Научная статья на тему 'Профессионально-образовательные технологии в физическом воспитании студентов педагогических вузов'

Профессионально-образовательные технологии в физическом воспитании студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / SPORTS GAMES / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

В статье представлены результаты теоретического исследования профессионально-образовательного потенциала физического воспитания студентов педагогических вузов. Автор предлагает методику организации профессионально-прикладной физической подготовки будущих педагогов. Спортивные игры представлены как педагогическая технология, оптимизирующая формирование компетенций бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional-educational technologies in physical education of students of pedagogical universities

The article presents the results of theoretical studies of vocational and educational potential of physical education of students of pedagogical universities. The author offers methodology of the organization of professional-applied physical training of future teachers. Sports games are presented as a pedagogical technology that optimizes the formation of competences of bachelors.

Текст научной работы на тему «Профессионально-образовательные технологии в физическом воспитании студентов педагогических вузов»

Педагогика

УДК 796.011.3

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования профессионально-образовательного потенциала физического воспитания студентов педагогических вузов. Автор предлагает методику организации профессионально-прикладной физической подготовки будущих педагогов. Спортивные игры представлены как педагогическая технология, оптимизирующая формирование компетенций бакалавров.

Ключевые слова: здоровье, физическое воспитание, компетенции, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивные игры.

Annotation. The article presents the results of theoretical studies of vocational and educational potential of physical education of students of pedagogical universities. The author offers methodology of the organization of professional-applied physical training of future teachers. Sports games are presented as a pedagogical technology that optimizes the formation of competences of bachelors.

Keywords: health, physical education, competence, professionally-applied physical training, sports games.

Введение. Реализуемая в высшем образовании двухуровневая система высшего образования (бакалавриат и магистратура) нацелена на воспитание профессионалов, готовых реализовывать нестандартные решения в любом виде деятельности. Наиболее значимой становится готовность стать режиссером своего профессионального становления, независимо решать разноплановые проблемы, при этом уметь демонстрировать необходимую трудоспособность, профессиональную подвижность и долголетие. На данном этапе социально-экономического развития общество остро обозначило необходимость развития данных качеств у бакалавров педагогических вузов - будущих наставников, учителей и педагогов. В процессе обучения студенты должны приобрести устойчивые знания, востребованные в будущей трудовой деятельности, стать готовыми использовать эти знания в вариативных условиях своей деятельности, научиться осуществлять профилактику заболеваний, связанных с педагогической работой. На решение данных задач направлен компетентностный подход в современном профессиональном образовании. Основная задача первого уровня высшего образования - качественно сформированные общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра [2, 3, 4].

Несмотря на модернизацию высшего образования, в учебных планах подготовки педагогов не уделяется достаточного внимания практико-ориентированным технологиям, которые позволят уже в процессе обучения студентов применять компетенции на практике. Дисциплина «Прикладная физическая культура» в отличие от большинства дисциплин современной вузовской подготовки является практико-ориентированной и состоит только из практических занятий в объеме 328 часов (шесть семестров). Так же в физическом воспитании студентов предусматривается реализация дополнительных самостоятельных и факультативных занятий в секциях и спортивных клубах, участие студентов в спортивно-массовых и соревновательных мероприятиях. Данные условия позволяет уже в процессе обучения при реализации физкультурно-спортивной деятельности проявлять необходимые компетенции на практике, оценивая уровень их сформированности, что актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования и саморазвития студента [4, 5].

Эффективное использование физического воспитания в оптимизации формирования компетенций бакалавров возможно при внедрении в образовательный процесс профессионально-образовательных педагогических технологий на основе физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Формулировка цели статьи. Основной целью нашей работы является определение профессионально-образовательного потенциала физкультурно-спортивной деятельности бакалавров. Научно обоснованная педагогическая технология в физическом воспитании позволит не только повысить двигательную подготовленность студентов, что оптимизирует уровень их здоровья, но и будет содействовать развитию наиболее значимых компетенций, через воспитание профессионально и социально важных качеств (СПВК) будущих педагогов средствами физической культуры и спорта.

Изложение основного материала статьи. Показанная в работе педагогическая технология, разработанная на основе физкультурно-спортивной деятельности, является результатом многолетнего изучения возможностей физического воспитания в оптимизации профессионально-педагогической подготовки студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ). Приведем наиболее важные результаты исследования.

Забота о собственном здоровье, готовность демонстрировать индивидуальную профилактику его нарушений, целенаправленная реализация здорового образа жизни являются важнейшими критериями современного педагога. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность студентов обуславливает успешность учебной, профессионально-образовательной деятельности, выступает как индикатор общей культуры бакалавра, способного к самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию [3, 6].

Физическое воспитание в рамках реализуемого сегодня ФГОС в педагогических вузах направлено на решение двух задач: укрепление здоровья студентов через воспитание основных физических качеств и выравнивание двигательного режима; оптимизация формирования профессиональных компетенций через успешное воспитание профессионально и социально важных качеств будущих педагогов в физкультурно-спортивной деятельности. Следовательно, и педагогические технологии в физическом воспитании студентов должны быть направлены на конструктивное решение поставленных задач: оздоровление и оптимизация профессиональной подготовки.

В своих работах В.И. Ильинич, В.К. Бальсевич и другие ведущие ученые в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, определили преднамеренное и элективное применение физических упражнений для подготовки студентов к будущей профессии как профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) [3, 4]. Научная организация и комплектование средств ППФП в

профессионально-педагогическом вузе осуществляются с учетом характеристики трудовой деятельности бакалавров. Разработанная нами методика организации ППФП представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Методика организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе

Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов РГППУ должны оптимально формировать СПВК педагогов: организованность, профессиональная активность, коммуникативность, рефлексия, основные сенсомоторные характеристики, эмоциональная устойчивость, толерантность [2, 4].

На основе представленной методики организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе, изучении и аналитическом сопоставлении СПВК и качеств, воспитываемых средствами физической культуры и спорта, мы заключили, что самым эффективным средством ППФП будущих педагогов являются спортивные игры (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ наиболее значимых качеств в спортивных играх и СПВК педагога

Название качества Характеристика качества

в спортивно-игровой деятельности в профессионально-педагогической деятельности

Организованность Готовность четко выполнять собственную деятельность, ставить цели, оптимально планировать и организовывать время, умение налаживать деятельность команды Готовность структурировать и наладить свою деятельность, профессионально-образовательный процесс и учебную деятельность учащихся; проявляется также в самостоятельности, требовательности, дисциплинированности

Профессиональная активность Особая форма демонстрации волевых качеств: предприимчивость, целеустремленность, напористость, независимость, смелость. Применение входе игры атакующих и контратакующих действий Потребность и способность к нововведениям в деятельности; проявление творческой инициативы, превышение канонов профессиональных функций, что предполагает проявление целеустремленности, смелости, независимости

Коммуникативность Общительность, готовность к сотрудничеству в процессе деятельности, уважение сильных сторон и значимых качеств другого, умение обеспечить позитивную связь, мотивировать других на деятельность Знания, умения и способности, обеспечивающие личностно ориентированное общение и педагогическую фасилитацию: умение создать условия для сотрудничества, положительную связь, признание успехов обучаемых

Рефлексия Способность эффективно планировать деятельность, корректировать план и действия входе ее выполнения, оценивать результат. Характеризуется умением анализировать собственные поступки и поступки противника, прогнозировать развитие ситуации, способностью к адекватной самооценке Готовность адекватно оценивать собственные действия; проектировать трудовую деятельность; адекватно воспринимать себя и осознавать, как учащиеся воспринимают индивидуальные проявления и когнитивные демонстрации педагога; корректировать процесс обучения и воспитания, планировать его результаты

Сенсомоторные характеристики Основные физические качества (выносливость, быстрота, ловкость) и психические процессы (тактическое мышление, надежное внимание) Психофизические качества, обеспечивающие продуктивное выполнение трудовых действий и операций: выносливость, сила, координация, быстрота реакции, устойчивость внимания, оперативная память

Эмоциональная устойчивость Готовность держать под контролем свое эмоциональное состояние; определяется выдержкой, самообладанием и самоконтролем в условиях эмоционального напряжения, физического утомления и отвлекающих факторов Характеризуется готовностью противостоять стрессам, эмоциональному перенапряжению, контролировать вспыльчивость. Проявляется в выдержке, самообладании, способности долгое время не реагировать на отрицательные психические воздействия

Толерантность Готовность пойти на компромиссное решение в межличностных отношениях для достижения общих целей; не позволять агрессивных действий в отношении противника,; способность проявлять самокритику; терпеливость к другим Терпимость к образу жизни и поведению обучаемых, этническим особенностям. Создание условий для субъектной деятельности учащимся, признание значимости личности обучаемых, умение учитывать точку зрения учащихся в процессе обучения

Физические упражнения организованные как спортивные игры выполняются в ограниченном временном отрезке и разнообразно сочетаются в зависимости от игровой обстановки. Спортивные игры успешно комплексно формируют основные физические качества студентов [1].

Большинство педагогов расценивают игру как важное и очень значимое средство в образовательном процессе, которое оптимизирует психофизическую готовность к различным социально-профессиональным ситуациям. В атмосфере игры осуществляется учебная и трудовая деятельность, которые направлены на формирование субъектных качеств учащихся, на оптимизацию личностных характеристик, на приобретение собственного опыта жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях [2, 6].

В физическом воспитании будущих педагогов спортивные игры должны быть представлены как игровая педагогическая технология, имеющая здоровьесберегающую и профессионально-образовательную направленность, предполагающая предсказуемый конечный результат. Педагогическая технология, основанная на спортивной игре, характеризуется групповым взаимодействием участником, наглядно представляет последствия принятых решений, что стимулирует развитие коммуникативности, ответственности, активной политики поведения.

Модель педагогической технологии, основанной на спортивных играх и интегрирующей функции обучения, воспитания и здоровьесбережения студентов представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Модель спортивно-игровой педагогической технологии:

решаемые задачи: I I - содержание образовательного процесса

Обозначим основные организационные принципы игровых педагогических технологий [7]:

• создание необходимой пространственной среды;

• обязательный учет индивидуальных способностей каждого участника;

• четкое соблюдение всеми участниками правил игры;

• соблюдение временного регламента;

• наличие новизны на каждом этапе игры.

В силу своих особенностей спортивные игры в физическом воспитании студентов соответствуют всем необходимым для игровых педагогических технологий принципам. Особого внимания в организации физкультурно-спортивной деятельности бакалавров заслуживает учет индивидуальных способностей каждого студента. Сегодня количество студентов вузов с ослабленным здоровьем, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ) составляет более 30% [3, 5]. Организация физкультурно-спортивной деятельности с данными студентами должна осуществляться по индивидуально-дифференцированным программам в зависимости от заболевания, что позволит не только сохранить и укрепить их здоровье, но и оптимизировать профессионально-прикладную подготовку. Для студентов СМГ в педагогических вузах наиболее эффективным средством ППФП является настольный теннис.

Преимущество данного вида спорта в сравнении с футболом или баскетболом в том, что в настольном теннисе противники не контактируют непосредственно друг с другом, что сводит возможность получения травм до минимума. На начальном этапе обучения игре в настольный теннис студенты изучают приемы владения ракеткой и мячом без игры на столах, технику выполнения ударов, разучивают возможные варианты передвижений. Все эти упражнения направлены на развитие координации, ловкости и гибкости. Выполнение упражнений чередуется с показом и объяснением преподавателя, с анализом ошибок. Поэтому нагрузка в этот период обучения является оптимальной. С усложнением разучиваемых элементов и переходом к игре на столах развивается выносливость, что способствует развитию аэробных функций и оптимизации сердечной деятельности, органов зрения и дыхательной системы. Игрок в настольный теннис, конкретно на обмен ударами потребляет только треть игрового времени. Игровые моменты сменяются промежутками, во время которых игроки подбирают выбывший из игры мяч. При игре на счет существует возможность по официальным правилам выбирать количество подряд сыгранных сетов. Чередуя их с отдыхом отведенным на смену сторон площадки, на обсуждение технических и тактических взаимодействий, можно дозировать нагрузку в соответствии с уровнем физической подготовленности студентов [1, 5, 6]. Таким образом, в настольном теннисе уровень сформированности технической подготовки студентов служит элементом саморегуляции для функциональной нагрузки. Следовательно, педагогическая технология на основе настольного тенниса может быть успешно использована как в группах спортивной подготовки, так и в СМГ.

Выводы:

1. Физическое воспитание в высших учебных заведениях должно иметь профессионально-прикладной характер в условиях компетентностного подхода, решая две задачи: оздоровительную и профессионально-образовательную.

2. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов подбираются с учетом профессиограммы будущей профессиональной деятельности, с целью оптимизации формирования профессиональных компетенций через успешное воспитание профессионально и социально важных качеств.

3. Наиболее эффективным средством ППФП студентов педагогических вузов являются физические упражнения организованные как спортивные игры. При этом образовательный процесс по дисциплине «Прикладная физическая культура» и дополнительные занятия в спортивных секциях должны быть организованы как игровая педагогическая технология, гарантирующая прогнозируемый результат. Педагогическая технология на основе спортивных игр интегрирует функции обучения, воспитания и здоровьесбережения.

4. Для студентов педагогических вузов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, оптимальным средством ПФП является настольный теннис. Данная спортивная игра выравнивает двигательный режим студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и органов зрения, а так же эффективно формирует основные СПВК будущих педагогов.

Литература:

1. Антонова Е.А. Формирование эмоциональной устойчивости студентов через межличностное взаимодействие в процессе занятия командными спортивными играми // Вестник орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (38). - С. 167-169.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. -Екатеринбург, 2011. - 345 с.

3. Ольховская Е.Б. Миронова С.П. Физическое воспитание студентов педагогических вузов: профессионально-образовательный аспект // Современные научные исследования и разработки. 2017. Т. 2. № 1 (9). С. 419-422.

4. Ольховская Е.Б. Педагогическое проектирование физического воспитания бакалавров в профессионально-педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 231-237.

5. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6 (37). С. 57-63.

6. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2316-2320.

7. Якимович И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 381-384.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Оринина Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Магнитогорский государственный технический

университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

магистрант Марушкина Виктория Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Магнитогорский государственный технический

университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

магистрант Стреляева Виктория Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Магнитогорский государственный технический

университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

СПЕЦИФИКА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ФЕНОМЕН И МЕХАНИЗМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены феноменологические признаки досуговой деятельности студенческой молодежи в педагогической теории и практике с точки зрения системного, личностно-ориентированного, информационного и компетентностного подходов. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: досуг, досуговая деятельность, эффективные механизмы формирования досуговой деятельности, студенческая молодежь, организация досуга. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия - «досуговая деятельность студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии.

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, организация досуговой деятельности, студенты вуза, феноменология досуга, механизмы организации досуговой деятельности.

Annotation. In this article, phenomenological features of leisure activities of student youth in pedagogical theory and practice are considered from the point of view of system, personality-oriented, information and competence approaches. Also in the article definitions of key concepts are revealed: leisure, leisure activities, effective mechanisms for the formation of leisure activities, student youth, organization of leisure. A special place is occupied by the interdisciplinary nature of the analysis of the key concept - "leisure activities of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology.

Keywords: leisure, leisure activities, organization of leisure activities, university students, phenomenology of leisure, mechanisms of organizing leisure activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.