УДК: 612.766.1:616.12 - 073.97 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-55-58
Влияние занятий юнифайд гандболом на уровень общефизической подготовки и психосоциальной адаптации у школьников 13 — 14 лет с умственной отсталостью легкой степени
Доронцев А.В*1, Светличкина А.А1, Зинчук Н.А2, Ермолина Н.В.2
'Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-9446-103Х, [email protected]* ORCID: 0000-0001-6337-6935, [email protected] 2Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-5837-9912, [email protected] ORCID: 0000-0001-9228-748Х, [email protected]
Аннотация: Апробированная методика проведения учебно-тренировочных занятий по юнифайд гандболу с привлечением волонтеров - студентов ВУЗов позволили выявить положительное влияние занятий адаптивным спортом не только на физическую подготовленность участников эксперимента, но и на их психосоциальную реабилитацию. Представляет интерес развитие коммуникативных качеств у школьников при проведении занятий с волонтерами студентами, по мере увеличения количества занятий экспоненциально возрастал уровень межличностных контактов, снижался уровень напряженности при освоении новых двигательных действий. Материалы. Материалом для исследования послужили данные уровня физической подготовленности обучающихся в интернате с ОВЗ (Ограниченные возможности здоровья) №1 г. Астрахань, объемом 21 человек, возраст - 13 - 14 лет. Все школьники имели в анамнезе диагноз - легкая корректируемая степень умственной отсталости других ограничений для занятий физической культурой и адаптивным спортом отсутствовали. Методы исследования. Критерии включенные в исследование: комплексный анализ развития физических качеств; анализ уровня психосоциальной адаптации школьников (на основании совместного анкетирования родителей и школьников); добровольное участие в исследовании (занятия юнифайд гандболом), решение о занятиях принимали родители и опекуны. Критерии исключения: школьники, ранее занимавшиеся адаптивным спортом - игровые виды. Все обучающиеся прошли ежегодный медицинский осмотр, оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку определялась по результатам функциональных проб. Оценивался первичный уровень развития физических качеств на основании контрольных нормативов Федерального государственного образовательного стандарта для средних образовательных школ. На начальном этапе были сформированы группа сравнения (п1 = 10) и контрольная группа (п2 = 11) не имеющих существенных различий по полу, возрасту и физической подготовленности. Статистическая обработка результатов исследования проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики (пакет программ Statistica 10 США). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюден-та. Различия считались достоверными при р < 0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Результаты. Наблюдались стабильные имеющие тенденцию к росту показатели физической подготовленности и психосоциальной адаптации. Заключение. Использование элементов юнифайд гандбола в группе обучающихся с корректируемым нарушением интеллекта, позволяет формировать соответствующий уровень развития физических и коммуникативных качеств необходимых для занятий адаптивным спортом.
Ключевые слова: юнифайд гандбол, обучающиеся, корректируемое нарушение интеллекта.
Для цитирования: Доронцев А.В., Светличкина А.А., Зинчук Н.А., Ермолина Н.В. Влияние занятий юнифайд гандболом на уровень общефизической подготовки и психосоциальной адаптации у школьников 13 - 14 лет с умственной отсталостью легкой степени. Педагогико-психологи-ческие и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 68-72. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-55-58
The impact of unified handball on the level of general physical training and psychosocial adaptation among 13-14 year-old pupils with mild mental
retardation
Aleksandr V. Dorontsev1*, Anastasiya A. Svetlichkina1, Nina A. Zinchuk2,
Natalya A. Yermolina2
1Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-9446-103Х, [email protected]* ORCID: 0000-0001-6337-6935, [email protected] 2Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-9228-748Х, [email protected] ORCID: 0000-0001-5837-9912, [email protected]
Abstract: The tested method of unified handball training sessions organization involving volunteers - students of higher educational establishments allowed to reveal positive impact of adaptive sports not only on physical readiness of experiment participants, but also on their psychosocial rehabilitation. It is interesting to study communicative qualities development among schoolchildren during classes with volunteers-students. With the number of classes increase the level of interpersonal contacts also increased exponentially, the level of tension during new motor actions mastering decreased. Materials. The material for the study formed the results of students' physical readiness in a boarding school for children with LHO (Limited health opportunities) № 1 in Astrakhan (21 people, age - 13 - 14 years-old). All pupils had the following diagnosis: easy adjustable degree of mental retardation, there were no other reasons for physical education and adaptive sports restriction. Research methods. Criteria included into the study: complex analysis of physical qualities development; the level of schoolchildren's psychosocial adaptation analysis (based on a joint questionnaire organization among parents and schoolchildren); voluntary participation in the study (unified handball lessons), the decision on the activities was made by parents and guardians. Criteria of exclusion: pupils who previously went in for adaptive sports - game types. All students underwent an annual medical examination, assessment of the risk factors of disadaptive reactions development to physical load was determined by the results of functional samples. The initial level of physical qualities development was assessed on the basis of the control normatives of the Federal State Educational Standard for Secondary Schools. Initially, the experimental group (n1 = 10) and the control group (n2 = 11) were formed. The groups didn't have considerable differences in gender, age and physical readiness. Statistical processing of the results was carried out using standard methods of variation statistics (the USA Statistica 10). The validity of the differences was evaluated by Student 's t-criterion. Distinctions were considered reliable in case р <0.05. The correlation analysis was realized with Pearson correlation coefficient. Results. There was a steady increasing indices of physical readiness and psychosocial adaptation. Conclusion. The use of unified handball elements in a group of students with a corrected intelligence disorder allows to form the corresponding level of physical and communicative qualities development necessary for adaptive sports lessons.
Keywords: unified handball, students, adjustable intellect disorder.
For citation: Aleksandr V. Dorontsev*, Anastasiya A. Svetlichkina, Nina A. Zinchuk, Natalya A. Yermolina. The impact of unified handball on the level of general physical training and psychosocial adaptation among 13-14 year-old pupils with mild mental retardation. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(3): 68-72. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-55-58 АКТУАЛЬНОСТЬ Исследования по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и педагогов, психологов, физиологов, де-фектологов, врачей и других специалистов [2; 3]. Отработаны и успешно применяются новейшие
методики тренировок. Проведение специальных Олимпийских игр - Special Olympics обеспечивает лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой в любом возрасте. Более миллиона человек из 162 стран мира являются его участниками. Special Olympics - самое распространенное спортивное движение такого рода, потому что является до-
ступным, постоянно совершенствующимся и развивающимся. К данному виду спортивных соревнований и относится юнифайд гандбол [4,7,6,8]. Исследователи [1,5,9,10], отмечают большую практическую значимость, ценность и необходимость занятий адаптивной физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи нами было проведено исследование использования элементов юнифайд гандбола в группе обучающихся 13 - 14 лет школы интерната № 1 г. Астрахань с диагнозом умственная отсталость легкой степени.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В ходе работы были анализированы данные уровня физической подготовленности обучающихся, результаты функциональных проб, динамика развития физических качеств. Развитие коммуникативных умений определялось опросником, в котором участвовали родители и обучающиеся.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты первичных контрольных нормативов в группах исследования не выявили значимых различий в уровне физической подготовленности обучающихся. Выполнение силовых нормативов не вызывало каких-либо сложностей у 56 ± 5,2 % обучающихся, удовлетворительный уровень развития гибкости был выявлен у 39 ± 3,7% исследуемых. Тест на выносливость вызвал затруднение у 86 ± 4,1% школьников, неудовлетворительные результаты развития скоростных качеств 88 ± 2,7% и координационных способностей 93 ± 2,5% были выявлены у детей на начальном этапе исследования. Для решения основных задач представленной работы на предварительном этапе было проведено анкетирование родителей и опекунов, анкета состояла из трех блоков по пять вопросов в каждом. Первый блок анкеты вопросов позволял определить отношение родителей и лиц, их представляющих к систематическим занятиям адаптивным видом спорта. Второй блок вопросов был направлен на уровень развития коммуникативных качеств ребенка. Третий блок вопросов относился к возможности совместных с детьми занятий адаптивной физической культурой и спортом. На вопросы анкеты отвечали родители вместе с детьми, результат ответов в начале исследования выявил следующие приоритеты;
- по первому блоку вопросов большинство родителей и опекунов высказались за занятием спортом в формате «для себя» - 76 %, 11% анкетируемы положительно относились к адаптивному спорту и 13% не считали нужным дополнительные занятия адаптивным спортом в режиме дня. По второму блоку вопросов более 50% ре-
спондентов высказались за положительное влияние физической культуры и спорта на развитие коммуникативных качеств у детей, более 20 % родителей и опекунов считали приоритетными видами развития коммуникативных качеств у детей игровые виды спорта и 26 % анкетируемых выразили неуверенность в пользе занятий физической культурой и спортом. По третьему блоку вопросов более 50 % респондентов ответили положительно о совместных занятиях с детьми адаптивной физической культурой и спортом, 30 % опрашиваемых выявили желания заниматься с детьми, но не имеют для этого возможностей и менее 20% анкетируемых выразили сомнение в пользе совместных занятий с детьми физической культурой. По окончании проведенного исследования в ответах респондентов наблюдались существенные изменения, так в первом блоке вопросов практически все родители и опекуны высказались за дополнительные занятия адаптивными видами физической культуры и спорта, неизменными показателями остался формат занятий «для себя», в то же время все дети высказались за участие в соревнованиях. По второму блоку вопросов все респонденты отметили положительные изменения в развитии коммуникативных качеств у детей, занимавшихся элементами юнифайд гандбола, выросло число контактов с волонтерами, появилась заинтересованность владения мячом «как тренер», при этом все анкетируемые отметили заинтересованность детей в соревновательном варианте проведения занятий. По третьему, блоков вопросов все респонденты утвердительно ответили о пользе совместных занятий с детьми юнифайд гандболом. Представляет интерес динамика психоэмоциональной адаптации детей к совместным занятиям юнифайд гандболом с волонтерами и родителями, на первых этапах занятий дети, занимавшиеся с волонтерами, проявляли определенную неуверенность в выполнении заданий, были замкнуты в общении, однако на втором месяце занятий наблюдалось значимое изменение в общении с волонтерами, использование игровых элементов юнифайд гандбола позволило значительно повысить коммуникативные качества детей.
Изучение динамики развития физических качеств за время исследования в группе сравнения (п1 = 10), позволило выявить существенный рост показателей координационных способностей, скоростно - силовых качеств, повышение собственно силовых качеств не имело достоверных подтверждений. В контрольной группе (п2 = 11) занимающихся физической культурой в рамках школьной программы значимых изменений не наблюдалось (таблица).
Показатели ПерБ1гсное тестирование I точка контроля через 2 мес. Пточка контроля через 4 мес. Шточка контроля через 6 нес. ГУ точка контроля через £ мес. Коатро льное тестнро ванне через 9 нес.
г.,-10 □:11 и -10 в:-1] и -10 в:-1] 11,-10 □:-11 Щ-Ю Ъ-11 10 11
1. Челночны й бег 13x10 (с) 1.2-4=1, 5 цы. >> л. 12.:= 1.4 13.5*1. 3 11,2*1. - 10М. 1 11,3=1. 4 10,1±1 Л 12.5* 13 ю,: 4 12= 1,1
2. Бег Мы (с) И.М1, & 1.1,5*1. и, а* 1.1 11.1*1, 4 11,2*1, 1 1(1.4=0, 11,4=1. 10.3±0 ,1 11.5* 1.1 10,э =0.9 111.4 ±1,:
3. Упражнени $.7±4 2 9.5=1.1 10.3± ал 9,т±ц> 12,5=1, - 9.5Ы,: ш. 1 9.7=1,- 9.5=1, 5 14,1 « 9.7= 1,4
«Папочка» И
4.Псатягива ниена зысокоы перекладин еюн. (ьол-во повтор.) 5=1.а 5=2.5 5=:.о 5=2.8 5=:,5 6*2.4 5=1,0 5=2,5 5=1.3 6=:, 5 5±2. 5
^.Сгибание [I разгибание в упоре лежа на. ппшастнче СИМ скамейке □ев. (кол-во повтор.) 5,6=1,4 5.7±1, 2 5=1,0 5:2=1 5,6*1,: 6,3=1,2 5,2*1,- 2 5.5=1, - 7,2* 1 1 1 • 5.6= и
б.Прыжкы на скакалке за 20 с. Скол — ЕО повтор.) 19^=5. 4 20,1=3. >> Л. 22=4, В 20.(5=5. 4 26=6.1 2],4±5.0 :в=4,: 24,4=5, 0 24.:= А2 10± 4,4 * 15=
Т.ПрЫЖЕЫ Е джину с места (см) 142*15 140=10 145±1 2 144=11 150*10 ]43±Ю 150=10 145=10 154=1 а 143±1 1 =8 144= 10
Примечание: * р<0,05 по сравнению с контрольной группой.
Полученные в ходе математической обработки коэффициенты автокорреляционной функции, дали возможность сделать заключение о наличии существенной роли занятий элементами юнифайд гандбола и развитием физических качеств г = 0,477; р <0,05.
Элементы юнифайд гандбола применяемые для занятий с обучающимися группы сравнения (п1 = 10) характеризующиеся не высоким уровнем развития физических качеств, как показали наблюдения, представляются доступными и достаточно эффективными. Примерные элементы юнифайд гандбола, которые были использованы для занятий;
- целевой пас, ведение мяча 10 метров, бросок по воротам;
- скоростной пас;
- ведение мяча по заданной траектории;
- прием мяча обратным пасом в движении;
- атака ворот с обратным пасом;
- бросок мяча на дистанцию в обозначенном коридоре.
Необходимо отметить, что все упражнения выполнялись в парах с родителями или волонтерами. Перед выполнением задания родители и волонтеры демонстрировали упражнение элементами и комплексно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование применения элементов юнифайд гандбола в группе школьников, имеющих в анамнезе кор-
ректируемое нарушение интеллекта легкой степени, показало многообразие положительных сдвигов в психосоциальной реабилитации, уровне физического развития и совершенствовании регуляторно - адаптационных процессов. Определение ведущих критериев и закономерностей развития физических качеств с применением элементов юнифайд гандбола в практике адаптивной физической культуры при данном заболевании у детей, позволит создать условия для перспективного развития адаптивного спорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апциаури Л.Ш., Спорт как социальное явление и фактор социализации личности. Теория и практика физической культуры. 2003; 1: 12-14.
2. Веневцев С.И., Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Метод, пособие. М.: Советский спорт. 2006: 56.
3. Гуськов С.И. Спорт и особые дети. М.: Ва-гриус. 2015: 303.
4. Здравоохранение в России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России. 2018: 356.
5. Марков Л.Н., Клинические аспекты спортивной медицины. Теория и практика физической культуры. 2014; 5: 41.
6. Положение о проведении соревнований по юнифайт гандболу. (Официал. положение турнира г. Москвы по юнифайт гандболу). М. 2017: 4.
7. Положение о проведении Спартакиады Специальной Олимпиады России по летним
видам спорта (утв. Министерством спорта РФ и Общероссийской общественной благотворительной организацией помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России" 26 августа 2016 г.) URL: http://base. garant.ru/57419881/
8. Светличкина А.А., Чичкова М.А. Оценка деятельности сердечно - сосудистой системы у лиц с ограниченными слуховыми возможностями. Кардиология и кардиохирургия: инновационные решения - 2016 Материалы юбилейной 10-й межрегиональной научно-практической конференции. ГБОУ ВПО «Астраханский ГМУ». 2016: 176-178.
9. Чичкова, М.А., Светличкина А.А., Дорон-цев А.В. Оценка влияния занятий адаптивными видами спорта на резервные показатели сердечно сосудистой системы у пациентов с нейро-сенсорной тугоухостью I - II степени. Человек. Спорт. Медицина. 2018; 18(4): 117-122.
10. Чичкова М.А., Светличкина А.А. Способ комплексной оценки показателей сердечно - сосудистой системы у спортсменов. Патент на изобретение. RUS 2652968 19.09.2017
11. Zinchuk N.A., Yermolina N.V., Dorontsev A.V., Svetlichkina A.A. Study of therapeutic physical exercise impact on the functional status of elderly womenю Advances in Gerontology. 2019; 9(1): 98100.
12. Balabinis, C., P., Psarakis, C., H., Moukas, M., Vassiliou, M., Behrakis, P., K. Early phase changes by concurrent endurance and strength training. J Strength Cond. Res. 2003; 17(2): 393401.
Статья поступила в редакцию: 12.08.2019
Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: [email protected]
Светличкина Анастасия Александровна - аспирант, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: doronceva@ rambler.ru
Зинчук Нина Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414062, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: nina-zinchuk@ mail.ru
Ермолина Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414062, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: [email protected]