Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая направленность студентов в контексте поликультурного образования'

Профессионально-педагогическая направленность студентов в контексте поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL ORIENTATION / CONTEXT LEARNING / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т. П.

Рассматривается одна из важных проблем, связанная с подготовкой учителя в системе высшего педагогического образования. Раскрываются формы, методы и приемы деятельности педагога и студента, направленные на профессиональное развитие и становление студента в стенах высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A MULTICULTURAL EDUCATION

One of the most important problems of the preparation of teachers in higher teaching education is considered. The forms, methods and techniques of teachers and students activities aimed at the professional development and the formation of the student in the University are revealed.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая направленность студентов в контексте поликультурного образования»

Таким образом, анализ тематики и контента действующей в регионе системы повышения квалификации позволяет сделать вывод о том, что в целом запросы учителей обеспечиваются региональными программами повышения квалификации. Однако высокие темпы развития инструментов и технологий коммуникации, постоянная необходимость учителей овладения ими заставляют предположить, что действующая система ДППО едва

Библиографический список

ли сможет в ближайшем будущем обеспечить непрерывное развитие учителя без интеграции с другими моделями образования - неформального и самообразования.

В практическом плане результаты проведенного исследования помогут быть полезными для выстраивания более эффективно функционирующей системы повышения квалификации педагогов округа.

1. Синенко, В.Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив [Э/р]. -Р/д: http://www.nipkipro.ru/slovo-rektoru/slovo-rektoru/sistema-povisheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniya-ot-krizisa-v-soznanii-do-realnich-perspektiv.html

2. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.

3. Маленкова, Л.О. Новые формы образовательного процесса [Э/р]. - Р/д: http://www.emissia.org/offline/2006/1046.htm

4. Стародубцев, В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учеб. пособ. // Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск, 2012.

5. Рыбаков, Д.С. Информатизация процесса повышения квалификации педагогов [Э/р]. - Р/д: http://imp.rudn.rU/vestnik/2010/2010_1/8.pdf

Bibliography

1. Sinenko, V.Ya. Sistema povihsheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya - ot krizisa v soznanii do realjnihkh perspektiv [Eh/r]. - R/d: http:// www.nipkipro.ru/slovo-rektoru/slovo-rektoru/sistema-povisheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniya-ot-krizisa-v-soznanii-do-realnich-perspektiv.html

2. Khutorskoyj, A.V. Didakticheskaya ehvristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. - M., 2003.

3. Malenkova, L.O. Novihe formih obrazovateljnogo processa [Eh/r]. - R/d: http://www.emissia.org/offline/2006/1046.htm

4. Starodubcev, V.A. Sozdanie personaljnoyj obrazovateljnoyj sredih prepodavatelya vuza: ucheb. posob. // Nacionaljnihyj issledovateljskiyj Tomskiyj politekhnicheskiyj universitet. - Tomsk, 2012.

5. Rihbakov, D.S. Informatizaciya processa povihsheniya kvalifikacii pedagogov [Eh/r]. - R/d: http://imp.rudn.ru/vestnik/2010/2010_1/8.pdf

Статья поступила в редакцию 07.10.13

УДК 371.13

Zhuykova T.P. PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A MULTICULTURAL EDUCATION. One of the most important problems of the preparation of teachers in higher teaching education is considered. The forms, methods and techniques of teachers and students activities aimed at the professional development and the formation of the student in the University are revealed.

Key words: pedagogical orientation, context learning, differentiated approach.

Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: zhuykovat@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается одна из важных проблем, связанная с подготовкой учителя в системе высшего педагогического образования. Раскрываются формы, методы и приемы деятельности педагога и студента, направленные на профессиональное развитие и становление студента в стенах высшего учебного заведения.

Ключевые слова: педагогическая направленность, контекстное обучение, дифференцированный подход.

Профессионализм учителя определяется глубокой общенаучной, психолого-педагогической, и методической подготовкой студентов. Особенность профессиональной подготовки учителя начальной школы - многопредметность, стержнем которой должны выступать психолого-педагогические знания, способствующие развитию педагогического мышления, творческих способностей, формированию педагогической направленности. В.А. Сластенин, Ф.Н. Гоноболин, С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, Г.С. Сухобская, Ю.К. Кулюткин и др., определяя ведущую роль профессионально-педагогической направленности в формировании личности будущего учителя, указывают на важную роль потребностей в формировании этой направленности [1].

При контекстном профессиональном предвидении, когда студенту с самого начала задаются контуры его будущего труда, при минимальных временных и физических затратах закладываются основы профессиональной деятельности, формируются профессиональные качества личности учителя, позитивное отношение к педагогическому труду.

Контекстное обучение в ВУЗе это - теоретическая подготовка и, что важно, управление практической деятельностью студента, основанное на закономерностях его развития, как личности и профессионального становления, это наилучшие предпосылки

и возможности для его социальной, педагогической и предметной адаптации. Контекстное обучение может реализоваться как в рамках традиционных методов, так и методов активного обучения. Но методы активного обучения более предпочтительны.

Формы и методы обучения в данном случае выбираются в прямой зависимости от дидактических целей и содержания учебного материала. Главным критерием является возможность побуждения уровня активности, который является оптимальным для данного конкретного содержания. Из арсенала имеющихся у преподавателя форм и методов обучения он отбирает те, которые наиболее соответствуют изучаемому материалу.

Прохождение студентом последовательных дидактических шагов по овладению основами педагогического труда реально можно осуществить при работе преподавателя сразу по нескольким составляющим профессионально-педагогической подготовки учителя. Такую возможность представляют некоторые квазипро-фессиональные и учебно-профессиональные формы и методы обучения. К числу последних мы относим исследуемый контекстный подход к обучению математике. При контекстном подходе к организации учебного процесса студент ведёт часть практического занятия по математике со студенческой группой или руководит методическим обсуждением и последующим реше-

нием отдельного занятия. При реализации данного подхода раскрывается та положительная зависимость осознания студентом того, что он ответственен как за своё собственное учение, так и за учение всех остальных членов группы. Пребывание в такой ситуации, когда студент должен руководить учебным процессом, беря на себя часть функции преподавателя, вызывает в действие такие механизмы и резервы, которые обычно остаются невостребованными, скрытыми. При этом студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоретических знаний разных дисциплин, что в свою очередь стимулирует углублённое изучение педагогической и методической теории.

При первой встрече со студентом, который должен выступить в роли преподавателя на данном практическом занятии, уточняется тема, содержание и объём материала, выносимого на занятие, наименования основной учебно-методической литературы, с которыми необходимо ознакомиться. Студенту рекомендуется внимательно прочитать конспект лекции по заданной теме, дополнительную литературу по предлагаемому списку.

Во время второй консультационной встречи подробно и самым тщательным образом рассматриваются все выполненные студентом задания. Он объясняет своё решение задач, стараясь активно использовать соответствующую терминологию. Преподаватель вносит необходимые поправки, подсказывает рациональные приёмы решения или вычислений, помогает провести аналогию или обобщения. К этой встрече студент представляет план занятий. После этого обсуждается методическая сторона занятия, какие теоретические вопросы необходимо повторить с аудиторией и на каком этапе занятия, какие упражнения предложить для домашнего решения; надо ли организовать самостоятельную работу студентов и если да, то в какой форме и каково её содержание и т.д.

На третьей встрече преподавателя со студентом, готовящимся к проведению занятия, обычно организуется «обыгрывание» подготовленного плана - «сценария» предстоящего занятия, и студент работает у доски. На самом занятии студент выполняет всё то, что обычно делает преподаватель: ведёт опрос, объясняет новый материал, вызывает к доске, следит за работой у доски и в аудитории, оценивает работу студентов.

Студент учится излагать материал, овладевать той компонентой своей будущей специальности, которая будет доминирующей в его реальной работе. В результате проведения таких занятий у студентов формируются типовые виды деятельности, нарабатывается фонд поведенческих программ, позволяющий быстрее сориентироваться в возникшей педагогической ситуации в учебном процессе в школе.

Кроме того, контекстный подход, моделируя конкретные условия и структуру профессиональной деятельности учителя, позволяет использовать математические курсы не только для математического, но и профессионального становления студен-

Библиографический список

та, для формирования его общих педагогических и конкретных методических умений и навыков.

Ниже рассмотрен фрагмент занятия по математике на тему «Элементы комбинаторики». Занятие проводил доцент кафедры педагогики и методики начального образования А.Г. Толма-шов. Студентам было дано задание составить задачи комбинаторного характера на местном, краеведческом материале, которые можно было бы использовать потом в школе. Студентам предложили достаточно много задач, и авторы наиболее интересных задач выступили на очередном практическом занятии.

Преподаватель со студентами (авторы задач) принесли демонстрационную наглядность, выполненную ярко, красочно (изображение горы Читіхьіс, национальных музыкальных инструментов, нагрудного женского украшения - талисмана «пого» и др.), а также бусинки и расшитые узорами мешочек с астрагалами (зазых) для национальной игры в кости.

На самом занятии студенты предлагали группе свои задачи для решения и осуществляли руководство их решения, показывали, как на основе данной задачи придумать целый ряд «производных» задач.

Задача 1. Школьники решили совершить поход в горы Читаыз («семь девушек», эти горы имеют семь вершин) с восхождением на одну из вершин. Сколькими способами могут это сделать?

Приведём некоторые примеры «производных» задач.

Задача 1-а. Школьники решили совершить поход в горы Читаыз с восхождением на две рядом расположенные вершины. Сколькими способами они могут это сделать, если неважно в каком порядке школьники поднимаются на вершину?

Задача 1-б. Школьники решили совершить поход в горы Читаыз с восхождением на две рядом расположенные вершины. Сколькими способами это можно сделать, если не имеет значение порядок восхождения на горы? Понятно, что можно придумать достаточно много «производных» задач.

Задача 2. Мальчики играли в национальную игру «хазых-тар». Игральная кость может принять при броске 4 различные позиции. Сколько различных комбинаций может получиться при бросании 2 костей? Данную задачу можно усложнить, видоизменив вопрос. Например:

Задача 2-а. Мальчики играли в национальную игру «хазых-тар». Игральная кость может принять при броске 4 различные позиции. Сколько различных комбинаций может получиться при бросании 3 костей? [2].

Преподаватель консультирует студентов относительно проверяемых заданий, после чего согласуются нормы оценок, и студенты приступают к проверке. Преподаватель находится здесь же и сразу отвечает на все возникающие у студентов вопросы.

Таким образом, при контекстном подходе происходит формирование информационных, организаторских умений, навыков, совершенствование профессиональной направленности студентов.

1. Сластенин, В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога / В.А. Сластенин, Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский // Материалы Международной науч. конф. - М., 2009.

2. Толмашов, А.Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели. - Абакан, 2012.

Bibliography

1. Slastenin, V.A. Deyateljnostnoe soderzhanie professionaljno-lichnostnogo razvitiya pedagoga / V.A. Slastenin, E.I. Artamonova, M.Ya. Vilenskiyj // Materialih Mezhdunarodnoyj nauch. konf. - M., 2009.

2. Tolmashov, A.G. Obuchenie matematike v nachaljnoyj shkole polikuljturnoyj modeli. - Abakan, 2012.

Статья поступила в редакцию 24.09.13

УДК 371.132:7.011

Kosheleva L.U. THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC TASTE FUTURE TEACHERS. The article considers the problem of the development of the artistic taste of the future teachers of pre-school education. This problem is directly connected with the need of the modern society is widely teacher, capable of ensuring the efficiency and productivity of all educational processes. The article contains results of the author referred to experiment and identified one of the areas where the denoted problem can be successfully solved.

Key words: aesthetic taste, artistic taste, artistic and esthetic taste, artistic perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.