Научная статья на тему 'Профессионально-личностное самоопределение молодежи'

Профессионально-личностное самоопределение молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL POTENTIAL / LABOR ACTIVITY / PERSONALITY / SOCIAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А.

Авторы считают, что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального самоопределения личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUTH PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION

The authors consider that the most important criterion of understanding and efficiency of the personality professional self-determination is its ability to find personal sense in professional work, to project the professional life independently.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное самоопределение молодежи»

Всерос. науч.-метод. конф. Ч. 2. - Самара: Изд-во СГАУ, 2007. - С. 164-167.

3. Сараскина Л.Е. Формирование гуманитарного целеполагания студента в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 1994. - 176 с.

4. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

УДК 371 О.В. Шайдурова, Н.А. Гончаревич

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Авторы считают, что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального самоопределения личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь.

Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, профессиональный потенциал, трудовая деятельность, личность, социальная компетентность, профессиональная ориентация.

O. V. Shaydurova, N.A.Goncharevich THE YOUTH PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION

The authors consider that the most important criterion of understanding and efficiency of the personality professional self-determination is its ability to find personal sense in professional work, to project the professional life independently.

Key words: profession, professional self-determination, professional potential, labor activity, personality, social competence, professional orientation.

В процессе формирования личности происходит постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношение к профессиональному труду, коллективу и самому себе. Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственного профессионального потенциала, принятия решения о выборе профессии, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных задач. Весь этот комплекс проблем определяется понятием «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение молодежи - процесс формирования отношения личности к профессионально-трудовой сфере и способ самореализации, достигаемой благодаря согласованию внутриличност-ных и социально-профессиональных потребностей. Процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный и трудовой путь человека и поэтому может рассматриваться как важная составляющая жизненного самоопределения.

Существует множество теорий профессионального самоопределения личности. С.Л. Рубинштейн профессиональное самоопределение рассматривал во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность через внутренние условия ее деятельности [1]. И.С. Кон профессиональным самоопределением личности называл самоограничение выбора при высокой самоот-ветственности за этот шаг [2]. В.А.Петровский указывал на активную позицию человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств [3].

На протяжении многих лет вся совокупность вопросов, связанных с выбором профессии и места в трудовой сфере, разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиции доминирующей установки не на личность, а на социальный заказ, на профессиональную среду. Поэтому распространение получала в основном идея профессиональной ориентации, а не профессионального самоопределения. Однако отечественная теория и практика профессиональной ориентации сыграли большую роль в изменении концепту-

ального взгляда на оказание помощи учащимся в выборе жизненного, в том числе профессионального пути и применяемого при этом инструментария.

Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение молодежи (выпускников средних общеобразовательных учреждений) - это многоаспектный процесс, при изучении и реализации которого применяется множество подходов: социологический, в котором профессиональное самоопределение рассматривается как серия задач, поставленных обществом перед личностью; социально-психологический, включающий процесс поэтапного принятия личностью решений, которые можно использовать для согласования ее предпочтений с потребностями общества; дифференциально-психологический, формирующий индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение молодежи должно осуществляться в ходе специально организованной научно-практической деятельности - профессиональной ориентации. Большую роль в этом играет равноправное взаимодействие личности и общественных структур. В системе профессионального самоопределения можно выделить общенаучную и научно-методическую подготовку, а также организационно-управленческое обеспечение. Оказание выпускникам общеобразовательных учреждений помощи в профессиональном самоопределении, освоении профессии, переходе от учебы к самостоятельному труду, конкурентоспособности после завершения профессиональной подготовки требует постановки в центр внимания индивидуальных интересов и потребностей и во многом определяет будущую успешность в самостоятельной жизни [4].

По мнению Н.С. Пряжникова, профессионально-личностное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, определение своего места в нем [5].

Эффективное решение задач профессионального самоопределения выпускников школ предполагает: мониторинг, анализ и переоценку всего отечественного опыта, накопленного и зафиксированного в методологии и методике профориентации и профессионального самоопределения за последние годы; определение круга научно-исследовательских проблем, требующих оперативного решения; организационнопедагогическое обеспечение, то есть уточнение исполнителей, методов, условий решения задач и т.п.; конструирование моделей профессионального самоопределения в условиях рыночных отношений; разработку аппарата оценки эффективности теории и практики профессионального самоопределения.

Профессиональная ориентация рассматривается как комплекс средств и мер для активизации профессионального самоопределения человека, воспитания социальной компетентности и реализации профессионального и жизненного выбора, умения самостоятельно и ответственно подойти к принятию решения о своем профессиональном будущем.

Становление понимания и осознания студентами своей профпригодности и ожидаемой профессиональной успешности пронизывает весь период обучения будущей профессии. В процессе обучения в вузе, накопления теоретических знаний, практических навыков происходит развитие профессионального самосознания студентов, т.е. качественное изменение представлений о будущей профессии через постепенное углубление и расширение осознания себя в роли профессионала.

Для повышения эффективности учебного процесса и изучения динамики профессиональных представлений студентов было проведено исследование среди студентов СФУ, обучающихся по специальности «Прикладная информатика в психологии». Цель первого этапа исследования заключалась в выявлении общих характеристик профессионального представления студентов. Результаты опроса показали, что у студентов первого курса представление о себе как о будущих специалистах довольно смутное. Наиболее значимыми качествами профессиональных информатиков-психологов первокурсники назвали: талантливость, душевность, открытость, доступность, демократичность, оптимистичность. Данные характеристики можно отнести к специалистам любой другой профессии [ 6,7].

Целью второго этапа было изучение изменения уровня профессиональных представлений через два года обучения. На третьем курсе на основе интеграции полученных теоретических знаний и практических навыков у студентов было обнаружено более точное представление о будущей профессии. Сформировался обобщенный образ себя как профессионала, повысился уровень подготовленности к будущей работе, расширилось мировоззрение, изменились ценностные ориентации под воздействием микросреды вуза. Представления о профессиональных характеристиках стали более дифференцированными. Теперь профессиональными качествами информатика-психолога они называют: эмоциональную стабильность, коммуникативную компетентность, способность к эмпатии, умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность убеждать, применять информационные технологии в практической работе.

Осознание студентом себя как будущего специалиста является психологическим условием профессионализации его личности, формирования профессионально важных качеств, ответственного отношения к

будущей работе. В период обучения у студентов более адекватно формируются профессиональные представления: создается образ информатика-психолога, обладающего конкретным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности. Лучше осознаются трудности профессии, связанные с профессиональной подготовкой, приобретением определенных знаний, умений и навыков.

Процесс формирования у студентов профессиональной компетентности можно ускорить за счет активного включения механизмов адаптации к новым учебным условиям, что явилось основой исследования, проведенного в рамках проекта «Адаптационные процессы в образовательных системах». Под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и индивидуальнотипологической характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями учебной среды как внешнего фактора. Адаптация предполагает не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и саморазвитие студента. Этот процесс должен рассматриваться в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как развитие на этой основе ее новых качеств.

В исследовании приняли участие студенты 1-го и 2-го курсов. Учитывая, что адаптация к учебному процессу определяется как психологическими, так и психофизиологическими компонентами, мы исследовали мотивационную направленность, уровень коммуникативных способностей, степень интеллектуальной лабильности, типы мышления, типы темперамента и т.д.

Так как ведущим психическим процессом познавательной деятельности индивида, характеризующимся обобщенным и опосредованным отражением действительности, является мышление, а типы мышления находятся в прямой зависимости от межполушарной асимметрии, мы использовали в своем исследовании методику П. Торренса «Какое полушарие у вас преобладает?».

В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование левополушарного или правополушарного мышления, что во многом и определяет индивидуально-психологические особенности личности и является одним из механизмов процесса адаптации. Установлено, что функция левого полушария - оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, чтение, счет и др. Функция правого полушария - оперирование образами, ориентация в пространстве, распознавание сложных объектов. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характеристиками переработки информации - типом мышления. Оба полушария в разной степени способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному.

Результаты исследования по данной методике: из 60 студентов левополушарный тип мышления выявлен у 13,3 % респондентов, правополушарный - у 28,2 %, смешанный - у 36,7 %, интегрированный - у 21,7 % респондентов.

Мы условно разделили студентов по успеваемости на успевающих (имеющих по результатам двух сессий средний балл от 4 до 5) и слабоуспевающих (имеющих по результатам двух сессий средний балл от 3 до 3,9). Из 60 обследованных по результатам двух сессий успевает в учебе 34 студента. Эта группа студентов в большинстве показала левополушарный и интегрированный типы мышления, что обусловливает хорошую успеваемость на данном этапе обучения. Слабоуспевающими оказались 26 студентов. Они в большинстве показали смешанный и правополушарный типы мышления.

Поскольку образовательная программа по нашей специальности наполнена в равной степени дисциплинами технической и гуманитарной направленности, включение в работу обоих полушарий объясняет достаточно высокий процент успевающих студентов.

Одним из аспектов нашего исследования было выявление наличия зависимости успехов в обучении от типов темперамента. В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, составляющие основу темперамента, который проявляется в действиях, поступках и любых видах деятельности (в том числе и учебной). Темперамент определяет уровень психологической активности человека, которая оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на уровень успеваемости. Причем в одной и той же ситуации один и тот же темперамент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

У студентов с сильными типами темперамента (сангвиник, холерик) психологическая активность может влиять на повышение уровня успеваемости за счет умения быстро схватывать учебный материал, ориентироваться в новом учебном материале, быстро выполнять задания, отвечать на вопросы преподавателя. При этом такие студенты реагируют на большое количество раздражителей, мешающих процессам сосредоточения внимания и концентрации сил, что снижает качество усвоения материала.

Процентное соотношение типов темперамента и уровня успеваемости

Тип темперамента % от общего количества респондентов Уровень успеваемости

3-3,9 4-5

Холерический 43,333 15,0 28,333

Сангвинический 20,0 6,667 13,333

Флегматический 16,667 6,667 10,0

Меланхолический 11,667 - 11,667

Сочетающиеся в равной степени 8,333 1,666 6,667

Позитивное воздействие психологической активности наблюдается и у студентов со слабым и инертным типами темперамента (меланхолик, флегматик). Их высокие достижения в учебе обусловлены усидчивостью в учебной деятельности, способностью целиком погружаться в выполнение задания, не отвлекаться, доводить дело до конца. Но при этом такие студенты медленно включаются в работу, затрачивают много времени на обдумывание задания, что обусловливает низкие оценки успеваемости.

По результатам исследования можно сделать вывод, что ярко выраженной зависимости уровня успеваемости от типа темперамента нет (табл.).

Нам представляется немаловажным исследование путей повышения эффективности педагогического процесса через изучение механизмов психологической адаптации студентов к новому социуму, каковым является вуз. Результаты исследования позволят эффективно выстраивать учебный процесс с учетом индивидуально-личностного отношения к студенту, что приведет к повышению качества образования, а процесс понимания и осознания образа будущего профессионала поднимется на более качественную ступень.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 1-е изд. - СПб.: Питер-пресс, 2009. - 720 с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

3. Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. - М., 1983.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.;Воронеж, 1996. - 253 с.

6. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Философский смысл понятия «социальная адаптация» // Вестник КрасГАУ. - 2012. - №6. - С.288-293.

7. Ростовцева М.В, Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // Вестник КрасГАУ. - 2012. - №7. - С.191-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.