Научная статья на тему 'Некоторые вопросы оценки качества образования в современных условиях'

Некоторые вопросы оценки качества образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1637
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / PROFESSIONAL EDUCATION / ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / INDICATORS OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанова Ирина Александровна

Качество профессионального образования сложно обеспечить без учета как запросов обучающихся, так и требований работодателей, что, в свою очередь, невозможно без определенной образовательной политики учебного заведения, качества образовательного процесса, преподавательского состава.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is difficult to provide ensuring quality of professional education without taking into account both inquiries being trained, and requirements of employers that, in turn, it is impossible without a certain educational policy of educational institution, quality of educational process, teaching structure.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы оценки качества образования в современных условиях»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

БАБАНОВА И.А.

Качество профессионального образования сложно обеспечить без учета как запросов обучающихся, так и требований работодателей, что, в свою очередь, невозможно без определенной образовательной политики учебного заведения, качества образовательного процесса, преподавательского состава.

It is difficult to provide ensuring quality of professional education without taking into account both inquiries being trained, and requirements of employers that, in turn, it is impossible without a certain educational policy of educational institution, quality of educational process, teaching structure.

Россия присоединилась к Болонским соглашениям в 2003 г., официально закрепив свое участие подписанием Берлинского коммюнике Конференции Министров. В этой связи российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевает серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом [1].

В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. Необходимо понимать, какие факторы вызывают потребность в профессиональном образовании, какие виды образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, наилучшим образом способствует удовлетворению этих потребностей. Критерием выбора служат качество образовательной политики учебного заведения, учебно-методическая и учебно-воспитательная работа, адаптаци-онность учебного заведения к современному рынку труда.

Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса.

Актуальной задачей становится разработка системы оценки учебного процесса, отвечающей современным требованиям к качеству подготовки специалистов.

В связи с этим обращают на себя следующие проблемы [2]:

- условия подготовки и повышения квалификации преподавателями;

- система оценки качества психолого-педагогического материала;

- критерии оценки профессиональных качеств преподавателей;

- методика этой оценки.

Потенциальные возможности повышения качества подготовки специалиста напрямую зависят от необходимости отслеживания уровня постоянной подготовки преподавателей, для чего определяются профессиональное и личностное развитие педагога, качество педагогических знаний, уровень владения профессиональными умениями и навыками, культура педагогического мышления, уровень творческих способностей, отношение к инновационным подходам, степень удовлетворенности профессией, педагогический опыт.

Каждый из критериев в свою очередь характеризуется целой совокупностью показателей. Этими показателями являются: умение увидеть и описать педагогические явления, объяснить причинно-следственные связи между ними, установить тенденции их развития, анализировать особенности поведения студентов в различных ситуациях.

Единицами измерения уровня профессиональных умений считается количество и качество действий, выполняемых преподавателем, их последовательность и время выполнения. Количество действий свидетельствует о полноте, устойчивости педагогического умения, а их последовательность отражает степень осознанности, т.е. его владение теоретическими знаниями.

Ведущими ценностными ориентирами являются интерес, увлеченность, удовлетворенность, успех в профессиональной деятельности. Изучение отношения преподавателя к педагогической работе предполагает выявление степени удовлетворенности (увлечен, получает удовлетворение, иногда получает удовлетворение), его отношение к неудачам и трудностям, к самообразованию, к обучающимся [3].

Оценка деятельности педагога, как и всего образовательного учреждения не может быть достаточно эффективной без проведения ее на основе научно-обоснованных технологий, где используются современные достижения психолого-педагогической диагностики, проверенной практикой. Такая технология предполагает оценку с помощью объективных и эффективных в применении методов и конкретных методик диагностики результатов деятельности по комплексу показателей.

Ко всему прочему необходимо осуществлять оценку и самооценку эффективности учебных занятий преподавателя, методику психолого-педагогического анализа деятельности преподавателя, умение адекватной самооценки преподавателем своих уроков.

Подвергается анализу - с одной стороны - учебная документация (планы, программы, модули, УМК), с другой - уровень профессиональных знаний, умений, навыков (компетенций), отношение к работе и развитие творческих способностей, качественные характеристики (рис.1).

Оценка качества деятельности преподавателя

г г г

Что оценивается Кто оценивает Как оценивается

Научная

деятельность

Качество

преподавания

Подготовка

обучающихся

Личные качества преподавателя

Формальные показатели (звания)

Коллеги

I

Эксперты

I

Студенты

Педагогические

наблюдения

Посещение занятий

Опрос студентов

Проверка

документации

Результаты обучения

Подготовка и участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях и т.п.

Рис.1. Оценка качества деятельности преподавателя

Из чего же складываются основные особенности преподавателя, влияющие на качество образования?

1. Профессиональная ответственность за учебный материал.

2. Эффективность образования в равной степени складывается из ответственности как обу-

чающего, так и обучаемого.

3. Мотивационная сторона деятельности преподавателя складывается не только из материального вознаграждения за труд, но и профессионального признания коллег, оценивающих его интеллектуальные умения и научную компетентность (табл.1).

Если научно-техническая сторона обучения достаточно объективно анализируется, то оценка методических (педагогических) составляющих сводится к поверхностным замечаниям типа: преподаватель говорит слишком тихо или громко, быстро или медленно, допускает неправильные произношения, не достаточно эмоционален, злоупотребляет конспектом, плохо использует наглядные пособия и ТСО и др.

Таблица 1. Основные показатели качества учебного процесса,

осуществляемого преподавателем

Показатели качества обучения Показатели успешности обучения

Наличие элементов всестороннего развития личности Познавательная активность студентов

Использование преподавателем на занятиях компонентов социального опыта (знания, умения, творчество, эмоционально-ценностное отношение) Готовность к творческой деятельности в меру индивидуальных способностей индивида

Доступность изложения изучаемого материала, содержание и форма представленных знаний Сформированность личностного отношения к изучаемому материалу

Использование мотивации студентов в ходе учебного процесса Развитие мыслительных способностей

Использование инновационных технологий Способность к самостоятельной деятельности, саморазвитию

Единство обучения и воспитания Социализация и профессиональная адаптация

Системность знаний и правильность их изложения Способность к опережающему обучению

Дифференциация и интеграция материала

В итоге вырабатывается типовая характеристика: занятие проведено на достаточно высоком научно-методическом уровне, преподаватель проявил себя как опытный квалифицированный педагог. Но такая оценка деятельности преподавателя приводит, в конечном итоге, к формальности выводов и к нивелированию индивидуальности преподавателя.

Необходима система оценок и критериев, где бы существовали методические указания и рекомендации для измерения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавателя - его профессиональной, общекультурной, гуманитарной, педагогической и социально-экономической компетентности [4].

В управлении качеством образования большую роль играет личность преподавателя и его социально-психологический портрет. Особую профессиональную значимость в его характере должны иметь такие доминантные черты, как социальная активность, готовность работать с обучающимися, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях, порядочность, эрудиция, педагогический такт и т.д. Кроме этого в характере преподавателя должны быть качества, которые способствуют его успешной деятельности: уверенность, доброжелательность, педантичность, чувство юмора, внешняя привлекательность и т.п.

Гарантом качественного образования должны выступать государственные органы образования, обеспечение учебных заведений всем необходимым - начиная с достойной оплаты труда педагога и материально-техническим оснащением, заканчивая снабжением соответствующей методической и учебной литературой и представлением педагогам возможности повышения уровня своей квалификации.

Библиографический список:

1. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования. /Система оценки качества образования: Сборник информационных материалов. - Лесной: МУ «Управление образования». - 2008. -35с.

2. Мониторинг в системе условий обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена, «РИЦ Школа», Казань, 2003.

3. Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности». Academia, М., 2001.

4. Рефераты, книги, курсовые, дипломы, диссертации - http://www.coolreferat.com Ключевые слова: профессиональное образование, оценка качества образования, показатели качества учебного процесса.

Keywords: professional education, assessment of quality of education, indicators of quality of educational process.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.