УДК 159.9:37.015.3; 159.922
Н. Б. Буртовая
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ВУЗА
Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогиче-ский подход к личности и деятельности преподавателя вуза, базирующийся на компетентностной модели образования.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическое мастерство, личность.
Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы складывается как интегративное качество, определяемое компетентностью в области преподаваемой дисциплины, а также в области психологии и педагогики обучения и воспитания.
Профессиональная и коммуникативная компетентность является необходимым условием эффективности преподавательской деятельности.
Профессиональная компетентность преподавателя вуза зависит от наличия у него необходимых для профессиональной педагогической деятельности профессионально важных качеств.
Компетентность - общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания, умения и навыки, а также использовать обобщенные способы выполнения действий.
Понятие «компетентность» включает в себя не только когнитивные и операционально-технические составляющие, но и мотивационную, этническую, социальную и поведенческую.
Базовыми для формирования личности профессионала являются индивидуальные качества человека, вступающего в процесс профессионализации. Это могут быть индивидуально-типологические и личностные качества человека. Одним из важнейших профессиональных качеств преподавателя является следование им гуманистической концепции в процессе взаимоотношений со всеми субъектами учебного процесса в вузе. Это качество определяет коммуникативную компетентность преподавателя, выражающуюся в умении устанавливать и поддерживать необходимый уровень общения со студентами. Коммуникативная компетентность относится к ключевым компетенциям, необходимым для профессиональной педагогической деятельности. Коммуникативная компетентность определяется многими психологами (А. А. Крылов, Е. В. Прозорова и др.) как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [1, с. 19]. Она проявляется в понимании и сопереживании чувствам, мыслям, ожиданиям и стремлениям партнера по общению. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей
школы включает умения быть внимательным, вежливым, доброжелательным по отношению к студентам, умения слушать и понимать их, владеть психологическими механизмами эмпатии, идентификации, адаптации, рефлексии, каузальной атрибуции. Коммуникативная компетентность зависит от эмоциональной устойчивости человека, которая проявляется в выдержке, толерантности, спокойном реагировании и недопущении импульсивности в ответ на неадекватные проявления студентов, обеспечивается самоконтролем, саморегуляцией, приводящей к самообладанию. Преподаватель вуза, находящийся в обстановке повышенной ответственности, может начать проявлять симптомы, указывающие на источник напряжения, например симптом «неудовлетворенности собой», который возникает как следствие неспособности повлиять на те обстоятельства, которые вызывают в нем раздражение. Он начинает осознавать, что не в состоянии вписаться в рабочее пространство и фиксировать свое внимание на тех явлениях, которые становятся раздражителем для него. Сформировав устойчивую привычку замечать раздражители и чувствуя неспособность изменить что-либо, преподаватель с недостаточным уровнем развития профессиональной и коммуникативной компетентности углубляется в негативные состояния, начинает в вербальной форме резко оценивать внешнюю ситуацию, что может привести к отчуждению и даже конфликтным ситуациям со студентами и коллегами [2, с. 144-145].
Коммуникативная компетентность преподавателя должна основываться на признании уникальности личности каждого студента, его индивидуально-психологических особенностей. Педагог должен уметь выстраивать взаимодействие со студентами на основе признания их личности как высшей, неповторимой ценности, осознания того, что важно бережное воздействие на всю структуру индивидуальности студентов. Целенаправленная, профессионально компетентная деятельность преподавателя может изменить мотивацию студентов к приобретению необходимых знаний, умений и навыков, их характер, качества, направленность, цен-
Н.Б. Буртовая. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза
ностные ориентации, интересы, идеалы. Внешние воздействия преподавателя могут стимулировать или тормозить эти изменения. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза выражается в способности создавать условия для полноценного восприятия информации студентами: умение ориентироваться на особенности визуальной, ауди-альной и кинестетической репрезентативной системы, учитывать особенности студентов «правополушарного» и «левополушарного» типов. Развитие коммуникативной компетентности предполагает использование разнообразных технологий обучения, ориентированных как на развитие субъект-субъектных-продуктивных, так и субъект-объект-ных-репродуктивных способов взаимодействия преподавателя со студентами.
Преподаватель должен обладать педагогическим мастерством, психологическими знаниями: знать индивидуально-типологические и личностные особенности студентов, характерные психологические особенности человека студенческого возраста, приемы, направленные на формирование у них мотивации овладения будущей профессией, мотивации самосовершенствования, максимальной самореализации своих потенциальных возможностей.
Основные профессиональные компетенции, составляющие основу педагогического мастерства преподавателя высшей школы, можно свести к следующим:
1) инструментальные, включающие в себя начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии;
2) межличностные, содержащие готовность к социальному взаимодействию, умение работать в группе, способность к самокритике, приверженность к этническим ценностям, толерантность;
3) системные, отражающие способность системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи, адаптироваться к новым ситуациям;
4) специальные, характеризующие владение предметной областью на определенном качественном уровне.
В число профессиональных компетенций включены: знания, умения, способности, обеспечивающие независимость и гибкость решения профессиональных проблем, эффективное сотрудничество с коллегами и студентами, оптимальные межличностные отношения, владение инновационными технологиями в области профессиональной деятельности, умение анализировать информацию, принимать целесообразные, эффективные решения, умения применять ЗУНы в своей деятельности [3, с. 17].
Профессиональная и коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы определяется следующими составляющими:
- личностной направленностью (ценностями, установками, мировоззрением, ориентациями, идеалами, склонностями, направленностью, убеждениями, интересами, желаниями);
- локусом контроля - интернальностью или экс-тернальностью;
- целенаправленностью;
- гибкостью-ригидностью, эмоциональностью, импульсивностью, экспрессивностью;
- опытом (знаниями, умениями, навыками, стилями общения и т. д.);
- оперативностью психических когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- индивидуально-психологическими особенностями (характером, темпераментом, способностями и т. д.);
- мотивационно-потребностной сферой личности;
- эмоционально-волевой сферой личности;
- морально-нравственной сферой личности;
- социальными ролями и социальным статусом;
- Я-концепцией, самооценкой личности.
Анализ ключевых компетентностных характеристик педагога вуза показывает, что они в основном совпадают с профессиональными квалификационными особенностями, свойствами данного специалиста.
Список литературы
1. Буртовая Н. Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. конф. студ., аспирантов и молод. ученых «Наука и образование». Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. Т. 2, ч. 2. С. 19-21.
2. Буртовая Н. Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12. С. 141-148.
3. Никульников А. Н. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога к работе в системе дополнительного образования: автореф. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2012.
Буртовая Н. Б., кандидат психологических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.04.2012.
N. B. Burtovaya
PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER OF HIGHER SCHOOL
This paper is the result of a theoretical study of the concept of “professional competence of the individual” and “communicative competence of the individual”. It examines the psycho-pedagogical approach to the personality and activities of the university teacher, based on the competence model of education.
Key words: competence, professional competence, communicative competence, pedagogical skills, personality.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]