Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-СТАДИ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнаткина А.Л.

Концепция компетентностного подхода в высшем образовании сегодня находится в центре внимания преподавателей всех учебных заведений России. Ведется активная работа по созданию методической основы компетентностно-ориентированного обучения, в том числе и в области преподавания иностранных языков для профессиональных целей. При таком подходе изменяется и функция оценивания, которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для выявления направлений для развития обучающегося. Предлагаемый к обсуждению в данной статье метод кейс-стади отвечает принципам деятельностного подхода к обучению. Предлагается применение метода кейс-стади как единой методики и для обучения иностранному языку в сфере юриспруденции, и для оценивания компетенций обучающихся. При разработке материалов и сценария для работы с кейсом нами были приняты научно-обоснованные педагогические принципы проблемного обучения, а также интерактивности, взаимодействия с другими субъектами и отказа от догматизма. Исследование имело целью рассмотреть дополнительный метод обучения профессиональной иноязычной коммуникации, направленный на развитие у обучающихся необходимых компетенций и связанных с ними навыков и умений, включая умения межкультурного общения, критического мышления, поиска и анализа информации, определения закона и применения юридической техники, самостоятельного интерпретирования доказательств. Результаты исследования позволяют полагать, что предложенный метод можно использовать при изучении иностранного языка практически любой профессиональной направленности. Метод кейс-стади, изложенный в этой работе, может быть использован и доработан преподавателями, стремящимися включить концепцию проблемного обучения в преподавание; он может гибко использоваться в качестве дополнения к традиционным методам обучения в виде лекций и семинаров или может стать центральным методом организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнаткина А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING ENGLISH FOR LEGAL PURPOSES APPLYING THE CASE-STUDY METHOD

The concept of competence-based approach to higher education is in the focus of attention of teachers of all educational institutions in Russia. Scholars are active in developing a methodological basis for competence-based training, including in the field of teaching foreign languages for professional purposes. In accordance with this approach, the function of assessment is also changing: its focus is shifting from assessment for control to one for personal development. The case-study method, proposed for discussion in this article, meets the principles of activity- and competence-based approach in education. The application of the case study method as a unified methodology is proposed both for teaching a foreign language in the field of jurisprudence and for assessing the competencies of students. When developing materials and a scenario for the case study, we adopted scientifically based pedagogical principles of problem-based learning, as well as interactivity, reciprocity and a refusal of dogmatism. The study was intended to look at a supplementary method of teaching professional foreign language communication aimed at developing students' necessary competencies and related skills, including those of intercultural communication, critical thinking, information search and analysis, finding a relevant law and application of legal techniques, independent interpretation of evidence, etc. The results of the study also suggest that the proposed method can be used in teaching and learning a foreign language of almost any professional field. The case-study method outlined in this paper can be used and refined by teachers seeking to incorporate the concept of problem-based learning into the teaching process. The case-study method can be flexibly used as a supplement to traditional teaching methods in the form of lectures and seminars, or it can become the central method of the educational approach.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ»

УДК 37.013.32

DOI: 10.15593/2224-9389/2023.1.3

Научная статья

А.Л. Игнаткина

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Российская Федерация

Поступила: 06.02.2023 Одобрена: 11.03.2023 Принята к печати: 01.04.2023

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ

Концепция компетентностного подхода в высшем образовании сегодня находится в центре внимания преподавателей всех учебных заведений России. Ведется активная работа по созданию методической основы компетентностно-ориентированного обучения, в том числе и в области преподавания иностранных языков для профессиональных целей. При таком подходе изменяется и функция оценивания, которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для выявления направлений для развития обучающегося. Предлагаемый к обсуждению в данной статье метод кейс-стади отвечает принципам деятельностного подхода к обучению. Предлагается применение метода кейс-стади как единой методики и для обучения иностранному языку в сфере юриспруденции, и для оценивания компетенций обучающихся. При разработке материалов и сценария для работы с кейсом нами были приняты научно-обоснованные педагогические принципы проблемного обучения, а также интерактивности, взаимодействия с другими субъектами и отказа от догматизма. Исследование имело целью рассмотреть дополнительный метод обучения профессиональной иноязычной коммуникации, направленный на развитие у обучающихся необходимых компетенций и связанных с ними навыков и умений, включая умения межкультурного общения, критического мышления, поиска и анализа информации, определения закона и применения юридической техники, самостоятельного интерпретирования доказательств. Результаты исследования позволяют полагать, что предложенный метод можно использовать при изучении иностранного языка практически любой профессиональной направленности. Метод кейс-стади, изложенный в этой работе, может быть использован и доработан преподавателями, стремящимися включить концепцию проблемного обучения в преподавание; он может гибко использоваться в качестве дополнения к традиционным методам обучения в виде лекций и семинаров или может стать центральным методом организации образовательного процесса.

Ключевые слова: кейс-стади, методы преподавания, методы оценивания, компетенции, иностранный язык, деятельностный подход к обучению.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

A.L. Ignatkina Received: 06.02.2023

Accepted: 11.03.2023

Saratov State Law Academy, Published: 01.04.2023

Saratov, Russian Federation

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING ENGLISH FOR LEGAL PURPOSES APPLYING THE CASE-STUDY METHOD

The concept of competence-based approach to higher education is in the focus of attention of teachers of all educational institutions in Russia. Scholars are active in developing a methodological basis for competence-based training, including in the field of teaching foreign languages for professional purposes. In accordance with this approach, the function of assessment is also changing: its focus is shifting from assessment for control to one for personal development. The case-study method, proposed for discussion in this article, meets the principles of activity- and competence-based approach in education. The application of the case study method as a unified methodology is proposed both for teaching a foreign language in the field of jurisprudence and for assessing the competencies of students. When developing materials and a scenario for the case study, we adopted scientifically based pedagogical principles of problem-based learning, as well as interactivity, reciprocity and a refusal of dogmatism. The study was intended to look at a supplementary method of teaching professional foreign language communication aimed at developing students' necessary competencies and related skills, including those of intercultural communication, critical thinking, information search and analysis, finding a relevant law and application of legal techniques, independent interpretation of evidence, etc. The results of the study also suggest that the proposed method can be used in teaching and learning a foreign language of almost any professional field. The case-study method outlined in this paper can be used and refined by teachers seeking to incorporate the concept of problem-based learning into the teaching process. The case-study method can be flexibly used as a supplement to traditional teaching methods in the form of lectures and seminars, or it can become the central method of the educational approach.

Keywords: case-study, teaching methods, assessment methods, competence, foreign languages, activity-based approach.

Введение

Концепция компетентностного подхода высшего образования предусматривает опыт самостоятельного решения профессиональных проблем обучающимися и требует от преподавателя обоснованного отбора форм и методов обучения и оценивания, которые будут отвечать целям данного подхода [1]. Сегодня актуальной задачей остается создание методической основы такого обучения, в том числе и в области преподавания иностранных языков для профессиональных целей.

Как известно, компетенции формируются и развиваются в деятельности, следовательно, методы обучения и оценивания результатов освоения дисциплины должны носить мотивирующий к деятельности характер. С целью подготовки востребованных специалистов необходимо также учитывать появление новых требований к квалификации со стороны современного рынка труда и, соответственно, развивать в процессе обучения именно те компетенции, которые наиболее актуальны. В частности, одним из последних трендов на

юридическом рынке труда является спрос на юристов для отделов «компла-енс», создаваемых в организациях для того, чтобы анализировать потенциально спорные ситуации, прогнозировать исходы, вырабатывать стратегии и предупреждать возможные негативные последствия [2]. В последнее время такая тенденция наблюдается в российских компаниях в связи с введением санкций. Не ослабевает спрос и на специалистов в области международного права: российские компании меняют географию присутствия, и эти сложные процессы, безусловно, требуют грамотной юридической поддержки, а также умений делового общения на иностранном языке.

Предлагаемый к обсуждению метод кейс-стади отвечает принципам де-ятельностного подхода к образованию, где познание напрямую связывается с действиями [3-5]. В противоположность методам, построенным на пассивном познании, метод кейс-стади основан на принципе, согласно которому образование состоит из «кумулятивного и бесконечного приобретения, комбинирования и переупорядочения учебного опыта» [5]. В данной работе предлагается рассмотреть возможность применения метода кейс-стади как единой методики и для обучения иностранному языку в сфере юриспруденции, и для оценивания компетенций обучающихся.

Метод кейс-стади в образовании

В сфере гуманитарного образования всегда приветствовались методы обучения, которые учитывают неоднозначность и ситуативность, свойственные знаниям о человеке и среде его обитания, а метод кейс-стади как раз помогает приобретению навыков и умений анализа различных профессиональных ситуаций и моделированию планов действий применительно к конкретному положению дел.

Метод кейс-стади состоит из трех основных компонентов: кейс (рассказ о проблемной ситуации), исследование и анализ проблемы, обсуждение, принятие решения. По мнению большинства исследователей, ценность метода состоит в том, что кейсы предоставляют информацию о ситуации, но не ее анализ [5-8]. Кейсы не описывают проблему четкими шагами, они также не приводят к единственному правильному ответу; это метод дискуссионного обучения, при котором обучающиеся готовят анализ кейса индивидуально или в группах, а затем, посредством обсуждения, стремятся найти решение проблемы [5, с. 22012202]. О.В. Маруневич и О.Б. Симонова полагают, что применение метода кейс-стади придает обучению новое качество: вместо готового входного материала обучающийся сам ищет и приобретает знание [9].

Обзор литературы показал, что существует несколько подходов к обучению при помощи кейсов, которые по-своему эффективны для разных категорий обучающихся и в разных ситуациях. В целом можно выделить три основных подхода.

Первый подход - это использование кейс-стади как основы обучения как такового. Такой подход реализуется в медицинском образовании, в журналистике, а также на более продвинутом уровне подготовки профессионалов в сфере бизнеса, на курсах повышения квалификации и т.д. [8, 10-12].

Второй подход - это использование кейс-стади в качестве пояснения и иллюстрации материала, излагаемого на лекциях и семинарах. Он заключается в том, чтобы предложить обучающимся поработать над дилеммой, когда необходимо принять неоднозначное решение. Такой подход наиболее популярен в преподавании экономики [8, 11], юриспруденции [7], менеджмента [6, 12].

Третий подход не ставит задачу рассматривать сугубо реальную ситуацию, а предполагает работу с обучающими кейсами [7], цель которых состоит в том, чтобы предоставить обучающимся типовую ситуацию, где акценты будут расставлены на учебные и воспитательные задачи. Главное преимущество этого подхода заключается в его гибкости, он допускает адаптацию материала в зависимости от педагогических задач и требует относительно небольшой подготовки обучающихся. Этот подход принят большинством исследователей в области лингводидактики [7, 9, 10, 13-15]. Рассуждая о применении кейсов в курсе иностранного языка для экономистов, О.В. Осипова [15] предлагает два этапа работы с кейсом. На первом этапе основное внимание сосредоточено на лингвистической составляющей кейса, и материал дается с параллельным переводом на родной язык. На втором этапе реализуется практическая составляющая применения кейса в образовательных целях. Метод кейс-стади с применением обучающих кейсов позволяет использовать множество различных стратегий вовлечения студентов. В работе И.В. Щербаковой и М.В. Тимашовой предлагаются пути решения проблемы неоднородных групп и предложены виды упражнений, которые помогают преподавателю на занятиях иностранного языка создать «условия профессиональной деятельности» [16]. Например, ролевой характер взаимодействия усиливает идентификацию студентов с действующими лицами: студенты могут быть организованы в группы для достижения консенсуса или, наоборот, обострения конфликта. Такие действия помогают обучающимся «включить» в работу широкий спектр своих познавательных навыков и умений. Высказывается мнение и о мотивирующем потенциале цифровых кейсов [8, 12, 17]. Например, по мнению И.В. Тоцкой, у большинства современных обучающихся высокий уровень цифровой грамотности, и применение в обучении иностранному языку цифровых кейсов обновляет стиль обучения, делая процесс более привлекательным для современных студентов, воспитанных в культуре онлайн-взаимодействия [17].

Резюмируя наш краткий обзор, отметим, что, вне зависимости от избранного подхода, исследователи сходятся во мнении, что метод кейс-стади эффективен в развитии всех видов навыков и умений, необходимых для достижения

целей образования, будь то классическая таксономия или ее современные вариации с учетом потребностей нового образовательного пространства [10, 14, 18-21 ].

При обучении английскому языку в сфере юриспруденции метод кейс-стади помогает, прежде всего, решить главную задачу - обеспечить практическую ориентированность языковой подготовки [4, с. 32; 9, 15, 16], так как кейс всегда затрагивает профессиональную проблему. Например, работа с кейсом развивает умений поиска и анализа юридически значимой информации (ОПК-8), определения закона, который наиболее связан с исследуемой проблемой, и применения юридической техники для ее разрешения (ОПК-2; ОПК-4). Аргументируя свою позицию, обучающиеся развивают, пусть и не в полной мере, умение самостоятельно отбирать, представлять и интерпретировать доказательства (ОПК-5). Наконец, выражение своей позиции на иностранном языке содействует развитию умений межкультурной коммуникации (УК-4, УК-5).

Применение метода кейс-стади в обучении английскому языку в сфере юриспруденции

В настоящее время в преподавании и изучении английского языка в сфере юриспруденции распространено использование открытых образовательных интернет-ресурсов [9, 17, 19]. В одной из наших публикаций содержатся рекомендации, разработанные нами для создания цифровых учебных текстов, которые, с небольшими поправками, применимы и к текстам обучающих кейсов [19]. В частности, можно выделить следующие рекомендации для обучающего кейса:

1. Источник. Как ни банально это может прозвучать, материал для кейса следует находить в проверенных сетевых ресурсах.

2. Актуальность. Проблема кейса должна относиться к современности.

3. Педагогическая ценность. Необходимо использовать кейс, основанный на проблеме, которая максимально соответствует изучаемой теме, при этом желательна ее проекция на какой-то более обширный класс юридических или аналитических проблем. Информация должна быть подана ясно и линейно, ситуация, описанная в кейсе, должна быть типовой. Кейс должен иметь уровень трудности, соответствующий уровню подготовки обучающихся. Кейс должен отражать национальные особенности правовой системы страны изучаемого языка.

4. Объем. Работа с текстом на иностранном языке требует значительных ресурсов рабочей памяти, поэтому кейс не должен быть слишком длинным.

5. Оптимальный объем институциональных и исторических знаний. Хотя анализ кейса должен требовать от обучающихся использования знаний, усвоенных и вне контекста кейса, важно выбирать ситуации, которые не требуют от студентов обладания большим запасом таких знаний.

6. Актуальная терминология. Важно, чтобы кейс содержал терминологию, изучаемую в модуле/теме. Это позволит студентам осознать, что вопросы, обсуждаемые на занятиях, не являются абстрактными понятиями, а легко применяются в профессиональном контексте.

7. Приглашение к дискуссии и принятию решения. Педагогический эффект будет достигнут, если кейс предоставляет выбор или в ходе дискуссии зарождается мнение, которое противостоит официальному мнению, если данный кейс имеет решение, зафиксированное документально.

Работа с обучающим кейсом требует соблюдения определенного сценария. В качестве примера рассмотрим кейс, разработанный нами на основе дела о взяточничестве 'R v Skansen Interiors Ltd' [22], который мы используем на занятиях по теме "White-collar Crime ".

1. Введение. Обсуждение начинается с вопросов и заданий, которые связывают кейс с модулем/темой и задают общее направление. Преподаватель предлагает список основных и дополнительных источников информации, включая ссылки на ресурсы Интернета. Ожидаемый результат - закрепление профессиональной лексики по теме кейса, развитие навыков и умений говорения.

Задание 1. Ответьте на вопросы: Prevention of white collar/financial crime is a law enforcement priority in jurisdictions worldwide. What are the most significant types of white collar/ financial crimes?

Задание 2. Прочитайте описания четырех преступлений. Соотнесите каждое из описаний (1, 2, 3, 4) с названием преступления (a, b, c, d), выбрав из данных терминов: a) an identity theft case; b) a bribery case; c) a bank fraud case; d) an insider trading case.

Задание 3. Ответьте на вопросы: One of the newest white collar offences is the "failure to prevent" offence. What do you think this offence involves? What activities of large corporations could result in committing such an offence? Lawyers emphasize that the "failure to prevent" offence legislation is really significant and revolutionary. Why do you think it is so?

2. Изучение кейса (чтение/просмотр видео/прослушивание).

Ожидаемый результат - отработка навыков чтения/восприятия иноязычной речи на слух, освоение новой профессиональной лексики, ознакомление со стилевыми особенностями изложения материала кейса.

3. Исследование и анализ проблемы.

Вопросы для обсуждения кейса:

1. What legal problem(s) does this case imply?

2. What do you think about the self-reporting strategy in this case? Was it a correct option to choose? Did it help improve Skansen's financial reputation?

3. What might the legal outcome of this case be?

4. As the members of Skansen Interiors Ltd legal team, hold an informal meeting. Consider the legal aftermaths of the CEO's actions.

4. Обсуждение

4.1. Активное прослушивание. Высказывания и рассуждения преподавателя во время обсуждений должны быть минимальными, но слушание должно быть активным, то есть преподаватель должен поощрять развитие обсуждения.

4.2. Соблюдение плана обсуждения. Важно придерживаться установленного плана, оставляя при этом некоторое время для рассмотрения вспомогательных вопросов, которые могут возникнуть в ходе обсуждения.

5. Принятие решения. Одно семинарское занятие редко исчерпывает возможности серьезного кейса, но независимо от полноты проведенного обсуждения на подведение итогов следует выделить время. Некоторые студенты чувствуют себя «потерянными», если не видят логического завершения занятия. Задача преподавателя - дать им понять, что самыми важными результатами занятия являются обсуждение и выражение своего мнения.

Кейс-метод как оценочное средство

Отчет о работе с кейсом может быть в форме проектной работы или презентации.

Проектная работа. Преподаватель обеспечивает обучающихся списком вопросов, которые определяют границы, в пределах которых они должны работать с кейсом. Вопросы аналогичны тем, которые используются для обсуждения кейсов на семинарах. Обучающиеся должны представить письменный отчет с использованием ключевых терминов и речевых клише. Юридическая оценка проблемы должна быть также представлена.

Презентация. Презентация - это эффективный способ проверить широкий спектр как профессиональных, так и универсальных навыков и умений обучающихся. Преподаватель может проявить фантазию и предложить разные концепции презентации: например, обучающийся должен выступать в качестве репортера юридических новостей; одного из участников ситуации; юриста, представлявшего одну из сторон спора; судьи, который делится своим опытом с начинающими юристами, и т.д.

Заключение

В работе показано, как метод кейс-стади может быть включен в преподавание иностранного языка в сфере юриспруденции.

Исследование эффективности метода кейс-стади в целом подтверждает мнение о том, что данный метод отвечает требованиям компетентностного подхода к образованию и способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций. Применение метода кейс-стади помогает достижению ключевых целей юридического образования, развивает навыки и умения применять правовые нормы для разрешения проблемной ситуации, пред-

ставлять продукт своей интеллектуальный деятельности публично, аргументировать свою позицию. В то же время метод помогает обучающимся развить и укрепить умения, необходимые для межкультурной коммуникации, что свидетельствует о его эффективности в преподавании и изучении иностранного языка для юридических, а также и иных профессиональных целей. При разработке сценария работы с кейсом мы следовали научно-обоснованным педагогическим принципам проблемного обучения, а также интерактивности, межличностного взаимодействия и отказа от догматизма. Подход к применению метода кейс-стади как единой методики и для обучения иностранному языку в сфере юриспруденции, и для оценивания компетенций обучающихся, изложенный в этой работе, может быть использован и доработан преподавателями, стремящимися включить концепцию проблемного обучения в преподавание.

Список литературы

1. ФГОС 40.03.01 Юриспруденция [Электронный ресурс]. - URL: https://-fgos.ru/fgos/fgos-40-03-01-yurisprudenciya-1011/ (дата обращения: 03.02.2023).

2. 8 трендов на российском рынке труда в юридической области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/kotova/1311620/ (дата обращения: 03.02.2023).

3. Бабаева В.Т., Ахмедова Н.И. История методов обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-metodov-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 03.02.2023).

4. Языковая подготовка взрослых обучающихся: поиск эффективных методов работы [Электронный ресурс] / Е.П. Бондарева, Г.В. Чистякова, А.А. Степанов, С.А. Сергеев // Концепт. - 2018. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyko-vaya-podgotovka-vzroslyh-obuchayuschihsya-poisk-effektivnyh-metodov-raboty (дата обращения: 03.02.2023).

5. Student Perception of Using Case Study as a Teaching Method [Электронный ресурс] / N.A. Iahad, M. Mirabolghasemi, N.H. Mustafa, Abd. Shafie M. Latif, Y. Buntat // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 93. - P. 2200-2204. - URL: https://cyberleninka.org/article/n/425346 (дата обращения: 03.02.2023).

6. Панфилова А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. СПб.: Питер. - 2004. - 240 с.

7. Федунова М.Н. Кейс-метод в практике преподавания английского языка студентам-юристам на примере подготовки будущих следователей [Электронный ресурс] // Филологический аспект: междунар. науч.-практ. журнал. Сер. Методика преподавания языка и литературы. - 2021. - № 06 (09). - URL: https://scipress.ru/fam/articles/kejs-metod-v-praktike-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-studentam-yuristam-na-primere-podgotovki-budushhikh-sledovatelej.html (дата обращения: 03.02.2023).

8. Kirchherr J.J, Piscicelli L. Towards an Education for the Circular Economy (ECE): Five Teaching Principles and a Case Study, Resources [Электронный ресурс] // Conservation and Recycling. - 2019. - Vol. 150. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/335466614_Towards_an_Education_for_the_Circular_Economy_ECE_Five_Teach-ing_Principles_and_a_Case_Study (дата обращения: 03.02.2023).

9. Абаева Ф.Б. Использование технологии case study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку [Электронный ресурс] // БГЖ. -

2018. - №2 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-case-study-v-obuchenii-studentov-professionalno-orientirovannomu-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 03.02.2023).

10. Маруневич О.В., Симонова О.Б. Особенности применения электронных кейсов при обучении иностранному языку студентов юридических и экономических специальностей: методический и педагогический аспекты [Электронный ресурс] // СНВ. -2021. - № 2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-elektronnyh-keysov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-yuridicheskih-i-ekonomicheskih (дата обращения: 31.01.2023).

11. Ковалевич И.А., Манушкина М.М., Дьяченко Л.А. Развитие метакогнитив-ных процессов у студентов в профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metakognitivnyh-protsessov-u-studentov-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 03.02.2023).

12. Корнеева Л.И., Корнеева Ю.В. Обучение деловому иностранному языку студентов экономических специальностей на основе методов, принятых в системе бизнес-образования // Известия Урал. федерал. ун-та. - 2012. - № 3 (104). - С. 53-58.

13. Operations Management teaching practices and information technologies adoption in emerging economies during COVID-19 outbreak [Электронный ресурс] / G.L. Tortorella, G. Narayanamurthy, V.M. Sunder, P.A. Cauchick-Miguel // Technological Forecasting and Social Change. - 2021. - Vol. 171. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tech-fore.2021.120996 (дата обращения: 03.02.2023).

14. Сычева Г.П., Куликова Т.Д. Система упражнений, направленных на формирование профессионально-коммуникативной компетенции при обучении языку специальности [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sistema-uprazhneniy-napravlennyh-na-formirovanie-professionalno-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-obuchenii-yazyku-spetsialnosti (дата обращения: 03.02.2023).

15. Иргит Е.Л. Дидактические условия использования case-studies как активного метода формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №1 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7didakticheskie-usloviya-ispolzovaniya-case-studies-kak-ak-tivnogo-metoda-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 03.02.2023).

16. Осипова О.В. Бизнес-кейсы в обучении студентов вуза языку делового общения (на примере английского языка) [Электронный ресурс] // Colloquium-journal. -

2019. - №7 (31). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-keysy-v-obuchenii-studentov-vuza-yazyku-delovogo-obscheniya-na-primere-angliyskogo-yazyka-1 (дата обращения: 28.01.2023).

17. Щербакова И.В., Тимашова М.В. Роль профессионально-ориентированного обучения в развитии диалогической и монологической речи на иностранном языке в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // БГЖ. - 2019. - №3 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-v-razvitii-

dialogicheskoy-i-monologicheskoy-rechi-na-inostrannom-yazyke-v-neyazykovom (дата обращения: 01.02.2023).

18. Тоцкая И.В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологические, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 2. - С. 67-74.

19. Брыксина И. Е. Лингвометодические основы профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе (билингвальный / бикуль-турный аспект) [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. - 2016. - №1 (153). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvometodicheskie-osnovy-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze-bilingvalnyy (дата обращения: 03.02.2023).

20. Игнаткина А.Л. Использование открытых образовательных интернет-ресурсов в преподавании и изучении английского языка в сфере юриспруденции // Язык науки и профессиональная коммуникация. - 2020. - № 2 (3). - С. 91-109.

21. Игнаткина А.Л. Зотеева Т.С. Роль когнитивной архитектоники обучающихся в оптимизации процесса изучения английского языка // Ярослав. педагог. вестник. -2020. - № 2 (113). - С. 73-80.

22. Хафизова Л.Ю. Рефлексия в обучении взрослых иностранному языку [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. - 2018. - №10 (52). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-v-obuchenii-vzroslyh-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 03.02.2023).

23. Bribery case summary: RV Scansen Interiors Limited, Southwark Crown Court [Электронный ресурс]. - URL: https://www.addleshawgoddard.com/en/insights/insights-briefings/2018/corporate-crime-investigations-update/r-v-skansen-interiors-limited-south-wark-crown-court-case-summary/

References

1. FGOS 40.03.01 Iurisprudentsiia [Federal State Educational Standard 40.03.01 Jurisprudence]. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-40-03-01-yurisprudenciya-1011/ (accessed 03.02.2023).

2. 8 trendov na rossiiskom rynke truda v iuridicheskoi oblasti [8 trends in the legal sector of Russian labor market]. Available at: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/ kotova/1311620/ (accessed 03.02.2023).

3. Babaeva V.T., Akhmedova N.I. Istoriia metodov obucheniia inostrannym iazykam [The history of methods of teaching foreign languages]. Nauka. Mysl': elektronnyi peri-odicheskii zhurnal, 2014, no. 3, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-metodov-obucheniya-inostrannym-yazykam (accessed 03.02.2023).

4. Bondareva E.P., Chistiakova G.V., Stepanov A.A., Sergeev S.A. Iazykovaia pod-gotovka vzroslykh obuchaiushchikhsia: poisk effektivnykh metodov raboty [Language training of adult learners: Searching for effective training methods]. Kontsept, 2018, no. 2, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-podgotovka-vzroslyh-obuchayuschihsya-poisk-effektivnyh-metodov-raboty (accessed 03.02.2023).

5. Iahad N.A., Mirabolghasemi M., Mustaffa N.H., Shafie Abd. Latif M., Buntat Y. Student perception of using case study as a teaching method. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2013, vol. 93, pp. 2200-2204, available at: https://cyberleninka.org/ article/n/425346 (accessed 03.02.2023).

6. Panfilova A.P. Osnovy menedzhmenta. Polnoe rukovodstvo po keis-tekhnologi-iam [Fundamentals of management. Complete guide to case technologies]. St. Petersburg, Piter, 2004, 240 p.

7. Fedunova M.N. Keis-metod v praktike prepodavaniia angliiskogo iazyka studen-tam-iuristam na primere podgotovki budushchikh sledovatelei [Case-study method in teaching English for law students illustrated through future investigators teaching]. Filologicheskii aspekt: mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii zhurnal. Ser.: Metodika prepodavaniia iazyka i literatury, 2021, no. 06 (09), available at: https://scipress.ru/fam/articles/kejs-metod-v-praktike-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-studentam-yuristam-na-primere-podgotovki-budushhikh-sledovatelej.html (accessed 03.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kirchherr J.J, Piscicelli L. Towards an education for the circular economy (ECE): Five teaching principles and a case study, resources. Conservation and Recycling, 2019, vol. 150, available at: https://www.researchgate.net/publication/335466614_To-wards_an_Education_for_the_Circular_Economy_ECE_Five_Teaching_Principles_and_-a_Case_Study (accessed 03.02.2023).

9. Abaeva F.B. Ispol'zovanie tekhnologii case study v obuchenii studentov profes-sional'no-orientirovannomu inostrannomu iazyku [Case study in the system of a professionally-oriented foreign language teaching at higher school]. BGZh, 2018, no. 2 (23), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-case-study-v-obuchenii-studen-tov-professionalno-orientirovannomu-inostrannomu-yazyku (accessed 03.02.2023).

10. Marunevich O.V., Simonova O.B. Osobennosti primeneniia elektronnykh keisov pri obuchenii inostrannomu iazyku studentov iuridicheskikh i ekonomicheskikh spetsi-al'nostei: metodicheskii i pedagogicheskii aspekty [Application of electronic cases in teaching a foreign language to students majoring in law and economics: Methodological and pedagogical aspects]. SNV, 2021, no. 2, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osoben-nosti-primeneniya-elektronnyh-keysov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-yuridicheskih-i-ekonomicheskih (accessed 31.01.2023).

11. Kovalevich I.A., Manushkina M.M., D'iachenko L.A. Razvitie metakognitivnykh protsessov u studentov v professional'nom obrazovanii [Development of metacognitive processes in students in professional education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2022, no. 75-4, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metakog-nitivnyh-protsessov-u-studentov-v-professionalnom-obrazovanii (accessed 03.02.2023).

12. Korneeva L.I., Korneeva Iu.V. Obuchenie delovomu inostrannomu iazyku studentov ekonomicheskikh spetsial'nostei na osnove metodov, priniatykh v sisteme biznes-obra-zovaniia [Teaching business foreign language with using of methods from the business educational system]. Izvestiia Ural'skogofederal'nogo universiteta, 2012, no. 3 (104), pp. 53-58.

13. Tortorella G.L., Narayanamurthy G., Sunder V.M., Cauchick-Miguel P.A. Operations management teaching practices and information technologies adoption in emerging economies during COVID-19 outbreak. Technological Forecasting and Social Change, 2021, vol. 171, available at: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.120996 (accessed 03.02.2023).

14. Sycheva G.P., Kulikova T.D. Sistema uprazhnenii, napravlennykh na formiro-vanie professional'no-kommunikativnoi kompetentsii pri obuchenii iazyku spetsial'nosti [The system of the exercises directed on formation of professional and communicative competence when training in specialty language]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2019, no. 63-1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sistema-uprazhneniy-napravlennyh-na-formirovanie-professionalno-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-obuchenii-yazyku-spetsialnosti (accessed 03.02.2023).

15. Irgit E.L. Didakticheskie usloviia ispol'zovaniia case-studies kak aktivnogo metoda formirovaniia professional'nykh kompetentsii studentov pedagogicheskogo vuza [Didactic conditions of use of case-studies as active method for forming professional competences of students of pedagogical university]. ANI: pedagogika ipsikhologiia, 2018, no. 1 (22), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7didakticheskie-usloviya-ispolzovaniya-case-studies-kak-aktivnogo-metoda-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studen-tov (accessed 03.02.2023).

16. Osipova O.V. Biznes-keisy v obuchenii studentov vuza iazyku delovogo obshche-niia (na primere angliiskogo iazyka) [Business cases in teaching students the language of business (English)]. Colloquium-journal, 2019, no. 7 (31), available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/biznes-keysy-v-obuchenii-studentov-vuza-yazyku-delovogo-ob-scheniya-na-primere-angliyskogo-yazyka-1 (accessed 28.01.2023).

17. Shcherbakova I.V., Timashova M.V. Rol' professional'no-orientirovannogo obucheniia v razvitii dialogicheskoi i monologicheskoi rechi na inostrannom iazyke v neiazy-kovom vuze [The role of professionally-oriented teaching in the development of dialogical and monological speech in a foreign language in non lingual educational institution]. BGZh, 2019, no. 3 (28), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalno-orientiro-vannogo-obucheniya-v-razvitii-dialogicheskoy-i-monologicheskoy-rechi-na-inostrannom-yazyke-v-neyazykovom (accessed 01.02.2023).

18. Totskaia I.V. Komp'iuterno-oposredovannaia kommunikatsiia: tekhnologiches-kie, sotsiokul'turnye i lingvisticheskie osobennosti v obuchenii inostrannym iazykam [Computer-mediated communication: Technological, socio-cultural and linguistic features in foreign languages learning]. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie, 2021, no. 2, pp. 67-74.

19. Bryksina I.E. Lingvometodicheskie osnovy professional'no orientirovannogo obucheniia inostrannomu iazyku v neiazykovom vuze (bilingval'nyi / bikul'turnyi aspekt) [Linguistic and methodic basements of professionally-oriented foreign language teaching in non-linguistic institute of higher education (bilingual / bicultural aspect)]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, 2016, no. 1 (153), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvometodicheskie-osnovy-professionalno-orientirovan-nogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze-bilingvalnyy (accessed 03.02.2023).

20. Ignatkina A.L. Ispol'zovanie otkrytykh obrazovatel'nykh Internet-resursov v prepodavanii i izuchenii angliiskogo iazyka v sfere iurisprudentsii [Linguistic and methodic basements of professionally-oriented foreign language teaching in non-linguistic institute of higher education (bilingual / bicultural aspect)]. Iazyk nauki i professional'naia kommunikatsiia, 2020, no. 2 (3), pp. 91-109.

21. Ignatkina A.L., Zoteeva T.S. Rol' kognitivnoi arkhitektoniki obuchaiushchikhsia v optimizatsii protsessa izucheniia angliiskogo iazyka [The role of the learner's cognitive architecture in optimizing the process of learning English]. Iaroslavskii pedagogicheskii vest-nik, 2020, no. 2 (113), pp. 73-80.

22. Khafizova L.Iu. Refleksiia v obuchenii vzroslykh inostrannomu iazyku [Reflection in teaching adult a foreign language]. Universum: psikhologiia i obrazovanie, 2018, no. 10 (52), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-v-obuchenii-vzroslyh-in-ostrannomu-yazyku (accessed 03.02.2023).

23. Bribery case summary: RV Scansen Interiors Limited, Southwark Crown Court. Available at: https://www.addleshawgoddard.com/en/insights/insights-briefings/2018/ corporate-crime-investigations-update/r-v-skansen-interiors-limited-southwark-crown-court-case-summary/ (accessed 04.04.2023).

Сведения об авторе

ИГНАТКИНА Анастасия Львовна

e-mail: anastasiaignatkina777@gmail.com

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов, Российская Федерация)

About the author

Anastasia L. IGNATKINA

e-mail: anastasiaignatkina777@gmail.com

Cand. Sc. (Philology), Associate Professor, Foreign Languages Department, Saratov State Law Academy (Saratov, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Игнаткина, А.Л. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку в сфере юриспруденции с применением метода кейс-стади / А.Л. Игнаткина // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. -№ 1. - С. 33-45.

Please cite this article in English as:

Ignatkina A.L. Implementation of the competence-based approach in teaching English for legal purposes applying the case-study method. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 1, pp. 33-45 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.