Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина А.В., Мальцева И.С.

Профессионально-трудовая адаптация подростков с легкой степенью нарушения интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы на сегодняшний день имеет важное значение. Профессионально-ориентационная работа со школьниками проводится в течение всего периода обучения, начиная с начальных классов в виде урочных и внеурочных форм занятий. Урокам адаптивного физического воспитания также отводится важная роль в профессиональной подготовке школьников, где средствами физической культуры проводится коррекция не только физической подготовленности учащихся, но и их психоэмоциональной сферы, которая имеет важное значение в профессиональной деятельности выпускника. Материалы . Определение проблем и особенностей адаптивного физического воспитания для лиц с легкой степенью нарушения интеллекта с учетом профессионально-ориентированной деятельности в специальных (коррекционных) школах. Методы исследования. Анализ и обобщение научно- методической литературы. Результаты . Известно, что наиболее благоприятный прогноз в трудовой адаптации имеют лица с легкой степенью нарушения интеллекта с основным типом дефекта психики. Они эмоционально устойчивы, более стабильны и имеют хорошую работоспособность. Для лиц с психопатоподобными нарушениями прогноз трудовой адаптации менее благоприятен по причине их неуравновешенности и вспыльчивости, низкой концентрации внимания и более сниженными показателями физического развития. Большинство профессий для мальчиков с нарушением интеллекта предполагают высокие требования к показателям силовой выносливости и координационным способностям, которые, как известно, существенно ниже, в сравнении с возрастной нормой. Заключение . На занятиях по адаптивному физическому воспитанию, предлагаемых нами в виде тренировок SuperPump, необходимо применять разные методические подходы к занимающимся, где учитывается характер их психических и поведенческих отклонений, а также уровень физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашина А.В., Мальцева И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSION-ORIENTED APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH A MILD DEGREE OF INTELLECTUAL DISABILITY

Professional-labor adaptation of teen-agers with a mild degree of intellectual disability in terms of special (correctional) school nowadays is extremely important. Profession-orientated work with schoolchildren is organized during the whole period of study, starting form junior school in a form of lessons and extracurricular activity. Adaptive physical education lessons are also very important in professional training of schoolchildren. There physical culture means help to correct not only physical fitness of students, but also their psycho-emotional sphere. It is significant in professional activity of graduates. Materials . Defining the problems and peculiarities of adaptive physical education for people with mild degree of intellectual disability, taking into account profession-oriented activity at special schools. Research methods. Information sources and scientific-methodical literature analysis and summarizing. Results. It is known that the most favorable prognosis in labor adaptation have people with mild degree of intellectual disability with the basic type of psyche defect. They are emotionally steady, more stable and have good working capacity. For people with psychopatholike disorders prognosis of labor adaptation is less favorable because of their instability and affectability, low level of attention concentration and lower indices of physical development. Most professions for boys with intellectual disability provide high demands claimed on the indices of power endurance and coordinating abilities. They are considerably lower than age related norm. Conclusion . At adaptive physical education lessons, offered by us in a form of SuperPump trainings, it is necessary to use different methodical approaches to pupils. There the character of their psychic and behavioral disorders and the level of physical fitness is taken into consideration.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК: 796/799 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-80-84

Профессионально-ориентированный подход в физическом воспитании обучающихся с легкой степенью нарушения интеллекта

Кашина А.В.1*, Мальцева И.С.2

'Чайковская государственная академия физической культуры и спорта

г. Чайковский, Россия ORCID: 0000-0002-9188-8257, alenak_ch@inbox.ru* 2Чайковский индустриальный колледж г. Чайковский, Россия ORCID: 0000-0001-7253-8625, arina.mis@rambler.ru

Аннотация: Профессионально-трудовая адаптация подростков с легкой степенью нарушения интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы на сегодняшний день имеет важное значение. Профессионально-ориентационная работа со школьниками проводится в течение всего периода обучения, начиная с начальных классов в виде урочных и внеурочных форм занятий. Урокам адаптивного физического воспитания также отводится важная роль в профессиональной подготовке школьников, где средствами физической культуры проводится коррекция не только физической подготовленности учащихся, но и их психоэмоциональной сферы, которая имеет важное значение в профессиональной деятельности выпускника. Материалы. Определение проблем и особенностей адаптивного физического воспитания для лиц с легкой степенью нарушения интеллекта с учетом профессионально-ориентированной деятельности в специальных (коррекционных) школах. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы. Результаты. Известно, что наиболее благоприятный прогноз в трудовой адаптации имеют лица с легкой степенью нарушения интеллекта с основным типом дефекта психики. Они эмоционально устойчивы, более стабильны и имеют хорошую работоспособность. Для лиц с психопатоподобными нарушениями прогноз трудовой адаптации менее благоприятен по причине их неуравновешенности и вспыльчивости, низкой концентрации внимания и более сниженными показателями физического развития. Большинство профессий для мальчиков с нарушением интеллекта предполагают высокие требования к показателям силовой выносливости и координационным способностям, которые, как известно, существенно ниже, в сравнении с возрастной нормой. Заключение. На занятиях по адаптивному физическому воспитанию, предлагаемых нами в виде тренировок SuperPump, необходимо применять разные методические подходы к занимающимся, где учитывается характер их психических и поведенческих отклонений, а также уровень физической подготовленности. Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, подростки с нарушением интеллекта, профессионально-ориентированный подход, специальные (коррекционные) школы.

Для цитирования: Кашина А.В.*, Мальцева И.С. Профессионально-ориентированный подход в физическом воспитании обучающихся с легкой степенью нарушения интеллекта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 80-84. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-80-84.

Profession-oriented approach in physical education of students with a mild

degree of intellectual disability

Alena V. Kashina1*, Irina S. Maltseva2

'Chaykovskiy State Academy of Physical Culture and Sports Tchaykovskiy, Russia ORCID: 0000-0002-9188-8257, alenak_ch@inbox.ru* 2Chaykovskiy Industrial College Tchaykovskiy, Russia ORCID: 0000-0001-7253-8625, arina.mis@rambler.ru

Abstract: Professional-labor adaptation of teen-agers with a mild degree of intellectual disability in terms of special (correctional) school nowadays is extremely important. Profession-orientated work with schoolchildren is organized during the whole period of study, starting form junior school in a form of lessons and extracurricular activity. Adaptive physical education lessons are also very important in professional training of schoolchildren. There physical culture means help to correct not only physical fitness of students, but also their psycho-emotional sphere. It is significant in professional activity of graduates. Materials. Defining the problems and peculiarities of adaptive physical education for people with mild degree of intellectual disability, taking into account profession-oriented activity at special schools. Research methods. Information sources and scientific-methodical literature analysis and summarizing. Results. It is known that the most favorable prognosis in labor adaptation have people with mild degree of intellectual disability with the basic type of psyche defect. They are emotionally steady, more stable and have good working capacity. For people with psychopatholike disorders prognosis of labor adaptation is less favorable because of their instability and affectability, low level of attention concentration and lower indices of physical development. Most professions for boys with intellectual disability provide high demands claimed on the indices of power endurance and coordinating abilities. They are considerably lower than age related norm. Conclusion. At adaptive physical education lessons, offered by us in a form of SuperPump trainings, it is necessary to use different methodical approaches to pupils. There the character of their psychic and behavioral disorders and the level of physical fitness is taken into consideration. Keywords: adaptive physical education, teen-agers with intellectual disability, profession-oriented approach, special (correctional) schools.

For citation: Alena V. Kashina*, Irina S. Maltseva. Profession-oriented approach in physical education

of students with a mild degree of intellectual disability. Russian Journal of Physical Education and Sport.

2021; 16(3): 80-84. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-80-84.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый человек имеет право на образование, где для лиц с ОВЗ и инвалидов должны быть созданы специальные условия, способствующие коррекции нарушений развития и социальной адаптации [1].

В ФГОС для лиц с интеллектуальными нарушениями в развитии к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся, относятся: раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций.

Трудовая деятельность является основой социализации детей с нарушением интеллекта,

она служит одним из методов коррекции, способствует развитию практических навыков и умений, накоплению социального опыта. А трудоустройство выпускников считается ведущим фактором интеграции данного контингента в общество. Поэтому профессиональная подготовка в школах начинается с начальных классов и продолжается до конца обучения. Задачи, решаемые на уроках физической культуры, также должны способствовать успешной профессиональной подготовке и содействовать дальнейшей трудовой социализации [2].

В последние годы вопрос профессионально-трудовой подготовки

и трудоустройства лиц с нарушением интеллектуального развития остается актуальным. Выпускники специализированной (коррекционной) школы должны иметь определённую квалификационную подготовку и быть максимально самостоятельными в общественной жизни, но специфические особенности физического, психического и интеллектуального развития не позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда

[3,4,9,10,11,12].

В связи с вышеизложенным нами была сформулирована цель работы: определение проблем и особенностей адаптивного физического воспитания лиц с легкой степенью нарушения интеллекта с учетом профессионально-ориентированной деятельности в специальных (коррекционных) школах.

Среди обучающихся, имеющих легкую степень нарушения интеллектуального развития, выделяют лиц с основным типом дефекта психики и лиц с эмоционально-волевыми нарушениями.

Анализ научно-методической

литературы показал, что наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью нарушения интеллекта с основным типом дефекта психики. Они более эмоционально устойчивы, уравновешенны, у них отсутствуют сопутствующие заболевания. Для них характерны более высокие возможности восприятия, концентрации внимания и работоспособности. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным, физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя. Отметим и тот факт, что эти показатели чаще характерны для обучающихся, которые занимаются различными формами физической культуры в школьных или внешкольных секциях и кружках.

При трудоустройстве лица с легкой степенью нарушения интеллектуального развития могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Трудовая адаптация лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности бывает затруднена при длительном отрыве от трудовой деятельности в связи с заболеванием

или нетрудоустроенностью. В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуют выполнять однообразные трудовые операции, не требующие быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования.

Прогноз трудоспособности у лиц с нарушением интеллектуального развития, имеющих эмоционально-волевые нарушения (психопатоподобный вариант) менее благоприятный, такие обучающиеся характеризуются неуравновешенностью,

легкостью возникновения аффектов, недостаточной способностью к концентрации, нарушением активного внимания, быстрой истощаемостью волевого усилия, выраженным снижением выносливости и координационных способностей, в начале трудовой адаптации у них часто ухудшается состояние, сильнее проявляются психические нарушения. С учетом этих особенностей в работе с данным контингентом рекомендуется индивидуальная форма организации труда. Она предусматривает работу в отдельном помещении или небольшом коллективе на изолированных участках, подбор видов труда, обеспечивающих свободный темп деятельности со сменой различных приемов [5,6].

Различия в особенностях

психомоторного состояния и особенностях организации и проведения занятий с обучающимися, имеющими легкую степень нарушения интеллектуального развития, обусловливают различные методические особенности проведения занятий, которые необходимо применять и в области физической культуры. При этом уровень профессиональной подготовки обучающихся должен быть подобран в образовательных учреждениях с учетом степени интеллектуальной недостаточности и уровня физической подготовленности (состояния крупной и мелкой моторики, способности выполнять заданную последовательность, способность выполнять работу с необходимым физическим качеством).

В последнее время этой категории лиц уделяется все больше внимания, для них разрабатываются новые формы трудоустройства

и организации их занятости, переносится и адаптируется к нашим условиям зарубежный опыт, усваиваются новые модели и технологии, широко используемые во всем мире [6]. Немаловажная роль в допрофессиональных видах работ со школьниками принадлежит и физической культуре в рамках урочных и внеурочных форм занятий, так как многие виды будущих профессий предъявляют специфические требования к развитию физических качеств и способностей, а также уровня работоспособности организма.

Профессиональное обучение в Пермском крае для мальчиков в основном ориентировано по характеру рабочей нагрузки и его усилий по реализации трудовых задач на физический труд, где предъявляются высокие требования к состоянию опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы, уровню работоспособности и выносливости организма.

Анализ требований, предъявляемых к профессиям типа "Человек-природа", "Человек-техника", "Человек-художественный образ", позволил нам сделать вывод, что все они требуют от рабочего в большинстве случаев хорошей физической подготовленности, в большей степени общей и силовой выносливости, и координационных способностей [7].

В подростковом возрасте, как было отмечено многими авторами, уровень развития физических качеств постепенно повышается, при этом силовые способности, выносливость и скоростные качества исследуемого контингента отстают от таковых у здоровых сверстников на 15-40%, а координационные способности имеют более значимое отставание. К концу обучения в школе уровень физической подготовленности выпускников также не достигает уровня здоровых сверстников, а значит, молодые люди, выбрав профессию физического труда, будут испытывать значительные трудности на рабочем месте, либо их признают профессионально непригодными по физическим показателям [8].

Для устранения выявленных

проблем нами была разработана методика адаптивного физического воспитания, которая реализовалась в урочной и внеурочной формах

занятий для мальчиков 14-16 лет. Основными средствами в методике выступили упражнения из физкультурно-оздоровительной технологии тренировок SuperPump с учетом рациональности двигательных действий и эргономики в указанных видах труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешная социализация, интеграция и трудовая адаптация мальчиков с нарушением интеллекта, окончивших специальную (коррекционную) школу, зависит от многих обстоятельств. Для решения образовательных задач и реализации требований, предъявляемых к выпускникам с учетом особенностей интеллектуального развития и рекомендуемых длянихпрофессий,необходимовпериодобучения применять средства и методы, направленные на устранение выявленных проблем и повышение качества подготовки выпускников с учетом современных условий. Большое значение в этом процессе играет комплексная работа в рамках урочных и внеурочных форм занятий с использованием средств и методов физического воспитания, где особое место должно уделяться развитию общей и силовой выносливости, координационных способностей на основе применения физкультурно-оздоровительной технологии тренировок SuperPump с учетом рациональности двигательных действий и эргономики в указанных видах труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (последняя редакция): Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.

2. Старобина Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости. М.: ФОРУМ: ИНФРА. М. 2007:

304.

3. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : учеб-метод. пособие. М.: Академия. 2007: 122.

4. Горина Е.Н. Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам. Балтийский

гуманитарный журнал. 2018; 7(1(22)): 216-219.

5. Акимова О.И. О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности. Вестник Башкирского университета. 2012; 17(1): 334338.

6. Капланская Е.И. Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: учебно-методическое пособие для педагога специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда. М.: АНО Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты. 2010: 72.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_166866/.

8. Астафьев Н.В. Физическое состояние

умственно отсталых школьников. Сиб. гос. акад. физ. культуры, Проблем. науч.-исслед. лаб. возрастной педагогики спорта. Омск: Изд-во СибГАФК. 1996: 159.

9. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации «Российское профессорское собрание». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-57.

10. Fairclough S.J., Stratton G. 'Physical education makes you fit and healthy'. Physical education's contribution to young people's physical activity levels. Health Education Research. 2005; 20(1): 14-23. DOI: 10.1093/her/cyg101.

11. Hallal P.C., Andersen L.B., Bull F.C., Guthold R., Haskell W., Ekelund U. Global physical activity levels: Surveillance progress, pitfalls, and prospects. The Lancet. 2012; 380(9838): 247-257. DOI: 10.1016/S0140-6736(12)60646-1.

12. Parikh T., Stratton G. Influence of intencity of physical activity on adiposity and cardiorespiratory fitness in 5-18 year olds. Sports Medicine. 2011; 41(6): 477-488. DOI: 10.2165/11588750-00000000-00000.

Статья поступила в редакцию: 30.07.2021

Кашина А.С. - старший преподватель, Чайкосвкая государственная академия физической культуры и спорта, 617765, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: alenak ch@inbox.ru Мальцева И.С. - кандидат педагогических наук, Чайковский индустриальный колледж, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 75, e-mail: arina.mis@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.