Научная статья на тему 'Внутренние психологические условия деятельности профессионала'

Внутренние психологические условия деятельности профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1471
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTIVITIES / PROFESSIONAL / PROFESSIONAL ACTIVITY / CONSCIOUSNESS / PERSONALITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буртовая Наталия Борисовна

Характеристика профессионала и его деятельности складывается из рассмотрения личности как целостной структуры, т. е. важно знать его индивидуально-психологические особенности, а также его социально ориентированную, деятельностно ориентированную или субъектно-личностно ориентированную направленность. В процессе профессионального становления на каждом этапе, начиная с момента самоопределения, при выборе профессии и до формирования профессионала, а также при смене профессии необходимо учитывать структурные компоненты его личности и особенности его как субъекта деятельности внутренние компоненты системной организации профессионализма. Наряду с этим важно определить и психологические условия деятельности профессионала, обеспечивающие ее успешное освоение и реализацию. Таким образом, деятельность профессионала как субъекта деятельности предполагает учет внутренних (психологических) условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNAL PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The characteristics of a professional and his activity consists of examining a person as an integrated structure, i. e. it is important to know his individual and psychological characteristics, as well as his socially oriented, activity-oriented or subjective personalityoriented direction. In the process of professional formation at each stage, from the moment of self-determination, during the profession choice period and up to the professional formation, as well as changing profession, one must take into account the structural components of his personality and his characteristics as the subject of activity the internal components of the professionality system organization. Along with this, it is important to identify psychological conditions of professional activity, ensuring its successful development and implementation. Thus, the activity of a professional who is considered to be the subject of this activity involves considering the internal (psychological) conditions.

Текст научной работы на тему «Внутренние психологические условия деятельности профессионала»

УДК 159.9:37.015.3; 159.947

Н. Б. Буртовая

ВНУТРЕННИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛА

Характеристика профессионала и его деятельности складывается из рассмотрения личности как целостной структуры, т. е. важно знать его индивидуально-психологические особенности, а также его социально ориентированную, деятельностно ориентированную или субъектно-личностно ориентированную направленность. В процессе профессионального становления на каждом этапе, начиная с момента самоопределения, при выборе профессии и до формирования профессионала, а также при смене профессии необходимо учитывать структурные компоненты его личности и особенности его как субъекта деятельности - внутренние компоненты системной организации профессионализма. Наряду с этим важно определить и психологические условия деятельности профессионала, обеспечивающие ее успешное освоение и реализацию. Таким образом, деятельность профессионала как субъекта деятельности предполагает учет внутренних (психологических) условий.

Ключевые слова: деятельность, профессионал, профессиональная деятельность, самосознание, личность.

Кроме внешних условий работы (физических, химических, биологических), детально разработанных в области гигиены, физиологии, охраны труда и эргономики, существует не менее (если не более) важная реальность некоторых психологических условий деятельности и формирования профессионала.

В связи с этим был проведен теоретический анализ внутренних компонентов системной организации профессионала, позволивший структурировать и охарактеризовать психологические условия, способствующие эффективной реализации предметной деятельности профессионала, что является научной новизной выбранной проблематики.

Результаты теоретического изучения и анализа внутренних психологических условий деятельности профессионала имеют практическую и теоретическую значимость при организации деятельности, подготовки и переподготовки субъектов профессиональной деятельности, а также могут быть положены в основу научно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования личности профессионала в предметной деятельности.

Профессионализм - свойство личности как субъекта деятельности и индивидуальности, определяющее возможность выполнять деятельность на высоком уровне в разнообразных условиях.

«Профессионал - это система, имеющая не только внешние, наблюдаемые функции, но и важнейшие, сложные и многообразные внутренние, психические свойства, явления, позволяющие и способствующие эффективной реализации предметной деятельности и формированию ее продукта» [1, с. 25].

К внутренним условиям деятельности профессионала относятся, на наш взгляд: построение образа будущего результата деятельности, представлений о путях, способах, средствах, вариантах достижения искомого результата, эмоциональная настроенность на трудовую деятельность, общее сознание своей защищенности в обществе, высокий уровень развития самосознания, сформированное отношение личности, образа окружающего мира вообще и т. д.

Охарактеризуем структурные компоненты внутренних психологических условий предметной деятельности профессионала.

Образ будущего результата деятельности, представления о способах, средствах, вариантах достижения ее результата - представления субъекта деятельности о ней в целом и ее структурных составляющих: предмете, целях, средствах, производственной среде, должностных обязанностях и т. д. Образ результата деятельности предваряет саму деятельность, на его основе формируются планы, стратегия деятельности, совокупность конкретных действий, операций. При этом образ будущей деятельности может существовать так, чтобы субъект деятельности мог оперировать этим образом, видоизменять его в соответствии с наличестующими условиями. Но образ или осознание будущего результата деятельности, согласно позиции А. Н. Леонтьева, еще не образуют цели деятельности. Формирование цели происходит тогда, когда наличествует стремление, потребность достичь этого результата или приблизиться к нему.

Образ (представление) цели надо отличать от внешне заданной цели (мишени, образца). Цель не всегда может быть задана с достаточной определенностью и не всегда нормативно (социально) задаваемая цель совпадает с той, которой реально регулируется деятельность данного работника. Это «рассогласование (конфликт) между социально ожидаемой и субъективно принятой профессионалом целью должно быть преодолено за счет четкой формулировки первой для каждой профессиональной группы и развития мотивационной сферы каждого конкретного профессионала» [1, с. 30].

В связи с этим можно очертить наиболее существенные разновидности целей профессиональной деятельности:

- распознать (разобраться, диагностировать, оценить, подвести под известное понятие, определить качество и пр.);

- преобразовать (включая и «сохранить», поскольку всякое сохранение при ближайшем рассмотрении требует некоторых преобразующих действий), так как преобразование и сохранение в дальнейшем предполагает передачу самого ценного накопленного в профессиональном плане;

- изыскать (найти нечто неизвестное, нетривиальное, оптимальный вариант решения проблемы, задачи).

Внутренние средства достижения цели, результата деятельности представлены в виде любой осознанной (отрефлексированной) субъектной целостности, которую человек использует в работе преднамеренно в орудийной функции. «Системы средств деятельности и достижения ее цели складываются с учетом специфики предметной области труда» [2, с. 114]. Например, при работе с биологическими системами очень важно располагать сложными внутренними эталонами для различения, оценки многопризнаковых, самопроизвольно развивающихся объектов. При работе с людьми, социальными системами особое значение приобретают средства оформления, передачи, распространения информации, а также средства организации делового общения. При работе с информационными, знаковыми системами, в свою очередь, приобретают особый вес средства хранения, поиска, отбора, преобразования разных сведений, информации. При работе с художественными системами имеют особое значение «сложные субъективные эталоны для оценки произведений искусства, художественных образов их создания и сохранения» [3, с. 68].

Еще одним внутренним, психологическим компонентом системной организации профессионала, способствующим оптимальной реализации деятельности профессионала и определяющим эффективную постановку целей профессиональной деятельности, является развитие профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как единице профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры (профессиональных правил, норм, традиций, присущих данному профессиональному сообществу). Эти представления включают в себя характеристики человека, которые обусловливают успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества: индивидуально-психологические свойства и отношения личности. Индивидуально-психологические свойства личности - перцептивные, сенсорные, моторные, аттенционные, мнемические, мыслительные, коммуникативные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные. От уровня сформированности у человека содержательных характеристик профессионального самосознания зависит успешность его профессиональной адаптации.

Отношения личности как субъекта профессиональной деятельности - отношение человека к профессии, к себе как к субъекту деятельности, к другим людям, предмету труда, объекту труда, средствам, условиям труда.

Высокий уровень развития профессионального самосознания не всегда и не столько выражается в совпадении целей деятельности. В связи с этим образование в вузе должно строиться сообразно модели выпускаемого профессионала: сформированность личностной, ролевой позиции в своей профессии в частности и профессиональной сфере вообще; видение себя в профессии в перспективе, моделирование своего профессионального роста и т. д.

К механизмам формирования профессионального самосознания относится профессиональная идентификация как процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца». Поведение объекта как «образца» для субъекта профессиональной деятельности служит стимулом для выбора им своей поведенческой реакции. Таким образом, субъект осваивает и копирует внешние формы поведения «образца», осваивает его нормы, правила, идеалы, роли и морально-нравственные качества «образца». При этом важно не только к какой профессиональной группе принадлежит субъект, но и с какой группой он себя отождествляет.

В связи с вышесказанным профессионализм уместно понимать не только как высокий уровень знаний, умений и навыков человека в данной области деятельности, но как определенную системную организацию сознания и психики человека, включающую целый ряд компонентов.

Подлинного профессионала характеризуют также высокая результативность и эффективность деятельности, и эти показатели он постоянно демонстрирует в разных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата, в ситуациях фрустрации.

Эффективность деятельности можно определить как отношение результатов к затратам на его осуществление. Применительно к деятельности профессионала в неблагоприятных условиях это означает, что для того, чтобы успешно выполнять поставленные задачи, человек вынужден прибегать к использованию дополнительных ресурсов, прежде всего внутренних. Внутренние психологические ресурсы используются как на получение положительного результата, так и для компенсации неблагоприятных воздействий окружающей среды. Таким образом, возрастает затратная сторона деятельности, ее «цена», проявляющаяся в повышенной мобилизации сил организма, психической напряженности, аффективных реакциях, дезадаптации и т. д. Поэтому человек вынужден мобилизовать свой адаптивный потенциал для выполнения профессиональной задачи в неблагоприятных условиях. Адаптивный потенциал человека понимается как интегральная способность личности

противостоять негативным воздействиям окружающей среды (физической, социальной, профессиональной и др.), зависящая от уровня сформированности профессионального самосознания. Именно способность профессионала не только адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды, но и активно противостоять «дезадаптивным» воздействиям этой среды обеспечивает стабильно высокую эффективность его деятельности.

Таким образом, присутствие в личности как субъекте профессиональной деятельности выраженного адаптивного потенциала обеспечивает возможность его профессиональной адаптации и эффективную профессиональную деятельность.

Основными структурными компонентами подготовки и соответствия человека избранной профессиональной деятельности, на наш взгляд, являются следующие:

- гражданские качества (отношения к обществу, моральный облик). В некоторых профессиях недостаточная сформированность и выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, врач и т. д.);

-отношение к профессии, к труду, интересы, направленность к данной профессиональной области (профессионально-трудовая направленность личности). Например, преподаватель не только личность с определенными знаниями, умениями и навыками, но и человек, имеющий профессиональную направленность к виду деятельности «человек-человек», интерес к соответствующей предметной области;

- единичные, частные, специальные способности, т. е. индивидуально-психологические особенности, помогающие осваивать и реализовывать данную деятельность;

- навыки, опыт, выучка как элементы профпригодности и профессионализма;

- дееспособность общая (физическая и умственная); она складывается из качеств, необходимых не в одном, а во многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, активность, инициатива и т. д.

Можно резюмировать, что творцом профессионализма в предметной деятельности является сам субъект деятельности, ориентирующийся на формирование многогранной структуры личности, своей мотивации. Кроме этого, профессионализм не создается за счет какого-либо центрального, акцентированного психологического качества, а сочетает в себе ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга психологических образований. Обратим внимание на то, что внутренние условия, «средства профессиональной деятельности часто недооцениваются и не всегда осознаются как профессионально важные» [3, с. 69]. Познание внутренних индивидуально-психологических динамичных процессов, функций, явлений психики, которые актуализируются человеком в трудовой деятельности, познание особенностей формирования когнитивных, личностных и эмоционально-волевых, мотивационных и других регуляторов, которые обеспечивают адекватную реализацию субъекта трудовой деятельности, позволит нам лучше осознать процесс и результат формирования профессионала.

Список литературы

1. Климов Е. А. Основы психологии. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. 295 с.

2. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. -метод. комплекс. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2014. 264 с.

3. Буртовая Н. Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 67-73.

Буртовая Н. Б., кандидат психологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.09.2015. N. B. Burtovaya

THE INTERNAL PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The characteristics of a professional and his activity consists of examining a person as an integrated structure, i. e. it is important to know his individual and psychological characteristics, as well as his socially oriented, activity-oriented or subjective personality-oriented direction. In the process of professional formation at each stage, from the moment of self-determination, during the profession choice period and up to the professional formation, as well as changing profession, one must take into account the structural components of his personality and his characteristics as the subject of activity - the internal components of the professionality system organization. Along with this, it is important to identify psychological conditions of professional activity, ensuring its successful development and implementation. Thus, the activity of a professional who is considered to be the subject of this activity involves considering the internal (psychological) conditions.

Key words: activities, professional, professional activity, consciousness, personality.

References

1. Klimov E. A. Osnovy psikhologii. Uchebnik dlya vuzov [Principles of Psychology. Textbook for higher educational institutions]. Moscow, Kul'tura I sport: UNITY Publ., 1997. 295 p. (in Russian).

2. Shelekhov I. L., Grebennikova E. V., Ivanichko P. V. Metody aktivnogo sotsial'no-psikhologicheskogo obucheniya: uchebno-metodicheskiy kompleks [Methods of active social-psychological training: Teaching Complex]. Tomsk, TGPU Publ., 2014. 264 p. (in Russian).

3. Burtovaya N. B. Professional'naya i kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga vuza [Professional and Communicative Competence of the Teacher of Higher School]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 67-73 (in Russian).

Burtovaya N. B.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.