Научная статья на тему 'Решение кадрового вопроса для учреждений культуры Восточной Сибири во второй половине 1960-х - 1970-е годы'

Решение кадрового вопроса для учреждений культуры Восточной Сибири во второй половине 1960-х - 1970-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ДОМА КУЛЬТУРЫ И КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PERSONNEL PROBLEMS / STATE CULTURAL POLICY / CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CREATIVE UNIONS / PROFESSIONAL EDUCATION / SPHERE OF CULTURE / HOUSES OF CULTURE AND CLUBS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Марина Владимировна

Обосновывается необходимость повышения уровня кадрового потенциала работников сферы культуры. Предлагается осуществить единый анализ кадрового состава всех подразделений социально-культурной сферы. Показано, что такой подход способствует созданию более объективной картины государственной политики в области культуры на примере Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION OF THE PERSONNEL PROBLEM FOR THE EAST SIBERIAN INSTITUTIONS OF CULTURE IN 1970-ies

The author justifies the need to enhance the level of staff potential of workers of culture. It is proposed to implement a unified analysis of the staff of all divisions of socio-cultural sphere. The last can contribute to the creation of a more objective picture of the state policy in the field of culture on the example of Eastern Siberia.

Текст научной работы на тему «Решение кадрового вопроса для учреждений культуры Восточной Сибири во второй половине 1960-х - 1970-е годы»

Дальнейшее развитие теории и практики культурного музеефицирования потребует продолжения работ по осмыслению закономерностей взаимодействия художественного творчества и процессов формирования и сохранения культурного наследия. Междисциплинарный, комплексный характер подобных исследований определяется тем, что индивидуальное художественное творчество традиционно является объектом исследования психологов и искусствоведов, а понятие культурного наследия в основном развивается в рам-

Библиографический список

ках музееведения, теории реставрации и консервации, а также соответствующих разделов правоведения. Культурологический подход, опирающийся на аксиологию в качестве философского базиса, способен, на наш взгляд, преодолеть методологические барьеры. Результатом станет такая модель, которая позволит успешно решать как теоретические, так и практические вопросы взаимодействия художественного творчества и музеефикации культурного наследия.

1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М: Современные тетради, 2001. С.17.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2002. 688 с.

3. Куляскина И.Ю. Аксиология: место в системе знания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. № 2. С. 90-97.

4. Максимов А.Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997. С.133.

5. Тавернайз Сабрина. Сибирь на Гудзоне: не пропустите выставку скульптуры / Сабрина Тавернайз // New York Times, 26 apr. 2004 / [ Электронный ресурс]. http: // www, dashi - art. Com/

УДК 374.7:93 (571.5)

РЕШЕНИЕ КАДРОВОГО ВОПРОСА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х - 1970-е ГОДЫ

М.В.Михайлова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обосновывается необходимость повышения уровня кадрового потенциала работников сферы культуры. Предлагается осуществить единый анализ кадрового состава всех подразделений социально-культурной сферы. Показано, что такой подход способствует созданию более объективной картины государственной политики в области культуры на примере Восточной Сибири. Библиогр. 25 назв.

Ключевые слова: кадровые вопросы; культурная политика государства; культурно-просветительные учреждения; творческие Союзы; профессиональное образование; сфера культуры; Дома культуры и клубные учреждения.

SOLUTION OF THE PERSONNEL PROBLEM FOR THE EAST SIBERIAN INSTITUTIONS OF CULTURE IN 1970-ies M.V. Mikhailova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author justifies the need to enhance the level of staff potential of workers of culture. It is proposed to implement a unified analysis of the staff of all divisions of socio-cultural sphere. The last can contribute to the creation of a more objective picture of the state policy in the field of culture on the example of Eastern Siberia. 25 sources.

Key words: personnel problems; state cultural policy; cultural and educational institutions; creative unions; professional education; sphere of culture; Houses of Culture and Clubs.

Среди многих вопросов руководства какой-либо отраслью, в том числе и культурой, кадровые вопросы являлись и являются одними из главных. К 1970-м гг. сложилось определенное понимание того, что эффективность просветительской работы зависит не только от материальных возможностей соответствующих учреждений, но и от наличия в этих учреждениях работников, способных осуществлять стратегический курс государства. В 1960-1970-е гг. был принят ряд постановлений, направленных на повышение роли литера-

туры, искусства, учреждений культуры, в которых государственные органы, общественные организации нацеливались на более активную работу с кадрами.

Существенное воздействие оказали постановления, вышедшие в период с 1963 по 1974 год. Они были направлены как на улучшение развития высшего и среднего образования, так и на повышение престижа работников культуры. Звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» было установлено Указом Верховного Совета РСФСР от 26 мая 1964 г. в целях поощ-

1Михайлова Марина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405186, (3952) 296809, 89148756013.

Mikhailova Marina, Candidate of History, Associate Professor of the chair of History and Philosophy, tel.: (3952) 405186, (3952) 296809, 89148756013.

рения работников культуры, признания заслуг работников музеев, библиотек, кинотеатров, Домов культуры и т.д. Присвоение звания влекло за собой определенные льготы. Таким образом, шло влияние на работников культуры через систему мер материального и морального стимулирования. (Постановления ЦК КПСС: «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего образования, улучшению подготовки и использования специалистов»(1963 г.); «О мерах по дальнейшему развитию высшего образования» (1972г.); «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийных организациях Белоруссии» (1974)2.

После постановления о работе с идеологическими кадрами в партийных организациях Белоруссии государственными органами стал чаще осуществляться единый анализ кадрового состава всех подразделений культурно-идеологической сферы. Это способствовало созданию более объективной картины, при прояснении которой вскрывались серьезные недостатки. Партийные организации Иркутской, Читинской областей, Красноярского края и Бурятии на партийном активе (24.10.1974 г.), проанализировав состояние кадров культурно-идеологической сферы, отметили, что был ослаблен контроль по решению кадровых вопросов в области государственной культурной политики. В результате, в библиотеках и клубных учреждениях появилось много работников с недостаточным образованием (даже с незаконченным средним).

Организация подготовки кадров для учреждений культуры, созданная в нашей стране, не имела аналогов в мире. Главная идея заключалась в том, что государство брало на себя ответственность за решение сразу нескольких задач: «цепочка» выглядела следующим образом: выявление склонных к художественной деятельности людей; вооружение этих людей специальными знаниями и навыками; приобщение населения к искусству и культуре; целенаправленное руководство этими процессами.

Большую роль в координации деятельности культурно-просветительных организаций, творческих Союзов, решении кадровых вопросов играли органы управления культуры, созданные при областных администрациях. В 1977-1979 гг. произошли изменения в подведомственной сети. На основании решения Иркутского облисполкома (20.12.77) приказом Управления культуры Иркутского облисполкома (23.12.77) на базе центральных детских музыкальной и художественной школ с 01.01. 78 г. была образована детская школа искусств. По Приказу Управления культуры (14.09.79) на базе областного методического кабинета культурно-просветительной работы и областного Дома народного творчества возник Научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. В январе 1980 г. сформировалась производственная группа по эксплуатации и охране памятников истории и культуры. До конца 1985

2КПСС в революциях... М.: Политиздат, 1983. Т. 10. С. 146150; Т. 12. С. 252-262; С. 463-469).

г. изменений в структуре управления больше не происходило.

Данная структура управлений культуры была характерна как для соответствующих органов в стране в целом, так и для Восточно-Сибирского региона в частности .

Недостатки, присущие деятельности Иркутского областного управления культуры, были общими для всего региона: комплектация отдела культурно-просветительской работы Управления малоопытными сотрудниками, текучесть кадров среди них; отсутствие контроля за выполнением своих же собственных приказов и рекомендаций в области развития культуры; слабая организационная работа по подбору и расстановке кадров культпросветучреждений, особенно в сельской местности; недостаточное внимание учебным заведениям, занимающимся подготовкой кадров для учреждений культуры3.

Однако, несмотря на проблемы, расширялась сеть и укреплялась материальная база культурно-просветительных учреждений, была создана определенная система подготовки и переподготовки кадров4.

Проблема профессионального образования и подготовки кадров для сферы культуры всегда была очень насущной для Сибири и страны в целом. По мере того как росла сеть и укреплялась материальная база учреждений культуры, увеличивалась и потребность в кадрах, а отсюда - усиливалось внимание к деятельности высших и средних специальных учебных заведений. Данная работа проводилась по нескольким направлениям: укрепление материально-технического и кадрового потенциала уже существующих вузов и ссузов (средних специальных учебных заведений); открытие как принципиально новых учебных заведений, так и при уже существующих - новых факультетов и отделений; забота о подборе абитуриентов и полноценной организации учебного процесса. Примеров более чем достаточно.

В Красноярске были открыты Институт искусств, художественное и хореографическое училища. В 1970-е гг. в крае действовало шесть средних специальных учебных заведений. В целях увеличения количества подготовленных специалистов для клубных учреждений Красноярского края в 1972 г. при Абаканском музыкальном училище было открыто клубное отделение, принявшее на учебу 60 человек, а уже через год - 2105.

Важным шагом на пути решения проблемы кадров стала реорганизация культурно-просветительной школы в Бурятии, открытие в г. Улан-Удэ ВосточноСибирского библиотечного института и его преобразование в 1964 г. в Институт культуры. Министерство культуры Бурятии принимало меры по улучшению подготовки специалистов - культпросветработников,

3ГАНИИО, Ф.127, Оп.88., Д.90, л.102; ГАЧО, Ф.3, Оп. 25, д.71,

лл.4,5, 20, 24; Оп.30, Д.3, л.17; Ф.5016, Оп.1, Д.9, л.25;

ЦХДНИКК, Ф. Р-1386, Оп.1, Д.5455, л. 15,21, 22; НАРБ, Ф. П-

1, Оп.45, Д.68, лл.2 - 4

4ГАНИИО, Ф.127, О.88, Д.90, лл.100-103

5ЦХДНИКК, Ф. Р-2084, Оп.1, Д. 296, лл.27,30,31; Д.322, лл.1-

4; Оп.9, Д. 264, л. 94, 97, 98

увеличению контингента учащихся. В Кяхте в 1974 г. был открыт филиал республиканского культпросвету-чилища, преобразованного в 1979 г. в Кяхтинское музыкальное училище, предназначенное для подготовки клубных музыкантов. Абсолютное большинство выпускников культпросветучилищ и музыкальных училищ, также как и Института культуры - направлялись в сельские учреждения культуры6.

Солидным потенциалом для подготовки кадров руководителей культурной сферы обладала Иркутская область. В г. Иркутске действовали следующие специальные учебные заведения: областное культурно-просветительное училище, областное театральное училище, областное училище искусств, музыкально-педагогическое училище, а также музыкально-педагогический факультет педагогического института, который также готовил кадры для культпросветучреж-дений области.

Полноценная подготовка специалистов во многом зависела от качественного состава абитуриентов. К 70-м годам ХХ в. сформировались различные пути направления абитуриентов в учебные заведения по «целевым путёвкам» от различных структур (отделы культуры, колхозы, совхозы и т.д.) и общественных организаций (комсомол, профсоюзы).

Серьезное внимание уделяли и вопросу пополнения вузов и ссузов абитуриентами, представляющими коренное население Сибири.

По направлениям отделов культуры г. Красноярска, например, было принято на дневные отделения 130 человек. Для подготовки кадров культпросветработников из северных народностей Таймырского и Эвенкийского национальных округов Туруханского края в 1970-е годы в учебные заведения Российской Федерации было направлено 120 человек, в том числе из Таймырского национального округа - 78 человек, Эвенкийского - 42 человека. В вузы из них поступили 63 человека (в том числе трое на заочное отделение). В учреждениях культуры и искусства Таймырского и Эвенкийского национальных округов Туруханского района работали 380 человек, из них 73 - из коренной народности, имеющие образование в области культуры. Многие из них работали на руководящих должно-

стях7.

По тридцати районам Читинской области за два года (с1978 по 1980 гг.) было направлено на учебу стипендиатов колхозов и совхозов 195 человек. Из них: стипендиатов культпросветучилищ - 120 человек; стипендиатов музыкальных училищ - 10 человек; стипендиатов институтов - 45 человек.

В подготовке специалиста центральное место занимало состояние учебного процесса и его всесторонняя обеспеченность. Но далеко не все было так хорошо.

Читинское областное управление культуры неоднократно отмечало, что в культпросветучилище не хватает помещений для учебных занятий, а также жи-

6НАРБ, Ф. П-1, Оп. 36, Д. 16, лл.61,62

7ЦХДНИКК, Ф. Р-2084, Оп.1, Д. 321. лл. 1-3; Ф. - Р1386, Оп. 1,

Д. 5424, лл. 1,2,5,6

8ГАЧО. Ф.3, Оп.36, Д.14, лл.28-34_

лья для преподавателей и учащихся, а, следовательно, в таких условиях трудно требовать качественной работы по подготовке кадров9.

В Красноярском училище искусств из ежегодного количества поступивших учащихся 50% составляли иногородние, а училище не имело общежития, что вызывало трудности в организации быта и отдыха. Занятия по хореографии проводились в плохо приспособленных помещениях10. Иркутское культпросвету-чилище также не имело хорошей материальной базы, а общежитие для студентов находилось в бывшей церкви Иерусалимского кладбища, на месте которого располагался парк культуры и отдыха. В 1972 г. областным руководством Иркутска было принято решение о строительстве общежития для студентов училища искусств на 440 мест11.

Качество подготовки специалистов во многом зависело не только от материально-технической базы учебных заведений, но и от состава педагогов, которые готовили будущих культпросветработников. В 1976 г. иркутскими властями был заслушан вопрос о выполнении постановления «О работе с творческой молодежью» и утвержден план мероприятий по его реализации (на 1977 - 1979 гг.), в котором отмечалась необходимость «привлечь для преподавания в художественных учебных заведениях ведущих специалистов творческой интеллигенции». Это было вызвано тем, что в Иркутском театральном и культурно -просветительном училищах более 22 % педагогических кадров не имели высшего специального образо-12

вания .

Принимая во внимание, что большинство выпускников училищ получали распределение в сельскую местность и в 18-19 лет становились директорами и заведующими Домами культуры и клубов, в учебный процесс включили общественно-политическую практику, которая развивала у обучающихся навыки организаторской и общественно-политической работы.

Широкое распространение получил такой вид подготовки квалифицированных кадров, как Факультет Общественных Профессий (ФОП), использование которого настойчиво рекомендовалось центральными партийными и комсомольскими органами.

Студенты высших учебных заведений могли получить дополнительное бесплатное образование и участвовать в работе культпросветучреждений в качестве организаторов культурных мероприятий и руководителей кружков и секций. ФОП был распространен во всех регионах Восточной Сибири, но наибольшее развитие получил в Иркутской области. Ректораты вузов предложили свою помощь в подготовке руководителей художественной самодеятельности. Иркутские высшие учебные заведения готовили силами ФОПа руководителей художественной самодеятельности по десяти различным направлениям13.

9ГАЧО. Ф.3, Оп.39, Д. 163, л.12; Д.170, лл.20-23

10ЦХДНИКК. Ф.17, Оп.13, Д.53, лл.1-3

11ГАИО. Ф. Р-2884, Оп. 1, Д. 139, л. 4,5; ГАНИИО.Ф.127, Оп.88, Д. 90, л.141

12ГАНИИО. Ф.127, Оп. 103, Д.8, л. 32

13ГАНИИО. Ф.127, Оп. 104, Д. 22, л. 49, 55, 56

Иркутский облисполком своим решением от 13.06.1978 г. утвердил эту специализацию по подготовке руководителей художественной самодеятельности. В основе этого решения лежали как наличие в высших учебных заведениях специальных кадров, предыдущий опыт в их подготовке, так и стремление поставить данный вопрос на плановую, организационную основу 14.

В Бурятии также наиболее важным источником пополнения клубного актива стали факультеты общественных профессий при высших учебных заведениях, созданные в республике по примеру других областей. В свободное от учебных занятий время студенты педагогического и сельскохозяйственного институтов приобретали на этих факультетах вторую общественную профессию в области художественной самодеятельности, спорта, пропаганды науки, литературы, искусства.

Существенным моментом учебно-воспитательного процесса в Институте культуры (г.Улан-Удэ) являлась попытка установить тесную связь его с наукой, внедрить в учебную работу результаты научных исследований, обоснованных научно-методических рекомендаций по совершенствованию и интенсификации всего процесса обучения, разнообразных форм и видов практики. Именно результаты научных исследований стимулировали более качественное, чем было раньше, решение как кадровых, так и управленческих проблем. Совместная работа десятков высших и средних специальных учебных заведений страны, в том числе и Восточной Сибири, ежегодно пополняли армию культпросветработников новыми специалистами.

В Бурятии была проведена работа по расширению контингента специальных учебных заведений. Ассигнования на подготовку кадров существенно увеличились. Так, только за один год (1970-1971) специалистов было подготовлено в два раза больше, чем за

15

все предыдущее десятилетие .

В 1970 - 1980-е годы в лучшую сторону изменился и качественный состав кадров культпросветработников, просматривалась динамика роста количества специалистов с высшим и средним специальным образованием, но проблема обеспеченности высококвалифицированными кадрами культурной сферы, особенно села, до конца решена не была. В клубах и библиотеках региона по-прежнему было много работников с несоответствующим сфере деятельности образованием. В Иркутской области - это 58 %, в Бурятии - 73%, Красноярском крае - 30 %16.

Достаточно сложной была ситуация в Читинской области. От общего числа работающих в области культуры 15 % не имели среднего образования, в том числе 32,5% клубных работников также не закончили даже средние учебные заведения. В середине 1970-х годов в области работали только 324 выпускника ву-

14ГАНИИО. Ф.127. Оп.104. Д.20 л. 54,56

15НАРБ. Ф. П-1, Оп. 37, Д.5, л. 20-22

16ГАНИИО. Ф. 127, Оп.100, Д. 137, лл.90,91; НАРБ. Ф. П-1,

Оп. 31, Д. 12, л. 11,12, 13, 15; ЦХДНИКК. Ф. Р-2084, Оп.1,

Д.322, л.1

зов, причем в районах специалистов высшей квалификации было всего 75 человек. Имелись районы, в которых не было ни одного специалиста с высшим образованием. Слабо были укомплектованы руководящие кадры учреждений культуры, особенно районного звена: 45% из общего числа заведующих отделами культуры имели только среднее специальное образование, учились из них только три человека, причем ни один из них по специальности «культурно-просветительная работа»17.

Данные факты беспокоили и государственные, и партийные власти. В этот период в регионе увеличивалось количество клубов, библиотек, музеев, театров, повышался общий образовательный уровень трудящихся. Важным моментом было и то, что в 1970-е годы наблюдался большой приток молодежи на Всесоюзные комсомольские стройки Восточной Сибири. А уровень работы Дворцов и Домов культуры, клубов, библиотек в определяющей степени зависел от кадров, в них работающих, от того, с каким багажом профессиональных навыков организационной и управленческой деятельности приходили в эти учреждения специалисты.

Рассматривая вопрос об обеспечении учреждений культуры специалистами высокой квалификации, необходимо отметить, что этот процесс осуществлялся через использование различных форм обучения кадров как в высших и средних специальных учебных заведениях городов центрального региона, Иркутска, Улан-Удэ, Красноярска, Читы, Братска, Ачинска, Кан-ска, Кяхты, так и на различных курсах, семинарах, лекториях.

При этом советскими органами и органами культуры обращалось внимание на более широкое привлечение к учёбе в данных учебных заведениях талантливой молодежи. В первую очередь из представителей коренных национальностей, а также из сельской местности, в том числе по направлениям из хозяйств, по путевкам комсомола18.

Вместе с тем, партийные органы, учитывая недостаточное обеспечение региона специалистами в области культуры, рекомендовали органам управления культуры активнее использовать и такую форму подготовки кадров, как заочное обучение работников культуры и искусства, не имеющих высшего и среднего специального образования. Рост числа высококвалифицированных кадров происходил в Восточной Сибири благодаря получению высшего и среднего специального образования без отрыва от производства. В Иркутской области сеть заочного обучения была представлена в средне-специальных учебных заведениях. За 1975-1980 гг. областное культурно-просветительное училище (заочное отделение) подготовило 621 чел., училище искусств - около 250 чел. Это была плановая норма. Без отрыва от производст-

17ГАЧО. Ф.5016, Оп.1, Д.11, л. 1,2,16; Д.9. лл.37-41 18ГАНИИО. Ф.127, Оп. 104, Д. 22, л.47,48; Ф.159, Оп.34, Д.2, л. 109; Ф. 4847. Оп. 11, Д.11, л. 7,103; ЦХДНИКК. Ф.26, Оп.50, Д.26, л.174; Ф.147, Оп.22, Д.1, л.38; Ф. 3143, Оп.34, Д.15, л.24; НАРБ. Ф. П-1; Оп. 40, Д.155, л.6

ва в середине 1970-х гг. обучалось большинство библиотечных работников Иркутска: 10 - в институте культуры в г. Улан-Удэ, 36 - в культурно-просвети-

19

тельном училище .

В среднеспециальных учебных заведениях Красноярского края было открыто заочное отделение, на котором в середине 1970-х годов обучалось более 600 человек. Большое значение, особенно в деле подготовки кадров библиотечных работников, играло заочное отделение института культуры в г. Улан-Удэ. За десять лет число специалистов в учреждениях культуры Бурятии утроилось 0.

В 1970-е годы была разработана система повышения квалификации уже работающих кадров. Активно использовались в работе со специалистами региона такие формы повышения профессионального мастерства, как постоянно действующие клубы и семинары, конференции, практикумы и совещания по обмену опытом, действовали теоретические семинары творческой интеллигенции, руководителей культурно-просветительных учреждений. Во всех учреждениях культуры была разработана система профессиональной учебы. Для преподавателей детских музыкальных и художественных школ Иркутска и области начиная с 1977 г. действовал созданный семинар, занятия на котором проводились четыре раза в год. В целом, за период с 1975 по 1980 г. было подготовлено свыше 1860 человек для работы в сельской местности (а требовалось не менее 2620 специалистов)21.

Со стороны государственных органов работа с кадрами, участвующими в формировании художественной культуры, получила массовое распространение. Например, в Иркутской области это был опыт партийных комитетов авиационного завода и завода имени В.Куйбышева по организации семинаров для культоргов, работников ведомственных Дворцов культуры, художественных оформителей и других работников культуры. В Бурятии государственные органы власти г. Улан-Удэ координировали деятельность отделов культуры горисполкома, облсовпрофа и кафедры культпросветработы Восточно-Сибирского института культуры по созданию городской школы клубных работников и проведению семинаров с организаторами культработы.

Общесоюзное признание получила инициатива и опыт Дома народного творчества и методического кабинета культпросветработы г. Улан-Удэ по созданию первого в РСФСР единого межведомственного центра клубной работы (1974 г.). Это легло в основу реорганизации всей сети Домов народного творчества в стране по образованию краевых, областных, районных координационных центров, а также Советов народного творчества и культурно-просветительной работы.

19ГАИО. Ф. Р-2884, Оп.1, Д. 131, л. 6,7,8

20ЦХДНИКК. Ф.Р-2084. Оп. 1, Д. 322, л. 1-4; Ф.17, Оп.13, Д.13,

л.1,2,3; НАРБ. Ф.П-1. Оп.37, Д.5, л.20-22

21ГАНИИО. Ф.127, Оп.100, Д. 137, л. 92,141,142; Оп.104, Д.22,

л.49, 54, 55

Ежегодно различными формами переподготовки с отрывом от производства по системе Министерства культуры РСФСР по региону было охвачено около 30% культпросветработников 2.

Для лучшего закрепления специалистов на местах государственным, профсоюзным органам Восточной Сибири рекомендовалось активнее проявлять заботу о создании творческим работникам нормальных жилищных и производственных условий. При этом особо подчеркивалось, что «это относится ко всем кадрам, но более всего нуждаются в этой заботе кадры культ-просветучреждений и организаций искусства»23.

Проблема постоянной «миграции» кадров вставала перед государственными и партийными органами постоянно. Так, в Красноярском крае только за 1974 г. сменилось более 30% зав. Отделами культуры. Текучесть кадров районных и сельских Домов культуры составляла около 52%. Такая же ситуация сложилась и в Иркутской области. Ежегодная сменяемость кадров составляла от 30 до 60%. Были случаи, когда за-ведывание клубами доверяли случайным людям, не имеющим никакого призвания к этой работе. Подобное положение дел было характерно для всего регио-на24. Если учесть, что значительное число выпускников (прежде всего в сельской местности) не закреплялись на местах, становилось понятным, почему немалая часть клубных учреждений превращалась в помещения, в лучшем случае, для демонстрации кинофильмов. Нередко эти помещения вообще пустовали.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неявка выпускников по месту распределения, «текучесть» кадров, их слабая заинтересованность в результатах своего труда были неслучайными. Основной причиной сменяемости кадров, наряду с незнанием клубной работы, безответвенным отношением заведующих отделами к подбору кадров, было отсутствие условий для работы и жизни. Условия жизни культпросветработников всех уровней оставляли желать лучшего. Практически во всех областях ВосточноСибирского региона, так же как и в целом по стране, очень остро стоял вопрос обеспечения жильём и творческими мастерскими. В результате, не было возможности пригласить выпускников институтов искусств, художественных училищ. Заработная плата в среднем составляла 67-85 рублей в месяц, что не соответствовало нормальному уровню жизни25. «Текучесть» кадров объяснялась и безразличным отношением руководства к молодым специалистам на местах, отсутствием должной методической и творческой помощи со стороны вышестоящих учреждений культуры.

В то же время, если в планах отделов и управлений культуры региона хотя бы была определена единая, комплексная система работы с кадрами, то проф-

22НАРБ. Ф. П-1, Оп.31, Д. 12, л. 15

23НАРБ. Ф.П-1, Д.12, л.15

24ГАНИИО. ф.127. Оп.88, Д.90, л. 101,102; ЦХДНИКК. Ф.26, Оп.88. Д.21, л.90,101 -106; НАРБ. Ф. П-1, Оп.31, Д.12, л. 14, 15; ГАЧО. Ф. 5016. Оп.1, Д.11, л.1,2,16; Д.9, л.37-41

25НАРБ. Ф.П-1, Оп.31, Д.12, л.13; ЦХДНИКК. Ф.17, Оп.13, Д.53, л.1-3; ГАНИИО. Ф. Р-2884, Оп.88, Д.90, л.14

союзные организации разрабатывали перспективные планы отдельно для каждой категории работников культпросветучреждений. Это очень мешало установлению творческого содружества как между ними, так и в межведомственном отношении.

Если рассматривать вопрос обеспечения клубных учреждений и библиотек государственной сети высококвалифицированными специалистами и процесс закрепления кадров, то основные показатели по Восточной Сибири были хуже, чем в общесибирском масштабе и по РСФСР в целом. Данное положение отчасти объясняется (помимо уже рассмотренных фактов) наличием большого количества профсоюзных клубных учреждений и библиотек, где сама система материального и морального поощрения (регулярные премии, появление портретов передовиков на Доске Почета предприятия и т.д.) создавала их работникам лучшие условия, чем в системе Министерства культуры РСФСР. Поэтому часть высококвалифицированных специалистов стремилась перейти в библиотечную систему профсоюзов. В результате, во второй половине 1970-х годов в ней значительно быстрее, чем в государственной сети, улучшается качественный состав работников. Типичный пример тому - Иркутская область. В системе профсоюзных клубных учреждений в 1975 г. находилось 306 клубов, в которых работало 936 работников, из которых с высшим специальным образованием было 10,5%, со средним специальным - 44%. К 1980-му году, соответственно: клубных учреждений - 288; работников - 1087, с высшим специальным образованием - 17%, со средним специальным - 48,5%26.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в 1970-е годы органы государственной власти старались в меру своих возможностей решить положительно кадровый вопрос. Разрабатывались меры по введению дополнительных материальных льгот специалистам учреждений культуры, а именно: премии и

26ГАИО. Ф.Р-2823, Оп.2, Д.244, л.1,6; Ф. Р-1727, Оп.15, Д. 77, л.84

доплаты из фондов курирующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий районов; льготное обеспечение товарами первой необходимости; бесплатные коммунальные услуги на селе; включение руководящих клубных работников в номенклатуру и т.д. Тем не менее, учреждения культуры не были обеспечены в достаточной мере квалифицированными кадрами, часть должностей постоянно оставались вакантными, особенно в сельской местности. При этом наиболее «дефицитными» являлись должности административных работников сельских Домов культуры и клубов, руководителей художественными самодеятельными коллективами и т.п.

Во второй половине 1960-х - 1980-е годы повышается образовательный уровень сельской молодежи. Но образование не смогло в полной мере обеспечить распространение современной культуры на селе. В результате всеувеличивающийся разрыв между растущим образовательным уровнем, определявшим высокие потребности сельчан, и культурной отсталостью села привел к «выталкиванию» наиболее образованной части населения из села. Таким образом, кадровая проблема в культурной сфере являлась одновременно проблемой и экономической, и социальной.

К сожалению, в стране сложилась практика отношения к культурно-просветительной сфере и ее кадровому потенциалу как к второстепенному объекту внимания. На первое место все-таки выходила общая установка государственно-партийных органов о первичном финансировании и поддержке материальной сферы производства. Во всех постановлениях и нормативных документах подчеркивалось, что культурно-просветительная работа - это важная составляющая идеологической работы, но престиж работника этой сферы в нашем государстве на должный уровень поднят не был. Проблему высокой мобильности кадров в сфере нематериального производства скрыть было невозможно, но основная борьба с текучестью кадров была направлена не на ликвидацию причин увольнения работников, а на расширение сферы подготовки новых кадров и переподготовки уже имеющихся.

УДК 801

ОТРАЖЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ВЬЕТНАМСКОГО ЯЗЫКОВ)

В.Л.Ракипова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрывается содержание понятия ценность и рассматривается отражение семейных отношений во фразеологических единицах (на материале русского и вьетнамского языков). Доказывается, что семья является одной из составляющих системы ценностей. Сопоставительный анализ русских и вьетнамских фразеологических единиц, посвященных семейным отношениям, свидетельствует об отражении в них национальных стереотипов поведения, особенностей менталитета, культурно-национального опыта народов. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова: ценность; оценка; аксиология; система ценностей; фразеологические единицы; сопоставительный анализ.

1Ракипова Вера Леонидовна, аспирант, тел.: (3952) 405204, e-mail: velera_78@mail.ru Rakipova Vera, Postgraduate Student, tel.: (3952) 405204, e-mail: velera_78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.