Научная статья на тему 'Изменение социально-культурного облика села Южного Дагестана (60-70-е гг. Хх В. )'

Изменение социально-культурного облика села Южного Дагестана (60-70-е гг. Хх В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ДОМ КУЛЬТУРЫ / РАБОЧИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджиева Зарема Назировна

В данной статье проведено историко-теоретическое исследование изменений в социальном и культурном облике сел Южного Дагестана. Опираясь на накопленный историографический опыт и архивно-документальные материалы, данные статистических сборников, периодическую печать, в статье предпринята попытка осветить основные предпосылки, приведшие к изменениям в социально-культурном облике сел Южных районов республики в исследуемые годы. Внимание при анализе уделено социальным проблемам, деятельности Домов культуры, библиотек, театра, коллектив самодеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение социально-культурного облика села Южного Дагестана (60-70-е гг. Хх В. )»

УДК 94(470.66)

Гаджиева Зарема Назировна

младший научный сотрудник

Института истории, археологии и этнографии

Дагестанского научного центра РАН

2013 zarema2013 @mail. ru

Zarema N. Gadzieva

chief research officer of Institute of history,

archeology of an etnografiya of the Dagestan

Russian Academy of Sciences scientific center

2013 zarema2013 @mail. ru

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБЛИКА СЕЛА ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА (60-70-Е ГГ. ХХ В.)

CHANGE OF WELFARE IMAGE OF THE VILLAGE SOUTHERN DAGESTAN (THE 60-70TH OF THE XX V.)

Аннотация. В данной статье проведено историко-теоретическое исследование изменений в социальном и культурном облике сел Южного Дагестана. Опираясь на накопленный историографический опыт и архивно-документальные материалы, данные статистических сборников, периодическую печать, в статье предпринята попытка осветить основные предпосылки, приведшие к изменениям в социально-культурном облике сел Южных районов республики в исследуемые годы. Внимание при анализе уделено социальным проблемам, деятельности Домов культуры, библиотек, театра, коллектив самодеятельности.

Ключевые слова: Южный Дагестан, научно-технический прогресс, дом культуры, рабочие кадры.

Annotation. In this article historical and theoretical research of changes in social and cultural shape of villages of Southern Dagestan is conducted. Relying on the saved up historiographic experience and archival and documentary materials, data of statistical collections, periodicals, in article an attempt to shine the main prerequisites which have led to changes in welfare shape of villages of the Southern areas of the republic in studied years is made. The attention in the analysis is paid to social problems, activity of Recreation centers, libraries, theater, amateur performance collective.

Key words: Southern Dagestan, scientific and technological progress, house of culture, working personnel.

Южный Дагестан включает в себя территорию десяти административных районов, на которой расположено более трехсот населенных пунктов и проживает около 500 тысяч человек, в основном представители

лезгиноязычных народов (более 400 тысяч человек) (лезгины, табасаранцы, агулы, цахуры, рутульцы). Все они в основном проживали и проживают в сельской местности. На сегодняшний день Южный Дагестан стакивается с большим числом проблем в своем развитии, поэтому изучение и анализ процессов социально-культурного развития этого крупного региона в недавнем историческом прошлом представляет теоретический и практический интерес.

В рассматриваемый период в республике была создана сеть культурно-просветительных учреждений для обслуживания сельских жителей. Число клубных учреждений на селе составило: в 1965г. -968, в 1975 г. - 1042, в 1980г. - 1093. Число массовых библиотек: в 1965г. - 887, в них 3939,0 экз., в 1985г. - 850, книг и журналов 4869,9 экз. Большим спросом у сельских жителей пользовались киноустановки. Число киноустановок на селе выросло с 697 в 1965г. до 1029 в 1980г. [8, с. 185].

Культурно-просветительные учреждения ДАССР активно участвовали в пропаганде сельскохозяйственных знаний, передового опыта через лектории, тематические вечера, дни работников сельского хозяйства. Только за 1962 г. в районах Южного Дагестана было прочитано более 4,5 тысяч лекций на сельскохозяйственные темы. Их прослушало 92 тыс. человек [3, с.3].

В районах практиковалось проведение «Бригадных дней», «Дней механизаторов». Для полеводов и механизаторов организовывались показ кинофильмов, концерты художественной самодеятельности. В одном только Ахтынском районе было проведено более 20 «бригадных дней». Магарамкентский районный дом культуры совместно с районным управлением сельского хозяйства провел вечер встречи с передовиками сельского хозяйства, на котором они и руководители хозяйств поделились опытом работы[10, д. 12. л. 9]. В последующие годы внимание культурно-просветительных учреждений дагестанского села к сельскохозяйственной тематике не ослабевало.

В целом дома культуры, клубы, избы-читальни в 60-е гг. ХХ в. выполняли большой объем работы по удовлетворению духовных запросов сельского населения. В Магарамкентском районе при клубах функционировали 78 кружков по интересам [1, с.2]. Интересный опыт культурно-массовой работы был накоплен учреждениями культуры Ахтынского района. Регулярно в сельских клубах и домах культуры читались лекции и доклады, были организованы различные кружки, проводились вечера трудовой славы, дни лекторов, чабанов, доярок, садоводов, собраний интеллигенции, на которых чествовались передовики производства, ветераны труда, вручались премии отличившимся, в честь лучших людей труда исполнялись песни. Коллективы художественной самодеятельности давали сельским труженикам концерты.

В районном доме культуры при деятельном участии женской общественности проводились вечера женщин-горянок, где вручались вымпелы «Лучшему дому по санитарии». По заявкам жильцов домов, отмеченных вымпелами, составлялась программа концерта художественной самодеятельности в клубе. Периодически проводились вечера трёх поколений, встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн. О размахе проводимой работы в клубах и домах культуры района красноречиво говорят

следующие цифры: в 1965г. в клубах района было проведено 148 тематических вечеров, диспутов и устных журналов, прочитано 1270 лекций.

В домах культуры и сельских клубах действовало около 90 кружков художественной самодеятельности, которые дали более 400 спектаклей и концертов. [7, с. 223] Во всей республике были известны добрые дела коллективов художественной самодеятельности района. В 1965г. агитационно-художественная бригада районного дома культуры стала участницей ВДНХ СССР, завоевала первую премию на смотре агитационно-художественных бригад.

Возрождались старые национальные праздники: цветов, черешни, первой борозды, чабанов, урожая и др. Они наполнялись новым содержанием, проходили как праздники труда, как дни смотра готовности колхозов и совхозов к сельскохозяйственным работам, на них подводились итоги работы, отмечались успехи передовиков производства. Во многих сельских клубах, домах культуры были организованы «Клубы девушек». В них горянки учились шитью, кулинарии, сервировке стола, здесь же читались лекции на бытовые темы, темы воспитания и т. д.

Значительное влияние на духовную жизнь дагестанских аулов оказали выезды в горы симфонического оркестра Дагестанского радио с участием композиторов и артистов, выставки произведений художников в горных селениях. Большую работу в Южном Дагестане вел Государственный лезгинский драматический театр. В октябре 1967 г. по инициативе Лезгинского театра и Дербентского горкома КПСС было решено провести неделю показа сельскому зрителю спектаклей в клубе села Азадоглы [5, с.500]. В ходе подготовки к неделе выяснилось, что клуб не приспособлен для показа больших спектаклей. По инициативе партийной организации колхозники в короткий срок переоборудовали клуб. В назначенный день состоялся спектакль в полном оформлении. Постановка вызвала большой интерес у сельского зрителя и вылилась в подлинный праздник искусства.

В работе сельских партийных организаций по воспитанию населения активно участвовали дагестанские писатели, композиторы, художники [4, с. 2]. Особенно оживлялась работа сельских учреждений культуры республики в период подготовки к знаменательным датам - 50-летию Октябрьской революции, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 50-летия, 60-летия образования СССР, Дагестанской АССР и т.д.

В ходе подготовки к юбилею В. И. Ленина с июля 1968г. по апрель 1970г. в республике прошёл фестиваль искусств под девизом «Искусство - народу». Как составная часть его были проведены всесоюзный смотр домов культуры и перекличка сельских клубов, смотр музеев и памятников, народных театров и университетов культуры, агитационно-художественных бригад, семейных ансамблей, вокалистов, чтецов, канатоходцев, зурначей, барабанщиков [11, д. 108. л. 63.]

По итогам Всесоюзного смотра работы домов культуры и переклички сельских клубов Домам культуры - Ахтынскому было присвоено почетное звание «Лучший районный дом культуры Российской Федерации»;

Магарамкентскому присужден диплом I степени [11, д.96, л. 7]. В рассматриваемый период совершенствовалась деятельность музея, посвященного народному поэтому Сулейману Стальскому в с. Ашага-Стал, Сулейман-Стальского района, открытому в 1950 году. Данный музей

посещало большое число жителей Южного Дагестана. Экскурсии школьников, отдельных трудовых коллективов из различных сел региона ежегодно посещали знаменитый музей-заповедник и архитектурный комплекс «Цитадель Нарын-кала» в г. Дербенте.

Однако в социально-культурной работе в сельской местности оставалось немало трудностей, нерешенных или неудовлетворительно решаемых вопросов. Массовые мероприятия, проводимые во многих сельских клубах, проходили не всегда на высоком художественно-эстетическом уровне, не полностью удовлетворяя запросы и вкусы сельского жителя. Нередко эти мероприятия проходили в незаполненных зрителями залах клубов и домов культуры.

По данным выборочного обследования за 1975г., в районных домах культуры республики зрительные залы на тематических вечерах, устных журналах и других мероприятиях в среднем заполнялись на 68 %, а на лекциях - на 52 %. В сельских же домах культуры во время лекций залы были заполнены в среднем на 40 %, вечерах на 57% [7, а 225].

Практическое воплощение задачи дальнейшего развития и совершенствования культурного обслуживания сельского населения республики в значительной степени зависело от кадрового обеспечения культурно-просветительных учреждений, их профессионального уровня.

К концу 60-х гг. ХХ в. образовательный и квалификационный уровень работников культуры республики, и прежде всего сельских, оставался одним из наиболее слабых звеньев культурно-просветительной работы. По данным на 1970г., из общего числа 2285 платных работников клубных учреждений и самостоятельных массовых библиотек Дагестана 79 человек имели законченное высшее образование, 1788 - среднее образование (из них 464 - специальное), а 418 человек или 21,8 % не имели законченного среднего образования [9, Д. 283. Л. 69, 71].

В Ахтынском районе из работников культуры только 2 человека имели высшее образование, а в Магарамкентском - 1 сотрудник. В селах Магарамкентского района 12 библиотечных работников не имели даже среднего образования [12, д. 266. л. 74, 75].

Партийные, советские органы власти, Министерство культуры республики принимали определённые меры к обеспечению сельских учреждений культуры подготовленными кадрами, закреплению их на местах. Был увеличен приём учащихся в культпросветучилища и другие учебные заведения Министерства культуры Дагестана. Кроме того, Министерство культуры Дагестана направляло выпускников средних школ в вузы других регионов страны для подготовки культпросветработников высшей квалификации. Для удовлетворения потребности библиотек республики в специалистах с высшим образованием в Дагестанском государственном

университете в 1980 г. был открыт библиотечный факультет, преобразованный в последующем в факультет культуры.

Только за три года (1977-1980) культпросветучилищами и другими учебными заведениями Министерства культуры было подготовлено и направлено в учреждения культуры и искусства Дагестана 1033 специалиста средней и 73 высшей квалификации. Ежегодно на республиканских курсах повышения квалификации, на семинарах школ передового опыта обучалось более 70 % культпросветработников [2, с.1]. Такая целенаправленная работа позволила заметно улучшить кадровый состав работников культурно-просветительных учреждений республики в целом, и районов Южного Дагестана, в частности.

В рамках данной статьи стоит обратить внимание на еще один аспект рассматриваемой проблемы. В исследуемый период, как во всем Дагестане, так и в Южной его части шли активные миграционные процессы, связанные с переселенческой политикой государства. Переселение из сел, расположенных в высокогорной местности, повлекло за собой строительство новых населенных пунктов на равнине, освоение новых земледельческих культур, строительство домов по новому типу, застройка поселков по типовым проектам, в которых предусматривались учреждения соцкульбыта: дома культуры, дома быта, бани и т.д., что, несомненно, коренным образом влияло на социо-культурный облик сел [6, с. 737].

Таким образом, в рассматриваемый период под влиянием крупных изменений, происшедших в социальном и экономическом развитии сел Южного Дагестана, как и в целом по стране, были достигнуты значительные успехи в его культурном подъеме. Расширилась сеть учреждений культуры, упрочилась их материальная база, существенно вырос и укрепился культурно-творческий потенциал села. Совершенствовались формы и методы культурно -массовой работы, улучшался уровень культурного обслуживания сельского населения. На этой основе происходил рост активности сельских жителей в освоении духовных ценностей, подъем их культурного творчества.

Литература:

1. Голос Самура. 1968. 14 октября.

2. Голос Самура. 1971. 14 января.

3. Дагестанская правда. 1963. 12 февраля.

4. Дагестанская правда. 1970. 7 апреля.

5. Керимов А.К. История дагестанских лезгин. М., 2005.

6. Лысенко Ю.М., Гаджиева З.Н. Политика переселения горцев на равнину - особый фактор социально-экономического развития Дагестана. 1960-1970-е гг. // Фундаментальные исследования. М., 2013. № 4 (часть 3).

7. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998.

8. Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет. Юбил. стат. сб. Махачкала, 1981.

9. Центральный государственный архив Республики Дагестан (Далее - ЦГА РД). Ф. р-22. - Оп. 39.

10. UTA Pff. 0. p-1252. - On. 8.

11. UTA Pff. 0. p-1252. - On. 11.

12. UTA Pff. 0. p-1252. - On. 13.

Literature:

1. Golos Samura. 1968. October 14.

2. Golos Samura.1971. January 14.

3. Dagestanskaya Pravda. 1963. February 12.

4. Dagestanskaya Pravda.1970. April 7.

5. Kerimov A.K. History of dagestanian lesgy., M.,2005.

6. Lysenko J.M., Gadzhieva Z.N. Policy of resettlement of mountaineers on the plain - a special factor of social and economic development of Dagestan. 1960-1970th.// Basic researches. M, 2013. No. 4 (part 3).

7. Mirzabekov M.Y. Culture of the Dagestan village. XX century: history, problems. Makhachkala, 1998.

8. National economy Dagestan the Autonomous Soviet Socialist Republic in 60 years. Anniversary statistical collection. Makhachkala, 1981.

9. The central state archive of the Republic of Dagestan (Further - CSA RD). F. r-22. - In. 39.

10. CSA RD. F. r-1252. - In. 8.

11. CSA RD. F. r-1252. - In. 11.

12. CSA RD. F. r-1252 .- In. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.