Научная статья на тему 'К вопросу становления профессионально-прикладной физической культуры педагога'

К вопросу становления профессионально-прикладной физической культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITIES / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрепин Вячеслав Вячеславович

Рассмотрена актуальная проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры педагога. Проанализировав теоретические основы физической культуры личности, было выявлено, что существующие представления о профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов требуют переосмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дрепин Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON QUESTION OF BECOMING OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL EDUCATION TEACHER

The problem of professionally-applied physical education of teacher is considered. After analyzing the theoretical basis of the physical culture of the individual, it was revealed that the existing notions of professional orientation of physical education students of pedagogical universities require rethinking.

Текст научной работы на тему «К вопросу становления профессионально-прикладной физической культуры педагога»

UDC 371

FEATURES OF PROFESSIONAL SCOUTS GROUND FORCES OF RUSSIAN FEDERATION AND REQUIREMENTS FOR THEIR PHYSICAL FITNESS

Igor Yuryevich PUGACHEV, Military Study Scientific Center of Military Marine Fleet “Military Marine Academy”, Saint Petersburg, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: osmanov@bk.ru

Yuri Yuryevich KORABLEV, Tambov Branch of Russian Academy of Public Economy and State Service, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of State and Municipal Management Department, e-mail: osmanov@bk.ru

Esedulla Mallaalivich OSMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Vice Director of Medical Institute for Strategic Development, e-mail: osmanov@bk.ru Only physically prepared intelligence unit, which has the required level of group cohesion, harmony, unity of combat, the development of strength, endurance, speed and agility, sustainability to negative force down to psychogenic factors is capable of performing combat tasks.

Key words: professional activity; land forces intelligence, physical readiness.

УДК 796.01

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

© Вячеслав Вячеславович ДРЕПИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru

Рассмотрена актуальная проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры педагога. Проанализировав теоретические основы физической культуры личности, было выявлено, что существующие представления о профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов требуют переосмысления.

Ключевые слова: физическая культура; физическая культура личности; профессиональноприкладная физическая культура педагога; профессиональная деятельность учителя.

Физическая культура представляет собой общественное явление, которое выполняет социальные функции общества в области морали, воспитания и этики не имея социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ, выступает как составная часть физической культуры личности [1; 2].

Физкультурно-оздоровительная деятельность составляет важную часть стиля жизни педагога, способа осуществления индивидуальной профессиональной и личностной стратегии. Отношение учителя к физической культуре может проявляться по-разному - от активной включенности в регулярные или эпизодические физкультурно-спортивные

занятия до пассивно-зрительского поведения или безразличия. Все вышесказанное представляет собой форму поведения личности, качественно характеризуя уровень успешно-

сти жизни учителя на основании изучения влияния физической культуры на человека

[2; 3].

В понятии «личность» отражается социальная природа человека, а сам человек рассматривается как субъект социокультурной жизни, носитель индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Успешность становления личности во многом определяется тем, насколько в процессе воспитания сформированы основные личностные характеристики. В современной жизни немаловажное значение имеют такие качества человека, как способность активно действовать, умение выполнять разнообразные социальные функции и роли в разных условиях, постоянная готовность к выполнению основных социальных функций. Неотъ-

емлемую часть социальной готовности человека как состояния и характеристики личности человека составляет физическая готовность [4].

Предпосылкой возникновения понятия «физическая готовность» явилось осознание важности текущего мониторинга биосоциального состояния человека. Согласно представлениям о структуре готовности к профессиональной деятельности выделяют духовную готовность, специально-трудовую готовность, психическую готовность. Неотъемлемым компонентом всех этих видов готовности является и физическая готовность людей к соответствующей деятельности.

Личность характеризуется широким кругом интересов. Вместе с тем сама по себе широта интересов еще не свидетельствует о зрелости личности. Она может проявляться в поверхностности, привычке разбрасываться, заниматься всем понемногу и ничем конкретно. Только при наличии основной жизненной цели разнообразные интересы человека приобретают особый смысл, начинают служить этой цели, делают личность по-настоящему богатой и разносторонней [1; 5].

Под физической культурой личности понимаются достигнутые результаты в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни. Осознание необходимости развития физической культуры личности определяет возможности человека по достижении цели собственного благополучия

[1; 3].

Физическая культура необходима каждому педагогу не только как определенный уровень его подготовленности, но и как фактор надежности в выполнении ежедневно возникающих перед ним задач, готовности к конкуренции, обеспечению своего статуса в обществе и в педагогическом коллективе в частности. Обеспечение физической готовности личности учителя к предстоящей деятельности во многом определяет возможность самовыражения своих творческих, интеллектуальных и других способностей, что является фундаментальным для профессиональной деятельности педагога [2; 3].

Таким образом, физическая культура личности - важнейшая качественная динамичная характеристика личностного разви-

тия, фундаментальная ценность, определяющая начало социокультурного бытия будущего учителя, способ и меру реализации его сущностных сил и способностей.

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального феномена, как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных составляющих и выступило понятие «компетенция».

Профессиональная компетентность учителя - понятие многогранное и вместе с тем поддающееся измерению в системе образования. Определяется оно как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформирован-ность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Уровень компетенции педагога не в последнюю очередь определяет его физическая культура. Готовность учителя выполнять профессиональные обязанности зависит от уровня развития прикладных навыков, физического здоровья, воспитания физических и психических качеств, таких как быстрота и гибкость мышления, особенности внимания (объем, концентрация, устойчивость и др.), долговременная и оперативная память, работоспособность зрительного анализатора [6].

Внешние условия, сопровождающие учебный процесс на фоне низкого уровня физической готовности негативно влияют на работоспособность и психофизическое состояние учителя и соответственно снижают эффективность профессиональной деятельности. В связи с этим возникла необходимость профессиональной направленности процесса физического воспитания учителя.

В процессе исторического развития физическая культура приобретала определенные направления, которые тесно связаны с различными сферами деятельности человека: образованием и воспитанием, трудовой деятельностью, отдыхом и досугом, профилактикой и коррекцией здоровья, военным делом [2; 6].

Поскольку во все времена одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, получила название «профессионально-прикладная физическая подготовка» (далее - ППФП).

Профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивала высокий уровень психофизической подготовленности, специальной выносливости и координации движений, общей трудоспособности. Цель ППФП - вооружить специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта, важных для эффективной профессиональной деятельности учителя [3; 6].

Программа ППФП составлялась таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально важные качества учителя [5].

Но обеспечивая адаптацию учителя к профессиональной деятельности, его физическая подготовка решала задачи, направленные на повышение личного уровня здоровья и развития физических качеств, не учитывая при этом вопросы формирования физической культуры личности.

В настоящее время изменения в системе высшего образования выдвигают новые требования к качеству подготовленности учителя, сущность которых проявляется в том, что специалисту необходимо владеть высоким уровнем работоспособности в условиях морально-психологического и физического напряжения [1].

Педагогу необходимо иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики. Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей. Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки школьников, условия их жизни. Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг. Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [3].

Способность активно действовать; умение выполнять разнообразные социальные функции и роли в разных условиях; постоянная готовность к выполнению основных социальных функций - все это необходимо педагогу для подготовки учеников на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебновоспитательного процесса [1; 4].

Деятельность в области физической культуры имеет и материальные и духовные формы выражения. В основном физическая культура направлена на развитие биологической базы и физических потенций человека. Однако воздействуя на биологическую сферу комплексов средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности, т. к. материальные и духовные начала в человеке едины и взаимно обусловлены.

В духовную культуру физическая культура входит накопленными знаниями. Духовными ценностями, наукой, теорией, воспитанием в широком смысле слова, спортивной этикой и эстетикой. Кроме того, физическая культура личности удовлетворяет социальные потребности в общении, в игре и развлечении, в некоторых формах самовыраже-

ния личности через социально-активную полезную деятельность [2; 3].

Физической культуре свойственны познание, создание и закрепление ценностей в присущей ей форме, ценностные ориентации и некоторые другие социальные процессы. В процессе физкультурной деятельности человек преобразует свою собственную природу, выступая при этом не только как субъект, но и как объект деятельности. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как результат по созданию физической готовности людей к жизни, труду, творчеству.

Профессиональная направленность физического воспитания в педагогическом вузе определяется формированием всесторонне развитой и физически совершенной личности учителя, который, в свою очередь, может успешно решать задачи физического воспитания школьников. В процессе реализации программы по физической культуре необходимо: воспитывать у студентов положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями; способствовать осознанию ими значения физической культуры в становлении личности; формировать систему теоретических знаний по физической культуре и спорту; совершенствовать практическую подготовку для личностного саморазвития и профессиональной деятельности по физическому воспитанию детей [1].

Современные представления о физической культуре личности как целевой установке системы физического воспитания молодежи актуализировали потребность в формировании нового более совершенного и адаптированного к требованиям профессионального образования понятия взамен ППФП. Так, Л.К. Кожевникова установила, что одной из задач по физическому воспитанию для педагогических специальностей должно быть формирование знаний и умений, необходимых для организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Одними из важных сторон профессионально-прикладной готовности

будущих учителей выступают мотивация профессиональной направленности физического воспитания, осознание своей будущей профессии, а также направленность на формирование личности учителя. Эффективность данной подготовки может быть обес-

печена на основе направленности процесса обучения на формирование организационноуправленческих, специально методических умений по планированию, организации и проведению внеурочных форм работы с учениками [6].

В свете представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон профессионально-прикладной физической подготовки и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности было выявлено, что результативность многих социальных операций, в частности профессионального труда существенно зависит от особенностей функциональных возможностей педагога и формирования личностных качеств, адекватных условиям профессиональной деятельности.

Так, в советское время вопросами ППФП студентов активно занимались В.И. Ильинич, М.Я. Виленский, В.А. Кабачков, В.В. Черняев, Р.Т. Раевский и др. По данным Р.Т. Раевского (1985 г.) недостаточный уровень развития физических качеств молодых специалистов промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановок оборудования, а недостаточный уровень психических качеств - 37 % ошибок. В дальнейшем сложилась целая профилированная отрасль физической культуры - профессионально-прикладная физическая культура [7].

По мнению М.Я. Виленского, прикладной смысл физической подготовки все больше определяться не тем, насколько обеспечивается приспособление работника к какой-либо одной заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности. Гарантирование повышения общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма учителя, стимулирование, разностороннее развитие двигательных способностей, формирование двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых и преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений. На основании проведенных исследований автор выявил новое направление в системе физической культуры - профессионально-прикладной физической культуры

(ППФК).

Таким образом, создание условий для формирования педагога, гармонически сочетающего в себе нравственные идеалы и выявленные жизненные перспективы, является одной из актуальных проблем, решение которой заключается в детальном рассмотрении системы физической культуры педагога с целью осознания приоритетного позиционирования ППФК учителя.

1. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-7.

2. Матвеев Л.П., Менщиков В.М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования // Теория и практика физической культуры. 2000. № 4.1. С. 12-18.

3. Коровин С.С., Кабачков В.А. Функции профессиональной физической культуры и их характеристика // Вестник спортивной науки. 2007. № 4. С. 36-39.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

5. Платонов Д.Н. Педагогические особенности

организации профессионально-прикладной

подготовки будущих учителей в процессе физического воспитания: на примере национально-региональной системы образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

6. Кожевникова Л.К. Профессионально-

прикладная физическая подготовка будущих учителей: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2008.

7. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., 1985.

Поступила в редакцию 27.03.2013 г.

UDC 796.01

ON QUESTION OF BECOMING OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL EDUCATION TEACHER Vyacheslav Vyacheslavovich DREPIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru

The problem of professionally-applied physical education of teacher is considered. After analyzing the theoretical basis of the physical culture of the individual, it was revealed that the existing notions of professional orientation of physical education students of pedagogical universities require rethinking.

Key words: physical culture; physical culture of personality; professional-applied physical education teacher; teacher’s professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.