Научная статья на тему 'Профессиональная зрелость - индикатор качества профессиональной подготовки специалиста-менеджера'

Профессиональная зрелость - индикатор качества профессиональной подготовки специалиста-менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1939
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL MATURITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / VALUABLE ORIENTATIONS / PERSONAL AND PROFESSIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

One of the urgent issues, namely managers job maturity development as the main factor of vocational training quality is under study in this article. Speaking about a would-be manager we believe that vocational training is developed on the basis of such components as job valuable orientation, job interests, job competence, job abilities, job efficiency according to social requirements and up-to-date educational paradigm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional maturity is quality indicator of manager professional training

One of the urgent issues, namely managers job maturity development as the main factor of vocational training quality is under study in this article. Speaking about a would-be manager we believe that vocational training is developed on the basis of such components as job valuable orientation, job interests, job competence, job abilities, job efficiency according to social requirements and up-to-date educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Профессиональная зрелость - индикатор качества профессиональной подготовки специалиста-менеджера»

6. Блауберг, И. В. Системный подход как современное общенаучное направление [Текст] / И. В. Блауберг, Б. Г. Юдин // Диалектика и системный анализ. -М.: Наука. - 1986. - 300 с.

7. Ковалев, А. П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управление [Текст] / А. П. Ковалев. - Харьков: ХГУ. - 1990. - 153 с.

8. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н. В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 122-131.

9. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 61-78.

10. Мамонтова, Т. С. Комепетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.

11. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе развития самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-29.

12. Мунасыпов, И. М. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей технологии [Текст] / И. М. Мунасыпов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 130-139.

13. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409-419.

14. Каплина, С. Е. Современные подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной мобильности у будущих инженеров [Текст] / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 113-122.

УДК 371.0

Слесарев Юрий Васильевич

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Пензенской государственной технологической академии, член-корреспондент Международной академии по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) sekretar@pioo.tl.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ - ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА

Slesarev Yuriy Vasilievitch

The senior lecturer of faculty of history and right of Penza state technological academy, corresponding member of the International academy on ecology and safety of ability to live (МАНЭE) sekretar@pioo.tl.ru

THE PROFESSIONAL MATURITY IS QUALITY INDICATOR OF MANAGER PROFESSIONAL TRAINING

Осуществляя процесс подготовки менеджеров в системе профессионального образования, мы в первую очередь обращаем внимание на педагогическую систему, способную сформировать профессионала. В качестве базового критерия оценки эффективности педагогической системы нами рассматриваются свойства и качества личности студента, обеспечивающие успешность его деятельности в качестве менеджера. Таким свойством, интегрирующим многие другие качества менеджера, может считаться профессиональная зрелость.

Определенных уровней профессиональной зрелости студент, на наш взгляд, достигает на основе применяемых в процессе обучения педагогических технологий, которые складываются в педагогические системы, при этом переход из одной педагогической системы в другую отражает основные фазы профессионального развития. В нашем исследовании в качестве фактора профессиональной зрелости были разработаны фазы профессионального развития представленные в таблице.

Фазы профессионального образования

Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3 Фаза 4

Профессиональная незрелость (возникновение профессиональных намерений) Начало профессионального созревания (профессиональное самоопределение) Основы профессиональной зрелости Высокая профессиональная зрелость

Система детского воспитания (семья, детский сад) Система общего образования (школа) Система профобразования (ПТУ, техникум, ВУЗ) Система общественного производства

Профессиональное развитие личности представляется движением из педагогической системы семьи, детского сада, где возникают первые профессиональные намерения (фаза 1), в педагогическую систему школы, где должно осуществляться профессиональное самоопределение личности (фаза 2), далее в педагогическую систему ПТУ (техникума, вуза), в которой формируются основы профессиональной зрелости (фаза 3), и, наконец, в общественное производство как педагогическую систему, где достигается высокая профессиональная зрелость (фаза 4). В каждой из педагогических систем доминируют разные виды деятельности: в системе детского воспитания - игра; в системе общего образования - общение, познание; в системе профобразования - профессиональное общение, профессиональное познание; в системе общественного производства - гармонично сливаются профессиональные общение, познание и труд.

Профессиональная зрелость рассматривается нами как психологический итог развития личности в профессии, результат целенаправленного,

сознательного совершенствования и специализации ее психических функций; интегральное системное свойство личности, которое включает в себя такие последовательно развивающиеся, генетические элементы, как профессиональные способности (особую, имеющую физиологические предпосылки, чувствительность к способу профессиональной жизнедеятельности); профессиональную компетентность (осознание личностью своей профессии); профессиональную умелость (систему общих и специальных профессиональных умений).

Данные элементы профессиональной зрелости рассматриваются в нашем исследовании в качестве источника ценностных ориентаций, способных повлиять на дальнейшее профессиональное становление молодого специалиста-менеджера.

Одновременно с этим сама профессиональная зрелость (в совокупности со зрелостью нравственной и толерантной) является компонентом социальной зрелости - другого, более общего свойства личности.

Важными этапами формирования профессиональной зрелости, на наш взгляд, являются следующие:

1) профессиональное самоопределене (выбор профессии, за счет которой возможно удовлетворение смысла жизни).

2) профессиональное самоутверждение а) целенаправленная подготовка к профессиональной деятельности, б) вхождение в профессию и поиска своего особого места в производственном коллективе, в) реализация личности в профессиональном труде.

Профессиональная зрелость как свойство личности выступает основной психологической предпосылкой ее профессионального мастерства (меры продуктивности профессиональной деятельности).

Таким образом, профессиональная зрелость может рассматриваться как потенциальное мастерство, а профессиональное мастерство как актуализация профессиональной зрелости по отношению к конкретной деятельности и ее результатам. Если содержание профессионального мастерства составляют конкретные знания, умения, навыки, то содержание профессиональной зрелости - такие более общие свойства, как профессиональные способности, компетентность и умелость.

Профессиональные способности - индивидуальные, устойчивые свойства личности, реализуемые в таких ее способах взаимодействия с профессиональной средой, на основе которых возможно раннее, непрерывное, успешное профессиональное развитие. Мы полагаем, что профессиональные способности, генетически более ранний компонент профессиональной зрелости личности, поэтому только на основе реализации профессиональных способностей студентов возможно применение их профессиональных знаний и умений.

В основе способностей, в том числе профессиональных, по мнению

Н. В. Кузьминой, лежит работа недавно открытых специализированных нейронов-детекторов, которые избирательно отвечают на различные харак-

теристики раздражителей (цвет, форму, длительность времени и т. д.), обнаруживая тем самым безусловно рефлекторный характер информационных процессов, что позволяет говорить о специфической чувствительности. В силу этих доводов развитие и формирование способностей предполагает развитие «специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т. е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней» [1].

Профессиональная зрелость формируется под влиянием внутренних и внешних условий, в которых находится работник в системе производственного труда. Под внутренними условиями понимается психологический результат предыдущей социализации личности - прохождения ее через такие социальные системы, как семья, система общего образования (школа), система профессионального образования; под внешними условиями - особенности профессиональной среды (наличие в коллективе профессионалов, современных средств труда и др.).

Профессиональная зрелость не сводится только к свободной ориентации в профессиональных проблемах. Она «предполагает профессиональное творчество, стремление внести в профессиональный труд что-то новое, оригинальное, свое» [2]. Профессиональная зрелость означает также овладение профессиональной культурой (общезначимыми умениями, на основе которых выполняются требования, не только профессии, но и конкретного социального строя).

Мы считаем, что профессиональная зрелость менеджера существенным образом зависит от его отношения к профессии, выражаемого через его:

1. профессиональные ценностные ориентации - представления человека о главных профессиональных целях и основных средствах достижения этих целей, которые «играют ведущую роль при построении длительных поведенческих программ и формируются на основе потребности субъекта в овладении основными формами жизнедеятельности в данных конкретноисторических условиях и обусловлены характером социальных отношений» (верхний уровень регуляции) [3; 4];

2. профессиональные направленности интересов - некоего баланса направленности интересов личности в сферы профессионального общения, профессионального образования, получения практических профессиональных навыков и творчества (средний уровень регуляции). В нашем исследовании мы детально рассмотрели вопрос о профессиональной направленности интересов на основе введения в систему профессиональной подготовки специального курса «Этика менеджмента и бизнеса». Обработанные социологические данные выявили различные группы профессиональных интересов у студентов 1, 3 и 5 курсов специальностей «Экономика и менеджмент», «Профессиональное обучение» в Пензенской государственной технологической академии;

3. профессиональные установки на предмет труда, которые несут ответственность за поведение личности в конкретной профессиональной ситуации, ограниченной и во времени, и в пространстве (нижний уровень регуляции).

Необходимо также отметить, что доминирующая способность профес-сионала-менеджера - это его способность исполнять роли «работника» и «руководителя» как основные в системе трудовых отношений. Мы считаем, что наиболее значимыми для большинства профессионалов-менеджеров являются их гносеологические (познавательные), затем организаторские и, наконец, контролирующие умения; менее значимыми, хотя также существенными - коммуникативные и проектировочные.

Для того чтобы определить наиболее интересные различия профессионалов от непрофессионалов, достаточно на наш взгляд, сравнить их субъективные оценки своих профессиональных возможностей с объективными, т. е. теми, которые дают компетентные судьи-участники и стороны производственных отношений (руководители более высокого ранга, подчиненные сотрудники). Как правило, профессионалы отличаются более адекватной оценкой. Непрофессионалы имеют тенденцию недооценивать у себя генетически более ранние качества профессиональной зрелости (роль «ребенка», экономическую заинтересованность в профессии, интерес к профессиональной игре, коммуникативные, проектировочные умения), но значительно переоценивать генетически более поздние качества профессиональной зрелости (роль «работника», понимание общественной значимости профессии, интерес к самостоятельной профессиональной деятельности и творчеству, исполнительские и организаторские умения).

Профессионально зрелая личность в большинстве случаев отличается большей интернальностью (способностью видеть источник управления своей жизнью в самом себе), чем профессионально незрелая.

Личность профессионала-менеджера более последовательная в своем поведении, поэтому профессиональная деятельность происходит в типичном направлении и в соответствии с ее склонностями. В своих временных перспективах она более ориентирована на будущее. У нее выше степень целеустремленности, сопротивляемости среде, социабельности, умственной подготовленности ответственности, самоконтроля, принятия своего «Я», благополучия в достижении чего-либо путем согласия.

Характерными чертами личности профессионала является эмоциональная стабильность (серьезность, моральная нормативность, доверчивость, развитое воображение, сердечность, утонченность, общительность, высокая сила воли). Такая личность пытается получить большую степень контроля над производственной ситуацией, больше интересуется характером, причиной возможных профессиональных ошибок; лучше использует поступающую информацию, оценивает успех в зависимости от степени трудности задачи, больше тратит времени на обдумывание решений. Личность профессионала-менеджера проявляет большую социальную активность, достигает

более высоких показателей в учебе, более адекватно воспринимает связь между результатами своего труда и вознаграждением, в большей степени удовлетворена своей работой и имеет постоянную установку действовать, склонна брать ответственность на себя, в целом получает большее социальное одобрение. В противоположность этому личность непрофессионала (незрелая) отличается большей тревожностью, депрессивностью, больше рассчитывает на шанс, чем на навык, ее временная перспектива укорочена и мало содержательна. Она не проявляет явных предпочтений при выборе профессиональных занятий, определяет людей, похожих на себя не склонна бороться с неудачами (воспринимает их как рок), не ощущает острой потребности отвергать или забывать нежелательную для себя информацию, избегает принимать ответственность на себя (перекладывает ее на других), более ориентирована на то, чтобы что-то иметь (получать).

Мы полагаем, что характерными чертами такой личности являются следующие: догматизм, максимализм, авторитаризм, подозрительность, агрессивность, конформность; часто - беспринципность, цинизм, склонность к позе, рисовке, обману. В экстремальной ситуации, принимая решение, личность непрофессионала отличается или полной скованностью, или беспорядочными действиями, забывает о поставленной перед ней задаче. В целом такая личность менее одобряется обществом, чем личность профессионала. Профессионально зрелая личность проявляет интерес не только к внешним материально-организационным, но и к внутренним - психологическим резервам своих профессиональных возможностей. Отсюда ее интерес к наукам о человеке, в первую очередь психологии.

Личность, которая не испытывает интереса к своему духовному миру, страдает психологическим невежеством, имеет ограниченный жизненный выбор: или жить только по своим желаниям (как она хочет), или поступать только так, как надо другим, - уподобляться неживому автомату. В обоих случаях такая личность не может считаться профессионально зрелой.

Наиболее простым методом оценки профессиональной зрелости молодого специалиста-менеджера может быть анализ результатов его деятельности со стороны подчиненных и руководства организации.

Менеджер-профессионал всегда отличается утилитарной ценностью (полезностью), гуманистической ценностью (делает человека лучше, сильнее), конструктивной, технологической ценностью (опирается на эффективный способ производства, современные орудия труда и материалы), поскольку в любой своей работе профессионал ясно осознает три основные вещи: 1) что (для чего) он это делает? 2) для кого он это делает? 3) как он это делает?

Необходимо иметь в виду основные различия в характерах рассматриваемых типов личностей. Как правило, профессионально незрелая личность обладает рыночным или «отчужденным» от своего труда, от себя, от людей от природы характером, на который указывает Э. Фромм [5]. Цель «рыночного» характера - быть нужным, иметь спрос (его установка: «Я такой,

какой вам нужен»). Личность такого характера не умеет любить, ненавидеть, ее постоянно занимает вопрос, как она выглядит, как продвигается вверх, ее отношение к близким непрочно, часто безразлично; она не дорожит ни собой, ни другими людьми; большинство из людей не чувствуют к ней большой привязанности; ей важны не вещи, а лишь тот престиж и комфорт, который они дают.

Профессиональная незрелость личности с «рыночным» характером проявляется в неумении проникать за поверхность реальных явлений, видеть их без прикрас; в отсутствии той эмоциональной чувствительности, с помощью которой можно отличить сильные глубокие чувства от фальшивой игры; через ее веру в инструкции на все случаи жизни и неверие в себя, в человечество, в пользу, способность быть людьми, через ее стремление «любить» коллег по работе так, чтобы лишить их личной свободы, держать их под контролем; такая любовь не дарует жизнь, а губит ее, душит, убивает; через ее тяготение к тайному, индивидуальному удовольствию и отсутствие радости за общие профессиональные успехи. Они «дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят ее причинять» - так писал о незрелых людях выдающийся знаток человеческих характеров В. Вичев [6].

Профессиональная компетентность, на наш взгляд, есть свойство личности, позволяющее эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию необходимого фонда ценностных ориентаций, профессиональных знаний и отношений, выступая ведущим регулятором профессионального развития личности, предполагая глубокое понимание профессиональной среды и своей роли в ней.

Профессиональная компетентность, как отмечалось выше, основной компонент профессиональной зрелости личности, формируемый после актуализации ее профессиональных способностей на основе приобретенных в вузе профессиональных умений и навыков. Ведущим принципом формирования профессиональной компетентности является принцип отношения. Мы должны учитывать, по крайней мере, три момента процесса формирования профессиональной компетентности студента: 1) переживания студентом слабых и сильных сторон собственных профессиональных способностей;

2) активное дополнение профессиональных переживаний знаниями своей профессии; 3) активизация профессиональных знаний через определение своего отношений к профессии.

Профессиональные переживания студентов становятся актуальными, достигают своей психологической силы, побуждающей личность к познанию, при условии выработки, с помощью опытного наставника, адекватной оценки собственных профессиональных достоинств и недостатков. Только реалистическая оценка, опирающаяся на объективные, научные критерии и методы измерения, способствует профессиональному усовершенствованию

личности, позволяет ей преодолевать трудности, вызванные собственным пессимизмом, неверием или самодовольством, самоуспокоением. Знания студентов о профессии могут пополняться изучением профессиограмм, беседами с профессионалами, чтением литературы о людях избранной профессии. Особое место в этой системе, на наш взгляд, отводится производственной практике, способной максимально восполнить профессиональные знания и интерес будущих специалистов-менеджеров.

Система профессиональных знаний может формироваться (накладываясь на способности) из знаний, необходимых для исполнения внутрипрофессио-нальной роли специалиста-менеджера, направленной на предмет, средства, условия профессионального труда, товарищей по профессии, себя как субъекта профессионального труда.

Система профессиональных отношений у студентов может складываться из его профессиональных ценностных ориентации, профессиональной направленности интересов, профессиональных установок на предмет труда. Преподавателю необходимо представлять процесс созревания каждого из компонентов профессиональных отношений, их типы в зависимости от уровня зрелости.

Задачей преподавателя является формирование наиболее зрелого, гармоничного типа профессиональных отношений у студентов путем реализации педагогических методик разработанных самим преподавателем-предметни-ком, а также применение педагогических технологий наиболее близких в решении поставленных задач данного исследования. К такому типу можно отнести профессиональные ценностные ориентации, формируемые как преподавателем через поставленные профессионально-образовательные цели так и самим студентом посредством формирования личностной профессионально-нравственной культуры, при которых студент высоко оценивает собственную экономическую заинтересованность в профессии, ее привлекательность, общественную значимость, профессиональную направленность интересов - при которой его интересы направлены не только на профессиональную игру, но и на профессиональное образование, приобретение практических навыков и творчества, профессиональные установки на предмет труда [7; 8].

В данной статье мы рассмотрели сложный вопрос о профессиональной зрелости как важнейшем компоненте профессиональной составляющей будущего специалиста-менеджера. Поскольку профессиональная деятельность специалиста-менеджера определяется совокупностью профессиональных качеств, которые приобретаются им в процессе обучения, воспитания на основе применяемых педагогических технологий.

В качестве индикаторов доказывающих уровень обученности и воспитания специалистов-менеджеров выступают: профессиональные способности, профессиональная умелость, профессиональная компетентность, которые в целом представляют профессиональную зрелость.

Профессиональная зрелость специалиста-менеджера зависит от:

1) профессиональных ценностных ориентаций (рассматриваемых в нашем исследовании);

2) профессиональной направленности интересов;

3) профессиональной установки на предмет труда. Вышеопределенные индикаторы выявлены и апробированы в ходе применения педагогических технологий, методик (разработанных нами и апробированных в ходе данного исследования).

Соответственно, предлагаемый в теоретическом исследовании материал может быть в дальнейшем использован в подготовке студентов других специальностей и в целом в образовательно-воспитательном процессе.

Библиографический список

1. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л., 1985. - 8 с.

2. Конина, О. В. К вопросу о проблеме бизнес-образования в России. Новое образование для новой экономики России [Текст] / О. В. Конина: Сбор. статей межд. симпозиума. - М., - 2004. - С. 66-68.

3. Резанович, И. В. Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров. [Текст] / И. В. Резанович. - Челябинск, 2005. - 290 с.

4. Моисеев, В. Б. Профессиональное образование в социокультурном контексте. [Текст] / И. В. Моисеев, А. С. Мещеряков, В. В. Шапкин. - Пенза, 2002. -182 с.

5. Фром, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э. Фром. / Под общ. ред И. Добренькова. - М., 1981.

6. Вичев, В. Нравственная культура руководителя. [Текст] / В. Вичев. - М., 1988. - 156 с.

7. Слесарев, Ю. В. Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 246-255.

8. Слесарев, Ю. В. Слагаемые нравственного компонента в профессиональной подготовке специалиста-менеджера [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 9. - С. 195-208.

9. Игнатьева, Е. Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования [Текст] / Е. Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 122-130.

10. Макашина, И. И. Совершенствование процесса подготовки менеджеров для морского торгового флота [Текст] / И. И. Макашина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 146-154.

11. Зелетдинова, Э. А. Проблемы компьютерного интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования [Текст] / Э. А. Зелетдинова, М. Ю. Яковлева, М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 85-94.

12. Сенько, Ю. В. Технология профессионального образования в герменевтическом круге [Текст] / Ю. В. Сенько, Т. Л. Комоза // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 44-58.

13. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 138-146.

14. Амирова, Л. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально мобильной личности педагога [Текст] / Л. А. Амирова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 84-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.