Научная статья на тему 'Факторы формирования и проявления профессиональных деформаций в социальной работе'

Факторы формирования и проявления профессиональных деформаций в социальной работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
611
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ / ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / PROFESSIONAL DEFORMATION / EMOTIONAL BURNOUT / INTRAPERSONAL DETERMINANTS / FACTORS OF PROFESSIONAL DEFORMATION / MANIFESTATIONS OF PROFESSIONAL DEFORMATION / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тегенцев Максим, Сверкунова Татьяна

В статье представлены внутриличностные и организационные детерминанты формирования и проявления профессиональной деформации социальных работников. Материал изложен с опорой на новейшие эмпирические исследования по проблеме развития профессиональных деструкций специалистов социальной сферы. Обобщены выводы различных исследователей касательно внутриличностных характеристик профессионала, влияющих на формирование профессиональных деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMATION AND MANIFESTATION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS IN SOCIAL WORK

The article presents the intrapersonal and organizational determinants of the formation and manifestation of the professional deformation of social workers. The material is presented with the support of the latest empirical research on the problem of the development of professional destructions of social professionals. The conclusions of various researchers regarding the intrapersonal characteristics of a professional influencing the formation of professional deformations are summarized.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования и проявления профессиональных деформаций в социальной работе»

Максим Тегенцев,

Бакалавр Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, E-mail: maks.tegentsev.97@mail.ru

Татьяна Сверкунова,

Кандидат исторических наук, доцент департамента социальных наук,

Дальневосточный федеральный университет E-mail: sverkunova.tn@dvfu.ru

Maxim Tegentsev,

Bachelor of School of Arts and Humanities Far Eastern Federal University

Tatyana Sverkunova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences Far Eastern Federal University

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

FACTORS OF FORMATION AND MANIFESTATION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS IN SOCIAL WORK

Аннотация. В статье представлены внутриличностные и организационные детерминанты формирования и проявления профессиональной деформации социальных работников. Материал изложен с опорой на новейшие эмпирические исследования по проблеме развития профессиональных деструкций специалистов социальной сферы. Обобщены выводы различных исследователей касательно внутриличностных характеристик профессионала, влияющих на формирование профессиональных деформаций.

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, внутриличностные детерминанты, факторы профессиональных деформаций, проявления профессиональных деформаций, социальная работа.

Abstract. The article presents the intrapersonal and organizational determinants of the formation and manifestation of the professional deformation of social workers. The material is presented with the support of the latest empirical research on the problem of the development of professional destructions of social professionals. The conclusions of various researchers regarding the intrapersonal characteristics of a professional influencing the formation of professional deformations are summarized.

Key words: professional deformation, emotional burnout, intrapersonal determinants, factors of professional deformation, manifestations of professional deformation, social work.

Вопрос факторов профессиональных деформаций в социальной работе носит многогранный характер.

Тем не менее стоит подчеркнуть, что из специфики социальной работы как трудовой деятельности вытекает противоречие: профессионально важные личностные качества специалиста в сфере социальной защиты способствуют развитию про-

фессиональной деформации, поэтому представляется целесообразным более подробно остановиться на тех факторах формирования профессиональных деформаций, которые имеют субъективную, личностную природу.

В первую очередь необходимо обратить внимание на социально-психологические характеристики личности:

- Личностная зрелость (или незрелость).

- Характер личности.

- Социально-психологические установки человека (экстернальность - интерналь-ность).

Исследование Л.Н. Молчановой, В.Б. Никишиной, Т.А. Ушаковой по социально-психологическим детерминантам синдрома эмоционального выгорания у специалистов социальной работы и социальных работников, дало некоторые ответы в вопросе установления корреляции между уровнем зрелости личности и подверженностью различным профессиональным деформациям [6].

Перед анализом данного исследования необходимо дать базовую интерпретацию и понимание основных понятий, лежащих в основе работы.

Личностная зрелость понимается различными авторами по-разному, так, специалисты в области педагогического образования рассматривают личностную зрелость через парадигму готовности к профессиональной деятельности: «Личностная зрелость - это готовность и способность быть полноценным субъектом профессиональной деятельности и нести полную ответственность за выполненные действия» [4].

Отталкиваясь от данного определения, мы можем предполагать под зрелостью способность грамотно планировать свое время, расставлять приоритеты, адекватно, общественно одобряемо и эффективно осуществлять свою деятельность.

Личностная зрелость помимо высокого культурно-нравственного контекста предполагает и высокий процент успешности в действиях.

Иными словами, личностная зрелость - сложное структурное образование человека, проявляющееся в отношениях с окружающими людьми и оценивающееся в зависимости от того, насколько он успешен в деятельности [11].

Характер человека может пониматься как совокупность свойств личности, проявляющихся в отношении: «...к труду (деятель-

_ 51

ности) (в значительной степени определяет личность как деятеля), к людям (составляет ядро нравственных характеристик личности), к себе (выполняет функции регуляции поведения личности)» [7].

Социально-психологические установки ранжируются в двух показателях: экстер-нальность (ориентированность на других, преимущественно поиск причин случившегося во внешних условиях, а не в себе самом) и интернальность (ориентированность на себя, поиск причин случившегося в первую очередь в себе самом, полагание на себя самого). Необходимо отметить, что «.. .Интернальность предстает как центральный признак личностной зрелости и коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведением, а экстерналь-ность корреляционно связана с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением» [9].

Исходя из вышеупомянутого исследования, мы можем заключить, что основными субъективными детерминантами формирования профессиональных деформаций являются личная незрелость, низкий уровень развития социальных навыков (таких, как умение договариваться, идти на компромисс, конструктивно решать конфликтные ситуации), экстернальность как проявление внешнего локуса контроля личности профессионала и сентиментальность как выражение изменчивого, аффективного характера человека.

К профессиональным факторам возникновения такой профессиональной деформации, как эмоциональное выгорание социальных работников, исследователи относят избыточное общение с клиентами, характеризующееся интенсивностью и эмоциональной насыщенностью.

Признанные специалисты в области профессиональной деформации в сфере социальной работы выделяют следующие внутриличностные детерминанты, стимулирующие формирование тех или иных деструкций:

- Эмпатия;

52 _

- Гуманность;

- Ориентированность на людей;

- Интровертированность;

- Ценности личности;

- Агрессия;

- Соперничество;

- Трудоголизм [13].

Эмпатия понимается как возможность специалиста социальной сферы сопереживать клиенту, переносить чувства объекта социальной службы на самого себя, эмоционально включаться в трудную жизненную ситуацию нуждающегося.

Гуманность подразумевает уважительное, толерантное отношение к человеку, признание его как личности со своими правами, точкой зрения и желаниями.

Ориентированность на людей в данном контексте может иметь двойственный смысл: с одной стороны, подразумевается коммуникативность, умение и желание налаживать контакт с людьми, с другой, зависимость от людей, экстравертированность, что выражается в неумении без посторонней помощи принимать решения, чрезмерном влиянии настроения клиента социальных служб на профессионала.

Интровертированность является противоположной чертой, но она также имеет место быть в списке детерминант профессиональной деформации социальных работников, так как накопившиеся профессиональные стрессы интроверт затем не выплескивает наружу, не высвобождается от них, а накапливает, что болезненно нагружает психику человека.

Ценности личности являются важной составляющей всего образа человека, они могут влиять на решения и поведение человека в тех или иных ситуациях. Такая влиятельная сфера, конечно, имеет значение и в возникновении или отсутствии средних и тяжелых форм психологических деструкций, формирующихся в рабочей деятельности человека.

Агрессивность как специфическая черта характера человека играет важную роль в профессиональных затруднениях.

Во-первых, агрессивные действия ухудшают взаимоотношение с окружающими, в профессиональной среде с коллегами и клиентами, что негативно сказывается на психологическом климате коллектива, эмоциональном состоянии участников, удовлетворенности всего процесса рабочей деятельности, во-вторых, агрессия приводит к стагнации в развитии по карьерной лестнице, так как сентиментальных, вспыльчивых и не умеющих держать себя в руках людей зачастую ставят на второй план при выборе кандидатуры на повышение.

Соперничество коррелирует с агрессивностью и проявляется преимущественно в диалогах, которые затем приобретают форму спора или конфликта.

Трудоголизм некоторыми авторами (Т. В. Решётова, И.М. Слободчиков, С.В. Удо-вик, А.В. Молокоедов) рассматривается в качестве личностной черты в характере человека, которая приводит к профессиональным деформациям: «Считается, что высокая вовлечённость (трудоголизм) способствует более раннему возникновению эмоционального выгорания», - и далее, -«По данным Т.В. Решётовой, к синдрому эмоционального выгорания приводят низкие коммуникативные способности, трудоголизм» [10]. Трудоголизм представляется как преморбид профессиональных деформаций, выражаясь в качестве своеобразной зависимости человека от работы. Тем не менее существует точка зрения, что трудоголизм - феномен, сам по себе являющийся частью профессиональной деформации, ее выражением.

Стоит отметить, что данное понятие не стоит путать с трудолюбием, так как эти два феномена принципиально отличаются, о чем писал М. Грифитс ещё в 1966 году: «Основное различие трудолюбия и рабо-тоголизма.. .состоит в том, что здоровые поведенческие модели что-то привносят в жизнь, в то время как аддикции забирают из жизни»; другими словами, трудолюбие направлено на самовыражение, достижение материальных благ, в то время как тру-

доголизм является простым заполнением времени, навязчивой привычкой человека что-то делать, результат и практическая польза труда отходит на второй план [5].

Прежде всего, трудоголизм, как отмечает Е.П. Ильин, это зависимость, которая также нуждается в устранении и является профессиональной деформацией.

Приведенные личностные детерминанты специалистов в сфере социальной работы были подробно изучены на теоретическом уровне.

Практическую проверку этих знаний провели специалисты в сфере психологии труда В.Б. Никишина и Т.А. Ушакова, осуществив количественное исследование специалистов социальной работы и социальных работников г. Курска и Курской области [8].

По итогу исследования были выявлены основные психологические детерминанты профессиональных деформаций и эмоционального выгорания специалистов социальной работы и социальных работников.

Таковыми являются:

- Сензитивность (повышенная чувствительность работника к происходящим с ним событиям, страх нового, сентиментальность);

- Тревожность (коррелирующая с сензи-тивностью и выражающаяся в неадекватно остром переживании каких-либо проблемных ситуаций, тревожный человек, как говорится, часто «делает из мухи - слона»).

Тип поведения:

- Компромисс (выражающийся в неумении человека конструктивно решать конфликтные или проблемные вопросы, отстаивать точку своего зрения, если это необходимо. Постоянные уступки ведут к внутреннему неудовлетворению человека своими действиями, что и приводит к психологическим деструкциям);

- Избегание (может рассматриваться не только как стратегия поведения в конфликте, но и как избегание нового на работе: техник работы, технических средств деятельности, что может привести к стагна-

_ 53

ции в профессиональном развитии).

Локус контроля:

- Экстернальность (черта характера, выражающаяся в большей зависимости в действиях человека от внешних факторов, специалист с внешним локусом контроля по большей части рассчитывает на вклад других, объясняет удачи или поражения внешними, ситуационными факторами).

Ценности личности:

- Универсализм;

- Безопасность;

- Доброта.

Если экстернальность, избегание, тревожность, сензитивность, агрессивность вызывают у нас явные подозрения и априори являются мишенями для профилактики и борьбы с данными качествами, то тип поведения «компромисс», такие ценности личности, как «универсализм», «доброта» и «безопасность» не являются напрашивающимися с точки зрения детерминант профессиональной деформации социальных работников, особенно когда данная профессия требует в профессионально важных качествах именно такой набор ценностных ориентаций профессионала.

В сфере социальной работы также крайне важным фактором формирования профессиональной деформации является психологическое напряжение (профессиональный стресс), обусловленное необходимостью непосредственно взаимодействовать с большим количеством людей, причем коммуникация часто имеет негативный окрас.

В процессе взаимодействия с категориями групп риска у специалиста социальной работы могут накапливаться негативные эмоции, которые необходимо выплескивать, но, как отмечают исследователи, люди далеко не всегда могут это делать правильно.

Отсутствие адекватного выхода эмоций напрягает человека, вследствие чего появляется следующая такая фаза реакции организма на стресс, как фаза сопротивления (резистенция). В этой фазе организм пытается разрядить напряжение, и специ-

54 _

алисты в социальной сфере часто используют неадекватные, непрофессиональные и деструктивные способы: «.Кто начинает повышать голос (например, учителя на детей или выискивать ошибки в работах учеников), кто начинает обвинять другого, аргументируя ситуациями или непроверенными фактами прошлых лет, кто ищет недостатки в людях, чтобы унизить или оскорбить при общении» [2].

Основная опасность данного вида поведения заключается в том, что вскоре человек может привыкнуть к такому способу взаимодействия с людьми, это перерастет в его привычку. Собственно говоря, научение деструктивным методам работы в социальной сфере уже являет собой профессиональную деформацию.

Стресс в профессиональной социальной работе, выраженный в психологическом напряжении, крайне опасен для работника не только как для специалиста, профессионала своего дела, но и для здоровья личности в целом.

Возможные тревога, бессонница, агрессивность, вызванные паталогическим профессиональным стрессом, приводят к следующей фазе стресса - истощению. Истощение, иначе говоря дистресс, является самой тяжелой фазой стресса. Человек переутомлен, зачастую непредсказуем, неадекватен, агрессивен в поведении или же наоборот замкнут и апатичен, испытывает разочарованность в своей работе, обесценивает свои профессиональные заслуги, не воспринимает себя как профессионала и т.д.

Рассматривая проблему факторов профессиональной деформации специалистов в сфере социальной работы, исследователи выделяют подгруппу социально-психологических факторов формирования профессиональных деструкций.

Данные детерминанты являются актуальными на сегодняшний день и выражаются в:

- Ролевой конфликтности;

- Ролевой неопределенности;

- Неудовлетворенности психологическим климатом в коллективе;

- Недостаточности признания [12].

Ролевая конфликтность возникает в том случае, когда от человека требуют выполнять ему не принадлежащие обязанности, тогда специалисту необходимо попытаться расставить приоритеты и пробовать работать на «двух фронтах», что приводит к физической и психологической усталости. Также подобный конфликт мы можем наблюдать, когда человек несет на себе несколько ролей, например, матери и профессионала. В данном случае большая загруженность на рабочем месте и нехватка времени выполнять иные обязанности неизменно будет стимулировать ролевой конфликт, приводящий к стрессам.

Ролевая неопределенность в профессиональной деятельности понимается многими авторами как «.Малая информированность о профессиональных обязанностях и сопутствующих ожиданиях коллег и начальства» [3]. Данный фактор неизбежно приводит к стрессам на работе и, конечно, является детерминантой формирования профессиональных деформаций специалиста.

Неудовлетворенность психологическим климатом являет собой определенный кризис в межличностных отношениях с коллегами по работе и выражается в спорах, конфликтах, недопонимании.

Недостаточность признания как один из детерминант формирования неудовлетворенности работой, затем, как фактор формирования профессиональной деформации, заключается в отсутствии со стороны начальства и коллег определенных действий, направленных на поддержку, стимулирование и мотивацию работника к определенному виду деятельности.

К выделенной парадигме социально-психологических детерминант хотелось бы добавить также «ответственность за людей». Данная характерная черта деятельности специалистов социальной сферы выражается в том, что в зависимости от действий субъекта социальной работы будет меняться показатель улучшения или

ухудшения общего психофизиологического состояния объекта. Так, порой очень тяжело определить необходимо ли лишать ребенка из проблемной, а иногда и социально опасной, семьи и перенаправлять его в детский дом, или же прибегнуть к иному методу социального воздействия на ситуацию.

Под влиянием специфических факторов формирования профессиональной деформации в сфере социальной работы, специалисты в данной области могут испытывать следующие симптомы:

- Исчезновение остроты чувств (чёрствость, холодность, безразличие по отношению к клиентам социальных служб);

- Увеличение конфликтов с окружающими;

- Потеря ощущения ценности жизни (как

_ 55

разновидность - потеря смысла жизни, утрата смысла в рабочей деятельности, что именуется психологами как логоневроз);

- Утрата веры в собственные силы (деперсонализация по отношению к себе, которое понимается как негативное, осуждающее отношение к субъекту труда) [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, социальная работа как особый вид деятельности предполагает целых ряд факторов, влияющих на возникновение профессиональной деформации. Социальные работники входят в так называемую группу риска, так как основные личностные детерминанты профессиональной деформации являются, в то же время, в некоторых случаях требуемыми в личностном арсенале профессионала.

Список литературы

1. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е С. Старченкова. - СПБ : Питер, 2005. - 336 с.

2. Воробьёва М.А. Профессиональная деформация специалистов и её профилактика // [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnaya-deformatsiya-spetsialistov-i-ee-profilaktika // (дата обращения 23.07.2019);

3. Заварзина О. О. Психофизиология в профессиональной деятельности / О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н. Р. Коро, Е.А. Орлова, Н.В. Рышлякова. - Директ Медиа, 2015. - 546 с.

4. Засобина Г. А., Воронова Т. А., Корягина И. И. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе. - Directmedia, 2015. - 231 с.

5. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень // Е.П. Ильин. - СПБ: Питер, 2016. - 224 с.

6. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б., Ушакова Т. А. Социально-психологическая детерминация синдрома профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа // [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/913/78913/59670?page=12 // (дата обращения 23.07.2019)

7. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мяси-щев. - Воронеж: Модэк, 1998. - С. 153.

8. Никишина В.Б., Ушакова Т.А. Внутренние детерминанты «профессионального выгорания» у специалистов социальной работы // [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/ catalog/pdff2txt/913/78913/59670?p_page=12 // (дата обращения: 23.07.2019);

9. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПБ: Питер, 2013. - 288 с.

10. Слободчиков, И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / И.М. Слободчиков, С.В. Удовик, А.В. Молокоедов. - Москва: ООО «Лев», 2018. - 220 с.

11. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - 1983. - С.85-10.

12. Ушакова Т.А. Внешние детерминанты «профессионального выгорания» у специалистов социальной работы // [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/913/78913/59670?p_page=16 // (дата обращения 23.07.2019);

13. Ушакова Т.А. Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния «выгорания» специалистов социальной работы // [Электронный ресурс] // URL: https:// www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-i-individualno-lichnostnye-determinanty-sostoyaniya-vygoraniya-s // (дата обращения 23.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.