DOI: 10.18522/2070-1403-2020-81-4-262-272
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
Н.И. Джегутанова
Ставропольский государственный педагогический институт
г. Ставрополь, Россия
mart_64@bk.ru
Е.А. Хохлова
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Россия
hea17@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
[Natalya I. Dzhegutanova, Elena A. Khokhlova Pedagogical ethics in the context of family education: the moral aspect of the educational process]
It is stated that one of the most important problems of pedagogical ethics is the substantiation of the social value of the requirements and norms governing the relationship between the family and the educational institution, teacher and parents of students. The value of developing these norms and the need for their assimilation by teachers and parents follows from the fact that the success of educating students depends not only on the teacher's attitude to his duties, his training, moral and psychological appearance, but also on the influence of the immediate microenvironment in which children live and are raised. According to the authors, the family is the most important source of the formation of the moral position of the child, the consolidation of his moral and psychological attitudes.
Key words: personality, family, society, ethical culture, social values, moral development, education, teaching, knowledge.
Как показывают многие исследования, воспитание в семье накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности.
Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали. В детстве каждый человек соприкасается с любовью и заботой в семье, учится отли-
чать хорошие поступки от дурных. У него формируются ориентации, направленные на определенные социальные ценности, появляется представление о цели в жизни. Все добрые человеческие чувства лежат в истоках семейной любви.
Исследования, проведенные учеными нашей страны и за рубежом, показывают, что эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие в раннем детстве заботы и любви в семье влияют как на психофизиологическое состояние, так и на интеллектуальное, а особенно на нравственное состояние ребенка. Обнаруживается тесная связь между успехами ребенка в учебе и поведении с условиями его жизни и взаимоотношениями в семье. Поэтому преподаватель не может заниматься нравственным воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо один и тот же ребенок оказывается под одновременным воздействием педагогов и родителей.
Есть еще одно обстоятельство, которое не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и общеобразовательного учреждения: образовательное учреждение или продолжает развитие нравственных качеств обучающегося, заложенных в семье, или вынуждено перевоспитывать его.
В общеобразовательное учреждение приходит семилетний человек, у которого есть свои представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Преподаватель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями обучающихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Педагогическая практика показывает, что в каждом общеобразовательном учреждении складывается определенная система отношений между педагогическим коллективом и родительской общественностью. Это зависит от ряда факторов, главными из которых являются:
1. наличие творческой атмосферы в педагогическом коллективе;
2. единая педагогическая тактика образовательных и семейных микроколлективов (в общеобразовательном учреждении - коллектива преподавателей класса, в семье коллектив взрослых членов семьи);
3. степень соответствия уровней педагогической компетентности образовательного и семейного коллективов;
4. уровень руководства жизнедятельностью общеобразовательного учреждения со стороны администрации;
5. согласованность действий педагогического коллектива общеобразовательного учреждения и вне общеобразовательных учреждений;
6. уровень руководства органами родительского актива;
7. умение определять те стороны жизни и учебы детей, которые берутся одновременно под контроль общеобразовательного учреждения и семьи.
В каждом педагогическом коллективе, независимо от сложившихся в нем деловых отношений, установлен такой порядок, что преподаватели, принимая детей в общеобразовательное учреждение, знакомятся с их родителями. Однако в ряде общеобразовательных учреждений под постоянным влиянием преподавателей оказываются лишь семьи так называемых «трудных» детей, которые приносят в общеобразовательное учреждение негативный опыт своего поведения, стиль и характер которого сложился у них до прихода в общеобразовательное учреждение. Причем внимание преподавателей к таким семьям вызвано в первую очередь негативными поступками детей. А если ребенок внешне не проявляет отклонений от моральных норм, преподаватель не беспокоится за его судьбу, семью глубоко не изучает.
В таких педагогических коллективах связь с семьей носит цикловой характер: от собрания к собранию, которые чаще всего посвящаются лишь итогам окончания учебной четверти. Нарушается этот цикл эпизодическими вызовами в общеобразовательное учреждение отдельных родителей, чьи дети вышли из повиновения, либо не выполняет домашних заданий. В таких общеобразовательных учреждениях, если нет отчуждения во взаимоотношениях между родителями и преподавателями, то нет и единства. На собрания приходят чаще всего родители тех детей, которые учатся и ведут себя хорошо. Контакты между общеобразовательным учреждением и семьей осуществляются, как правило, по поводу успеваемости и дисциплины детей. Если здесь нет отклонений, связь ослабляется.
Вместе с тем есть такие важные стороны жизнедеятельности детей, которые решительным образом влияют на их гражданское воспитание. Это прежде всего стиль их взаимоотношений со сверстниками, организация трудового воспитания в семье, характер общения с различными источниками информации, характер общения с неформальными объединениями детей и взрослых, микроклимат в семье и организация досуга.
Незнание или отсутствие интереса либо у семьи, либо у общеобразовательного учреждения к этим сторонам жизни обучающегося лишает их возможности направлять развитие ребенка по нужному руслу.
Если преподаватели и родители заинтересованы в том, чтобы ребенок положительно развивался и воспитывался, они должны устанавливать постоянные контакты, независимо от их взаимных симпатий. Преподавателей должны интересовать не только наличие в семье рабочего места для подготовки домашнего задания обучающимся, но и его настроение, состояние его здоровья, отношение к родителям, проведение свободного времени.
Исключительно тесной должна быть связь общеобразовательного учреждения с семьей в вопросах трудового воспитания. Правильно поступают те преподаватели и классные руководители, которые интересуются, какие домашние обязанности обучающийся выполняет систематически. Родители хотят видеть своего ребенка всесторонне развитым.
Нужно понимать, что дети, которые не имеют соответствующих способностей, а родители хотят видеть их вундеркиндами, лишены радости детства. Они переутомляются до такого состояния, что порою на помощь вынуждена приходить медицина.
Долг преподавателя тактично подсказать родителям, каковы пределы возможностей их ребенка и какова опасность выключения его из физического труда по самообслуживанию. Поступают правильно те преподаватели, которые рекомендуют родителям не только всем, в порядке педагогического просвещения, а и в индивидуальном порядке определять обязанности детей для их систематического выполнения.
Долг преподавателя разъяснить родителям нравственную ценность труда, показывать, что только в труде формируются высокие нравственные качества личности, а истоки всех пороков лежат в праздности, в паразитическом образе жизни.
У детей есть сфера нелегкого, но социально необходимого труда - учение. Отношение ребенка к учебе определяет всю его жизнедеятельность, весь его психологический настрой. Измеряется оно не столько оценками, сколько усилиями, затрачиваемыми обучающимся для приобретения знаний. Подростка можно заставить ходить в общеобразовательное учреждение, но нельзя заставить учиться. Учеба будет результативной только в том
случае, когда у самого ребенка появится интерес к знаниям. Единство усилий общеобразовательного учреждения и семьи должно быть направлено на пробуждение познавательных интересов обучающегося.
Недостаточный уровень требовательности и контроля, слабое стимулирование познавательных интересов в процессе обучения в общеобразовательном учреждении и в семье в ряде случаев приводит к тому, что вначале неосознанное представление о необязательности серьезного труда становится впоследствии вредной привычкой.
Обучающимся недостаточно усваивать основы знаний. Они должны приобщиться к нормам поведения в обществе, развитие которого на современном этапе определяется информационными процессами, оказывающими «... влияние на телесный и информационный образы человека» [5, с. 37-40]. «Основная форма научной информации - знания, составляют основу информационных процессов» [4, с. 175-179]. Эти нормы имеют мировоззренческое значение в системе общественных отношений [3, с. 1566-1569], что «способствует процессам коренного изменения ... культурно-цивилизаци-онной картины мира» [11, с. 5-7]. Для этого важно еще до общеобразовательного учреждения прививать им элементарные навыки культурного поведения, развивать наблюдательность, воображение, пробуждать у детей духовные интересы, способствующие формированию современного типа культуры и личности [10], через социальные контакты которой реализуется нравственный опыт развития людей, «в определенной, фиксирующей этот мир структуре ... в сознании» [2, с. 156-159]. «Сознание постоянно формирует мир, мир есть форма организации сознания» [6, с. 270-273]. При формировании педагогического сознания преподавателя «важно обеспечивать максимальное взаимодействие социальных условий» [8, с. 143-147], а также учитывать «... изменения, происходящие благодаря этому в социокультурной сфере» [13, с. 109-119]. Сделать это смогут те родители, которые следят за тем, как развиваются их дети, что читают, какими телепередачами интересуются. Важнейший элемент в любой системе социальных отношений -информированность, которая проявляется при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30-34].
В руководстве и контроле за формированием духовных интересов обучающихся должно быть единство семьи и общеобразовательного учреждения.
Кто как не родители, должны заботиться о том, чтобы дети не только хорошо усваивали все те знания, которые дает общеобразовательное учреждение, но и приучались к порядку, дисциплине, чтоб они соблюдали нормы жизни общества. Единство усилий семьи, общеобразовательного учреждения, общественности - неотъемлемая черта отечественной педагогики.
Поскольку характер взаимоотношений родителей и преподавателей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач, существуют определенные нормы, которые регулируют отношения в системе преподаватель - семья обучающегося. При этом необходимо понимать, что «обучающиеся могут иметь различный коэффициент взаимности в разных областях межличностного общения» [12, с. 3391-3394], позволяющей «... влиять на процесс овладения соответствующими умениями» [7, с. 33-36].
Ни преподаватель, ни родители не должны оставаться равнодушными к тем незначительным изменениям, которые происходят в душевном мире ребенка. И главное здесь - искренность, взаимодоверие между родителями и преподавателем. Если одна из сторон скрывает от другой недостатки в поведении обучающегося, то ни о каких единых моральных требованиях не может быть и речи. Но для этого преподаватель и родители должны стараться знать как можно больше о своем ребенке и воспитаннике. Требование педагогической этики - быть объективным в оценке обучающихся - не догма. Оно не значит, что преподаватель должен в присутствии других родителей или преподавателей говорить неприятную правду о ребенке. Он должен с уважением относится к родительским чувствам, уважать их собственное достоинство.
Несмотря на возможные расхождения во взглядах на воспитание, ни родители, ни преподаватели не имеют права перечеркивать с ходу то, что сделано другой стороной. Учет предшествующего уровня воспитания поможет преподавателю оказать большее влияние на обучающегося.
Педагогическая этика обязывает преподавателя налаживать контакты с семьей не только тогда, когда ему нужна помощь родителей, а постоянно, всякий раз добиваясь сердечности, откровенности, взаимопонимания и чуткости.
Преподавателю надо помнить, что родители - это своего рода усилители того мнения, которое создано о нем среди обучающихся. Поэтому ему необ-
ходимо прислушиваться к мнению и даже к критическим замечаниям родителей по адресу общеобразовательного учреждения, найти в себе силы сдержаться тогда, когда критика бывает резкой и неприятной.
Преподаватель не может быть безразличным к мнению родителей о нем и его коллегах; ибо такая беспринципность может способствовать формированию негатичного общественного мнения. Всякое необъективное мнение отдельных родителей ему следует тактично и обоснованно опровергнуть и постараться найти общую точку зрения. Преподаватель должен дорожить своим авторитетом среди родителей.
Если родители приходят в общеобразовательное учреждение по приглашению преподавателя и начинают обвинять его в неумении обучать их якобы способного ребенка и преподаватель, в свою очередь, начинает тоже с обвинений, в таком случае возникает конфликт и решать его приходится руководителям общеобразовательного учреждения, а то и вышестоящим организациям. Несомненно, со стороны преподавателя это прямое нарушение педагогического такта, которое не приводит к нормализации отношений между преподавателями и родителями. Следует помнить, что и бестактность родителей станет явлением редким, если преподаватель не будет допускать неаргументированных оценок способностей детей, не будет позволять себе захваливать одних и обрушивать свой гнев на других.
Преподаватель в любом случае должен показать родителям, что он не посторонний для их ребенка человек и тоже хотел бы видеть его способным и успевающим, но при этом раскрыть опасность слепой любви родителей к ребенку, которая может привести их к заблуждению. Преподавателю надо уметь показать, что родительская любовь и забота должны сочетаться с пониманием ими общественного долга, который требует готовить ребенка к серьезной трудовой деятельности.
Преподавателю порой приходится выполнять наитруднейшую обязанность - быть арбитром между родителями и детьми. Особенно часто это приходится делать по отношению к тем родителям, которые отличаются жестокостью, крутыми воспитательными мерами. Но бывают и противоположные ситуации: родители готовы на руках носить ребенка, а он стремится к самостоятельности и рад любому поводу, только бы уйти из-под неприятной ему опеки. Преподавателю в таких ситуациях легче воздействовать на детей, так как они с ним находятся в ежедневном общении.
Если и для преподавателя, и для его воспитанника вполне очевидны те или иные недостатки родителей, преподавателю не следует акцентировать внимание на них. Воспитывать у детей уважение к родителям, уметь показать обучающимся наилучшие, наиценнейшие качества родителей - священная обязанность преподавателя и вместе с тем важное требование педагогической этики. Но он не должен проходить и мимо тех ошибок, которые родители допускают в воспитании детей. Замечания им следует делать тактично, советы давать благожелательно. Особенно терпеливо преподавателю следует разъяснять вредность и недопустимость физического наказания детей.
Преподаватель не только должен соединять в себе педагогическое мастерство, воспитательное чутье и этическую культуру, но и развивать эти качества у родителей. Преподаватель должен заниматься распространением педагогических знаний среди родителей, но без оскорбительных выпадов по адресу обучающихся и родителей. Педагогическое просвещение родителей должно преследовать нравственно-этическую цель, ибо, как показывают наблюдения, чаще всего конфликты между родителями и преподавателями, в том числе и затяжные, рождаются в связи с тем, что преподаватели забывают о чувствах родителей, которые иногда берут перевес над разумом. Иногда преподаватели не учитывают, что родителям свой ребенок, каким бы он ни был, ближе, роднее, дороже всего. Поэтому при оценке нарушений обучающимися общепринятых норм не следует сгущать краски. Если и у педагога чувства берут перевес над разумом, то его конфликт с родителями неизбежен, как бы он ни старался аргументировать свои действия.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. №3(106).
2. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т.1. №2(21).
3. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. №2-7.
4. Гончаров В.Н., Берковский В.А., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ исследования информационных процессов в контексте научно-информационной деятельности // Kant. 2019. №1(30).
5. Камалова О.Н., Джиоева Д.А. Перспективы развития сенсорных технологий и проблема расширения чувственных возможностей человека // Северо-Восточный научный журнал. 2011. №1.
6. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. №2(6).
7. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3.
8. Лобейко Ю. А., Говердовская Е. В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. 2016. №4-1.
9. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. "Науки о природе" и "науки о духе": судьба старой дилеммы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1 (80).
10.Мустафаева М.Г., Мустафаев М.В. Вопросы социально-психологического поведения личности: национальные и этноконфессиональные аспекты // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Естественные науки. 1987. № 2.
11.Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 3.
12.Редько Л.Л., Леонова Н. А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15.
13.Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4.
R E F E R E N C E S
1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3 (106).
2. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M. Epistemological and linguistic research in the analytical philosophy of science: semantics of constructs // Bulletin of North Caucasus state technical university. 2015.Vol.1. No. 2 (21).
3. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of social relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7.
4. Goncharov V.N., Berkovsky V.A., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the study of information processes in the context of scientific information activities // Kant. 2019. No. 1 (30).
5. Kamalova O.N., Dzhioeva D.A. Prospects for the development of sensory technologies and the problem of expanding human sensory capabilities // North-Eastern scientific journal. 2011. No. 1.
6. Kolosova O.Yu. The life world of the individual and social reality // Bulletin of the North Caucasus Humanitarian Institute. 2013. No. 2 (6).
7. Kuleshin M.G. Socio-political self-education of university students: the pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of regions. 2018. No. 3.
8. Lobeiko Yu. A., Goverdovskaya E.V. Psychological and pedagogical aspect of the personality development of a student-athlete in the context of modern social conditions // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1.
9. Matyash T.P., Matyash D.V., Nesmeyanov E.E. "Science of nature" and "science of the spirit": the fate of the old dilemma // Humanities and socio-economic sciences. 2015. No. 1 (80).
10.Mustafayeva M.G., Mustafayev M.V. Issues of social and psychological behavior of the individual: national and ethno-confessional aspects // News of the North Caucasian Scientific Center of Higher Education. Natural Sciences. 1987. No. 2.
11.Nesmeyanov EE, Kolosova O.Yu. Information culture in the context of global processes // Humanities and socio-economic sciences. 2014. No. 3.
12.Redko L.L., Leonova N.A. Anthropological paradigm of professional training of teachers in the system of higher education: methodological aspect // Fundamental research. 2015. No. 2-15.
13.Rudenko A.M., Grekov I.M., Kamalova O.N. Theoretical, methodological and philosophical aspects of the study of creativity // Humanities and social sciences. 2014. No. 4.
31 мая 2020 г.