позволяет не только диагностировать возникающий у них психоэмоциональный дискомфорт, но и наглядно определить зоны совпадений и различий в национальных картинах мира, лаку-
низированные простанства социокультур, требующие дополнительной адаптивной работы преподавателя, выработать принципы эффективной коммуникации в образовательной среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булыгина, Л.Д. Реализация и развитие этнокультурного потенциала китайских учащихся в полинациональных группах [Текст] / Л.Д. Булыгина // Русские и китайские связи и проблемы межциви-лизационной коммуникации в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Омск, 2009. - С. 93-96.
2. Корель, Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики [Текст] / Л.В. Корель. — Новосибирск, 2005. — 424 с.
3. Никитина, Л.Б. Что русскому душа, то китайцу тело? (Человек глазами представителей разных лингвокультур) [Текст] / Л.Б. Никитина // Русские и китайские связи и проблемы межцивилизацион-ной коммуникации в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Омск, 2009. — С. 265—270.
4. Потемкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста [Текст] / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. — СПб., 2006.
УДК 159.9
Н.С. Ефимова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Актуальность проблемы профессиональной безопасности обусловлена требованиями к компетенциям современного специалиста, способного обеспечить безопасность на своем рабочем месте в сложных технических системах. Решение чисто технических задач без учета «человеческого фактора» не может обеспечить безопасность человека в его профессиональной деятельности. Обучение профессиональной безопасности будущих специалистов требует интеграционно-систематизирующего осмысления и использования современных научно-технических знаний, практико ориентированного опыта передачи этих знаний и психологических особенностей человека. Критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры как личностного, так и профессионального развития, среди которых могут занимать важное место ожидания студентов, связанные с профессиональной безопасностью. В то же время сама образовательная среда вуза может стать системообразующим фактором, влияющим на формирование безопасности личности в ее профессии.
Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической) раскрываются Л.А. Михайловым, А.Л. Михайловым, Т.А. Беспамятных, Э.М. Киселевой, Р.И. Поповой, Э.М. Ребко (2007). Они считают, что освоение студентами компетенций и технологий в области информационной, экологической и экономической безопасности возможно посредством формирования у них качеств личности безопасного типа поведения. Будущий профессионал должен обладать широкой эрудицией, необходимой для понимания глобальных и социальных последствий чрезвычайных ситуаций информационного, экологического и экономического характера, и умением применять приобретенные навыки, современные технические приемы и средства в практике по обеспечению безопасности.
Вопросы подготовки специалистов в области психологической безопасности личности и общества рассматриваются в работах И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, Н.С. Ефимовой, Е.Б. Лактионовой, О.И. Леоновой и др. Ученые анализируют пути концептуализации нового
направления исследования — психологии безопасности, обозначенные как в отечественной, так и в зарубежной науке и практике. Ими раскрываются междисциплинарные возможности данного направления как основы для гуманитарных технологий, обеспечивающих психологические аспекты безопасности человека и социальной среды взаимодействия. Особое внимание уделяется технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии [1, с. 4—7].
В системе химико-технологического образования и подготовки кадров для химической промышленности и науки России проводятся исследования в области психологических аспектов безопасности и психологических особенностей обеспечения безопасной профессиональной деятельности [2]. В последнее десятилетие опубликованы научные исследования по психологии безопасности в профессиях: моряков-подводников (А.Н. Костров), железнодорожников (А.С. Дондуков), сотрудников органов внутренних дел (О.П. Кондаурова), сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС (А.В. Бухвостов) и др. Однако проблема формирования психологической безопасности личности в профессии остается малоизученной и требует концептуального и методологического обоснования.
В Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева (РХТУ) в 2006 году организована и функционирует кафедра психологии, а также создана служба психологической поддержки. Работа психологов позволяет системно и целенаправленно обеспечивать психологическую безопасность образовательного процесса и помогать студентам в их профессиональном развитии. Основными направлениями деятельности психологической службы являются: психологическое сопровождение студентов и их родителей на этапе поступления в вуз; помощь первокурсникам в период изменения привычного образа жизни (оторванность от родителей, смена места жительства), вхождения в новый коллектив (общежитие, студенческая группа), формирования готовности и способности к самоорганизации и самоконтролю; психологическое сопровождение студентов на всех этапах профессионального обучения в вузе, способствующее профессиональному самоопределению, соотнесению
своих возможностей с реальными требованиями выбранной специальности.
Основываясь на результатах исследований [3] и анализа содержания профессионального обучения [4], мы предложили систему развития компетенций профессиональной и психологической безопасности в процессе подготовки будущего специалиста в техническом вузе. Этапы развития профессиональной и психологической безопасности студентов в вузе приведены в таблице.
Развитие профессиональной безопасности студентов происходит в процессе обучения студентов, усвоения теоретических знаний и получения практических навыков будущей профессиональной деятельности. При этом формирование профессиональной безопасности должно подкрепляться психологической безопасностью. Психологическая безопасность личности — субъективная оценка человеком благоприятности условий окружающей среды для его жизнедеятельности, сохранения здоровья, развития, эффективности личности. Одним из основных психологических условий развития личности безопасного типа является развитие самосознания личности, включающее самопознание (опасный / безопасный тип личности), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляция (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние). Повышение уровня самосознания при ведущей роли процесса самопознания способствует формированию психологической безопасности личности.
На первых этапах наблюдается незрелость, не структурированность самосознания личности. Основной целью является формирование первичных представлений о профессии, которые должны опираться при ее выборе на знания о собственных способностях. Наши исследования, основанные на работе с первокурсниками [5], показали, что уже на первом этапе обучения в вузе студенты выбирают модель либо адаптации к профессии, либо занимают активную позицию и готовы личностно и профессионально развиваться. В связи с этим основной целью при работе с первокурсниками является построение личностных и профессиональных целей, осознание безопасных / опасных характеристик собственной личности. Это осуществляется через психодиагностику, индивидуальные и груп-
Этапы развития профессиональной и психологической безопасности
Этап Профессиональная безопасность Психологическая безопасность
Подготовительный этап: выбор профессии (школьники 10-го и 11-го классов) Цель: формирование первичных представлений о профессии. Метод: день открытых дверей, экскурсия «Знакомство с профессией» Цель: формирование знаний о собственных способностях. Метод: индивидуальные психологические консультации
I этап: построение развивающей модели личностного и профессионального развития (студенты 1-го курса) Цель: формирование первичных практических знаний и навыков. Метод: лабораторные и практические работы, первичное знакомство с производством (экскурсии) Цель: построение личностных и профессиональных целей, осознание безопасных / опасных характеристик собственной личности. Метод: психодиагностика, индивидуальные и групповые консультации, тренинги
II этап: выбор безопасных средств достижения поставленных целей (студенты 2-го и 3-го курсов) Цель: обобщение знаний по БЖД — правовые основы, знания по технологии производства, пожаро- и взрыво-безопасность. Метод: лабораторные работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Цель: обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, поиск социально одобряемых способов снятия стресса и пр. Метод: психологические тренинги «Психология общения», «Психология лидерского поведения», «Технология успеха без манипуляции»
III этап: коррекция целей с учетом собственного развития в профессии (студенты 4-го и 5-го курсов) Цель: закрепление знаний и получение профессиональных навыков. Метод: лабораторные работы по спецкурсам и практика на предприятии Цель: коррекция личностных и профессиональных целей, выбор социально безопасных средств достижения собственных целей. Метод: индивидуальные психологические консультации
повые консультации, тренинги. Методический блок психодиагностических методик описан в учебном пособии [6, с. 76—134].
Второй этап связан с выбором безопасных средств достижения поставленных целей. Теоретические знания по психологии профессиональной безопасности студенты получают на лекционном курсе «Инженерная психология и психология труда». Данная дисциплина включена в качестве вузовского компонента для всех специальностей РХТУ им. Д.И. Менделеева на 2-м курсе. Дисциплина рассчитана на 36 аудиторных часов и заканчивается зачетом. Программа курса разработана преподавателями кафедры психологии РХТУ им. Д.И. Менделеева.
В основу курса «Инженерная психология и психология труда» положен междисциплинарный подход, включающий:
• индустриальную деятельность инженера (инженер — субъект, занятый преимущественно знаковой деятельностью, направленной на
исследование, эксплуатацию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда);
• психологию человека труда (когнитивные функции, эмоционально-волевую сферу, сенсо- и психомоторику, психофизиологию).
Предметом дисциплины «Инженерная психология и психология труда» является не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия, даже жизнь человека труда. Структура инженерной профессии сложна и многообразна. Она детерминируется внутренними особенностями деятельности, общественным разделением труда, состоянием технического базиса общества. Основная цель курса — формирование у студентов-химиков понимания необходимости применения психологических знаний при проектировании и эксплуатации сложных технических систем.
Задачи курса:
1. Дать студенту знания по основам психологии труда, эргономике и инженерной психологии, необходимые для проведения собственных исследований.
2. Научить использованию методов психологического отбора и психологической подготовки в различных условиях деятельности.
3. Сформировать понимание и умение использовать знания о проблемах надежности человека как в особых условиях, так и в повседневной деятельности.
4. Показать возможности использования специальных знаний как при проектировании деятельности, так и при проектировании систем «человек — машина».
В содержание дисциплины «Инженерная психология и психология труда» включены четыре модуля. Первый из них — «Введение в инженерную психологию и психологию труда» — рассматривает профессиональную деятельность: как предмет и объект психологического изучения; предмет, объект, задачи инженерной психологии и психологии труда; основные понятия профессиоведения; профессионально важные качества инженера-химика; профессиональную пригодность специалиста.
Второй модуль — «Психология трудовой деятельности» — посвящен изучению психологической структуры и содержанию профессиональной деятельности инженера-химика, профессиональных рисков, психологии совместного труда и профессиональной коммуникации.
Третий модуль — «Человек как субъект труда» — рассматривает вопросы трудовой мотивации и удовлетворенности трудом, условий развития человека как субъекта труда, профессионализма и карьеры.
Четвертый модуль — «Основы психологической безопасности» — является необходимым для формирования знаний будущих специалистов в области психологии безопасности. Знакомство студентов с теориями подверженности человека несчастным случаям, исследование психологических характеристик человека и определение их значения для безопасного профессионального поведения дает возможность будущим специалистам в достаточно опасной химической индустрии осознанно учитывать
роль «человеческого фактора» в своей профессиональной деятельности.
Специфической чертой преподаваемой дисциплины является направленность содержания на изучение психологических характеристик профессиональной деятельности инженера-химика. В процессе изучения курса рассматриваются различные аспекты содержания данной профессии. Кроме этого, в программу включен блок по развитию психологической, личностной компетентности студентов, необходимой для дальнейшего успешного вхождения в профессиональную среду, — основы психологии управления, развитие навыков делового общения, планирования карьеры.
Занятия, как правило, организуются в диалоговой форме с элементами психологических тренингов и деловых игр и включают проигрывание ситуаций трудоустройства, самопрезентации, приемы релаксации для снятия стрессовых состояний, способы решений конфликтных ситуаций, принятие решения в экстремальных ситуациях и т. д. В конце каждого занятия обучающиеся получают серии вопросов для самоконтроля и тренировочные упражнения с целью отработки навыков специфического плана, необходимых в практической деятельности профессионала.
Обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, поиск социально одобряемых способов снятия стресса происходят в процессе участия студентов в дополнительных к учебным занятиям психологических тренингах «Психология общения», «Психология лидерского поведения», «Технология успеха без манипуляции» и др.
Технология формирования психологической безопасности личности представлена психологическим модулем (психологический тренинг + индивидуальное консультирование), включающим стадии оптимизации (изменения) поведения (мотивационная, диагностико-конструктивная, оценочно-рефлексивная, коммуникативная, проективная), психологическое содержание которых составляют процессы, направленные на последовательное осознание своего Я, осознание мира, окружающей среды, того, что находится между ними, т. е. «зоны воображения, фантазии».
Программа консультативной работы в рамках психологического модуля отражает со-
_1_1_1_
Комплексное осознание себя — повышение уровня самосознания: самопознание (характеристики безопасной личности), самоотношение (самоуважение), саморегуляция (уравновешенность)
Основные блоки тренинговой программы
держание программы тренинга (см. рисунок) и реализуется через серию сессий, соответствующих этапам технологии. В ходе сессий человеку оказывается помощь в более полной и конструктивной рефлексии происходящих во время тренинга явлений и их связи с его собственной жизнью. Адекватное отношение к себе способствует формированию и развитию самосознания в целом, что является необходимым условием обеспечения полноценного функционирования личности.
На завершающем этапе осуществляются переоценка приобретенного опыта и в случае необходимости коррекция дальнейших жизненных планов. Таким образом, через процессы самопознания, самоотношения и саморегуляции происходит личностное и профессиональное становление будущего специалиста.
По утверждению Л.М. Митиной, ценности личностного и профессионального развития лежат в основе «конструктивного пути личности в профессии, тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации специалиста» [7, с. 62]. Психологическим условием, обеспечивающим безопасность личности, является развитие самосознания, включающее самопознание
(опасный / безопасный тип личности), самоотношение (самоуважение, самопонимание, самоинтерес), саморегуляция (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние). Необходимо развивать свойства человека, такие как самоконтроль, саморегуляция, самоуправление и самовоспитание:
• самоконтроль проявляется у физически и психически здорового индивида, ведущего здоровый образ жизни, имеющего экзистенциальную основу в виде смысла жизни;
• саморегуляция свойственна субъекту труда, который овладевает ею в процессе игры, общения и познания;
• самоуправление характерно для сильной личности. Сила личности определяется силой веры человека в ценности, имеющие для него решающее значение;
• самовоспитанием обладает только индивидуальность, имеющая цель жизни, определяемую научной картиной мира.
Образовательная среда, с одной стороны, должна обеспечить условия для безопасного развития и функционирования личности, с другой — формировать специалиста, способного обеспечивать личностную и профессиональную безопасность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефимова, Н.С. Безопасность человека: психологический аспект [Текст]: моногр. / Н.С. Ефимова. — М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009. — 156 с.
2. Она же. Психологические особенности обеспечения безопасной профессиональной деятельности химика-технолога [Текст] / Н.С. Ефимова, Н.В. Коротеева // Хим. и биолог. безопасность: сб. науч. тр. В 2 т. Т. 2. — М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. — С. 127—143.
3. Она же. Психологическая безопасность личности: структура, содержание, функции [Текст] / Н.С. Ефимова // Рос. науч. журн. — 2011. — № 1 (20). — С. 126—132.
4. Она же. Психологическая безопасность педагогической среды университета [Текст] / Н.С. Ефимова // Пед. среда в университета като пространство
за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист / Ассоциация на професорите от сла-вянските страни (АПСС). — Габрово: ЕКС-ПРЕСС, 2010. — С. 78—84.
5. Она же. Психолого-педагогические проблемы профессионального и личностного развития студентов химико-технологического вуза [Текст] / Н.С. Ефимова // Психология в вузе. — 2008. — № 4. — С. 121—128.
6. Она же. Инженерная психология и профессиональная безопасность [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2010. — 152 с.
7. Митина, Л.М. Психология профессионального развития личности: теоретико-методологические проблемы [Текст] / Л.М. Митина // Рос. науч. журн. — 2010. — № 1 (14). — С. 57—63.
УДК 159.923
А.Ю. Маленова, А.А. Маленов
КОПИНГ-РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ (на примере экзаменационной аттестации)
Взаимодействие человека с миром порождает множество ситуаций, выступающих по своей сути продуктом этих взаимоотношений. В связи с этим разделить объективные признаки ситуации как фрагмента среды и особенности ее отражения, интерпретации личностью весьма затруднительно. Это, в свою очередь, повышает актуальность и востребованность личностно-ситуационной модели в качестве объяснительной в психологической науке, отчасти способной снять указанное противоречие. Раскрывая взаимодействие как процесс взаимовлияния личности и среды, N. Е^1ег и D. Magnusson в качестве принципиальных положений выдвигают следующие:
• поведение выступает функцией непрерывного процесса взаимодействия между ситуациями и включенным в них индивидом;
• в этом процессе интеракции индивид выступает активным целенаправленным деятелем;
• существенной, причинной составляющей поведения субъекта выступают когнитивные и мотивационные факторы;
• решающей ситуационной детерминантой выступает психологическое значение ситуации для индивида [13].
Таким образом, с точки зрения Л.Ф. Бурла-чука и Н.Б. Михайловой, целью современной психологической теории ситуаций выступает объяснение трех реалий: психологических особенностей жизненных ситуаций через взаимосвязь ситуативных и личностных переменных; субъективной репрезентации ситуаций в сознании субъекта и их интерпретации; выбора стратегий поведения личности в конкретных ситуациях [2].
Каждое из указанных направлений уже имеет определенное наполнение научными фактами, но вместе с тем данный процесс вряд ли можно считать завершенным, так как многообразие ситуаций и личностных свойств практически безгранично. К числу попыток объединения направлений анализа «ситуационной» проблемы следует отнести исследования, ориентированные на систематизацию имеющихся классификаций жизненных ситуаций, вклю-