Научная статья на тему 'Профессионально-трудовая социализация выпускников Челябинского государственного института культуры в 1970-х – первой половине 1980-х гг. '

Профессионально-трудовая социализация выпускников Челябинского государственного института культуры в 1970-х – первой половине 1980-х гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КАДРЫ / АДАПТАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PROFESSIONALLY-LABOUR SOCIALIZATION / SHOTS / ADAPTATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсова Анастасия Юрьевна

Рассматривается процесс профессионально-трудовой социализации выпускников института культуры. Выделены основные этапы и функции, установлены взаимосвязи с учебно-воспитательной работой в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional-labour socialization of the Chelyabinsk State Institute of Culture graduates in 1970-s – first half of 1980-s

The process of professionally-labour socialization of graduating students of institute of culture is examined. The basic stages and functions are distinguished, intercommunications are set with work in institution of higher learning.

Текст научной работы на тему «Профессионально-трудовая социализация выпускников Челябинского государственного института культуры в 1970-х – первой половине 1980-х гг. »

УДК 378

А. Ю. Фурсова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В 1970-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг.

Рассматривается процесс профессионально-трудовой социализации выпускников института культуры. Выделены основные этапы и функции, установлены взаимосвязи с учебно-воспитательной работой в вузе.

Ключевые слова: профессионально-трудовая социализация, кадры, адаптация, культурно-

просветительная работа

The process ofprofessionally-labour socialization of graduating students of institute of culture is examined. The basic stages and functions are distinguished, intercommunications are set with work in institution of higher learning. Keywords: professionally-labour socialization, shots, adaptation, cultural and educational work

Успехи культурного строительства, достигнутые в процессе развития народного хозяйства в 1960-1970-е гг., во многом определили становление и дальнейшее совершенствование системы культурно-просветительного образования в стране. Создавалась материально-техническая и институциональная база культуры, усложнялись формы, методы работы культучреждений. Нехватка культпросветработников с высшим образованием становилась все более острой.

С середины 1960-х гг. был взят курс на значительное увеличение количества специальных вузов. В 1966 г. библиотечные институты переименованы в институты культуры, тем самым названия вузов были приведены в соответствие с реальным содержанием обучения в них. Первый новый институт культуры открылся в Восточной Сибири (г. Улан-Удэ), затем - в Краснодаре, Хабаровске, Челябинске и Чимкенте.

В 1968 г. создан Челябинский государственный институт культуры (ЧГИК), первый вуз культурного профиля на Южном Урале, ставший региональным центром по подготовке высококвалифицированных кадров для сферы культуры и искусства УралоСибирской зоны.

В системе высшей школы институты культуры являлись новыми организмами, которые не только вели подготовку специали-

стов культуры, но и осуществляли профессионально-трудовую социализацию своих выпускников. Формирование нового отряда советской интеллигенции - культурно-просветительных работников высшей квалификации - являлось государственным заказом, важным звеном в системе кадровой политики [10, с. 362].

При выявлении основных тенденций профессионально-трудовой социализации выпускников Челябинского института культуры необходимо выделить первичную и вторичную профессионально-трудовую социализацию. К первичной относились школьная профориентация и социализация в процессе очного и заочного обучения в вузе. По решению общевузовского совета все кафедры были закреплены за сельскими районами Челябинской области. Преподаватели и руководители кафедр периодически выезжали на село для встреч со школьниками и участниками художественных самодеятельных коллективов, а также для оказания методической помощи бывшим студентам. Вместе с местными органами культуры они производили индивидуальный отбор юношей и девушек по каждой специализации на рабфак и для целевого приема. С 1979 г. в институте работали подготовительные курсы. Например, в 1981 г. по инициативе кафедры культурно-просветительной работы на базе учебно-произ-

161

водственного комбината Октябрьского района начался культурный эксперимент по формированию группы будущих культпросветчиков из 25 учащихся 9-10-х классов общеобразовательных школ [2, с. 14]. В рамках учебного процесса в институте культуры сложились новые формы профессиональной адаптации студентов, связанные прежде всего с построением производственной практики на 3-м и 4-м курсах, максимально приближенной к условиям будущей работы. Положительную роль в деле профессиональной ориентации кадров на работу в сельские учреждения культуры сыграло постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июня 1972 г. с указанием министерствам и ведомствам предоставлять базы практики для студентов высших учебных заведений с последующим направлением в них своих выпускников [3, с. 512-518].

Вторичная профессионально-трудовая

социализация осуществлялась при дополнительном и вторичном образовании в отдельных учреждениях, на семинарах, научнопрактических конференциях, в процессе повышения квалификации. В структуру ЧГИК входило три учебно-консультационных пункта в городах Тюмени, Целинограде и Свердловске, предоставлявших образовательные услуги среди определенной, как правило, уже профессионально состоявшейся категории работников культурной сферы. В 1975-1976 уч. году в вузе был организован факультет повышения квалификации преподавателей культурно-просветительных училищ РСФСР с общим контингентом 141 слушатель [4, с. 4].

На профессиональное становление личности выпускника определяющее влияние оказывала система планового распределения молодых специалистов. Система распределения стабилизировала кадры, но также влияла на их профессиональную активность, снижая уровень трудовой деятельности при несоответствии ожидаемых и реальных условий, связанных с местом работы. География направления дипломированных специалистов была достаточно обширна. В клубных и библиотечных работниках нуждались не только культучреж-

дения соседних областей Южно-Уральского района, но и Тюменская, Омская, Брянская, Пермская, Новосибирская области, Башкирская АССР, Удмуртская АССР, Алтайский край [5, с. 43]. Более половины выпускников Челябинского института культуры поступали на работу в учреждения системы Министерства культуры РСФСР (в 1975 г. 77 %), оставшаяся часть - в структуру профсоюзных клубов и библиотек, в культучреждения других ведомств [6, с. 5]. Однако планы выпуска и персонального распределения молодых специалистов, составленные с перспективой на 5 и более лет, не могли покрыть острый дефицит кадров ни в одной из отраслей культуры. В 1975 г. общее количество заявок на культурно-просветительный факультет превысило фактический выпуск в три раза [6, с. 2]. Положение осложнялось тем, что многие выпускники не приезжали на место работы.

Ректорат Челябинского института культуры разработал систему мер по изучению закрепляемости выпускников на местах распределения, выявлению причин перемещения кадров, этапов профессионального становления молодого специалиста. В 1974-1975 уч. г. был создан штаб по связи с выпускниками (руководитель А. К. Нижеборский), призванный оказывать методическую и практическую помощь. Научно-творческой группой под руководством ректора института А. П. Грая проводилось исследование «Совершенствование системы работы с выпускниками как условие их закрепления на местах распределения», результаты которого апробировались в системе учебно-воспитательной работы института (проведение семинаров, конференций с практиками в сфере культуры). Изучением трудоустройства и выяснением профессиональной, материально-бытовой, социально-психологической и морально-психологической сторон адаптации выпускников занимались ведущие преподаватели вуза: В. С. Цукерман,

С. И. Глущенко, Д. Б. Перчик, Т. Б. Нарская, С. С. Соковиков, И. И. Щедрин и др. [1]. Между деканатами кафедр института и районными отделами культуры установилось тесное

162

сотрудничество в области сохранения и регулирования кадрового резерва культурной инфраструктуры села. Ежегодно в приемную комиссию вуза включались представители партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, представители обкома КПСС, областного управления культуры. Руководством института и его научно-педагогическим обществом в течение всего периода велась работа по совершенствованию всех звеньев в системе «абитуриент - студент -выпускник - молодой специалист».

Целью системы профессионально-трудовой социализации выпускников в ЧГИК являлась попытка максимально приблизить профессиональную реальность к учебному процессу: создание положительного настроя на трудовую деятельность, на закрепление выпускников на местах, преодоление профессиональной изолированности, отчужденности, повышение престижа культурно-просветительных профессий. Профессионализация специалистов культурно-просветительной работы осуществлялась начиная с этапа отбора абитуриентов и до стадии вхождения выпускников в самостоятельную профессиональную жизнь.

В целях улучшения комплектования библиотек и клубных учреждений на селе кадрами с высшим образованием в учебных заведениях культуры была расширена социальная платформа для представителей рабочего класса. В результате среднегодовой показатель общего количества заявлений из сельской местности превысил 36 % [9, с. 8-10, 17].

Несмотря на ряд мер низкий уровень за-крепляемости выпускников ЧГИК в сельских учреждениях культуры не был преодолен. На основании анализа распределения выпускников вуза в период 1972-1977 гг. выявлено, что около 27 % выпускников библиотечного факультета и 26 % выпускников культурнопросветительного факультета (от общего количества молодых специалистов) не прибыли по направлению или самовольно покинули рабочее место (без уважительных причин). Более половины новоиспеченных библиотеч-

ных (58 %) и клубных работников (56,1 %) Южного Урала, трудились не по специальности. Вакантные должности продолжали замещать случайные люди, не имеющие специального образования. Данная тенденция усиливала сменяемость кадрового состава в сельских библиотеках и клубах. По Челябинской области этот показатель составлял в среднем 19 % [7, с. 49-50]. Во второй половине 1980-х гг. кадровый состав штата библиотек Челябинской области улучшился, численность специалистов с высшим и средним образованием здесь достигла 61,7 %. Напротив, в клубных заведениях этот показатель снизился до 37,2 % [8]. Наиболее уязвимой категорией кадров культуры оказались клубные работники. Утечка этих трудовых ресурсов во многом начиналась еще до включения в трудовую деятельность, в связи с не-прохождением этапа овладения профессиональным мастерством.

Отсутствие социальной защищенности и гарантий у сельских работников культуры на получение жилья, неудовлетворительные условия труда и быта, низкая по сравнению с другими категориями специалистов, работающих в селе, заработная плата являлись основной причиной дефицита кадров с высоким интеллектуально-творческим потенциалом в сельских учреждениях культуры.

На уровень профессиональной социализации молодого специалиста культуры оказали влияние противоречия в расчетах численности выпускаемых и требуемых специалистов внутри отрасли, а также в структуре специальностей, по которым готовила выпускников территориальная система высшего образования. По ряду важных и перспективных для отраслей культуры направлений кадры на Южном Урале не готовились. Многие должности замещались сотрудниками с непрофильным образованием.

Распределительная система трудоустройства выпускников нивелировала возможность альтернативного выбора будущего места работы, что затрудняло развитие профессиональных связей с внешним миром.

163

Низкий престиж профессии культработ- зис отрасли (культурно-просветительной ра-

ника, сформировавшийся вследствие прин- боты), начавшийся в 1970-х гг., привел к не-

ципа остаточного финансирования сферы востребованности выпускников институтов

культуры, вызывал затруднения, связанные с культуры по ряду специальностей на рынке

профессиональным самоопределением. Кри- труда.

1. Актуальные проблемы подготовки кадров культпросветработников и их закрепления на местах распределения: сб. науч. тр. / отв. ред. А. П. Грай. - Челябинск, 1986. - 237 с.

2. Грай, А. П. Высокое назначение молодого специалиста / А. П. Грай // Культурно-просветительная работа. - 1981. - № 9.

3. Об идеологической работе КПСС: сб. документов. - М.: Политиздат, 1977.

4. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 556.

5. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 258.

6. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 456.

7. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 288. Оп. 191. Д. 296.

8. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 288. Оп. 193. Д. 227. Л. 23.

9. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 288. Оп. 204. Д. 494; Д. 1240.

10. Пленум ЦК КПСС. 18-21.У1. 1963 // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Т. 10. 1961-1965. М.: Политиздат, 1966.

Сдано 8.10.2013

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.