2. Орел, В.Е. Личностный опросник NEO PI-R. Руководство по применению / В. Е. Орел, И. Г. Сенин. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 2006. - 34 с.
3. Петров, Д.В. Использование скрининговой шкалы оценки субъективного благополучия в работе кабинета медицинской профилактики / Д. В. Петров, В. А. Урываев // Экология человека. - 2011. - № 2. - С. 39-42.
4. Рукавишников, А.А. Опросник приспособленности. Руководство / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 22 с.
5. Соколова, М. В. Шкала субъективного благополучия : руководство / М. В. Соколова. - 2-е изд. - Ярославль : Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 17 с.
6. Динамика субъективного благополучия студентов в процессе обучения : лон-гитюдное исследование / В. А. Урываев, Д. В. Петров, А. С. Шутов, Г. Д. Петрова, А. А. Тарасова // Медицина и психология: пути поиска оптимального взаимодействия : материалы XI междунар. науч.-практ. конф. - Рязань, 2011. - С. 343-350.
7. Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА Ирина Николаевна Федорова, соискатель,
Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),
Екатеринбург
Аннотация
Вследствие изменений, происходящих в различных сферах жизни нашего общества (в политической, экономической, духовной) происходят и изменения в ценностных ориентациях современных молодых людей. Сегодня характер молодого человека формируется в очень сложных экономических условиях, обусловленных переоценкой ценностей, иногда даже ломкой сложившихся жизненных устоев. Поступив в то или иное учебное заведение, молодой человек подсознательно стремится под влиянием сменившейся окружающей среды стать другим. Поэтому задача любого учебного заведения помочь юноше или девушке стать другим, стать лучше, чем был.
Ключевые слова: студенческая молодежь, ценностные ориентации личности, средне профессиональное образование, профессионально-прикладная физическая культура (ППФК).
PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING AS A BASIS OF FORMATION OF VALUES TO PHYSICAL TRAINING AMONG THE STUDENT STUDYING AT PROFESSIONALLY-PEDAGOGIC COLLEGE Irina Nikolaevna Fedorova, the competitor,
The Russian Professional Pedagogical University,
Yekaterinburg
Annotation
Changes occurring in all spheres of our society (in political, economic, spiritual ones) result in change of value orientations and education of the society. Character of modern youth is formed in very complex conditions with reassessment of values, with breakage of the usual foundations. Entering one or another educational institution, a young man subconsciously aims to become another under influence of the replaced environment. Therefore, the task of any educational institution is to help youth or girl to become another, become better than he or she was.
Keywords: students youth, value orientations, average trade education, professionally-applied
physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Психологический словарь дает следующие определение понятия ценность - «любой “объект” (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса)» [4]. Толковый словарь Ожегова С.И. дает [3] несколько значений понятия «ценность». Одно из них «важность значения» и «ценный предмет, явление».
Зравомыслов А., Ядов В.: предлагают следующее определение ценностных ориентаций: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [2].
Ценностные ориентации выступают в качестве целей в жизни и основных средств достижения этих целей. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации. Учитывая все выше сказанное, под ценностными ориентациями в жизни молодых людей можно представить не только умение разбираться в чем-либо, но и включение их в различные виды двигательной деятельности. Формирование ценностных ориентаций молодых людей способствует развитию их мотивационной сферы, что в свою очередь обеспечивает, реализацию личностных и профессиональных качеств, а это ведет к получению образования и достижению успехов в личностном развитии.
Это имеет отношение и к системе современного среднего профессионального образования, где сегодня созданы определенные условия и предпосылки реализации и самореализации личности. Именно такая профессионально подготовленная личность нужна современному обществу. Заметную роль в развитии такой личности в системе среднего профессионального образования играет профессионально-прикладная физическая культура (ППФК). ППФК является неотъемлемой частью дисциплины «физическая культура». Физическая культура в ГОУ СПО «Профессионально-педагогическом колледже», направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся и являет собой культуру образа жизни учащейся молодежи. При помощи ППФК формируются не только двигательные действия, но и такие качества как ответственность, настойчивость в достижении поставленной цели.
При определении ППФК в структуре современной физической культуры выделяют духовные и материальные ценности, по отношению к трудовой деятельности. В основе ценностей лежит потребностно-деятельностная сфера - процесс освоения мира, с формированием двигательных умений и навыков, для удовлетворения своих потребностей направленных на совершенствование самого себя. Ценностно-мотивационная сфера личности студента, это процесс для овладения профессиональной компетентности. Оздоровительная сфера предполагает овладение методиками по сохранению и укреплению здоровья, улучшения телосложения, развитие физических и волевых качеств.
Освоение ценностей физической культуры позволяет удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности и на основе этого поддерживать и укреплять здоровье [1].
Раскрывая сущность, системы ценностных ориентаций личности мы указываем на то, что основной функцией в поведении человека, является стимуляция личности к профессиональному росту, с определением цели и мотивов для решения индивидуальных задач.
При формировании ценностных ориентаций у студентов, мы считаем, нужным остановиться на таких моментах, как:
а) юноши и девушки стремятся к независимости, при работе с ними нужно знать их мотивы поступков, ценностные ориентации, место в коллективе;
б) педагогу важно знать пути и средства, которые позволяют изменить в нужном русле ценностные ориентации личности, их направленность, отношения, потребности,
социальный опыт, а также наиболее значимые качества их личности;
в) при подготовке студентов к ППФК важно знать, что их потребности и ориентации взаимосвязаны и направлены на овладение профессиональными навыками.
Именно создание этих условий позволит в средних специальных учебных заведениях правильно направлять и формировать ценностные ориентации личности в учебное время.
Целью нашего исследования является определение ценностных ориентаций личности в сфере двигательной активности у студентов профессионально-педагогического колледжа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе опроса была выбрана методика «Ценностные ориентации личности в сфере двигательной активности» (ЦОЛ), что позволило выявить абсолютный уровень сформированное™ ЦОЛ.
В опросе приняли участие студенты профессионально-педагогического колледжа по специальностям «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы», «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Дизайнер» (по отраслям) в возрасте 17-19 лет. Контрольная группа занималась по обычной программе, рекомендованной для ССУЗов. Экспериментальная группа занималась по программе оздоровительных занятий.
Полученные данные показывают, что для студентов контрольной и экспериментальной группы характерно:
- информационно познавательный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности оздоровительной направленности;
- оценочно-мотивационный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности прикладной направленности;
- потенциально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности оздоровительной направленности;
- информационно-познавательный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности прикладной направленности;
- оценочно-мотивационный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности оздоровительной направленности;
- потенциально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности прикладной направленности;
- реально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности оздоровительной направленности.
Исследование позволило прийти к выводу, что изменения ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности произошли в реально-деятельностном компоненте (см. таблицу).
Таблица
Реально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере ( шзкультурной деятельности
Уровень формирования Оздоровительная направленность Прикладная направленность
ценностных ориентаций ЭГ КГ ЭГ КГ
Хорошо выражены 25,0% 23,8% 20,3% 17,2%
Слабо выражены 21,0% 7,5%. 9,4% 1,5%
Опираясь на эти данные можно заключить, что потенциально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности оздоровительной направленности является основой при работе со студентами в учебном процессе. ППФК оказывает роль при овладении профессиональной деятельности и проявляется в индивидуальных интересах и особенностях оздоровительной и прикладной направленности.
ВЫВОДЫ
1. При помощи ценностных ориентаций личности, мы, вырабатываем у студентов привычку к регулярным занятиям и прививаем осознанное понимание учебных уроков физической культуры для организма.
2. Использование компонентов ценностных ориентаций личности позволит эффективно построить учебный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья при будущей профессиональной деятельности на предприятии.
3. Описанные компоненты ценностных ориентаций личности дают четкую информацию о каждом студенте, что позволяет правильно сформировать мотивацию к занятиям физической культуры в учебное время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Баль-севич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-8.
2. Григорьева, Н.А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования : учеб. пособие к спецкурсу / Н.А. Григорьева. - Волгоград : Перемена, 2003. - 118 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1998. -998 с.
4. Психологический словарь // Мир психологии. URL:http:
//psychology.net.ru/dictionaries/psy.html. - Дата обращения 30.06.2011.
5. Ядов, В. А. Личность как объект и субъект социальных отношений // Социология и современность. Т. 1. - М. : Наука, 1977. - С. 380-391.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28; 796.078
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
Екатерина Николаевна Цесарская, старший преподаватель,
Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФПетрГУ), г. Апатиты (Мурманская область)
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования годовой динамики основных параметров физической и умственной работоспособности студентов Кольского Севера. Были исследованы показатели 60 студентов (30 юношей и 30 девушек) в четырех периодах учебного года в условиях Крайнего Севера. Годовая динамика работоспособности юношей и девушек имеет отличия.
Ключевые слова: студенты, физическая и умственная работоспособность, Кольский Север.
DYNAMIC OF PHYSICAL AND MENTAL WORKING CAPACITY OF THE NORTH
KOLA'S STUDENTS Ekaterina Nikolaevna Tsesarskaya, the senior lecturer,
Kola branch of Petrozavodsk State University,
Apatity (Murmansk area)
Annotation
This article shows us the results of the research of the annual dynamic of the basic parameters of physical and mental working capacity of the North Kola's students. Indicators of 60 students (30 young