Научная статья на тему 'Внутренние факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций'

Внутренние факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3392
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ) ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова О. Б.

В обзоре рассмотрены внутренние (личностные) факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций: возрастные, мотивационно-потребностные, особенности высших психических процессов, особенности психических познавательных процессов, профессиональный стаж, самооценочные, темпераментальные, характерологические, эмоционально-волевые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренние факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

О.Б. ПОЛЯКОВА*

Отделение психологии и возрастной физиологии Российской академии образования,

Москва

В обзоре рассмотрены внутренние (личностные) факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций: возрастные, мотивационно-потребностные, особенности высших психических процессов, особенности психических познавательных процессов, профессиональный стаж, самооценочные, темпераментальные, характерологические, эмоционально-волевые.

Ключевые слова: внутренние (личностные) факторы, профессиональная деятельность, профессиональные деформации.

Изучая феномен «профессиональные деформации» и понимая под ними изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, важно выявление не только внешних (организационно-психологических и социально-психологических) факторов профессиональной среды, но и внутренних факторов - индивидуально-психологических особенностей личности специалистов, которые могут выступать предпосылками-провокаторами возникновения профессиональных деформаций и внутренними условиями предупреждения и нивелирования отрицательного воздействия профессиональной деятельности на профессионалов [9, 10].

Так, В.В. Бойко указывает четыре внутренних фактора, провоцирующих «выгорание» («burnout», англ.):

1. Интенсивную интериоризацию (восприятие и переживание) обстоятельств

© Полякова О.Б., 2012

* Для корреспонденции:

Полякова Ольга Борисовна

кандидат психологических наук, доцент,

главный специалист Отделения психологии

и возрастной физиологии РАО

119121 Москва, ул. Погодинская, 8

Тел.: +7 (499) 246-86-26.

E-mail: pob-70@mail.ru

профессиональной деятельности, возникающую у специалистов с высоким локусом контроля над порученным делом, исполняемой ролью. По наивности, неопытности и молодости специалисты социономических профессий воспринимают все слишком эмоционально, отдаются делу без остатка: судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Со временем возникает необходимость восстанавливать истощающиеся эмоционально-энергетические ресурсы или беречь их, прибегая к психологической защите: смена профиля работы, профессии. Часто периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты сменяют друг друга: восприятие неблагоприятных условий профессиональной деятельности обостряется, специалист тяжело переживает допущенные ошибки, конфликты и стрессовые ситуации.

2. Нравственные дефекты и дезориентацию личности: либо специалист изначально имел нравственный изъян, либо приобрел в профессиональной деятельности. Нравственный дефект - неспособность включать во взаимодействие с деловыми партнерами моральные категории (совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства

другой личности). Причина нравственной дезориентации - неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. В случаях нравственного дефекта и нравственной дезориентации формирование эмоционального выгорания (безразличия к субъекту деятельности) и редуцирование личных достижений (апатия к исполняемым обязанностям) облегчаются.

3. Склонность к эмоциональной ригидности: у менее реактивных и восприимчивых, более эмоционально сдержанных людей эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее; у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, формирование симптомов «выгорания» проходит медленнее; повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться (пример: проработав «в людях» до пенсии, человек не утратил отзывчивость, эмоциональную впечатлительность, способность к соучастию и сопереживанию).

4. Слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: специалисты социономических профессий не считают для себя необходимым или не заинтересованы проявлять сочувствие и сопереживание субъектам своей деятельности, что стимулирует эмоциональное выгорание и его крайние формы (безразличие, равнодушие, душевную черствость); специалисты не привыкли, не умеют поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности; система самооценок поддерживается материальными или позиционными достижениями; альтруистическая эмоциональная отдача ничего не значит; специалисты не нуждаются в ней, не испытывают от нее удовлетворения, следовательно, «выгорать» им просто и легко. Для личности с альтруистическими ценностями важно помогать и

сочувствовать другим; утрата эмоциональности в общении - показатель нравственных потерь, утрата человечности [3].

Исходя из теории социального сходства Л. Фестингера [17], Б.П. Бунк, В.Б. Шауфели и Дж. Йбема [15], В.Б. Шауфели и Б. Янкзур [27] установили взаимосвязь между психическим «выгоранием», неуверенностью и потребностью социального сходства-сравнения, проявляющейся в желании узнать как можно больше о переживаниях и реакциях других людей, встретившихся с подобными ситуациями.

Н.Е. Водопьянова отмечает, что до настоящего времени данный вопрос мало разработан. Высокий уровень «выгорания» при низком уровне собственного достоинства - внутреннее условие, провоцирующее специалистов избегать ситуаций общения и конфликтов с более успешными субъектами и ситуаций, связанных с социальным сравнением, являющихся сильным стресс-фактором. Возможно, управление потребностью социального сходства-сравнения - предпосылка преодоления (купирования) стресса [4].

В соответствии с теорией справедливости, согласно Б.П. Бунку и В.Б. Шауфели [13], Д.В. Дирендонку, В.Б. Шауфели и Х.Дж. Сиксма [16], собственные возможности относительно других людей специалист оценивает в зависимости от своего вклада, факторов вознаграждения и цены. Каждый человек ожидает справедливых взаимоотношений - пропорциональности вкладываемого и получаемого. Однако в профессиональной деятельности фактор справедливости действует не всегда. Например, дополняющими являются отношения между врачом и пациентом. Переживания несправедливости отношений со стороны других - одна из причин возникновения профессиональных деформаций, проявляющихся в развитии негативных (безличных, равнодушных, циничных) отношений к субъектам деятельности. Специфические детерминанты «выгорания» -чувства несправедливости и социальной

незащищенности, большая зависимость от клиентов и руководства.

Среди внутренних факторов, способствующих развитию синдрома «выгорания», Б.П. Бунк и В. Хоренс называют:

- негативные переживания, связанные с недостатком социальной поддержки и социальной несправедливостью;

- неуверенность в социально-экономической стабильности;

- чувство социальной незащищенности

[14].

Н.Е. Водопьянова также подчеркивает, что возрастание потребности в социальной поддержке в напряженных социальных ситуациях приводит к негативным переживаниям и мотивационно-эмоциональной деформации личности [4].

К. Маслач акцентирует внимание на следующих ключевых внутренних факторах синдрома «burnout»:

- внутренний психологический опыт (чувства, установки, мотивы, ожидания);

- индивидуальный предел, потолок возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению;

- негативный индивидуальный опыт, концентрирующий проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия [22, 23].

Описывая переменные, оказывающие влияние на развитие синдрома «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», Т.В. Форманюк особо выделяет личностные факторы:

- жесткость и авторитарность по отношению к другим;

- негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности;

- неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);

- низкий социальный статус - неудовлетворенность потребности в социальной справедливости и социальной защищенности в связи с занимаемой статусно-ролевой позицией;

- низкий уровень гибкости ролевого поведения;

- низкий уровень самоуважения;

- отверженность в референтной группе;

- противоречивость ролевых позиций;

- реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);

- сверхответственность или уход от ответственности как следствие противоречия между функциональными обязанностями и управленческими умениями и ситуативной адекватностью ролевого поведения специалиста;

- склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность, направленность интересов на явления внутреннего мира);

- трудоголизм (преобладание мотивов, связанных с карьерой, работой, тщеславием, в ущерб другим личным интересам и потребностям) [12].

Список внутренних факторов, влияющих на возникновение профессиональных деформаций, продолжают Дж.К. Роджерс и С.К. Добсон:

- возраст и другие индивидуальные особенности личности;

- высокий уровень эмпатии (способность постигать эмоциональные состояния других людей, понимать мир их душевных переживаний, сочувствовать);

- профессиональный стаж;

- реакция на стресс (поведение и переживания личности, увеличивающие риск сердечно-сосудистых заболеваний);

- чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха [26].

Е. Махер отмечает, что предпосылки синдрома эмоционального «выгорания» -это авторитаризм (авторитарный стиль руководства), низкий уровень эмпатических способностей, профессиональный фанатизм, агрессивность и апатия как реакции на стрессовые ситуации [21].

Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц имеют противоположную точку зрения, конста-

тируя, что профессиональным деформациям подвержены, прежде всего, профессионалы, реализующие модус служения, для которых профессиональная деятельность изначально значима, предполагает эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, сознательно выбрана, а не те, которые равнодушны и безучастны к работе изначально, и те, в чьей профессиональной деятельности доминирует модус социальных достижений или обладания [1].

В дополнение к указанным среди внутренних факторов профессиональных деформаций В.В. Бойко особо выделяет:

- неудовлетворенность исполняемыми ролями, собой (недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями);

- повышенную совестливость;

- чувство ответственности [3].

При этом, подчеркивая амбивалентность эмоций, В.В. Бойко пишет, что к дополнениям к основным переменным, оказывающим влияние на развитие синдрома «выгорания», относятся:

- возникновение замкнутого энергетического контура «Я и обстоятельства»;

- зависть к преуспевающим коллегам;

- неудачи или неспособность влиять на психотравмирующие обстоятельства;

- разочарование в профессии;

- склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности и эмоциональной холодности;

- угнетение из-за неправильного выполненных функциональных обязанностей [3].

Описывая «burnout», Х.Дж. Фрейн-денбергер среди внутренних факторов профессиональных деформаций отмечает, прежде всего: гуманность; идеализирован-ность; интровертированность; мягкость; увлекаемость; фанатичность (одержимость навязчивыми идеями, солидаризирован-ность); эмоциональную неустойчивость; эмпатию - манипулятивное применение эмпатии (скрытое убеждение, уговаривание, внушение), неконтролируемое и не-

уместное использование эмпатии, полное погружение в мир чувств другого человека, сверхсопереживание (постоянное переживание эмоций, полностью идентичных наблюдаемым), сверхсочувствие (постоянное побуждение оказать помощь другому, эмоциональный отклик), эмпатическая слепота (неосознаваемое неприятие тех чувств другого человека, которых специалист избегает в самом себе) [18].

Указывая детерминанты «выгорания», A.M. Пайнс и И. Аронсон ставят акцент на следующих основных особенностях моти-вационно-потребностной сферы специалистов: неудовлетворенность оплатой труда и профессиональным ростом; отсутствие значимости работы и чувства значимости себя на рабочем месте; ощущение нехватки поддержки окружающих; переживание недостатка автономности; стагнация профессионального продвижения; уровень контроля со стороны руководства (сверхнизкий или сверхвысокий) [25].

В.И. Ковальчук среди факторов «выгорания» обращает внимание на два: самооценку и локус контроля; именно низкий уровень самооценки и высокий уровень экстернального локус контроля - предпосылки напряжения, уязвимости и деформаций [7].

Дополняя психологический портрет «выгорающих», К. Кондо включает:

- административный восторг (административный произвол, злоупотребление властью, наслаждение властью, чрезмерное увлечение административными функциями);

- высокий уровень агрессивности;

- неадекватность в восприятии людей и ситуаций;

- переживание ролевой неопределенности;

- повышенную ролевую конфликтность;

- потерю вкуса к жизни;

- управленческую эрозию (иррациональность решений, отсутствие профессиональной заинтересованности, расширение спектра контролирующих и/или репрес-

сивных средств, снижение эффективности управленческой деятельности, сохранение старых форм и стратегий управления - чаще авторитарного стиля управления, стремление к доминированию, господству, расширению власти, контролировать и влиять на других; эгоцентризм) [19].

Х. Кунарпу продолжает список индивидуально-психологических особенностей, приводящих к профессиональным деформациям: агрессивное разрешение стрессовых ситуаций, несдержанность, разрешение конфликта любой ценой, соперничество, трудоголизм [20].

Состояние «утраты себя», вызванное психотравмирующим влиянием профессиональной деятельности, провоцируется, согласно А.Р. Фонареву, негативным (жиз-неотрицающим) отношением к жизни, к себе и другим людям (неумением ставить перед собой цели достижения личностного и профессионального совершенствования, низкой самооценкой, нравственной незрелостью личности). Им же выделены три модуса человеческого бытия, определяющие образ использования и проявления индивидуальных особенностей и последствий -развитие, стагнация или регресс:

1. Модус служения (основное жизненное отношение - любовь к другим людям, позволяющая человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей) - инициатор возникновения и развития эмоционального «выгорания» (изначально у специалиста жизнеутверждающая позиция, профессионал создает профессиональную позицию и руководствуется принципами практической этики).

2. Модус социальных достижений (основное отношение к жизни - соперничество, обусловливающее повышенную неуверенность в себе, тревожность и являющееся препятствием успешного становления профессионала) - причина эмоционального «выгорания» (невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повышения служебного положения или признания собственных заслуг).

3. Модус обладания (другой человек - объект, средство для достижения собственных целей; отсутствие нравственных преград; невозможность истинного профессионализма) - не детерминанта эмоционального «выгорания» (нечего терять или тратить) [11].

Описывая кризисы профессионального становления личности как сенситивные периоды образования профессиональных деформаций, Э.Ф. Зеер подчеркивает, что непродуктивный выход из кризиса - предпосылка возникновения негативной профессиональной позиции, искажения профессиональной направленности, снижения профессиональной активности. При этом у специалиста наблюдаются:

- несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности;

- неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом, возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, своим социально-профессиональным статусом, должностью;

- сужение социально-профессионального поля;

- трудности профессиональной адаптации;

- трудности удовлетворения потребности в профессиональном самоутверждении [5].

Указывая на две группы кризисов профессионального становления личности (нормативные, часто встречающиеся при переходе от одной стадии профессионализации к другой; ненормативные), Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк [6] подчеркивают, что значение имеет способность профессионала выходить из кризиса, искать продуктивные пути противостояния профессиональному «выгоранию», преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности, и отмечают главенствующую роль в детерминации профессиональных деструкций именно

субъективных факторов, обусловленных особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений [6], к которым относятся:

1. Акцентуации характера личности: при многолетней деятельности акцентуации профессионализируются, являются составляющей индивидуального стиля деятельности, трансформируются в профессиональные деформации; профессиональные акцентуации - чрезмерное усиление некоторых черт характера, отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств специалиста.

2. Возрастные изменения, связанные со старением: психологическое и физическое старение деформирует профессиональный профиль человека, отрицательно сказывается на достижении вершин профессионального мастерства. Виды и признаки психологического старения человека: нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, преувеличение заслуг своего поколения, противопоставление настоящего прошлому, скептическое отношение к молодежной субкультуре); профессиональное старение (канонизация индивидуального опыта и опыта своего поколения, невосприимчивость к нововведениям, снижение темпа выполнения профессиональных функций, трудности освоения новых средств труда и производственных технологий); социально-психологическое старение (возникновение дезадаптивных форм поведения, изменение эмоциональной сферы, ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (профессиональная реальность отличается от представлений выпускника профессионального учебного заведения; первые трудности побуждают к поиску «кардинальных» методов работы; неудачи, отрицательные эмоции, разочарования - причины профессиональной дезадаптации личности).

4. Мотивы выбора профессии: осознаваемые мотивы (имидж, материальные блага, социальная значимость, творческий характер); неосознаваемые мотивы (стремление к власти, доминированию, самоутверждению).

5. Предел развития уровня образования и профессионализма, зависящий от индивидуально-психологических особенностей, социально-профессиональных установок, эмоционально-волевых характеристик; причины образования предела развития: неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов; психологическое насыщение профессиональной деятельностью.

6. Разные формы психологической защиты: значительная неопределенность многих видов профессиональной деятельности - причина возникновения деструк-ций ожиданий, отрицательных эмоций, психической напряженности; при этом в действие вступают психологические защитные механизмы (вытеснение, идентификация, отрицание, отчуждение, проекция, рационализация).

7. Снижение уровня интеллекта: с увеличением стажа работы происходит снижение уровня интеллекта; наблюдаются возрастные изменения; главная причина - особенности нормативной профессиональной деятельности (многие виды труда не требуют от работников анализа производственных ситуаций, планирования процесса труда, решения профессиональных задач; невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают).

8. Стагнация профессионального развития, зависящая от содержания и характера труда (жесткая структурированность, монотонность, однообразность), возникающая на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности и снижения уровня профессиональной активности личности, инициирующая образование различных деформаций; на начальных стадиях про-

фессионализации периоды стабилизации недолговременны; на последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго (год и более); уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности; уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться; даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация, согласно Н.В. Кузьминой [8].

9. Стереотипы осуществления профессиональных функций, действий, операций: облегчение взаимоотношений с коллегами, повышение их определенности; упрощение выполнения профессиональной деятельности. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Профессиональные стереотипы обладают достоинствами для специалиста и выступают основой образования многих профессиональных деструкций личности. Стереотипы - неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков и становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. Профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Однако профессиональная деятельность включает в себя и нестандартные ситуации, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. Стереотипизация - одно из достоинств психики, однако вносящее искажения в отражение профессиональной реальности и порождающее разного типа психологические барьеры.

10. Эмоциональная напряженность профессионального труда: причина развития профессиональных деструкций и сниже-

ния фрустрационной толерантности - часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с увеличением стажа работы (нервные срывы, перевозбуждение, повышенная раздражительность, тревожность - синдром «эмоционального сгорания», следствия которого: неудовлетворенность профессией, разного рода профессиональные деструкции личности, утрата перспектив профессионального роста) [5].

Перечисляя предпосылки «выгорания», К. Маслач, В.Б. Шауфели и М.П. Лей-тер называют следующие индивидуально-психологические особенности специалистов, провоцирующие профессиональных изменения их личности:

- безэмоциональность (равнодушие к клиентам, а со временем ко всему);

- гиперэмоциональное сопереживание с клиентами («сверхдушевность»);

- навязчивая критичность (отказ другим в праве на инициативу и ошибку);

- нахождение негативных сторон (недостатков, ошибок, поведения);

- недоверие к высказываниям клиентов и коллег;

- недовольство собой;

- обиды на несправедливость;

- озлобленность;

- ощущение своей несостоятельности;

- ощущение снижения своей компетентности в работе;

- пренебрежительное отношение к клиентам;

- раздражение;

- стойкая неприязнь к клиентам;

- уклонение от работы (перекуры, перерывы, отгулы, прогулы, отсутствие «по болезни»);

- утрата представлений о ценностях жизни [24].

При описании личностных факторов профессиональных деформаций С.А. Баба-нов акцентирует внимание на: альтруизме; ассоциации профессиональной деятельности с миссией, предназначением; впечатлительности; высокой степени нравственного долга перед клиентами; готовности всег-

да при любых условиях прийти на помощь другому человеку; добросовестности, возведенной в абсолют; желании оказать психологическую поддержку, соответствовать определенным деонтологическим требованиям; импульсивности; интроверсии; консерватизме; молодом возрасте (отсутствие жизненного и практического опыта); неудовлетворенности материальных потребностей; переживании психологических травм (развод, смерть близкого или пациента), своей профессиональной компетентности; повышенной чувствительности; повышенном чувстве ответственности; подозрительности; предъявлении к себе очень высоких профессиональных требований; робости; сверхотзывчивости; склонности воспринимать чужую боль как собственную; снижении профессиональной мотивации (возникновение апатии, появление негативизма по отношению к своим обязанностям, превращение профессиональной деятельности в бессодержательное занятие, сведение функциональных обязанностей к минимуму), смыс-ло-жизненных представлений; стирании грани между работой и личной жизнью; стремлении первенствовать во всем, всегда быть на виду, добиваться образцового порядка (даже в ущерб себе), быть нужным; чрезмерной, болезненной аккуратности в работе; эмоциональной неустойчивости; чувстве вины [2].

Таким образом, основными внутренними (личностными) факторами, влияющими на возникновение профессиональных деформаций, являются:

1. Возрастные факторы (возрастные изменения, связанные со старением - нравственно-этические, профессиональные, социально-психологические; молодой возраст - отсутствие жизненного и практического опыта).

2. Мотивационно-потребностные факторы (ассоциация профессиональной деятельности с миссией, предназначением; болезненная ориентация на теорию справедливости - чувство несправедливости,

социальной незащищенности, отсутствия социальной поддержки, большая зависимость от клиентов и руководства; высокая степень нравственного долга перед клиентами; деструкции ожидания; желание оказать психологическую поддержку, соответствовать определенным деонтологическим требованиям; мотивы выбора профессии; негативные полоролевые - гендерные -установки, ущемляющие права и свободу личности; неудовлетворенность оплатой труда; ориентация на других людей; отсутствие значимости работы и чувства значимости себя на рабочем месте; переживание ролевой неопределенности; потеря вкуса к жизни; потребность социального сходства-сравнения; противоречивость ролевых позиций; профессиональный фанатизм - одержимость навязчивыми идеями, солидаризированность; разочарование в профессии; разрешение конфликта любой ценой; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; снижение профессиональной мотивации -появление апатии, негативизма по отношению к своим обязанностям, превращение профессиональной деятельности в бессодержательное занятие, сведение функциональных обязанностей к минимуму; трансформация смысло-жизненных представлений; стагнация профессионального продвижения; чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха).

3. Особенности высших психических процессов (внутренний психологический опыт - чувства, установки, мотивы, ожидания; возникновение замкнутого энергетического контура «Я и обстоятельства»; идеализированность; негативный индивидуальный опыт, концентрирующий проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия; непродуктивный выход из профессионального кризиса - неспособность искать продуктивные пути противостояния профессиональному «выгоранию»; преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности; несовпадение

профессиональных ожиданий и реальной действительности; предел развития уровня образования и профессионализма; снижение уровня интеллекта; стагнация профессионального развития, зависящая от содержания и характера труда; стереотипы осуществления профессиональных функций, действий, операций; стирание грани между работой и личной жизнью; сужение социально-профессионального поля; трудности профессиональной адаптации; утрата представлений о ценностях жизни).

4. Особенности психических познавательных процессов (интенсивная интерио-ризация - восприятие и переживание - обстоятельств профессиональной деятельности; неадекватность в восприятии людей и ситуаций).

5. Профессиональный стаж (длительность выполнения функциональных обязанностей на одном рабочем месте).

6. Самооценочные факторы (негативное - жизнеотрицающее - отношение к жизни, к себе и другим людям; недовольство собой; неуверенность в себе, социально-экономической стабильности; неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, избранной профессией, исполняемыми ролями, конкретными обязанностями, профессиональной подготовкой, профессиональным образованием, своим профессиональным и личностным ростом - самоактуализацией, - своим социально-профессиональным статусом, собой; низкий уровень самооценки, самоуважения и собственного достоинства; обиды на несправедливость; ощущение нехватки поддержки окружающих, своей несостоятельности, снижения своей компетентности в работе; переживание своей профессиональной компетентности; предъявление к себе очень высоких профессиональных требований; стремление первенствовать во всем, всегда быть на виду, добиться образцового порядка - даже в ущерб себе, - быть нужным; трудности удовлетворения потребности в профессиональном самоутверждении; чувство вины).

7. Темпераментальные факторы (высокая интровертированность - низкая социальная активность и адаптивные способности, направленность интересов на явления внутреннего мира; высокая экс-травертированность - высокая социальная активность, постоянная направленность на социум; импульсивность; несдержанность; повышенная чувствительность; реактивность - динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования; реакция на стресс - поведение и переживания личности, увеличивающие риск коронарных заболеваний).

8. Характерологические факторы (авторитаризм - авторитарный стиль руководства, административный восторг, жесткость и авторитарность по отношению к другим, управленческая эрозия; агрессивность и апатия как реакции на стрессовые ситуации; акцентуации характера личности; альтруизм; готовность всегда при любых условиях прийти на помощь другому человеку; гуманность; добросовестность, возведенная в абсолют; зависть к преуспевающим коллегам; консерватизм; мягкость; навязчивая критичность - отказ другим в праве на инициативу и ошибку; нахождение негативных сторон - недостатков, ошибок; недоверие к высказываниям клиентов и коллег; низкий уровень гибкости ролевого поведения; озлобленность; переживание недостатка автономности; повышенная ролевая конфликтность, совестливость; подозрительность; пренебрежительное отношение к клиентам; разные формы психологической защиты; робость; сверхответственность или уход от ответственности как следствие противоречия между функциональными обязанностями и управленческими умениями и ситуативной адекватностью ролевого поведения специалиста; сверхотзывчивость; соперничество; стойкая неприязнь к клиентам; трудоголизм - преобладание мотивов, связанных с карьерой, работой, тщеславием, в ущерб другим личным интересам и потреб-

ностям; уклонение от работы - перекуры, перерывы, отгулы, прогулы, отсутствие «по болезни»; чрезмерная, болезненная аккуратность в работе).

9. Эмоционально-волевые факторы (впечатлительность; гиперэмоциональное сопереживание с клиентами - «сверхдушевность»; индивидуальный предел, потолок возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению; переживание психологических травм - развод, смерть близкого или пациента; раздражительность; склонность воспринимать чужую боль как собственную, к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности; угнетение из-за неправильного выполненных функциональных обязанностей; эмоциональная неустойчивость; эмоциональная ригидность - безэмоциональность, равнодушие к клиентам, а со временем ко всему, эмоциональная холодность; эмпатия - манипулятивное применение эмпатии, неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, полное погружение в мир чувств другого человека, понимание мира их душевных переживаний, сверхсопереживание, сверхсочувствие, способность постигать эмоциональные состояния других людей, эмпатическая слепота).

Литература

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / В кн.: Психология в медицине. - М.: Ка-федра-М., 1998. - С. 231-244.

2. Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Энергия: экономика, техника, экология. - 2011. - №

10. - С. 74-79.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / В кн.: Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - С. 443-463.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2009. - 240 с.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.

7. Ковальчук В.И. Психическое выгорание тренеров // Ананьевские чтения - 2000. -СПб., 2000. - С. 97-98.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

- 119 с.

9. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности: Учебное пособие. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.

10. Полякова О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, влияющие факторы, последствия: Учебно-методические рекомендации // Инновации в профессиональной школе: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2010. - № 9. - 48 с.

11. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. - М.: МПСИ, 2005. -560 с.

12. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 54-67.

13. Buunk B.P, Schaufeli W. Burnout: An overview of 25 years of research and theorizing / In: Handbook of work and health psychology (2nd edition). Ed. M. Schabracq, J. Winnubst, C. Cooper. - New York and Chichester: John Wiley and Sons, 2003. - P. 383-425.

14. Buunk В.P, Hoorens V. Social support and stress: The role of social comparison and social exchange process // British Journal of Clinical Psychology. - 1992. - Vol. 31. - P. 445-457.

15. Buunk В.P, Schaufeli W., Ybema J. Burnout, uncertainty and the désirée for social comparison among nurses // Journal of Applied Social Psychology. - 1994. - Vol. 24.

- P. 19.

16. Dierendonck D.V., Schaufeli W..В., Sixma H.J. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory // Journal of Social and Clinical Psychology. - 1994. - Vol. 13 (1). - P. 86-100.

17. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. - Evanston, IL: Row & Peterson, 1957. - 136 p.

18. Freundenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. - 1974. - Vol. 30 (1). - P. 159-165.

19. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical Journal. - 1991. - Vol. 34 (11). - P. 34-42.

20. Kuunarpuu H. The burnout syndrome / In: Studies in social psychology. - Tallinn, 1984. -P. 65-75.

21. Maher E. The burnout syndrome // J. of Consulting and Clinical Psychology. - 1983. -Vol. 7. - P. 8-12.

22. Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective / In: Professional burnout: Recent developments in the theory and research. Ed. W.B. Shaufeii, Cr. Maslach & T. Marek. -Washington DC: Taylor & Francis, 1993. - P. 19-32.

23. Maslach C. What have we learned about burnout and health // Psychology and Health.

- 2001. - Vol. 16. - P. 607-611.

24. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. -2001. - Vol. 52. - P. 397-422.

25. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes and cures. - New York: The Free Press, 1988.

- 321 p.

26. Rodgers J.C., Dobson S.C. Burnout in occupational therapists // American Journal of Occupational Therapy. - 1988. - Vol. 42. - P. 787-792.

27. Schaufeli W.B., Yanczur B. Burnout among nurses: A Polish-Dutch comparison // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1994. - Vol. 25 (1). - P. 95-113.

INTERNAL FACTORS THAT INFLUENCE THE EMERGENCE OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS

O.B. POLYAKOVA

Department of Psychology and Physiology, Russian Academy of Education, Moscow

This review covers the internal (personal) factors that influence the emergence of professional deformation: age, motives and needs, especially of the higher mental processes, particularly mental cognitive processes, professional experience, self-assessment, temperament, characterological, emotional and volitional.

Keywords: internal (personal) factors, occupation, professional deformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.