики является определение сформированности компетенции у

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

будущих учителей начальных классов по работе с детьми с речевыми нарушениями, для этого нами были предложены обучающимся вуза кейсы, задачами которых было выявить готовность профессиональных компетенций:

• по организации коррекционно-раз-вивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;

• по готовности к планированию об-разовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• способности организации к совершенствованию и анализу собственной об-разовательно-коррекционной деятельности.

В качестве критериев выступили следующие показатели:

- умение решать проблемы образовательной деятельности;

- умение объяснять явления действительности (решать познавательные проблемы);

- умение ориентироваться в мире ценностей (решать ценностно-ориентацион-ные проблемы).

Критериями выявлены следующие умения:

- ориентироваться в образовательном пространстве, использовать различные источники образовательной информации;

- решать коммуникативные проблемы, связанные с образовательной деятельностью;

- использовать научные методы познания явления действительности;

- раскрывать причинно-следственные, закономерные и случайные связи явлений действительности;

- выбирать критерии оценки явлений

N 5. Август 2019 г.

действительности;

- различать существующие виды ценностей (материальные, социальные, духовные).

Таким образом, в результате диагностики был выявлен факт недостаточного уровня развития профессиональных умений, поэтому были определены «точки» и «перспективы» профессионального роста каждого из педагогов и педагогического коллектива в целом и разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития школьников [2]. Результаты интерпретации позволили выявить, что компетентность у студентов вуза находится на среднем уровне. Самостоятельная работа требует от выполняющего ее большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.

Вытекает задача непосредственно по изучению специальной системы работы по формированию компетенций у будущих учителей начальных классов к работе с детьми с нарушением речи.

Очевидно, что в настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на формирование у школьников инициативности, самостоятельности и творческой активности в поиске интересных решений проблемы. Вследствие чего коррекционно-развивающая работа учителя в школьной организации в соответствии с ФГОС 3 ++ школьного образования должна включать в себя применение современных и нетрадиционных технологий, которые совершенно необходимы для достижения наилучших результатов при развитии и коррекции речи и личности ребенка. Ведь современный учитель - это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

_ 37

Будущий педагог должен обладать не только определенным комплексом знаний, умений и навыков, но и способностью к решению профессиональных задач в нестандартных ситуациях [4]. В течение многих лет автор статьи занимается подготовкой педагогов для работы с детьми младшего возраста: дошкольниками и младшими школьниками. И дошкольники, и младшие школьники воспринимают педагога в единстве его ролевых и личностных качеств. Однако личность педагога проступает через любые его ролевые действия. Дети видят в педагоге человека, воплощающего для них мир взрослых, поэтому формирование поведения детей, социальных установок во многом зависит от личности педагога. Вуз должен стремиться создавать условия для саморазвития личности будущего педагога. В результате в образовательные учреждения приходят молодые педагоги, прошедшие определенный курс обучения, но не раскрывшие и не сформировавшие свою профессиональную и личностную индивидуальность.

Результатом системы подготовки педагога должен стать определенный шаг в развитии личности будущего педагога, проявляющийся в его деятельности по решению профессионально-педагогических задач, личностном саморазвитии и самосовершенствовании. Критерием эффективности подготовки педагога являются позитивные изменения, происшедшие в его личности и деятельности, а также личности и деятельности детей, с которыми работает данный педагог. Получаемая студентами совокупность знаний не является системой, она не позволяет системно видеть педагогическую действительность, процессы, происходящие в ней, факторы, влияющие на нее; прогнозировать и достигать комплексного качественного результата своей деятельности; моделировать авторскую систему деятельности. Педагог должен уметь подбирать соответствующие психологическим особенностям де-

38 _

тей, их возрастным и индивидуальным возможностям методы педагогической работы. Однако в практике работы часто

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

данная цель развития ребенка подменяется другой: формировать у детей знания и умения.

Список литературы

1. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c

2. Белякова ЕМ. Проектная деятельность в образовании [Электронный ресурс] / Е.М. Белякова, Н.М. Воскресенская, А.И. Иоффе // Проблемы современного образования. -2011. - №3. - С. 62-67. - Режим доступа: URL: Http://www.pmedu.ra/mdex.pHp/ni/ zhumalv-2011- g/v ypusk-3.

3. Магомедов КА. Инновации в образовании. Российские реалии / К.А. Магомедов // Инновационные методы в образовании. - М.: РИПО ИГУМО, 2008. - С. 41-45.

4. О'Коннор Д. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор, Иан Макдермотт. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 256 с.

5. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2017. - 304 c.

Светлана Куланина,

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Ассистент E-mail: svetlanak2002@mail.ru

Svetlana Kulanina,

FSAEI of HE "Kazan (Volga) Federal University "

Assistant,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ»

USE OF THE "INVERTED CLASS" TECHNOLOGY WHEN PREPARING THE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ON THE DISCIPLINE "MOLECULAR BIOLOGY"

Аннотация. В статье рассматривается технология «Перевернутый класс», позволяющая осуществить полный или частичный перенос процесса обучения на самостоятельное изучение. Описывается эффективность данной технологии в сравнительном анализе. Обоснована технология перевернутого обучения как инновационного подхода. Доказано, что классическая и практико-ориентированная модели перевернутого обучения являются эффективными в подготовке бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: технология, «перевернутый класс», бакалавр, педагогическое образование, инновации, молекулярная биология, сравнительный анализ, учебный процесс.

Abstract. The article considers the "Inverted Class" technology, which allows for the complete or partial transfer of the learning process to independent study. The effectiveness of this technology in a comparative analysis is described. The technology of inverted learning as an innovative approach is justified. It is proved that the classical and practice-oriented models of inverted learning are effective in preparing bachelors of teacher education.

Key words: technology, "Inverted class", bachelor, Teacher Education, innovation, molecular biology, comparative analysis, studying process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.