Научная статья на тему 'Психологические средства адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности'

Психологические средства адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
415
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / PSYCHOLOGICAL MEANS OF PERSONAL ADAPTATION / PERSONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / LECTURER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буртовая Наталия Борисовна

Адаптация неразрывно связана с процессами, происходящими сегодня в обществе, и возможна только в сложных самоорганизующихся открытых системах, обменивающихся информацией с внешней средой. Современное общество вступило в постиндустриальную эпоху своего развития, которая характеризуется нарастающим потоком информации, быстрым количественным и качественным формированием новых технологий и профессиональных моделей. Представлен результат теоретического и экспериментального изучения содержания понятий «адаптация личности» и «психологические средства адаптации личности». Процесс адаптации в профессиональной деятельности рассмотрен в контексте личностного адаптационного потенциала. Рассмотрены психологические средства и особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников, а также выявлены психологические средства, способствующие успешной адаптации личности преподавателей к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL MEANS OF PERSONAL ADAPTATION OF LECTURERS AT THE HIGHER SCHOOL TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Adaptation as a process is inseparably connected with other processes of the modern society. It is possible just in some compound self-organizing and open systems that exchange information with the environment. The modern society entered its postindustrial epoch of the development which is characterized by the growing current of information and also by the quick qualitative and quantitative forming of new technologies and professional models. The article is the result of the theoretical and experimental research of the concept content of “personal adaptation” and “the psychological means of personal adaptation”. In this article the psychological means and the peculiarities of the professional adaptation of young staff member are viewed, and the psychological means, contributing to the successful personal adaptation of the lecturers to the teaching are brought to light.

Текст научной работы на тему «Психологические средства адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности»

ОБЩАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9:37.015.3; 159.922

Н. Б. Буртовая

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Адаптация неразрывно связана с процессами, происходящими сегодня в обществе, и возможна только в сложных самоорганизующихся открытых системах, обменивающихся информацией с внешней средой. Современное общество вступило в постиндустриальную эпоху своего развития, которая характеризуется нарастающим потоком информации, быстрым количественным и качественным формированием новых технологий и профессиональных моделей. Представлен результат теоретического и экспериментального изучения содержания понятий «адаптация личности» и «психологические средства адаптации личности». Процесс адаптации в профессиональной деятельности рассмотрен в контексте личностного адаптационного потенциала. Рассмотрены психологические средства и особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников, а также выявлены психологические средства, способствующие успешной адаптации личности преподавателей к педагогической деятельности.

Ключевые слова: адаптация личности, психологические средства адаптации личности, личностный адаптационный потенциал, профессиональная деятельность, преподаватель.

Учитывая, что процесс профессиональной адаптации личности преподавателей высшей школы тесно связан с динамикой развития общества: изменениями демографической, экономической, социальной ситуаций, преобразованием системы образования в России, это обуславливает необходимость научного обоснования вмешательств, повышающих качество адаптации молодых сотрудников к работе в меняющихся условиях. Недостаток монографических исследований по данной проблематике, востребованность со стороны всей системы образования России выявления психологических средств, оказывающих влияние на повышение адаптивности поведения личности преподавателей высшей школы, и разработки с их учетом адекватных и эффективных форм психологической поддержки в процессе профессиональной адаптации определили выбор автором именно этой темы.

Научная новизна исследования заключается в изучении психологической характеристики и содержания психологических средств адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности, выявлении внутренних психологических средств, препятствующих успешной адаптации личности преподавателей к профессиональной деятельности; в результате чего выделены факторы риска, являющиеся мишенями профилактических вмешательств.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «психологические средства адаптации личности» и исследованы содержание и особенности психоло-

гических средств адаптации личности преподавателей высшей школы, которые включают в себя внутренние средства (мотивационные, когнитивные, коммуникативные, эмоционально-волевые) и внешние (индивидуальные и групповые средства психологической поддержки); выделены факторы риска, являющиеся мишенями профилактических вмешательств: фактор эмоциональной неустойчивости (эмоционально-волевые психологические средства), фактор страха ответственности (мотива-ционные психологические средства), фактор негармоничных коммуникаций (коммуникативные психологические средства), фактор отрыва от реальности (когнитивные психологические средства) и комплексные факторы защиты: фактор уверенности (эмоционально-волевые психологические средства), фактор внутренних ресурсов (когнитивные психологические средства), фактор мотивации к деятельности (мотивационные психологические средства) и фактор рациональности (коммуникативные психологические средства).

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформирован и апробирован психодиагностический комплекс для изучения внутренних психологических средств адаптации личности преподавателей высшей школы, который позволяет выполнить личностную диагностику, дать рекомендации испытуемым для их дальнейшего личностного роста в профессиональной деятельности. Определены внешние психологические средства адаптации - наиболее эффективные для групп сотрудников с разным уровнем личностного адаптационного

потенциала. Данные результаты исследования могут быть положены в основу научно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации личности сотрудников высшей школы к профессиональной деятельности.

В научных психолого-педагогических исследованиях и публикациях раскрыты различные аспекты адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности (Г. И. Аксенова, В. Т. Ащеп-ков, Т. Ю. Базаров, Н. Н. Балабин, Н. Н. Барановский, А. В. Борисов, Н. А. Воронов, М. Г. Деболь-ский, Р. Н. Киселева, О. Г. Ковалев, К. В. Кряклин, В. А. Ларионова, А. И. Папкин, Т. В. Пивоварова, В. М. Поздняков, Н. Г. Соболев, О. В. Старикова, А. И. Ушатиков, Н. А. Харина, А. В. Чечкова и др.) [1, 2]. В исследованиях В. М. Позднякова, О. Г. Ковалева, Н. Г. Соболева затрагиваются вопросы о психологических средствах адаптации личности к профессиональной деятельности. В зарубежной психологической науке профессиональная адаптация рассматривается в рамках психологии труда, в частности в концепциях трудовой мотивации (Ф. Херцберг, Д. Макгрегор, Ф. Тейлор, У Оучи).

Изучению отдельных аспектов личностных средств адаптации посвящены работы С. И. Мак-шанова (1997), С. А. Багрецова (1999), В. В. Сталина (2000), И. В. Кучеренко (2003), И. М. Полежаевой (2004), Л. И. Демидовой (2005), Л. Д. Ме-жерецкой (2008).

Психологические средства адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности - это совокупность внешних психологических (индивидуальные и групповые средства психологической поддержки) и внутренних психологических средств (мотивационные, когнитивные, коммуникативные, эмоционально-волевые), способствующих изменению поведения личности преподавателей и оказывающих положительное влияние на профессиональное становление личности [1, 3].

В качестве внутренних средств, обеспечивающих развитие личностного адаптационного потенциала преподавателей высшей школы, в психологии рассматривается совокупность психологических свойств, состояний и особенностей личности [1, 2]. Содержание психологических средств адаптации личности включает в себя внутренние средства - мотивационные, когнитивные, коммуникативные, эмоционально-волевые и внешние средства - индивидуальные и групповые средства психологической поддержки.

Выборку эмпирического исследования психологических средств адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности составили 172 преподавателя Сибирского государственного медицинского университета

(СибГМУ) (г. Томск) в возрасте от 22 до 27 лет, работающие первый год после завершения обучения, из них 70 % женщин, 30 % мужчин.

Данные представлены в виде X ± SD, где X - среднее выборочное, SD - ошибка среднего; медианы Me и 25-й и 75-й перцентилей (025-О75); ^-1еуе1 -уровень значимости (^тест Манна-Уитни).

В психодиагностической части эмпирического исследования с использовались следующие методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), «Коммуникативная толерантность» В. В. Бойко, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (БА (обособленность - сердечность); БС (эмоциональная неустойчивость - стабильность); ББ (озабоченность - беспечность); БО (безответственность - обязательность); БН (робость - смелость); БМ (практичность - мечтательность); БК (наивность - проницательность); FQ (безмятежность - тревожность); FQ1 (ригидность - гибкость); FQ2 (конформизм - нонконформизм); FQ3 (импульсивность - самоконтроль)), опросник Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина), методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (автор К. Замфир, модификация А. Реан), методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) [4]. Применялись методы математической обработки данных: Я-критерий Краскала-Уоллиса, р - коэффициент линейной корреляции Пирсона, ^крите-рий Стьюдента, факторный анализ. Статистическая обработка данных проводилась с использованием электронных таблиц Ехсе1 и программы 81ай81;юа 6.0.

На основе результатов изучения уровня личностного потенциала адаптации преподавателей СибГМУ были выявлены две группы: с низким и высоким уровнем. Проведенные эмпирические исследования в данных группах, а также результаты корреляционного и сравнительного анализа позволили выявить проблемы в сформированности внутренних психологических средств адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности (табл. 1).

Было установлено, что у сотрудников с высоким личностным адаптационным потенциалом (ЛАП) ведущими сформированными психологическими средствами адаптации являются мотивационные, когнитивные и коммуникативные внутренние психологические средства. При этом когнитивные и коммуникативные средства нуждаются в определенной коррекции. Характеристика этих средств состоит в следующем: терпимость к чужому образу жизни, поведению, привычкам, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям; активность, энергичность, экстравертированность,

Таблица 1

Сравнительный анализ внутренних психологических средств адаптации в группах с различным

личностным адаптационным потенциалом

Внутренние психологические средства адаптации Характеристика внутренних психологических средств Группа 1 (высокий ЛАП, 124 человека) Группа 2 (сниженный ЛАП, 48 человек) />-1еуе1 (С-тест Манна-Уитни)

X ± да Ме (625-675) X ± да Ме (625-675)

Мотивационные ЕЕ 5,5 ± 1,8 5 (4-7) 4,9 ± 1,9 5,5 (3-6,5) >0,05

Коммуникативные Коммуникативная толерантность 30,1 ± 13,6 27,5 (20-38) 35,4 ± 10,4 34 (26-45) 0,002978

Когнитивные Ед2 4,2 ± 1,6 4(3-5) 5,3 ± 2,4 4,5 (3,5-7,5) 0,029919

ЕЫ 6,1 ± 2,2 6(5-7) 4,8 ± 2,6 5(3-7) 0,010457

Активность 8,0 ± 4,6 8(5-11) 3,1 ± 6,1 5,5 (-1-7) 0,000006

Сила 10,0 ± 4,3 10 (8-13) 5,8 ± 7,8 8,5 (6-9,5) 0,000027

Эмоционально-волевые Реактивная тревожность 30,7 ± 4,4 30 (28-33) 37,1 ± 5,2 34 (33-42) 0,000000

Личностная тревожность 33,6 ± 5,5 32,5 (29-37) 38,6 ± 6,1 37,5 (35,5-40,5) 0,000002

ЕС 10,2 ± 1,3 10 (9-11) 9,6 ± 2,0 10 (7,5-11,5) >0,05

Ед 3,4 ± 2,4 3(2-5) 4,9 ± 2,8 5(3-7) 0,001499

Едз 8,5 ± 1,6 9(8-9) 7,4 ± 2,3 8(6-9) 0,011090

ЕН 8,0 ± 1,8 8(7-9) 7,1 ± 1,9 7,5 (5,5-8,5) 0,014792

общительность, импульсивность, некоторая агрессивность в отстаивании своего мнения, эмоциональная откликаемость; привязанность к группе; жизнерадостность, интерес к повседневному и мелким делам; уверенность в себе и своих собственных ресурсах (порой самоуверенность); организованность, умение контролировать свои эмоции и поведение, ориентированность на социальные требования и общественное мнение; смелость, решительность, склонность к риску, готовность к неожиданностям; проницательность, расчетливость, рациональность, дипломатичность, холодность и отстраненность.

У группы со сниженным ЛАП недостаточно сформированы мотивационные, когнитивные, коммуникативные и эмоционально-волевые внутренние психологические средства адаптации, которые характеризуют: коммуникативную интолерант-ность; замкнутость, сдержанность; самодостаточность, стремление к независимости, невысокую ориентированность на группу; озабоченность, склонность к самоупрекам, дурным предчувствиям, недооценке своих возможностей; зависимость от ситуации, неспособность ее контролировать, настоять на своем; неупорядоченность, склонность к хаотичности и безалаберности; робость, чувствительность к угрозам, неуверенность, сниженную контактность, внутреннюю тревожность; наивность, прямолинейность, доверчивость, склонность к бестактности и грубоватости.

При помощи факторного анализа определены ведущие внутренние психологические средства

адаптации личности педагогов к профессиональной деятельности, а также сгруппированы психологические признаки, характеризующие обследованных лиц с высоким и низким адаптивным потенциалом. Полученные в совокупности факторы были рассмотрены как отдельные мишени психопрофилактических вмешательств - факторы риска. Факторная структура анализа внутренних психологических средств в группе со сниженным личностным адаптационным потенциалом состоит из четырех факторов (табл. 2).

Фактор эмоциональной неустойчивости (фактор 1) - его характеристики указывают на несфор-мированность когнитивных и эмоционально-волевых внутренних психологических средств. Фактор страха ответственности (фактор 2) объединяет характеристики, которые представляют собой не-сформированность эмоционально-волевых и моти-вационных внутренних психологических средств адаптации. Фактор негармоничных коммуникаций (фактор 3), его характеристики указывают на неразвитость мотивационных и коммуникативных внутренних психологических средств. Фактор отрыва от реальности (фактор 4) свидетельствует о недостаточно развитых эмоционально-волевых и когнитивных внутренних психологических средствах.

Факторная структура анализа внутренних психологических средств в группе с высоким личностным адаптационным потенциалом состоит из четырех факторов: уверенности, внутренних ресурсов, мотивации к деятельности и рациональности (табл. 3).

Таблица 2

Результаты факторного анализа компонентов внутренних психологических средств в группе со сниженным ЛАП

Компонет Фактор

1 2 3 4

Коммуникативная толерантность -0,3 -0,2 0,9* 0,2

Внешняя положительная мотивация -0,0 0,4 0,8* -0,2

Внешняя отрицательная мотивация 0,1 0,7* -0,0 -0,3

Оценка 0,9* 0,1 -0,2 -0,1

Сила 0,8* 0,3 -0,3 -0,4

Активность 0,9* -0,3 -0,2 -0,1

Прогноз (нервно-психическая устойчивость) -0,8* 0,2 0,3 0,4

Реактивная тревожность 0,2 0,8* 0,0 0,4

Личностная тревожность -0,9* -0,2 0,4 0,2

ГА 0,3 -0,8* 0,2 0,1

ЕС 0,8* -0,3 0,2 -0,1

ЕЕ -0,0 -0,9* -0,1 -0,2

ЕО 0,3 0,1 -0,9* 0,2

ЕН -0,1 -0,8* 0,5 -0,3

ЕМ -0,4 0,1 -0,1 0,9*

ЕЫ 0,7* 0,4 -0,3 0,3

Ед 0,0 0,5 -0,1 0,8*

Ед1 0,7* 0,4 0,1 0,5

Едз 0,9* 0,1 0,0 0,2

* Нагрузки более 0,7.

Таблица 3

Результаты факторного анализа компонентов внутренних психологических средств в группе с высоким ЛАП

Компонент Фактор

1 2 3 4

Внутренняя мотивация 0,2 0,2 0,8* -0,1

Внешняя положительная мотивация -0,2 0,1 0,8* -0,0

Оценка -0,0 0,9* 0,1 -0,0

Сила 0,1 0,9* 0,2 -0,1

Личностная тревожность -0,7* -0,3 0,1 0,0

ЕН 0,8* -0,2 0,2 0,1

ЕЫ -0,0 0,0 -0,2 0,8*

Ед -0,8* -0,0 0,2 -0,1

Едз 0,2 -0,2 0,1 0,8*

: Нагрузки более 0,7.

На основе представленных эмпирических материалов по характеристике внутренних психологических средств адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности, уровня сформированности личностного адаптационного потенциала, уровней адаптации, а также с учетом выделенных факторов риска и мишеней психокоррекционных вмешательств были определены внешние психологические средства адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности. Из существующих внешних психологических средств наиболее эффективным для преподавателей с разным уровнем ЛАП стали: с высоким ЛАП - индивидуальное консультирование, самоанализ и самовоспитание; для коррекции коммуникативных, когнитивных и эмоционально-волевых внутренних психологических средств: тренинг поведенческой направленности, проведение, дискуссий, тематических бесед, деловых игр, обучение навыкам психического самоуправления; для сотрудников с низким личностным адаптационным потенциалом (с учетом выделенных факторов риска и мишеней психокоррекционных вмешательств) - комплексное применение методов психологического консультирования; саморегуляции; сказкотерапии; психологического тренинга в рамках арт-терапев-тического и поведенческого направления; проведение лекций, дискуссий [5].

Формированию внутренних психологических средств с учетом уровней адаптации личности преподавателей к профессиональной деятельности будут способствовать следующие внешние средства: на психофизиологическом уровне (формирование эмоционально-волевых и мотивацион-ных внутренних психологических средств адаптации) - последовательное (поэтапное) усвоение методов, от одного к другому, нервно-мышечной релаксации, идеомоторной тренировки, сенсорной репродукции и аутогенной тренировки; на психологическом уровне (воздействие на мотивацион-ные и когнитивные внутренние психологические средства адаптации) - в русле сказкотерапии; на социально-психологическом уровне (коррекция коммуникативных, когнитивных и мотивацион-ных внутренних психологических средств адаптации) - тренинги арт-терапевтической и поведенческой направленности [6].

Список литературы

Ащепков В. Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. Ростов н/Д, 1997. 144 с. Воронов Н. А., Борисов А. В., Балабин Н. Н. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции (1 августа 2011 г.). Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. Ч. II. С. 28-34.

Черенёва Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 122-126.

4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

5. Буртовая Н. Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». 2004. Т. 2, ч. 2. С. 19-21.

6. Буртовая Н. Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 175-177.

Буртовая Н. Б., кандидат психологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: flordezest@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.04.2014.

N. B. Burtovaya

THE PSYCHOLOGICAL MEANS OF PERSONAL ADAPTATION OF LECTURERS AT THE HIGHER SCHOOL

TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Adaptation as a process is inseparably connected with other processes of the modern society. It is possible just in some compound self-organizing and open systems that exchange information with the environment. The modern society entered its postindustrial epoch of the development which is characterized by the growing current of information and also by the quick qualitative and quantitative forming of new technologies and professional models.

The article is the result of the theoretical and experimental research of the concept content of "personal adaptation" and "the psychological means of personal adaptation". In this article the psychological means and the peculiarities of the professional adaptation of young staff member are viewed, and the psychological means, contributing to the successful personal adaptation of the lecturers to the teaching are brought to light.

Key words: personal adaptation, psychological means of personal adaptation, professional activity, lecturer.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ashchepkov V. T. Professionalnaya adaptatsiya prepodavateley vysshey shkoly: problemy I perspektivy: uchebnik [Professional adaptation of teachers in higher education: problems and prospects, textbook]. Rostov-on-Don, 1997. 144 р. (in Russian).

2. Voronov N. A., Borisov A. V., Balabin N. N. Adaptatsiya prepodavatelya k professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti v vysshey shkole [The adaptation of the teacher to the professional and teaching activities in high school]. Mezhdunarodnaya zaochnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Aktualniye voprosy pedagogiki I psihologii" [International Correspondence Scientific and Practical Conference "Actual problems of pedagogy and psychology"]. Novosibirsk, ENSKE Publ., 2011. Part II. Pp. 55-62 (in Russian).

3. Cherenyova E. A. Zashchitnye mekhanizmy kak factor adaptivnogo povedeniya lichnosti [Protektive mechanisms of behavior as faktor of adaptive behavior]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 6 (134), pp. 122-126 (in Russian).

4. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsialno-psihologicheskaya diagnostica razvitiya lichnosti I malih grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. Moscow, 2002. 211 р. (in Russian).

5. Burtovaya N. B. Izuchenie kommunikativnoy kompetentnosty pedagogov-psihologov [The study of communicative competence of teachers-psychologists]. 8-ya Vserossiyskaya konferentsiya studentov, aspirantov I molodykh uchenykh "Nauka I obrazovanie" [8th National Conference of Students and Young Scientists "Science and education"]. Tomsk, 2004, vol. 2, part 2, pp. 19-21 (in Russian).

6. Burtovaya N. B. Professionalnaya i kommunikativnaya kompetentnost pedagoga vuza [Professional and communicative competence of the teacher at the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 67-73 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: flordezest@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.