Научная статья на тему 'Подготовка кадров культуры и искусства из числа народностей Дагестана (70-80-е годы ХХ В. )'

Подготовка кадров культуры и искусства из числа народностей Дагестана (70-80-е годы ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
233
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алдерова Самая Алдеровна

В статье освещены проблемы подготовки кадров культуры и искусства из числа народностей Дагестана в 70-80 годах ХХ века. Проанализирована работа по подготовке специалистов для республики в институтах и других учебных заведениях Министерства культуры и их трудоустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров культуры и искусства из числа народностей Дагестана (70-80-е годы ХХ В. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.(470.67)

ПОДГОТОВКА КАДРОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИЗ ЧИСЛА НАРОДНОСТЕЙ

ДАГЕСТАНА (70-80-е годы ХХ в.)

© 2010 Алдерова С.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещены проблемы подготовки кадров культуры и искусства из числа народностей Дагестана в 70-80 годах ХХ века. Проанализирована работа по подготовке специалистов для республики в институтах и других учебных заведениях Министерства культуры и их трудоустройству.

The author of the article considers the problems of training of the art and culture personnel from the Dagestan peoples in the 70-80s of the 20th century. She analyzed the work on specialists' training for the republic at the institutes and other educational institutions of the Ministry of Culture and on their employment.

Ключевые слова: Дагестан, подготовка кадров, образование, культура, искусство, специалисты.

Keywords: Dagestan, personnel's training, education, culture, art, specialists.

Органы государственной власти Дагестана, учитывая огромную роль театральных и музыкальных коллективов и проводимой ими культурно-массовой работы в налаживании полноценной работы среди населения, в 1960-1970 годы уделяли значительное внимание подготовке квалифицированных кадров и удовлетворению запросов учреждений культуры. Среди исторических исследований, посвященных общим проблемам развития культуры народов Дагестана послеоктябрьского периода, следует отметить прежде всего труды А. А. Абилова «Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане» и А. К. Эфендиева «Успехи культурного строи-тельства в Дагестане за годы Советской власти», значение которых выходит за рамки дагестанской историографии. Весомый вклад в изучение истории культурного строительства в республике вносят книги Г. Ш. Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана», «Образование и наука в Дагестане в ХХ в.». Вопросы подготовки кадров культуры и искусства мало изучены, это обусловливает как новизну, так и определенные трудности в исследовании проблемы.

Кадры театральных и музыкальных работников с высшим образованием для республики, как и на предшествующих этапах культурного строительства, в 1970-1980 годы готовились в институтах культуры других регионов страны, в основном, в Московском и Краснодарском институтах культуры. Только за восьмую пятилетку целевым приемом для Дагестана в других регионах страны было подготовлено 155 специалистов культуры и искусства с высшим образованием [1].

В конце восьмой пятилетки (1970 г.) в библиотеках и клубных учреждениях Дагестана работало 453 человека с высшим и средним специальным образованием, тогда как в 1965 г. - 288. За этот период число работников, не имеющих общего среднего образования, сократилось с 514 до 418 [6].

В целом, 60-70-е годы характеризовались общим численным ростом кадров культпросветработников в республике, увеличением количества работников, имеющих высшее и среднее специальное образование. Однако к концу 70-х годов проблема обеспечения культурно-просветительных учреждений квалифицированными кадрами в Дагестане не была решена полностью. В 1980 году потребность городских и сельских библиотек, клубных учреждений республики в специалистах с высшим образованием была удовлетворена на 10%, а со средним специальным образованием - на 35% [7].

До начала 60-х годов преподавателей музыки и пения для дагестанских школ готовили Махачкалинское музыкальное училище (открылось в апреле 1926 года в г. Буйнакске) и музыкально-педагогические отделения дагестанских педагогических училищ. В частности, до 1976 года Махачкалинское музыкальное училище выпустило более 4000 специалистов, многие из которых впоследствии получили высшее музыкальное образование.

Специалисты с высшим музыкальным образованием до 1963 года готовились за пределами республики. Этой проблеме немалое внимание уделяли не только местные, но и центральные органы власти. Например, в мае 1960 года приказом Министерства культуры РСФСР предусматривался в течение 1960-1965 гг. внеконкурсный прием молодежи из местных, коренных народностей ДАССР в Ленинградскую консерваторию и музыкально-педаго-гический институт им. Гнесиных в количестве 10 человек [3].

Подготовка учителей с высшим образованием в республике на музыкальнопедагогическом отделении Дагестанского педагогического института начата с 1964/65 гг. Тогда на первый курс нового факультета было принято 25 человек. Первый выпуск преподавателей музыки и пения состоялся в 1968 году. С 1978 года план приема на музыкально-педагогический факультет был увеличен вдвое [2].

Первыми руководителями факультета были Ш. Р. Чалаев, М. А. Молчанова. Факультет занимался не только подготовкой музыкальных работников, но и был центром изучения национальной музыкальной культуры, народных традиций, проблем взаимосвязи и взаимовлияния музыки народов Дагестана, методики музыкального воспитания в

национальных школах. К концу 70-х годов на факультете обучалось 200 студентов -представителей всех национальностей Дагестана, а со времени своего основания за рассматриваемый период факультет подготовил свыше 350 учителей, которые были направлены на работу в педагогические училища и школы городов и районов республики [6].

Большая роль в подготовке музыкальных кадров принадлежала Дагестанскому педагогическому институту с его музыкальным отделением и Махачкалинскому музыкальному училищу. Растет количество детских музыкальных школ. За 70-80-е годы их количество возросло с 22 до 50, причем большинство из них открыто в сельской местности. Ежегодно в республике проводится неделя детской музыки. Усиливается музыковедческая работа.

Только за три года (1977-1980 гг.) культпросветучилищами и другими учебными заведениями Министерства культуры было подготовлено и направлено в учреждения культуры и искусства Дагестана 1033 специалиста средней и 73 высшей квалификации.

Значительные трудности в комплектовании сельских культурно- просвети-тельных учреждений подготовленными энергичными кадрами сохранялись и 80-е годы. Высокой оставалась текучесть культпросветработников. Из-за материально-бытовых трудностей и непрестижности профессии многие молодые работники, в том числе и специалисты, стремились переменить место работы. В 1986 г. в Ленинском сельском районе (ныне Карабудахкентский) из 60 культпросветработников всего 2 человека имели высшее образование, один - специальное, 24 - среднее специальное и остальные 34 - среднее общее образование. Не лучше обстояло дело и во многих других сельских районах.

В 14-ти студиях вузов страны для Дагестана были подготовлены 173 актера, из них непосредственно в театрах республики работали 82 человека.

В постановлениях ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» говорилось о необходимости закрепления кадров на селе. Особую тревогу вызывали молодые специалисты-выпускники дагестанских 4 студий 1971-1977 гг. Так, из 14 выпускников аварской студии в театре осталось только 8 человек, из 7 выпускников кумыкской студии только 2 работали в театре, из 13 выпускников лакской студии осталось всего 6 человек.

По Министерству культуры был издан приказ и разработан перспективный план подготовки и закрепления кадров во всех звеньях по специальностям. В соответствии с планом подготовки кадров на 1972-1980 гг., разработанным в свете требований вышеназванных постановлений, в 1974-1975 гг. в вузы страны было направлено по внеконкурсному приему 47 абитуриентов. Был организован набор на 1975-1976 учебный год и в средние специальные учебные заведения системы Министерства культуры.

С каждым годом росло число студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях республики. Если в 1973 г. в Махачкалинском музыкальном училище выпуск составлял 80 специалистов, то в 1974 г. он вырос до 87. С 1972 г. в республике работало уже второе Музыкальное училище в г. Дербенте, набор на 1975-1976 учебный год составлял - 95 человек.

В Республиканском культурно-просветительском училище набор 1973 г. составил на заочном и дневном отделениях 137 учащихся, в 1974 г. - 88, в 1975 г. - 131 человек. В средних специальных учебных заведениях в 1973 г. было выпущено 296 специалистов средней квалификации, в 1974 г. - 221, а набор на 1975-1976 учебный год составил 290 студентов [8].

Учреждения культуры и искусства в 1975 году пополнились новыми специалистами, выпускниками высших учебных заведений страны, их число составляло 17 человек. Из Астраханской, Саратовской, Ленинградской консерватории и Государственного

музыкально-педагогического института им. Гнесиных прибыло 13 выпускников, из Ленинградского и Московского институтов культуры - 3 выпускника.

Постоянно работали действующие курсы повышения квалификации культпросветработников, на которых за два года прошли обучение около 700 человек -директора сельских, районных Домов культуры, заведующие клубами, сельскими и районными библиотеками, отделами культуры районов и городов, автоклубами, методисты.

В 1973-1974 годы было направлено в центральный институт повышения квалификации руководящих и творческих работников 58 человек. Планом Министерства культуры ДАССР на 1975 г. было запланировано направить на курсы в г. Москву 31 человек [8].

Вопросы подготовки и воспитания кадров для учреждений культуры и искусства рассматривались на коллегиях Министерства культуры.

Слабо велась работа по привлечению юношей и девушек в средние специальные учебные заведения из сельской местности, особенно из отдаленных и высокогорных районов. Слабо закреплялись специалисты на местах. До 70-80-х гг. испытывалась острая нужда в артистах хоров для музыкально-драматических театров республики. Практически кадры по данной специальности нигде не готовились [9].

Министерством культуры ДАССР принимались меры для дальнейшего укрепления, воспитания и закрепления кадров в учреждениях культуры и искусства. Согласно плану Министерства культуры РСФСР о развитии сети музыкальных школ в Дагестане Совет Министров ДАССР принял решение:

1. Открыть с 1 сентября 1970 г. новые музыкальные школы в районных центрах Ленинского, Кайтагского, Новолакского, Советского, Унцукульского, Курахского,

Хивского, Табасаранского районов.

2. Выделить в централизованном порядке для вновь создаваемых музыкальных школ инструменты и необходимое оборудование [10].

Пристальное внимание уделялось вопросам подготовки, расстановки и повышения квалификации работников культуры и искусства.

По состоянию на 1 июля 1979 г., в республиканских учреждениях культуры и искусства, средних специальных учебных заведениях системы Министерства культуры ДАССР, детских музыкальных и художественных школах трудились 7479 человек, из них в сельской местности - 5765, в том числе: театрах - 577 человек, концертных организациях - 238, культпросветучреждениях - 5224 [4].

Совместно с обкомом ВЛКСМ были подготовлены и обсуждены вопросы «О работе комитетов комсомола и отдела культуры Ахтынского района по подготовке кадров для учреждений культуры», «О работе культурно-просветительского училища по качественной подготовке кадров в свете решений XXV съезда КПСС», «О работе Даргинского драматического театра им О. Батырая по подготовке и закреплению кадров в свете требований XXV съезда КПСС», «О работе отделов культуры Кайтагского и Кизилюртовского районов по выполнению постановлений ЦК КПСС».

Хорошо была поставлена работа по подготовке, подбору и закреплению специалистов в Дербентском районе. Здесь из 107 работников культуры имели среднее специальное образование 77 человек, незаконченное высшее - 4, что составляло 71,9%, в Кайтагском районе из 158 человек работников культуры высшее образование имели 5, среднее

специальное - 48, что составляло 60%; из 54 работников культуры Ногайского района высшее образование имели - 4, среднее специальное начальное - 40, незаконченное высшее - 1, что составляло 81,4% [3].

В республике функционировали 4 средних специальных учебных заведения системы Министерства культуры ДАССР: Махачкалинское музыкальное училище им. Г. Гасанова, Республиканское культпросветучилище им. Джемала, Дербентское музыкальное училище, все укомплектованные специалистами высшей и средней категории. В 1979 г. для работы в училища было направлено 30 специалистов, в том числе пианистов - 9, теоретиков - 5, по народным инструментам - 7, по оркестровым - 3, дирижеров - 1, хоровиков - 1, живописцев - 1, хореографов - 2, режиссеров массовых мероприятий - 1. Выпуск студентов в Махачкалинском музыкальном училище в 1976 г. составлял 76 человек, в 1977 г. - 90, в 1978 г. - 76, в 1979 г. - 73 [7].

С 1972 г. в г. Дербенте работало второе музыкальное училище, первый выпуск специалистов был осуществлен в 1976 г. и составил 64 человека, в 1977 г. - 65, в 1978 г. -65, в 1979 г. - 72 [7].

В Республиканском культурно-прос-ветительском училище было выпущено в 1976 г. -69 специалистов, в 1977 г. - 70, в 1978 г. - 77, в 1979 г. - 87 [7].

Таким образом, в средних специальных учебных заведениях Дагестана выпуск специалистов составлял: в 1976 г. - 266, в 1977 г. - 303, в 1978 г. - 314, в 1979 г. - 285.

Всего за 4 года было выпущено 1168 специалистов [8].

Набор учащихся на 1979-80 учебный год составил 552 человека, в том числе: в Махачкалинское музыкальное училище - 130, Дербентское музыкальное училище - 85, Культпросветучилище - 240, Дагестанское художественное училище - 97 [3].

В 1975 г. всего в учреждениях культуры и искусства республики работников с высшим и средним специальным образованием насчитывалось 1063 человека, в их числе больше половины - женщины - 572. В театрах республики произошло увеличение числа творческих работников с высшим и средним образованием - их насчитывалось 110 человек [6].

Таким образом, за 1965-1970 гг. было подготовлено 155 человек, в числе которых 80 человек с высшим театральным образованием. В 1971 году на учебу по внеконкурсному набору Министерством культуры был направлен 31 человек, в том числе хореографическая группа из 10 человек, а на 1972-73 учебный год было заявлено 52 человека по 12 специальностям с учетом перспективы и тенденции развития дагестанского искусства и культуры [10].

В 1980 г. в вузах страны по специальностям искусства обучалось 115 дагестанцев. В их числе 28 человек в Московском, Ленинградском, Краснодарском институтах культуры; 27 человек - в Ленинградской, Саратовской, Астраханской консерваториях, Институте им. Гнесиных, Ростовском музыкально-педагогическом институте; 50 человек в театральных студиях: аварской (Киев), кумыкской (Тбилиси), лезгинской (Баку) и лакской (Ереван), а также 10 человек в художественных вузах Москвы, Ленинграда и Тбилиси; 280 культпросветработников из республики проходили заочное обучение в высших и средних специальных учебных заведениях [9].

По направлению Министерства культуры в аспирантуре обучались 9 представителей республики; из них 5 - в консерватории, 2 - театральном институте и 2 - институте культуры [10]. Вместе с тем состояние подготовки кадров работников культуры и искусства в республике и их использование не только не отвечали действительным потребностям, но и свидетельствовали о серьезном отставании нашей республики в этой области от других краев и районов РСФСР. Все еще неудовлетворительным оставался состав

работников со специальным образованием, учреждения культуры от подобных людей освобождались медленно.

Из 2594 культпросветработников (клубы и библиотеки) только 44 человека (1,7%) имели высшее специальное образование и лишь 542 человека (20,9%) - среднее специальное. Перспективы пополнения учреждений культуры специалистами были весьма неутешительными. Дело в том, что 1972-1975 гг. за счет открытия новой сети образовательных учреждений предполагалось увеличить число культпросветработников еще на 700 человек. Однако, даже если допустить, что республиканское культпросветучилище увеличило бы ежегодный выпуск специалистов средней квалификации до 150 человек, то и это обстоятельство не покрыло необходимого количества специалистов со средним специальным образованием. К концу 1975 г. оставались без специального образования 2000 клубных и библиотечных работников.

Крайне неудовлетворительное состояние сложилось с использованием и закреплением молодых специалистов в учреждениях культуры на местах. Не создавались элементарные жилищно-бытовые условия, а подчас и не устраивались даже на работу по специальности. Из окончивших культпросветучилище за все время его существования 1030 специалистов средней квалификации в клубах и библиотеках работало всего 542 человека, или 52,6%; 47,4% окончивших учебу специалистов отошло от культурной работы в селе. В подготовке кадров работников культуры и искусства имелись серьезные недостатки: порой по внеконкурсному набору в институты искусства и культуры направлялись люди случайные, без серьезного учета наклонностей направляемого и потребностей в специалистах на местах.

В 1971 г. положение изменилось. Как отмечалось, представленная Министерством на 1972-73 учебный год заявка обстоятельно учитывала и количественно, и профильно растущие потребности республики в кадрах. Необходимо было настойчиво осуществлять подготовку высококвалифицированных исполнителей - вокалистов, инструменталистов, балетмейстеров, теоретиков - композиторов, актеров, художников, особенно преподавателей для средних специальных учебных заведений, детских музыкальных и художественных школ из представителей Дагестана.

Весьма серьезным недостатком в использовании специалистов искусства в республике оставалась высокая текучесть творческих кадров. Например, в 7 дагестанских театрах, насчитывающих в своих составах более 400 творческих работников, людей с высшим специальным образованием имелось только 70 человек, в то время как только за 5 лет для этих театров было подготовлено 80 специалистов с высшим театральным образованием. За 3 года в театральных и концертных коллективах республики сменилось 125 творческих работников. [10]

Особенно нетерпимое положение сложилось с закреплением и использованием кадров в театрах. Один только Даргинский театр в 1975 г. получил 37 актеров с высшим театральным образованием [9].

Любой творческий коллектив не может развиваться без постоянного пополнения, обновления и «омолаживания» своего состава. Особенно это касалось таких специфических коллективов, как ансамбль песни и танца, ансамбль «Лезгинка», Госфилармония, куда должны были поступать как представители талантливой молодежи со всего Дагестана, так и отдельные высокоодаренные мастера из-за пределов республики. Поэтому бюро обкома КПСС и Совет Министров ДАССР в своем решении от 1972 г. предложили Министерству культуры ДАССР:

- Более предметно, конкретно и глубоко заниматься вопросами подготовки и расстановки кадров. Направить подготовку специалистов в русло строгого плана, с учетом уясненных и определенных перспектив развития. Особое внимание обратить на наиболее отстающие и решающие участки и направления работы. В первую очередь иметь персональный учет кадров по дефицитным специалистам, держать их движение и рост

под постоянным наблюдением и с особой ответственностью вести работу с яркими и самобытными талантами.

- Разработать подробный и конкретный план подготовки кадров культуры и искусства с учетом анализа сложившегося положения; приступить в 1972 году к созданию в Каспийском интернате новой школы искусств с тремя отделениями - музыкальным, художественным, хореографическим. Выделить и подготовить здание под вновь открываемое музыкальное училище» [7].

В течение всего периода своего существования учреждения культуры и искусства, специальные учебные заведения и школы начального эстетического образования испытывали острую потребность в профессиональных кадрах, подготовка которых осуществлялась в основном внеконкурсным поступлением в средние специальные учебные заведения Дагестана и в высшие учебные заведения страны. Для театров республики подготовка кадров осуществлялось в 14-ти студиях страны. Из общего числа 471 творческих работников республики высшее специальное образование имели 95 человек (20,2%), из 349 педагогов средних специальных учебных заведений высшее образование имели 180 человек (51,5%) [10].

Из-за отсутствия специалистов не были укомплектованы местными кадрами редакционные и творческие коллективы Комитета по телевидению и радиовещанию. Особенно остро стояла проблема кадров музыкантов, играющих на национальных инструментах, солистов-вокалистов, актеров драмы и кино. Аналогичную потребность в указанных специалистах испытывали и соседние республики Северного Кавказа.

Решить эту проблему можно было путем организации в Дагестане филиала одного из институтов искусств РСФСР. С этой целью Министерство культуры ДАССР обратилось с ходатайством к Министерству культуры РСФСР об открытии в 1979-1980 гг. в Махачкале филиала Воронежского института искусств с тремя отделениями: вокальным, народных инструментов и артистов драмы и кино, общим контингентом 90 человек, по 30 человек на каждом отделении [7].

Для этой цели решено было передать бывшее здание Дагсовпрофа общей полезной площадью около 2000 кв. м. с последующим строительством студенческого общежития на 600 мест.

Существовавшая практика, когда музыкально-концертные коллективы системы Министерства культуры и Госкомитета ДАССР по телевидению и радиовещанию пополнялись в основном путем отбора солистов - вокалистов и танцоров из числа участников художественной самодеятельности, не отвечала требованиям времени. Из числа выпускников музыкальных и культурно-просветительных училищ в эти коллективы попадали только единицы. Даже и эти выпускники шли в концертные коллективы неохотно или удерживались там недолго из-за отсутствия нормальных жилищных условий.

Для решения этих вопросов обком КПСС и Совет Министров ДАССР предлагали открыть в г. Махачкале специализированную школу для детей с вокальными способностями на полном государственном обеспечении.

По указанию руководства обкома КПСС в 1979-1980 учебном году на базе Махачкалинской школы-интерната горянок была создана школа искусств с вокальными и хореографическими отделениями с охватом 30 девочек. Отделение для мальчиков по этим жанрам не было создано из-за отсутствия соответствующих условий. Более того, контингент девочек для занятий по классу хореографии (всего 9 часов в неделю) из-за отсутствия помещения приходилось перевозить в клуб, арендуемый у общества глухонемых [8].

Таким образом, в 1970-80 годах произошли качественные перемены в процессе подготовки кадров для учреждений культуры и искусства Дагестана. Было открыто музыкально-педагоги-ческое отделение Дагестанского государственного педагогического института, выросло количество музыкальных школ, увеличилось число выпускников музыкальных и культурно-просвети-тельских училищ, работали курсы повышения квалификации творческих работников. Учреждения культуры и искусства постоянно пополнялись выпускниками вузов страны.

При этом все проблемы кадрового обеспечения учреждений культуры и искусства республики решить не удалось: сложной оставалась проблема закрепления молодых специалистов на местах, был высок уровень текучести кадров, не хватало специалистов с высшим образованием.

Примечания

1. Каймаразов Г. Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ в. Махачкала : Даг. кн. изд-во, 2007. 464 с. 2. Мугудинова Н. Ш. Роль средних специальных учебных заведений Дагестана в подготовке кадров для экономики и культуры в период восстановления и развития народного хозяйства 1946-1970 гг.: опыт, проблемы. Махачкала, 2007. 140 с. 3. Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала, 1984. 169 с. 4. ЦГА РД. Ф. р-1252. Оп. 13. Д. 34. Л. 5-7, 5-10. 5. ЦГА РД. Ф. р-22. Оп. 39. Д. 283. Л. 6971. 6. ЦГА РД. Ф. р.-1252. Оп. 14. Д. 3. Л. 19, 11. 7. ЦГА РД. Ф. р.-1252. Оп. 13. Д. 34. Л. 510. Л. 16-20. 8. ЦГА РД. Ф. р.-1252. Оп. 11. Д. 86. Л. 29. 9. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 4885. Л. 14-16. Л. 22. Л. 15-21. 10. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 3896. Л. 1-2. Л. 2-4. Л. 8.

Статья поступила в редакцию 03.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.