Научная статья на тему 'Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры учителя'

Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL EDUCATION / SELF-ACTUALIZATION / TEACHER / CAREER / PROFESSIONAL CAREER DESIGN / TEACHER'S PERSONAL AND PROFESSIONAL POTENTIAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / КАРЬЕРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабов А.А.

В статье актуализируется проблема профессиональной самореализации учителя. Обосновывается уровни осуществления профессиональной деятельности, выраженные в понятиях «специалист» и «профессионал». Исследованы труды Б.Г Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Д.А. Леонтьева, А.Г Маслоу, А.К. Осницкого, С.Л. Рубинштейна, в которых обозначены подходы самореализации личности в профессиональной деятельности. Выявлено компетенции у обучающихся на основе этнопедагогических воззрений северных народов, нацеленное на развитие национального и гражданского самосознания, также создание условий для приобретения опыта вхождения в глобальный мир и межнационального взаимодействия. Таким образом, формирование этнокультурной компетенции обучающегося это процесс деятельности целостной педагогической системы, системная работа администрации образовательной организации, педагогов и родителей по созданию специальных педагогических условий. Современная школа и семья должны воспитывать личность, способную на диалог в многонациональном обществе, укрепление и развитие межкультурных и межнациональных отношений, придающую большое значение технологиям сосуществования и партнерства больших и малых народов, гармонизации отношений при межнациональном взаимодействии. и охарактеризовано содержательное наполнение приведенных видов карьеры наиболее полно раскрывается в процессе рассмотрения структурных компонентов карьеры, в которые включены производственная, личностная и ценностная составляющие. Определены две траектории профессионального развития учителя вертикальная и горизонтальная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CAREER OF A TEACHER

The article addresses a problem of professional self-realization among teachers. The research substantiates the levels of professional activity, expressed in the terms “a specialist” and “a professional”. The author makes a review of works by B.G. Ananyev, L. Vygotsky, A.N. Leontiev, D.A. Leontiev, A.G. Maslow, A.K. Osnitsky, S.L. Rubinstein in which marked the approaches of self-identity in professional activities. The substantive contents of these types of career is revealed and characterized most fully in the process of reviewing the structural components of a career, which include production, personal and value components. Two trajectories of teacher’s professional development are defined: vertical and horizontal.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры учителя»

Таблица 1

Организационно-педагогические условия по формированию этнокультурной компетенции старшеклассников

Условие Содержание

расширение этнокультурной среды старшеклассников через внеаудиторную деятельность разработка и внедрение программы факультатива по формированию основ межнационального общения, толерантности и этнокультурной компетенции для обучающихся старших классов, также организацию для обучающихся старших классов различные формы детско-взрослой образовательной общности

содействие родительской инициативности в организации детско-взрослой образовательной общности для проведения совместных обучающих проектов этнокультурного содержания; организация совместной деятельности обучающихся, родителей, педагогов на основе детско-взрослой образовательной общности в планировании, организации и реализации совместных и индивидуальных учебно-воспитательных проектов этнокультурного содержания

разработка и реализация программы для родителей и педагогов по формированию этнокультурной компетенции старшеклассников. повышение мотивации родителей и педагогов к совместной деятельности через обучение родителей, педагогов, основанное на принципах этнопедагогики, преемственности по уровням образования и учета этапов родительства и особенностей развития ребенка.

ская краеведческая экспедиция «Бэдэр», «Образовательный выезд в Санкт-Петербург (знакомство с вузами)», организация выставки «Коллекционеры Якутии» (инициатива родителя О.И. Егоровой), детско-взрослое сообщество по игре «Со-нор» (якутская игра, формирующая логическое мышление).

Данный комплекс организационно-педагогических условий нацелен на воздействие всех субъектов процесса образования и на организацию их совместной деятельности на основе детско-взрослой образовательной общности. Основополагающим в этнопедагогике народа саха является воспитание реальной жизнью. Происходит это при совместной деятельности детей и взрослых. Во время общей трудовой деятельности каждый выполняет отведенную ему роль: учиться, трудясь - трудиться, учась. Сущность детско-взрослой образовательной общности близка к народным традициям воспитания. Детско-взрослая образовательная общность рассматривается нами как условие формирование этнокультурной

Библиографический список

компетенции у обучающихся на основе этнопедагогических воззрений северных народов, нацеленное на развитие национального и гражданского самосознания, также создание условий для приобретения опыта вхождения в глобальный мир и межнационального взаимодействия.

Таким образом, формирование этнокультурной компетенции обучающегося - это процесс деятельности целостной педагогической системы, системная работа администрации образовательной организации, педагогов и родителей по созданию специальных педагогических условий. Современная школа и семья должны воспитывать личность, способную на диалог в многонациональном обществе, укрепление и развитие межкультурных и межнациональных отношений, придающую большое значение технологиям сосуществования и партнерства больших и малых народов, гармонизации отношений при межнациональном взаимодействии.

1. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения. Уфа: Лето, 2011.

2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, содержание, проблемы совершенствования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; 3: 189 - 195.

3. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2009.

4. Волков ПН. Этнопедагогическая пансофия. Элиста: Издательство Калм. гос. ун-та, 2009.

5. Шустова И.Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип со-бытийности. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 1, № 5 (43): 156 - 168.

References

1. Morozov I.A. 'Etnokul'turnaya kompetentnost'istandarty obschego obrazovaniya vtorogopokoleniya. Ufa: Leto, 2011.

2. Afanas'eva A.B. 'Etnokul'turnoe obrazovanie: suschnost', struktura, soderzhanie, problemy sovershenstvovaniya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; 3: 189 - 195.

3. Poshtareva T.V. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskaya pansofiya. 'Elista: Izdatel'stvo Kalm. gos. un-ta, 2009.

5. Shustova I.Yu. «Zhivoe vospitanie» v shkole: princip so-bytijnosti. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 1, № 5 (43): 156 - 168.

Статья поступила в редакцию 22.01.19

УДК 378

Radjabov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vice-Rector for Academic Policy, Organization and Control of the Educational Process,

Head of the Educational and Methodological Department, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: aslanalievich@mail.ru

ACTUAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CAREER OF A TEACHER. The article addresses a problem of professional self-realization among teachers. The research substantiates the levels of professional activity, expressed in the terms "a specialist" and "a professional". The author makes a review of works by B.G. Ananyev, L. Vygotsky, A.N. Leontiev, D.A. Leontiev, A.G. Maslow, A.K. Osnitsky, S.L. Rubinstein in which marked the approaches of self-identity in professional activities. The substantive contents of these types of career is revealed and characterized most fully in the process of reviewing the structural components of a career, which include production, personal and value components. Two trajectories of teacher's professional development are defined: vertical and horizontal.

Key words: professional education, self-actualization, teacher, career, professional career design, teacher's personal and professional potential.

А.А. Раджабов, канд. пед. наук, доц., проректор по академической политике, организации и контролю образовательного процесса - начальник

учебно-методического управления, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: aslanalievich@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ

В статье актуализируется проблема профессиональной самореализации учителя. Обосновывается уровни осуществления профессиональной деятельности, выраженные в понятиях «специалист» и «профессионал». Исследованы труды Б.Г Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Д.А. Леонтьева, А.Г Маслоу, А.К. Осницкого, С.Л. Рубинштейна, в которых обозначены подходы самореализации личности в профессиональной деятельности. Выявлено

и охарактеризовано содержательное наполнение приведенных видов карьеры наиболее полно раскрывается в процессе рассмотрения структурных компонентов карьеры, в которые включены производственная, личностная и ценностная составляющие. Определены две траектории профессионального развития учителя - вертикальная и горизонтальная.

Ключевые слова: профессиональное образование, самореализация, учитель, карьера, проектирование профессиональной карьеры, личност-но-профессиональный потенциал учителя.

Современное общество вступило в эру развитых технологий, инновационных процессов, где быстрое распространение и использование информации становиться нормой жизни. Приоритетными умениями личности становятся умение анализировать ситуацию, способность к импровизации и убедительному выражению мысли, умение самореализовываться через продуктивную инновационно-профессиональную деятельность. Анализ рынка труда, показал, что система профессионального образования нуждается в реформировании с позиции социального и технологического компонента образования. Более того профессиональная самореализация современного учителя обеспечивается взаимосвязанной совокупностью объективных (социальных) условий и субъективных (индивидуально-личностных) факторов [1].

Как известно, человеку не дано полностью предсказать или описать, что его ожидает в профессиональном будущем и предотвратить ошибки в профессиональной деятельности. Вместе с тем, проектируя свою профессиональную деятельность, необходимо опираться на уровни осуществления профессиональной деятельности, которые выражены в понятиях:

• специалиста человека, подготовленного к профессиональной деятельности. Образовательные учреждения, присваивая человеку квалификацию специалиста, гарантируют, что он обладает необходимыми знаниями, умениями, навыками для выполнения той или иной работы, а также знает четкие алгоритмы их применения в типичных ситуациях;

• профессионала, т. е. специалиста, обладающего богатым профессиональным опытом и способного успешно решать сложные задачи в нестандартных ситуациях. Профессионал не просто обладает развитыми исполнительскими навыками, но способен самостоятельно определять цели трудовой деятельности, критически оценивать ее результаты и изменять характер деятельности, уходить от алгоритмов, чтобы добиваться еще лучших результатов.

Отметим, что важным аспектом в контексте самореализации современного специалиста является воплощение его карьерных устремлений, поскольку активное управление карьерой в динамичных условиях современности - одно из ключевых условий профессионального успеха, достижение высшего уровня профессионализма, максимальное профессиональное и личностное саморазвитие.

Проблемами самореализации занимались и занимаются как уже состоявшиеся психологи-классики, так и молодые ученые. Среди тех, кто заложил фундамент исследования самореализации личности можно выделить Б.П Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Д.А. Леонтьева, А.П Маслоу, А.К. Осницкого, С.Л. Рубинштейна и др. [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Сегодня закономерно встал вопрос не только о подготовке специалистов новой формации, но и необходимости создания и внедрения более эффективных и надежных подходов к проектированию профессиональной карьеры. На наш взгляд, это должно послужить стимулом к созданию и внедрению в практику дополнительного профессионального образования взрослых, новых образовательных продуктов, услуг, инвестиций и инноваций.

Под карьерой понимается осознанные работником суждения и представления о своем будущем, связанным с работой и ожидаемые им способы самовыражения и удовлетворения трудом; а также поступательное продвижение по служебной лестнице, расширение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров получаемого вознаграждения, связанных с трудовой деятельностью [8].

Правильное проектирование профессиональной карьеры предполагает: накопление, обобщение, представление и обмен опытом; формирование профессиональных, специализированных и уникальных компетенций; научная и методическая деятельность; расширение кругозора, конкретными образовательными продуктами и услугами, позволяет учителям не только быть успешными и реализованными в профессиональной деятельности, но и иметь высокий рейтинг в образовательном пространстве страны. Кроме того в проектировании профессиональной карьеры немаловажную роль играют педагогические принципы построения системы профессионального образования т. е базовые идеи, лежащие в основе педагогической науки, следование которым предполагает эффективное осуществление педагогического процесса, понимаемые нами как педагогические закономерности, реализация которых обеспечивается естественным путем, где онтологическими характеристиками категории «педагогические принципы» выступают: исходное положение, убеждения, идея, логическое начало, основополагающая теория науки [10].

Следует отметить, что современный учитель-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, который необходим профессионалу, а это возможно только в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности и логично в организации непрерывного дистанционного образования.

Опираясь на профессиональные стандарты, в настоящее время учёные сформировали базу качественных образовательных продуктов, отвечающих потребностям рынка труда, направленных на: формирование индивидуальной образовательной траектории; развитие профессиональных компетенций; сопровождение в получении смежных профессий; оказание помощи кадровым службам, а также, развитие карьеры и организацию научно-методической деятельности для стимулирования профессионального роста педагогов.

Принимая во внимание запросы современного общества, сегодня значительная часть учителей настроена на глубинное, существенное обновление профессиональной деятельности. В этой устремленности видна тенденция вызревания нового образа учителя, которая связана с четким пониманием многопозиционной структуры педагогического труда. Новая позиция учителя обнаруживается в его способности включать в свою деятельность ряд значимых профессиональных функций: методолога и возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций, исследователя.

Поэтому, одной из важнейших задач дополнительного профессионального образования взрослых мы определяем формирование научно-методической компетентности учителя, которая, на наш взгляд, существенно повысит качество образовательных результатов обучающихся.

Содержательное наполнение карьеры наиболее полно раскрывается в процессе рассмотрения ее структурных компонентов: производственная, личностная и ценностная. Остановимся на их характеристиках.

Личностно-профессиональный потенциал учителя успешно развивается, претерпевает различные структурно-сущностные изменения в реализации личностной, ценностной и производственной составляющих карьеры, то есть они являются фактором влияния на эффективную реализацию личностно-профес-сиональных ресурсов в профессиональной деятельности преподавателя, так как личностно-профессиональный потенциал включает личностные качества, профессиональные знания, профессионально-значимые свойства, которые трансформируются при изменении профессионально значимых условий, ценностей.

Личностная составляющая включает такие качества учителя, как мотивация работника на карьеру, стремление к самореализации в повышении квалификации, уровень притязаний, самооценка, лояльность к собственному месту работы. Эти качества проявляются в способности к достижениям в избранной области профессиональной деятельности: продвижения по службе, социальное признание учителя со стороны профессионального окружения (одобрение стремления к продвижению, используемых для этого средств и методов).

Раскрывая понятия «научно-методическая работа» и «научно-методическая деятельность», необходимо указать на их различия. Научно-методическая работа - это, по сути, научное исследование, целью которого является получение своих собственных, авторских выводов и результатов теоретического и практического характера. Научно-методическая деятельность - сфера профессионально-педагогической деятельности, необходимая для формирования нового знания об образовательно - воспитательном процессе, обеспечивающая появление новых технологий и педагогических приемов.

Научно-методическая деятельность учителя, включает в себя: систематическое повышение квалификации; участие в научно-практических конференциях; проведение собственных мастер-классов; подготовку научных публикаций и работу в научных объединениях; самообразование; разработку новых технологий и их внедрение в образовательный процесс; разработку и апробацию новых образовательных программ, основанных на междисциплинарной и межпредметной интеграции.

Определяя две траектории профессионального развития учителя (вертикальную и горизонтальную) можно отметить значимые факторы, которые обеспечивают успешность и результат:

- относительно горизонтальной траектории - это: накопление, обобщение, обмен опытом, формирование профессиональных компетенций, получение специализированных и уникальных компетенций, формирование «портфеля» результатов, научно-методическая деятельность, повышение профессиональной категории;

- относительно вертикальной траектории профессионального развития учителя: достижение высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных и управленческих компетенций (системное мышление), получение специализированных и уникальных компетенций, высокий научно-методический уровень и значимый научный статус, наличие лидерских качеств, самообразование.

Кроме того, личностно-профессиональный рост учителя понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом процессе - заинтересованность учителя в самосовершенствовании. Если учитель стремится к саморазвитию и личностному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то его личностно-профес-

сиональный рост, который, несомненно, является элементом карьерного роста, будет реализовываться успешно.

Таким образом, в настоящее время рынок образовательных услуг порождает конкуренцию, которая ставит перед каждым учителем проблему его конкурентоспособности, достижения личных успехов на фоне опережения других.

Библиографический список

Проектирование карьерного роста имеет большое значение в обществе. Она оказывает влияние на удовлетворённость трудовой деятельностью учителя и жизнью в целом, создавая благоприятные социально-экономические условия. Успешная карьера может обеспечить учителю материальное благополучие, удовлетворение его высших духовных потребностей.

1. Манжос Л.В., Хазова С.А., Хатит Ф.Р Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015; 3 (162).

2. Ананьев Б.Г Избранные психологические труды: в 2-х. Т. 1. Москва: Педагогика, 1980.

3. Выготский Л.С. Конкретная психология человека. 1986, МГУ; Сер. 14: 51 - 65.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: 1977.

5. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под редакцией Д.А. Леонтьева, В.Г Щур. Москва, 1997.

6. Маслоу А.Г Самоактуализация личности. А. Маслоу. Психология личности. Тексты. Москва, 1982.

7. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. Вопросы психологии. 1992; 1, 2.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973.

9. Поляков В.А. Технология карьеры. ЭКО. 2013; 1.

10. Абдулатипова Э.А., Салманова Д.А., Чупанов А.Х. Принципы построения системы профессионального образования. Педагогическое образование и наука. 2014; 6: 120 - 123.

References

1. Manzhos L.V., Hazova S.A., Hatit F.R. Osobennosti professional'noj samorealizacii pedagogov v sovremennyh usloviyah. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2015; 3 (162).

2. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2-h. T. 1. Moskva: Pedagogika, 1980.

3. Vygotskij L.S. Konkretnaya psihologiya cheloveka. 1986, MGU; Ser. 14: 51 - 65.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: 1977.

5. Leont'ev D.A. Samorealizaciya i suschnostnye sily cheloveka. Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii. Pod redakciej D.A. Leont'eva, V.G. Schur. Moskva, 1997.

6. Maslou A.G. Samoaktualizaciya lichnosti. A. Maslou. Psihologiya lichnosti. Teksty. Moskva, 1982.

7. Osnickij A.K. Umeniya samoregulyacii v professionalem samoopredelenii uchaschihsya. Voprosypsihologii. 1992; 1, 2.

8. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1973.

9. Polyakov V.A. Tehnologiya kar'ery. 'EKO. 2013; 1.

10. Abdulatipova 'E.A., Salmanova D.A., Chupanov A.H. Principy postroeniya sistemy professional'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014; 6: 120 - 123.

Статья поступила в редакцию 22.01.19

УДК 372.016:004

Stashkevich I.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Branch of Military Educatonal and Scientific Center of the Air Force, Military Air Academy n.a. Professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Voronezh), Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia), E-mail: stashkevichiren @ mail.ru

Savelyeva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force,

Military Air Academy n.a. Professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Voronezh), Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: ssv_08_62@mail.ru

Valeeva I.Kh., teacher, Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force, Military Air Academy n.a. Professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Voronezh), Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia), E-mail: valeeva-i@mail.ru

UPON THE FORMATION OF A TEACHING ENVIRONMENT IN THE DISCIPLINE INFORMATICS IN A MILITARY UNIVERSITY. The problem of forming a subject learning environment based on the design and technological principle of education is discussed. The organization of work on the project assignments at the reproductive, partial search and research levels of student autonomy through appropriate management influences from the teacher is proposed, taking into account the specifics of the educational environment of a military university. Examples of the project assignments are given, which are performed in the process of studying individual topics of informatics discipline, and coursework - individual integrated professionally oriented.

Key words: federal state educational standard, competences, design and technological principle of training, portfolio of project tasks, levels of independence, control actions of teacher.

И.Р. Сташкевич, д-р пед. наук,, доц., проф. филиала ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная

академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"», (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске, Е-mail: stashkevichiren@ mail.ru

С.В. Савельева, канд. пед. наук, доц. филиала ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"» (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске, E-mail: ssv_08_62@mail.ru

И.Х. Валеева, преп. филиала ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил"Военно-воздушная академия

имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"» (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске, E-mail: valeeva-i@mail.ru

О ФОРМИРОВАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье обсуждается проблема формирования предметной обучающей среды на основе проектно-технологического принципа обучения. Предлагается организация работы над проектными заданиями на репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском уровне самостоятельности обучающихся путем соответствующих управляющих воздействий со стороны педагога с учетом специфики образовательной среды военного вуза. Приводятся примеры проектных заданий, выполняемых в процессе изучения отдельных тем дисциплины «Информатика», так и курсовых - индивидуальных интегрированных профессионально ориентированных.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, проектно-технологический принцип обучения, портфель проектных заданий, уровни самостоятельности, управляющие воздействия педагога.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФПОС), базирующихся на компетентностном подходе [1], предусматривает формирование у обучающихся соответствующих компетенций, что предпо-

лагает не только получение соответствующих знаний, умений и навыков, но и развитие личностных качеств, позволяющих применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.