Научная статья на тему 'Профессионально-личностное становление будущего инженера в образовательном процессе вуза'

Профессионально-личностное становление будущего инженера в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ЛИЧНОСТНОЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / PROFESSIONAL / PERSONNEL / FORMATION / FUTURE ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонов С. В.

В статье рассматривается профессионально-личностное становление будущего инженера в образовательном процессе вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONNEL FORMATION OF FUTURE ENGINEER IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The paper considers professional and personnel formation of future engineer in education process of the university

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное становление будущего инженера в образовательном процессе вуза»

УДК 377.06

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

С.В. Сафонов

В статье рассматривается профессионально-личностное становление будущего инженера в образовательном процессе вуза

Ключевые слова: профессиональное, личностное, становление, будущий инженер

Модернизация Российской системы образования в условиях глобализации и мирового экономического кризиса,

сопровождающаяся вхождением в

международное образовательное пространство, предъявляет новые требования к профессионально-личностному становлению будущего инженера, творческого и саморазвивающегося специалиста, способного адаптироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать самостоятельные ответственные решения, конкурировать на рынке трудовых вакансий, постоянно совершенствуясь в профессии, реализуя себя в различных сферах деятельности.

В современных условиях российское высшее техническое образование (ВТО) считается одной из наиболее востребованных областей отечественной образовательной системы, а подготовка инженерных кадров является основополагающим фактором социально-экономического развития страны. В этой связи в решении Коллегии Министерства образования России «О совершенствовании структуры и содержания инженерного

образования» определены основные

направления и мероприятия по дальнейшему развитию высшего технического образования на период до 2015 г., очерчены необходимые условия для развития системы ВТО.

В последнее десятилетие под эгидой ЮНЕСКО при участии таких авторитетных международных организаций как FEANI

(Европа) и ABET (Америка), ассоциаций инженерного образования и обществ инженеров разработаны требования к инженеру XXI века. Эти требования в обобщенном виде можно представить следующим образом: осознанное и позитивное о отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному

совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала;

Сафонов Сергей Владимирович - ВГТУ, канд. пед. наук, проректор, e-mail: vestnik@vorstu.ru

профессиональная компетентность: овладение совокупностью необходимых в трудовой деятельности фундаментальных и специальных знаний и практических навыков; владение методами прогнозирования, проектирования и моделирования, а также методами исследований и испытаний, необходимых для создания новых интеллектуальных и материальных ценностей; понимание тенденций и основных направлений развития техники и технологии, научно-технического прогресса в целом; высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной и социальной среде; целостность мировоззрения, ориентация на здоровый образ жизни личности специалиста, как представителя, относящегося к интеллигенции социально-профессиональной группы и т. п. [2].

Эти требования позволяют выявить личностные качеств, включающие,

формирование профессиональной

компетентности и других подструктур

профессиональной квалификации и

формирование ценностно-смысловой

структуры.

Как отмечает Ю. М. Забродин,

«профессиональные модели специалиста, не учитывающие личностных характеристик и ориентированные на классические

профессиограммы, т.е. учитывающие лишь так называемые инструментальные качества, не могут дать полной картины профессиональной деятельности» [3].

Ускорение темпов научно-технического прогресса приводит к снижению продолжительности «жизни»

профессиональных знаний и умений, к их чрезвычайно быстрому моральному износу. Динамизм изменения производства, техники, технологии привели к тому, что важным критерием результативности

профессионального образования

рассматривается минимизация суммарного времени адаптации выпускника

образовательного учреждения к изменяющимся профессиональным функциям, то есть

необходимость повышения его

профессионально-личностной мобильности.

Психолого-личностный подход к процессу подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста позволяет

компенсировать процессуальную

ограниченность технологического подхода и сделать основной акцент на становление и развитие личностных характеристик субъекта профессиональной деятельности. Данный подход к построению модели специалиста инженерного профиля позволит рассматривать профессионально важные личностные качества не только как основные параметры профессиональной деятельности, но и подойти к ним как к системообразующим характеристикам, определяющим не только развитость отдельных групп процессуальных умений и отношения между ними, но и потенциальных возможностей будущего

специалиста.

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина рассматривают «профессионализм личности» как интегральное качество человека,

реализуемое в профессиональной деятельности [1]. Исследование интегральных свойств личности в рамках деятельностной теории может быть представлено как исследование мотивационной сферы деятельности и раскрытие ее функций. Психолого-акмеологические исследования позволяют

выявить значимость мотивационно-потребностной сферы личности для осуществления профессиональной

деятельности и осознание роли этой сферы в процессе профессионального выбора, профессионального обучения и

совершенствования профессионального

мастерства.

Уделяя особое внимание мотивационной стороне деятельности, качествам личности, стилю мышления, считаем особо важными показателями профессионального мастерства положительное отношение к профессии, эмоциональную вовлеченность в нее. При этом необходима связь между процессуальными (технологическими) и мотивационно-потребностными компонентами

профессиональной деятельности. По мере овладения мастерством и достижения высоких показателей в деятельности происходит развитие, упрочение и стабилизация профессиональной мотивации,

совершенствуются необходимые

профессиональные качества личности,

изменяются самооценка и уровень профессиональных притязаний.

Установленные соотношения между мотивационно-потребностной сферой личности и процессуальной стороной профессиональной деятельности заключают в себе идею рассмотрения этого соотношения в развитии, сближаясь с концепцией профессионального становления личности, выделяющей различные этапы развития профессионализма,

характеризующиеся в то же время определенным уровнем профессионального становления личностных качеств инженера-специалиста [5]. Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности инженера: профессиональная направленности,

профессиональная компетентности,

профессионально-важные качества личности

Профессиональная направленность - это интегральное качество личности,

определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к инженерной деятельности, а также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.

Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности инженера, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста,

формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая

осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-техническая подготовка, педагогическая техника, умения и навыки по рабочей профессии широкого профиля и другое.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Профессионально-важные качества - это система устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного

выполнения профессиональной деятельности.

Реализация воспитывающей функции требует от инженера комплекса значимых качеств, к которым относятся такие свойства, как идейная убежденность, долг,

гражданственность, коллективизм,

ответственность и социальный оптимизм. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения технической интеллигенции. Эффективность воспитательного воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами инженера, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью

поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении профессиональной ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с обучающимися. Важным компонентом

большой группы профессионально-значимых качеств инженера является коммуникативность - качество необходимое для усиленного выполнения любой педагогической

деятельности. Это общительность,

эмоциональная экспрессия, развитая речь (правильное произношение, логичность, стройность изложения мыслей и т.п.), педагогический такт, способность <прочесть> душевное состояние учащегося по выражению лица, мимике, жестам, позе, походке.

Важным фактором успешного

осуществления профессиональных функций инженера являются его психологические процессы. В ходе освоения инженерной деятельности происходит профессионализация эти свойств: развивается способность к

распределению и переключению внимания,

увеличивается его объем, улучшается концентрация; восприятие становится более избирательным и целенаправленным,

постепенно складывается наблюдательность; развивается образная и словесно-логическая память; мышление становится более мобильным и оперативным, формируется рефлексия на учебную деятельность;

развивается педагогическое воображение (предвидение). Профессионализация

психических свойств приводит к образованию

интегрального качества - профессионального интеллекта.

Профессиональный интеллект включает в себя оперативное и качественное отражение вероятности событий профессиональной деятельности, направленной на

профессиональную подготовку личности. Его особенностью является интеграция разных компонентов мышления, эвристичность и прогностическая направленность. Особой подструктурой личности является

биопсихическая, определяемая свойствами нервной системы, половыми и возрастными особенностями, темпераментом. В психологии утвердилось положение, что эти свойства составляют природную предпосылку формирования профессионально-важных

качеств и обуславливают успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности.

Таким образом, профессионально-

личностные качества инженера включают: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические

способности, способность к волевому

воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление,

произвольное внимание, педагогическая

наблюдательность, самокритичность,

требовательность, самостоятельность,

креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности

Литература

1. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. С. 8.

2. Журавский В. М., Мануйлов В. Ф., Приходько В. М., Федоров И. В. Поле инноваций в инженерном образовании // Материалы 31-го Международного сипозиума по инженерной педагогике «Инженер XXI века». Кн.1. - Спб.: СПБГГУ, 2002. С. 432 - 437.

3. Забродин Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике. Книга 1. - М.: ВНПЦПиППН,

1994. С. 19 - 34.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

5. Петров А., Мануйлов В. Методология и организация элитной подготовки // Высшее образование в России. - № 5, 2003, С. 56 - 65.

Воронежский государственный технический университет

PROFESSIONAL AND PERSONNEL FORMATION OF FUTURE ENGINEER IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

S.V. Safonov

The paper considers professional and personnel formation of future engineer in education process of the university Key words: professional, personnel, formation, future engineer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.