УДК 378.126
М. А. Крушева*, Н. С. Ефимова**
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 *e-mail: starmany a@,rambler. ш **e-mail [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены основные профессионально-личностные качества преподавателя высшей школы. Проведено исследование по восприятию портрета типичного преподавателя технического вуза глазами студентов I - IV курсов, магистрантов и аспирантов РХТУ им Д.И. Менделеева. Намечены задачи для дальнейших исследований и разработки модели профессионально-личностного ориентира для преподавателя технического вуза.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, преподаватель высшей школы.
Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. Успешное управление процессом обучения и развития личности студента предполагает работу в вузе компетентных преподавателей. Совершенствование
образовательного процесса в вузе и недостаточная мотивация у преподавателей технических дисциплин к развитию педагогической компетентности по предмету обострила проблему профессионально-личностного развития педагога высшей школы в техническом вузе. Одним из путей решения данной проблемы является рефлексия профессионально-педагогических компетенций через использование метода «обратной связи», т.е. посмотреть на себя глазами самих обучающихся - студентов, магистрантов и аспирантов с целью рефлексии и коррекции профессионально-личностных качеств и педагогических технологий взаимодействия со студентами.
Проблеме профессионально-личностного
развития преподавателя посвящены работы Ю. Г. Фокина, В. А. Сластенина, Л. Ф. Красинской, Л. Н. Кобыльник, А. И. Мартыненко, Н. В. Лукьяновой и др. [2,3,4], которые отмечают - преподавателю для качественного и эффективного осуществления своей профессиональной деятельности необходимо иметь:
- гуманистическую направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий (учащиеся стоят в центре системы ценностей педагога);
- творческий подход в обучении (творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач);
- эмпатическое понимание студента (способность чувствовать переживания студента; помогать студенту рефлексировать и справляться с чувствами, например, гнева, обиды, страха и пр.);
- наблюдательность, интересоваться жизнью и судьбой своих студентов;
- повышенную работоспособность, ответственность, целеустремленность и последовательность в своих действиях;
- желание к самосовершенствованию и постоянному личностному и профессиональному развитию;
- эмоциональную выразительность и устойчивость, т.е. проявлять эмоциональную гибкость со студентами как в аудиторном, так и внеаудиторном взаимодействии со студентами;
- социально-психологическую готовность работать в коллективе;
- тактичность и уважать тех, кого обучает -студентов, магистрантов и аспирантов;
- чувство юмора и оптимизм.
Положительный результат в работе достигается
при наличии у преподавателя здорового мироощущения, отношения к своей профессии как к призванию.
В Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева проводятся различные исследования преподавателями и студентами кафедр социологии и психологии. Например, в 2013 г. было проведено исследование, в котором выяснялся ряд вопросов: мнения студентов об образовании РФ (в г. Москве) в целом и компетентности преподавателей (Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева); соответствие между ожиданиями студента и его рейтингом в вузе; соответствие личностного потенциала студента и его успеваемости.
В этом исследовании приняли участие более ста пятидесяти студентов пятого курса разных технических факультетов. Результаты исследования показали, что на первое место в определении качества преподавания студенты ставят личную заинтересованность преподавателя в своем предмете (48%), на второе - личность преподавателя и его профессионализм (40%), на третье - знания преподавателя (36%), на четвертое - опыт работы (32%). Среди качеств личности преподавателя были выделены: умение сотрудничать со студентами, уважение к личности студента, доброта и справедливость, способность к саморазвитию. Результаты фокус-группы показали, что по характеру
взаимодействия преподавателей со студентами личностно-образующим является способность преподавателя демонстрировать гибкость, широту, оригинальность взглядов, проявлять внимательность и чуткость к студентам. Преподаватель является важным источником передачи знаний. Чтобы этот процесс соответствовал современным требованиям преподавателю необходимо использовать
педагогические приемы и технологии, развивающие положительную самооценку студентов, их творческий потенциал, поддержание
заинтересованности студентов в учебе. [1]
Однако данное исследование не дало полного представления о преподавателе. Целью проведенного авторами статьи исследования является составление портрета типичного преподавателя РХТУ им. Д.И. Менделеева с целью рефлексии и построения обучающих программ для повышения квалификации в области развития психолого-педагогических компетенций.
В апреле-мае 2016 г. с помощью опросника было проведено исследование, в котором приняли участие более 300 человек - студенты I - IV курсов основных инженерных специальностей, магистранты и аспиранты различных направлений подготовки РХТУ им. Д.И. Менделеева. Опрос был анонимным.
По результатам опроса авторами был составлен портрет типичного преподавателя РХТУ им. Д.И. Менделеева. Педагогом технического вуза является, как правило, мужчина в возрасте 45-60 лет, который имеет степень кандидата наук, ученое звание доцента. Большинство преподавателей вуза знают свой предмет и умеют его объяснить, активны, инициативны и адекватны (74 % опрошенных).
Интересными были ответы респондентов относительно вопроса, каким в их понимании представляется университетский преподаватель. Для большей части респондентов - это наставник, помощник или друг (около 70%), являющийся профессионалом в своей области (70%), который знает и умеет донести материал (82%) и способен заинтересовать своим предметом (около 60%). При этом он строгий, но справедливый. Кроме того, несколько раз встречались ответы, например, «университетский преподаватель - это человек из советских фильмов (как пример часто указывался профессор из новеллы «Наваждение» Л. Гайдая)». Некоторые респонденты отмечали необходимость наличия у преподавателя педагогического образования. По мнению опрошенных, его отсутствие у многих педагогов лишний раз доказывает непрофессионализм в работе.
Среди технических средств обучения, используемых преподавателями во время лекции, респонденты выделяли как правило мультимедийные системы (использование проектора). Однако чаще всего (около 83% опрошенных) отметили вариант «преподаватель пишет мелом на доске». Здесь стоит отметить, что многие преподаватели либо плохо владеют техническими «новинками» и предпочитают работу у доски, поскольку она является, по их мнению «самым простым и действенным способом
обучения», либо не используют их в силу неоснащенности аудиторий техническими
средствами.
Все респонденты отметили рефераты и контрольные точки основным методом контроля знаний обучающихся.
Интересными были ответы относительно проведения лекции преподавателем. Одна часть аудитории отметила, что лекция проходит в форме монолога (студенты 1 -2 курса), другая, наоборот, что занятие происходит в режиме общения со студентами (старшие курсы, магистранты и аспиранты). При этом студенты старших курсов чаще отмечали, что сложные моменты преподаватель старается объяснить простым и доступным языком. Это связано как раз с введением на старших курсах специальных дисциплин. Будущий инженер-технолог должен прекрасно понимать все аспекты своей профессии и грамотно применять полученные знания на работе.
Самыми разносторонними оказались ответы на вопросы аспирантов. Например, некоторые отмечали вариант запугивания студентов как один из способов мотивации к обучению (около 2%). Это связано с тем, что студенты зачастую необязательны, поэтому подобный метод действенен, но пользоваться им постоянно респонденты не рекомендуют, потому что «жить в постоянном страхе» студенты не любят. При подобной форме мотивирования уважение к педагогу и интерес к предмету снижается.
Самым популярным способом построения гуманных отношений со своими учениками является общение со студентами до и после занятий (90% опрошенных). Приятная атмосфера на занятии положительно сказывается на становлении дружеских, теплых и плодотворных отношений с учащимися вуза.
Многие студенты (47%), магистранты и аспиранты указывали недовольство в отношении возможности участия в обсуждении учебных программ по различным дисциплинам и изменений в учебных планах. Студенты лишь иногда выбирают дисциплины, желаемые для обучения. Это связано, скорее всего, с субъективным восприятием каждого респондента. Существующие правила обучения в вузе предполагают активную позицию студентов в отношении обучения и участия в подобных обсуждениях, однако, в рамках установленных учебных программ.
Самыми интересными оказались ответы респондентов на вопросы об адекватной системе поощрений и наказаний для студентов, удовольствия от общения с преподавателем, наличия контакта между преподавателем и студентом, его интереса их будущим. Большинство респондентов (около 70%) отметили наличие положительного контакта с преподавателем, его искреннего интереса к будущему своих студентов. При этом респонденты часто давали ответ «иногда» или «никогда» при ответе на вопросы о наличии адекватной системы поощрений и наказаний, соответствии способов обучения во время семестра и системы оценок на экзамене, воспитании у студентов терпимости к «различиям». Студенты
часто бывают недовольны процессом обучения в вузе, существующей системой. Им кажется, что один преподаватель в одной и той же группе студентов более мягок, другой - более строг (зачастую подобное можно встретить на лабораторных работах), один готов помочь студенту на экзамене, другой, наоборот, отстаивает позицию «без подсказки».
На вопрос об отношении преподавателя к различным категориям студентов (инвалидам, неработающим, работающим, из сел и др.) мнения респондентов разделились. На большую часть категорий респонденты отвечали «одинаково отношусь», однако, по их мнению, к неработающим студентам преподаватели более требовательны, чем к работающим. Преподаватели считают, что студенты из небольших населенных пунктов имеют более слабую подготовку, чем из крупных городов и относятся к ним предвзято. При этом не имеет значения - к какому из этносов относится учащийся и является ли он инвалидом, имеет небольшие доходы или большие финансовые возможности.
В РХТУ им. Д. И. Менделеева работают, как правило, выпускники вуза по технической специальности (около 80%), остальные респонденты (около 20%), имеют дополнительное педагогическое
образование. Результаты исследования, проведенного в РХТУ им. Д. И. Менделеева, показали, что преподаватели не владеют многими психолого-педагогическими компетенциями, используя пассивно-информационные методы преподавания.
В дальнейшем планируется продолжить исследование в других технических вузах г. Москвы. Провести исследование и узнать мнение преподавателей о современных студентах. Включить полученные результаты в контекст обучающих программ для дополнительного образования «Преподаватель высшей школы» в РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Для реализации программы модернизации высшего технического образования необходимо решать проблему отсутствия обязательного педагогического образования среди профессорско-преподавательского состава вуза. Приоритетной задачей в разработке программ дополнительного профессионального образования является ее отражение на работе преподавательских кадров, поскольку без этого невозможно не только модернизировать сферу высшего технического образования, но и достичь признания российского образования как одного из лучших в мире.
Крушева Мария Анатольевна, ассистент кафедры общей и неорганической химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва
Ефимова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Арефьева М. В., Ефимова Н.С. Российское образование глазами студентов//Актуальные проблемы химико-технологического образования ФГОС ВПО - опыт работы двух лет: Материалы 15-й межвузовской учебно-методической конференции. М.: Российский химико-технологический ун-т им. Д. И. Менделеева; 2013. С. 171-172.
2. Кобыльник Л.Н. Профессиональная компетентность педагога высшей школы. Серия «Гуманитарные науки», № 3-4 . 2014г. С. 61-63.
3. Красинская Л.Ф. «Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования». Автореферат диссертации. Самара, 2011 г.
4. Красинская Л.Ф. Структурно-функциональная модель психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы. Известия научного центра РАН, т.12, №3(3), 2010, С. 730 - 734.
Krusheva Maria Anatolyevna*, Efimova Natalia Sergeevna * * D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: starmany a@rambler. ru **e-mail [email protected]
PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER OF TECHNICAL COLLEGE THROUGH THE EYES OF STUDENTS
Abstract
The article describes the main professional and personal qualities of the teacher of high school. The study, by definition, a portrait of a typical teacher of a technical College through the eyes of students I - IV courses, undergraduates and graduate students of MUCTR D. I. Mendeleev. Scheduled tasks for further research and development of the model of professionalpersonal guide for the teacher of technical University.
Key words: professionally-personal qualities, high school teacher.