Научная статья на тему 'Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специалиста'

Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2688
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специалиста»

компетенций; оценка управленческого персонала для определения фактического наличия компетенций; создание программы развития компетентности управленческого звена педагогического университета; организация обучения университетских менеджеров.

Таким образом, развитие регионального педагогического университета с помощью развития ключевых компетенций его менеджеров и всего персонала должно являться основной стратегической ценностью, метацелью деятельности университета в формирующемся обществе знаний.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Learned E. A., Christensen C. R., Andrews K. R., Guth W. D. Business Policy: Texts and Cases. Richard D. Irwin: Homewood, IL. 1969.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 1997. - 512 с.

3. AndrewsK.R. The Concept of Corporate Strategy. - Homewood, Ill: Irwin, 1987.

4. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation. // Harvard Business Review. - 1990. May - june. - Р. 79 - 91.

5. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник Санкт-Петербургского университета -2003. - Сер.

8. - Вып. 4 (№ 32). - С. 133 - 171.

О.Н. Евдокимова

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИСТА

Переход к постиндустриальному, информационному обществу привел к коренной трансформации труда, связанной, прежде всего, с изменением требований к современному специалисту.

По мнению Е.Н. Шиянова [1] у современного специалиста в первую очередь, будут востребованы такие качества личности, как самостоятельность, способность к саморазвитию, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экономического мышления. Это умения диалога и сотрудничества в коллективе, общительность, знание иностранных языков. Это владение «сквозными» умениями: работы на компьютерах, пользования базами и банками данных.

Остановимся более подробно на характеристике инженерно-педагогической профессии и тех требованиях, которые предъявляются к специалистам данного профиля.

Инженерно-педагогическую деятельность можно рассматривать с двух сторон: как педагогическую деятельность, и как инженерную. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что предпочтение отдается исследованию педагогической стороне деятельности, которая приобрела в науке доминирующую позицию.

По определению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др. «...сущность педагогической деятельности представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим, накопленных человечест-

вом культуры и опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [2].

По определению Н. В. Кузьминой, педагогическая деятельность представляет такой вид деятельности, в которой источником существования человека является владение искусством формирования личности другого человека средствами своей специальности. Свойство труда педагога проявляется в стремлении к реализации «идеала»: формирование развитой гармоничной личности, комплексный подход к воспитанию учащихся, обеспечение единства умственного, физического, трудового, эстетического, нравственного и других сторон воспитания. Педагог направляет и организует учебный процесс, является его катализатором. Причем действия педагога должны быть конструктивными, сохраняющими индивидуальность и здоровье ученика.

По мнению В.И Андреева, объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе образования, физическое и духовное формирование личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на социальные идеалы и эталоны. Цель и соответствующие требования к профессиональной деятельности педагога необычайно динамичны и, по сути своей, являются одной из важнейших исторических категорий, подверженных постоянным изменениям [3].

С.Л. Рубинштейн отмечает: «Если взять педагога во вполне завершенном виде, то он выступает воспитателем, жизненные организатором и проводником культуры. Полагаем, что педагогическая деятельность должна быть направлена на создание благоприятной социальной ситуации развития личности обучающего, с учетом анализа влияния и активного использования социальных и биологических факторов. Только в этом случае, она превращает обучающегося в активного преобразователя среды и в воспитателя собственной жизни, стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, сознании и самопознании»^].

По определению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др., «сущность педагогической деятельности представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим, накопленных человечеством культуры и опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе»[5].

Бесконечное решение педагогических задач в профессиональной деятельности педагога предполагает постоянное развитие его как личности и как профессионала. Педагогические средства и способы решения педагогических задач должны быть направлены на:

- обучающегося как на центральную фигуру педагогического процесса, стимулирование его нравственного, эмоционального, интеллектуального развития, проектирование новых уровней его психического, физическою развития, необходимых для построении других его форм;

- набор и применение педагогических приемов и способов самореализации и само актуализации, проявления личностных возможностей и способностей в работе с обучающимися;

- выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия обучающимися; создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного психологического климата и др.

Таким образом, современные требования к личности педагога, принципы и тенденции развития современного общества, позволяют рассматривать профессионально-личностное развитие педагога как целостное явление, в котором происходит осознание внутренних, противоречий и их разрешение, стремление к устойчивому

функционированию и одновременно к изменчивости, сопряженность с саморазвитием его личности. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что учителя необходимо готовить к сложностям педагогической деятельности, повышать его психофизиологический потенциал, формировать его общую, профессиональную культуру.

Рассмотрев особенности педагогической деятельности, требования которые предъявляет общество к педагогу, к эффективной реализации педагогических функций, остановимся на анализе инженерной деятельности.

По определению П.И. Самойленко понятие «инженер» (фр.- Ingenieur, лат -Ingeniem - способность, изобретательность) - специалист с высшим техническим образованием заключается в звании, «.характеризующем квалификацию, то есть, подготовленность, прежде всего, в теоретических вопросах». Содержание инженерного труда автор определяет как техническое, технологическое, и оперативное обслуживание производства.

В настоящее время инженерная профессия становится все более востребованной на рынке труда. Как показывает рейтинговый анализ, построенный на базе данных компаний BML-Consort, Kelly Servicer, People You Need, Ward Howell Interne-tional, «Кадровый клуб», «Контакт», по доле в банке вакансий агентств и устойчивости спроса инженерная профессия занимает в Москве пятое место, а по данным 17 регионов России - десятое [7].

В современных условиях развития производства особенность труда инженера заключается в том что:

- с развитием техники увеличивается число объектов, которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль инженера по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами;

- динамизм и конкуренция в сфере производства обусловили сокращение границ применения репродуктивной деятельности, актуализировали необходимость инновационной активности инженера;

- увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к быстроте принятия решений как непосредственно в процессе производства, так и в процессе осуществления управленческих функций;

- работа в современных человеко-машинных комплексах приводит к увеличению нагрузки на нервно-психическую деятельность человека;

- повышение степени автоматизации производственных процессов требует от инженеров высокой готовности к экстремальным действиям [8].

В последнее десятилетие под эгидой ЮНЕСКО при участии авторитетных международных организаций FEANI (Европа) и ABET (Америка), ассоциаций инженерного образования и обществ инженеров разработаны требования к инженеру XXI века. Эти требования в обобщенном виде можно представить следующим образом:

- устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии, сфере деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала;

- высокая профессиональная компетентность, овладение всей совокупностью необходимых в трудовой деятельности фундаментальных и специальных знаний и практических навыков;

- владение методами моделирования, прогнозирования и проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимых для создания новых интеллектуальных ценностей;

- понимание тенденций и основных направлений развития техники и технологии, научно-технического прогресса в целом;

- высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной и социальной среде;

- целостность мировоззрения, ориентация на здоровый образ жизни личности специалиста, как представителя, относящегося к интеллигенции социальнопрофессиональной группы и т. п.

В.А. Водеников рассматривает инженера как специалиста, выполняющего высококвалифицированный труд, направленный на создание и преобразование при помощи инженерных методов и средств технических, технологических, экономических, организационных и социальных систем и процессов [9].

Деятельность инженера заключается в применении научных знаний с целью создания искусственных технических объектов, материальных ценностей (С. А. Ку-тель, О.М. Никандров, И.С. Мангутов, И.М. Попова).

И. М. Попова[10], рассматривая инженерную деятельность к наиболее важным ее характеристикам относит следующие: регулярное применение научных знаний; специальную профессиональную подготовку; осуществление связи науки и производства.

В деятельности инженера необходимы следующие знания и связанные с ними умения: документооборот в инженерной деятельности (директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы); перспективы технического развития и особенности деятельности предприятия (подразделений предприятия: цеха, участка и т. п.); принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойств; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; методы исследований в области техники; правила и условия выполнения работ; основные требования и действующие стандарты в отношении технической документации, технические условия, положения и инструкции по ее составлению и оформлению; методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок; достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере инженерной деятельности; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Таким образом, согласно требованию к профессиональной подготовке специалиста, он должен уметь адекватно ставить и решать задачи, соответствующие его квалификации, на основе накопленного объема знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска.

Рассмотрев инженерно-педагогическую деятельность через призму специфики педагогического и инженерного труда, следует отметить, что Э.Ф. Зеер определяет сочетание слов «инженер-педагог» не как «инженер» плюс «педагог», а приводит к образованию нового понятия, которое имеет свою специфику.

«Инженер-педагог» - специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профтехобразования, а также квалификационных инженеров на производстве»[11].

В свих исследованиях Э.Ф. Зеер [11] акцентирует внимание на выделении умений, необходимых для реализации инженерно-педагогической деятельности, к которым автор относит: гностические, дидактические, организационно-

методические, коммуникативно-режиссерские, прогностические, организационнопедагогические, общеинженерные, конструктивно-технические, технологические,

производственно-операционные и специальные умения - инженерно-технические умения по специальности в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Представленные выше умения обусловлены необходимостью выполнения следующих функций: обучающей, воспитывающей, развивающей, мотивирующей; конструктивной, исследовательской; организаторской, коммуникативной; методической; производственно-технической; диагностической и функцией самосовершенствования.

Реализация профессиональных функций приводит к образованию основных подструктур личности инженера-педагога. Зеер Э.Ф. выделил следующие параметры, которыми должен обладать инженер-педагог.

Профессиональная направленность - это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к инженерно-педагогической деятельности. А также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.

Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности инженера-педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебновоспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-техническая подготовка, педагогическая техника, умения и навыки по рабочей профессии широкого профиля и др.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Реализация воспитывающей функции требует от инженера-педагога комплекса значимых качеств, к которым относятся такие свойства, как идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения инженерно-педагогической интеллигенции.

Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место учащегося, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия с учащимися.

Управление учебно-воспитательным процессом требует от педагога интереса к общественной работе, склонности к организаторской деятельности, способности отражать психологический настрой учебной группы, наличие установки на достижение успеха, высокого качества учебно-воспитательной работы, особой чувствительности к межличностным отношениям, умение проектировать и создавать педагогические ситуации, адекватно и быстро реагировать на их изменения, требовательности, практической направленности ума, критичности, ответственности.

Важным компонентом большой группы профессионально-значимых качеств инженера-педагога является коммуникативность - качество необходимое для усиленного выполнения любой педагогической деятельности. Это общительность, эмоциональная экспрессия, развитая речь (правильное произношение, логичность,

стройность изложения мыслей и т.п.), педагогический такт, способность понять душевное состояние учащегося по выражению лица, мимике, жестам, позе, походке.

Реализация обучающей функции требует от инженера-педагога склонности делиться своими знаниями, умениями, опытом, способности передавать их другим, логически и диалогически мыслить, рассуждать, доказывать. Педагог должен уметь анализировать, отбирать научно-техническую информацию и структурировать ее в учебный материал, диагностировать возможные познавательные затруднения учащихся, проектировать и создавать проблемные ситуации, конструировать стратегические и тактические цели обучения.

Вооружение учащихся системой технико-технологических знаний и умений требует от педагога развитого технического мышления, пространственного воображения, технической памяти, конструкторско-технологических способностей. Эти свойства объединяются одним интегральным качеством - техническим интеллектом.

Таким образом, тенденции развития современного общества, динамизм изменения производства, техники, технологии приводят к тому, что при всеобщей возрастающей значимости профессии инженера-педагога актуализируются требования не столько к техническим характеристикам его деятельности, сколько к профессионально значимым личностным качествам специалиста, готового к мобильности, ответственности, постоянному саморазвитию и самообразованию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. История профессионального развития образования в России, под науч редакцией С.Я. Барышева, Москва, 2003. - 575 с.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. - М., 1998. - 24 с.

3. Андреев В. И. Модель творчески развивающейся личности учителя XXI века // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века» / В.И. Андреев. - М.: 1994. - С. 12-13.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы учителя / С.Л. Рубинштейн. - М.-Л.: Наука, 1927. - С. 21

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Ведущие тенденции и принципы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. // Формирование личности учителя: межвузовский сб. науч. тр. - М., 1999. - С. 3-23.

6. Совершенствование содержания и технологий подготовки специалистов технического профиля / Под ред. В.С. Ширшовой. - М.: НМЦ, 2001. - 57 с.

7. Ветров Ю.П., Майборода Т.А. Инженерное образование: смена парадигмы /Ю.П. Ветров // Высшее образование в России. № 5, 2003. - 49 с..

8. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии / Б. А. Душков. - М.: Академический Проспект; Екатеринбург: деловая книга, 2002. -576 с.

9. Водеников В.А. Динамика личностных характеристик инженера в процессе профессионального становления. Дисс. .канд. психол. наук. - Казань, 2001. - С. 30.

10. Попова И.М. От социального знания к социальной инженерии // Социологические исследования. № 1. 1988. - С. 26 - 32.

11. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. -Свердловск. 1988. - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.