Научная статья на тему 'Профессионально-личностное развитие будущих педагогов в условиях подготовки в ВУЗе'

Профессионально-личностное развитие будущих педагогов в условиях подготовки в ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностное развитие / профессиональное развитие / профессиональный рост / надпрофессиональнные навыки / гибкие навыки / soft skills («гибкие навыки») / педагогическая практика / professional and personal development / professional development / professional growth / universal professional skills / soft skills / practice.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейнце Лариса Александровна, Козилова Лидия Васильевна

В современном постоянно-меняющемся мире человеку недостаточно раз и навсегда получить образование, найти соответствующую работу и быть полностью уверенным в завтрашнем дне. Реалии нового технологического мира таковы, что без постоянного самообразования и саморазвития человек не может быть востребованным в своей профессиональной деятельности. Педагог как никакой другой специалист должен развиваться, совершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, начиная с момента поступления в ВУЗ. В представленной статье сравниваются понятия «профессиональный рост» и «профессионально-личностное развитие» педагога, рассматривается необходимость развития надпрофессиональных навыков и компетенций, которыми должен обладать педагог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF UNIVERSITY TRAINING

In today’s constantly changing world, it is not enough for a person to get an education once and for all, find an appropriate job and be completely confident in the future. The realities of the new technological world are such that without constant self-education and self-development, a person cannot be in demand in his professional activity. A teacher, like no other specialist, should develop and improve both professionally and personally, starting from the moment of admission to the university. The presented article compares the concepts of “ professional growth” and “ professional and personal development” of a teacher, considers the need to develop supra-professional skills and competencies that a teacher should possess

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное развитие будущих педагогов в условиях подготовки в ВУЗе»

Профессионально-личностное развитие будущих педагогов в условиях подготовки в ВУЗе

Гейнце Лариса Александровна,

учитель английского языка общеобразовательного частного учреждения «Газпром», аспирант ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: larissa_geintze@mail.ru,

Козилова Лидия Васильевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет E-mail: lv.kozilova@mpgu.su

В современном постоянно-меняющемся мире человеку недостаточно раз и навсегда получить образование, найти соответствующую работу и быть полностью уверенным в завтрашнем дне. Реалии нового технологического мира таковы, что без постоянного самообразования и саморазвития человек не может быть востребованным в своей профессиональной деятельности. Педагог как никакой другой специалист должен развиваться, совершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, начиная с момента поступления в ВУЗ. В представленной статье сравниваются понятия «профессиональный рост» и «профессионально-личностное развитие» педагога, рассматривается необходимость развития надпро-фессиональных навыков и компетенций, которыми должен обладать педагог.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, профессиональное развитие, профессиональный рост, над-профессиональнные навыки, гибкие навыки, soft skills («гибкие навыки»), педагогическая практика.

о с

CJ

см о см

Современный мир меняется настолько быстро и стремительно, происходят различные информационные и технологические изменения, что сегодня получение качественного образования не является гарантией того, что человек будет работать и трудиться на одном и том же рабочем месте всю свою осознанную жизнь. Без постоянного обновления ранее полученных знаний, без развития и совершенствования умений и навыков, без анализа состояния профессии, без мониторинга изменений в нормативных документах изаконода-тельстве результаты работы специалиста быстро устаревают и могут быть признаны непрофессиональными.

Все это можно отнести и к образованию, где для успешной адаптации к происходящим в этой сфере изменениям педагогу необходимо расти и развиваться как профессионально, так и личностно [1, с. 21]. Профессиональная квалификация ставится на первое место и является неотъемлемым условием для профессионального роста и развития. Так, например, В.А. Сластениным разработана модель профессиональной компетенции учителя, Н.А. Гончаровой - структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях информатизации образования [2, 3]. Э.М. Никитин в качестве двух аспектов профессионального развития выделяет квалификацию и компетентность. По его мнению, получение квалификации представляет собой результат обучения будущего педагога в средних специальных и высших учебных заведениях. А компетентность он рассматривает в качестве некоего признания педагога профессиональным сообществом и его непрерывный профессиональный рост [4].

В научной литературе понятия профессиональный рост и профессиональное развитие педагога нередко употребляются как синонимы. Например, М.М. Поташник и Н.И. Ляленкова определяют профессиональный рост как цель и как процесс приобретения педагогами знаний, умений, способов деятельности, которые позволяют им оптимальным способом решить стоящие перед ними задачи по обучению, воспитанию и развитию обучающихся [5, 6]. А.В. Мудрик вносит дополнение в выше предложенное определение понятия профессионального роста, делая акцент на том, что этот процесс управляемый либо самим педагогом, либо кем-то другим [7]. По мнению Е.А. Ямбурга, в основе профессионального роста педагога лежат его стремление к самосовершенствованию и к творчеству [8, с. 12].

Согласимся с мнением О.Ю. Брюхановой, которая определила профессиональное развитие как процесс формирования и совершенствования профессиональных компетенций личности, включающий в себя не только знания, умения, навыки, но и способы коммуникации, личные и деловые качества человека, его ценности и приоритеты [9, с. 98]. Л.И. Анцыферова назвала профессиональное развитие основным способом существования личности, осуществляемое на всех этапах жизненного пути человека [10]. Л.М. Митина и Г.А. Игнатьева пришли к выводу о том, что профессиональное развитие человека представляет собой постоянное движение, включающее в себя становление, рост, интеграцию и реализацию личностных качеств индивида в профессиональной сфере [11, 12].

Опираясь на рассмотренные понятия вышеперечисленных авторов, можно сформулировать следующие выводы: исследователи, изучающие понятие «профессионального роста» педагога, делают акцент на процессе получения им знаний, умений и способов деятельности в то время, как «профессиональное развитие», помимо знание-вой парадигмы, учитывают и личностный компонент, психическое и социальное становление личности. При этом уточняют и тот факт, что данный процесс развития происходит непрерывно, в течение всей жизни [13].

Нам представляется целесообразным раскрыть понятие «профессионально-личностное развитие», частью которого является не только процесс развития и совершенствование профес-

сиональных компетенции педагога, но и его способность к поиску нестандартных, креативных решении различных педагогических и жизненных ситуации, проявление инициативы и выстраивание конструктивного диалога со всеми участниками образовательного процесса, а также стремление использовать внешние и внутренние ресурсы для личностного развития, для самореализации и для управления собственной профессиональной деятельностью.

Мы можем сказать, что первая часть относится непосредственно к профессиональнои деятельности педагога, а вторая - универсальная, то есть не привязана к какой-либо специальности, а характерна для профессионалов любои специальности. В данном контексте речь идет о гибких навыках (soft skills).

С тех пор, когда в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были впервые сформулированы 10 гибких навыков будущего, не прекращаются дискуссии об определении данного понятия. Английский вариант термина "soft skills" предоставляет нам большой спектр его перевода. В научной литературе встречаются термины «надпрофессиональные навыки», «универсальные компетенции», «гибкие навыки», «навыки XXI века».

Проведя контент-анализ определений данного термина, предложенных отечественными исследователями (О.Б. Ганпанцурова, И.В. Степанов, И.С. Парфёнов, Н.В. Потапов, Т.С. Панин, позволил сформулировать терминологическое понятие «гибкие навыки» [14] (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты понятия «гибкие навыки

сз о со "О

1=1 А

—I

о

Таким образом, профессионально-личностное развитие современного педагога представляет собой непрерывный процесс развития и совершенствования профессиональных компетенций (знаниевая составляющая преподаваемой учебной дисциплины, методики преподавания, владе-

ние и применение на практике современных педагогических технологий обучения и т.д.) и многофункциональных надпрофессиональных компетенций, которые формируются и развиваются в специально организованном процессе обучения, а также посредством самообразования, усилива-

ем т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см о см

ются наличием значимых личных качеств, соотносятся с решением комплексных задач и обуславливают эффективность взаимодействия в рамках общения и сотрудничества на профессионально-социальном уровне.

Цель данного исследования заключается в определении готовности и осознанному выбору профессии «педагога» студентов бакалавриата, уровню их профессиональной и личностной подготовки к данной профессии, понимании существующих требований к современному педагогу.

В исследовании приняли участие 213 обучающихся высшей школы: студенты от 1 до 4 курсов бакалавриата и магистранты 1-2 курсов ВУЗов России (рис. 2).

Рис 2. Участники анкетирования Из рисунка 3 видно, что более трех четвертых опрашиваемых (почти 80%) сделали свой выбор осознанно и преимущественно, опираясь на собственные интересы: 52% опирались на собственный интерес к данной профессии, 5,2% - на востребованность и престижность данной профессии в современном мире, для 12% участвовавших в анкетировании данная профессия была детской мечтой, 11% рассматривают профессию педагога как профессию с перспективами карьерного роста.

Рис. 3. Причины выбора моей будущей профессии

На рисунке 4 представлены ответы респондентов на вопрос, какими качествами должен обладать педагог. Самое большое количество абитуриентов считают, что педагог должен быть терпимым к особенностям обучающихся, добрым, понимающим и отзывчивым (10,8%). Вторым неотъемлемым качеством современного педагога, по мнению участников опроса, является умение общаться со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами, администрацией) - 10,2%. Самообразование

и саморазвитие занимает третью строку качеств современного педагога (9,8%). Практически одинаковое количество участников опроса назвали стрессоустойчивость, самообладание и ответственность за результат (8,9% и 8,6% соответственно) как важные качества педагога. В противовес вышеназванным качествам только 2,5% студентов считают знания, умения и навыки профессионального характера важным качеством педагога. Таким образом, это подтверждает тот факт, что в современном мире надпрофессиональные навыки играют первостепенную роль.

Рис. 4. Качества, которыми должен обладать современный педагог

На рисунке 5 представлены трудности, с которыми участники данного исследования столкнулись во время похождения педагогической и во-жатской практики, первых лет работы педагогом в образовательных организациях. Минимальное количество респондентов назвали собственные профессиональные навыки и знания предмета, а самая часто называемая проблема, которую им приходилось решать, - это коммуникация с детьми, родителями и педагогическим коллективом, в котором они работали. Помимо этого, многие студенты вынуждены были признать тот факт, что не были готовы эмоционально к практике, им было сложно найти общий контакт с «трудными» (как они называли) дети, с постоянно недовольными их работой родителями, с отчужденностью и настороженностью по отношению к ним устоявшегося педагогического коллектива. Около 5% студентов испытали трудности в объективном оценивании результатов обученности своих подопечных, неготовностью брать на себя ответственность за результаты своей работы.

Рис. 5. Самые сложные аспекты в профессии педагога

Результаты, представленные на рисунке 5, подтверждают тот факт, что общение остается неотъемлемой частью развития личности, ее социализации и самореализации. Общение остается главным фактором в развитии личности, выстраивании межличностных отношений на всех уровнях социализации, умения анализировать педагогические ситуации, вырабатывать стратегию решения педагогических задач.

Важно отметить, что общение является неотъемлемой частью успешного и эффективного прохождения педагогической практики студентами педагогических ВУЗов. Например, непосредственно перед прохождением практики студентам рекомендуется изучить сайт образовательной организации, на базе которой будет проходить практика. В ходе выполнения этого задания, студентам необходимо ознакомиться с локальными нормативными документами образовательной организации, программой развития, определить, какие предпрофильные и профильные классы функционируют, какие мероприятия реализуются в рамках воспитательного аспекта обучения, какие традиции существуют в ОО, каковы достижения обучающихся данной ОО и др. Этот материал станет фундаментом для выстраивания конструктивных межличностных отношений со всеми субъектами образовательного процесса.

Умение выстраивать взаимодействие в ситуации «учитель-студент» во многом будет зависеть от самого студента. На протяжении всего периода прохождения педагогической практики в школе, за каждым студентом закрепляется учитель, с которым важно выстроить диалог. Успешность прохождения практики и получения первичных профессиональных умений будет зависеть от правильного и своевременного выполнения всех заданий. Это сложный коммуникативный процесс, которому необходимо учиться. Как показывает опыт работы со студентами, в процессе практики не все студенты с легкостью могут выстраивать деловые отношения с учителями, а значит, возникают барьеры в общении, трудности, которые необходимо научиться преодолевать, корректировать. Для таких студентов проводится дополнительная консультация, сопровождение куратора практики по вопросам выстраивания межличностных отношений [15].

Грамотно выстроенная система взаимоотношений «учитель-студент» также способствует сокращению трудностей и проблем, с которыми студенты сталкиваются во время прохождения педагогической практики. На рисунке 6 представлены ответы студентов на вопрос о том, как они справлялись с трудностями и проблемами во время педагогической или вожатской практики. Только 19% студентов, от всего числа респондентов, отметили, что именно наставник-преподаватель ВУЗа оказывал им необходимую целенаправленную помощь на протяжении всей педагогической практики (обсуждение и решение спорных вопросов с педагогом, моральная поддержка, своевременные сове-

ты) и 6% респондентов отметили помощь школьного коллектива, в котором они проходили практику. 33% студентов назвали собственные личностные качества, такие как, терпение, усидчивость, самоорганизация, умение договариваться, умение анализировать проблемы и находить пути решения.

Рис. 6. Как справлялись с проблемами во время педагогической практики

Исходя из полученных данных, только у 10% респондентов не возникло никаких трудностей, а больше половины респондентов (53%) решали возникающие проблемы и трудности самостоятельно, можем сделать вывод о том, что надпро-фессиональным навыкам (гибким навыкам) будущих педагогов уделяется недостаточное внимание в учебном процессе, в большей степени это направление профессионально-личностного развития педагогов отдано на саморазвитие и самообразование.

Считаем, что в программу педагогической практики студентов педагогических ВУЗов желательно включить специализированные курсы по развитию и совершенствованию надпрофессиональных компетенций. Использование различных современных форм организации деятельности студентов, интерактивных методов обучения, например, решение педагогических кейсов, посещение онлайн уроков учителей-предметников, вовлечение студентов в систему внутреннего обучения педагогов на рабочем месте и др., разработка персонифицированных и практико-ориентированных заданий для будущих педагогов позволят им сделать осознанный выбор своей будущей профессии, быть способным определить уровень своей профессиональной и личностной подготовки к данной профессии и, самое главное, заниматься собственным профессионально-личностным развитием для того, чтобы соответствовать существующим требованиям к современному педагогу.

Литература

1. Емелина Т.И. Инновационный подход к управлению профессионально-личностным развитием педагога: монография / Т.И. Емелина, М.В. Журба. - Москва: Русайнс, 2017. - 121 с. -ISBN 978-5-4365-2053-7. - URL: https://book.ru/ book/924091 (дата обращения: 22.03.2024).

2. Сластенин В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см о см

образования / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. № 1. - С. 49-74.

3. Гончарова Н.А. Разработка структурно функциональной модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях информатизации образования / Гончарова Н.А. //Образование и общество. -2008. -№ 1. - С. 19-22.

4. Никитин Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования / Никитин Э.М. // Школа. - 1998.- № 3.- С. 15-19.

5. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2013. -320 с.

6. Ляленкова Н.И. Процесс профессионального роста как научная проблема // Среднее профессиональное образование. 2014. - № 1. С. 34-37.

7. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. -М.: 2006. - 205 с.

8. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. - М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2004. - 368 с.

9. Брюханова О.Ю. Некоторые подходы к пониманию феномена профессионального развития личности // Дискуссия. 2021. - № 2 (117). -С. 95-99.

10. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - 365 с.

11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Акаде-мия.2004. - 320 с.

12. Игнатьева Г.А. Образовательный ассессмент-центр как ресурсный центр оценки инновационной деятельности участников ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: III Международная научно-практическая конференция. - Белгород, 2015.

13. Кузнецова Л.М. Профессиональный рост как научное понятие // Наука и Просвещение. -2018. - № 4. С. 21-27.

14. Ануфриева Т.Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» // Вестник Томского Государственного педагогического университета. - 2023. -№ 2 (226). - С. 120-132.

15. Козилова Л.В. Маркетинговые коммуникации на примере организации практической подготовки студентов к профессиональной деятельности / Развитие современных технологий коммуникационной и медиа сферы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 26 октября 2022 г.). - Москва: Московский Политех, 2022. - 1 CD-R. - С. 286289.

PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF UNIVERSITY TRAINING

Heinze L.A., Kozilova L.V.

Moscow State Pedagogical University

In today's constantly changing world, it is not enough for a person to get an education once and for all, find an appropriate job and be completely confident in the future. The realities of the new technological world are such that without constant self-education and self-development, a person cannot be in demand in his professional activity. A teacher, like no other specialist, should develop and improve both professionally and personally, starting from the moment of admission to the university. The presented article compares the concepts of "professional growth" and "professional and personal development" of a teacher, considers the need to develop supraprofessional skills and competencies that a teacher should possess.

Keywords: professional and personal development, professional development, professional growth, universal professional skills, soft skills, practice.

References

1. Emelina T.I. Innovative approach to managing the professional and personal development of a teacher: monograph / T.I. Emelina, M.V. Zhurba. - Moscow: Rusigns, 2017. - 121 p. - ISBN 978-5-4365-2053-7. - URL: https://book.ru/book/924091 (access date: 03/22/2024).

2. Slastenin V.A. Personality-oriented technologies of professional pedagogical education / V.A. Slastenin // Siberian Pedagogical Journal. - 2008. No. 1. - P. 49-74.

3. Goncharova N.A. Development of a structural and functional model for the formation of professional competence of a future teacher in the conditions of informatization of education / Goncharova N.A. //Education and society. - 2008. -№ 1. - pp. 1922.

4. Nikitin E.M. Life dictates conditions. System of advanced training in the context of education reform / Nikitin E.M. // School. -1998.- No. 3.- P. 15-19.

5. Potashnik M.M. Exclusive aspects of school management. Toolkit. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2013. - 320 p.

6. Lyalenkova N.I. The process of professional growth as a scientific problem // Secondary vocational education. 2014. - No. 1. pp. 34-37.

7. Mudrik A.V. Fundamentals of social pedagogy. - M.: 2006. -205 p.

8. Yamburg E.A. Managing the development of an adaptive school. - M.: PERSE-Press, 2004. - 368 p.

9. Bryukhanova O. Yu. Some approaches to understanding the phenomenon of professional development of the individual // Discussion. 2021. - No. 2 (117). - P. 95-99.

10. Antsyferova L.I. Methodological problems of personality formation and development. On the psychology of personality as a developing system // Psychology of personality formation and development. - M.: Nauka, 1981. - 365 p.

11. Mitina L.M. Psychology of teacher professional development: a textbook for students. higher ped. schools, institutions. - M.: Academy. 2004. - 320 s.

12. Ignatieva G.A. Educational assessment center as a resource center for assessing the innovative activities of participants of the FIP "Project-Network Institute of Innovative Education" // Theoretical and applied aspects of modern science: III International Scientific and Practical Conference. - Belgorod, 2015.

13. Kuznetsova L.M. Professional growth as a scientific concept // Science and Education. - 2018. - No. 4. P. 21-27.

14. Anufrieva T.N. Content analysis of the concept of "soft skills" // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. - 2023. - No. 2 (226). - pp. 120-132.

15. Kozilova L.V. Marketing communications on the example of organizing practical training of students for professional activities / Development of modern technologies in the communication and media sphere: materials of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 26, 2022). - Moscow: Moscow Polytechnic, 2022. - 1 CD-R. - pp. 286-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.