-улучшение взаимоотношений в семье.
Термин «обучение» в данном контексте употребляется в широком смысле, т. е. включает в себя не только «развитие интеллектуальных способностей, но и в большей степени воспитание чувств и взаимоотношений» [6]. Процесс обучения является динамичным. Члены каждой группы исходят из своих собственных интересов и опыта. Они учатся друг у друга правильному общению, умению оценивать взаимоотношения и чувства, связанные с повседневной семейной жизнью.
Особая роль в улучшении качества взаимодействий в системе «ребенок-семья-школа» отводится социально-педагогической деятельности школы, на базе которой активно функционируют различные социальные службы помощи учащемуся, координаторами которых являются школьные социальные работники (педагоги). В работе с семьей учащегося используются самые разнообразные методы, которые включают в себя визиты на дом, посредничество в кризисных ситуациях, консультации по домашним условиям, культурной и социальной среде, влияющим на перемены в жизни учащегося.
В целом, помощь социального работника семье строится на основе знания и учета особенностей каждой конкретной семьи, закономерностей процесса общения с ее членами. Эффективность работы с родителями определяется также дифференциацией подходов к семье, т.е. выделением из всех семей определенных подгрупп в соответствии с различным уровнем их знаний и умений, особенностей детей и, кроме того, индивидуализацией, означающей ориентацию на культурный и образовательный уровень, особенности взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. Характер и результативность контактов с членами семьи во многом зависят от установок социального работника по отношению к ним, от понимания необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, от неформального подхода к работе с семьей. Успех определяется умением социального работника учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взгляд на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию именно с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умением устанавливать контакты с родителями.
Литература
1. 1.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие/ Л.В.Карцева. - М. :Дашков и К, 2008. -224с.
2. 2.Семья как объект социальной работы /под общ.ред.Е.П.Тонконоговой.-СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 204с.
3. З.Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США. Дисс...докт.пед.наук. Казань, 2001. - 428с.
4. Becvar R.,D.Stroh. Family Therapy.USA,(2-nd ed.), 1997. - 351p.
5. Hartman A.,Larin S. Family Central Work Practice,N.-Y.,1993. - 254p.
6. Payne Malcon. Modern Social Work Theory: a critical introduction. 1996. -214p.
Лис В.М.
Старший преподаватель, кафедра Украиноведения, педагогики и культурологи, Севастопольского национального технического
университета
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
В статье рассматриваются интерпретации понятий «идентичность», «профессиональная идентичность», дано определение феномена «профессионально-педагогическая идентичность» студентов технических университетов.
Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, профессионально-педагогическая идентичность.
Lis VM
Senior Lecturer, Department of Ukrainian Studies, pedagogy and culture, Sevastopol National Technical University VOCATIONAL AND EDUCATIONAL IDENTITY OF ENGINEERING STUDENTS AS A PSYCHOLOGICAL AND
PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract
This article deals with the interpretation of such notions as «identity», «professional identity», the phenomenon definition «professional pedagogical identity» of technical university students is given.
Keywords: identity, professional identity, professional-pedagogical identity.
Высокое качество образования предусматривает взаимосвязь образования и науки, педагогической теории и практики. Подготовка педагогических и научно-педагогических кадров, их профессиональное совершенствование - важное условие модернизации образования. Государственная политика по вопросам подготовки педагогических и научно-педагогических кадров направлена на создание необходимых условий для выбора педагогической профессии и формирования системы профессионального отбора молодежи, пригодной к педагогической работе в высших учебных заведениях.
Одним из источников развития профессионально-педагогической идентичности у студентов высших технических учебных заведений выступает профессиональное образование. Центральным звеном педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания является преподаватель, именно ему принадлежит ведущая роль в преобразовании личности студента, высвобождения его индивидуального начала, в становлении и формировании личности, способной к изменению и развитию жизни, созидательной профессиональной деятельности. Главной целью высшего профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Преподавательскую деятельность должны осуществлять научно-педагогические кадры, имеющие психолого-педагогические знания и умения, а так же иметь практический навык педагогической деятельности, обеспечивая разностороннее развитие студента как личности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что феномены «идентичность», «профессиональная идентичность» нашли отражение в исследованиях Н.В. Антоновой [1], И.М. Богдановой [3], У. Джемса [4], Е.П. Ермолаевой [5], А.С. Назырова [6], Н.С. Пряжникова [7], Ю.Г. Фокина [8], Л.Б. Шнейдер [9], Э. Эриксона [10] и др..
На сегодняшний день не существует единых требований к личности преподавателя высшей технической школы, а так же научных подходов к организации и осуществлению профессионально-педагогической подготовки преподавателей для высшей технической школы. Актуальным и недостаточно изученным в психолого-педагогической теории остается вопрос формирования профессионально-педагогической идентичности у студентов технических университетов.
Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение интерпретаций феноменов «идентичность» и «профессиональная идентичность», а так же определение сущности профессионально-педагогической идентичности и необходимости ее формирования у студентов технических университетов - будущих преподавателей.
Впервые суть термина «идентичность» была раскрыта в философии XVII века как осознание индивидом собственной личностной тождественности, простирающейся на любое прошлое действие или мысль [1].
В конце XIX века американский философ и психолог У. Джемс говорил об идентичности, как о последовательности и непротиворечивости личности, которая должна быть развита в процессе воспитания. Он доказал, что человек думает о себе в двух плоскостях, личностной и социальной, т.е. каждый человек обладает личностной самотождественностью и многообразием социальных Я
61
индивида [4].
К середине ХХ столетия утвердились два основных подхода к анализу проблемы идентичности: структурно-
функционалистский и феноменологический. В рамках структурно-функционалистского подхода личность выступает как объективно фиксируемая совокупность тех или иных элементов - личностных черт, функций, мотивов, что даёт возможность выделения её определённых инвариант, позволяющих типологизировать разные «личности», сравнивать их или друг с другом, с некоторым эталоном, или с самими собой в разные временные периоды.
Широкое применение в научной практике термина «Идентичность» стало возможным благодаря Э. Эриксону, так как в 40-е годы прошлого столетия он придал ему статус самостоятельной научной категории. Э. Эриксон определяет идентичность как «внутреннюю непрерывность и тождественность личности, имеющую форму динамического процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Идентичность - сложнейший процесс, локализованный в ядре индивидуальности, но также и общественной культуры». И далее: «Человек - это не археологический курган, где история расположена пластами, а существо, которое по мере взросления делает свое прошлое частью будущего, а любую прошлую среду, с которой он взаимодействовал, частью своего настоящего окружения. Чувство идентичности позволяет видеть свою жизнь в контексте непрерывности, как ретроспективно, так и перспективно» [10, с. 106-125]. По мнению автора, «идентичность определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, социальную роль индивида, его потребности и способы их реализации. Идентичность - это тождественность самому себе. Обладать идентичностью - значит иметь личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я. Идентичность характеризует то, что остаётся постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни.
Ощущение идентичности особенно актуально в профессиональном становлении, таким образом, в науке появилась необходимость введения термина «профессиональная идентичность», и впервые об этом заявил Н.С. Пряжников, основываясь на том, что профессиональное становление личности является ведущей формой обретения (развития, формирования) идентичности [7, с. 37-46].
Дальнейшие исследования расширили и углубили трактовку феномена «профессиональная идентичность». Е.П. Ермолаева интерпретирует профессиональную идентичность, как «продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я» [5, с. 51-59]. С точки зрения Е.П. Ермолаевой: «Профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции. Основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности - обеспечение необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции. Преобразующая функция профессиональной идентичности зависит от: 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией -возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или «рыхлости» структуры идентичности. Всё это обеспечивает возможность и преобразования и саморазвития профессионала» [5, с. 60].
А.С. Назыров, подразумевает под профессиональной идентичностью «уровень профессионального развития, при котором происходит самоотождествление личности с избранной профессией, с социальными и ролевыми функциями, требованиями и задачами» [6].
Л.Б. Шнейдер предлагает понимать под профессиональной идентичностью «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющихся в осознании себя представителем определённой профессии и профессионального сообщества, определённую степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющиеся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я. Основываясь на том, что идентичность может рассматриваться как самореферентность (сообщение, воплощающее в себе ценностное и эмоциональное значение), на основе переживания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств, самому себе о том, кто Я есть и что является Моим, при наличии своей принадлежности социальной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций» [9, с. 18].
Формирование профессионально-педагогической идентичности у студентов технических университетов сегодня является актуальной задачей высшей технической школы. Подтверждает наше видение данной проблемы Г.Н. Атанов: «Для высшей школы преподавателей не готовят вообще, фактически преподаватель высшей школы - это не специальность и не квалификация, а должность. Преподавателями на кафедрах оставляют студентов отличников, завещая им: «Делай, как мы!». Но они в своем большинстве не могут, а потому и не хотят, разобраться в специальной литературе, и часто воспринимают педагогическую деятельность на наивно-бытовом уровне, а не как научную категорию. Кстати, в средней школе к учащемуся допускают педагога, имеющего обязательно и, прежде всего, педагогическое и, зачастую, психологическое образование, изучавшего педагогическую психологию» [2].
Преподаватели частных учебных дисциплин, прошедшие подготовку в высших педагогических учебных заведениях, по утверждению Ю.Г. Фокина, получают более серьезную подготовку в области психолого-педагогических знаний: «В отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, которые имеют профессиональное высшее педагогическое образование, обогащенное личным опытом преподавания в школе и опытом педагогических исследований в аспирантуре педагогического вуза, преподаватели многих вузов иного профиля (технических, экономических, транспортных, медицинских, сельскохозяйственных и т.п.) не имеют профессиональной психолого-педагогической подготовки, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования» [8, с. 4].
Особенность личности преподавателя высшей технической школы заключается в том, что она является сложноорганизованной, так как преподаватель высшего учебного заведения, осуществляя педагогическую (дидактическую и воспитательную), научноисследовательскую и профессиональную деятельности, должен находиться в состоянии профессионально-личностного саморазвития. Требования, выдвигаемые к личности преподавателя высшей технической школы, предполагают, что преподаватель должен стать тем звеном, которое приведет студента к удовлетворению потребностей в педагогических и профессиональных знаниях, умениях и навыках, позволяющих легко адаптироваться в быстро меняющемся мире, стать высококвалифицированным конкурентоспособным специалистом. Подтверждает наше мнение И.М. Богданова: «Многие студенты стремятся получить не столько академические знания, сколько освоить программы, позволяющие быстро адаптироваться к требованиям рынка труда, быть конкурентоспособными в экономике, чувствовать себя уверенно в обществе» [3, с. 158].
Теоретическое исследование позволяет сделать следующий вывод: проблема подготовки преподавателей высшей технической школы заключается в отсутствии целенаправленной и систематической подготовки научно-педагогических кадров. К преподавательской деятельности в высшей технической школе в основном привлекаются выпускники-отличники кафедры, данный способ обновления кадров имеет свои преимущества, но психолого-педагогическая подготовка бакалавра-магистра-аспиранта проводится на недостаточном уровне, который не позволяет сформировать профессионально-педагогическую идентичность, так как высшие технические учебные заведения автономны в выборе психолого-педагогической подготовки студентов и направлен на ее уменьшение. В системе традиционного высшего технического образования преобладает ориентация на освоение студентами профессиональными знаниями, и таким образом, формированию психолого-педагогических знаний, умений и навыков, активизации внутреннего потенциала, развитию личностной педагогической направленности, формированию профессионально-педагогической идентичности у студентов высших технических учебных заведений не всегда уделяется должное внимание. В результате, реформируемая система высшего образования
62
испытывает дефицит в молодых научно-педагогических кадрах, со сформированной профессионально-педагогической идентичностью, необходимой как для творческой самореализации, так и для успешной инновационной профессионально-педагогической деятельности.
Обучение в высшем учебном заведении, овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми в будущей профессионально-педагогической деятельности способствуют осознанию своего профессионально-педагогического становления, формированию у студентов профессионально-педагогической идентичности, являющейся основной, центральной составляющей профессионально-педагогического самоопределения студентов.
Обнаружение и построение собственной профессиональной идентичности, было, есть и будет актуальной проблемой, встающей перед человеком в период его профессионального самоопределения. Необходимым и первостепенным условием в становлении профессионально-педагогической идентичности студентов высших технических учебных заведений является наличие адекватных представлений студента о мире профессий и выбранной им, так они являются важным условием планирования трудовой жизни. Знания о мире профессий и о профессии будущего преподавателя включают знания не только о трудовых процессах, предметах, средствах и условиях труда, но и о людях, относящихся к педагогическому сообществу их особенностях и личностных качествах. Рассматриваемый нами феномен «профессионально-педагогическая идентичность», является динамичным процессом. Профессия является социальнообъективной частью профессионального мира личности, профессиональная пригодность и профессиональная готовность - формальность реальной жизни, а профессиональная идентичность выступает в роли неформальной, индивидуальной действительности, профессионально-педагогическая идентичность требует сочетания профессионально-педагогической пригодности и готовности к профессионализации. Одним из центральных психологических механизмов обеспечения эффективной профессионально-педагогической деятельности, как в плане ее становления, так и в плане ее развития, является идентификация, ее основная функция - обеспечение осознанного отношения субъекта к профессионально-педагогической деятельности.
Именно развитие профессионально-педагогической идентичности, как качества личности будущего преподавателя, является необходимым условием для его творческой самореализации, профессионально-педагогической компетентности и достижения профессионально-педагогического мастерства. Профессионально-педагогическая идентичность имеет свою специфику в осознании студентом требований профессии преподавателя к его личности. Профессионально-педагогическая идентичность это синтез характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся профессиональной среде. Мы рассматриваем профессионально-педагогическую идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющуюся в осознании себя представителем определенной профессии. Профессионально-педагогическая идентичность - многомерный и интегративный психологопедагогический феномен, представляющий собой результат процесса отождествления себя с определенной специальностью и профессией преподавателя высшей технической школы, ведущего к самостоятельному построению своего профессиональнопедагогического будущего. Профессионально-педагогическая идентичность является совокупностью представлений субъекта о себе, как о представителе определенной профессии, о наличии в себе педагогических знаний и умений, навыков педагогической и научноисследовательской деятельности, а так же своем индивидуальном пути развития, как профессионала, ученого-исследователя и преподавателя.
Таким образом, теоретический анализ позволил сделать вывод, что перед высшей технической школой стоит задача формирования профессионально-педагогической идентичности у студентов технических университетов.
Перспектива данных научных исследований в решении рассматриваемой проблемы, видится в экспериментальном доказательстве необходимости формирования профессионально-педагогической идентичности у студентов высших технических университетов - будущих преподавателей высшей технической школы и создания организационно-методических (педагогических) условий для решения поставленной задачи.
Литература
1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.131-142.
2. Атанов Г. О. Теорiя дiяльнiсного навчання : навч. поаб. для студ. вищ. навч. закл. / Г. О. Атанов. - К. : Кондор, 2007. - 185 с.
3. Богданова I. М. Професшно-педагопчна тдготовка майбутшх учш^в на основi застосування шновацшних технологи : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / 1нна Михайлшна Богданова. - К., 2003. - 360 с.
4. Джемс У. Психология / У. Джемс ; под ред. Л. А. Петровской. - М. : Педагогика, 1991. - 367 с. - (Классика мировой психологии).
5. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности / Е. П. Ермолаева // Психолог. обозрение. - 1998. - № 2. - С. 35-40.
6. Назыров А. С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов : дис. . канд. психолог. наук : 19.00.07 / Анвар Санваретдинович Назыров. - М., 1999. - 170 с.
7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда : учеб. пособие к курсу «Психология труда и инж. психология» / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЕК, 1997. - С. 52.
8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. - М. : Академия, 2002. - 224 с.
9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. ... д-ра психолог. наук : 19.00.13 / Лидия Бернгардовна Шнейдер. - М., 2001. - С. 5.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 634 с.
Малышева О.С.
Старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», кафедра электрооборудования и автоматики промышленных предприятий/ соискатель кафедры педагогики Башкирского государственного университета ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
Аннотация
В работе обсуждаются вопросы, связанные с особенностями использования кейс-метода при формировании профессиональных компетенций на практических занятиях дисциплин экономического цикла у студентов технических специальностей. Рассматриваются виды кейс-методов и сложности при его применении на практике.
Ключевые слова: компетенции, кейс-метод, экономические дисциплины, творческое мышление.
Malysheva OS
Senior Lecturer FGBOU VPO "Ufa State Oil Technical University", Department of Electrical and Automation industry / competitor of
the Department of Pedagogy of the Bashkir State University
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PRACTICAL STUDIES OF ECONOMICS DISCIPLINES
Abstract
63