Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / индивидуальный подход / глобальное образование / образовательные возможности / образовательные потребности / компетентность / компетенция / профессиональные качества / учащиеся / психолого-медико-социальное сопровождение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л. П.

В статье рассматривается профессионально-личностные качества, содержание подготовки учителя начальных классов в инклюзивном классе. Анализируется готовность педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения, глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями, указаны разные уровни глобализации, Глобальное образование трактуется на разных уровнях на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества. Указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества и на уровне конкретных образовательных систем (школ, классов, центров, университетах и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

О^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-289-294 ФЕТАЛИЕВА Лаура Платовна,

NIION: 2018-0076-4/22-625 кандидат филологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-4-824 доцент кафедры педагогики и

психологии начального образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, e-mail: laura-p888@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается профессионально-личностные качества, содержание подготовки учителя начальных классов в инклюзивном классе. Анализируется готовность педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения, глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями, указаны разные уровни глобализации, Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества. Указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества и на уровне конкретных образовательных систем (школ, классов, центров, университетах и т.д.).

Ключевые слова: инклюзивное образование, индивидуальный подход, глобальное образование, образовательные возможности, образовательные потребности, компетентность, компетенция, профессиональные качества, учащиеся, психолого-медико-социальное сопровождение.

FETALIEVA Laura Platovna,

candidate of Philology, associate professor of the Department of pedagogy and psychology of primary education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES, CONTENT OF TRAININGOF THE PRIMARY SCHOOL TEACHER

IN INCLUSIVE EDUCATION

Annotation. The article deals with professional and personal qualities, the content of primary school teacher training in an inclusive class. The readiness of teachers to ensure the interaction of ordinary children and children with disabilities in the space of a general educational institution, globalization trends in the development of education and learning models with different categories are analyzed, different levels of globalization are indicated, Global education is interpreted at different levels - at the level of the global mega system (planetary) , interaction and mutual enrichment of national educational systems, interstate, interregional relations and international cooperation. Different levels of globalization are indicated, globalization trends in the development of education and learning models with different categories are considered. Global education is interpreted at different

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

levels - at the level of the global mega system (planetary), interaction and mutual enrichment of national educational systems, interstate, interregional relations and international cooperation, and at the level of specific educational systems (schools, classes, centers, universities, etc.).

Key words: inclusive education, individual approach, global education, educational opportunities, educational needs, competence, competence, professional qualities, students, psychological and medical and social support.

Под понятием «содержание» представители экспертного сообщества понимают совокупность теоретических знаний, способов осуществления профессиональной деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений [1; 3; 5]. При этом, важно понимать, что реализация содержания, включает гибкое индивидуально ориентированное обучение, формирование профессиональных компетенций. Содержание должно соответствовать профессиональной деятельности и профессиональной культуре, и оно создается в сотворчестве обучаемых и обучающего.

Крайне важно при этом включить в содержание подготовки учителей формирование у них профессионально-личностных качеств. В подготовке учителя для работы в условиях инклюзивного обучения важна установка на формирование подлинности, искренности, открытости переживаемых чувств, безусловного позитивного отношения к другому человеку, эмпатического понимания (точное восприятие чувств и личностных смыслов другого человека).

Конечно же, важным является наличие у учителя эмпатии и толерантного отношения к детям с проблемами в развитии, а также обучение адекватным формам и способам взаимодействия с такими детьми. Целесообразно включать в содержание подготовки учителя обучение конкретным специальным знаниям и умениям, а именно выявлению особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, составлению адаптированных программ и индивидуальных коррекци-онно-образовательных маршрутов, проектированию образовательного процесса в инклюзивной среде и т.п. Присутствует необходимость введения в программу курсов подготовки учителя начальных классов и практико-ориентированных стажировок, тренингов, междисциплинарных консилиумов, педагогических мастерских, мастер-классов, волонтерство и т.д. [1; 2; 3; 4; 5].

Такое обогащение содержания, как показывает опыт, позволяет подготовить учителей к решению профессиональных практических задач. При этом в научной литературе имеют место и иные подходы к определению содержания подготовки педагогов к работе в инклюзивном классе (И.А. Букина, О.А. Денисова и др.). Исследователи считают уместным, что бы содержание подго-

товки учителя к работе в инклюзивном классе должно быть представлено в модульной форме и ориентировано на формирование:

- системы знаний об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ;

- системы знаний о цели, задачах, содержании и технологиях инклюзивного образования;

- практических умений, связанных с анализом, проектированием и конструированием индивидуальной траектории развития ребенка, включенного в инклюзивную образовательную среду;

- установок на взаимодействие субъектов инклюзивного образования;

- профессионально-важных качеств, направленных на развитие у педагога субъектной позиции в сфере инклюзивного образования как главного новообразования в структуре его профессиональной компетентности.

Зарубежные ученые (M.J. Peterson, T.E. Smith) считают необходимым включить в содержание организационно-управленческий компонент, что позволит, с их точки зрения, целенаправленно развивать у педагога способность гибко реагировать на особые образовательные потребности детей и находить альтернативные формы коммуникации с нетипичным ребенком.

Обобщая материалы исследований отечественных и зарубежных ученых, можно выделить несколько подходов к проектированию содержания подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:

- выделение в основе подготовки мотиваци-онно-ценностного компонента, формирующего ценностное отношение педагогов к инклюзивному образованию в целом и к детям с ОВЗ в частности;

- построение содержания подготовки на основе выделенных тенденций развития инклюзии в отечественной и зарубежной теории и практики;

- включение в содержание подготовки профессиональных задач, при решении которых у педагога формируется мотивационно-ценностная, операционально-деятельностная и рефлексивно-оценочная готовность к работе в условиях инклюзивного образования;

- построение содержания в соответствии видами профессиональной деятельности (общими и специфическими), что позволяет придать подготовке практико-ориентированный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

характер и сформировать у педагогов операцио-нально-деятельностные умения;

- модульное построение содержания профессиональной подготовки, включающее содержательный и организационный компоненты [10].

С учетом последнего подхода нами разработана рабочая программа дисциплины «Инклюзия в начальном образовании», которая включена в учебный план подготовки бакалавров по профилю учитель начальных классов. Первым шагом обоснованы какие знания, умения должен освоить будущий учитель и на каком уровне он должен ими владеть.

Знание: сущность, цель и задачи инклюзивного образования младших школьников; теорию и технологии организации инклюзивного образования младших школьников; нормативно-правовые, организационные, информационные, учебно-методические, психолого-педагогические условия организации инклюзивного образования в начальной школе;

- принципы инклюзивного образования младших школьников; особенности организации и реализации задач инклюзивного образования младших школьников; методики педагогического и психологического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- способы организации межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся с разными потребностями; особенности социального партнёрства в инклюзивном образовании (родители, координаторы, тьюторы);

- индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; условия успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощения в педагогическую практику; основные направления и формы организации инклюзивного образования учащихся младших классов;

- составляющие инклюзивного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья; общепедагогические принципы и содержание воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; функции педагога инклюзивного образования учащихся младших классовобщие закономерности развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья; история становления инклюзивного образования и перспективы его развития.

Умение: учитывать социальные, культурные и национальные контексты организации инклюзивного образования; учитывать в организации инклюзивного образования психологические и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- создавать педагогически и психологически целесообразную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья; изучить возможности, потребности, достижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- использовать специальные подходы к обучению, позволяющие включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одарённых учеников; учеников для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.;

- применять технологии инклюзивного образования в обучении младших школьников, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; проектировать содержание образовательных программ и технологии его реализации для лиц с ограниченными возможностями здоровья; моделировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- характеризовать деятельность субъектов инклюзивного образования; - координировать работу родителей, психологов, тьюторов, привлечённых к организации инклюзивного образования младших школьников; анализировать учебно-воспитательные, социальные, личностно-зна-чимые проблемы в организации инклюзивного образования;

- создавать безбарьерную среду в организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; пользоваться источниками методической помощи инклюзии, в том числе учителей коррекционных школ;

- создавать условия для развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья; разрабатывать процесс комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения;

- общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, признавая их достоинство, понимая и принимая их; защищать достоинство и интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях; анализировать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);

- составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития

ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; отслеживать динамику развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду и проводить профилактику различных форм насилия в школе; составлять программы и учебные планы для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создавать единую образовательную среду для детей, в том числе, с различными отклонениями в состоянии здоровья, имеющих разные стартовые возможности; разрабатывать учебно-методическую документацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Владение: знаниями, умениями, навыками детей с ограниченными возможностями здоровья; педагогическими технологиями организации инклюзивного образования младших школьников; способами и методами психолого-педагогической поддержки учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья; правилами инклюзивного образования; способами и методами привлечения родителей, психологов, тьюторов, координаторов к организации инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; средствами и способами развития младших школьников в инклюзивном образовании; способностями выявлять проблемы детей, связанные с особенностями их развития в инклюзивном образовании; инклюзивными технологиями работы с различными учащимися: одарённые дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Приведенный выше учебный материал разбит на два модуля: теоретические основы инклюзивного образования; технология реализации инклюзивного образования.

В первый модуль вошли разделы: сущность, цели и задачи инклюзивного образования младших школьников; основные принципы инклюзивного образования; опыт инклюзивного образования в России и за рубежом; направления и формы организации инклюзивного образования младших школьников.

Второй модуль состоит из следующих разделов: условия реализации инклюзивного образования начальной школе; технологии инклюзивного образования в начальной школе.

Чтобы получить представление о компоновке учебного материала о компоновке в качестве примера приведем содержание раздела «Технология инклюзивного образования в начальной школе». Комплексная психолого-педагогиче-

ская диагностика компетенций учащихся в инклюзивном образовании; комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика компетенций учащихся в инклюзивном образовании; адаптация содержания образовательных программ, учебных материалов для процесса инклюзивного обучения; субъекты инклюзивного образования; перспективное и текущее планирование инклюзивных учебных и внеучебных занятий; индивидуализация учебного плана и учебной программы для детей с особыми образовательными потребностями; технологии инклюзивного образования детей: с задержкой психического развития; инвалидов; с диагнозом умственной отсталости; с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; с аутизмом; с комбинированными нарушениями в развитии; технология порт-фолио инклюзивного образования; личностно-де-ятельностный подход к организации инклюзивного образования в младших классах; педагогические средства включения младших школьников в инклюзивное образовательное пространство; методы и формы обучения и воспитания детей в инклюзивном образовании [6; 7].

Анализ научной и методической литературы позволяет выделить в структуре инклюзивной готовности психологическую, педагогическую подструктуру [11; 12]. Психологическая подструктура готовности учителя основывается на эмоциональном принятии детей с ОВЗ, мотивах, нравственных принципах, установках на восприятие «Другого». В психологической подструктуре отражена позиция учителя, которая констатирует его отношение к целям и задачам инклюзивного образования, мобилизованность на их реализацию в каждой конкретной ситуации.

Психологическая подструктура состоит из следующих составляющих:

- мотивационной, связанная с потребностью успешно выполнять профессиональные задачи, интересами и мотивацией к профессионально-педагогической деятельности;

- познавательной, определяющая понимание профессиональных функций, их значимости, знание средств достижения и др.;

- эмоциональной, состоящая из чувства ответственности, уверенности в успехе каждого ребенка и др.;

- волевой, которая обеспечивает настроенность на решение задач инклюзивного образования, управление собой, сосредоточенность на деле и т.д.

Педагогическая подструктура объединяет профессиональные компетенции и личностные качества, обеспечивающих эффективность инклюзивного обучения младших школьников. В условиях инклюзивного образования эффектив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ность реализации его задач обеспечивают составляющие педагогической подструктуры:

- конструктивная, объединяющая компетенции отбора, композиции, адаптации учебного материала, планирования и построения образовательного процесса, проектирования образовательной среды и педагогических средств;

- организаторской, включающие систему действий по включению младшеклассников в различные виды совместной урочной и внеурочной деятельности;

- коммуникативной, нацеленное на установление педагогически целесообразных отношений педагога с обучающимися, родителями и разными социальными группами и организациями;

- рефлексивной, обеспечивающей анализ эффективности собственной деятельности и деятельности обучаемых; объектами рефлексии могут быть взаимодействие и общение с обучаемыми; собственная педагогическая деятельность; образовательные результаты; учебная деятельность и ее элементы.

Содержание всех составляющих психологической и педагогической подструктур инклюзивной готовности начальных классов составляет комплекс компетенций [8; 9]. Компетенции основаны на требованиях Профессионального стандарта педагога.

Список литературы:

[1] Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся // Минская школа сегодня. 2008. № 6. - С. 3-6.

[2] Корепанова И.А. Общение и деятельность - два основания для проектирования инте-гративных (инклюзивных) пространств // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. - С. 12-18.

[3] Котова Е. Социальная технология "интегрированного образования" // Высшее образование в России. 2008. № 2. - С. 161-163.

[4] Котова С.А. От социальной полезности к культуре достоинства // Аккредитация в образовании. 2011. № 1 (45). - С. 86-88.

[5] Лопатина В.И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. - С. 11-13.

[6] Рамазанова Э.А. Феталиева Л.П. Учащиеся с особыми образовательными потребностями в начальном образовании // Начальное образование: инновации и ценности, теория и практика: Материалы республиканской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. ФГБОУ ВО «ДГПУ». Махачкала, 15

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ноября 2018. - Махачкала: ДГПУ, 2018. - С. 333336.

[7] Феталиева Л.П. Достоинства инклюзивного образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия». - Стерли-тамак: РИЦ АМИ, 2015.

[8] Феталиева Л.П. Аргументация актуальности исследования инклюзивного образования в начальной школе // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 6. - С. 151-161.

[9] Феталиева Л.П. Готовность педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения // Образование и право. 2021. № 2. - С. 282285.

[10] Феталиева Л.П., Алибекова З.Н. Индивидуальный стиль деятельности педагога в условиях инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 1А. - С. 97-104.

[11] Sirotkin O., Fetalieva Laura, Chumicheva R.M., Ali Hiwa Khafar Ali Psychological and pedagogical follow-up of younger students with special abilities in terms of global education // SHS web of conferences The conference proceedings. Don State Technical Universyty. ICTDPP-2019. Rostov-on-Don, 22-23.11.2019. EDP Sciences, 2019. - P. 02012.

[12] Fetalieva L.P., Ramazanova Elmira A. Biotechnological competence of a teacher in the conditions of inclusive education // Humanities & Social Sciences Reviewse. 2019. Vol. 7. No 5. - P. 1053-1059.

Spisok literatury:

[1] Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vsekh uchashchihsya // Minskaya shkola segodnya. 2008. № 6. - C. 3-6.

[2] Korepanova I.A. Obshchenie i deyatel'nost' - dva osnovaniya dlya proektirovaniya integrativnyh (inklyuzivnyh) prostranstv // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 3. - S. 12-18.

[3] Kotova E. Social'naya tekhnologiya "integ-rirovannogo obrazovaniya" // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 2. - C. 161-163.

[4] Kotova S.A. Ot social'noj poleznosti k kul'ture dostoinstva // Akkreditaciya v obrazovanii. 2011. № 1 (45). - C. 86-88.

[5] Lopatina V.I. SHirokie aspekty inklyuzivnogo obrazovaniya // Vospitanie i obuchenie detej s narush-eniyami razvitiya. 2009. № 6. - C. 11-13.

[6] Ramazanova E.A. Fetalieva L.P. Uchash-chiesya s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v nachal'nom obrazovanii // Nachal'noe obrazovanie: innovacii i cennosti, teoriya i praktika: Materialy res-

publikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii stu-dentov, magistrantov i aspirantov. FGBOU VO «DGPU». Mahachkala, 15 noyabrya 2018. -Mahachkala: DGPU, 2018. - S. 333-336.

[7] Fetalieva L.P. Dostoinstva inklyuzivnogo obrazovaniya // Materialy Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye voprosy nauki tret'ego tysyacheletiya». - Sterlitamak: RIC AMI, 2015.

[8] Fetalieva L.P. Argumentaciya aktual'nosti issledovaniya inklyuzivnogo obrazovaniya v nachal'noj shkole // Sem'ya i lichnost': problemy vzai-modejstviya. 2016. № 6. - S. 151-161.

[9] Fetalieva L.P. Gotovnost' pedagogov po obespecheniyu vzaimodejstviya obychnyh detej i detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v prostranstve obshcheobrazovatel'nogo uchrezh-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

deniya // Obrazovanie i pravo. 2021. № 2. - S. 282285.

[10] Fetalieva L.P., Alibekova Z.N. Individual'nyj stil' deyatel'nosti pedagoga v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya // Pedagogicheskij zhurnal. 2021. T. 11. № 1A. - S. 97-104.

[11] Sirotkin O., Fetalieva Laura, Chumicheva R.M., Ali Hiwa Khafar Ali Psychological and pedagogical follow-up of younger students with special abilities in terms of global education // SHS web of conferences The conference proceedings. Don State Technical Universyty. ICTDPP-2019. Rostov-on-Don, 22-23.11.2019. EDP Sciences, 2019. - P. 02012.

[12] Fetalieva L.P., Ramazanova Elmira A. Biotechnological competence of a teacher in the conditions of inclusive education // Humanities & Social Sciences Reviewse. 2019. Vol. 7. № 5. - P. 1053-1059.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.