DOI: 10.18522/2070-1403-2021-85-2-261-271
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
М.В. Смагина, В.А. Берковский, Л.А. Тронина
Ставропольский государственный педагогический институт
г. Ставрополь, Россия
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
[Maria V. Smagina, Vyacheslav A. Berkovsky Larisa A. Tronina Professional and ethical requirements for the teacher: pedagogical aspect of the study]
It is justified that it is impossible to talk about the pedagogical process outside the specific require -ments for the teacher. The content of a teacher's professional activities depends on what beliefs, views, norms and rules of conduct the teacher will have. The development of a general education institution objectively puts forward the need to develop scientific requirements that a teacher must meet. According to the authors, it is impossible to improve his professional activities without identifying and creating a kind of specialist model in which these requirements would be expressed.
Key words: personality, consciousness, culture, training, education, pedagogical activity.
Профессионально-педагогические качества предполагают: общую культуру, эрудицию, знание своего предмета; постоянное совершенствование педагогических знаний, умений, навыков, любовь к детям, наблюдательность и внимание, такт.
Профессиональная деятельность, кроме того, требует от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе общего и специального образования и путем практической работы. Поэтому профессиограмма преподавателя содержит в себе также своего рода паспорт специальности, ее квалификационную характеристику, в которой определяется объем и научно обоснованное соотношение общественно-политических, специальных и психолого-педагогических знаний, а
также программа методических умений и навыков, необходимых ему в практической деятельности. Обучающимся недостаточно усваивать основы знаний. Они должны приобщиться к нормам поведения в обществе, развитие которого на современном этапе определяется информационными процессами, оказывающими «...влияние на телесный и информационный образы человека» [5, с. 37-40]. «Основная форма научной информации - знания, составляют основу информационных процессов» [4, с. 175-179]. Эти нормы имеют мировоззренческое значение в системе общественных отношений [3, с. 15661569], что «способствует процессам коренного изменения ... культурно-ци-вилизационной картины мира» [11, с. 5-7].
Практически целесообразно также определить типологию преподавателя по следующим показателям: по отношению к профессиональной деятельности, по уровню мастерства в различных видах деятельности, по особенности личностных качеств и психологической организации.
По отношению к профессиональной деятельности: творческое отношение к профессиональной деятельности; консерватизм, выраженный в твердо установившихся профессиональных позициях; копирование передового опыта, стремление утвердиться, найти себя в педагогической деятельности; безразличное отношение к процессу и результатам деятельности:
По уровню мастерства в различных видах деятельности: по уровню мастерства в учебной работе; по уровню мастерства в воспитательной работе; по мастерству и в учебной и в воспитательной работе.
По особенностям личностных качеств и психологической организации: нравственно и духовно обогащенные преподаватели, тонко чувствующие и воспринимающие детский мир; нравственно и духовно обедненные преподаватели с притупленным восприятием детского мира.
Естественно, что предложенная типология условна, тем не менее, она дает возможность представить идеал преподавателя (нравственно и духовно обогащенные преподаватели, тонко чувствующие и воспринимающие детский мир; творческое отношение к профессиональной деятельности; высокий уровень профессионального мастерства в учебной и воспитательной работе), который должен стать своего рода моделью специалиста, которого должна готовить высшая педагогическая школа.
Тип преподавателя определяется не только складом характера, отношением к профессиональной деятельности, уровнем мастерства, но и способностями. Они лежат в основе работы преподавателя и определяют все содержание его профессиональной деятельности. Наличие способностей во многом предопределяет уровень мастерства, степень владения преподавателем искусством обучения и воспитания обучаемых.
При определении типологии личности исходят из понимания социальной сущности человека и рассматривают личность как индивидуальную форму бытия общественных отношений. Это дает возможность утверждать, что тип личности преподавателя может рассматриваться нами как совокупность социальных свойств и качеств преподавателя, проявляющихся в единстве деятельности и отношений.
Результаты обучения и воспитания во многом зависят от личностных качеств преподавателя. Педагогическая деятельность предъявляет большие требования к моральному облику преподавателя. Только при условии, когда он обладает высокими гражданскими качествами, возможно его влияние на идеалы, устремления, чувства, характер, интересы и склонности своих воспитанников.
К группе личностных качеств относим наиболее значимые, наличие которых определяет успешную профессиональную деятельность преподавателя.
Идейность. Воспитывать может только тот педагог, который глубоко осознает политическое значение своей роли. Обучая и воспитывая подрастающее поколение, преподаватель не просто передает сумму знаний, норм и правил поведения, а осуществляет функции большого социального значения. Важнейший элемент в любой системе социальных отношений - информированность, которая проявляется при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30-34]. Политическая ориентация преподавателя, его убежденность, сознание им общественного долга, идейность, политическая и трудовая активность - гарантия успешной работы общеобразовательного учреждения.
Высокий нравственный облик. Сила воспитательного воздействия преподавателя на обучающихся очень велика. Чем авторитетнее он, чем морально чище, тем больше это влияние.
В структуре профессиональных качеств ведущую роль играют: общая культура, эрудиция и знание своего предмета, постоянное совершенствование педагогических знаний и умений; любовь к обучающимся и педагогической профессии, справедливость и требовательность к обучающимся; наблюдательность и внимание, такт.
Общая эрудиция и знание своего предмета. Вне всякого сомнения, что преподаватель имеет достаточно глубокие и прочные знания по преподаваемому предмету. Вместе с тем, в его общей подготовке много недостатков. Замечена такая особенность, что при достаточно хорошей специальной подготовке общий кругозор ряда преподавателей недостаточно широк. Нередко некоторые преподаватели не имеют достаточного представления о самых различных видах искусства, о выдающихся деятелях науки и культуры прошлого и настоящего.
Известно, какое большое значение в развитии духовного мира личности любого специалиста имеют средства массовой информации. К сожалению, использование некоторых из источников информации недостаточно.
Постоянное совершенствование знаний и педагогических умений. Одна из важнейших задач общеобразовательного учреждения заключается, в том, чтобы содействовать развитию у преподавателей интереса к знаниям, потребность к самообразованию, к самоусовершенствованию личности.
Любовь к детям и педагогической профессии. Опыт показывает, что любовь к своей профессии у преподавателей рождается нередко не в первые годы. Приобретение знаний и опыта, выработка профессиональных умений сначала рождает удовлетворение от результатов работы и лишь затем любовь к делу.
Справедливость и требовательность к детям. Справедливым преподавателем обучающиеся считают такого, который одинаково требователен ко всем. Значит ли это, что не должно учитывать индивидуальные особенности детей, силы и способности каждого, причины проступков? Нет. Дети высоко ценят справедливость преподавателя, его высокую требовательность. Они не любят нерешительных, безвольных преподавателей, не умеющих в необходимых случаях строго потребовать.
Педагогическая наблюдательность и внимание. Наблюдательность -ценнейшее качество, которое помогает успешно выполнять любую работу. В преподавательской профессии это качество должно быть настолько отточено,
чтобы моментально среагировать на происходящее в классе с обучающимся. Для этого очень важно знание психологии и систематические упражнения по развитию наблюдательности.
Для педагога важно не только подмечать изменения, происходящие в классе, в обучающемся, а и то, каковы причины тех или иных педагогических явлений. Результат отсутствия внимания - недисциплинированность обучающихся, непоследовательность преподавателя в объяснении учебного материала, пропуски, неточность в формулировках и выводах. Чаще всего отсутствие внимания вызвано рассеянностью преподавателя, неумением сосредоточиться на главном.
Неумение управлять вниманием отрицательно сказывается и на воспитательной работе.
Педагогический такт. В практике вопросы педагогического такта нередко сужаются до чувства меры при подходе к обучающимся. Понятие такта значительно шире, чем тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях. Не исключая большой значимости названных признаков, следует иметь в виду важнейшую особенность такта - определение преподавателем наиболее эффективных, педагогически более целесообразных путей воздействия на личность обучаю -щегося. Найти наиболее приемлемую для обучающегося форму осуждения или одобрения, самый целесообразный тон разговора, сделать замечание или воздержаться от него, побудить к положительным поступкам, обращаясь непосредственно к сознанию, или искать путь к сознанию через воздействие на те чувства, прикосновение к которым дает наибольший эффект - все это вопросы педагогического такта.
Опыт говорит о том, что только при определенных условиях воздействие на обучающихся может достичь цели. Важнейшими из них следует считать: устремленность к нравственно ценным результатам, постановке и обосновании цели педагогического воздействия; учет особенностей личности, выраженных в ее типичных возрастных проявлениях; учет характера сложившихся отношений; учет по отношению к объекту воздействия педагогических приемов и обнаруженных при этом ответных реакций; учет того психологического состояния, в котором находится объект воздействия в момент взаимодействия с ним; учет специфики обстановки, в которой учитель выступает
во взаимодействии с обучающимися; учет индивидуальных особенностей личности (особенности характера, привычки, уровень воспитанности, позиция обучающегося в классе, в семье, характер взаимоотношений). «Особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [6, с. 127-133].
Педагогический такт - это производное от характера преподавателя, воспитанных свойств личности. Экспериментальным путем установлена зависимость такта от уравновешенности, наблюдательности, внимательности и других качеств педагога.
Именно многие предпосылки педагогического такта находятся в психологических особенностях личности самого преподавателя (целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание, внушение, наблюдательность), поэтому преподаватель должен воспитывать в себе эти качества, одновременно овладевая приемами педагогическою воздействия. Такт - это признак высокого мастерства педагога, которое позволяет на уровне профессионального искусства решать сложнейшие проблемы взаимоотношений.
Наблюдения дают право утверждать, что и индивидуальные особенности педагогического такта (наиболее яркие признаки) могут оказывать влияние на характер воздействия преподавателя на обучающегося.
Педагогический такт - не врожденное качество, а приобретенное. Особенности темперамента и характера, личные интересы и вкусы, самое главное - взгляды преподавателя, его нравственные критерии в подходе к обучающимся, отношение к ним, общая культура, его специальные знания в области психологии и педагогики, предопределяют нормы взаимоотношений с обучающимися, содействуя взаимопониманию и взаимовлиянию.
Овладение тактом, как инструментом воздействия на личность, требует от преподавателя большой и серьезной работы над собой. В систему этой работы должны входить самоусовершенствование личности, постоянный контроль за своими поступками, проникновение в суть педагогических явлений, овладение приемами наиболее эффективного воздействия на обучающихся.
Известно, что любая деятельность человека, за исключением простой исполнительской, требует определенных способностей. Отечественные психологи под способностями понимают индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного осуществления данной деятельности.
Рассмотрим основные компоненты педагогической деятельности.
Конструктивная деятельность - это умение планировать работу, проектировать содержание и характер своих действий и деятельности обучающихся. Конструктивная деятельность пронизывает всю учебную и воспитательную работу, проводимую педагогом (составление календарных, тематических и поурочных планов; планирование многообразия видов самостоятельной работы обучающихся, коллективных и индивидуальных форм работы с обучающимися на занятии и вне его, планирование воспитательной работы, проектирование качеств своих воспитанников, предвидение результатов своей работы). Творческий характер конструктивной деятельности преподавателя во многом определяет результаты труда преподавателя.
Организаторская деятельность занимает ведущее положение среди компонентов педагогической деятельности. Преподаватель организует работу детей, коллектива обучающихся. Воздействие общеобразовательного учреждения, семьи во многом будет зависеть от направления этого влияния на обучающихся.
Коммуникативная деятельность, связанная с установлением взаимоотношений преподавателя с обучающимися в процессе учебной и воспитательной работы, взаимоотношений с родителями и общественностью. Исследовательская деятельность, связанная с поисково-творческой работой преподавателя, направленная на совершенствование форм и методов учебной и воспитательной работы.
На основе названных видов деятельности преподавателя можно говорить о таких педагогических способностях: конструктивные, коммуникативные, организаторские, гностические, исследовательские.
Опыт показывает, что уровень педагогических способностей во многом зависит от степени владения педагогическими умениями.
Понятно, что личность не может в одинаковой мере владеть всеми умениями. Уровень развития их определяется характером деятельности и особенностями психологической организации личности. Проявляясь в различных комбинациях, они предопределяют развитие педагогических способностей, которые можно определить следующим образом.
Конструктивные способности - способности проектировать личность обучаемого, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям.
Организаторские способности - способность включать обучающихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, делать личность активной в движении к целям воспитания.
Коммуникативные способности - способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием обучающихся и их требований к преподавателю.
Гностические способности - способность оценки методов работы, анализа личного опыта и опыта работы своих близких, глубокого изучения личности обучаемого, способности на основе самоанализа организовать самообразование и самовоспитание.
Исследовательские способности - способности самостоятельно, творчески совершенствовать процесс обучения и воспитания обучающихся.
В практике работы учителя очень важно также: предвидеть результаты своего труда, проектировать качества личности учащихся, их знания и практические умения; возбуждать у детей постоянное желание учиться, развивать в них пытливость ума, любознательность; понимать обучающихся, быстро ориентироваться в обстановке и реагировать на те или иные изменения в личности и коллективе; руководить коллективом, поддерживать дисциплину и организованность, настрой на учение и труд; умело планировать всевозможные виды деятельности обучающихся, анализировать результаты своего труда; быть тактичным, требовательным к детям; владеть педагогическими умениями (эмоциональность речи, жеста, мимика, дикция, наблюдательность); умение убедить, воздействовать своим личным примером, умело использовать все возможные средства педагогического воздействия на обучающихся. При этом необходимо понимать, что «обучающиеся могут иметь различный коэффициент взаимности в разных областях межличностного общения» [12, с. 3391-3394], позволяющей «...влиять на процесс овладения соответствующими умениями» [8, с. 33-36].
Эти способности основываются на определенных качествах личности, которые предопределяют проявление педагогических способностей: высокоразвитое чувство долга и ответственности за результаты профессиональной деятельности; творческое отношение к труду; эрудиция, знание своего предмета, высокая общая культура. Важно навыки культурного поведения развивать, пробуждать у обучающихся духовные интересы, способствующие формированию современного типа
культуры и личности [10, с. 11-12], через социальные контакты которой реализуется нравственный опыт развития людей, «в определенной, фиксирующей этот мир структуре ... в сознании» [2, с. 156-159]. «Сознание постоянно формирует мир, мир есть форма организации сознания» [7, с. 270-273]. При формировании педагогического сознания преподавателя «важно обеспечивать максимальное взаимодействие социальных условий» [9, с. 143-147], а также учитывать «.изменения, происходящие благодаря этому в социокультурной сфере» [13, с. 109-119].
Как качества личности, так и способности, названные преподавателем, не исчерпывают всей совокупности психологических свойств личности педагога, но выступая в различных сочетаниях, определяют мастерство. Личность преподавателя представляет собой сложную динамическую структуру, где различные психологические свойства так тесно связаны между собой, что полностью выделить педагогические способности почти невозможно. Они проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий личности как субъекта педагогической деятельности и представляют собой синтез многообразных качеств.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106).
2. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 2(21).
3. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7.
4. Гончаров В.Н., Берковский В.А., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ исследования информационных процессов в контексте научно-информационной деятельности // Kant. 2019. № 1(30).
5. Камалова О.Н., Джиоева Д.А. Перспективы развития сенсорных технологий и проблема расширения чувственных возможностей человека // Северо-Восточный научный журнал. 2011. № 1.
6. Камалова О.Н. Становление и развитие неклассических подходов понимания интуиции в первой половине XX века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 4.
7. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 2(6).
8. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3.
9. Лобейко Ю.А., Говердовская Е.В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1.
10.Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. «Науки о природе» и «науки о духе»: судьба старой дилеммы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1 (80).
11.Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 3.
12.Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15.
13.Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4.
R E F E R E N C E S
1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3 (106).
2. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M. Epistemological and linguistic research in the analytical philosophy of science: semantics of constructs // Bulletin of North Caucasus state technical university. 2015. Vol. 1.No. 2 (21).
3. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of social relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7.
4. Goncharov V.N., Berkovsky V.A., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the study of information processes in the context of scientific information activities // Kant. 2019. No. 1 (30).
5. Kamalova O.N., Dzhioeva D.A. Prospects for the development of sensory technologies and the problem of expanding human sensory capabilities // North-Eastern scientific journal. 2011. No. 1.
6. Kamalova O.N. Formation and development of non-classical approaches to understanding intuition in the first half of the XX century // Economic and humanitarian studies of regions. 2013. No. 4.
7. Kolosova O.Yu. The life world of the individual and social reality // Bulletin of the North Caucasus Humanitarian Institute. 2013. No. 2 (6).
8. Kuleshin M.G. Socio-political self-education of university students: the pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of regions. 2018. No. 3.
9. Lobeiko Yu.A., Goverdovskaya E.V. Psychological and pedagogical aspect of the personality development of a student-athlete in the context of modern social conditions // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1.
10.Matyash T.P., Matyash D.V., Nesmeyanov E.E. "Science of nature" and "science of the spirit": the fate of the old dilemma // Humanities and socio-economic sciences. 2015. No. 1 (80).
11.Nesmeyanov E.E., Kolosova O.Yu. Information culture in the context of global processes // Humanities and socio-economic sciences. 2014. No. 3.
12.Redko L.L., Leonova N.A. Anthropological paradigm of professional training of teachers in the system of higher education: methodological aspect // Fundamental research. 2015. No. 2-15.
13.Rudenko A.M., Grekov I.M., Kamalova O.N. Theoretical, methodological and philosophical aspects of the study of creativity // Humanities and social sciences. 2014. No. 4.
_12 апреля 2021 г.