Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 61-68. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 61-68.
Научная статья УДК 811(072.8)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК МОДУЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ
Галина Владимииовна Файзиева
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия, fayzi evagv@yandex. ru
Аннотация. Иностранный язык, бесспорно, является тем фундаментом, на котором базируется профессиональная подготовка будущего специалиста. Иностранный язык - это не только цель, но и средство данного процесса. Изучая иностранный язык возможно приобрести универсальные компетенции, необходимые для результативной профессиональной деятельности - критическое мышление, поиск информации в открытых источниках, использование цифровых инструментов, умение анализировать и решать проблемы, работать в команде, коммуникативные навыки, навыки проектной работы, межкультурная и межэтническая толерантность. Автор, ссылаясь на отечественный и зарубежный опыт реализации обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, анализирует возможности дисциплины, являющейся одним из основных модулей компетентностной модели подготовки специалиста при освоении основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Подчеркивается важность профессионально-ориентированного изучения иностранного языка в высшем образовании, поскольку оно способствует реализации компетентностной образовательной модели, акцентирующей внимание на формировании практических навыков и компетенций, необходимых в профессиональной деятельности будущих специалистов. Приводятся основные аспекты изучения профессионально-ориентированного иностранного языка. Анализируются цели обучения в рамках данной дисциплины и средства их достижения. Основываясь на собственном преподавательском опыте, автор называет основные сложности преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе, предлагает пути их преодоления.
Ключевые слова: иностранный язык, компетентностная модель, профессиональная подготовка, коммуникативная компетентность, компетентностный подход.
Для цитирования: Файзиева Г. В. Профессионально-ориентированный иностранный язык как модуль компетентностной модели профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 61-68. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-61-68
Original article
PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AS A COMPONENT OF THE COMPETENCY-BASED MODEL OF FUTURE SPECIALISTS TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL
ESTABLISHMENTS
Galina V. Favzieva
Astrakhan state university named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia, [email protected]
Abstract. Undoubtedly, a foreign language is the foundation on which the professional training of a future specialist is based. A foreign language is not only the goal, but also the means of this process. By studying a foreign language, it is possible to acauire universal competencies necessary for effective professional activity - critical thinking, searching for information in open sources, using digital tools, the ability to analyze and solve problems, work in a team, communication skills, project work skills, intercultural and interethnic tolerance. The author, referring to the domestic and foreign experience in the implementation of professionally oriented foreign language teaching, analyzes the possibilities of the discipline, which is one of the main modules of the competence model of specialist training in the development of the basic professional educational program of higher education. The importance of professionally oriented learning of a foreign language in higher education is emphasized, since it contributes to the implementation of a
© Файзиева Г. В., 2024
competence-based educational model that focuses on the formation of practical skills and competencies necessary in the professional activities of future specialists. The main aspects of learning a professionally oriented foreign lansuase are aiven. The article analyzes the learning objectives within the framework of this discipline and the means to achieve them. Based on his own teaching experience, the author identifies the main difficulties of teaching a professionally oriented foreign language at a university and suggests ways to overcome them. The results of the study reflecting the effectiveness of teaching a professionally oriented foreign language to university students are presented.
Keywords: foreign language, the competency-based model, professional training, communicative competence, competence-based approach
For citation: Fayzieva G. V. Professionally-oriented foreign language as a component of the competency-based model of future specialists professional training in higher educational establishments. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:61-68. (Ш Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2024-19-61-68
Введение
Активные международные контакты, сложившиеся в последние годы, сделали владение иностранным языком необходимой личностной компетенцией, актуальной как в личном, так и профессиональном плане. Иностранный язык открывает мир, позволяя путешествовать без ограничений и коммуникативных проблем; дает возможность достичь успеха в профессии, бизнесе, обеспечивая эффективное профессиональное общение, обмен опытом со специалистами из-за рубежа, открывая доступ к достижениям науки и техники, новым технологиям, технологическим инновациям; вносит значительный вклад во всестороннее развитие человека, сопровождая приобщение к сокровищам мировой культуры и искусства. Изучение иностранного языка начинается еще в детстве и длится в течение всего периода обучения - от детского сада и школы до средних профессиональных учреждений и вузов.
Сегодня иностранный язык - не просто предмет учебного плана. Изучение иностранного языка является важнейшим элементом компетентностной модели профессиональной подготовки. В вузах особое значение приобретает профессионально-ориентированный иностранный язык, который помогает студентам не только овладеть языковыми навыками, но и развить ключевые компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности. В рамках учебной дисциплины предполагается развитие специальных навыков, адаптированных к конкретным потребностям студентов. Среди основных: критическое мышление, поиск информации в открытых источниках, использование цифровых инструментов, умение анализировать и решать проблемы, работать в команде, коммуникативные навыки, навыки проектной работы, межкультурная и межэтническая толерантность.
Иностранный язык, бесспорно, является тем фундаментом, на котором базируется профессиональная подготовка будущего специалиста. Иностранный язык - это не только цель, но и средство данного процесса. Вот почему особое внимание отводится изучению профессионально-ориентированного иностранного языка, нацеленного на расширение профессионального вокабуляра, а также на углубление знаний по специальности, применение полученной информации в реальных профессиональных ситуациях в рамках реализации компетентностного подхода.
Цель настоящего исследования - проанализировать роль профессионально ориентированного иностранного языка в компетентностной модели подготовки специалистов, рассмотреть методические подходы к его преподаванию и выявить проблемы и вызовы, возникающие в ходе образовательного процесса как у студентов, так и у преподавателей.
Основная часть
Компетентностный подход в образовании ориентирован на развитие у студентов не только теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для успешного профессионального выполнения задач в реальных условиях. В отличие от традиционного подхода, где оценка результативности обучения фокусируется на объеме усвоенного материала, компетентностный подход акцентирует внимание на способности учащихся применять свои знания и навыки для достижения конкретных целей.
Компетентностная модель образовательного процесса предполагает формирование у обучающихся целостного набора компетенций, обеспечивающих способность эффективно действовать в профессиональной среде в условиях современного рынка труда, учитывая глобальные вызовы и изменения [Болотов 2003]. К таким компетенциям относят межкультурную коммуникацию, критическое мышление, способность к самостоятельному
обучению и адаптации к изменениям [Романова 2014]. Важным аспектом деятельности современного специалиста является умение работать в международной среде, что требует высокого уровня владения иностранным языком и знания специфики профессиональной лексики. Компетентностная модель образования, сосредоточенная на формировании практических навыков и умений, интегрирует иностранный язык в контекст профессиональной подготовки студентов. Именно этой цели служит один из образовательных модулей дисциплины «Иностранный язык» - модуль «Профессионально-ориентированный иностранный язык», который позволяет студентам не только овладеть иностранным языком на профессиональном уровне, но и развить навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Профессионально-ориентированный иностранный язык подразумевает использование иностранного языка в контексте специфических профессиональных задач и требований. Этот подход отличается от традиционного изучения иностранного языка, сосредоточенного на общей грамматике и лексике, тем, что акцентирует внимание на следующих аспектах: специализированная лексика и терминология: обучение включает накопление словарного запаса, связанного с конкретной профессиональной областью, что позволяет студентам эффективно использовать язык в профессиональной среде; ситуационные задания: занятия включают выполнение задач и сценариев, отражающих реальные профессиональные ситуации, что способствует развитию практических навыков; коммуникационные навыки: развитие навыков делового общения, написания профессиональных текстов и проведения переговоров. Как отмечает Д. Л. Матухин, обучение профессионально-ориентированному иностранному языку способствует расширению профессионального горизонта студентов, улучшает их конкурентоспособность на международном рынке труда и помогает в установлении профессиональных контактов [Матухин 2011]. По данным исследования С. А. Волковой, студенты, успешно освоившие профессионально-ориентированный иностранный язык, имеют значительно больше возможностей для карьерного роста и профессионального развития, поскольку они способны эффективно взаимодействовать с международными партнерами и работать в мультикультурной среде [Волкова 2015].
Введение профессионально-ориентированного иностранного языка в учебные планы вузов потребовало разработки специальных программ и методик преподавания иностранного языка. Одним из успешных примеров является программа «Language for Specific Purposes» (LSP), внедренная в ряде европейских вузов, которая сочетает традиционное изучение языка с профессиональной подготовкой [Hutchinson, Waters 1987]. Эта программа включают в себя изучение терминологии, практические задания и кейс-стадии, которые способствуют глубокому погружению студентов в профессиональную сферу. Являясь профессионально-ориентированной, программа «Language for Specific Purposes» интегрирует изучение языка с конкретными профессиональными навыками, такими как бизнес-коммуникация, правовой английский или технический язык. Например, в Университете Лидса студенты бизнес-направлений проходят курсы, которые включают практические задания по деловой переписке, переговорам и подготовке презентаций на иностранном языке [Brown, Green 2023]. Результаты исследований показывают, что выпускники таких программ обладают более высокими уровнями профессиональной подготовки и конкурентоспособности на международном рынке труда.
В университете прикладных наук Западной Швейцарии (University of Applied Sciences and Arts Northwestern Switzerland) была разработана программа, которая сочетает изучение профессионального языка с углубленным изучением специализированных предметов. Студенты проходят курсы по профессиональному языку одновременно с предметами своей специальности, что позволяет им применять языковые навыки в реальных профессиональных контекстах. Этот подход оказался успешным в повышении уровня профессиональной подготовки студентов и их способности работать в международной среде [Schmidt 2022].
В ходе преподавания профессионального иностранного языка в Лондонском университете (UCL) и Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA) активно используется сотрудничество с бизнесом для создания реалистичных сценариев и практических заданий. Студенты работают над проектами, которые разрабатываются совместно с реальными компаниями, что позволяет им применять свои знания в практических ситуациях и получать обратную связь от профессионалов [Dudley-Evans, St. John 2011]. При преподавании иностранного языка специальности большое значение отводится использованию современных технологий. Так, в Массачусетском технологическом институте (MIT) и Университете Оксфорда активно применяются онлайн-платформы и
виртуальные симуляции. Эти технологии помогают создать интерактивные и погружающие учебные среды, где студенты могут развивать свои навыки общения на иностранном языке через различные цифровые инструменты и ресурсы [Dudley-Evans, St. John 2011]. Бесспорно, современные технологии играют ключевую роль в преподавании практико-ориентированного иностранного языка. Использование электронных учебников, онлайн-платформ, мобильных приложений и виртуальных симуляторов предоставляет студентам доступ к интерактивным и адаптивным средствам обучения. Эти технологии способствуют созданию более гибкой образовательной среды, где студенты могут самостоятельно развивать свои языковые навыки, получать обратную связь от специалистов-практиков и участвовать в международных виртуальных обменах. Исследования показывают, что использование таких технологий может значительно повысить мотивацию студентов к дальнейшему профессиональному развитию и улучшить их навыки практического применения языка [Налиткина 2024].
Во многих российских вузах профессионально-ориентированный иностранный язык внедряется как часть основной образовательной программы. Например, в Московском государственном университете (МГУ) и Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) разработаны специальные курсы, которые фокусируются на профессиональной лексике и навыках делового общения на иностранном языке. Эти курсы часто адаптируются к профилю специальности студентов, будь то экономика, юриспруденция, инженерия или гуманитарные науки. В учебных планах вузов предусмотрены курсы, в которых студенты работают над проектами и кейсами, отражающими реальные профессиональные задачи. СПбГУ предлагает специализированные курсы по иностранным языкам для студентов различных факультетов. Применение метода «переведённого контекста», где изучение языка происходит через профессиональные сценарии и тексты, помогает студентам лучше подготовиться к реальной работе в их областях. В вузах, таких как Высшая школа экономики (ВШЭ) и Новосибирский государственный университет (НГУ), широко применяются кейс-методы и проектное обучение. Студенты решают актуальные профессиональные задачи, работают над реальными проектами и получают возможность взаимодействовать с международными компаниями, что позволяет им развивать навыки делового общения и профессионального письма на иностранном языке. В ряде вузов, например, в Казанском федеральном университете (КФУ), также налажено сотрудничество с промышленными партнёрами. Это позволяет студентам получать практический опыт и работать над заданиями, актуальными для бизнеса, что значительно улучшает их навыки общения на иностранном языке в профессиональном контексте. Российские университеты активно разрабатывают специализированные учебные материалы и ресурсы для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Например, в Национальном исследовательском университете «Московский энергетический институт» (НИУ МЭИ) используются адаптированные учебники и электронные ресурсы, которые включают профессионально ориентированные тексты и задания.
Таким образом, интеграция иностранного языка в образовательный процесс способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности выпускников. Более того, разрыв между языковым и профессиональным обучением снижает общую эффективность подготовки студентов [Кузнецова, Кузнецов 2016]. Вывод очевиден - для успешного осуществления профессиональной коммуникации в международной среде изучение иностранного языка должно быть тесно связано с будущей профессиональной деятельностью студентов. Важным элементом такой образовательной интеграции является создание междисциплинарных курсов, в ходе которых студенты могут применять языковые навыки в контексте своей специальности. Это может быть участие в международных проектах, стажировках и моделирование реальных профессиональных ситуаций. Как утверждают А. М. Гатауллина и И. Г. Кондратьев, использование проблемно-ориентированных и проектных методов способствует практическому применению языковых навыков и помогает студентам развивать критическое мышление и способность решать профессиональные задачи в условиях неопределенности. Результативно и внедрение в учебный процесс активных методов обучения, таких как ролевые игры, деловые симуляции и групповая работа, которые позволяют студентам практиковать язык в ситуациях, приближенных к реальным [Гатауллина, Кондратьев 2017]. Направленность изучения иностранного языка в вузе определена в основных профессиональных образовательных программах высшего образования (ОПОП ВО) по направлениям подготовки и закреплена в них в виде отдельного
вида компетенций - универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК). Отнесение предмета «Иностранный язык» к модулю «Я говорю» подтверждает главное предназначение дисциплины - овладение коммуникативными компетенциями и их развитие в векторе будущей профессиональной деятельности студентов.
Обучение иностранному языку специальности в Астраханском государственном университете им. В. Н. Татищева реализуется в рамках следующих дисциплин: «Профессионально-ориентированный иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», «Специальный иностранный язык», «Деловой иностранный язык». Основное целевое назначение дисциплин - формирование УК-4 «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской федерации и иностранном(ых) языке(ах)». Ориентируясь на поставленную цель, профессионально-ориентированный иностранный язык в рамках компетентностной образовательной модели направлен на:
- Развитие профессиональных компетенций: изучение иностранного языка через призму профессиональной области позволяет студентам осваивать специализированную лексику и терминологию, которая необходима для их будущей карьеры; практические занятия, такие как работа с профессиональными текстами, деловые переговоры, написание отчетов и презентаций на иностранном языке, способствуют развитию ключевых профессиональных навыков.
- Улучшение коммуникативных навыков: профессионально-ориентированный иностранный язык помогает студентам развивать не только языковые навыки, но и умение эффективно общаться в профессиональной среде, включая навыки ведения переговоров, написания деловой корреспонденции и презентаций; интерактивные методы обучения, такие как ролевые игры, симуляции деловых ситуаций и проектная работа способствуют развитию коммуникативных компетенций.
- Интеграция языковых и профессиональных навыков: обучение иностранному языку с учетом профессиональных особенностей помогает студентам развивать компетенции, соответствующие требованиям их будущей профессии. К таким компетенциям относятся умение проводить деловые переговоры, писать отчеты и управлять проектами на иностранном языке.
- Развитие навыков межкультурной коммуникации: профессионально-ориентированный иностранный язык способствует развитию межкультурной компетенции, необходимой для успешной работы в международной среде. Студенты учатся учитывать культурные, национальные и этнические особенности, понимать нормы делового общения в различных странах и адаптировать свои коммуникативные стратегии в различных профессиональных контекстах, что важно для работы в международных и мультикультурных командах.
- Формирование навыков самостоятельного обучения: в рамках изучения профессионально-ориентированного иностранного языка студенты учатся самостоятельно искать и использовать информацию по свой специальности на иностранном языке, что развивает их навыки самостоятельного обучения и критического анализа.
- Моделирование профессиональной деятельности: учебные материалы и задания в рамках дисциплины разрабатываются таким образом, чтобы имитировать реальные профессиональные задачи, что позволяет студентам применять изученные языковые навыки в реальных ситуациях.
- Адаптация к требованиям рынка труда: компетентности, связанные с использованием иностранного языка в профессиональных контекстах, помогают студентам лучше адаптироваться к требованиям современного рынка труда.
Несмотря на очевидные перспективы изучения профильно-ориентированного иностранного языка для студентов, процесс внедрения дисциплины в образовательный процесс и ее преподавание сталкивается с рядом проблем. Одной из основных трудностей является нехватка квалифицированных преподавателей, способных эффективно обучать профессионально-ориентированному иностранному языку. Не всегда есть достаточное количество педагогов, которые обладают необходимыми знаниями в специфических областях и могут обеспечить высокий уровень обучения. Кроме того, отсутствие хорошо разработанных и адаптированных учебных материалов затрудняет преподавание профессионально-ориентированного иностранного языка и делает его менее эффективным [Гатауллина, Кондратьев 2017]. Другой проблемой является недостаточная интеграция профессионально-ориентированного иностранного языка в учебные планы других дисциплин. Многие учебные планы остаются ориентированными на общие языковые навыки, без акцента на профессиональную подготовку, что ограничивает возможности студентов применять полученные знания в реальных профессиональных контекстах.
Для преодоления указанных трудностей необходимо активно развивать программы подготовки преподавателей иностранного языка, фокусируясь на специализированных знаниях и практических навыках в соответствующих областях. Хорошим средством обучения преподавателей могут стать курсы повышения квалификации, сотрудничество с профессиональными организациями и участие в международных конференциях и семинарах.
Следует разрабатывать и внедрять методические материалы, которые будут соответствовать современным требованиям рынка труда и специфике различных профессиональных направлений. Важно также наладить сотрудничество между вузами и профессиональными ассоциациями для создания актуальных программ и курсов, которые позволят студентам эффективно применять языковые навыки в своей профессиональной деятельности. Сотрудничество с профессиональными сообществами и установление партнерских отношений с компаниями и организациями предоставит студентам возможность приобретения практического опыта и обратной связи по их языковым навыкам в рамках будущей профессии [Файзиев, Файзиева 2018]. Одним из решений проблем эффективности преподавания профильно-ориентированного иностранного языка может стать интеграция дисциплины с профессиональными курсами. Синхронизация языковых занятий с курсами по профессиональной специализации поможет студентам лучше понять и использовать профессиональную лексику и терминологию. Мы пришли к выводу о необходимости интегрировать дисциплину «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в учебные планы более системно, создавая междисциплинарные курсы и проектные задания, которые позволят студентам практиковать язык в профессиональном контексте. Внедрение таких элементов, как международные проекты, стажировки и деловые симуляции, может значительно повысить практическую ценность обучения и его соответствие современным требованиям рынка труда.
Заключение
Таким образом, бесспорна ключевая роль профессионально-ориентированного иностранного языка в развитии компетентностной модели подготовки специалистов в вузе. Это важный инструмент, способствующий не только улучшению языковой компетенции студентов, но и подготовке их к успешной профессиональной деятельности в международной среде. Анкетирование 73 студентов (100 %) неязыковых специальностей (факультет наук о Земле, химии и техносферной безопасности) Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева, позволяющее оценить эффективность и результативность обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в течение 2 семестров, показало следующие результаты: 47 % опрошенных отметили значительное улучшение в использовании профессиональной лексики и в применении специального вокабуляра в профессиональных контекстах; 65 % студентов отметили рост мотивации к саморазвитию в профессиональной сфере; 40 % участников анкетирования предъявили развитие в ходе освоения профессионально-ориентированного иностранного языка навыков межкультурного общения; 35 % респондентов отметили улучшение своих способностей к написанию профессиональных документов на иностранном языке; 25 % участников анкетирования считают себя более успешными при проведении презентаций на иностранном языке; 75 % студентов, освоивших курс профессионально-ориентированного иностранного языка, показали большую мотивацию к изучению иностранного языка, что объясняется тем, что студенты видят прямую связь между изучением языка и своими будущими успехами в профессиональной деятельности.
Преподаватели специальных дисциплин констатировали, что 39% студентов, завершивших курс профессионально-ориентированного иностранного языка, более успешны в специальных дисциплинах и более активны и результативны в междисциплинарных проектах на иностранном языке. Эффективное преподавание профессионально-ориентированного иностранного языка требует комплексного подхода, включающего интеграцию в учебные планы, использование современных технологий и активные методы обучения, что способствует не только повышению языковой компетенции студентов, но и подготовке их к эффективной профессиональной деятельности в условиях глобализированного рынка труда.
Необходимы дальнейшие исследования, направленные на разработку и апробацию новых методических подходов и технологий, которые помогут преодолеть существующие трудности и повысить качество подготовки специалистов. Важно также изучить влияние различных образовательных программ на уровень языковой и профессиональной подготовки студентов в разных контекстах и областях деятельности. Все обозначенные вопросы станут основой дальнейших исследований в заявленной области как для автора публикации, так и для его многочисленных учеников и последователей.
Список литепатупы
1. Болотов В. А.. Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
2. Волкова С. А. О профессионально-ориентированном подходе при обучении иностранному языку студентов аграрных вузов. URL: https://cyberleninka.m/article/n/o-professionalno-orientirovannom-podhode-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-agrarnyh-vuzov?ysclid=lzzy7jwrsw275629838 (дата обращения: 03.05.2024).
3. Гатауллина А. М.. Кондратьева И. Г. Проблемы профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковых вузах. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovyh-vuzah?ysclid=lzzya5kflk800290967 (дата обращения: 07.05.2024).
4. Кузнецова Т. И.. Кузнецов И. А. Развитие системы профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в техническом вузе на основе предметно-языковой интеграции // Вестник АГУ. 2016. Вып. 1 (173). С. 67-74.
5. Матухин Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelinevisticheskih-spetsialnostey (дата обращения 07.05.2024).
6. Налиткина О. В. Современные подходы в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в ракурсе формирования основ профессиональной идентичности в высшей школе. URL: https://research-journal.org/archive/6-144-2024-june/10.60797/IRJ.2024.144.29 (дата обращения: 15.05.2024).
7. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел : Изд-во «Орловский государственный университет», 2005. 114 с.
8. Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе : Материалы Международной научно-практической конференции. 26-27 апреля 2018 года. Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. Рязань : Концепция. 2018. 146 с.
9. Романова Е. А. Компетентностный подход в современной системе образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-1 (дата обращения: 11.05.2024).
10. Рубцова А.В.. Алмазова Н. И. Стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 2. С. 107-114.
11. Трофименко М. П. Проблемы в преподавании иностранного языка в современном вузе // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/62PDMN616.pdf?ysclid=lzzy8ulowq427735998 (дата обращения: 10.05.2024).
12. Файзиева Г. В. Основные вызовы для модернизации современной высшей школы // Школа-ВУЗ: опыт и перспективы сотрудничества : Материалы научно-практической конференции. Астрахань : Изд-во «Астраханский государственный университет», 2014. С. 36-39.
13. Файзиев Р. М., Файзиева Г. В. Компетентностный подход к практико-ориентированному обучению как стратегическая цель в профессиональной подготовке будущих специалистов // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 4. С. 421-427.
14. Brown J., Green T. Integrating Language for Specific Purposes into University Curricula: Case Studies and Outcomes // European Journal of Language Education. 2023. 12(1). Р. 22-38.
15. Dudley-Evans T., St. John M. J. Developments in English for Specific Purposes (a multi-disciplinary approach). Cambridge: Cambridge University Press. 2011. P. 85-88.
16. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learning-centered approach. Cambridge: Cambridge University Press. 1987. 182 p.
17. Schmidt H. The Competence-Based Approach in Professional Language Education: A Case Study from Switzerland // International Journal of Applied Linguistics. 2022. 15(3). P. 88-102.
References
1. Bolotov V. A., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme [Competency model: from idea to educational program]. Pedagogika [Pedagogy]. 2003, no. 10, pp. 8-14. (In Russ.).
2. Volkova S. A. O professional'no-orientirovannom podkhode pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov agrarnykh vuzov [On a professionally oriented approach to teaching foreign languages to students of agricultural universities]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-professionalno-orientirovannom-podhode-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-agrarnyh-vuzov?ysclid=lzzy7jwrsw275629838 (accessed: 03.05.2024).
3. Gataullina A. M., Kondrat'eva I. G. Problemy professional'no orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovykh vuzakh [Problems of professionally oriented teaching of foreign languages in non-linguistic universities]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovyh-vuzah?ysclid=lzzya5kflk800290967 (accessed: 07.05.2024).
4. Kuznetsova T. I., Kuznetsov I. A. Razvitie sistemy professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannym yazykam v tekhnicheskom vuze na osnove predmetno-yazykovoy integratsii [Development of a system of professionally-oriented teaching of foreign languages in a technical university based on subject-language integration]. Vestnik AGU [ASU Bulletin]. 2016, iss. 1 (173), pp. 67-74. (In Russ.).
5. Matukhin D. L. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskikh spetsial'nostey [Professionally oriented teaching of foreign languages to students of non-linguistic specialties]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey (accessed 07.05.2024).
6. Nalitkina O. V. Sovremennye podkhody v professional'no-orientirovannom obuchenii inostrannomu yazyku v rakurse formirovaniya osnov professional'noy identichnosti v vysshey shkole [Modern approaches to professionally-oriented teaching of a foreign language in the context of forming the foundations of professional identity in higher education]. (In Russ.). Available at: https://research-journal.org/archive/6-144-2024-june/10.60797/IRJ.2024.144.29 (accessed: 15.05.2024).
7. Obraztsov P. I., Ivanova O. Yu. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh vuzov [Professionally oriented teaching of foreign languages in non-linguistic departments of universities]. Orel, Izd-vo «Orlovskiy gosudarstvennyy universitet», 2005, 114 p. (In Russ.).
8. Problemy prepodavaniya professional'no-orientirovannogo inostrannogo yazyka v vuze [Problems of teaching a professionally oriented foreign language at a university]. Ryazanskiy gosudarstvennyy universitet im. S. A. Esenina, Ryazan, Kontseptsiya. 2018, 146 p. (In Russ.).
9. Romanova E. A. Kompetentnostnyy podkhod v sovremennoy sisteme obrazovaniya [Competency-based approach in the modern education system]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-1 (accessed: 11.05.2024).
10. Rubtsova A. V., Almazova N. I. Strategiya razvitiya professional'no orientirovannogo inoyazychnogo obrazovaniya v vysshey shkole [Strategy for the development of professionally oriented foreign language education in higher education]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Scientific and technical bulletins of SPbSPU. Humanities and social sciences]. 2017, vol. 8, no. 2, pp. 107114. (In Russ.).
11. Trofimenko M. P. Problemy v prepodavanii inostrannogo yazyka v sovremennom vuze [Problems in teaching foreign languages in a modern university]. Internet-zhurnal «Mir nauki» [Internet magazine "World of Science"]. 2016, vol. 4, no. 6. (In Russ.). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/62PDMN616.pdf?ysclid=lzzy8ulowq427735998 (accessed: 10.05.2024).
12. Fayzieva G. V. Osnovnye vyzovy dlya modernizatsii sovremennoy vysshey shkoly [The main challenges for the modernization of modern higher education]. Shkola-VUZ: opyt i perspektivy sotrudnichestva [School-University: Experience and Prospects of Cooperation]. Astrakhan, Izd-vo «Astrakhanskiy gosudarstvennyy universitet», 2014, pp. 36-39. (In Russ.).
13. Fayziev R. M., Fayzieva G. V. Kompetentnostnyy podkhod k praktiko-orientirovannomu obucheniyu kak strategicheskaya tsel' v professional'noy podgotovke budushchikh spetsialistov [Competency-based approach to practice-oriented learning as a strategic goal in the professional training of future specialists]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational Technologies and Society]. 2018, vol. 21, no. 4, pp. 421-427. (In Russ.).
14. Brown J., Green T. Integrating Language for Specific Purposes into University Curricula: Case Studies and Outcomes // European Journal of Language Education. 2023. 12(1). Р. 22-38.
15. Dudley-Evans T., St. John M. J. Developments in English for Specific Purposes (a multi-disciplinary approach). Cambridge: Cambridge University Press. 2011. P. 85-88.
16. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learning-centered approach. Cambridge: Cambridge University Press. 1987. 182 p.
17. Schmidt H. The Competence-Based Approach in Professional Language Education: A Case Study from Switzerland // International Journal of Applied Linguistics. 2022. 15(3). P. 88-102.
Информация об авторе Г. В. Файзиева - доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка и профессиональных коммуникаций, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева.
Information about the author G. V. Fayzieva - Grand Ph. D. (Philology), Professor, Department of the English Language and Professional Communications, Astrakhan State University named after V. N. Tatishchev.
Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 15.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 15.01.2024; approved after review on 20.02.2024; accepted for publication on 15.08.2024.