Literature:
1. Alekhina SV, Semago N.Ya., Fadina A.K. Inclusive education. Issue 1. - Moscow: Center "School Book", 2010.
2. Andreev V.N. Distance education of disabled children: foreign experience: a textbook. - Tula, 2010.
3. Belenkova L.Yu. Innovative approaches to the education of children with disabilities: from integration to inclusion / L. Yu. Belenkova // Integration of education. -2011. - №1.
4. Borisova NV, Prushinsky SA Inclusive education:
key concepts. - Moscow: Vladimir: Transit - IKS, 2009.
5. Vedikhova D.S. The development of inclusive education in Russia / DS Vedikhova // News of the Dagestan State Pedagogical University. - 2011. - №2.
6. Ekzhanova E.A. Bases of the integrated training: teaching aid for high schools. - Moscow: Drofa, 2008.
7. Zagumennov Yu.L. Inclusive education: creating equal opportunities for all students. Minsk school today. - 2008. - №6.
8.Fetalieva L.P. Advantages of inclusive education / Materials of the International scientific-practical conference "Actual problems of science of the third millennium". -Sterlitamak, 2015.
9.Fetalieva L.P., Oleg Sirotkin, Raisa Chumicheva,Psychological and pedagogical follow-up of younger students with special abilities in terms of global education.
10.Fetalieva L.P., Ramazanova Elmira A.Biotechnological competence of a teacher in the conditions of inclusive education. Humanities & Social Sciences Re-viewseISSN: 2395-6518, Vol 7, No 5, 2019, pp 1053-1059 https://doi.org/ 10.18510/hssr.2019.75140.
УДК 37.013.32
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ
Феталиева Л.П.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Махачкала.
Аннотация. В статье рассматривается реализация индивидуального подхода к развитию обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями. Также анализируются условия формирования индивидуального стиля деятельности: диагностический, дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию; соответствие индивидуального стиля деятельности педагога и обучающегося; эволюция уровней усвоения знаний (репродуктивный - эвристический - креативный). Также указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодей-
ствия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества и на уровне конкретных образовательных систем (школ, классов, центров, университетов и т.д.).
Ключевые слова: инклюзивное образование, индивидуальный подход, глобальное образование, глобализация, образовательные возможности и потребности, индивидуальный стиль, модернизация.
IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH DIFFERENT EDUCATIONAL
OPPORTUNITIES AND NEEDS
Fetalieva L.P.
CHOU VO "Social and pedagogical institute," Derbent
Annotation. The article analyzes the conditions for the formation of an individual style of activity: diagnostic, differentiated and individual approaches to teaching and upbringing; the conformity of the individual style of activity of the teacher and student; the evolution of knowledge assimilation levels (reproductive - heuristic - creative). Also, different levels of globalization are indicated, globalization trends in the development of education and models of learning with different categories are considered. Global education is interpreted at different levels - at the level of the global megasystem (planetary), interaction and mutual enrichment of national educational systems, interstate, interregional links and international cooperation and at the level of specific educational systems (schools, classes, centers, universities, etc.).
Key words: inclusive education, global education, globalization, global megasystem, global trends, individual style, modernization.
Решение задач инклюзивного образования в образовательной среде школы выступает одной из государственных задач в современном мире. Поддержка обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями (дети в норме развивающие, дети с задержкой психического развития, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивные, дети, имеющие проблемы в социальной адаптации) на уровне начального школьного образования соответствует гуманистическим принципам современного российского образования, закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где обозначена необходимость обеспечения доступности, равенства, приоритета свободного развития личности, недопустимости дискриминации по любому признаку, в том числе по признаку пола (ст.3, п. 1).
Актуальной для решения задач инклюзивного образования является норма закона о содержании образования как средстве развития личности с различными образовательными возможностями, предназначение которого состоит в содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности (ст. 23, п. 4).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ввел понятие инклюзивное образование (ст. 2) и подтвердил права на его получение (ст. 5). В соответствии со ст. 2 закона инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) утверждается норма обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с особыми образовательными потребностями, создание для них условий полноправного участия в образовательной среде школы. В качестве механизма эффективной реализации задач инклюзивного образования в исследованиях определяются адаптированное содержание образовательной программы, неординарные формы организации различных видах учебной и внеучебной деятельности, индивидуальные гуманные технологии индивидуальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в процессе обучения.
Индивидуальный подход в обучении направлен на обеспечение эффективности самого процесса обучения и на стимулирование обучающегося к достижению успехов в обучении в своем темпе и на уровне своих возможностей.
Успешность реализации индивидуального подхода к развитию обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями реализовывает-ся один из важнейших механизмов гуманизации образовательного процесса - психолого-педагогическим сопровождением обучающегося, ценность которого определяется его педагогическим потенциалом:
- предоставление возможности обучающемуся самоопределиться и творчески успешно самореализоваться;
- определение приоритетным в образовании развитие личности обучающегося (целенаправленности, мотивационной сферы, потребности в успехе, компетентности, нравственно-волевых качеств) и результативности учебной деятельности;
- возможность обеспечивать развитие личности по индивидуальной образовательной траектории и социальной интеграции и адаптации обучающегося на основе самостоятельного выполнения социальных норм и требований.
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) -это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. [9,10]. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
Эту точку зрения разделяют Н.Н.Малофеев, Е.Р.Ярская-Смирнова, Л.М. Ши-пицына и др.; инклюзивное образование - это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограничен-
ными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей.
Зайцев Д.В. разделяет понятие инклюзивного образования за счёт процесса «включения» детей инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных».
Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий[10]. Поэтому возникает задача дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Это потребует иного подхода к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
Литература:
1.Корепанова, И. А. Общение и деятельность - два основания для проектирования интегративных (инклюзивных) пространств // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 3.
2. Котова С. А. От социальной полезности к культуре достоинства // Аккредитация в образовании. - 2011. - N 1 (45): Февраль.
3. Котова, Е. Социальная технология "интегрированного образования" / Е. Котова. - (Научный дебют) // Высшее образование в России. - 2008. - N 2.
4. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. - 2008. - №6.
5. Лопатина В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - N 6.
6.Рамазанова Э.А. Феталиева Л.П. Учащиеся с особыми образовательными потребностями в начальном образовании. Начальное образование: инновации и ценности, теория и практика: Материалы республиканской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. ФГБОУ ВО «ДГПУ».-Махачкала, 15 ноября 2018. С.333-336.
7.Феталиева Л.П. Достоинства инклюзивного образования./ Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия». - Стерлитамак, 2015.
8.Феталиева Л.П. Аргументация актуальности исследования инклюзивного образования в начальной школе. Армавирский государственный педагогический университет. Семья и личность: проблемы взаимодействия. Sociai Science Data Services (Норвегия)., 2016. №6 С. 151-160.
9.Fetalieva L.P., Oleg Sirotkin, Raisa Chumicheva,Psychological and pedagogical follow-up of younger students with special abilities in terms of global education.
10.Fetalieva L.P., Ramazanova Elmira A.Biotechnological competence of a teacher in the conditions of inclusive education. Humanities & Social Sciences ReviewseISSN: 2395-6518, Vol 7, No 5, 2019, pp 1053-1059 https://doi.org/10.18510/hssr.2019.75140.
Literature:
1.Korepanova, I. A. Obshchenie i deyatel'nost' - dva osnovaniya dlya proektiro-vaniya integrativnyh (inklyuzivnyh) prostranstv // Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie. - 2011. - N 3.
2. Kotova S. A. Ot social'noj poleznosti k kul'ture dostoinstva // Akkreditaciya v obrazovanii. - 2011. - N 1 (45): Fevral'.
3. Kotova, E. Social'naya tekhnologiya "integrirovannogo
obrazovaniya" / E. Kotova. - (Nauchnyj debyut) // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2008. - N 2.
4.Zagumennov Yu.L. Inclusive education: creating equal opportunities for all students. Minsk school today. - 2008. - №6.
5. Lopatina V. I. SHirokie aspekty inklyuzivnogo obrazovaniya // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. - 2009. - N 6.
6. Ramazanova E.A. Fetaliyeva L.P. Uchashchiyesya s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami v nachalnom obrazovanii. Nachalnoye obrazovaniye: innovatsii i tsen-nosti. teoriya i praktika: Materialy respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov. magistrantov i aspirantov. FGBOU VO «DGPU». -Makhachkala. 15 noyabrya 2018. S.333-336.
7. Fetalieva L.P. Advantages of inclusive education / Materials of the International scientific-practical conference "Actual problems of science of the third millennium". -Sterlitamak, 2015.
8. Fetaliyeva L.P. Argumentatsiya aktualnosti issledovaniya inklyuzivnogo obrazovaniya v nachalnoy shkole. Armavirskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universi-tet. Semia i lichnost: problemy vzaimodeystviya. Sociai Science Data Services (Norvegiya).. 2016. №6 S. 151-160.
9.Fetalieva L.P., Oleg Sirotkin, Raisa Chumicheva,Psychological and pedagogical follow-up of younger students with special abilities in terms of global education.
10.Fetalieva L.P., Ramazanova Elmira A.Biotechnological competence of a teacher in the conditions of inclusive education. Humanities & Social Sciences ReviewseISSN: 2395-6518, Vol 7, No 5, 2019, pp 1053-1059 https://doi.org/10.18510/hssr.2019.75140.