Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая культура специалиста музыканта, работающего с детьми дошкольного возраста'

Профессионально-педагогическая культура специалиста музыканта, работающего с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатова О. В.

В работе раскрыто понятие профессионально-педагогическая культура; основные требования, предъявляемые к личности музыкального руководителя, учителя музыки, выделены профессиональные умения которыми должен владеть учитель музыки, проанализированы основные компетенции музыкального руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая культура специалиста музыканта, работающего с детьми дошкольного возраста»

В целом можно отметить, что усиление внимания к воспитанию в системе среднего профессионального образования потребует выработки более четкого отношения и органов управления образованием, и самих педагогов-воспитателей к проявляющимся тенденциям [4].

Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, кураторов, обучающихся и их родителями.

Результативность организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.

В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Организация воспитательной работы с детьми и молодежью в системе образования России: Материалы Всероссийского семинара. - Тула: Изд-во Тульского гос. пед. универ. им. Л.Н. Толстого, 2008.

3. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - № 3.

4. Организация воспитательной работы в профессиональном учебном заведении (из опыта работы): метод. изд. / Авт.-сост.: З.Н. Калинина, Е.В. Чистякова, Т.А. Образцова; рецензент: В.А. Фокин. - Тула, 2004.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - 2-е изд., стер. - М., 2003.

6. Информационный портал для работников системы образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch.info.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА МУЗЫКАНТА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Горбатова О.В.*

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

В работе раскрыто понятие профессионально-педагогическая культура; основные требования, предъявляемые к личности музыкального

* Аспирант кафедры Начального и дошкольного образования.

руководителя, учителя музыки, выделены профессиональные умения которыми должен владеть учитель музыки, проанализированы основные компетенции музыкального руководителя.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, учитель музыки, музыкальный руководитель.

Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

Понятие «педагогическая культура» и «педагогическое мастерство» учителя включены в практику педагогической деятельности, данная проблема нашла отражение в работах С.И. Архангельского, Е.В. Бондаревской, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Тарасевич и др.

Профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий [2, с. 6].

Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотива-ционной) личности учителя. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную информацию различными способами и в быстром темпе.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека. Любая профессия имеет свои особенности. Есть свои «секреты» и у учителя музыки [1, с. 32].

Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своим делом - этими чувствами постоянно живет педагог-музыкант.

«Сложность этой профессии, - указывала О.А. Апраксина, - определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое из них в свою очередь многогранно. Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей [1, с. 33].

Идеалы профессии меняются с развитием общества, зависят от его идеологии и культуры, и вместе с тем основой профессии учителя музыки

всегда является гуманистическая устремленность и неразрывная связь с музыкальным искусством.

Преподаватель музыки должен быть хорошим музыкантом. Владение музыкальным инструментом, голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с листа, импровизировать во многом определяют успех его деятельности.

По этому поводу Д.Б. Кабалевский писал: «Из всех умений, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом... живое исполнение всегда создает более эмоциональную атмосферу; при живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу; учитель, играющий на музыкальном инструменте, служит хорошим примером для своих воспитанников, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку» [1, с. 34].

В приобщении к музыкальной культуре важна музыкально-теоретическая подготовка. Музыкальный руководитель должен хорошо знать музыкальную литературу, историю музыки, уметь разбираться в особенностях и закономерностях музыкального языка. Необходимо понимать значение музыкального искусства в развитии общества, его связь с литературой и живописью. Всесторонняя музыкальная подготовка дает педагогу прежде всего знание своего предмета.

На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя, по утверждению А.М. Трудкова, многоуровневый комплекс, слагаемыми которого выступают:

1. Система ценностей, определяющая общественную и индивидуальную значимость средств, результатов и последствий профессиональной деятельности.

2. Целеполагание, характеризующее уровень представлений личности о нормах в сфере профессиональной жизнедеятельности.

3. Система средств и методов профессиональной деятельности, включающая в себя научный понятийный аппарат и знание нормативного использования профессиональных технологий и мыслительных операций с целью преобразования проблемных ситуаций.

4. Информационно-операциональные ресурсы профессиональной культуры, наработанные предыдущей практикой.

5. Объекты профессиональной деятельности, состояние которых требует определенных нормативных изменений [4].

Одним из проявлений культурных потребностей личности является потребность в знаниях.

Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету.

Толстой Л.Н. отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [2, с. 16].

Сухомлинский В.А. считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда» [2, с. 17].

Накопленный музыкальный опыт в сочетании с знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпосылки для овладения методикой музыкального воспитания.

Опираясь на современные исследования психологии педагогического труда, можно выделить следующие важнейшие стороны деятельности специалиста музыканта:

- исследовательская (анализ музыкальных произведений и произведений других видов искусства; изучение опыта коллег, учащихся, анализ собственной работы; изучение научной и методической литературы с целью ее применения в своей работе);

- проектировочная (планирование, распределение учебно-воспитательных задач, в том числе передачи знаний, формирования навыков и умений, музыкального и творческого развития детей);

- конструктивная (построение музыкальный занятий), коммуникативная (установление с детьми взаимоотношений на основе уважения и доверия; завоевание авторитета у них);

- организаторская (практическое решение учебно-воспитательных задач).

Для музыкального руководителя важно овладение навыками исследовательской работы. Он анализирует, отбирает музыкальные произведения, определяя их эмоциональное воздействие; изучает музыкальное восприятие детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Чтобы совершенствовать его, анализирует активность учащихся в исполнительской, творческой деятельности, исследует их музыкальные способности. Центром внимания учителя является духовный мир ребенка, его проявления в различных ситуациях, под влиянием педагогического воздействия [1, с. 35].

Благодаря постоянным наблюдениям музыкальный руководитель приобретает педагогическое чутье, которое позволяет мгновенно оценивать ситуацию, определять внутреннее состояние детей, интуитивно находить правильный способ педагогического воздействия.

Обогащая свой опыт в творческом планировании музыкальных занятий, музыкальный руководитель приобретает проектировочные, конструктивные умения.

Музыкальный руководитель должен владеть организаторскими способностями, педагогическим мастерством, развитым педагогическим мышле-

ние и искусством общения. Его личность на занятиях раскрывается глубоко и полно: учитель не только исполняет произведение, но и рассказывает о нем, передавая свое отношение к композитору, музыке и усиливая ее эмоциональное воздействие. Проявление при этом чуткости, внимания к переживаниям учащихся порождает ответное чувство доверия и уважения.

Понятие «музыкально-педагогическая культура специалиста-музыканта, работающего с детьми дошкольного возраста» включает в себя его музыкально-педагогическую компетентность.

В едином квалификационном справочнике названы основные составляющие компетентности педагогических работников: профессиональная, информационная, коммуникативная и правовая, в целом обеспечивающие качество действий педагога, направленных на эффективное достижение целей и решение задач педагогической деятельности.

В стандартах образования для высшей школы выделены общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.

Радынова О.П., док. пед. наук, обобщила эти качества для педагога-музыканта, в разделе «Общекультурные компетенции» выделила следующие:

- музыкальный руководитель способен понимать значение культуры как формы человеческого существования;

- владеет культурой мышления, способен к обобщению информации, выбору путей достижения цели;

- умеет аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

В разделе «Профессиональные компетенции» основными являются:

- осознает социальную значимость своей профессии;

- способен использовать научные знания в решении профессиональных задач;

- способен использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, заинтересованными в обеспечении качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В разделе «Специальные компетенции» основными являются:

- владеет музыкально-исполнительской культурой;

- владеет культурой речи, образной речью;

- способен творчески реализовать на практике музыкально-исполнительские (игра на фортепиано, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), музыкально-теоретические и музыкально-методические знания и умения;

- может планировать собственные действия и прогнозировать результаты деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- готов обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего музыкального образования;

- способен конструировать содержание музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития;

- применять инновационные технологии формирования основ музыкальной культуры детей [5, с. 6-23].

Таким образом, профессиональная культура педагога музыканта, являясь мерой многогранного освоения общекультурных, психологических, коммуникативных, эстетических, исполнительских явлений музыкально-педагогической действительности, представляет собой социально-психологическое новообразование, отвечающее за познание, ценностное осознание и творческую деятельность в мире музыкально-педагогических ценностей. Способность учителя музыки и музыкального руководителя выстраивать свою творческую профессиональную деятельность по законам добра, гармонии и гуманистической личностно ориентированной педагогики является важнейшей способностью, формирующейся на основе слияния творческих и специальных способностей личности. Реализация педагогом-музыкантом духовных, культурологических, нравственно-эстетических и художественных ценностей музыкального искусства является главным показателем высокопрофессиональной культуры личности, свидетельством возрастания ее духовности и культурного богатства.

Список литературы:

1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учеб. Для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.

2. Педагогика профессионального образования. Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2006. - С. 15-17.

3. Радынова О.П. Профессиональные компетенции музыкального руководителя // научно-практический журнал «Управление ДОУ». - М., 2011. -№ 2. - С. 16-23.

4. Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки [Электронный ресурс]. - Мурманск, 2005. - Режим доступа: http//nsportal.ru.

5. Формирование профессиональной культуры учителя / Под. ред. В.А. Сластенина. - М.,1993. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.