Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 2. С. 54-64. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 54-64.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Научная статья УДК 378.147
DOI 10.21510/18173292_2022_96_2_54_64
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА С ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБУЧАЕМЫМ
Ксения Андреевна Ястребова \ Андрей Викторович Дорофеев 2
1 МОБУ гимназия № 1, учитель математики, Мелеуз, Россия, [email protected]
2 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия,
[email protected], ORCID 0000-0001-5600-1780
Аннотация. Предметом статьи является профессиональное становление педагога, реализующего тьюторскую позицию в процессе обучения и воспитания. Такой педагог способен обеспечить осуществление индивидуальных образовательных программ для сопровождения обучающихся на протяжении всего процесса обучения. Исследование направлено на диагностику основных качеств педагога, реализующего тьюторскую позицию в условиях модернизации системы образования в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведён анализ научных публикаций по проблеме исследования, использован метод анкетирования. В анкетировании приняли участие 136 педагогов-предметников из разных образовательных учреждений Республики Башкортостан.
Результаты. Рассмотрены функции и основные задачи, которые необходимо выполнять педагогу, реализующему тьюторскую деятельность; изучены особенности тьюторской позиции педагога. Определено, что реализовывать тьюторскую позицию в обучении и воспитании может любой педагог при условии наличия у него соответствующих профессионально важных качеств. К таким качествам относятся: высокий уровень мотивации выполнения профессиональных задач; педагогическая гибкость, самооценка и самообладание; коммуникативные умения и навыки; профессиональная уверенность и высокая профессиональная подготовка; терпеливость по отношению к обучающимся и умение устанавливать с ними взаимодействие; желание работать по призванию, любовь к выбранной специальности. Анкетирование педагогов выявило наличие таких проблемных зон, как слабая профессиональная мотивация, низкий уровень профессиональной подготовки и психическая напряженность в деятельности. Даны рекомендации по формированию тьюторской позиции педагога.
Ключевые слова: педагог-тьютор, тьюторская позиция, диагностика, образование, профессиональная компетентность, профессионально важные качества, обучение, воспитание, профессиональное становление
Для цитирования: Ястребова К.А., Дорофеев А.В. Профессионально важные качества педагога с тьюторской позицией по отношению к обучаемым // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2 (96). С. 54-64.
© Ястребова К.А., Дорофеев А.В., 2022.
PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
Original article.
PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A TEACHER WITH A TUTORIAL POSITION IN RELATION TO THE STUDENTS
Ksenia A. Yastrebova1, Andrei V. Dorofeev2
1 Gymnasium No. 1, Meleuz, Russia, [email protected]
2 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, [email protected], ORCID
0000-0001-5600-1780
Abstract. The teacher, who fulfills the tutor's position in the process of education and upbringing, ensures the implementation of individual educational programs to accompany students throughout the entire educational process. This study is aimed at diagnosing the main qualities of a teacher who implements a tutor position in the context of the Federal State Educational Standard. A set of theoretical and practical research methods was applied, an analysis of scientific publications on the research problem was carried out, and a questionnaire method was used. The survey involved 136 subject teachers from various educational institutions in Ufa and the Republic of Bashkortostan.
Results. The functions and main tasks that need to be performed by a teacher implementing tutoring activities are considered; the features of the teacher's tutor's position are studied. It is determined that any teacher can implement a tutor's position in training and education, but on condition that he has the appropriate professionally important qualities. Questioning of teachers revealed such problem areas as weak professional motivation, low level of professional training and mental tension in activities. The authors have given the recommendations on how to form the tutor position of the teacher.
Keywords: teacher-tutor; tutor position; diagnostics; education; professional competence; professionally important qualities; education; upbringing; professional development.
For citing: Yastrebova K.A., Dorofeev A.V. Professionally important qualities of a teacher with a tutorial position in relation to the students. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) : 54-64. (In Russian)
Введение. За последние десятилетия произошли изменения в развитии способностей и интересов учащихся, в формировании ключевых компетентностей в информационной, коммуникационной, гражданско-правовой, интеллектуальной сферах деятельности и, как следствие, в приоритетных ценностях школьного образования. Речь идет не только о разработке и внедрении новых методов работы, технологий и организационных форм, но и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые помогут учителю стать саморазвивающейся и творческой личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность [1].
Введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обусловлена возможность составления индивидуального педагогического маршрута для ученика. Целостное образовательное пространство представлено тремя относительно самостоятельными пространствами: социально-практическим, образовательно-рефлексивным и учебным [2]. Эти пространства вбирают в себя образовательную рефлексию, социальную практику и процесс обучения. Именно поэтому, как отмечают
М.М. Поташник и М.В. Левит, ученику нужен взрослый, который может оказать ему квалифицированную помощь в составлении индивидуальной образовательной программы. Для этого необходимо помочь ему осознать собственные образовательные перспективы и возможности. В современных условиях эта роль отведена педагогу, реализующему тьюторскую позицию [3, с. 28]. Ведущая идея ФГОС нового поколения - психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка, что актуально и для формирования у педагога тьюторской позиции «сопровождающего».
Цель статьи - рассмотреть особенности формирования тьюторской позиции педагога в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Методология исследования. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности с позиции реализации ФГОС в современной школе исследовали И.В. Романова [1], М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк [2], М.А. Акопян, И.В. Кириченко [4], Д.А. Логинов [5], В.М. Розин [6], Н.В. Рыбалкина [7], С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская [8]. Оценка готовности преподавателей к тьюторскому сопровождению обучающихся проведена в работах К.А. Ястребовой, А.В. Дорофеева [9; 10].
Вопросы внедрения методик ФГОС в практику современного российского образования изучали М.М. Поташник, М.В. Левит [3], В.М. Розин [6], А.В. Миронов [11]. Однако сравнительно мало внимания уделено проблеме формирования тьюторской позиции педагога в условиях внедрения ФГОС нового поколения. С точки зрения недирективного обучения, данная проблема освещена в исследованиях В.М. Гребенниковой, О.В. Гребенникова, А.И. Щериной [12]; с точки зрения инклюзивного образования - Е.С. Лобановой и Н.А. Гангнус [13]. Комплексная модель формирования тьюторской позиции у педагогов представлена в диссертационном исследовании А.П. Махова [14].
Материалы и методы исследования. В работе применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведен анализ тематических научных публикаций, для выявления тьюторской позиции у педагогов использован метод анкетирования. В анкетировании приняли участие 136 педагогов-предметников из разных образовательных учреждений Республики Башкортостан. Им было предложено: 1) выбрать такие качества из профессионального стандарта, которые, по их мнению, особенно важны для педагога, реализующего тьюторскую позицию; 2) оценить по 10-бальной шкале развитие обозначенных качеств у себя.
Результаты эмпирического исследования.
Понятие «тьютор» появилось в Великобритании, где тьюторство -исторически сложившаяся, особая педагогическая позиция сопровождения в непрерывном и дополнительном образовании, обеспечивающая разработку индивидуальных образовательных программ студентов и учащихся. Этот термин соединяет элементы разных областей деятельности: наставничество, коучинг, тренинги, консалтинг и преподавание. В целостном построении образования позиции тьютора и учителя взаимодополняющие. М.А. Дьячкова и
О.Н. Томюк считают, что тьюторство - это практика, ориентированная на реализацию и построение персональной образовательной стратегии, которая учитывает задачи основной деятельности, социальную и образовательную инфраструктуру и личный потенциал человека. Оно является отдельной культурой, сформировавшейся в истории параллельно культуре обучения и преподавания [2].
Основные функции педагога-тьютора - это управленческая функция, диагностическая функция целеполагания, мотивационная функция, функция планирования, а также функция коммуникативная, контроля, рефлексии и методическая [7; 8]. Управленческая функция включает корректировку деятельности обучающихся и собственной деятельности педагога при помощи необходимых регулятивных действий, которые способны ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения и изменить ситуацию.
Диагностическая функция заключается в оценке негативных и положительных сторон деятельности обучающихся и всего происходящего в целом. Функция целеполагания - основа работы педагога-тьютора, формулирующего и устанавливающего краткосрочные и долгосрочные цели обучения и образования.
Мотивационная функция предполагает создание, поддержание включенности обучающихся в образовательный процесс и их эффективное продвижение по индивидуальным программам.
Функция планирования - упорядочивание действий (своих и обучающихся) в соответствии с обозначенной целью.
Коммуникативная функция требует от педагога-тьютора установления взаимоотношений между обучающимися и педагогом-тьютором, и между самими обучающимися.
Функция контроля - оценка качества выполняемых заданий и коррекция деятельности обучающихся в соответствии с результатами проверки.
Функция рефлексии многозначна. С одной стороны, как предмет рефлексии педагога-тьютора, - это способы организации собственной деятельности (напр., мышления, общения и самоизменения). А с другой, как направление рефлексии, - стиль общения, средства и характер коммуникации, достигнутые результаты, содержание и цели курса, технологии реализации курса в учебном процессе.
Методическая функция - значимая функция педагога-тьютора, она предполагает: внедрение эффективного опыта других тьюторов в собственную деятельность; описание и анализ собственного опыта; разработку контрольно-диагностических методик (напр., тестовые материалы, информационные карты, опросные листы, анкеты, контрольные вопросы); создание методического сопровождения в организации учебного процесса (напр., иллюстративный материал, кейс-ситуации, специальные задания).
Функции реализуются в процессе последовательного выполнения следующих задач в работе с обучающимися: вхождение в деятельность; проблематизация; организация изучения; организация групповой и
индивидуальной работы; рефлексия [5]. Большинство рассмотренных функций и задач выполняют все тьюторы, что требует от них наличия соответствующих качеств. Уровень профессионализма педагога, реализующего тьюторскую позицию, оценивается по следующим характеристикам: уровень профессиональных навыков, умений и знаний; способность выполнять педагогическую деятельность; положительный настрой на выполнение деятельности; высокий уровень мотивации саморазвития [8]. В системе отечественного образования тьюторское обучение осуществляется главным образом в условиях инклюзии, когда педагог-тьютор помогает в обучении детям с ограниченными возможностями здоровья в рамках индивидуального образовательного маршрута. Но в условиях реализации ФГОС и перехода к личностно-ориентированному обучению реализация тьюторской позиции желательна для каждого педагога - вне зависимости от того, с какой категорией обучающихся он работает.
Обратимся к рассмотрению тьюторской позиции, реализуемой педагогом. В рамках общеобразовательного процесса она может осуществляться любым учителем. По мнению В.М. Гребенниковой, О.В. Гребенникова, А.И. Щериной, тьюторская позиция педагога может быть сформирована в рамках субъект-субъектного подхода и личностно ориентированного обучения [12]. Педагог со сформированной тьюторской позицией выступает посредником между субъектами образовательной деятельности. Он выстраивает образовательный процесс из личных интересов, способностей и целей ученика, являясь, по сути, консультантом и наставником. Поэтому более эффективно тьюторская позиция реализуется в условиях инновационного и недирективного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение и тьюторство базируются на двух основных теоретических положениях: 1) открытое образовательное пространство; 2) индивидуализация процесса обучения. Анализ направлений модернизации российского образования [10; 12] свидетельствует о том, что одна из главных идей формирующейся модели образования, наиболее ясно определяющая содержание, цели и задачи ФГОС нового поколения, - это идея психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса. Тьюторская позиция необходима всем педагогам: и тем, кто реализует адаптивные образовательные программы, и тем, кто выполняет основные общеобразовательные программы.
В работе В.М. Гребенниковой [12] представлены результаты практического исследования, проведенного среди педагогов Краснодарского края. Большинство опрошенных считают, что основное в образовании - это нацеленность на усвоение обучающимися содержания учебных предметов. Также многие отмечают, что важными качествами для ученика являются послушность, прилежность и дисциплинированность, нежели собственное мнение и личная позиция. Как видим, педагоги по-прежнему предпочитают директивную модель обучения недирективной.
Больше оценок получили утверждения о том, что содержание обучения есть комплекс научных знаний, который адаптирован к задачам современной
школы. Высоко оценена роль педагогических технологий для передачи и усвоения знаний школьников. Ниже по значимости определена ценность личностно-ориентированного образования, и, в частности, - ориентация содержания обучения на формирование личности ребенка; роль учителя не как «транслятора», а как посредника между культурным опытом и обучающимся. Вместе с тем большинство учителей придерживаются мнения, что учение - это творческий процесс, от которого и педагог и обучающийся получают радость, поэтому содержание и формы преподавания должны определяться, прежде всего, целью развития личности ученика. Многие респонденты предпочитают не инновационные, а традиционные формы и модели взаимодействия с учениками. Соответственно, большая часть педагогов пока не готова к реализации тьюторской позиции в собственной деятельности [12].
Однако педагоги, работающие в начальном образовании и в системе инклюзивного обучения, проявляют высокую степень готовности к реализации тьюторской позиции в сравнении с учителями-предметниками. Объяснить это можно спецификой деятельности. Младшие школьники и дети с особыми образовательными потребностями в большей мере нуждаются в индивидуальном подходе.
Проблема формирования тьюторской позиции педагога значима как с точки зрения педагогической практики, так и с точки зрения поиска средств, форм и методов ее формирования. В рамках нашего исследования респонденты оценивали значимость профессионально важных качеств для педагога, реализующего тьюторскую позицию, и наличие этих качеств у себя. Количественные результаты анкетирования представлены на диаграмме 1.
Анализ результатов анкетирования позволил выявить иерархию профессионально важных качеств педагога-тьютора по мнению учителей: «Мотивация деятельности педагога» - 8,8 балла; «Толерантность, терпеливость, самообладание» - по 8,3 балла; «Умение устанавливать дружеские отношения с учениками, контактность» и «Высокая профессиональная подготовка» - по 8,2 балла; «Педагогическая гибкость» и «Любовь к выбранной специальности и желание работать по призванию» - по 7,8 балла; «Отсутствие психического напряжения в деятельности» - 7,6 балла. В целом все представленные качества оценены как профессионально важные для педагога, реализующего тьюторскую позицию.
Сопоставим эти ответы с тем, как названные качества оцениваются педагогами применительно «к себе любимому». На первом месте отмечено «Умение устанавливать дружеские отношения с учениками, контактность» -6,2 балла (расхождение - 2 балла). Второе место - «Толерантность, самообладание, терпеливость» - 5,9 балла (расхождение - 2,4 балла). Третье место - «Педагогическая гибкость» - 5,7 балла (расхождение - 2,1 балла). Четвертое место - «Мотивация деятельности педагога» - 5,6 балла (расхождение - 3,2 балла). «Любовь к выбранной специальности и желание работать по призванию» оценены на 5,5 балла (расхождение - 2,2 балла). Уровень своей профессиональной подготовки учителя оценили на 5,4 балла
(расхождение - 2,8 балла). «Отсутствие психического напряжения в деятельности» стоит на последнем месте и оценено по выраженности у себя ниже среднего - 4,5 балла (расхождение - 3,2 балла).
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
о о Я 3 8,8
7,8 8,2 8,3 8,2 7,6 7,8
Любовь к выбранной специальн ости ... Умение устанавлив ать дружеские отношения Толерантн ость, терпеливос ть, самооблад ание Высокая профессио нальная подготовка Отсутстви е психическ ого напряжени я ... Педагогич еская гибкость Мотивация деятельнос ти педагога
■ педагог-тьютор 7,8 8,2 8,3 8,2 7,6 7,8 8,8
■ личная оценка 5,5 6,2 5,9 5,4 4,5 5,7 5,6
Диаграмма 1. Результаты анкетирования педагогов.
Как видим, для педагогов наиболее проблемными являются такие качеств тьютора, как профессиональная мотивация, уровень профессиональной подготовки, отсутствие психического напряжения в деятельности. Фиксируется довольно низкая профессиональная мотивация, испытывается недостаток компетентности и высокий уровень стресса, мешающий осуществлять тьюторскую позицию в обучении.
Эти проблемные области многогранны и достаточно сложны для изучения, потому как вопросы мотивации, повышения профессиональной компетентности и уровня стрессоустойчивости у педагогов требуют отдельного детального исследования. Здесь важны индивидуальные и организационные факторы конкретных образовательных учреждений. Тем не менее существуют общие меры, способствующие повышению мотивации, профессиональной компетентности и стрессоустойчивости в реализации тьюторской позиции педагога. В их числе:
- создание благоприятной атмосферы за счет дополнительных мер материального и нематериального стимулирования, а также демократического стиля руководства в образовательных учреждениях;
- внедрение систем наставничества для специалистов, желающих реализовывать тьюторскую позицию; стимулирование деятельности профессиональных методических объединений педагогов;
- расширение сетевого обмена опытом педагогов и использование активных методов их обучения (мастер-классы, деловые игры, семинары, круглые столы);
- акцент на развитие тьюторской позиции и ценностей личностно-ориентированного обучения в содержании курсов повышения квалификации;
- активизация работы психологической службы в образовании для снижения психического напряжения педагогов; разработка специальных программ психокоррекции и повышения стрессоустойчивости (внедрение методов арт-терапии, создание комнат психологической разгрузки, обучение приемам релаксации и аутотренинга и т.п.).
В настоящее время разработаны комплексные авторские модели формирования тьюторской позиции педагога. Так, в исследовании А.П. Махова представлена модель формирования тьюторской позиции, рассматриваемая в качестве управленческой технологии. Она включает инструментально-содержательные средства и рефлексивные механизмы профессиональной деятельности (тьюторское действие, рефлексия и рефлексивное управление, позиционное самоопределение). Конечный результат реализации модели -становление тьюторской позиции педагога [14]. Процесс профессионального развития тьютора есть переход от просто педагога-специалиста к позиции профессионала и эксперта, способного и к роли медиатора.
А.П. Маховым представлена цепочка педагогических ситуаций, в каждой из которых осуществляется освоение специфического содержания для формирования тьюторской позиции. Ситуации «специалист» соответствует когнитивный уровень владения содержанием, т.е. предметный вектор направленности профессионально-педагогической деятельности. Ситуации «профессионал» - технологический уровень, т.е. социальный вектор. Ситуации «эксперт» - ценностно-смысловой уровень, т.е. антропологический вектор [14]. В идеале педагог, стремящийся к реализации тьюторской позиции, должен принять, понять и освоить все виды ситуаций. Но ведущим считается ценностно-смысловой вектор профессиональной деятельности и развития. Готовность реализовывать тьюторские действия статистически значительно выше у тех педагогов, которые участвуют в программах формирования тьюторской позиции [12]. Тем самым технологический уровень предполагает развитие у педагогов способности выполнять тьюторскую деятельность по заранее освоенным алгоритмам и шаблонам.
Формирование позиции тьютора - это обоюдная деятельность на разных уровнях образования, начиная от управленского звена и заканчивая готовностью к подобной модели обучения у всех субъектов процесса. И родители, и обучающиеся, и их законные представители должны позитивно воспринимать ценности личностно ориентированного и недирективного обучения и воспитания.
Заключение. Нами были рассмотрены функции и основные задачи, которые призван выполнять педагог-тьютор; выявлены особенности тьюторской позиции педагога и ее отличия от тьюторства в широком
понимании. Отмечено, что реализовывать тьюторскую позицию в обучении и воспитании любой педагог может при наличии у него таких профессионально важных качеств, как высокий уровень мотивации выполнения профессиональной деятельности; педагогическая гибкость, самооценка и самообладание, коммуникативные умения и навыки, профессиональная уверенность и высокая профессиональная подготовка, терпеливость по отношению к обучающимся и умение устанавливать с ними взаимодействие, желание работать по призванию и любовь к выбранной специальности.
Анкетирование педагогов показало, что наиболее проблемным для них является развитие таких качеств тьютора, как профессиональная мотивация, уровень профессиональной подготовки и отсутствие психического напряжения в деятельности. Учителя наблюдают у себя довольно низкую профессиональную мотивацию, испытывают недостаток компетентности и отмечают повышенный уровень стресса, мешающий им осуществлять позицию тьютора. Таким образом, формирование тьюторской позиции у педагога следует осуществлять целенаправленно, создавая для этого условия особого психолого-педагогического сопровождения.
Список источников
1. Романова, И.В. Организационно-педагогические условия формирования тьюторской позиции педагога по отношению к обучаемым / И.В. Романова // Методист. -2015. - № 1. - С. 11-12.
2. Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности. Екатеринбург / М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк. - Екатеринбург : ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016. -184 с.
3. Поташник, М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя /М.М. Поташник, М.В. Левит. - Москва: Педагогическое общество России, 2015. - 183 с.
4. Акопян, М.А. Ресурс тьюторства для реализации ФГОС в современной школе / М.А. Акопян, И.В. Кириченко // Таврический научный обозреватель. - 2015. -№ 4. - С. 2024.
5. Логинов, Д.А. Индивидуализация образования, или Зачем школе тьютор? / Д.А. Логинов // Школа управления образовательным учреждением. -2016. - № 2. - С. 11-12.
6. Розин, В.М. Развитие и воспитание человека в пространстве индивидуальной и социальной жизни / В.М. Розин. - Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. - 272 с.
7. Рыбалкина, Н.В. Размышления о тьюторстве / Н.В. Рыбалкина. - Москва-Тверь : «СФК-Офис», 2016. - 188 с.
8. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство:в 2 ч. Часть 1 : учеб. пособие для вузов / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2020. - 188 с.
9. Ястребова, К.А. Выявление готовности учителей средней школы к тьюторской деятельности / К.А. Ястребова, А.В. Дорофеев // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27636 (дата обращения: 05.11.2021)
10. Dorofeev, A. Vector modeling in assessment of teachers' readiness to tutor support of students / А. Dorofeev, M. Arslanova, К. Yastrebova // Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age. vol 93. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - Рр. 401410. European Publisher. https : //doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.42.
11. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. -Волгоград : Учитель, 2015. - 174 с.
12. Гребенникова, В.М. Формирование тьюторской позиции педагога в условиях инклюзивного образования / В.М. Гребенникова, О.В. Гребенников, А.И. Щербина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. -№ 5-3. - С. 195-199.
13. Лобанова, Е.С. Формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников / Е.С. Лобанова, Н.А. Гангнус // Вестник ПГГПУ. Серия: Психологические и педагогические науки. - 2018. - № 2. - С. 161-171.
14. Махов, А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Нижний Новгород, 2012. - 220 с.
References
1. RomanovaI.V. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya t'yutorskoy pozitsii pedagoga po otnosheniyu k obuchayemym [Organizational and pedagogical conditions to form the tutor position of a teacher in relation to students]. Metodist = Methodist. 2015; (1): 11-12. (In Russian)
2. DyachkovaM. A., Tomyuk O.N. T'yutorskoye soprovozhdeniye obrazovatel'noy deyatel'nosti [Tutor support of educational activities]. Yekaterinburg. Yekaterinburg: USPU, 2016. 184 p. (In Russian)
3. PotashnikM.M., LevitM. V. Osvoyeniye FGOS: metodicheskiye materialy dlya uchitelya Mastering FGOS: methodological materials for teachers. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2015. 183 p. (In Russian)
4. Akopyan M.A., Kirichenko I.V. Resurs t'yutorstva dlya realizatsii FGOS v sovremennoy shkole [Tutoring resource for the implementation of the Federal State Educational Standard in a modern school]. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' = Tauride Scientific Observer. 2015; (4): 2024. (In Russian)
5. Loginov D.A. Individualizatsiya obrazovaniya, ili Zachem shkole t'yutor? [Individualization of education, or Why does the school need a tutor?]. SHkola upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem = School of management of an educational institution. 2016; (2): 11-12. (In Russian)
6. Rozin V.M. Razvitiye i vospitaniye cheloveka v prostranstve individual'noy i sotsial'noy zhizni [Human development and upbringing in the space of individual and social life]. Moscow-Tver: SFK-Office, 2016. 272 p. (In Russian)
7. RybalkinaN.V. Razmyshleniya o t'yutorstve [Reflections on tutoring]. Moscow-Tver: SFK-Office, 2016. 188 p. (In Russian)
8. Schennikov S.A., Teslinov A.G. , Chernyavskaya A.G. Innovatsionnyye protsessy v obrazovanii. T'yutorstvo [Innovative processes in education. Tutoring]. In 2 parts. Part 1: handbook for universities. 3rd ed., rev. and exp. Moscow : Yurayt Publishing House, 2020. 188 p. (In Russian)
9. Yastrebova К.А., Dorofeev АУ. Vyyavleniye gotovnosti uchiteley sredney shkoly k t'yutorskoy deyatel'nosti [How to detect readiness of the teacher to tutoring activities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2018; (3). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27636 (accessed: 5 November 2021) (In Russian)
10. Dorofeev A., Arslanova M, Yastrebova К.А Vector modeling in assessment of teachers' readiness to tutor support of students. In: Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age. vol 93. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Pp. 401-410. European Publisher. Available at: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.42. (In English)
11. MironovA.V. Kak postroit' urok v sootvetstvii s FGOS [How to build a lesson in accordance with the Federal State Educational Standard]. Volgograd: Teacher, 2015. 174 p. (In Russian)
12. Grebennikova V.M.,. Grebennikov O.V, Shcherbina A.I. Formirovaniye t'yutorskoy pozitsii pedagoga v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Forming the tutor position of a teacher in the conditions of inclusive education]. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and socio-educational thought. 2016; (5-3); 195-199. (In Russian)
13. Lobanova E.S., Gangnus N.A. Formirovaniye t'yutorskoy pozitsii pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya pri podgotovke obuchayushchikhsya k vserossiyskoy olimpiade shkol'nikov [Forming the tutor position of teachers of additional education while preparing students for the All-Russian Olympiad of schoolchildren]. Vestnik PGGPU. Seriya: Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of the PGGPU. Psychological and Pedagogical Sciences series. 2018; (2): 161-171. (In Russian)
14. Makhov A.P. Nauchno-prakticheskiye osnovy formirovaniya t'yutorskoy pozitsii pedagoga [Scientific and practical foundations of the formation of the tutor position of a teacher] Candidate's thesis (Pedagogy): 13.00.01. Nizhny Novgorod, 2012. 220 p. (In Russian)
Заявленный вклад авторов статьи:
Ксения Андреевна Ястребова - подбор диагностического инструментария и разработка авторской опросной методики, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.
Андрей Викторович Дорофеев - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами.
The declared contribution of the authors of the article:
Ksenia A. Yastrebova - selection of diagnostic tools and development of the author's survey technique, theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, article design.
Andrei V. Dorofeev - scientific leadership, critical analysis of the text, provision of resources.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 25.05.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted 21.04.2022; approved after reviewing 25.05.2022; accepted for publication 20.06.2022.