Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / CHILDREN WITH INTELLECTUAL RETARDATIONS / CORRECTIONAL SCHOOLS / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наумова Е.В., Фендель Т.В.

Цель исследования - определить влияние двигательной активности детей 8 - 10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта на уровень их физической подготовленности. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе коррекционных школ Пермского края. В нем приняли участие 198 детей 8 - 10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта. Проводилась количественная и качественная оценка двигательной активности детей на уроке физической культуры и уровня физической подготовленности. Результаты исследования и выводы. Наблюдается высокая отрицательная взаимосвязь высокого уровня двигательной активности детей с результатами контрольного испытания «6-минутный бег». Практически равные коэффициенты корреляции были получены между результатами выполнения контрольного испытания «Прыжок в длину с места» у детей с высоким и низким уровнями двигательной активности. Схожую картину наблюдали при выполнении обучающимися контрольного испытания «Прохождение гимнастической скамьи». Не выявлено статистически значимой взаимо-связи между уровнями двигательной активности детей с нарушениями интеллекта легкой степени и результатами выполнения ими контрольного испытания «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа». Наблюдается сильная отрицательная взаимосвязь между результатами выполнения контрольного испытания «Проба Ромберга», но только в группе детей с высоким уровнем двигательной активности. Детям с низким уровнем двигательной активности оказалось сложно выполнить контрольное испытание «Падающая линейка». Результаты проведённого исследования дают основание заключить, что уровень двигательной активности детей, имеющих нарушение интеллекта легкой степени, является фактором, детерминирующим результат при диагностике уровня сформированности у них скоростных и координационных способностей, а также в испытаниях на выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наумова Е.В., Фендель Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effects of motor activity on physical fitness of students with intellectual retardations

Objective of the study was to determine the effects of motor activity on physical fitness of the 8-10 year-old children diagnosed with a mild degree of intellectual retardation. Methods and structure of the study. The study was conducted on the basis of correctional schools of the Perm region. Sampled for the experiment were 198 children of 8-10 years of age diagnosed with a mild degree of intellectual retardation. We conducted a quantitative and qualitative assessment of the children’s motor activity during the physical education classes and their physical fitness level. Results of the study and conclusions. We detected a high level of negative correlation of increased motor activity of the children with the results of the control test "6-minute run". Almost equal correlation coefficients were obtained between the results of the control test "Standing long jump" and both the high and low levels of motor activity. A similar picture was observed when the students performed the control test "Gymnastic bench waling". No statistically significant correlation was found between the levels of motor activity of the children with mild intellectual retardations and the results of the control test "Push-ups". There was a strong negative correlation between the results of the control "Romberg test", but only in the group of children with the high level of motor activity. It was difficult for the children with the low level of motor activity to complete the "Falling ruler" test. The findings suggest that the level of motor activity of children with the mild degree of intellectual retardations is a factor determining the result of diagnosing the level of formation of their speed and coordination abilities, as well as endurance skills.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 12.12.2019 г.

Е.В. Наумова1

Кандидат педагогических наук Т.В. Фендель1

1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

EFFECTS OF MOTOR ACTiViTY ON PHYSiCAL FiTNESS OF STUDENTS WiTH iNTELLECTUAL RETARDATiONS

E.V. Naumova1 PhD T.V. Fender

1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: naumova ekaterin@inbox.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - определить влияние двигательной активности детей 8 - 10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта на уровень их физической подготовленности.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе коррекционных школ Пермского края. В нем приняли участие 198 детей 8 - 10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта. Проводилась количественная и качественная оценка двигательной активности детей на уроке физической культуры и уровня физической подготовленности. Результаты исследования и выводы. Наблюдается высокая отрицательная взаимосвязь высокого уровня двигательной активности детей с результатами контрольного испытания «6-минутный бег». Практически равные коэффициенты корреляции были получены между результатами выполнения контрольного испытания «Прыжок в длину с места» у детей с высоким и низким уровнями двигательной активности. Схожую картину наблюдали при выполнении обучающимися контрольного испытания «Прохождение гимнастической скамьи». Не выявлено статистически значимой взаимосвязи между уровнями двигательной активности детей с нарушениями интеллекта легкой степени и результатами выполнения ими контрольного испытания «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа». Наблюдается сильная отрицательная взаимосвязь между результатами выполнения контрольного испытания «Проба Ромберга», но только в группе детей с высоким уровнем двигательной активности. Детям с низким уровнем двигательной активности оказалось сложно выполнить контрольное испытание «Падающая линейка».

Результаты проведённого исследования дают основание заключить, что уровень двигательной активности детей, имеющих нарушение интеллекта легкой степени, является фактором, детерминирующим результат при диагностике уровня сформированности у них скоростных и координационных способностей, а также в испытаниях на выносливость.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети с нарушением интеллекта, коррекционные школы.

Annotation

Objective of the study was to determine the effects of motor activity on physical fitness of the 8-10 year-old children diagnosed with a mild degree of intellectual retardation.

Methods and structure of the study. The study was conducted on the basis of correctional schools of the Perm region. Sampled for the experiment were 198 children of 8-10 years of age diagnosed with a mild degree of intellectual retardation. We conducted a quantitative and qualitative assessment of the children's motor activity during the physical education classes and their physical fitness level.

Results of the study and conclusions. We detected a high level of negative correlation of increased motor activity of the children with the results of the control test "6-minute run". Almost equal correlation coefficients were obtained between the results of the control test "Standing long jump" and both the high and low levels of motor activity.

A similar picture was observed when the students performed the control test "Gymnastic bench waling". No statistically significant correlation was found between the levels of motor activity of the children with mild intellectual retardations and the results of the control test "Push-ups". There was a strong negative correlation between the results of the control "Romberg test", but only in the group of children with the high level of motor activity. It was difficult for the children with the low level of motor activity to complete the "Falling ruler" test. The findings suggest that the level of motor activity of children with the mild degree of intellectual retardations is a factor determining the result of diagnosing the level of formation of their speed and coordination abilities, as well as endurance skills.

Keywords: adaptive physical education, children with intellectual retardations, correctional schools.

Введение. Дети с нарушением интеллекта представляют собой гетерогенную группу, которая отражает значительную

вариабельность в степени выраженности проявлений основного дефекта и влиянии его на моторику [1, 4]. Двигательная

активность детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности [1-3]. У таких детей может наблюдаться как повышенная, так и пониженная двигательная активность, что оказывает влияние на уровень развития физических качеств, познавательных процессов и уровень социальной адаптации [1, 4, 5].

Цель исследования - определить влияние двигательной активности детей 8-10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта на уровень их физической подготовленности.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе специальных (коррекционных) школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Пермского края. В нем приняло участие 198 детей 8-10 лет с легкой степенью нарушения интеллекта.

В ходе исследования был осуществлён видеоанализ уроков физической культуры, проводившихся в коррекционных школах Пермского края. В качестве основного показателя двигательной активности обучающихся было выбрано количество локомоций за один урок (оценивали при помощи индивидуальных шагомеров). Кроме того, в ходе педагогического наблюдения фиксировались показатели, позволяющие осуществить качественную оценку двигательной активности детей: её целеполагающий характер (осмысленность), устойчивость к воздействию отвлекающих факторов (стабильность), достаточность и необходимость. Для оценки физической подготовленности обучающихся применялось тестирование уровня развития физических качеств.

Результаты исследования и их обсуждение. Интерпретация результатов видеоанализа двигательной активности обучающихся осуществлялась согласно диапазонам, выделенным путём статистических расчётов по формуле Стерджесса, следующим образом: менее 1014 локомо-ций за урок - низкий уровень двигательной активности обучающихся (1 балл); более 1432 локомоций за урок - высокий уровень двигательной активности (3 балла); в диа-

пазоне от 1015 до 1431 - средний уровень двигательной активности (2 балла) (табл. 1).

Качественный анализ результатов педагогического наблюдения позволил констатировать, что для детей с высоким уровнем двигательной активности (а таковых среди детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта примерно шестая часть) более характерными были следующие признаки: быстрый темп движений, наличие большого количества бесцельных движений, частая отвлекаемость. Такие дети громко проявляли свои эмоции, не всегда до конца слушали задания учителя, некоторые проявляли агрессивное поведение по отношению к одноклассникам. Чаще всего такое поведение свойственно детям с гиперактивностью.

У детей с низким уровнем двигательной активности (примерно каждый третий ребёнок с нарушением интеллекта лёгкой степени) фиксировали следующие проявления двигательной сферы: общая замедленность движений, моторная неуклюжесть, неумение выполнить упражнение по образцу, частый отказ от выполнения упражнений.

У детей со средним уровнем двигательной активности темп движений чаще всего соответствовал предложенному учителем, они реже отвлекались, выполняли инструкции учителя. Таких детей в коррекционных школах VIII типа примерно половина (51,5 %).

Далее мы решили оценить степень влияния уровня двигательной активности детей с нарушением интеллекта легкой степени на уровень их физической подготовленности (по результатам выполнения контрольных испытаний) (табл. 2).

В связи с тем что одни результаты представляют собой данные порядковой шкалы, а другие - метрической, для определения и оценки тесноты связи между двумя рядами сопоставляемых количественных показателей применяли расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 1. Результаты оценки двигательной активности детей 8-9 лет с легкой степенью нарушения интеллекта на уроке физической культуры

Уровень двигательной активности Среднее количество локомоций за урок Количество обследуемых детей

человек %

Низкий 806 59 29,8

Средний 1223 102 51,5

Высокий 1640 35 17,7

Итого 198 100

Таблица 2. Корреляционные связи между уровнями двигательной активности детей с нарушением интеллекта легкой степени и уровнем их физической подготовленности

Контрольные испытания Уровень двигательной активности

высокий средний низкий

Бег на 30 м, с 0,82 0,6 0,64

Наклон вперед из положения сидя, см 0,41 0,44 0,52

6-минутный бег, м -0,72 0,4 0,61

Прыжок в длину с места, см 0,71 0,41 0,68

Прохождение гимнастической скамьи, с 0,64 0,42 0,70

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 0,32 0,39 0,27

Проба Ромберга, с -0,84 0,51 0,56

«Падающая линейка», см 0,64 0,51 0,82

№ 3 • 2020 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

73

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

В ходе анализа взаимосвязи результатов выполнения контрольного испытания «Бег 30 м» с уровнями двигательной активности детей с нарушениями интеллекта легкой степени была выявлена высокая положительная связь только с результатами детей с высокой двигательной активностью (коэффициент корреляции равен 0,82).

Результаты видеоанализа выполнения этого контрольного испытания позволили констатировать, что дети с высоким уровнем двигательной активности допускают значительные нарушения в технике: были зафиксированы боковые колебания туловища, недостаточная амплитуда движений, несогласованность движений рук и ног У детей с низким уровнем двигательной активности наблюдалась замедленная реакция на сигнал старта, слабое отталкивание и вынос бедра.

При выполнении контрольного испытания «Наклон вперед из положения сидя» не было зафиксировано достоверных различий в результатах испытуемых всех трёх групп.

К неочевидным и дискуссионным результатам исследования следует отнести факт определения высокой отрицательной взаимосвязи высокого уровня двигательной активности детей с результатами контрольного испытания «6-минутный бег» (коэффициент корреляции составил -0,72). Большая часть испытуемых не смогла до конца выполнить это испытание (фиксировали отказ от выполнения задания). Такое поведение, по результатам опроса педагогов, характерно для этой группы детей и при выполнении иной работы монотонного характера.

Практически равные коэффициенты корреляции были получены между результатами выполнения контрольного испытания «Прыжок в длину с места» у детей с высоким и низким уровнями двигательной активности (0,71 и 0,68 соответственно). Но если первые достигали хороших результатов за счёт мышечных усилий, при этом нарушая технику прыжка (слабое подседание, неодновременное отталкивание, лишние движения руками и т. п.), то вторые - преимущественно за счёт избегания «лишних» движений. Дети со средним уровнем двигательной активности чаще теряли равновесие при приземлении, что отразилось на результатах выполнения контрольного испытания.

Схожую картину наблюдали при выполнении обучающимися контрольного испытания «Прохождение гимнастической скамьи». Дети с высоким уровнем двигательной активности очень быстро выполняли предложенное задание, во время выполнения которого допускали множественные ошибки. Дети с низким уровнем двигательной активности были более сосредоточенны при прохождении скамьи, что в целом положительно отразилось на результатах выполнения контрольного испытания. Дети со средним уровнем двигательной активности чаще всего демонстрировали неравномерный темп и неуверенность при прохождении скамьи.

Корреляционный анализ не выявил статистически значимой взаимосвязи между уровнями двигательной активности детей с нарушениями интеллекта легкой степени и результатами выполнения ими контрольного испытания «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа».

Принято считать, что для детей с нарушениями интеллекта одними из самых сложных являются испытания, связанные с оценкой координационных способностей [3]. Этот факт нашёл своё подтверждение в виде сильной отрицательной взаимосвязи между результатами выполнения контрольного испытания «Проба Ромберга» (коэффициент корреляции равен - 0,84), но только в группе детей с высоким уровнем двигательной активности. Только дети из этой группы испытывали затруднения при выполнении этого кон-

трольного испытания: они быстро отвлекались на внешние раздражители, разговаривали, смеялись, что вело за собой снижение концентрации на упражнении и потерю равновесия. Для детей, имеющих низкий и средний уровни двигательной активности, выполнить это контрольное испытание оказалось значительно легче.

Тем удивительней тот факт, что очень сложно оказалось детям с нарушением интеллекта, имеющим низкий уровень двигательной активности, выполнить контрольное испытание «Падающая линейка» (коэффициент корреляции равен 0,82)! Таким образом, можно утверждать, что при оценке координационных способностей детей с нарушением интеллекта легкой степени обязательно следует учитывать уровень их двигательной активности.

Вывод. Уровень двигательной активности детей, имеющих нарушение интеллекта легкой степени, является фактором, детерминирующим результат при диагностике уровня сформированности у них скоростных и координационных способностей, а также в испытаниях на выносливость. Полученные данные могут служить основанием для организации дифференцированного подхода в физическом воспитании детей с нарушениями интеллекта легкой степени.

Литература

1. Антипанова Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2. - С. 24-27.

2. Ивинский Д.В. Актуальность экспериментальных методик дополнительного физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида / Д.В. Ивинский // Вестник Тамбовского государственного университета. - 2015. - № 2 (142) -С. 102-107.

3. Калмыков Д.А. Тестовый контроль развития координационных способностей детей с умственной отсталостью / Д.А. Калмыков, Г.И. Дерябина // Гаудеамус. - 2017. - № 3. - С. 38-43.

4. Снесарь Н.Н. Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта / Н.Н. Снесарь, В.В. Пономарев // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 1. - С. 111-115.

5. Снигур М.Е. Коррекция развития физических качеств учащихся с нарушением интеллекта на основе игрового метода на уроках физической культуры / М.Е. Снигур, В.В. Власов, Н.В. Власов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 23-238

References

1. Antipanova N.A., Datsko M.A. Osobennosti razvitiya detey s narush-eniyami intellekta [Features of development of children with intellectual disabilities]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2016. # 2. pp. 24-27.

2. Ivinskiy D.V. Aktualnost eksperimentalnyih metodik dopolnitelnogo fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya spetsialnoy (korrektsionnoy) shkolyi VIII vida [Relevance of experimental methods of additional physical education of students of special (correctional) school of VIII type].Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. no. 2 (142) pp. 102-107.

3. Kalmykov D.A., Deryabina G.I. Testovy kontrol razvitiya koordinatsion-nyih sposobnostey detey s umstvennoy otstalostyu [Test control of development of coordination abilities of children with mental retardation]. Gaudeamus. 2017. no.3. pp. 38-43.

4. Snesar N.N., Ponomarev V.V. Fizicheskoe vospitanie detey s nar-usheniem intellekta [Physical education of children with intellectual impairment]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. V.P. Astafyeva. 2011. no. 1. pp. 111-115.

5. Snigur M.E., Vlasov V.V., Vlasov N.V. Korrektsiya razvitiya fizicheskih kachestv uchaschihsya s narusheniem intellekta na osnove igrovogo metoda na urokah fizicheskoy kulturyi [Correction of development of physical qualities of students with intellectual disabilities based on game method at physical education lessons]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2017. no. 11 (153). pp. 23-238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.