Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БАКАЛАВРАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БАКАЛАВРАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / НЕЯЗЫКОВЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Николаевна, Личак Наталия Алексеевна

В статье подчеркивается необходимость изучения иностранного языка студентами неязыковых факультетов с целью использования в профессиональной деятельности. Знание языков требуется для того, чтобы быть в курсе новейших изобретений и открытий, иметь возможность общаться с профессионалами разных стран, делиться собственным опытом. Язык является средством межкультурного общения в сфере профессиональной деятельности, именно поэтому каждым высшим учебным заведением ведется подготовка разносторонне развитого специалиста с высоким уровнем лингвистического функционала. Профессионально-ориентированный подход (English for Specific Purpose (ESP) применяется на практических занятиях в соответствии с государственным образовательным стандартом, его задача - сформировать способность «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» (УК-4). Освоение программы бакалавриата неязыкового направления подготовки предполагает также умение студентов свободно изъясняться на иностранном языке в профессиональной деятельности, что формирует условия особого подхода в обучении иностранному языку. Авторами было проведено анкетирование студентов с целью определения роли, которую они отводят иностранному языку в профессиональной деятельности. Вопросы были сгруппированы в три тематических блока: общеисследовательские - ориентированные на определение социального портрета студента; прикладные - направленные на непосредственное определение роли иностранного языка в жизни студента на настоящий момент и в дальнейшей профессиональной деятельности, и практические - вопросы об информационных ресурсах, которые студенты используют при самостоятельном изучении английского языка. На основании полученных данных профессионально-ориентированный подход оценивается как необходимый аспект удовлетворения языковых потребностей студентов неязыковых направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Николаевна, Личак Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-ORIENTED APPROACH TO THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGE BY BACHELORS OF NON-LANGUAGE FACULTIES

The article is devoted to the necessity for students of non-linguistic faculties to learn a foreign language in order to use it in their professional life. Knowledge of languages is required in order to be aware of the latest inventions and discoveries, to be able to communicate with professionals from different countries, to share their experience. Language is a means of communication in professional life, that is why every university trains a versatile specialist with a high level of linguistic functionality. The professionally-oriented approach (English for Specific Purpose (ESP) is applied in practical classes in accordance with the state educational standard, stating that it is required «to carry out business communication in oral and written forms in the state language of the Russian Federation and a foreign language(s)» (CC-4). The bachelor's program in a non-linguistic field assumes the ability of students to speak a foreign language fluently while performing their professional tasks, which explains the need for a special approach in teaching a foreign language. The authors conducted a survey of students, the purpose of which was to study the role that students assign to a foreign language in their professional life. The questions were grouped in three blocks: general research - questions focused on determining the social portrait of a student, applied - questions aimed at directly determining the role of a foreign language in a student's life at the moment and in further professional activity, and practical - questions about information resources that students use when learning English independently. Based on the data obtained, the professionally-oriented approach is assessed as a necessary aspect of meeting the linguistic needs of students at non-linguistic faculties.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БАКАЛАВРАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

Научная статья УДК 378.147.34

doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-74-79

Наталья Николаевна Касаткина1, Наталия Алексеевна Личак2И

1 Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных факультетов ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова». 150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14

2Доктор культурологии, профессор кафедры гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет». 150023, г. Ярославль, Московский просп., д. 88 1Ninet75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6757-9622 2dimmyar@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7659-6491

Профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов

Аннотация. В статье подчеркивается необходимость изучения иностранного языка студентами неязыковых факультетов с целью использования в профессиональной деятельности. Знание языков требуется для того, чтобы быть в курсе новейших изобретений и открытий, иметь возможность общаться с профессионалами разных стран, делиться собственным опытом. Язык является средством межкультурного общения в сфере профессиональной деятельности, именно поэтому каждым высшим учебным заведением ведется подготовка разносторонне развитого специалиста с высоким уровнем лингвистического функционала.

Профессионально-ориентированный подход (English for Specific Purpose (ESP) применяется на практических занятиях в соответствии с государственным образовательным стандартом, его задача — сформировать способность «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» (УК-4). Освоение программы бакалавриата неязыкового направления подготовки предполагает также умение студентов свободно изъясняться на иностранном языке в профессиональной деятельности, что формирует условия особого подхода в обучении иностранному языку.

Авторами было проведено анкетирование студентов с целью определения роли, которую они отводят иностранному языку в профессиональной деятельности. Вопросы были сгруппированы в три тематических блока: общеисследовательские — ориентированные на определение социального портрета студента; прикладные — направленные на непосредственное определение роли иностранного языка в жизни студента на настоящий момент и в дальнейшей профессиональной деятельности, и практические — вопросы об информационных ресурсах, которые студенты используют при самостоятельном изучении английского языка. На основании полученных данных профессионально-ориентированный подход оценивается как необходимый аспект удовлетворения языковых потребностей студентов неязыковых направлений подготовки.

Ключевые слова: профессионально-ориентированный подход, иностранный язык, межкультурное общение, коммуникация, мотивация, неязыковые факультеты, электронные приложения

Для цитирования: Касаткина Н. Н., Личак Н. А. Профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 74-79. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-74-79.

Original article

Natalya N. Kasatkina1, Nataliya A. Lichak2H

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of foreign languages of the humanitarian faculties, FSBEI HE «Yaroslavl state university named after P. G. Demidov». 150000, Yaroslavl, Sovetskaya st., 14 2Doctor of culturology, professor of the department of humanities, FSBEI HE «Yaroslavl state technical university». 150023, Yaroslavl, Moskovsky ave., 88 1Ninet75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6757-9622 2dimmyar@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7659-6491

© Касаткина Н. Н., Личак Н. А. , 2022

Professional-oriented approach to the study of foreign language by bachelors of non-language faculties

Abstract. The article is devoted to the necessity for students of non-linguistic faculties to learn a foreign language in order to use it in their professional life. Knowledge of languages is required in order to be aware of the latest inventions and discoveries, to be able to communicate with professionals from different countries, to share their experience. Language is a means of communication in professional life, that is why every university trains a versatile specialist with a high level of linguistic functionality.

The professionally-oriented approach (English for Specific Purpose (ESP) is applied in practical classes in accordance with the state educational standard, stating that it is required «to carry out business communication in oral and written forms in the state language of the Russian Federation and a foreign language(s)» (CC-4). The bachelor's program in a non-linguistic field assumes the ability of students to speak a foreign language fluently while performing their professional tasks, which explains the need for a special approach in teaching a foreign language.

The authors conducted a survey of students, the purpose of which was to study the role that students assign to a foreign language in their professional life. The questions were grouped in three blocks: general research — questions focused on determining the social portrait of a student, applied — questions aimed at directly determining the role of a foreign language in a student's life at the moment and in further professional activity, and practical — questions about information resources that students use when learning English independently. Based on the data obtained, the professionally-oriented approach is assessed as a necessary aspect of meeting the linguistic needs of students at non-linguistic faculties.

Keywords: professionally-oriented approach, foreign language, intercultural communication, communication, motivation, non-linguistic faculties, electronic applications

For citation: Kasatkina N. N., Lichak N. A. Professional-oriented approach to the study of foreign language by bachelors of non-language faculties. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(1):74-79. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-74-79.

Введение

Изучение иностранного языка в высшем учебном заведении направлено на решение теоретических и практических задач. Знание профессиональных лексических основ иностранного языка позволяет осуществлять взаимодействие между людьми, использовать речь как инструмент эффективного общения в устной и письменной форме, формировать навыки деловой коммуникации. Иностранный язык, в частности, английский язык, является обязательным предметом для обучающихся профиля подготовки «Прикладная филология» [Дисциплины и практики ... , 2019]. Полноценное освоение программы бакалавриата предполагает умение студентов свободно изъясняться на профессиональном иностранном языке.

Цель исследования: изучить возможности формирования навыка профессиональной речи на английском языке у обучающихся по профилю подготовки «Прикладная филология» с разным уровнем владения языком для повышения их профессиональных компетенций.

Методы и методики исследования

В методике преподавания английского языка в последние годы актуализирована необходимость обучения иностранному языку с усилением внимания к профессиональному блоку. Профессио-

нально-ориентированное обучение — обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения [Покушалова, 2021]. Курсы углубленного профессионального английского языка реализуются дополнительно со студентами с высоким уровнем знания. В группах со средним уровнем знания базового английского языка в ходе обучения акцент смещается на простые примеры из будущей профессиональной деятельности. Важным этапом формирования навыка профессионального говорения традиционно выступает комплекс упражнений по активизации знакомой лексики, метод активизации возможностей личности и коллектива, метод профессионально-ориентированных учебных ролевых игр [Ситни-кова, 2021].

Обсуждение и дискуссия

Интерес к профессионализации учебного материала возник еще в прошлом веке, когда стала популярной область EST — английский для науки и техники. Интересно отметить, что в течение некоторого времени понятия ESP (English for Specific Purposes) и EST (English for Science and Technology) считались практически взаимозаменяемыми.

Профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов

Занятия по дисциплине «Практический курс английского языка» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» профиля подготовки «Прикладная филология», ведутся на основе серии комплексных учебников «English File: Intermediate» К. Оксендена и К. Латам-Кениг [Latham-Koenig, 2019]. Содержание учебников включает разделы, в каждом из которых присутствуют тематический текст, послетекстовые задания, упражнения на освоение грамматического и лексического материала и задания на обсуждение заданной в разделе проблематики. Фактором, улучшающим усвоение материала, является подготовка студентами докладов и презентаций по темам, заинтересовавшим их непосредственно в процессе обучения.

По мнению Е. М. Каргиной, на занятии необходимо обращаться в том числе к воспроизведению прослушанного незнакомого текста по вопросам, плану или картинке [Каргина, 2015]. Устные задания необходимы для того, чтобы обучающиеся не боялись говорить и даже совершать ошибки, поскольку их можно корректировать в рамках учебного процесса. А. Е. Мкртчян считает, что составление диалогов — важная часть подготовки к спонтанной речи на английском языке; «...диалог должен непроизвольно переходить в дискуссию. Такой переход способствует сосредоточению внимания аудитории к происходящему и заинтересованности в обсуждаемой проблеме» (Мкртчян А. Е. Особенности методической системы обучения английской спонтанной речи : дис. канд. пед. наук. Ереван, 2015).

Вопросам геймификации в процессе обучения Т. В. Лозовская отводит важную роль, считая, что «человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую, и душевную» [Лозовская, 2015]. Игрой является и дискуссионная ролевая позиция студента, которая включает в себя использование знакомой и закрепленной лексики, применение комбинации заранее подготовленного материала и спонтан-

ной речи. Деятельность с элементами геймифи-кации дает возможность тренировать так называемые гибкие навыки, как например, умение убеждать и аргументировать, представлять себя и работать в команде, нацеливаться на результат и управлять стрессом, планировать и ставить цель и др. Данные навыки, наряду с компетентностью, обуславливают успешность профессионала и все в большей степени ценятся в современном бизнес-пространстве [Шакирова, 2020].

Все вышеперечисленные механизмы работы с группой должны иметь главную цель — повышение профессиональной мотивации. Эта цель должна проявляться как потребность обучающихся в изучении иностранного языка и повышении уровня владения английским языком. Для определения данной мотивации были опрошены бакалавры второго курса факультета филологии и коммуникации Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. В результате изучения полученных данных было выявлено, что 78 % планируют использовать английский язык в будущей профессиональной деятельности. Все опрошенные обучающиеся группы полагают, что навыки устной иноязычной речи в профессиональной коммуникации являются необходимой компетенцией любого выпускника вуза. Тестирование студентов относительно уровня владения английским языком показало, что 22 % имеют уровень выше среднего (Upper-Intermediate, или B2), 67 % — средний уровень языка (Intermediate, или B1) и 11 % — уровень ниже среднего (Pre-Intermediate, или A2). В ходе наблюдения было выявлено, что основное внимание на занятиях чаще всего уделяется освоению грамматического и лексического материала, поскольку уровень подготовки обучающихся разный. Большая часть группы нуждается в совершенствовании своих умений, им необходима большая практика устной речи на иностранном языке.

Этапы проведения занятия, направленного на развитие навыка профессиональной иноязычной речи, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Этапы проведения занятия по развитию навыка профессиональной иноязычной речи

Этап Предлагаемая реализация

Активизация лексического материала Викторина, направленная на закрепление лексики раздела

Индивидуальная работа Составление монологического высказывания с использованием лексики раздела

Парная работа Составление диалога по теме

Групповая работа Организация дискуссионного занятия (дебаты)

В работе со студентами факультета филологии и коммуникации использовались интерактивные методы. В частности, занятия по теме «Transport», включенной в программу, были проведены в интерактивной форме, созданной авторами исследования на платформе «Kahoot!» (https://kahoot.com). Игра представляет собой викторину, состоящую из 10 вопросов и направленную на закрепление лексических единиц по теме раздела.

Далее бакалаврам были предложены заглавия для составления монологического высказывания: «Slow drivers cause more accidents than fast drivers», «People who drink and drive should lose their driving licence for life», «Speed cameras do not stop accidents», «Drivers who are over 70 are as dangerous as young drivers», «Cyclists should have to wear helmets», «The minimum age for riding a motorbike should be 25» и «The speed limit on motorways should be lower».

Следующим шагом в развитии навыка профессиональной иноязычной речи было составление диалогов на тему совместного путешествия в транспорте. Обучающиеся получили вопросы, которые необходимо включить в диалог:

- Where would you like to go together? Why would you choose this particular country?

- How would you go there? What transport would you use?

- What would you do there?

В качестве дополнительных мероприятий в контексте изучения темы «Transport» можно рекомендовать проведение дебатов на тему «Is It Important to Be Able to Drive Nowadays?». Студенты разделились на две группы, определив свои роли в дискуссии на основе на собственных личностных качествах в коммуникации. Быстро были составлены списки аргументов и контраргументов. В конце дискуссии сами студенты подвели итоги, отметив, что при изучении профессионально ориентированного языкового материала у них появляется мотивация приобрести специальные знания и успешно овладеть языком.

Выводы

Опираясь на описанные выше цели и принципы профессионально-ориентированного подхода, отметим, что студент, изучая иностранный язык на профессиональном уровне, должен иметь возможность использовать его как действенное средство для реализации своих познавательных интересов и профориентационных устремлений. Язык является универсальным средством познания, он многопредметен. Студенты, участвовав-

шие в исследовании групп, показали заинтересованность на практических занятиях. Обучающиеся стали выражать свои мысли без использования русского языка и позитивно реагировать на исправление ошибок. Проведенное в начале работы с группой тестирование показало, что только 22 % оценивают свои умения выше среднего, в то время как тестирование, проведенное после занятий, направленных на формирование навыка, показало, что уже 67 % почувствовали большую уверенность в своих силах. Следовательно, самооценка владения навыком профессиональной речи на английском языке студентов повысилась. Исследование также показало, что эффективность методики повышается при использовании современных обучающих сервисов.

Подводя итоги, отметим, что в рамках профессионально-ориентированного подхода в практику изучения иностранного языка студентов неязыковых факультетов необходимо включать задания, связанные со сферой коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие будущую профессиональную сферу бакалавров. Кроме того, в работе над профессиональным содержанием используются правила оформления и навыки оперирования фонетическим, лексическим, грамматическим, орфографическим материалом. Комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения в различных ситуациях профессионального и делового общения, будет помогать осваивать возможности использования иностранного языка в совместной производственной и научной работе. Формирование межкультурной компетенции связано с приобретением знаний о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка.

Библиографический список

Айнутдинова И. Н. Инновационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста: зарубежный и российский опыт : настольная книга педагога-новатора. 2-е изд., испр. и доп. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2017. 456 с.

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку : пособие для учителя. Москва : АРКТИ Глосса, 2000. 165 с.

Денисова Е. В. Профессионально-

ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция) // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г.

Профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов

Москва, февраль 2014 г.). Т. 10. Москва : Буки-Веди, 2014. С. 198-203. URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5061/ (дата обращения: 13.10.2021).

Дисциплины и практики образовательной программы «Факультет филологии и коммуникации. Направление подготовки — 45.03.01 Филология. Направленность (профиль) — Прикладная филология (русский язык). Год приема — 2019». URL: https://www.uniyar. ac.ru/upload/iblock/19a/PD_2019_45 0301_62_01_104.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

Каргина Е. М. Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 948-950.

Колесников А. А. Профессионально-

ориентированные элективные курсы на иностранном языке для филологического профиля: научные основы, пример разработки, специфика внедрения в практику : монография. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2011. 212 с.

Лозовская Т. В. Игра как способ обучения спонтанной иноязычной речи студентов неязыковых специальностей // Сообщество учителей английского языка. 2015. Т. 7. № 1. С. 5.

Матухин д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2011. № 2 (14). URL:

https://cyberleninka. ru/article/n/professionalno -orientiravannoe-obuchenie-inostranmmu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey (дата обращения: 13.10.2021).

Нурхамитов М. Р. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов юридического факультета / М. Р. Нурхамитов, Р. М. Шакирзянова // Казанский вестник молодых ученых. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в условиях глобализации. 2018. Том 2. № 5 (8). С. 117-119.

Покушалова Л. В. Иностранный язык в контексте профессионально-ориентированного обучения /

Л. В. Покушалова, Л. Т. Серебрякова. URL: https://psyjournals.ru/files/49045/Sociosphera_2011_n4_ Pokushalova_Serebryakov.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

Пустовалова Е. А. Проблема обучения межкультурной коммуникации и профессионально-ориентированный подход в изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Лингвистика и межкультурная коммуникация : сборник материалов конференции. Курган : Изд-во Курганского государственного университета. С. 200-205.

Ситникова А. Ю. Профессионально-

ориентированное обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6263/1/yazobseg-021.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

Угликова И. В. Компетентностный подход к отбору профессионально-ориентированных текстов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Совершенствование системы подготовки кадров в вузе: направления и технологии : материалы VIII Международной научной конференции, 15-16 ноября 2016. Гродно : Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, 2016. С. 136-138.

Чилингарян К. П. Английский для специальных (АСЦ) целей в современном обществе // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-1. С. 145-150.

Шакирова Н. Ю. Геймификация как способ повышения эффективности изучения новой лексики / Н. Ю. Шакирова, Н. Н. Касаткина, Н. А. Личак, С. В. Данданова // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5. С. 82-87.

Dzugaeva Z. R. Teaching English for specific Purposes (esp) // International scientific review. 2017. № 2 (33). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/teaching-english-for-specific-purposes-esp (дата обращения: 10.10.2021).

English File. Intermediate. Students' book. Workbook. Teacher's Guide. 4th Edition. Oxford University Press; 2019. SB: 168 p., WB: 80 p., TG: 217 p.

Frolova O. A., Lopatinskaya V V. Using contextual approach to form motivation for learning a professionally oriented foreign language // Education, Culture and society, 29.10.2020. Р. 46-49.

Reference list

Ajnutdinova I. N. Innovacionnye tehnologii v obuche-nii inostrannym jazykam v vuze: integracija profession-al'noj i inojazychnoj podgotovki konkurentosposobnogo specialista: zarubezhnyj i rossijskij opyt = Innovative technologies in teaching foreign languages at the university: integration of professional and foreign-language training of a competitive specialist: foreign and Russian experience : nastol'naja kniga pedagoga-novatora. 2-e izd., ispr. i dop. Kazan' : Izd-vo Kazan. un-ta, 2017. 456 s.

Gal'skova N. D. Sovremennaja metodika obuchenija inostrannomu jazyku = Modern method of teaching a foreign language : posobie dlja uchitelja. Moskva : ARKTI Glossa, 2000. 165 s.

Denisova E. V. Professional'no-orientirovannyj pod-hod pri obuchenii inostrannomu jazyku (pedagogicheska-ja koncepcija) = Professionally oriented approach in teaching a foreign language (pedagogical concept) // Ped-agogicheskoe masterstvo : materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, fevral' 2014 g.). T. 10. Moskva : Buki-Vedi, 2014. S. 198-203.

Discipliny i praktiki obrazovatel'noj programmy «Fakul'tet filologii i kommunikacii. Napravlenie podgo-tovki — 45.03.01 Filologija. Napravlennost' (profil') — Prikladnaja filologija (russkij jazyk) = Disciplines and practices of the educational program «Faculty of Philology and Communication. The direction of preparation is 45.03.01 Philology. Focus (profile) — Applied philology (Russian). God priema — 2019». URL:

https://www.uniyar. ac.ru/upload/iblock/19a/PD_2019_45 0301_62_01_104.pdf (data obrashhenija: 17.05.2021).

Kargina E. M. Razvitie spontannoj inojazychnoj rechi v processe obuchenija inostrannomu jazyku v tehnich-eskom vuze = The development of spontaneous foreign language speech in the process of teaching a foreign language at a technical university // Molodoj uchenyj. 2015. № 8. S. 948-950.

Kolesnikov A. A. Professional'no-orientirovannye jel-ektivnye kursy na inostrannom jazyke dlja filolog-icheskogo profilja = Professionally oriented elective courses in a foreign language for the philological profile : nauchnye osnovy, primer razrabotki, specifika vnedrenija v praktiku : monografija. Rjazan' : Rjaz. gos. un-t im. S. A. Esenina, 2011. 212 s.

Lozovskaja T. V. Igra kak sposob obuchenija spontannoj inojazychnoj rechi studentov nejazykovyh spe-cial'nostej = Game as a way to teach spontaneous foreign language speech to students of non-language specialties // Soobshhestvo uchitelej anglijskogo jazyka. 2015. T. 7. № 1. S. 5.

Matuhin D. L. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku studentov nelingvistich-eskih special'nostej = Professionally oriented foreign language instruction for non-linguistic students // Jazyk i kul'tura. 2011. № 2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey (data obrash-henija: 13.10.2021).

Nurhamitov M. R. Osobennosti professional'no-orientirovannogo obuchenija inostrannomu jazyku studentov juridicheskogo fakul'teta = Peculiarities of professionally oriented foreign language instruction for law students / M. R. Nurhamitov, R. M. Shakirzjanova // Kazan-skij vestnik molodyh uchenyh. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku v uslovi-jah globalizacii. 2018. Tom 2. № 5 (8). S. 117-119.

Pokushalova L. V Inostrannyj jazyk v kontekste pro-fessional'no-orientirovannogo obuchenija = Foreign language in the context of professionally-oriented training / L. V. Pokushalova, L. T. Serebrjakova. URL: https://psyjournals.ru/files/49045/Sociosphera_2011_n4_ Pokushalova_Serebryakov.pdf (data obrashhenija: 12.10.2021).

Pustovalova E. A. Problema obuchenija mezhkul'turnoj kommunikacii i professional'no-

orientirovannyj podhod v izuchenii inostrannogo jazyka v nejazykovom vuze = The problem of intercultural communication education and a professionally-oriented approach in the study of a foreign language in a non-language university // Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija : sbornik materialov konferencii. Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020. S. 200-205.

Sitnikova A. Ju. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku studentov nejazykovogo vuza = Professionally oriented teaching of the foreign language of students of a non-language university. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6263/1/yazobseg-021.pdf (data obrashhenija: 13.10.2021).

Uglikova I. V. Kompetentnostnyj podhod k otboru professional'no-orientirovannyh tekstov pri izuchenii inostrannogo jazyka v nejazykovom vuze = Competent approach to the selection of professionally-oriented texts when studying a foreign language in a non-language university // Sovershenstvovanie sistemy podgotovki kadrov v vuze: napravlenija i tehnologii : materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 15-16 nojabrja 2016. Grodno : Grodnenskij gosudarstvennyj universitet im. Janki Kupaly, 2016. S. 136-138.

Chilingarjan K. P. Anglijskij dlja special'nyh (ASC) celej v sovremennom obshhestve = English for Special (ESP) Purposes in Modern Society // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2014. № 3-1. S. 145-150.

Shakirova N. Ju. Gejmifikacija kak sposob povysheni-ja jeffektivnosti izuchenija novoj leksiki = Gamification as a way to increase the efficiency of studying new vocabulary / N. Ju. Shakirova, N. N. Kasatkina, N. A. Lichak, S. V Dandanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 5. S. 82-87.

Dzugaeva Z. R. Teaching English for specific Purposes (esp) // International scientific review. 2017. № 2 (33). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/teaching-english-for-specific-purposes-esp (data obrashhenija: 10.10.2021).

English File. Intermediate. Students' book. Workbook. Teacher's Guide. 4th Edition. Oxford University Press; 2019. SB: 168 p., WB: 80 p., TG: 217 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Frolova O. A., Lopatinskaya V V Using contextual approach to form motivation for learning a professionally oriented foreign language // Education, Culture and society, 29.10.2020. R. 46-49.

Статья поступила в редакцию 25.11.2021; одобрена после рецензирования 17.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.

The article was submitted on 25.11.2021; approved after reviewing 17.12.2021; accepted for publication on 13.01.2022.

Профессионально-ориентированный подход

к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.