Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORALITY / IDEOLOGY / HUMANISM / PEDAGOGICAL CULTURE / CONSCIOUSNESS / PERSONALITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махринова М.В., Егорушина М.Г., Хусаинова Н.Б.

It is stated that unlike the categories of pedagogical ethics, which are the clarification and concretization of the categories of the general theory of morality, these pedagogical principles are more complex. It is obvious that normative pedagogical ethics is based on principles that reflect morality in one way or another. According to the authors, it is important to take into account the special nature of pedagogical activity, which causes the need to present the teacher with additional requirements and general provisions of normative ethics, moral qualities, are necessary for the formation of the personality of the modern era.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махринова М.В., Егорушина М.Г., Хусаинова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ETHICS: BASIC PRINCIPLES OF ACTIVITY

It is stated that unlike the categories of pedagogical ethics, which are the clarification and concretization of the categories of the general theory of morality, these pedagogical principles are more complex. It is obvious that normative pedagogical ethics is based on principles that reflect morality in one way or another. According to the authors, it is important to take into account the special nature of pedagogical activity, which causes the need to present the teacher with additional requirements and general provisions of normative ethics, moral qualities, are necessary for the formation of the personality of the modern era.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-85-2-214-225

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

М.В. Махринова

Северо-Кавказский федеральный университет

г. Ставрополь, Россия

gumncfu@mail.ru

М.Г. Егорушина

Ставропольский государственный педагогический институт

г. Ставрополь, Россия

rogozova.m@yandex.ru

Н.Б. Хусаинова

Ставропольский государственный педагогический институт

г. Ставрополь, Россия

nurgul0107@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

[Marina V. Makhrinova, Maria G. Egorushina, Nurgul B. Khusainova Pedagogical ethics: basic principles of activity]

It is stated that unlike the categories of pedagogical ethics, which are the clarification and concretiza-tion of the categories of the general theory of morality, these pedagogical principles are more complex. It is obvious that normative pedagogical ethics is based on principles that reflect morality in one way or another. According to the authors, it is important to take into account the special nature of pedagogical ac -tivity, which causes the need to present the teacher with additional requirements and general provisions of normative ethics, moral qualities, are necessary for the formation of the personality of the modern era.

Key words: morality, ideology, humanism, pedagogical culture, consciousness, personality, education. Среди принципов нравственности выделяются особо важные для педагогической деятельности: принцип идейности, принцип гуманизма, принцип совместной деятельности. Иногда под принципами педагогической этики понимают категории общей теории нравственности, своеобразно истолкованные в контексте педагогической профессии.

Согласно общеупотребительному в этике применению терминов, принципы определяют обобщение нравственных норм. Таких обобщенных норм в определенной системе может быть не очень много. Именно поэтому не следует стараться охватить принципами педагогической этики все ее содержание, а только самое главное и существенное в ней. Другие нормы, а их можно сформулировать очень много и все они подчинены принципам, выводятся из них. Все они способствуют формированию межличностных отношений [7, с. 7378], высокой сознательности между участниками педагогического процесса, придают «...образовательной концепции смысл, цель, формы, выполняют интегра-тивную функцию» [4, с. 80-85]. При этом, «особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [6].

Основой для принципов педагогической этики должны быть основные принципы нравственности. Именно эти принципы определяют общеэтическое содержание педагогической этики. Специфика профессии определяет форму, конкретизацию, углубление и ужесточение, а иногда и обобщение этих принципов.

Важнейшим принципом педагогической нормативной этики выступает убежденность и искренность преподавателя. В этом общем правиле содержится требование общества к преподавателю быть носителем и проводником идеалов, быть человеком, для которого нравственность становится действительным руководством к действию, основой его повседневного поведения. Преподаватель не может быть простым коммуникационным звеном, ретранслятором, пусть правильных, но не пережитых им самим, выстраданных идей. Необходимо, чтобы те идеи, о которых говорит, в которых убеждает преподаватель, имели мировоззренческое значение в системе общественных отношений [5, с. 1566-1569], что «способствует процессам коренного изменения ... культурно-цивилизационной картины мира» [8, с. 5-7].

Преподаватель должен быть глубоко убежден в правоте своих взглядов, он должен понимать, что существование человечества, его развитие - достойно для человека. Каждый человек должен уважать других людей - это воплощение реального гуманизма.

Еще более ста лет тому назад К.Д. Ушинский проницательно утверждал, что «главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она не была, не перешедшая в убежде-

ние воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» [10, с. 28].

Идейная убежденность - основа искренности, увлеченности, влиятельности педагога. Для преподавателя мало просто знать нравственные нормы нашего общества, хотя знать их, изучать их необходимо, ему нужно понять, осознать их как цельную нравственную систему. Необходима убедительность, ясность, привлекательность этих норм для себя, их соответствие живым потребностям нашей жизни и нашего развития, суметь претворить не только в своей повседневной практической жизни, но в своем преподавании, в своем общении с детьми, не только словесном, но и образно-эмоциональном.

Отсутствие убежденности, неискренность преподавателя ведут к лицемерию, противоречию между словом и делом. Последствия о деятельности такого преподавателя тяжки и часто непоправимы, особенно, если обучающийся ему первоначально доверяет, а затем разочаровывается. Обучающийся переносит разочарование личностью преподавателя на все то, то он говорил.

Высокая общая и педагогическая культура педагога - основной принцип нормативной педагогической этики. Он происходит из того идеала личности, которое уже усвоено общественным сознанием. Обучающиеся и их родители, сознательно или бессознательно, видят в преподавателе представителя будущего в настоящем и предъявляют преподавателю сейчас требования, близкие идеалу всесторонне и гармонически развитой личности. Опросы обучающихся свидетельствуют о том, что обучающиеся более всего ценят в преподавателе не отличное знание, разносторонность, широту знаний.

Тот, кто хочет добиться успеха в преподавательской деятельности, не может замыкаться в узкую область преподаваемого предмета. Он должен стремиться знать, понимать, чувствовать многое. Политическая жизнь, художественная литература, живопись, театр, кино, музыка, архитектура, наука, спорт - все это должно быть воспринято, прочувствовано, постигнуто, преподавателем-воспитателем. Только то, что стало жизнью воспитателя, его второй натурой, становится богатством, которым он может заинтересовать своих воспитанников.

Преподаватель, как и всякий человек будущего, должен стремиться к идеалу всеведения. Но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему. Он должен иметь свою специальность, он должен знать свое дело, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой круг познаний.

Принцип высокой культуры и разносторонность развития позволяют преподавателю осуществить разнообразную деятельность, которая возлагается на него самой задачей воспитания. Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим - одно из величайших дел истории. На этом держатся и живут целые поколения.

Для современного преподавателя разносторонность интересов профессионально необходимое требование. В настоящее время обучающиеся получают знания из разных источников. Преподаватель должен находиться на высоком уровне знаний, интересоваться всем и знать многое. Конечно, прошло время, когда человек мог знать все, быть энциклопедистом. Но современный интеллигентный человек, преподаватель не может быть круглым невеждой ни в одной отрасли культуры. Очень важно ориентироваться во всем многообразии явлений жизни. Это не только знания основ науки, но и глубокая нравственная культура. Только тогда возможно сделать занятия средством воспитания гражданина, как это показал В.А. Сухомлинский.

Для преподавателя, кроме эрудиции и нравственной культуры, исключительно важно развить в себе и глубину чувств, и эмоционально-этическое видение мира. Все это вместе взятое составляет существенное условие успеха в преподавании, и отличает гармонически сочетающего интеллектуальность, эрудицию и моральную культуру преподавателя от стремящегося к всесторонности, но не сумевшего еще добиться гармоничности обучаемого. Такой обучаемый, несмотря на ставшие ныне неизбежными частичные элементы превосходства знаний обучаемого над преподавателем, делают его интеллектуальным, нравственным авторитетом для обучающихся, помогает ему находить истину в воспитании, правильный подход к каждой личности.

Нормативная педагогическая этика выдвигает требование нравственной чистоты, справедливости, честности, служения добру, человечности как

основу того, что создает нравственный авторитет преподавателя. Этот авторитет дается не властью, не силой личности преподавателя. Положительные нравственные качества - требование общества к любому своему члену, но в педагогической этике они перестают быть делом индивидуальным, решением самосознания, внешним по отношению к профессиональной педагогической деятельности. Эти качества приобретают общественную ценность и значимость, становятся необходимой составной частью профессиональных качеств преподавателя, без которых все другие его качества и умения обесцениваются. Наряду с интеллектуальными и психологическими качествами, нравственные качества, ответственность, достоинство, доброжелательность, честность, скромность, уважение к людям, совестливость, справедливость и другие -становятся главными составляющими педагогического авторитета.

Авторитетность дается только нравственными качествами личности - таково убеждение К.Д. Ушинского. Придавая первостепенное значение личности воспитателя, он сердцевиной воспитания считал нравственный пример.

Мысли прогрессивных теоретиков прошлого были поддержаны и развиты советскими педагогами. А.С. Макаренко в своей педагогической системе исходил из того, что в детском коллективе должны быть авторитетные, культурные, работоспособные, хорошие взрослые люди. Они передают младшему поколению свой опыт, свои убеждения, свои чувства, свою страсть. Именно в том и состоит воспитание. Оно предполагает авторитетность воспитателя, но авторитет не дается человеку с рождением, не может быть искусственно организован. Авторитет возникает именно из нравственного примера старших, проистекает только от ответственности. Когда имеет место нравственный авторитет, тогда, считал А.С. Макаренко, возможно делать замечания преподавателям в присутствии воспитанников, требовать с них работу, подчеркивать их ответственность перед обществом, народом, коллективом, руководителем.

Нравственные качества - основа успешности воспитательной деятельности. Выдвигая мысль о коллективном характере воспитательного процесса, А.С. Макаренко перед каждым воспитателем ставит задачу - быть требовательным и справедливым и по отношению к воспитанникам и по отношению к самому себе.

В нравственной позиции преподавателя - необходимая предпосылка дальнейших его педагогических трудов. Далее, ему надо овладеть мастерством тонкого эмоционально-эстетического видения мира и человека. Педагог, пере-

живая события жизни страны, всего мира, своего коллектива, семьи, пропускает сквозь систему своих, выработанных самосознанием, нравственных ценностей, через свое чувство гражданского достоинства. Все то, что казалось бы, не касается его личности, входит в его сознание как личное. Это позволяет преподавателю учить нравственности, быть носителем человечности, помочь подросткам, юношам, девушкам выбрать свою систему моральных ценностей.

Педагогическая культура преподавателя проявляется в характере взаимоотношений с обучающимися, основанных на требовательности.

В требовательности преподавателя проявляется уважение к человеку, вера в нераскрывшиеся и еще неясные самому обучающемуся его способности и возможности - это выражение подлинного гуманизма - забота о развивающейся личности, о том, чтобы общество получило по-настоящему ценную для него человеческую индивидуальность.

Требовательность преподавателя к обучающемуся только тогда приводит к успеху, когда она сочетается с требовательностью к себе. Выдвигая те или другие требования, преподаватель должен быть уверен в том, что они посильны обучающимся и, наверное, будут исполнены. Преподаватель должен заботиться о перспективном подъеме требований, учитывать индивидуальность обучающихся и соответственно варьировать требования. Конкретные методы и способы предъявления требований, их классификация, разрабатываются педагогикой.

При хорошей организации коллектива исключительное значение приобретают требования педагога и самого коллектива. Без него нельзя воспитывать человека. Если с человека не требовать многого, от него и не получишь многого.

Требование должно встречаться обучающемуся не как обязанность, а вызывать радость, потому что, чем выше требования, тем больше доверия силам воспитанников, тем значительнее их нравственное влияние. Требовательность к человеку - черта образа жизни.

Принцип единства нравственно педагогических воззрений коллектива педагогов выдвигает необходимость понимания преподавателями единства педагогического процесса, осознания ими единства требований и действий педагогического коллектива, понимание характера взаимоотношений между педагогами.

Воспитание в общеобразовательном учреждении и вне ее осуществляет коллектив преподавателей, и успех приносит лишь единство их усилий.

Очень много сделал для обоснования роли такого коллектива А.С. Макаренко. Этот коллектив формируется, создается на основе единомыслия всех преподавателей. Единомыслие, общность педагогических воззрений отнюдь не означает нивелировки, обезличения преподавательских индивидуальностей. Просто речь идет о вреде индивидуализма и пользе индивидуальности в педагогическом процессе. Хороший воспитатель заботится прежде всего о главном - об успехе воспитания обучающихся, только потом о своем личном успехе как воспитателя. В таком сплоченном коллективе не возникает мысли о том, чтобы выделиться, блеснуть собственными достижениями, завоевать особую любовь обучающихся.

Принцип добросовестного отношения к своим обязанностям отражает то обстоятельство, что перед новым поколением преподаватель выступает ответственным уполномоченным общества, который призван убедить это поколение в значимости его ценностей.

Он должен убедить молодежь в ценности знаний, науки. Поэтому преподаватель должен знать и уметь логически последовательно, литературно правильно, образно и эмоционально излагать свой предмет. Но еще более важно умение заинтересованно, внимательно, доброжелательно выслушивать ответы, сомнения, вопросы и даже явно нелепые предложения обучающихся. Он не имеет права требовать стандарта, добиваться именно той формулировки мысли, которую он ожидает услышать. Хороший преподаватель всегда поощряет оригинальную форму выражения истинной мысли, остроумный метод решения задачи, нешаблонный ход рассуждения. При неверных ответах, ошибочных доказательствах, ложных тезисах, выдвигаемых обучающимися, преподаватель должен и опровергнуть. При этом обязательно нужно аргументировать свое несогласие. В качестве оснований опровержения следует приводить данные науки, факты, почерпнутые из опыта.

Такая сосредоточенная внимательность и постоянная готовность на занятии требует глубоких знаний основ науки, ее новых открытий и гипотез, подготовленности к каждому занятию. Все это создает условия для творчества. Еще труднее убедить молодое поколение в ценности нормативной этики господствующей в обществе. Тем не менее, эта задача остается главной в воспитательной деятельности. Цель воспитания гражданина, считал В.А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы обучающийся воспринял понятие добра в нравственности как

вершину морального богатства, чтобы у него в результате логического анализа сформировалось это понятие и возникло чувство добра и зла, ставшее его внутренней позицией, личной точкой зрения, велением совести.

На этом пути преподавателя подстерегает опасность морализирования. В основе его лежит подмена действительного воспитания нравственных убеждений, чувств, поведения сетованиями по поводу нравственного несовершенства своих воспитанников, невозможности достижения ими нравственного идеала.

Преподаватель ведет нравственное воспитание и своей оценкой знаний, поведения, человеческих качеств обучающихся. Все эти разнообразные оценки должны быть предельно справедливы и принципиальны. Преподаватель - это человек, которому ничто человеческое не чуждо. Поэтому он не может чувствовать ко всем своим обучающимся одинаковую точно выверенную симпатию. Однако следует стремиться, чтобы все обучающиеся были уверены в доброжелательности, заинтересованности в их судьбе и справедливости преподавателя. От преподавателя ждут справедливого требования и справедливой оценки знаний и поступков. Ведь справедливость -это надлежащая мера требования. Преподаватель в значительной мере формирует и коллектив сверстников, который оказывает решающее влияние на нравственные оценки поведения его членов.

Если критерии справедливой оценки знаний разработаны в частных методиках, то в области нравственных оценок поведения такие критерии гораздо менее четки. Больше всего педагоги разрабатывали вопрос о справедливости в связи с воздаянием за проступки, в связи с наказанием.

В таком отношении проявлялось особое доверие к личности, дружба воспитателя и воспитанника. Так же в этих коллективах шло распределение работы по самообслуживанию: выполнение наиболее неприятной работы поручалось в порядке особого предпочтения.

В.А. Сухомлинский обращает внимание на другую сторону педагогической справедливости. Он считал важным добиваться того, чтобы умственные усилия обучающихся всегда давали положительные результаты.

Глубокое постижение духовного мира воспитанников, доверие их к преподавателю, убежденность в его справедливости позволяют перейти от той формы воспитания, которая основана на определенном перечне проступков и воздаяний за них, к глубоко нравственной системе, когда простое недоволь-

ство и огорчение душевно близкого человека ошибочными действиями воспитанника вызывают у него переживание стыда, раскаяния, угрызений совести и стремление никогда в будущем их не повторять.

Осознание преподавателем достоинства своей профессии, самоуважение - важная черта рассматриваемого принципа. Преподаватель должен быть уверен в своих знаниях, нравственных принципах, умениях и навыках. Это дается не только специальным образованием, опытом, но, прежде всего, постоянной работой самосовершенствования. Нравственный самоконтроль еще более важен, нежели интеллектуальный.

Уверенность преподавателя в истинности своих нравственных убеждений и в то же время открытость к принятию зарождающихся в обществе передовых нравственных веяний, способность к нравственному саморазвитию, систематическому самообразованию, постоянному получению научной информации [1, с. 30-34] позволяют преподавателю успевать за быстрым развитием современного общества и не утрачивать его фундаментальных ценностей. Истинное осознание достоинства определит правильную меру гордости, самоуважения и скромности.

Уверенность в себе дается и воспитанностью целого ряда психических качеств личности. Безусловно, фактом остается то, что перечисленные особенности необходимы каждому воспитателю. Постоянное культивирование в себе психических свойств личности - условие уверенности педагога в себе.

Преподаватель не застрахован от ошибок, оговорок, неправильных поступков. Он должен уметь их исправлять, признавать ошибки, извиняться за проступки. Это не роняет его авторитета, а, наоборот, убеждает обучающихся в высоких нравственных качествах их наставника. Для преподавателя важно уметь воздержаться от сообщения сомнительных, непроверенных сведений, по крайней мере, в категорической форме. Даже, если преподавателя прямо спрашивают о чем-то, что должно входить в сферу его компетенции, а ответ ему не ясен, то лучше отказаться от ответа, чем оперировать приблизительными сведениями. Признание в том, что преподаватель недостаточно знает суть вопроса, в гораздо меньшей степени повредит его авторитету, нежели приблизительный, непродуманный, а часто и просто ошибочный ответ.

Чрезвычайно важно педагогу знать мнение о себе не только коллег, но, прежде всего, обучающихся. Полезны также мнения о преподавателе, полученные от третьих лиц (родителей, коллег, обучающихся других классов).

Принцип гуманизма в профессиональной деятельности очень важен. Он представляет собой конкретизацию и развитие общеэтического принципа гуманизма. Понимание сущности гуманизма определяет конкретное содержание того, что вкладывается в понятие. Гуманисты прошлого, рассматривая педагогическую деятельность как форму служения нравственному идеалу, подчеркивали, что она одушевляется любовью к детям, которым предстоит сделать шаг к его осуществлению.

Таковы принципы педагогической нормативной этики, в которых отражено главное в педагогической деятельности - отношения преподавателя и педагогического коллектива к коллективу ученическому, к отдельным обучающимся. «Обучающиеся могут иметь различный коэффициент взаимности в разных областях межличностного общения» [9, с. 3391-3394]. Другие стороны деятельности преподавателя подчинены этой главной профессиональной обязанности и регулируются не принципами, а общими моральными нормами, проявляющееся «в определенной, фиксирующей этот мир структуре ... в сознании» [2, с. 156-159], которые способствуют «.повышению уровня идейности и сознательности, культурного уровня всех членов общества» [3, с. 18-23].

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106).

2. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 2(21).

3. Берковский В.А., Кулешин М.Г., Леонова Н.А. Профилактика правонарушений обучающихся: комплексный подход к исследованию проблемы // Kant. 2018. № 3(28).

4. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5.

5. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7.

6. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1 (38).

7. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4.

8. Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 3.

9. Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15.

10. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 2. M.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948.

R E F E R E N C E S

1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3 (106).

2. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M. Epistemological and linguistic research in the analytical philosophy of science: semantics of constructs // Bulletin of North Caucasus state technical university. 2015. Vol. 1.No. 2 (21).

3. Berkovsky V.A., Kuleshin M.G., Leonova N.A. Prevention of offenses in students: an integrated approach to the study of the problem // Kant. 2018. No. 3 (28).

4. Bolkhovskaya A.L., Goverdovskaya E.V., Ivchenko A.V. Education in a globalizing world: a philosophical view // Economic and humanitarian studies of regions. 2013. No. 5.

5. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of social relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7.

6. Kamalova O.N. Aesthetic assimilation of reality in the context of Schelling's philosophical ideas // Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 1 (38).

7. Lobeiko Yu.A. Socio-psychological problems of communication in the context of interpersonal social relations // Economic and humanitarian studies of regions. 2015. No. 4.

8. Nesmeyanov E.E., Kolosova O.Yu. Information culture in the context of global processes // Humanities and socio-economic sciences. 2014. No. 3.

9. Redko L.L., Leonova N.A. Anthropological paradigm of professional training of teachers in the system of higher education: methodological aspect // Fundamental research. 2015. No. 2-15.

10. Ushinsky K.D. Compositions. Vol. 2. M.-L.: Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1948.

_7 апреля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.