УДК 378.18
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Бучилина Татьяна Павловна, соискатель, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье характеризуются принципы, ориентирующие воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся обстоятельствах жизнедеятельности общества. Обозначена стратегическая цель и установлены задачи системы социально-культурного воспитания. Система воспитания способна координировать молодежь в социально-культурном пространстве, помогает формированию личности, умеющей защищать собственные приоритеты. Определяющим аспектом системы социально-культурного воспитания является создание оптимальной обстановки для развития и самоактуализации студента, владеющего мировоззренческим потенциалом, гражданской ответственностью, культурой общения и поведения, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Система социально-культурного воспитания является значимым фактором развития студента как креативной, многогранной, перспективной личности. Автором представлены основные направления, которые реализуются на практике через организацию культурно-досуговой деятельности в вузе. Также рассматривается специфика личности студента вуза культуры, которая предусматривает реализацию его нравственного потенциала в искусстве как средства вырабатывания и развития этических норм поведения и морали в обществе. Воспитание личности будущего специалиста занимает особое место в учебно-профессиональном обучении студентов и является важнейшим предназначением системы высшего образования.
Ключевые слова: социально-культурное воспитание, принципы воспитания, направления воспитания, студенческая молодежь, система воспитания вуза.
A SYSTEM OF SOCIOCULTURAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN HIGHER EDUCATION ENVIRONMENT
Buchilina Tatyana Pavlovna, Applicant, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article characterizes principles that focus on promotion of social activity, and educate a morally and physically healthy personality in changing circumstances of society. It identifies the strategic goal and objectives of the established system of sociocultural education. The educational system is able to target the youth in the sociocultural environment, help the formation of a personality, able to protect their own priorities. The defining aspect of sociocultural education is creating the optimal environment for development and self-actualization of students with an outlook, civil liability, culture, communication and behavior filled with abilities to professional, intellectual and social creativity. The system of sociocultural upbringing is based on principles focusing on the promotion of social activity, educated, physically and morally healthy personality in the changing circumstances of society. The system of socio-cultural education is an important factor in development of a student as a creative, multi-faceted perspective individual. The author presented the main directions put into practice through the organization of cultural and leisure activities at the university and also considered the specifics of a university student of culture, who provides implementation of moral potential
in art as a means of generating and development of ethical conduct and morality of society. There was talk about the important conditions of realization of sociocultural education in higher educational school. "Knowledge-based Culture" is a model of life organization of the university of culture through the preservation and development of national traditions, relation of education, culture, art and science, that covers all aspects of life, professional attitude, fruitful and effective research and development of leading scientists, protruding base for the formation of scientific and creative schools. The system of sociocultural education involves co- operation and collaboration of teachers and students in a range of curricular and extracurricular activities.
Keywords: sociocultural education, principles of education, direction of education, students, university education system.
В ситуации изменения российского гражданского общества целью образования становится создание личности, обладающей компетенциями профессиональной и социальной направленности, способной к творчеству и самоопределению в условиях трансформации социально-экономической ситуации. Система воспитания способна ориентировать молодежь в социально-культурном пространстве, помогает формированию личности, умеющей защищать собственные приоритеты [1].
Система - обусловленный порядок в распределении и связи действий, нечто целое, символизирующее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей.
Система социально-культурного воспитания опирается на принципы, ориентирующие на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся обстоятельствах жизнедеятельности общества. В своих трудах такие ученые, как И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, рассматривают новые принципы воспитания, системное исследование новых мотиваций молодежи и ориентацию на интересы обучающихся [4].
Вслед за ними мы выделяем следующие принципы:
Принцип гуманизма, предполагающий отношение преподавателя к студентам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию сотрудничества, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип демократизации, предполагающий реализацию системы через взаимодействие и педагогику сотрудничества преподавателя и студента.
Принцип духовности, формирующий у студентов духовные ориентиры, потребность к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической
морали, интеллигентности и ментальности российского гражданина.
Принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание базируется на общечеловеческих ценностях.
Принцип патриотизма, основанный на формировании культуры межнациональных отношений у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности нового поколения, обеспечивающего единство России, взаимодействие между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, развитие гражданской позиции и социальных обязательств за благополучие своей страны.
Принцип конкурентоспособности, направленный на становление личности специалиста, нацеленного на динамичную социальную и профессиональную мобильность, смену деятельности, определение продуктивных решений в непростых условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.
Принцип толерантности, приемлющий присутствие плюрализма мнений, различных идей для разрешения одних и тех же проблем, терпимости к мнениям других людей, учет их интересов, разного образа жизни и поступков людей, не выходящих за нормативные требования законов.
Принцип индивидуальности, предполагающий что система воспитания должна быть индивидуально ориентирована, с учетом задатков, потенциала, особенностей каждого студента в процессе его образования и социализации.
Принцип вариативности, предлагающий включение различных вариантов технологий и сущности воспитания, направленности системы воспитания на формирование вариативного способа мышления, умения принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности в ситуации неопределенности.
Принцип эффективностисоциальноговзаимо-действия, направленный на осуществление воспитания в коллективах различного типа: в студенческой группе, в творческой мастерской, органе студенческого самоуправления, в коллективах курса, института, вуза в целом [4].
В контексте нашего рассмотрения система социально-культурного воспитания является определяющим фактором развития студента как креативной, многогранной перспективной личности, в результате чего он способен постигать, за-мысливать и находить решение проблемам общества с учетом социальных, этических, культурных моментов, быть толерантным, нравственным, обязательным, быстро адаптироваться в коллективе, готов трудиться в условиях конкуренции [2].
Специфика личности студента вуза культуры предусматривает реализацию его нравственного потенциала в искусстве как средства вырабатывания и развития этических норм поведения и морали общества [3]. Именно выпускник творческого вуза играет большую роль в приобщении Россиян к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, шедеврам народного творения, древнего и современного искусства. В итоге определяющей целью системы социально-культурного воспитания является, создание оптимального пространства для развития и самоактуализации студента, владеющего мировоззренческим потенциалом, гражданской ответственностью, культурой общения и поведения, наполненного способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
Вышеуказанная стратегическая цель предполагает решение установленных задач системы воспитания:
- сохранение и распространение лучшего наследия культуры как неделимости обучения и воспитания;
- присоединение к вузовской корпоративности и солидарности, в которых определяющая система ценностей объединяет студентов, сотрудников и преподавателей для свершения совместных проектов;
- раскрытие креативного компонента личности студентов, привлечение их к изучению отечественной культуры, в рамках которой формируются ценностные ориентиры, патриотизм,
устойчивая нравственная позиция и система взглядов, стремление к избранной специальности, усиление деятельных жизненных убеждений;
- формирование у студентов потребности к саморазвитию, познанию высокохудожественных результатов общепризнанной и национальной культуры, в установлении чувства меры, вкуса, стиля самореализации, позволяющего созидательно участвовать в жизни российского общества и транслировать культуру внутри различных социальных групп;
- создание приемлемых условий в вузе для развития и самореализации студентов, оказание им поддержки в самоопределении, нравственном самосовершенствовании, постижении безграничного социального опыта;
- активизирование работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному и экологическому воспитанию молодежи;
- обеспечение взаимодействия студенчества с руководством вуза, общественными объединениями, активизация студенческих инициатив и привлечение будущих специалистов к различным формам социально значимой деятельности;
- сбережение и накопление историко-культурных традиций вуза, последовательность в воспитании студенческой молодежи.
Достижение целей и решение задач системы социально-культурного воспитания реализуется на практике через организацию культурно-досуговой деятельности по основным направлениям.
Одним из приоритетных направлений системы социально-культурного воспитания студенческой молодежи является гражданско-патрио-тическое воспитание. Работа в данном направлении предполагает интеграцию гражданского, патриотического, правового, интернационального, политического и семейного воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых сфер деятельности творческого вуза, поскольку здесь формируются соответствующие мировоззренческие ориентиры, идеалы и принципы, осуществляется становление обязательных личностных качеств, гарантирующих жизнеспособность молодого гражданина в демократическом обществе. Воспитание патриотизма активизирует гражданскую позицию личности, самоопределение, понимание внутренней
свободы и ответственности за свои политические и моральные предпочтения. Все это выражено участием в работе молодежного парламента Кузбасса среди вузов области, студенческого форума «Твоя позиция», во Всероссийской неделе добра, в военно-патриотической игре «Зарница».
Культурно-нравственное направление стремится развивать у студентов вуза нравственные устои и высокую культуру российского интеллигента. Данное направление мы определяем как особо значимое в процессе становления личности, поскольку именно студенты творческого вуза являются проводниками культуры в массы. Тому подтверждением служат благотворительные акции («Рождество для всех», «Сделай мир ярче»), фестивали-конкурсы творчества первокурсников («Прорыв», «Студенческая весна»), концерты, посвященные календарным и профессиональным праздникам.
Сущность профессионально-трудового направления заключается в приобщении студента к профессионально-трудовой деятельности и связанными с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. При этом осуществляется социально-экономическая подготовка студента, формирование конкурентоспособного специалиста-профессионала, готового к принятию управленческих и социальных решений, привлечение студентов к общественно-полезному труду [2]. На деле это представлено профориен-тационными мероприятиями для потенциальных абитуриентов: День открытых дверей, выездные концерты творческих коллективов по городам области, конкурсы профессионального мастерства.
Спортивно-оздоровительное направление связано с формированием здорового образа жизни, а также черт характера, обеспечивающих будущему специалисту психологическую устойчивость в нестабильном обществе, здоровую конкуренцию во всех областях его жизнедеятельности, тягу к самоотдаче и жизненному успеху. Физическое воспитание и спорт развивают черты, необходимые для результативной работы в условиях рыночной экономики, такие как воля, выдержка и самообладание, умения и навыки справиться с трудностями, ориентация на удачу, способность принимать решения в непростых ситуациях, умение организовывать труд и отдых. Ярким примером этому служат Дни здоровья
в институтах, акция «Витаминизация», турниры по настольному теннису, межвузовские соревнования по футболу.
Экологическому направлению надлежит уделять отдельное внимание, потому как все более укрепляется неблагоприятное воздействие результатов человеческой деятельности на природу, что своевременно ставит вопрос не только о здоровье людей, но и реальности дальнейшего существования всего человечества. Данное направление формирует у студентов экологическое восприятие, при совокупности воззрений и замыслов о проблемах взаимодействия общества и природы в соотношении с реальной необходимостью людей и возможностями природы. Акцент в экологическом воспитании перемещается с ознакомительного курса на развитие активной социальной позиции. В том числе и через оказание помощи району и городу по благоустройству территории - проект «Чистому городу - чистое слово».
Информационная культура является одним из элементов общей культуры личности, связующим звеном социальной природы человека, становится продуктом его всевозможных творческих способностей. Она влияет на функционирование информации в обществе, гармонию внутреннего мира личности в ходе освоения обмена социально-значимой информации, где в приоритете выступают общечеловеческие ценности. Для успешной трансляции в студенческой среде ведется работа по следующим пунктам: обеспечение наполнения тематических страниц официального сайта и информационных стендов вуза, поддержка коммуникации студентов в специальных группах социальных сетей, выпуск студенческой газеты «Артефакты».
Развитие студенческого самоуправления. Коллективная самоорганизация является неотъемлемой характеристикой студенческой молодежи. Согласно «Рекомендациям по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего образования Российской Федерации», студенческое самоуправление является условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократизации и способом социально-правовой самозащиты студентов. Студенческое самоуправление определяется как предприимчи-
вая, самостоятельная деятельность студентов по решению вопросов организации обучения, бытовых, досуговых условий, поддержку социальных предложений студенческой молодежи. В вузе культуры существуют специфические формы, через которые проявляется самоуправление: творческие коллективы разных жанров, участниками и руководителями являются студенты, педагогические и строительные студенческие отряды, отряд охраны правопорядка «Беркут», авторские творческие проекты, традиционные «Школы актива».
К важным условиям реализации системы в вузе можно отнести:
- ориентирование на конкретный итоговый результат воспитательных усилий - возрастание качества подготовки выпускников;
- опору на всестороннюю активность преподавательских и студенческих объединений;
- действенное применение методов стимулирования в воспитательном процессе, соединение задач воспитательного влияния с решением проблем социальной заботы о молодежи;
- введение рейтинга участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в анализ их деятельности в период аттестации;
- исследование, обобщение практического опыта воспитательной работы со студентами и продвижение его на кафедрах, кураторам и в иных подразделениях вуза.
«Культура, основанная на знаниях» - модель организации жизни вуза культуры на основе сохранения и развития отечественной традиции, соотношения образования, культуры, творчества и науки, охватывает все стороны жизни, профессиональные отношения, плодотворную и результативную научно-исследовательскую деятельность ведущих ученых, выступающую основанием для формирования научных и творческих школ.
Воспитание личности будущего специалиста занимает особое место в учебно-профессиональном обучении студентов и является важнейшим предназначением системы высшего образования. Система социально-культурного воспитания подразумевает взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в диапазоне их совместной учебной и внеучебной деятельности. Вышепредставленные принципы и направления составляют основу концепции воспитательной работы вуза и являются алгоритмом действующей системы.
Литература
1. Бугаева Т. П., Гафурова Н. В. Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса: моногр. - Красноярск: Сибир. федер. ун-т, 2010. - 158 с.
2. Калашникова Н. Ю. Воспитательная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления студента: дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). - Чита, 2007. - 192 с.
3. Костюк Н. В. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22, ч. 1. - С. 178-180.
4. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на ближайшие интересы молодежи. -Екатеринбург: Сократ, 2005. - 184 с.
References
1. Bugaeva T.P., Gafurova N.V. Sovremennaia vospitatel'naia sistema vuza: usloviia vykhoda iz krizisa. Monografiia [The modern educational system of the university: the conditions out of the crisis. Monograph]. Krasnoiarsk, Sibirskii federal'nyi universitet, 2010. 158 p. (In Russ.).
2. Kalashnikova N.Iu. Vospitatel'naia sreda vuza kak faktor lichnostno-professional'nogo stanovleniia studenta. Diss. kand. ped. nauk (13.00.08) [The educational environment of high school as the factor of personal and professional formation of the student. PhD in pedagogy diss.]. Chita, 2007. 192 p. (In Russ.).
3. Kostiuk N.V. Formirovanie gotovnosti budushchikh menedzherov v sfere kul'tury k realizatsii innovacionnykh modelei upravleniia sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nost'iu v usloviiakh izmeniaiushchegosia rynka truda [Formation of readiness of the future managers in the field of culture to impletion of innovative models of management of social and cultural activities in a changing labor market]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 22, part 1, pp. 178-180. (In Russ.).
4. Smirnov I.P., Tkachenko E.V. Novyi printsip vospitaniia: orientatsiia na blizhaishie interesy molodezhi [New principle of education: focus on the immediate interests of youth]. Ekaterinburg, Sokrat Publ., 2005. 184 p. (In Russ.).