Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ МЕГАСИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / GLOBAL EDUCATION / GLOBALIZATION / GLOBAL MEGASYSTEM / GLOBAL TRENDS / INDIVIDUAL STYLE / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л. П.

В статье указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества и на уровне конкретных образовательных систем (школ, классов, центров, университетах и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article identifies different levels of globalization, considers globalization trends in the development of education and learning models with different categories. Global education is interpreted at different levels - at the level of global MEGASYSTEM (planetary), interaction and mutual enrichment of national educational systems, interstate, interregional relations and international cooperation and at the level of specific educational systems (schools, classes, centers, universities, etc.).

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

3. Gorelov I., Sitnikov V., Sushko M., L. Shkatov the Ability to communicate // the Education of younger students. - 2007. No. 3. - P. 18-21.

4. Krizansky J. S., Tretjakov V. P. a Grammar of the communication. - L.: Publishing house of Leningrad University, 2008.

5. Leont'ev A. A. Psychology of communication. - 5th ed. - M.: Sense, 2009.

6. Makarenko A. S. Sobranie sochineniy. - M.: vol. 4, vol. 5.2008.

7. Markova A. K. Psychology of work the teachers: KN. for a teacher. M.,

2011.

8. Mitina L. M. Manage or suppress: the choice of the strategy of professional activity of the teacher. - M., 2009 .

9. Petrova E. A. Gestures in the pedagogical process: a Training manual. - M. ,

2008.

10. Pease A. body Language / TRANS. from English. - Voronezh, 2002.

11. Rybakova M. M. Conflict and interaction in the pedagogical process: KN. for a teacher. - Moscow: Education, 1991.

12. Rule H. Your secret weapon in communication: facial Expressions, gestures, movement / Abbr.per.s nem. - Moscow: Interexpert, 2006.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Феталиева Л.П.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества и на уровне конкретных образовательных систем (школ, классов, центров, университетах и т.д.).

Ключевые слова: инклюзивное образование, глобальное образование, глобализация, глобальная мегасистема, глобальные тенденции, индивидуальный стиль, модернизация.

INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Fatalieva L. P.

FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university»

Annotation. The article identifies different levels of globalization, considers globalization trends in the development of education and learning models with different categories. Global education is interpreted at different levels - at the level of global MEGASYSTEM (planetary), interaction and mutual enrichment of national

educational systems, interstate, interregional relations and international cooperation and at the level of specific educational systems (schools, classes, centers, universities, etc.).

Key words: inclusive education, global education, globalization, global megasystem, global trends, individual style, modernization.

Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии. Глобальное образование признано важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка человека к жизни в тревожном, быстро меняющемся и взаимозависимом мире, к решению нарастающих глобальных проблем. Глобальное образование - это не просто совокупность множества национальных образовательных пространств и систем, это особая «мегасистема», где задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемерное расширение возможностей развития личности. В XXI веке образования становятся приоритетными во всем мире, т.к. определяют будущее каждой страны и планеты в целом. В качестве стратегической задачи выступает воспитание образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей.

Доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия) обозначил тренды глобального образования, изменяющие пространство образовательных технологий, определяющие методологию проектирования обучения и исследования образовательных систем, делающие вызов высшему образованию. В качеств трендов обозначены:

-«учить работать на результат», улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). В рамках высшего образования студенты учатся добиваться практического результата, что требует поиска качества методов преподавания (наставничество (mentoring как форма работы, приближенная сфере профессиональной деятельности);

-«конструктивизм», подразумевающий актуализировать обучение, ориентированное на имеющиеся у студентов знания и навыки и на развитие профессиональных навыков, которые понадобятся молодым выпускникам на рабочем месте;

-системный подход и кулуарное обучение, определяющих управление знаниями, создание системы сбора, хранения и обмена информацией и

экспертными знаниями, развитие студентов в рамках своей профессиональной среды;

-создание системы поддержки качества образования (performance support), обеспечивающей различные уровни доступа к необходимой информации, систему поддержки проектирования обучения;

-актуализация технологии e-learning, преподавание «в режиме очной встречи» теряет позиции и появляются специальные онлайн-курсы (электронные учебники) для создания индивидуальной образовательной траектории для одаренных студентов;

-«обучение в неформальной обстановке» (informal learning), представляющее неофициальные, незапланированные, спонтанные способы получения знаний и навыков средствами «неформальной дискуссии» на рабочем месте, «рабочие» практики;

-социальные медиа (блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки, Facebook, Twitter, Youtube) как средства обратной связи преподавателя и студентов;

-введение в обучение образовательных игр в разные учебные области, позволяющие имитирует образовательный процесс школы (создание среды здоровьесбережения, ситуаций диалога и т.п.);

-изменение методики преподавания естественных наук (learning sciences), направленной на раскрытие основополагающих концепций и понятий, работу с реальными проблемными ситуациями в образовании;

-мобильное образование, включая мобильные обучающие платформы, планшеты, смартфоны, интегрированные в процесс обучения, позволяющее студентам оценивать знания, осознавать аналитические навыки, запоминать понятия и др.;

Тренды глобального образования диктуют новые образовательные технологии, связанные с анализом, проектированием, развитием, внедрением, оценкой, что позволит создать качественное обучение студентов. Тренды - это требования к преподавателю, работающему в современных реалиях, факторы приобщения их к прогрессу в глобальном образовательном пространстве -«Обучение для будущего».

А. В. Бирюков отмечает, что в современном мире глобальный приоритет во все большей степени «овладевает массами». По мнению председателя Организации поддержки глобальной цивилизации Чжан Шаохуа, «во времена племен интересы племени были выше всего. Во времена государств во главе были интересы государства. В эпоху межгосударственных отношений приоритетны интересы межгосударственных объединений. По этой логике в нашем современном мире интересы всего человечества должны превосходить какие-либо другие интересы. Но человеческие споры в сфере интересов не должны прекратиться». Глобальный приоритет уже составил основу новой парадигмы развития мира и национальных государств. В условиях глобализации расширяется понимание, что глобальный приоритет должен отражать интересы всего человечества. Концепция инклюзивного развития

позволяет осмыслить приоритеты глобального образования - создание основ для справедливого развития государств, несмотря на их различия. В Декларации, принятой БРИК, отмечено, что «XXI век должен характеризоваться миром, гармонией, сотрудничеством и научно обоснованным развитием» и зафиксированы принципы партнёрства -открытости, солидарности, взаимопомощи, сотрудничества инклюзивного характера. Плоды глобализации должны приносить выгоду всем странам на основе принципа социальной справедливости, повышать уровень и качество жизни людей. Инклюзивное развитие призвано минимизировать негативные последствия неравномерности международного развития и содействовать движению государства по пути прогресса.

В центре инклюзивного развития стоит человек, поэтому приоритетными направлениями здесь являются все аспекты его жизни и деятельности, включая культуру, образование, здравоохранение, науку, трудоустройство, социальное обеспечение, творчество. Трансформация модели экономического развития, содействие оптимизации и модернизации экономической структуры, обеспечение согласованного развития экономических и социальных сфер - все это предъявляет более высокие требования к культурному и образовательному уровню людей.

В условиях инклюзивного развития образование определено основой прогресса каждого государства, что обусловливает необходимость модернизировать его согласно требованиям формирования и развития обучающегося, внедрять систему образования в течение всей жизни, обеспечивать доступность образования для представителей разных слоев общества, гарантировать законное право граждан на получение образования, воспитывать высококвалифицированных специалистов, растить выдающихся и творческих людей. Глобальный приоритет и становление концепции инклюзивного развития выступили ответом развивающегося мира на вызовы, угрозы и достижения глобализации.

С одной стороны, идея глобализации призвана помочь преодолеть разрыв в развитии образования и науки, способствовать полноправному участию в современных мировых процессах. С другой стороны, противодействие социальной несправедливости способствовало «выравниванию игрового поля» в политической и экономической областях. Тренды глобализации формируют рыночную экономику и стимулируют организации к поиску перспективных моделей развития. (Бирюков А. В. Феномен ускоренного развития государства в современной системе международных отношений/Инновационное развитие: международный опыт и стратегия России. - М.: МГИМО-Университет, 2009. -С.54-62.) Страны проводят политику закрепления собственного научно-технологического и образовательного превосходства, лидерства в области науки и образования, поскольку они обеспечивают странам конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.

Глобальный технологический трансфер (ГТТ) позволяет использовать рожденные в другой стране научные знания и новые научные открытия,

экспертные знания и опыт через процедуры правового оформления прав интеллектуальной собственности и коммерциализации побуждает к созданию своей научной и технологической базы, национальной модели развития образования.

Пришло осознание того, что постоянная поддержка инноваций - залог успешного экономического и социально-политического развития. (Иванова Н. И. Инновационная динамика мировой экономики. В сб. Инновационное развитие: международный опыт и стратегия развития. - М.: МГИМО -Университет, 2009. - С. 9.) Построение глобального инновационного общества было озвучено в документе «Группы восьми» «Образование для инновационных обществ XXI века». Основная задача состояла в том, чтобы «генерировать новые знания и стимулировать инновации для устойчивого развития в долгосрочной перспективе», а для этого необходимо создавать исследовательские сети с участием вузов, НИИ и бизнеса, пользоваться новейшими технологиями, содействовать глобальному распространению знаний и быстрому вводу технологий на рынок.

Глобальное инновационное общество меняет модель мышления и принятия решений, определяет глобальный инновационный индекс и индекс знаний, связанные с качеством человеческого капитала (образование, подготовка и переподготовка кадров), информационной инфраструктурой, предпринимательством, ориентированным на знания, высоким уровнем технологий и сложными бизнес-процессами.

XXI век стал веком активной разработки инновационных моделей образования в глобальном пространстве, где глобальные проблемы решаются путем объединения усилий и потенциала всех заинтересованных государств на качественно новом уровне. Интенсивно осуществляется модернизация образовательной системы, т.к. подготовка педагогических кадров - это задача национальной системы образования. Однако, стремительность инновационных прорывов не позволяет во время подготовить необходимое количество адекватных специалистов в области образования и это порождает ситуацию «бифуркации» - поиск высококвалифицированных специалистов через миграционную политику, зарубежную диаспору, приглашение из развитых стран. Национальная образовательная система остается главным источником подготовки квалифицированных кадров в долгосрочной перспективе в соответствии с трендами глобального образования, принципами инклюзивного развития.

В этом контексте особое значение приобретает образовательная политика государства, нацеленная на стимулирование высшего образование, создание условий для его доступности (предоставление преференций для талантливых молодых людей, независимо от социального происхождения), для развития дистанционного образования, повышения его качества, выращивания лидеров на приоритетных направлениях (Бирюков А. В. К вопросу о развитии КНР на основе науки, образования и инноваций. Проблемы информационной экономики, Вып. 7. Стратегия инновационного развития российской

экономики. Сб. научных трудов / Под ред. Р. М. Нижегородцева - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - С. 169-176.)

Перемены в глобальном мире (неравномерность развития, выравнивание игрового поля и др.) обусловили рост международной академической мобильности (МАМ). Феномен МАМ стал предметом пристального внимания ряда международных организаций, так как этот процесс самым непосредственным образом влияет на формирование самого важного компонента воспроизводственного процесса - человеческого капитала. В современном мире практикуется четыре подхода к МАМ: взаимное понимание, борьба за «мозги», генерация доходов, наращивание потенциала.

Образование определено как «ключ зажигания», двигатель развития, аккумулирующий таланты для наращивания мощи и темпа развития страны.

Трендом глобального образования является транснациональное образование (ТНО), которое обеспечивает от 10 до 20% МАМ, связанное со странами-экспортерами образования, имеющими мощные образовательные системы, распространяющими ИКТ.

ТНО обуславливает партнерский поиск взаимоприемлемых решений возникающих разногласий, систематического учета деятельности институтов ТНО, обеспечение качества предлагаемых услуг. Качество образовательных услуг, их реальная конкурентоспособность рассматриваются в мире образования как главные критерии участия на этом новом быстрорастущем рынке. Цель ТНО - «научить пользоваться удочкой» для наращивания национальной мощи, вхождения в интеллектуальные зоны. ТНО расширяет возможности индивида по доступу к обучению и профессиональной подготовке, приводит к повышению уровня конкуренции среди учебных заведений, обеспечивает образовательным услугам конкурентоспособность на мировом рынке. Глобальная академическая революция основана на инклюзивном развитии.

Ученые отмечают основные глобальные тенденции развития мирового образования: демократизация образования (обеспечение доступности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям); разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения; расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям; образование становится приоритетным объектом финансирования во многих странах; отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям; существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при

наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Глобализацию, А.А. Горелов, рассматривает как объективную тенденцию общественного развития и социальной интеграции. Эта тенденция соответствует универсальному принципу интегративного разнообразия, связана с социальными тенденциями: рационализацией, социальной интеграцией, унификацией. Глобализация проявляется в различных сферах действительности: политической -превращение государств в единую мировую политическую систему путем создания глобальных политических органов, служащих взаимосогласованию политических решений; экономической -появление транснациональных корпораций; информационной - появление глобальных систем передачи информации; транспортной - появление новых транспортных средств; экологической - обнаружение ограниченности земных ресурсов и обострение борьбы за них; демографической - резкое увеличение

общей численности населения планеты; военной - создание средств массового уничтожения; культурной - развитие универсальной науки и глобальной массовой культуры.

Тренды глобального образования обуславливают создание «общества знаний», распространение и применения новых возможностей, совместное пользование знанием; реализацию концепции «образование в течение всей жизни» - гибкое, многообразное и доступное. Образование в течение всей жизни, как утверждает А.А. Горелов, отвечает потребности общества стать «обучающимся обществом», способствует экономической

конкурентоспособности и социальной сплоченности. Данная концепция обеспечивает личности продвижение по карьерной лестнице, расширение знания, приобретение новых навыков и компетенций, получение квалификации по индивидуальной траектории обучения, создание возможностей непрерывного обучения, базирующегося на студентоцентрированном обучении.

Глобальное образование ставить новые задачи перед системой образования - совместить академические традиции и самобытность с новыми ожиданиями и потребностями. Переориентация университетов на предпринимательство, конкурентность создает новый вектор их развития «исследования -образование - инновации»; единство и симбиоз преподавания и обучения, инновации и традиции, сопоставимость степеней, реализацией Европейской системы переноса и накопления кредитов. Ключевая задача глобального образования - подтвердить единство между обучением и исследовательской деятельностью, привязать преподавание и обучение к последним достижениям научных исследований, осуществлять подготовку творческих специалистов, способных функционировать в условиях общества знаний и обращаться с непрерывно меняющимися технологиями - информационно-коммуникационными и отвечающими требованиям междисциплинарного подход

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций:

-массовый характер образования и его непрерывность как новое качество, значимость, как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,

-ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности,

-адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности,

-ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его самораскрытия.

В процессе глобализации мировое образование ярко проявляется международная интеграция: взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее

эффективной формы реализации задач будущего. В качестве глобальных тренов А.А. Горелов называет: интернационализацию и интеграцию образования (единое образовательное пространства); информатизация и экологизация образования; культурологизация образования (гуманистическое развитие общества).

В.И. Панарин подчеркивает, что глобализация влияет на региональные тенденции развития образования, выдвигая на передний план требования к технологическим и социальным инновациям, к умению эффективно действовать в быстро меняющейся транснациональной среде. На уровне региона процесс модернизации системы образования включает улучшение материально-технической базы образовательных организаций, оптимизацию методов обучения, повышение профессионального уровня преподавательского состава. Глобальные информационные сети и системы открывают возможности для объединения информационных ресурсов регионов, что повышает качество обучения, облегчает решение проблем взаимодействия регионов, их модернизацию и развитие.

Региональность, обусловленная природно-климатическими, социальными, экономическими, духовно-культурными и другими факторами, определяет специфичность образования: национальная идентичность, исторические традиции, образованность, культура, нравственность людей. Именно регион определяет запросы на образовательные услуги, воспроизводство кадров с учетом мировых требований, достижений и социокультурных традиций народа. Оптимизация образования в контексте интеграции глобальных трендов и региональных особенностей формирует пути выхода из кризиса, как образования, так и политики, экономики российского государства в целом и республик, в частности, новый образ общества и отдельной личности, способной жить и работать в правом поле, поддерживать гармоничные межнациональные отношения, реализовывать стратегии государства взаимодействуя с на глобальном уровне с образовательными системами других стран. Интеграционные процессы глобального и регионального уровня выполняют функции по освоению мировой культуры и ее ценностей, организуют единую систему человеческого общества, обеспечивающего цивилизованный путь развития государств, формируют новую философию жизни - гуманную, гуманитарную, планетарную в системе «природа-общество-техника-человек» .

В.П. Максаковский пишет, что глобальное образование на основе интернационализации и интеграции позволяет преодолеть разделение мира, предупредить разрыв между природой и деятельностью человека, предупредить расщепление сознания и души человека. Это обусловлено доминирующей идей глобального образования - гуманизм, утверждающей активность, самостоятельность и ответственность человека за свой жизненный выбор в достижении личных целей, согласованных с мировыми трендами развития общества. З.А. Джуринский подчеркивает характерные черты глобального образования, изменяющего жизнь отдельного человека и планеты Земля:

приоритетность, непрерывность, качество, демократизация, гуманизация, фундаментальность, информатизация образования.

В.М. Данильченко исследует особенности развития образования России в контексте трендов глобального образования. Она отмечает, что глобальное образование выступает эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Обоснованность и правомерность данного утверждения мы находим в работах физиолога Н.П. Бехтеревой, установившую связь между моделью мозга и социальной моделью общества.

Литература:

1.Корепанова, И. А. Общение и деятельность - два основания для проектирования интегративных (инклюзивных) пространств // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 3.

2. Котова С. А. От социальной полезности к культуре достоинства // Аккредитация в образовании. - 2011. - N 1 (45): Февраль.

3. Котова, Е. Социальная технология "интегрированного

образования" / Е. Котова. - (Научный дебют) // Высшее образование в

России. - 2008. - N 2.

4. Лопатина В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - N 6.

5. Лопатина, Н.В. Инклюзивное образование: прошлое, настоящее, будущее // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 5.

6. Лукичев, Г.А. Транснациональное образование // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. - М., 2002. - № 1.

7.Феталиева Л.П. Инклюзивное обучение младших школьников в общеобразовательной школе./ Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования», Махачкала, 2015.

8. Феталиева Л.П. Достоинства инклюзивного образования./ Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия». - Стерлитамак, 2015.

Literatures:

1.Korepanova, I. A. Obshchenie i deyatel'nost' - dva osnovaniya dlya proektirovaniya integrativnyh (inklyuzivnyh) prostranstv // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. - N 3.

2. Kotova S. A. Ot social'noj poleznosti k kul'ture dostoinstva // Akkreditaciya v obrazovanii. - 2011. - N 1 (45): Fevral'.

3. Kotova, E. Social'naya tekhnologiya "integrirovannogo

obrazovaniya" / E. Kotova. - (Nauchnyj debyut) // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - N 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lopatina V. I. SHirokie aspekty inklyuzivnogo obrazovaniya // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. - 2009. - N 6.

5. Lopatina, N.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: proshloe, nastoyashchee, budushchee // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - 2014. - № 5.

6. Lukichev, G.A. Transnacional'noe obrazovanie // Vestnik RUDN. Seriya YUridicheskie nauki. - M., 2002. - № 1.

7. Fetalieva L.P. Advantages of inclusive education / Materials of the International scientific-practical conference "Actual problems of science of the third millennium". - Sterlitamak, 2015.

8. Fetalieva L.P. Advantages of inclusive education / Materials of the International scientific-practical conference "Actual problems of science of the third millennium". - Sterlitamak, 2015.

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Рамазанова Э.А., Феталиева Л.П. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы. В настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника как фундаменте для становления личности гражданина.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, воспитание, младший школьник, поликультурное образование, межнациональные отношения, образовательная среда, ценностные ориентиры.

ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS IN A MULTICULTURAL

ENVIRONMENT

Ramazanova E. A., L. P. Fatalieva FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university»

Annotation. The article deals with the formation of ethnic tolerance in the multicultural space of primary school. Now more than ever there is an urgent need to talk about ethnic tolerance of primary school students as a Foundation for the formation of the individual citizen.

Key words: tolerance, ethnic tolerance, education, Junior schoolboy, multicultural education, interethnic relations, educational environment, value orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.