важных качеств, индивидуального профессионального стиля, навыков профессионального общения; построение отношений в учебно-профессиональной группе.
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
2. Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений.— М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 432 с.
3. Завалишина Д. Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности : сб. науч. тр. / под ред. А. Д. Брушлин-ского, А. В. Карпова. — М. ; Ярославль : Институт психологии РАН, 2001. — С.104-128.
4. Иванова Л. Н., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. — Ярославль : ЯГПУ, 2003.
5. Карпов А. В. Психология труда. — 2-е изд.— М. : Юрайт, 2001. — 350 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996.
7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гут-
ман, Н. Мухина. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003 - 351с.
8. Маркович Д. Ж. Социальная экология. — М. : РУДН, 1997 — 435 с.
9. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избр. пси-хол. тр. — М. ; Воронеж: МОДЭК, 1996. — 448 с.
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М. : Мир и Образование, 2014.
11. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. — 2006. — № 24. -С. 53-58.
12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М., Воронеж, 1996.
13. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 599 с.
14. Шнейдер Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности — М.: Издательство психолого-педагогического института; Воронеж: МОДЭК, 2008. — 208 с.
15. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
16. Argyle M. The social psychology of work. — L.: Allen Lane, 1972
17. McGowen K. R., Hart L.E. Still different after all these years: Gender differences in professional Identity formation // Professional Psychology: Research and Practice. — 1991. — № 21. — P. 118-123.
УДК/UDC 378.147 Н. В. Посохова, В. С. Игнатова
N. Posohova, V. Ignatova
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАцИЯ СТУДЕНТОВ
в процессе обучения
PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS
IN EDUCATIONAL PROCESS
Проникновение инноваций в сферу искусств и культуры и их влияние на социокультурную среду обусловило необходимость внедрения инновационных проектов, новых образовательных технологий и в сферу высшего образования, которое становится возможным только при условии модернизации подготовки кадров в вузах культуры и искусств, в частности на основе внедрения принципов дуального обучения. В настоящее время все больше в обществе утверждается мысль о том, что образование из способов просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.
The article is devoted to the innovations in the sphere of arts and culture and their impact on the socio-cultural environment. The necessity of innovations is explained by
the implementation of innovative projects, new educational technologies in the sphere of higher professional education, which is possible only when modernization of the process of future specialists training in the educational institutions of culture and arts takes place. Particularly when it is done on basis of the dual training principles. Nowadays the society accepts the idea that education is changing from methods of awareness to mechanism of creative personality development, its individual aptitudes and talents, the personality capable to construct itself, identify and change its individual life strategy.
Ключевые слова: профессиональное образование в сфере культуры и искусств, дуальное обучение, творческая самореализация.
Keywords: regional educational institution, vocational education, personnel training, sphere of culture and the arts, dual education, creative self-realization.
Современные тенденции развития профессионального образования
На сегодняшний день этапы развития профессионального образования, изменение законодательства в сфере образования повысили необходимость в формировании творческой индивидуальности, реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности студенческой молодежи.
Творческая самореализация — это процесс, который проявляется на различных этапах жизни человека и присутствует в процессе непрерывного взаимодействия общества и личности. Социальной природой творческой самореализации характеризуется значимая общественно-трудовая практика человека, предполагающая создание и использование не только предметного мира, но и сознательное производство, и реализацию преобразующей сущности самого человека. Выход субъекта деятельности за рамки собственных социальных возможностей является ничем иным, как творческой самореализацией.
Творческая самореализация личности — это процесс снятия противоречия между ее свободой и необходимостью, которая становится фундаментальной основой, с одной стороны, достижения человеком акме как богатой индивидуальности, с другой — полноценной адаптации его к существующей реальности. Творческая реализация может проявляться в разнообразных видах социально-культурной деятельности, приобретающей личностный характер и, соответственно, индивидуальные особенности, изменяющиеся на разных этапах жизненного цикла.
Большое значение в творческой самореализации студента играет педагогическое творчество и педагогическое мастерство преподавателей, кураторов, мастеров, взаимодействующих с молодежью во время обучения. Педагогическое творчество можно рассматривать как фактор целенаправленной социализации личности, характеризующегося в контексте творчества деятельности преподавателя, мастера, куратора. Оно представляет собой не что иное, как совокупность правил и педагогических приемов, методов, форм, а также способов воздействия на воспитание и обучение молодежи с целью решения разнообразных стратегических задач. Его можно рассматривать в контексте промежуточного звена между педагогической наукой и практикой. Педагогическое мастерство различается по следующим параметрам:
1) по источнику возникновения (на основе научного опыта или научной концепции);
2) целям и задачам профессиональной деятельности (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности обучающихся);
3) возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
4) функциям педагога, которые он осуществляет с помощью педагогических технологий (диагностические функции, функции управления педагогическими стандартными и нестандартными ситуациями).
Соответственно, обязательными составляющими педагогического мастерства и педагогического творчества являются результативность, целостность, использование всего потенциала во время прохождения педагогической практики.
Политика в сфере образования в последнее время предполагает укрепление высшей школы, тем самым определяя деление на отрасли и виды деятельности, а как следствие, и увеличение специальностей. В связи с этим возникли противоречия по комплексной подготовке студентов во время обучения. Возникли новые требования по преподаванию специальных и узконаправленных дисциплин. Более всего, на мой взгляд, эти изменения затронули творческие вузы как узконаправленные. Как показывают исследования в области педагогических знаний, независимо от специальности имеются общие и узкоспецифические проблемы и вопросы. Важную и определяющую роль во всей системе профессионального образования играет вузовская подготовка. Поэтому на первом месте в вопросе изучения дидактических особенностей обучения творческой (художественной, в том числе и колористической) деятельности стоит определение функций и конкретизация общих целей.
Современные ученые, занимающиеся данной проблемой, пришли к выводу, что при многочисленном количестве профессий необходимо определить некое ядро, без которого не представляется возможным выполнить нормальную, качественную подготовку выпускников любой специальности (конструкторов, дизайнеров, учителей, музыкантов и т. д.). Профессиональное становление будущего специалиста — выпускника творческого вуза — предусматривает освоение знаний, умений, навыков и развитие способностей, позволяющих совершенствовать творческую деятельность, однако от развития его личностного потенциала, от того, какой смысл имеет для него профессия, как
он относится к окружающим людям и к себе в частности, зависит успешность его профессионализации. В этой связи становятся особо значимыми исследования на начальном этапе обучения, направленные на определение уровня подготовленности студентов творческого вуза не только к усвоению профессиональных знаний, но, что особо важно, к формированию социально-культурной компетенции.
Любой процесс профессионального обучения в высшем учебном заведении всегда сопровождается теоретической и практической формами обучения. Сегодня имеются общие признаки и проблемы, присущие для практической и теоретической форм образовательного процесса вне зависимости от учебного предмета. Процесс обучения в высшей школе происходит путем освоения профессиональных знаний, методов деятельности, культурных норм жизни, представленных в предметной форме. Именно здесь видна разница между понятиями «образование» и «обучение». Обучение понимается как процесс осознания структуры деятельности и ее предмета. Образование же означает вхождение человека в культуру, осуществляемое в виде индивидуальной самодеятельности. Если обучение должно быть направлено на стимулирование самодеятельности личности, то образование — на создание новых возможностей для обучения, способствовать формированию таких способностей, которые бы позволили овладеть новыми технологиями и умениями.
Для современной педагогики в вузе очень важно то, что система высшего образования, отражая соответствующий уровень развития общества, представляет собой процесс возникновения высших форм человеческой психики, его сознания и мышления [3; 5; 7]. Если исходить из того, что конечной целью современного обучения в вузе является формирование личности специалиста, обладающего определенным уровнем профессионального сознания, то сама вузовская подготовка как высшая ступень профессионального обучения должна быть направлена на овладение студентами методами профессиональной деятельности, позволяющими формировать определенные способы специализированного мышления. Поэтому возникла необходимость изменения и корректировки процесса обучения в вузе с применением актуальных, современных разработок в педагогической науке.
Описательность и монологичность обучения уже не способствуют решению задач
подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих по своим качествам требованиям общества. Связано это с тем, что такая форма подготовки унаследовала многие черты «ассоциативного» обучения (основные моменты — созерцательность, вербальный путь передачи знаний и т. д.), и это, в свою очередь, затрудняет формирование творческих качеств и развитие способностей специалистов [1; 6; 8]. Поэтому большое значение в высшей школе имеют обязательное использование современных форм обучения, поиск путей создания соответствующих структур, которые в полной мере будут способствовать развитию творческих способностей будущих специалистов.
К обязательным характеристикам творчества в педагогике относятся целостность, результативность, применимость педагогического мастерства к сложившимся условиям педагогической деятельности. Реализация творческой деятельности — это процесс создания сущностных сил человека, реализуемый в различных направлениях.
Неподкупный интерес представляет творческая самореализация студентов как бесконечного и целенаправленного процесса развития мышления, эффективной мыслительной операционализации познавательных знаний, умений и навыков.
С большим интересом изучается творчество в молодежно-студенческой среде. Творческая самореализация — это активное взаимодействие индивида с окружающей средой, при котором меняется не только окружающая среда, но и сам индивид.
«Творческая направленность у студентов укрепляет индивидуальность содеянного, прокладывая ей таким образом путь к людям, которым интересна, созвучна индивидуальность молодости» [3, с. 8].
Таким образом, процесс реализации творческой деятельности в высшей школе — это уникальный процесс, где решающую роль играет духовность, порождающая творческий процесс. Результаты данного процесса имеют большое значение для развития мотивации и ценностных установок и самореализации студенческой молодежи.
1. Ворович Р. В. Творческая самореализация студенческой молодежи // Высшее образование. — 2008.— № 2. — С. 26-29.
2. Fakili A. V. Innovation in science education worldwide. — Paris: UNESCO, 2000. — 224 p.
Современные тенденции развития профессионального образования
Ворович Р. В. Творческая самореализация студенческой молодежи // Высшее образование. — 2008.— № 2 — С. 26-29.
Кравчук П. Ф., Шкарина Ю. Ю. Молодежь и преемственность // Социология. — 2008. — № 2. — С. 222-227. Моуег В. M., Hakgard R. D. Theories of learning. — Englewood Cliffs: NS : Prentice-Hall, 2013. — 834 p. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. — СПб.:
Евразия, 1999. - 478 с.
7. Особенности подготовки студентов творческих профессий в современном вузе [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. — 2013. — № 4. — URL: http:// ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2165.
8. Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2009. — 19 с.
УДК/UDC 378
Е. В. Старченко E. Starchenko
ПОДГОТОВКА К УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНцИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА
PREPARATION FOR TEACHING-RESEARCH ACTIVITY AS ONE OF THE wAYS FOR FORMING TEACHING-RESEARCH COMPETENCE OF LANGUAGE DEPARTMENT STUDENTS AT THE UNIVERSITY
В статье предлагается один из способов формирования учебно-исследовательской компетенции студентов — подготовка к учебно-исследовательской деятельности посредством реализации в учебном процессе языковых направлений вуза специального курса, содержание которого центрировано на формировании у студентов теоретических знаний и практических умений в процессе исследовательской работы.
The article describes one of the ways of teaching-research competence formation of the students — preparing for teaching-research activities through the implementation in the educational process of language departments of the University, a special course, the content of which is centered on the formation of students' theoretical knowledge and practical skills in the basics of research work.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская компетенция, студенты языковых направлений, дисциплина по выбору, занятие, диагностика.
Keywords: teaching-research activity, teaching-research competence, language departments' students, the discipline of choice, lesson, diagnostics.
Компетентностный подход как новая методологическая основа современного педагогического процесса четко задает требования
к подготовке выпускников вузов. Эти требования воплощаются в содержании компетенций, которые трактуются как динамическая комбинация знания, понимания, умений и навыков, формируемых в ходе реализации образовательных программ и оцениваются на разных стадиях учебного процесса [2, с. 138]; как понятие, характеризующее разные сферы деятельности человека и представляющее собой обобщенные способы действий, обеспечивающее продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельности [1, с. 27]; как реальные, измеренные при помощи диагностических процедур знания, умения и навыки студентов и прогнозируемые возможности их практического применения в профессиональной деятельности по завершении образовательной программы в вузе [6, с. 5].
Виды компетенций регламентируются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) нового поколения, которые предусматривают обязательное овладение выпускником соответствующим определенному направлению подготовки перечню компетенций. Так, ФГОС языковых направлений подготовки «Востоковедение и африканистика» (профиль подготовки «Языки и литература стран Азии и Африки (Япония)» [8], «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Иностранный язык: японский язык») [9]) пред-