С.А. Ускова
(Санкт-Петербург)
профессионально-педагогическая деятельность учителя: самоопределение б пространстбе образовательных стандартов
teacher's professional and pedagogical activity: self-determination in the space of educational
standards
В статье на основе регулирования профессионально-педагогической деятельности учителя (закон «Об образовании в РФ», ФГОСы, профессиональный стандарт педагога) и современных методологических подходов к изучению педагогической реальности обосновано пространство самоопределения учителя при выявлении и решении профессиональных проблем. Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность учителя, профессиональный стандарт педагога, образовательный процесс, сложная самоорганизующаяся система, профессиональные проблемы, самоопределение учителя.
In the article, based on the regulation of the teacher's professional and pedagogical activity (the Law «On Education in the Russian Federation», GEFs, Professional standard of the teacher) and modern methodological approaches to the study of pedagogical reality, the space for teacher's self-determination in the process of identifying and solving professional problems is substantiated.
Keywords: teacher's professional-pedagogical activity, teacher's professional standard, educational process, complex self-organizing system, professional problems, teacher's self-determination.
Утверждение нормативно-правовых основ профессионально-педагогической деятельности учителя (закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), профессиональный стандарт педагога) определяет перечень требований к профессиональной деятельности учителя. Заявлен стандарт в определении образовательных результатов, которые должны быть достигнуты в профессионально-педагогической деятельности учителя (ФГОС) и определен обязательный набор трудовых действий учителя (профессиональный стандарт педагога). Деятельность педагога нормативно отрегулирована, что предполагает необходимость должностной (функциональной) инструкции, определяющей содержание деятельности учителя. При нормативном регулирова-
нии возникает вопрос, каково место в профессионально-педагогической деятельности учителя для проявления субъектности, творчества, самоопределения.
В данной статье раскроем возможности самоопределения учителя при осуществлении профессионально-педагогической деятельности в ситуации нормативного регулирования.
В профессиональном стандарте педагога профессионально-педагогическая деятельность учителя рассматривается как совокупность трудовых действий, направленных на проектирование и реализацию образовательного процесса (обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность) в рамках конкретной общеобразовательной программы и обеспечивающих достижение образовательных резуль-
татов в соответствии с требованиями ФГОС [4]. Таким образом, основным предметом профессионально-педагогической деятельности учителя является эффективная организация образовательного процесса [6].
Исследователи (О.П. Морозова, В.А. Сла-стенин, Ю.В. Сенько) отмечают, что «объектом профессиональной деятельности учителя любой специальности является не сам по себе ребенок, школьник, "вырванный" из педагогического процесса, а именно педагогический процесс, представляющий собой систему последовательно взаимосвязанных воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов» [5, с. 26]. Подобные взгляды позволяют рассматривать профессионально-педагогическую деятельность учителя как метадеятельность (И.А. Зимняя, А.В. Карпов, Г.М. Коджаспирова, Ю.Н. Кулют-кин, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.), при этом учитель является субъектом профессионально-педагогической деятельности.
В исследовании Р.М. Асадуллина при анализе учителя как субъекта профессионально-педагогической деятельности выделены компоненты: «субъектный (базовые основания личности учителя, его профессиональное мышление, психолого-педагогические знания, способность к самоорганизации) и объектный (процесс создания специалистом системы педагогической деятельности состоит из внешней предметной, праксиологической и мыследеятельност-ной структур)» [1, с. 9]. Обозначенные особенности позволяют рассматривать профессионально-педагогическую деятельность учителя как нормативно-регулируемую метадеятельность субъекта по проектированию и реализации образовательного процесса, обеспечивающего достижение образовательных результатов.
Дальнейший анализ специфики профессионально-педагогической деятельности учителя связан с уточнением содержания проектирования и реализации образовательного процесса, обеспечивающих его эффективность и результативность. Образовательный процесс определяется как ор-
ганизованное взаимодействие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательных целей. Как основной показатель эффективности образовательного процесса исследователи (В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Л.В. Чупрова) рассматривают целостность. Л.В. Чупрова определяет целостность как «синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём» [7, с. 168]. Выделим достижение и сохранение целостности как одну из задач, решаемых в ходе проектирования и реализации образовательного процесса.
Вторым показателем эффективности образовательного процесса является гуманистический характер взаимодействия его участников. М.Г. Иванов выделяет следующие принципы гуманизации образовательного процесса: «диалогизация учебного процесса; равенство позиций учителя и учащихся и их сотрудничество в учебном процессе; высокая коммуникативная культура учителя; эстетизация предметной и духовной среды жизнедеятельности школьного коллектива, создание благоприятного климата школьного микросоциума» [3, с. 8].
Третьим показателем эффективности образовательного процесса является уровень профессионально-личностного развития учителя. Проблемы профессионального становления и развития педагога рассматриваются в трудах С.Г. Вершловского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова и др.
Проведенный анализ позволил сформулировать следующее определение: профессионально-педагогическая деятельность учителя есть субъектная нормативно регулируемая метадеятельность, направленная на проектирование и реализацию образовательного процесса (достижение целостности, гуманизацию взаимодействия с учащимися, профессионально-личностное саморазвитие), обеспечивающего достижение образовательных результатов.
Более подробно остановимся на рассмотрении образовательного процесса как сложной самоорганизующейся системы. Решение этой проблемы нам видится в логике синергетического подхода. В современной науке синергетический подход возник как научно-методологическое направление объяснения объективной реальности развития постиндустриального общества. Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей. Синергетическая концепция способствует глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, различные его подсистемы, в том числе и система образования.
Неполноценность образовательного процесса происходит при появлении неустойчивости, точек бифуркации. Точка бифуркации - смена установившегося режима работы системы. Точки бифуркации исследователями (В.А. Аршинов, В.Г. Буданов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов) определяются как особые моменты в развитии живых и неживых систем, когда устойчивое развитие, способность гасить случайные отклонения от основного направления сменяются неустойчивостью. Обретение устойчивости в точке бифуркации является показателем целостности процесса. Выявление всех возможных точек бифуркации в образовательном процессе позволяет определить и рассмотреть весь спектр показателей целостности образовательного процесса. Достижение устойчивости в конкретной точке бифуркации обеспечивается развитием соответствующего компонента образовательного процесса.
Под точкой бифуркации нами понимается противоречие, возникающее между различными вариантами развития в образовательном процессе. Выделим точки бифуркации образовательного процесса, разрешение противоречий и осуществление выбора в которых является содержанием профессионально-педагогической деятельности учителя:
• смыслообразование. Устойчивость образовательного процесса разрушается смысловой многозначностью современной педагогической реальности, в которой сосуществуют различные педагогические парадигмы, подходы, концепции, противоположные друг другу по смыслу. Точка бифуркации определяется наличием различных педагогических парадигм;
• оптимизация. Устойчивость образовательного процесса разрушается многообразием скрытых возможностей образовательной среды. Незнание особенностей образовательной среды порождает формализм и отрыв от социальной реальности. В педагогике идея открытости стала основанием для развития средового подхода (Ю.С. Мануйлов). Фактор открытости образовательного процесса породил невозможность определения и достижения цели без учета сложившихся обстоятельств. Точка бифуркации определяется выбором стратегии осуществления образовательного процесса с учетом выявленных возможностей;
• целепроектирование. Устойчивость образовательного процесса разрушается многообразием путей достижения цели образовательного процесса. Проектирование целей образовательного процесса является предметом исследования в работах С.П. Ивановой, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной, O.E. Лебедева. В современных условиях образовательные цели задаются как решение проблем и противоречий, мешающих развитию и саморазвитию человека. Обнаружение и выбор из множества возможных, соответствующих действительности проектов есть творческий процесс, основанный на знании предоставляемых действительностью возможностей. Это позволяет выделить в качестве точки бифуркации выбор целей и способа их достижения из возможного спектра. Педагогическое проектирование основано на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами, на гармонизации социальных и личностных значений образования;
• организация. Устойчивость образовательного процесса разрушается многообразием организационных моделей образова-
тельного процесса. Целостность образовательного процесса обеспечивается наличием определенных норм и правил, задающих общий порядок. Обязательными составляющими современного образовательного процесса становятся педагогическое творчество и поддержка детских инициатив. Возникают новые организационные модели образовательного процесса. Это порождает проблему свободы и самостоятельности участников образовательного процесса;
• актуализация содержания. Устойчивость образовательного процесса разрушается ростом информационных потоков. В содержание образовательного процесса включено все необходимое для достижения цели. Избыточность, неточность содержания, его внутренняя противоречивость разрушают целостность образовательного процесса;
• технологичность. Устойчивость образовательного процесса разрушается интенсивностью современной жизни и ростом числа технологий. Технологии, как современные способы системной организации деятельности, в полной мере реализуются в образовательной сфере. Технологизация - объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно новых задач. Технологическое обеспечение образовательного процесса предполагает разработку и внедрение в практику школ учебно-предметных сред обучения, рациональных методов, организационных форм занятий, педагогических технологий, обеспечивающих эффективную организацию и управление образовательным процессом в условиях гуманистической парадигмы. Процесс «технологизации» образовательного процесса разработан в трудах В.П. Беспаль-ко, В.В. Гузеева, Б.Т. Лихачева, М.В. Кларина, П.Ф. Кубрушко, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др.;
• диалогичность. Устойчивость образовательного процесса разрушается несогласованностью действий его участников. Участники образовательного процесса устремлены к общей цели, понимают друг друга, действуют в единой логике. В.В. Горшкова рассматривает диалог как «межсубъектный процесс, в котором происходит взаимодействие качественно различных интеллекту-
ально- ценностных позиций, предполагающих две «логики, ориентированные на одну предметность» [2, с. 17]. Точка бифуркации определяется как выбор способов взаимодействия участников образовательного процесса;
• праксеологичность. Устойчивость образовательного процесса разрушается многообразием способов коррекции и совершенствования образовательного процесса. В современном мире основным становится принцип устойчивого развития, когда развитие соотносится с сохранением. Это определяет необходимость постоянного совершенствования образовательного процесса. В педагогике появились педагогическая квали-тология (Ю.А. Конаржевский, А.И. Субетто) и педагогическая праксеология (И.А. Колесникова, Е.В. Титова), в которых рассматриваются особенности повышения качества образовательного процесса. Точка бифуркации определяется как выбор способов совершенствования образовательного процесса. Возникает потребность в определении и выборе оптимального направления развития образовательного процесса.
Таким образом, можно добавить еще одну особенность профессионально-педагогической деятельности учителя: обеспечение равновесия образовательного процесса в точках бифуркации (смыслообразования; целепроектировании; организации; актуализации содержания; технологичности; ди-алогичности; праксеологичности).
На основе проведенного анализа предложим следующее определение: профессионально-педагогическая деятельность учителя есть субъектная нормативно-регулируемая полисистемная метадеятель-ность, направленная на проектирование и реализацию образовательного процесса (достижение целостности, гуманизацию взаимодействия с учащимися, профессионально-личностное саморазвитие) в точках бифуркации (смыслообразования, оптимизации, целепроектировании, организации, актуализации содержания, технологичности, диалогичности, праксеологичности), обеспечивающего достижение образовательных результатов.
Данное определение соответствует требованиям законодательства и современной методологии образования. Опыт показал, что учителя успешно его осваивают и реализуют в профессиональной деятельности. Предлагаемое определение задает четкую
структуру и обосновывает современное осмысление профессионально-педагогической деятельности учителя. Оно не противоречит профессиональному стандарту педагога, но делает его более стройным и логичным.
Литература
1. Асадуллин F Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2000. - 172 с.
2. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. - СПб.: СПбГУП, 2009.
3. Иванов М.Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их реализация в условиях школы-комплекса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Белгород, 1999. - 265 с.
4. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) URL: Ы*р://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 02.05.2018).
5. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: моногр. / О.П. Морозова, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько и др. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 546 с.
6. Ускова С.А. Система повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.; URL: http://www.srience-education.ru/ru/artide/view?id=14152 (дата обращения: 02.05.2018).
7. Чупрова Л.В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012.